Чикин Александр Фёдорович : другие произведения.

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опыт анализа русской былины


   ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК
   (опыт анализа русской былины по новым документам)
  
   Василиса Премудрая
  
   Премудрый василиск - антропоморфный фетишист-трансвестит, поэтому в русском фольклоре он остался известен под именем Василисы Премудрой. Родителей у него было трое: отец и две матери. Правда, вторая мать была мужского пола. Его генетическим отцом был потомок банкивских кур родом из Индии. Он вырвался из рук судового повара с двухмачтового арабского дау во время стоянки у Западного берега Африки и скрылся в прибрежных манграх. Гиперсексуальность молодого петуха и отсутствие кур в африканских джунглях привели к тому, что птица многократно потоптала флегматичную габонскую гадюку, которой, в конце концов, надоело это издевательство, и она сожрала своего насильника. Через какое-то время змея отложила яйца и уползла, а на гнездо наткнулась лягушка-бык. Африканская лягушка-бык известна своим чадолюбием, которым особо отличаются самцы. Этот самец не был исключением и, увидев яйца, стал наседкой. Через два месяца вылупились василиски, слопали свою "квочку" и разбрелись по миру.
   Источником сведений о происхождении василисков является средневековый трактат "О рождении василисков и леопардов крылатых". Косвенные данные говорят, что автором этого труда мог быть Майкл Бобсон, (в другой транскрипции Добсон), - английский монах XII века из Сомерсета.
   Одного василиска, повзрослевшего и взматеревшего, насадил на пику Георгий Каппадокийский, представ перед ним на огнегривом коне и в сияющих латах. Другой добрался до Юго-Восточной Азии, о чём свидетельствует древняя Китайская живопись и скульптура. Третий, перелетев Атлантический океан, был прозван населением Мезоамерики Кетцалькоатлем - Пернатым Змеем. Четвёртый допёк своими бесчинствами новгородцев и кражей в Киеве Забавы Путятичны прогневил Владимира - Красно Солнышко. Этот василиск сложил свои головы под мечом Добрыни Никитича, посланного киевским князем на выручку племянницы. Остальные вели себя ничем не лучше, шатаясь по Европе и воруя венценосных красавиц. Все эти драконозмеи пали от рук возмущённых женихов-принцев, которых было не счесть в феодальной Европе Средневековья. Правда, принцесс и принцев василиски загубили не мало, но когда в силу вступает закон больших чисел, а именно он и случился в раздробленной Европе, кишащей микроскопическими королевствами, герцогствами и княжествами, то, поистине, надо было быть безмозглыми Змиями, чтобы не предвидеть такого конца.
   Однако в семье не без урода: Премудрый василиск был умным. Облик пернатого змея - ядоточащего, пышущего огнём и взглядом обращающего в камень всё живое, ему не нравился. Он принял вид юноши и много лет провёл среди магов Магриба, познал каббалу в иешивах и бейт мидрашах Иерусалима и Хеврона, в Цфате был в учениках раввина Ицхака Лурии Ашкенази, известного под именем Аризаль, и сорок семь лет изучал алхимию и механику у лучших учёных Европы. Там же он столкнулся с чернокнижниками и ведьмами, у которых многому научился. Наконец, он влюбился, когда во Франции случайно встретил на лесной опушке фею и упросил её обучать его волшебству. Желая окунуться в образ любимого существа и более плодотворно пройти обучение, василиск и стал фетишистом-трансвеститом. Испытывая неодолимое стремление понять не только любимую, но и женщину вообще, василиск отправился на задворки Европы. Приняв облик бродячего мудреца-старца, нашептал князю Черниговскому способ оженить своих сыновей. Сам же, обернувшись в лягушку-быка, уселся на болотную кочку, где и дождался младшего сына князя, прибежавшего вслед зачарованной василиском стреле. Ни о каких гомосексуальных связях не могло быть и речи, поэтому, когда василиск понял, что зашёл в своём трансвестизме слишком далеко, он инсценировал свою кражу Кощеем Бессмертным, спровоцировав сжигание лягушиной кожи незадачливым женихом. Дальнейшие похождения Иванушки, якобы вызволившего свою невесту из рук Кощея, - плод народной фантазии. Но с этой неудачной попытки замужества, василиск приобрёл имя Василисы Премудрой.
  
   Соловей Разбойник
  
   Соловей Рахманов - антропоморфное существо богатырского сложения с рудиментарными птичьими крыльями на спине, уникальными вокальными данными с амплитудой голоса от ультра до инфразвука и дурными наклонностями. Поэтому в русском фольклоре он остался известен под именем Соловья Разбойника. Его родителями были Белый Див и птица рахманная. О Белом Диве известно только, что он колдовством ослепил и взял в плен шаха Ирана Кай Кавуса, а потом погиб от руки Рустама - витязя в тигровой шкуре, когда тот пришёл шаху на выручку. О птице рахманной былины ничего подробно не говорят. Остаётся только гадать, была ли она Симургом, Сиреной или Гамаюном. С большой долей уверенности можно было бы предположить, что матерью Соловья была Сирена, если принять за аксиому унаследованные от неё вокальные данные Разбойника, но у него был брат-близнец Скворец Рахманов, который таким талантом не обладал, хоть и был такого же богатырского сложения. Косвенно это говорит о том, что Скворец вылупился из другого яйца, поскольку однояйцовые близнецы идентичны, а всем известно, что в кладке Сирены бывает только одно яйцо. Симург может отложить их до десятка, а Гамаюн - условно живородящ, вынашивая до семи яиц внутри себя до появления птенцов, но иногда откладывает пару "жировых", (неоплодотворённых), яиц - болтунов. Профессор биологического факультета Казанского университета М. Шамсутдинов считал, что мы имеем случай партеногенеза и братья происходят из этих неоплодотворённых яиц Гамаюна, а родителя придумали себе сами в подростковом возрасте. Чтобы не отличаться от сверстников, отцы которых в те времена к моменту отрочества своих детей тоже оказывались убитыми в битвах и разного рода конфликтах. ( М. Д. Шамсутдинов. Монография "Об использовании неоплодотворённых яиц на ведовских птицефермах Тёмных Веков". Издательство Казанского Университета, 2053 год, стр. 87). Профессор Ветеринарного Института Казани М. Галиев раскритиковал это утверждение, заметив, что в случае партеногенеза на свет появляются только самки. (Журнал N 2 "Вестник Ветеринарии". Издательство АН СССР. Статья М.М. Галиева "О всех созданиях, прекрасных и удивительных". 2054 год). Далее профессор Галиев, с некоторой долей скептицизма, замечает, что утверждение М. Шамсутдинова о происхождении братьев может быть верно, только при условии их гомосексуальности или фетишистского трансвестизма, что и заставило этих партеногенетических самок рядиться в мужское платье и вести себя соответствующе. А профессор филологического факультета Казанского Университета А. Хоцей, проанализировав речь Соловья и Скворца, пришёл к выводу, что они оба мордвины. Или обе. Как известно, филология равнодушна к половым признакам. ( Статья А.С. Хоцея "О мордовской составляющей Русских былин". "Ежегодник Казанского университета" за 2068 год). Последнее утверждение о национальной принадлежности братьев Рахмановых к разбираемому тут конфликту не относится и не несёт задачу дискредитации мордовского этноса. Оно помещено в рамках данной статьи простым примером сложности отыскания истины при разборе славянских и русских былин.
  
   Новейшие изыскания
  
   Апокрифический текст былины гласит, что некий богатырь, по имени Илья Муромец, ехал в Киев, избрав кратчайший путь, которым тридцать лет мало кто рисковал пользоваться из-за Соловья Разбойника. Походя витязь пленил супостата, а потом отсёк ему голову, после предъявления татя киевскому князю. Так же былина предлагает нам версию происхождения Ильи Муромца и других его подвигов.
   Недавняя находка двух исторических документов и новое прочтение одного старого интервью опровергают классический текст былины. Эти документы иначе толкуют происхождение Ильи Муромца и раскрывают суть его конфликта с Соловьём Разбойником в совершенно другом ключе. Интервью, взятое крупнейшим фольклористом России Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871) у Скворца Рахманова, и казавшееся до последнего времени не имеющим отношения к Илье Муромцу, сегодня гармонично вплетается в новую трактовку былинных событий.
   История находки новых документов такова. Поздней осенью 2009 года владимирский охотник - М.Ю. Бобков - преследовал куницу в Муромских лесах. Он успел заметить, что зверёк юркнул в истлевшие до последнего венца останки сруба какой-то избы, стоявшей в глухой чаще леса. Среди древесной трухи охотник обнаружил погреб, в котором укрылась куница. При осмотре этого погреба им был найден железный ларец, проржавевший до состояния ветхости. По словам Бобкова, он ожидал обнаружить в сундуке "брильянты из чистого золота", поэтому охотник, позабыв про куницу, взвалил свою находку на плечи и отправился домой. Срезав "болгаркой" крышку ларца, Бобков нашёл в нём несколько свитков и толстый фолиант, озаглавленный "Посмертные записки Бессмертного, скончавшегося от морового поветрия в Москве им же и вызванного, написанные Кощеем собственноручно со слов Василисы Премудрой, Бабы Яги, Царевны Лягушки и Змея Горыныча". Аутентичное название фолианта утрачено и воспроизводится со слов М.Ю. Бобкова, который не сохранил в памяти витиеватость славянских оборотов речи и терминов. Документы два года пролежали на полке в гараже, и титульные страницы инкунабулы истлели от протекающей крыши. Книга лежала раскрытой на первых страницах. Свитки представляют разрозненные дневниковые записи некоего Б.Я. Домового Аксиния сына Ивана. Дальнейшие изыскания привели к выводу, что инициалы Б.Я. не являются таковыми, а обозначают что-то вроде придворного титула. Он звучит, как "Бабы Яги Домовой Аксиний сын Ивана", в данном случае.
   Именно из записок Аксиния почерпнуты сведения об обучении Василисы Премудрой и происхождении её имени, описанные в первой главе.
  
   Конфликт
  
   Из посмертных записок Кощея Бессмертного и дневников Аксиния следует, что покинув княжеские палаты Чернигова, сбежав от своего жениха, Василиса Премудрая отправилась "куда глаза глядят". Иначе говоря, Премудрый василиск, погружённый в мысли о том, чем чревато его переодевание в женское платье, просто бесцельно шёл по первой попавшейся ему под ноги дороге. Пребывая в глубокой задумчивости, всё ещё в кокошнике и сарафане, василиск даже не заметил, что на траву выпал иней раннего заморозка. Так уж тогда сложился климат, и за полвека, что василиск провёл в Западной и Центральной Европе, он ни разу не подвергался воздействию отрицательных температур. Киевская Русь была на самой окраине области влияния Гольфстрима: ранние заморозки и суровые зимы, вполне были ей присущи. Василиск, родившийся в Экваториальной Африке, на две трети змея и лягушка, имел только треть теплокровности, унаследованной от петуха. Он понял, что на него снисходит какое-то пугающее оцепенение только на калиновом мосту через речку Смородину. Оступившись или споткнувшись, василиск полетел в воду. Вода была теплее воздуха, и он немного пришёл в себя, но оказавшись на берегу, на покрытой инеем траве, смог доползти только до куртины дубов, где его охватило окончательное оцепенение. Там он и пролежал до рассвета, силясь понять, что с ним происходит, и не карают ли его потусторонние силы за переодевание в женский наряд. Скорее всего, он отогрелся бы в лучах восходящего солнца, как это принято у гадюк, и пришёл в себя. Но в дело вмешался случай. На дороге появился Соловей Рахманов. Он шёл в Чернигов, желая стать воеводой у князя. Недалеко от моста, среди девяти дубов он увидел лежащую бабу в красном сарафане. Из дальнейших событий, перекрёстно описанных в дневниках Аксиния и в посмертных записках Кощея, совершенно невозможно установить половую принадлежность Соловья. Остаётся только гадать, действовал ли он побуждаемый гомосексуализмом партеногенетической самки из неоплодотворённого яйца Гамаюна, или его гомосексуализм имел, так сказать, "мужскую" природу бисексуальных дивов, поскольку половую принадлежность василиска можно считать установленной. Хотя, у отдельных исследователей, и она остаётся под вопросом. ( "Слово о нечистых бесах инкубах и суккубах василисковых" - трактат литовского католического священника Речи Посполитой Вольдемара Борисова. 1600 год). Словом, по определению Бабы Яги, почерпнутого из дневников Аксиния, Василиса Премудрая пала жертвой дурных наклонностей Соловья Разбойника, воспользовавшегося беспомощным состоянием своей жертвы, и подверглась надругательству. Так же невнятно трактуют происшествие и посмертные записки Кощея. Но если судить по неопубликованному интервью, взятому у Скворца Рахманова А.Н. Афанасьевым примерно в 1862 году, найденного в архивах Александра Николаевича, Скворец Рахманов присутствовал при этих событиях, и заявил, что "баба девкой оказалась". Сам Скворец в развратных действиях брата участия не принимал, а обнаружив, что жертва виргинна, вообще ушёл вперёд по дороге в Чернигов, ожидая, что Соловей его позже догонит. Этот последний документ только ещё больше запутывает дело. Разобраться в том, был ли василиск мужского пола и искусно прятал копулятивный орган в клоаке, или он стал девкой, нарядившись в сарафан, - невозможно. Как невозможно определить без исследовательского препарирования пол Соловья Рахманова. Как бы там ни было, половой или псевдо половой акт между ними имел место быть. Просто человеческие гетеро и гомосексуальности бессильны тут что-либо объяснить. Не будем и пытаться, предоставив это более подкованным в сексопатологии и биологии этологам.
   Несколько поднявшаяся температура тела василиска от произведённых над ним насильственных действий, хоть и не позволила Премудрому обратить Соловья в камень, однако он сумел наложить малое заклятие неподвижности. Этому способствовали девять дубов по периметру охваченной заклинанием площади, внутри которой оказался насильник. Сам же василиск, догадавшийся к этому моменту о причинах своего оцепенения, попытался телепортироваться в местечко Кара-Чарым близ Кабула, рассчитывая быстро придти в себя, помня удушающую жару этого места. Но невнятная артикуляция одеревеневших от холода губ, занесла его вместо Кара-Чарыма на задворки села Карачарово, недалеко от города Мурома. Он оказался в меже, рядом с младенцем, родители которого пололи репу на этом поле. Вдобавок ко всему, при этой неудачной телепортации с него сорвало всю одежду. Запаниковав, василиск, напрягая последние силы, протолкнул в свою глотку младенца, как это принято у змей, надеясь, что детское тепло повысит его внутреннюю температуру. Поспособствовать этому могли и живительные лучи вставшего солнца. Тут василиск заметил, что с поля к нему идёт мать съеденного им ребёнка. Он произнёс заклинание невидимости, но всё ещё плохо повиновавшиеся губы, вместо друидской формулы, пролепетали что-то более похожее на каббалистическое проклятье. В результате его вывернуло наизнанку, и он оказался внутри проглоченного им младенца. А младенец, в свою очередь, вновь оказался на меже в своих пелёнках и распашонках. Пришедшая покормить своё чадо мать, с удивлением обнаружила, что её новорождённая дочь стала неподъёмно тяжёлой. Что было потом, василиск совершенно не запомнил, поскольку от всех этих злоключений впал в беспросветную флегматичную депрессию, столь свойственную габонским гадюкам, и просто перестал воспринимать окружающее. Очнулся он только через тридцать лет и обнаружил, что лежит в какой-то избе на печи, а в глотку ему льют живую воду какие-то безобразные нищие старики, которых на Руси было принято называть "калики перехожие". Осматривая себя, василиск почувствовал, что за тридцать лет тельце младенца, насаженное на него проклятьем, растянулось и приняло формы мужеподобной огромной бабы, с маловыразительными молочными железами и косматой бородищей на суровом мужицком лице. Косматой была и промежность, поэтому калики, нисколько не усомнясь, что перед ними мужик, всучили ему меч, подарили коня, дали несколько медяков на дорогу и приказали немедленно отправляться на защиту Киева. Как оказалось, они служили рекрутирами при военкомате князя Киевского и наложили на василиска заклятье, которое тут же заставило его отправиться выполнять приказ.
  
   Развязка
  
   Заклятие повлекло василиска в Киев через Чернигов, так как калики перехожие были осведомлены о том, что на дороге между этими городами у речки Смородины, возле калинова моста, вот уже тридцать лет сидит на девяти дубах Соловей, прозванный в народе Разбойником, не давая проходу ни пешему, ни конному. Старики надеялись, что завербованный ими детина сможет справиться с супостатом. На прощанье они спросили у рекрута имя, чтобы занести его в призывную ведомость для князя. Василиск, опробуя непривыкшие к артикуляции губы растянувшегося по его размерам младенца, попытался произнести нейтрализующую заклятье формулу, но только промычал: "И-и-я, м-у-у-а-е-ц!", - и умчался вскачь, не в силах более противится приказу перехожих калик. Ареопаг, недолго посовещавшись, занёс его в призывной реестр под именем Илья Муромец.
   Всю дорогу до Чернигова василиск провёл за отработкой артикуляции. Русскую разговорную речь он кое-как осилил до пятой степени внятности - с третьего повтора собеседник мог уловить общий смысл сказанного. Но вместо заклинаний и волшебных формул с уст покрывавшей его оболочки срывалось только что-то непотребное, что позже будет определено, как "ненормативная лексика". Много позже василиск научится ею пользоваться в магических целях. Он натренирует свой мозг усиленно думать о нужном заклятии и, невзирая на несущийся с уст русский мат, всё у него будет получаться. Но этому он научится ещё очень не скоро. Собственно, последняя треть посмертных записок Кощея есть не что иное, как список русских матерных заклинаний. Мы не станем приводить тут их примеры, поскольку они известны с детства каждому россиянину. Все мы и без Кощея знаем, что нужно кричать вслед окатившему нас грязью автомобилю, чтобы обрести душевное равновесие. Русский Дзен - он и в Китае русский, не говоря уж про Африку.
   Под Черниговом наш герой застал монгольскую орду, осадившую город. Василиск, повинуясь заклятию перехожих калик, попытался проскочить мимо. Но вы же знаете восточных мужчин, которые натренированы даже под шестью шароварами и глухой паранджой определять достоинства женщин? Им и в голову не придёт, в отличие от нас, просить показать личико, чтобы понять: Гюльчатай скрывается в этой хламиде или крокодил? Они и так знают, что там Гюльчатай, ибо крокодилы паранджу не носят. Чувства их были обострены, они уже второй год обходились без женской ласки. Вся орда тут же определила половую принадлежность оболочки василиска и кинулась на него. Понятное дело, что оружие для того, что они собирались сделать с Ильёй Муромцем, не нужно, поэтому большая часть войска просто его побросала, спеша избавиться от лишнего груза, ведь каждый хотел стать первым у этой девственницы, которую они почуяли за версту. А кто по недомыслию и остался при сабле, и не думал её обнажать, надеясь увидеть совершенно другую обнажёнку. Словом, василиск, используя казённый меч, зарезал их всех и поскакал дальше, бубня под нос и усиленно артикулируя непослушными губами, что так будет с каждым, кто посягнёт на его честь. А со стен города радостно вопил видевший это побоище люд. И среди этого народа стоял постаревший князь Иван, даже не подозревавший, что спасителем города была его пропавшая невеста - Василиса Премудрая.
   Тут надо сделать небольшое отступление и немного рассказать о Соловье Разбойнике. О тех тридцати годах, что просидел он на девяти дубах. В посмертных записках Кощея есть упоминание о том, что при неудачной телепортации Василисы Премудрой с места уголовного преступления Соловья, с неё сорвало одежду. В записках сказано, что при перемещении в пространстве василиска, сарафан зацепился за дубовый сук, кокошник откатился к речке, а сафьяновые сапожки откинуло на калинов мост. О наличии нижнего белья в книге ничего не сказано. Возможно, что такового тогда ещё не было. Всё это допускается нами. Но более вероятной нам представляется версия, что одежду, желая надругаться над Василисой, сорвал с неё Соловей, а жертва, из-за крайней степени окоченения, просто этого не запомнила и приписала потом её отсутствие последствиям неудачного перемещения в пространстве.
   Оставшись в одиночестве после телепортации Василисы, Соловей обнаружил, что не может никуда выйти за границы круга, описывающего девять дубов. Василиск применил к нему заклятие "Эннеаграммы личности", что говорит о высоком классе магических знаний, коль скоро он моментально сориентировался в предложенных ему дубами обстоятельствах. Однако не стоит упускать из виду, что заключить Соловья могли девять дриад - древесных нимф, возмущённых насильственными действиями Разбойника. Из дальнейшего описания последующих событий явствует, что это именно они, желая заморить насильника голодом, замкнули его эннеаграммой. Но с голодом у них ничего не вышло. Соловей, несколько раздосадованный исчезновением Василисы, обыскал её сарафан. В одном кармане он нашёл сорок семь серебряных ложек, по рассеянности сунутых туда Василисой, когда она покидала княжеские палаты. А во втором кармане он обнаружил случайно захваченную у французской феи "салфетку официанта", (La serviette du garсon de restaurant. (франц.)), более известную в русском фольклоре, как "скатерть самобранка".
   В первый же год своего заключения Соловей, от вынужденного безделья, занялся вокалом. Его мать, кто бы она ни была, явно оказалась ближайшей родственницей кого-то из птиц-пересмешников. Мы предполагаем, что ближе всех ей по крови были попугаи, которые, как известно, могут одновременно воспроизводить речь человека и скворчания кипящего масла на сковороде, или работающего автомобильного двигателя. Примерно этим же приёмом овладел и Соловей, усугублённым ещё явным умением эхолоцировать: он сканировал местность ультразвуком, воспринимал и анализировал эхо, и, не прекращая дальнейшей разведки местности, издавал нужной частоты инфразвук, который вступал в резонанс с только что просканированным объектом, что приводило последний к разрушению. Именно так он убивал людей. Княжеский лекарь-немчин произвёл несколько вскрытий погибших от Соловья людей. Все они умерли от резонансного гидроудара в мочевом пузыре, который приводил к мгновенному разрушению кишечника и последующему сильнейшему кровоизлиянию в брюшную полость. Примерно таким же образом, сканируя ультразвуком внутреннюю структуру растений и заставляя их резонировать с инфразвуками нужной частоты, Соловей Разбойник валил деревья и клал наземь травы. И при этом мог ещё в привычном для нас звуковом диапазоне напевать "Ах, вы, сени мои, сени" или "Калинка-малинка моя". Вот за этими занятиями Соловей Разбойник и провёл тридцать лет своего заключения.
   Разбойник обнаружил Илью Муромца примерно за версту. Ему уже надоело убивать несмышлёных героев, которые постоянно пытались освободить от него дорогу, не подозревая, что он и сам бы с радостью отсюда ушёл, будь его воля. Все они рассчитывали на вознаграждение от Киевского и Черниговского князей. Посчитав, что имеет дело с таким же меркантильным соискателем государственной премии за улучшение коммуникационных путей и увеличение транспортных перевозок, Соловей для начала просто повалил часть леса и уложил траву перед конём Ильи Муромца. Василиск и рад был бы развернуть коня вспять, поскольку совершенно не мог пользоваться магией из-за невозможности произнести что-то внятное, но заклятье стариков-рекрутиров заставляло его двигаться только вперёд. Пришлось выхватить меч и мчаться дальше, нисколько не надеясь на это бесполезное оружие. Тут василиск почувствовал что-то вроде лёгкой щекотки. Это Соловей Разбойник начал сканировать его ультразвуком, пытаясь найти мочевой пузырь и определить нужную длину волны инфразвука, для уничтожения молодца. Любой желающий может в любой последовательности вскрыть гадюку, петуха и лягушку, чтобы убедиться, что мочевого пузыря у них просто нет, как не было его и у произведённого ими василиска. Отсутствие у этого богатыря столь нужного для его убийства органа привело в замешательство Соловья Разбойника. Он лихорадочно начал лоцировать странное существо на коне. Это только окончательно сбило его с толка: УЗИ показало, что он имеет дело с вывернутой внутренностями наружу тварью, заключённой в какую-то тонкую бабью оболочку. У этой оболочки прослушивался крошечный младенческий мочевой пузырь, но он, во-первых - был наполнен живой водой, а во-вторых - вряд ли его разрыв, даже если бы он и удался, смог бы причинить вред этому монстру. "Живая вода - это бренд мирового уровня, против него не попрёшь! - думал, вероятно, Соловей. - Этот же, гад, только ещё здоровее станет! Он и так-то огромный, как лось, как его только конь носит?" А Илья Муромец, между тем, неумолимо приближался. Перед ним предстал холм из устричных раковин на противоположном берегу реки. Из этой горы едва торчали макушки высохших девяти дубов, а на вершине восседал Соловей Разбойник, головой подпирая небо. Дело в том, что французского языка Соловей не знал, поэтому не мог получить ничего, кроме устриц у салфетки официанта, которая по умолчанию выдавала их при каждом обращении. А аппетит у Разбойника был отменный. За тридцать лет скопилась огромная гора раковин. Вот в эту кучу и врезался конь Ильи Муромца, перескочив через мост, пытаясь перевалить через неё, чтобы мчаться к Киеву, ведь заклятье перехожих калик действовало и на него. Тут Соловей, наконец, очнулся и запаниковал, увидев меч в руке Ильи Муромца. Он ударил инфразвуком по мочевому пузырю коня богатырского. Сакраментальное: "Что ты, волчья сыть - травяной мешок, спотыкаешься?", - которое приписывает былина Илье Муромцу, обратившемуся к коню во время сражения с Соловьём Разбойником - неудачная народная выдумка. Обращаться было не к кому. Конь мгновенно пал почти на вершине подъёма и покатился вниз, вызвав гигантский оползень из раковин. Вовлечёнными в эту лавину оказались и два наших богатыря. Илья Муромец, падая к подножию горы, потерял меч, а сверху на него свалился Соловей Разбойник, ополоумевший от паники. Василиск, кроя трёхэтажным матом, в бесплодной попытке заколдовать растерявшегося Разбойника, как-то умудрился связать его арканом с луки седла погибшего коня и, по наитию, засунул ему глубоко в глотку кляп, подхватив для него выпавшую из кармана Соловья салфетку официанта. Ведь всем известно, что птицы умеют издавать звуки, не открывая клюва, без всякой артикуляции. Просто видно, как у них шевелится горло, и доносятся звуки при сомкнутом клюве. Умел это и Соловей. Салфеточный ком достал ему до самых голосовых связок, и окончательно обезоружила Разбойника.
   После этого василиск беспомощно порылся в раковинах, пытаясь отыскать меч, чтобы отрубить голову своему насильнику, но искать оружие было так же бесполезно, как иголку в стоге сена. А приказ перехожих калик властно гнал его в Киев. Тогда он взвалил на плечи Разбойника и пошёл пешком. Заклятие "Эннеаграммы личности" с гибелью дубов и их дриад слетело с Соловья день назад, когда упал последний лист с высохших дерев, заваленных чудовищной горой устричных раковин. Разбойник, разумеется, про это не знал, иначе он ещё вчера покинул бы своё узилище, ведь одежда его истрепалась до крайности, и он уже лет тридцать, как мечтал о кусочке хлеба, варёной репке со шмоточком сала и глотке молока.
   В Киеве Илья Муромец пришёл на княжий двор, молча показал князю Владимиру и его дружине Соловья, выхватил меч у ближайшего ратника и отсёк Разбойнику голову. Всё, что он успел после этого сделать - достать из отрубленной головы салфетку и спрятать её за пазуху. На него тут же накинулись дружинники, посчитавшие, что обнажённый меч рядом с князем, и демонстративное убийство какого-то оборванца - попытка запугать их военачальника, а может и покушение на его жизнь. Илью бросили в подземелье. Что там бубнил в своё оправдание мужичище-деревенщина, за которого приняли василиска, никто понять не мог. Да и не мудрено. Сами-то вы давно общались с деревенскими? Если совсем не общались, перечитайте "Заповедник" Сергея Довлатова. У них и по сей день ничего невозможно понять, а тысячу лет назад и подавно.
   Не без помощи скатерти самобранки Илье Муромцу удалось отсидеть в княжеских погребах свой "червонец", и хоть права переписки его никто не лишал, писать ему было просто некому. Выпустили его на свободу глубокой старухой, в которую превратилась его оболочка. Борода у неё вылезла, остеопорозом её согнуло к земле, а полиартрит, вызвав сухую гангрену, превратил её правую ногу в мумию. Тюремщики были сильно удивлены старой карге, поскольку по документам под этим арестантским номером у них был записан мужик-деревенщина. Текучка кадров в княжеском Управлении исполнения наказаний из-за низкой оплаты труда была большой. Надзиратели посчитали, что их предшественники просто что-то напутали. Пришлось им подчистить списки и задним числом придумать старухе имя - баба Яга, по кличке "Костяная нога".
   Из посмертных записок Кощея следует, что лет через двести василиску вконец опротивел образ старой карги, и он стал одеваться в гремящие ржавые латы, приняв имя Кощея Бессмертного. По имеющимся у нас сведениям, требующим проверки, Кощей дожил до середины девятнадцатого века и был описан Н.В. Гоголем в поэме "Мёртвые души", как помещик Плюшкин.
   Из текста посмертных записок можно понять, что пребывая в тридцатилетней депрессии, лёжа на печи в избе села Карачарово, василиск, тем не менее, мог обиходить себя: в зимние периоды он регулярно отправлял топор и пилу на заготовку дров и даже пару раз самолично выезжал куда-то на печи. Это дало возможность народу сочинить сказку про Емельку-дурачка. Разумеется, что никакого такого "щучьего веления" не было и в помине, а была вполне определяемая воля василиска.
  
   Заключение
  
   В свете новых документов русский фольклор должен быть проанализирован более детально. Авторы данной статьи вовсе не призывают к оголтелому ревизионизму. Мы хотим обратить внимание читающей публики на вскрывшиеся новые обстоятельства, которые вовсе не отменяют значение и поэзию русских былин. Они только ещё больше подчёркивают необузданную фантазию русского народа, сумевшего создать лирические образы Ильи Муромца, Василисы Премудрой, Яги и Кощея, далёкие от их прозаической сути.
   Данное исследование написано нами для трёхтомного издания "Русские былины", предпринятого Российской Академией Наук СССР в честь столетнего юбилея правления дорогих для сердца каждого россиянина президентов и премьер министров В.В. Путина и Д.А. Медведева.
  
   Доцент кафедры Мирового фольклора Казанского Государственного Университета, доктор былиноведения Никич Ф.А.
   Профессор кафедры Мирового фольклора Казанского Государственного Университета, кандидат былиноведения Р.Р. Борисова.
  
   Казань. 2099 год.
  
  
  
  
    
  
  
  

Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"