Чиж Наталья Павловна : другие произведения.

Обзор номинации "Стихи для детей" конкурса "Крош-2" (полуфинал)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Принимаясь за данный обзор, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, я понимала, что люди, пишущие для детей, делают это из лучших побуждений и большинство стихотворений (я в этом уверена) созданы от чистой души и с самыми добрыми намерениями. Но с другой стороны, я не забывала, что критик должен быть беспристрастным и даже безжалостным, тем более, когда речь идет о детской литературе.
  Мое твердое убеждение: писать для детей сложнее, чем для взрослых. Взрослого читателя можно смело пускать в запутанный лабиринт своих творческих излияний, надеясь, что он сам найдет выход, сам все объяснит и оправдает. Можно экспериментировать, прикрываясь столь необходимым ныне поиском нового, можно быть неискренним, не опасаясь, что твоя ложь навредит, и наконец - можно ошибаться. В читательском мире взрослого, где зачастую изъяны преподносятся как гениальные изыскания, где бесталанные писатели при грамотном пиаре иногда становятся чуть ли не классиками и находят почитателей, где слишком сильны связи с политикой, обществом и критикой, все субъективно и подвижно. У детей - по-другому. Детский мир честен, прям и прост. Дети не терпят фальши и тонко чувствуют ее во всем - как в людях и в жизни, так и в литературном произведении. Дети правдивы и не станут искать прелести в том, что им откровенно не нравится. Но в то же время дети еще умеют верить, и поэтому писатель должен чувствовать свою ответственность за написанное. Автор не имеет право на ошибку, так как слово в детском мире все еще весомо, в воспитании, росте личности оно по-прежнему играет важную роль. Псевдолитературой можно навсегда отвратить ребенка от интереса к литературе настоящей, без которой невозможно становление и существование полноценной духовной личности. Поэтому для детей нужно писать или хорошо, или не писать вообще.
  Оценивая конкурсные произведения, я руководствовалась не только "инструкцией" члена жюри, разбирая текст по кусочкам, оценивая идею, техническую сторону, соответствие сущности конкурса и т.д., но и личным "багажом"- детскими воспоминаниями и четырехлетним опытом непрерывной работы с детьми. И хочу сказать несколько слов, которые предвосхитят мой обзор, и, возможно, защитят конкурсантов от обид, а меня - от ответных нападок. Я старалась быть честной: если автор не знает правил стихосложения или блуждает в трех соснах собственной выдумки, то я откровенно говорила об этом. Рассматривая техническую сторону, я много рассуждала о глагольных рифмах. Сразу скажу, что я не являюсь тем фанатом "неизбитых" рифм, который не терпит рифмованных глаголов и будет даже в ущерб смыслу искать что-то оригинальное. Наоборот, в произведениях для детей много действия как такового, и никуда не деться от глаголов - они будут и должны быть. Но часто авторы строят текст только на глагольных рифмах, да еще не всегда подкрепленных смыслом. Еще одна типичная и часто встречающаяся ошибка - лексико - стилистическая. При написании детского стихотворения нужно умело лавировать между двумя полюсами - слишком простым, доходящим до примитивности набором слов и взрослой, сложной, надуманной лексикой. Не всем удалось уловить эту золотую середину - автор каждого второго стихотворения либо опускается до детского лепета, либо вплетает в текст заумные словечки, которые кажутся ему очень удачными, а на самом деле выбиваются из канвы произведения. Нужно помнить об адресате стихотворения, видеть его перед глазами и рассказывать историю ему - пятилетнему малышу.
  Еще один важный аспект - выбор темы. Мой опыт мне много поведал о том, что дети любят и чего не принимают категорически. А любят дети игру, и неважно какая она - словесная или сюжетная. Также любят читать "про себя", то есть про детей. Любят вымысел, но он должен быть тщательно продуман - не каждую череду событий, связанных с чудесами, можно назвать сказкой, чего многие авторы не понимают, к сожалению. Любят, как это ни странно, мораль и поучения - ненавязчивые, но внятные. Детям нравится узнавать новое не только о природе и мироустройстве, но и об обществе, о правилах и нормах поведения, поэтому "что такое хорошо, что такое плохо" - тема вечная и одинаково интересная всем поколениям. Любят смех и прекрасно понимают юмор. А терпеть не могут дети двух вещей - когда непонятно и когда скучно. Скука - враг любого начинания, в том числе литературного. Скучны длинные описания природы или рассказы, все содержание которых ограничивается тем, что некий щеночек машет хвостиком и грызет косточку. Автор должен понимать, для чего он создает свое произведение: научить, повеселить, просветить, воспитать, предостеречь, заинтриговать. Если же цель - просто облечь в рифму ту или иную реалию, то откладывайте перо: Ваше стихотворение не нужно ребенку. Для того, чтобы увидеть, как собачка машет хвостом, ему необходимы глаза, а никак не Ваш вирш. И по поводу "непонятности". Есть огромная разница между загадкой в произведении , когда непонятен какой-то один момент, и смысловой неразберихой, когда процент непонятного зашкаливает. Первое порождает интригу и интерес; второе - отвращение и желание забросить книгу в дальний угол.
  И наконец: мы можем сколько угодно рассуждать о детской литературе, писать научные статьи, выводить закономерности и диктовать правила того "как надо писать для детей". Но самыми чуткими судьями, теми, кто сможет разобраться во всех нюансах и беспристрастно оценить тот или иной вирш, все равно останутся дети. Приведу пример не из литературы, но тоже из сферы индустрии для детей - из мультфильмов. В детстве я искренне недоумевала над "Пластилиновой вороной": не понимала ни сюжета, ни смысла, ни идеи. Став взрослой, я оценила задумку создателей, прониклась всеми оттенками юмора и более того - это мой любимый мультфильм. Хорошее, остроумное, оригинальное творение, но оно не для детей. Или помните мультфильм "Серебряное копытце"? Необычайной красоты и волшебства произведение. Но там есть один очень страшный эпизод: девочка одна в избе, ночь, вокруг тишина, но вдруг нарастает тревожная музыка и в окне неожиданно появляется оленья голова. Это настоящий ужастик для ребенка! Я пережила большой испуг и выключила мультик, - а досмотреть до конца смогла, только когда подросла. И если бы создатели знали, какой страх способно вызвать в детском сознании вот такое появление положительного, по сути дела, героя, то пересмотрели бы, наверное, сценарий. К чему я это? К тому, что я рада, что все точки над i расставят юные читатели. А сейчас - мой взрослый взгляд на номинацию "стихотворения" "КРОШа-2".
  
  Зуев-Горьковский Алексей Львович
  
   РАНО УТРОМ
  
   Просыпайся, ангел мой!" -
   Слышу голос над собой.
   Я проснулся. Очень рано!
   Встал не с той ноги с дивана!
   Бойся, бабушка, меня
   И беги, как от огня!
   Я не буду умываться,
   Чистить зубы, одеваться,
   В рань такую подниматься,
   В детский садик собираться!
   Я не стану есть котлету!
   Уберите плошку эту!
   В общем, плачу и кричу
   И ногами топочу!
   Ты, бабуля, мне сейчас
   Совершенно не указ!
   Вдруг, бабуленька уходит
   И родителей приводит!
   С мамой спорить бесполезно.
   Это мне давно известно!
   И по папе тоже видно:
   Будет больно и обидно!
   Надо срочно всё исправить:
   Свой диван скорей заправить,
   Дальше надо умываться,
   В садик быстро собираться,
   Съесть бабулину котлету,
   Поблагодарить за это...
   "Просыпайся, ангел мой!" -
   Снова слышу над собой!
   Я немного удивился:
   "Неужели сон приснился?!"
   Что ж такое! Вот досада!
   Всё по новой делать надо!
   Снова надо умываться,
   Чистить зубы, одеваться,
   Есть бабулину котлету,
   Что-то мыть потом за это...
   В детский сад вести кого-то...
   Маму с папой на работу
   Непременно разбудить,
   Молоком их напоить...
   А в ушах звенит опять:
   "Э-эй! Мой ангел! Хватит спать!!!"
  
  Тема стихотворения интересная и животрепещущая, особенно для маленьких любителей подольше поспать. Идея хороша, но к ее реализации множество вопросов. Стихи для детей должны быть прежде всего логичными и последовательными. Тем более для дошколят. Итак, ребенок, пробуждаясь, слышит голос бабушки, но продолжает видеть сон. Отсюда - путаница, замысленная, как стихообразующий прием. Автор намеренно стирает грань между сном и реальностью, но делает это крайне небрежно, перегружая стихотворение событиями (появление родителей, необходимость вести их на работу и т.д.) и совершая ряд логических и стилистических ошибок.
   "Просыпайся, ангел мой!" -
   Слышу голос над собой."
  Из дальнейшего повествования понятно, что нашего героя будит бабушка. Но в самом начале стихотворения формулировка "слышу голос" может поставить ребенка в тупик. Дети всегда уточняют объект действия, мыслительный процесс предельно точен: кто, что сделал, как сделал, зачем сделал. Здесь же всё очень запутано.
   "Я не буду умываться,
   Чистить зубы, одеваться,
   В рань такую подниматься,
   В детский садик собираться!"
   В данном куплете имеет место перечисление. И оно тоже должно быть последовательным. Нам, взрослым, вполне понятен семантический и логический повтор, рассуждения ребенка же - линейны и никак не цикличны.
  "Есть бабулину котлету,
   Что-то мыть потом за это..."
  На мой взгляд, вторая строчка написана только для рифмы, так как не несет вразумительного содержания.
  
  Обращусь теперь к моральному, воспитательному аспекту. В данном стихотворении авторитет бабушки сведен к нулю. Непослушание и даже угрозы ("бойся, бабушка, меня!") преподносятся как норма, хотя таковой не являются. Не могу поставить больше 3 баллов.
  
  
   НЕВЕСЁЛОЕ ВЕСЕЛЬЕ
  
   Выпал снег. Спешат прохожие
   На замёрзших птиц похожие.
   Все они спешат домой,
   В шубы прячась с головой.
   Я ж морозов не боюсь.
   Над прохожими смеюсь!
   Мне в одной рубашке душно...
   Если честно, очень скучно
   Здесь в больнице. У окошка
   Постоять решил немножко
   Я от скуки и безделья.
   Правда плохо без веселья!
   А ведь мама говорила:
   "Чтобы горло не простыло,
   Надевай-ка шарф и шапку!"
   Я же курточку в охапку
   И на улицу бежать,
   Чтоб подольше погулять.
   Что тут скажешь - погулял!
   А потом сюда попал!
   Надо было маму слушать:
   Что одеть, обуть, что кушать.
   Мама даст всегда совет,
   Что полезно, а что нет!
  
  
   Стихотворение воспитательное, что по-своему хорошо: ребенок познает жизнь не только в окружающих его красотах, но и в мелких бытовых явлениях. И что бы там ни говорили о свободе личности ребенка, в его воспитании имеют место не только добрые советы, но и назидания, поучения для блага самого малыша. Но произведение со столь хорошим замыслом не получилось. Избитые рифмы, бедная лексика и просто ошибки (не одеть, а надеть). И опять-таки вопросы к содержанию: мама учила ребенка надевать шапку и шарф, а почему тогда "курточку в охапку"? Если малыш осознал, что мама давала верные советы, зачем он смеется над прохожими? Да и вообще, станет ли ребенок смеяться, находясь в больнице и глядя в окошко? Думаю, вряд ли. Затем: "надо было маму слушать, что одеть, обуть, что кушать". При чем здесь "кушать"? В данный момент мы же говорим о неправильной одежде... Для рифмы? За несуразности - 2 балла.
  
   Васильев Сергей
  
   ДЕВОЧКА
  
   Маленькая девочка
   Целый день играет.
   Маленькая девочка
   Бегает и лает!
  
   У нее есть ручки,
   У нее есть ножки,
   Но она не носит
   Перчатки и сапожки!
  
   Умница, красавица,
   Неженка и плакса.
   Маленькая девочка
   Это наша такса!
  
  
  Стишок -умиление. Наипростейшая рифма, сбой ритма во втором куплете. И явно не для детей. Для взрослых - тех, кто как-раз любит своих "девочек" и "мальчиков" одевать в норковые шубки и бальные наряды. А для детей девочки и мальчики - это они сами. Ребенок никогда не назовет своего четвероногого друга "моя девочка" и "мой мальчик". Извините, так прочиталось. 1 балл. А такса замечательная.
  
  
   Гатальская Елена Сергеевна
  
   МИШКА
  
   В день дождливый, в выходной,
   Как-то вздумали семьей
  
   Дружно слазать чердак
   Мы от скуки, просто так.
  
   Там порядок - сушим лук
   И храним картошки тюк,
  
   Вон варенье и компот -
   Хватит нам на целый год.
  
   Тумбочка стоит в углу,
   Рядом - сумка на полу.
  
   И откуда вдруг взялась?
   В тумбочке она нашлась.
  
   В сумке - плюшевый медведь,
   Грустный, может зареветь.
  
   Маму сразу он узнал,
   Но надулся: он скучал.
  
   Трудно ведь ему понять -
   Лет-то маме - тридцать пять.
  
   Мишка! Лапу протяни
   И домой скорей пошли!
  
   И не нужно так грустить -
   Буду я с тобой дружить!
  
   Ванну с мыльною водой
   Мы наполнили с лихвой,
  
   Искупали и в кровать
   Положили мишку спать.
  
   Мама свяжет свитерок,
   Чтобы мишка не продрог.
  
   Хоть мохнатый наш медведь,
   В сырость может заболеть.
  
   В детской маленькой моей
   Будет он среди друзей.
  
   Как же это хорошо -
   Что сегодня дождь пошел!
  
  
  
  Стишок добрый. Но затянутый - можно смело сократить на несколько двустиший. Например, к чему столь неблагозвучные строки:
  " И откуда вдруг взялась?
   В тумбочке она нашлась."
  Или:
  "Трудно ведь ему понять -
   Лет-то маме - тридцать пять." - это даже я выговорила с трудом. "Тем, кому всего лишь пять, Этих строчек не понять".
   По поводу "слазать" хочу сказать: есть такое слово, но с во всех словарях оно стоит с пометой "разг.". А детей все же лучше учить грамотному литературному языку. Правильнее говорить "слазить", но я советую поменять первые строки, используя другой глагол, например, "подняться".
  К технической стороне: "узнал-скучал", "протяни-пошли" - это не рифма. Одинаковые окончания еще не признак рифмы.
  К содержанию претензий нет: воспитывает доброту и учит не забывать своих старых друзей. 3 балла.
  
   СОБСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ
  
   Наша Ира - автоледи,
   На машине новой едет.
  
   "Автомат" престижной марки -
   Лучше всех других подарков.
  
   Незаметно наша крошка
   Подрастала понемножку.
  
   День за днем летит, и вот
   Нашей Ире - ровно год!
  
   Все подарки к Дню рожденья
   Вызывают восхищенье.
  
   Но Иришу поразил
   Тот, что папа подарил.
  
   Это небыль или быль?
   Собственный автомобиль!
  
   Но водить сама не может.
   Не беда! Ей брат поможет.
  
   Братик всё умеет в мире:
   Он большой, ему четыре!
  
   - Села, Ира? Ну, вперед!
   По двору её везет.
  
   На площадку к малышам
   Ира едет не спеша.
  
   Ах, машинка - просто сказка!
   До свидания, коляска!
  
  
  А это понравилось. Легкий и задорный стишок. Без изысков, но и без ляпов. И тема небанальная. Оценка - 4.
  
  
  Инна К.
  
   СНЕГУРОЧКА
  
   Белая, красивая, искристая зима.
   Снежинки-самоцветы, сугробы, как дома!
  
   Тропинкою, дорожкою среди сугробов шла
   Снегурочка лучистая, стройна и весела.
  
   Румяны щеки милые, и блёстки в волосах.
   А волосы из инея, и солнышко в глазах.
  
   И кружится, и вьюжится красавица Зима,
   Когда-то ведь Снегурочкой была она сама!
  
  Тот редкий случай, когда не рисунок иллюстрирует стихотворение, а стихотворение служит приложением к рисунку. По моему опыту, дети не любят описаний природы, и вряд ли данный вирш будет интересен и запомнится ребенку. И еще один момент: разве Зима когда-то была Снегурочкой? Снегурка, согласно разным источникам, либо просто слепленная из снега девочка, которая ожила, или вообще дочь Красавицы-Весны (если верить А. Островскому). Но это единственное лирическое стихотворение в данном конкурсе, не без изъянов, но мелодичное и по-своему симпатичное. Пусть будет 4 балла.
  
  
   Воронина Татьяна
  
   ВОСКРЕСЕНЬЕ
  
  Был день отпущен словно птица
  Из клетки... Подождав мгновенье,
  Не побоявшись простудиться,
  Он устремился в дождь осенний.
  
  Он всем подряд дарил подарки,
  Стучал дверьми в подъездах гулких,
  Он без зонта бродил по парку,
  По самым дальним закоулкам,
  
  Листом летал под облаками,
  Журчал воробышком под крышей,
  Он мёрз с промокшими котами,
  А в сумерки уставший вышел...
  
  Как пудель, вечер цвета сливы
  Уткнулся мордой мне в колени.
  А день ушел такой счастливый!
  Он назывался воскресенье.
  
  
  СЧАСТЬЕ
  
  Замер двор, утонувший в потёмках,
  Ночь на окна надвинула шторки,
  Сторожит свое счастье котёнок
  У мышиной заброшенной норки.
  
  Где-то скрипнула вдруг половица,
  Всхлипнул кран, испугавшись спросонок,
  "Видно, тоже кому-то не спится", -
  Рассуждает усталый котёнок.
  
  Луч от месяца в форточке тонок,
  Сладкий сон заплетает ресницы,
  Трет глаза серой лапкой котёнок,
  Пропустить свое счастье боится...
  
  
   МЫШИ
  
  По небу над пляжем, над лесом, над крышей
  Плыли пушистые белые мыши.
  
  Мыши как утки по небу носились,
  Мыши как мысли шальные роились.
  
  Ветер шумел, и ужасно сердился:
  "Что вам, усатым, в норе не сидится?
  
  Что вам не спится в уютной кладовке,
  Там где сметана, пшено и перловка.
  
  Все б вам носатым на небе вертеться,
  Все б вам хвостатым боками тереться,
  
  Если бы с неба бы спрыгнули вы бы,
  Вас с одуванчиком спутать могли бы!"
  
  Мышки обиделись, мышки заплакали,
  Мышки дождинками с неба закапали.
  
  Мокрых лоскутьев платочки развешены,
  В первых листочках слезинки замешаны.
  
  Струйки дождя барабанят по форточке,
  Тонут в потоках мышиные мордочки.
  
  Таня взглянула в окно и расстроилась:
  "Жалко, - сказала, - погода испортилась".
  
  
  Все стихотворения Татьяны Ворониной написаны на должном уровне, и к технической стороне нет никаких замечаний, за исключением перегруженности частицей "бы" в "Мышах". Я думаю, что двустишие
  "Если бы с неба бы спрыгнули вы бы,
  Вас с одуванчиком спутать могли бы!"
   можно убрать и стихотворение не станет хуже, скорее наоборот. В остальном все замечательно. Интересные и оригинальные образы, живой язык, полет фантазии, чудесная иллюстрация- все ингредиенты настоящего детского стихотворения. Сравнение "облака-мыши" неожиданно, но правдоподобно. Одно из лучших стихотворений номинации.
  "Счастье" понравилось нестандартным подходом к теме домашнего любимца и трогательной иллюстрацией.
   "Воскресенье" - вирш с настроением, очень свежий и, несмотря на дождь, какой-то праздничный. Олицетворение абстрактного понятия - воскресного дня - автор доводит до высшей точки, придавая ему весь набор качеств живого существа: "уткнулся мне в колени". Этот прием помогает точно передать атмосферу выходного дня. Но лексика, по-моему,для дошкольников несколько сложновата. Однако эти нюансы ничуть не умаляют достоинств произведений в целом, которые заслуживают высшей оценки.
  
  
   Доктор Нэли
  
  РИСОВАТЬ ТАК РИСОВАТЬ
  
  Я рисую облака.
  Скучно выглядят пока.
  
  Я добавлю синьку, сажу,
  Всё ладошкою размажу,
  Желтым сверху начеркаю -
  Это молнии сверкают,
  
  В центре пальцем насумбурю -
  О-го-го какая буря!
  Гвоздь возьму и молоток -
  Это гром пробил листок!!
  Ветки скотчем прилеплю -
  Будут лесом. Во даю!!!
  
  Рейки-рамочки прилажу -
  Всё! Готово к вернисажу.
  Люди ахают, вздыхают,
  и ... опять не покупают!
  
  
  ПРО САМОЕ
  
  
  Самой лучшей в мире маме
  (Ну моей, конечно, маме)
  В день рождения все гости
  По подарку принесли.
  
  Уж подарки так подарки! -
  Замечательные просто!
  Повезло с гостями маме.
  Рад я очень за неё.
  
  Только мой вот самолётик,
  Что лепил я всю неделю,
  Всё же выглядит...дурацки,
  Хоть старался я, как мог.
  
  Он лежит какой-то жалкий
  Рядом с новой кофемолкой.
  А вчера еще казался
  Он как будто ничего...
  
  ...Папа взял меня из кресла,
  На руках несет в кроватку.
  Я глаза не открываю,
  Притворяюсь, будто сплю.
  
  Но зато прекрасно слышу
  Как шепнула мама папе:
  - Знаешь, среди всех подарков
  Самый лучший - самолет!
  
  
  А САМИ ВЗЯЛИ И УШЛИ
  
  Тетрадный лист лежит и куксится.
  А как не кукситься - обидно же,
  Сказали "Сделаем картинкою",
  А сами взяли и ушли.
  
  В углу конструктор сокрушается:
  Пообещали сделать вышкою,
  И половины не построили,
  А сами взяли и ушли.
  
  Ботинок сморщил переносицу:
  Сказали "Заблестишь, как новенький",
  Язык вперед велели высунуть,
  А сами взяли и ушли.
  
  И дрожжевое тесто дуется,
  Макушкой крышку набок сдвинуло.
  Сказали "Сделаем беляшиком",
  А сами взяли и ушли.
  
  Ушли всей кучею в прихожую,
  Теперь там охают и ахают
  И возятся, как угорелые,
  С каким-то новеньким щенком...
  
  
  
  Стихотворения Доктора Нэли тоже хотела бы в своем обзоре объединить под одной чертой. У автора есть свой неповторимый стиль - писать размашисто, задорно, смело, широкими красочными штрихами. И заметно знание детской психологии, так как строки искренние, в них действительно живут детские мысли и детская душа. Особенно автору удаются стихотворения в прозе. Отсутствие ставшей привычной рифмы не портит стихотворение, а наоборот придает ему стремительность, легкость и своеобразие. В стихотворении "Про самое" Доктору Нэли удалось простейшими словами передать большой спектр смысловых оттенков: любовь и нежность к родителям, детские сомнения, взгляд ребенка на мир взрослых. В "А сами взяли и ушли" неодушевленные предметы размышляют, разговаривают, обижаются, словно вступая в диалог с убежавшими смотреть на щенка домочадцами. Стоит сказать, что олицетворение - один из самых лучших приемов в детской поэзии, потому что юному человечку, познающему мир, все кажется живым и, если не говорящим, то точно думающим. Появление щенка - стихообразующее событие, предстающее с очень неожиданного ракурса, позволяющее посмотреть на семейный переполох глазами предметов и игрушек. Это полезно для ребенка тем, что даст очередной импульс к развитию фантазии и мышления, воспитанию жалости и очень важному умению видеть мир под разными углами.
  
  
  Игорь Евгеньевич Власов
  
  ЧУДЕСНАЯ СТРАНА
  
  Вчера мне вдруг приснилась чудесная страна.
  И волшебством, и тайнами наполнена она.
  Здесь царствуют великие герои-короли.
  Законом справедливым рассудят всех они.
  Здесь принцы всем являют отваги чудеса
  во имя той принцессы, чьи дивны столь глаза.
  Здесь не страшны опасности, коль в сердце есть любовь.
  К любимой храбрый рыцарь всегда вернется вновь.
  Здесь негодяй трепещет и торжествует честь.
  А вдруг страна такая на свете все же есть?
  
  Безыдейность, беспомощность и жуткий плеоназм. Собраны воедино все самый банальные рифмы, не обошлось даже без хрестоматийной "любовь-вновь". И о чем стихотворение? Где действие, игра, интрига? Страна в принципе неплохая, но неинтересная и однобокая. Не думаю, что такие "лирические" строки могут заинтересовать маленького любознательного человечка. Оценка - 1.
  
  
  
  Пригожина Мария
  
  СЛУЧАЙ НА ДОРОЖКЕ
  
   Этот гриб на белой ножке
  Взял да вырос на дорожке, -
   Ни проехать, ни пройти
   И никак не обойти!
  
   Разве он не мог родиться
   Где-нибудь в лесу глухом,
   Как и все на свет явиться
   Тихо, скромно, под кустом?
  
   Прибегал пушистый зайчик,
   Приползал серьёзный крот,
   Приходил и Мальчик-с-пальчик
   И стоял, разинув рот:
  
   "Вот так гриб! Большой да глуп,
   Ведь его же здесь сомнут
   Или, может быть, сорвут,
   Срежут шляпку, сварят суп!
  
   Плачет гриб на белой ножке:
   Как ему уйти с дорожки?
   Крепко он к земле прирос!
   Что же делать? - вот вопрос!
  Даже птицы прилетели,
   И они его жалели,
   Все ему помочь не прочь,
   Да не знают, как помочь.
  
   "Нам вокруг, - сказала кошка, -
   Нужно вырастить кусты".
   Жук сказал, что на дорожку
   Надо лес перенести.
  
   Но вмешался умный крот:
   "Всё как раз наоборот -
   Чтоб грибу в лесу расти,
   Надо гриб перенести!
   Вырыть очень осторожно,
   Чтоб его не повредить,
   И под куст уютный можно
   Этот гриб переселить!
  Закипела тут работа:
   Отличиться всем охота!
   На носилки гриб кладут,
   В ямку новую несут.
   Разнеслись по лесу вести:
   Зажил гриб на новом месте,
   Лучше прежнего живёт,
   В гости всех к себе зовёт!
  
  Порадовало наличие сюжета и интриги, отсутствие "заумностей", которые авторы так и норовят вклеить в детское стихотворение. Все просто, понятно и главное - вирш проповедует добро и неравнодушие. К ритму практически нет претензий, хотя он и меняется по ходу стихотворения в прямой речи, что является, скорее, положительным моментом, так как придает персонажам индивидуальность. Рифма тоже переменчива - то последовательная, то перекрестная, то кольцевая, - и здесь я тоже полностью поддерживаю автора: таким образом он уходит от монотонности и делает повествование более живым. Если говорить о рифме с точки зрения зарифмованных слов, то тут все намного сложнее, много неудачных сочетаний: "глухом-кустом", "пройти-обойти"(однокоренные слова), "кусты-перенести". Много глагольной рифмы, которую следует по возможности избегать. Что касается содержания, то слегка смущает выбор темы: сможет ли ребенок, после прочтения данного вирша, сходить с бабушкой по грибы, например? Однако, очень неплохо. Оценка - 4.
  
   КОШАЧЬЯ СКАЗКА
  
   Живёт, как сыр в маслёнке, кот
   В заботливых руках,
   Там молоко рекой течёт
   В кисельных берегах.
   На блюдце - чешский бутерброд
   Да винограда кисть.
   Проснувшись, котик глазки трёт:
   "Ах! Что бы мне пои-исть?.."
   Котлету в рот он не берёт,
   Сметану - не всегда,
   С утра до вечера жуёт
   То - то, то - сё. Беда!
   Откуда у котов подчас
   Барские замашки? -
   Родился кот в счастливый час,
   Видимо, в рубашке!
  
  Это стихотворение намного слабее предыдущего. Во-первых, из-за отсутствия сюжета. Написаны тысячи стихов о том, как замечательно на свете живется котикам и среди этих виршей больше половины - лучше данного произведения. Автор в своем стремлении сказать что-то новое доводит сюжетную линию произведения до абсурда: .
  "Котлету в рот он не берёт,
   Сметану - не всегда,
   С утра до вечера жуёт
   То - то, то - сё. Беда! " - это четверостишье можно накропать в черновике, но для окончательного варианта не годится. Построено неграмотно, а разговорное "то-то, то сё" совершенно неоправданно. Смену ритма в последнем куплете можно принять, а вот выражение "родиться в рубашке" употреблено совершенно не в тему. Так обычно говорят о тех, кто чудом избежал беды и к благополучной, полной изобилиями жизни, данный фразеологизм отношения не имеет. 2 балла.
  
  ПОЮЩИЙ ЧЕРВЯК
  
   Как-то тёплым летним днём,
   Подставляя каплям спинку,
   Полз червяк лесной тропинкой,
   Томно нежась под дождём.
   Он доволен был, что солнце
   Не палит и не слепит,
   Светит в лужи, как в оконца,
   В кольцах радуги блестит.
   Что попрятались все птицы,
   Что трава к земле клонится,
   И что дождик всё идёт,
   И что сам он здесь ползёт.
  
  
   И поэтому, не прячась
   В безопасном закутке,
   Брёл и пел он на червячьем
   Беззаботном языке.
  
   А навстречу по тропинке
   Ехал мальчик на машинке,
   Увидав червячью спинку,
   Притаился у травинки.
  
  
   На травинку влез червяк, -
   До чего смешон, чудак! -
   Покачнулся и упал,
   Сам в коробочку попал.
  
  
   Чтобы пленнику в домишке,
   Не было совсем темно,
   Умный маленький мальчишка
   Сбоку вырезал окно.
   Всунул в тесную коробку
   Хлеб, кору, траву, цветы,
   Ластик, гайку, гвоздик, пробку:
   "Не соскучишься здесь ты!
   И о воле не горюй,
   Песни пой да листья жуй".
  
  
   Но молчал червяк упрямо,
   Словно рифмы он забыл, -
   Не поются, видно, гаммы,
   Коли дом сер и постыл.
  
  
   А потом совсем пропал -
   Втихаря в окно удрал...
  
   Отыскав свою тропинку,
   Подставляя каплям спинку,
   Он опять в лесу ползёт
   И тихонечко поёт.
  
  
   Его радует, что солнце
   В тёплых тучах мирно спит,
   Блещут радужные кольца,
   Шелест листьев вдаль манит,
   Что куда-то делись птицы,
   Что трава к земле клонится,
   Что спокоен летний лес,
   И никто его не съест,
   И что дождик всё идёт,
   И что сам он здесь ползёт!
  
   Раз бегут круги по луже,
   Значит, мир кому-то нужен.
  
  
  Стихотворение, на мой взгляд, перегружено темами и поэтому совершенно непонятна главная мысль. Это история мальчика и червяка? Или история червяка, который умел радоваться жизни? И самое главное: чему учит данное произведение? Если ядро повествования - забавный случай, то он должен чему-то научить или развлечь. Если в центре стоит необычный характер, то он должен быть вырисован в самых мелких деталях, быть правдоподобным, даже если дело касается сказки. И есть противоречие: дождь - радость для червяка, а для малыша? "А на встречу по тропике ехал мальчик на машинке". В дождь? И какая-то нелепость словосочетания "притаился у травинки". В засаде на червяка?.. Если обратиться к технической стороне, то в глаза бросается явно не детская лексика ("коль дом сер и постыл" , "томно нежась", "втихаря"). Не могу поставить выше 3 баллов
  
   Карде Игорь
  
   БАЛЛАДА О СЫРЕ
  
   Однажды храбрый рыцарь,
   Сэр Генри Мышелот,
   С мышиным серым войском
   Отправился в поход.
  
   Он шёл войной на кошку,
   Которая давно
   Мышам не позволяла
   Таскать с полей зерно.
  
   Но вот на поле брани
   Увидел Мышелот,
   Что за головку сыра
   Сражение идёт.
  
   Сошлись в бою две мыши,
   Мисс Хвост и миссис Дыр,
   И каждая надеялась
   Себе оставить сыр.
  
   И каждая считала,
   Что лишь ее права
   Соседка нарушает,
   А вот она - права.
  
   "Остановитесь, мыши! -
   Сказал сэр Мышелот. -
   Не для того опасный
   Затеял я поход,
  
   Чтоб ваши злые склоки
   Подолгу разбирать...
   Сыр поровну делите
   И нечего решать!"
  
   Но сэра Мышелота
   Не слышит миссис Дыр -
   Она готова драться
   До смерти за свой сыр...
  
   Идёт сраженье шумно,
   Летает шерсти клок,
   Ведь только победитель
   Получит весь кусок!
  
   Но кошка услыхала
   Мышиный разговор,
   Подкралась тихо сзади
   И прекратила спор.
  
   Обеих съела спорщиц,
   Мисс Хвост и миссис Дыр,
   Вот так и не достался
   Несчастным мышкам сыр!
  
   Сэр Мышелот отважно
   На кошку поскакал,
   С ней яростно сражался,
   Но битву проиграл.
  
   От сэра Мышелота
   Остался только меч...
   На кладбище торжественно
   О нём сказали речь...
  
   На этом и закончился
   Бесславный тот поход,
   Из-за головки сыра
   Погиб сэр Мышелот!
  
  Данный вирш вызвал сплошное недоумение. Во-первых, совершенно неблагозвучны "сэр Мышелот", "мисс Хвост", "миссис Дыр". Ребенок "язык сломает", произнося это. Во-вторых, сюжет надуман и нелогичен. Войско идет сражаться, впереди серьезная битва с кошкой, во главе - храбрый Мышелот - настоящая эпопея... Так откуда взялись на поле битвы две дамы? Если бы внутри войска бойцы не поделили дневной паек, то можно было понять. Но мисс и миссис, отвлекающие целое войско... Кстати, а где было войско, когда Мышелот в одиночку сражался с кошкой? Или это уже не война, а рыцарский подвиг - ототмстить за двух съеденных жадных дам?
  Если отвлечься от содержания и смотреть только на форму стихотворения, то рифма далеко не блещет, много слов-паразитов, вплетенных в текст только для поддержания ритма, а также встречаются стилистические ошибки. Например:
  "От сэра Мышелота
   Остался только меч...
   На кладбище торжественно
   О нём сказали речь... "
  Получается, что "речь сказали" о мече. Неграмотно. А еще речи обычно произносят. И если кошка съела мышонка, то что мыши делали на кладбище? Что, простите, они хоронили? Меч?
  "Идёт сраженье шумно,
   Летает шерсти клок " - синекдоха в данном куплете совершенно неуместна и звучит несколько анекдотично, на мой взгляд.
  Простите, но мое взрослое мнение: данное стихотворение ничего не даст ни детскому уму, ни сердцу. Два балла.
  
  
  Шнурочка
  
  ТАНЦУЮЩАЯ ЕЛКА
  
  Возле леса за посёлком
   По ночам танцует ёлка.
   То вприсядку, то вприпрыжку
   Озорует шалунишка.
   Мы решили проследить,
   Как такое может быть!
  
   Вот морозным вечерком
   Мы отправились тайком
   Посмотреть на это диво.
   И увидели: игриво
   Наша ёлка, не таясь,
   Вытанцовывает вальс.
  
   Видно, хочет стать звездою
   Иль готовится в балет?
   Нет! -
   Сказал мне вдруг Серёжка,-
   У неё замёрзли ножки.
   Надо ей сапожки сшить
   Или валенки купить.
  
   Надо нам её согреть,
   Шубку на неё надеть.
   Шарф пушистый, рукавички
   Взять у маленькой сестрички,
   Остальное - у друзей...
   - Побежали же скорей!
  
   А наутро всем посёлком
   Собрались мы возле ёлки.
   Кто принёс ей свитерок,
   Кто носочки, кто платок,
   Кто подушку с одеялом.
   Чтобы на снегу неталом,
  
   Наша ёлка до весны
   Могла спать и видеть сны.
  
  Написано хорошо и грамотно, единственное в последней строчке я бы поменяла местами слова "спать" и "могла", иначе смещается ударение и меняется ритм: "Спать могла и видеть сны". В остальном замечаний нет. Но очень смущает выбранная тема. На мой взгляд, надуманно и далеко от реальности настолько, что даже в сказочном повествовании нельзя представить согреваемую всем поселком, танцующую от холода елочку. Есть же классическое "мороз снежком укутывал - смотри не замерзай." К тому же елка - устоявшийся образ, новогодний и праздничный, поэтому такие смелые вариации вызывают некоторое недоумение. Но несмотря на все вышесказанное, поставить низкую оценку за очень неплохую технику стихосложения, рука не поднимается. Поэтому 4 балла.
  
  
  БАНКЕТ ПО СЛУЧАЮ НОВОСЕЛЬЯ
  
   В нашей старенькой кадушке
   Поселились две лягушки.
   Целый день у них веселье:
   Отмечают новоселье.
  
   Пригласили комаров,
   Двух жуков, трёх пауков,
   Гусениц и тараканов -
   Длинноусых великанов,
   И устроили банкет.
  
   Видно, славный был обед!
   Только вскоре оказалось,
   Что гостей-то не осталось,
   А две жирные лягушки
   Не вместились в ту кадушку.
  
  А это стихотворение мне понравилось. Легкое, незатянутое, вводит в лексикон ребенка новое слово - "кадушка" и содержит познавательный момент, так как прочтение однозначно вызовет у ребенка вопросы: почему не осталось гостей? Почему лягушки не поместились в кадушку? Информация новая, преподнесена незатейливо и с юмором. Все ингредиенты не гениального, но вполне достойного детского стихотворения. Единственное, я бы посоветовала заменить последнюю строку на "не вмещаются в кадушку" - форма настоящего времени более уместна и тематически оправдана. Оценка 4.
  
  Манаков Кирилл Янович
  
  СУПЕР-ТЕМА И ДРАКОН
  
  Если ночью на балкон
   Прилетит большой дракон
   И заглянет к вам в окошко,
   Вы поплачете немножко,
   Заберётесь для начала
   С головой под одеяло,
   И, закрыв глаза руками,
   Закричите вашей маме,
  
   Что дракон вам в окошко заглядывал!
  
   Мама сразу включит свет,
   А его простыл и след!
   Спрятался ужасный зверь,
   Не найти его теперь.
   Только мама вам не верит,
   Закрывает плотно двери,
   Выключает свет опять
   И велит вам крепко спать
  
   А злодей за окном дожидается!
  
   Только выйдет ваша мама
   Сразу за оконной рамой
   Ухмыляется дракон,
   Вновь забрался на балкон,
   Хулиганит он опять,
   Не дает вам ночью спать!
   Завтра в садик утром рано,
   Кто прогонит хулигана?
  
   Кто спасёт от дракона ужасного?
  
   Кто у нас быстрее ветра,
   Хоть и ростом меньше метра?
   Кто у нас сильнее грома?
   Это мальчик - Супер-Тёма.
   Не боится он врагов -
   Змей, мышей и пауков,
   Хулиганов и шпионов,
   И, конечно же, драконов,
  
   Позовите его обязательно!
  
   Через несколько минут
   Супер-Тёма тут как тут.
   Он и грозен и сердит,
   Он дракону говорит:
   Ты невиданный злодей,
   Как ты смел пугать людей!?
   Как не стыдно тут летать,
   Спать детишкам не давать!
  
   И грозит своим маленьким пальчиком.
  
   Оглядел его дракон,
   Обошел со всех сторон
   Это что за карапуз?
   Только на один укус.
   А стоит и говорит,
   Даже пальчиком грозит!
   Где желаю, там летаю,
   Как хочу, так и пугаю!
  
   Захочу - и за завтраком скушаю!
  
   Супер-Тёма ножкой топнул
   И в ладошки громко хлопнул:
   Эй вы, верные игрушки,
   Мишки, зайки и хлопушки,
   Надвигается беда,
   Я зову вас всех сюда,
   Встаньте разом предо мной,
   Мы пойдем на смертный бой
  
   И сразимся с драконом летающим!
  
   Трам-тарам, трам-тарам,
   Заяц стукнул в барабан,
   Бу-бу-бу, бу-бу-бу,
   Задудел медведь в трубу.
   Выезжает на паркет
   Боевой велосипед,
   И на самокатике -
   Отважные солдатики -
  
   Подавай нам дракона ужасного!
  
   Я сдаваться не привык, -
   Просигналил грузовик,
   Где злодей и хулиган?! -
   Прогудел подъемный кран,
   Под копытами огонь -
   На дыбы поднялся конь,
   И вперед помчался вскачь,
   А за ним - футбольный мяч!
  
   А за ними - машинка с моторчиком!
  
   Как дракон игрушки
   Увидал,
   То от пяток до макушки
   Задрожал.
   Вы меня простите,
   Ой-ой-ой,
   Просто отпустите,
   Вы домой!
   Там веселые такие,
   Как котятки,
   Ждут меня родные
   Драконятки.
   Плачет у окошечка
   Одна,
   Ждет меня Дракошечка
   Жена.
  
   Я не буду больше безобразничать.
  
   Супер-Тёма заплясал,
   Нос дракону почесал.
   Ты теперь хороший,
   Ласковый Дракоша!
   Тут игрушки заплясали,
   Зайчики - на самосвале,
   Плюшевые кошечки
   Захлопали в ладошечки.
  
   Будем прыгать и бегать и радоваться!
  
   А весёлые матрешки
   Нацепили свои брошки,
   Не хотят идти в кровать,
   А желают танцевать!
   Серый-серый волк, волк,
   Он зубами щелк, щелк,
   Только мишка косолапый зарычал
   И под нос себе тихонько проворчал:
  
   Развели тут драконов летающих!
  
   Но приходит сладкий сон,
   Улетел домой дракон,
   Тихо в городе опять,
   Детки могут крепко спать.
   Добрые игрушки
   Дремлют на подушке,
   Рассказали сказку,
   Закрываем глазки.
  
   Вы во сне на драконе прокатитесь!
  
  
  Одно из лучших конкурсных стихотворений. Достаточно большой объем оправдывается насыщенным и забавным сюжетом. Лексика простая и идеально подходит целевой аудитории - детям до 7 лет. Идея не нова, но подана интересно. Еще один безусловно положительный момент: Супер-Тема, главный герой, - маленький смелый мальчик. Детям нравится, когда во главе повествования кто-то, похожий на них. И ребенку скорее захочется подражать отважному и бесстрашному ровеснику-мальчишке, чем какому-либо мишке или орлу. Исполнение стихотворения - также на должном уровне. Очень понравились нерифмованные вставки. Они создают ритмическую паузу, разрушая монотонность и усиливая экспрессию произведения. Чувствуется любовь автора к Корнею Чуковскому - его школа налицо, но переклички с классикой сложно избежать, когда классическое наследие - это почти традиция. Ставлю высший балл.
  
  
  Славин Владислав Ильич
  
  ЛЯГУШАТА
  
  Однажды в маленьком пруду
  Плескались лягушата,
  Искали там себе еду
  Зеленые ребята.
  
  Прошёл лишь месяц, или два,
  Как вышли из икринки,
  Их мама толстая Ква-Ква
  На солнце грела спинку.
  Светило солнце в небесах,
  Иль дождь из тучки капал,
  В пруду звучали голоса,
  Как будто кто-то квакал.
  
  То пели песни Кву и Ква,
  Они ведь были дети,
  И означало: Ква-Ква-Ква,
  Как хорошо на свете.
  А в том пруду ещё жила
  Большая Черепаха,
  Она почти 100 лет была
  Всегда в одной рубахе.
  
  В рубахе той явилась в свет
  Из малого яичка,
  И носит вот уж сколько лет
  Рубаху по привычке.
  У Черепахи на спине,
  Где дети носят ранцы,
  Рубаха в костяной броне,
  Она зовётся панцирь.
  
  На дне пруда, в углу пустом
  Сидят, скучают Раки,
  И грозно шевелят хвостом
  Большие забияки.
  Они воинственные здесь,
  Всегда готовы к драке,
  На то у них и клешни есть,
  Готовые к атаке.
  
  Но самой страшною в воде
  Была, конечно, Щука.
  Она, как молния, везде,
  И жить с ней рядом - мука.
  
  Она охотиться взялась
  И ждет, кто зазевался.
  И не один уже Карась
  Ей на зубок попался.
  
  И, прячась в тину и траву,
  Чтоб щука их не съела,
  В воде купались Ква и Кву,
  Ныряя с кочек смело.
  
  Нырнув поглубже раз, иль два,
  Увидели там Рака,
  От удивленья квакнул Ква,
  Рак двинулся в атаку.
  
  Он приготовился к броску,
  И клешни две раскрылись,
  Хвостом захлопал по песку,
  Усы зашевелились.
  
  Тут Щука, как всегда одна,
  Голодная, явилась.
  Зубами щелкала она.
  Наверно, очень злилась.
  
  Наш лягушонок Ква в тот раз
  Ужасно испугался,
  На берег выскочил тотчас,
  В песочек закопался.
  
  И брат его - зеленый Кву -
  Враз выскочил за другом
  И тоже спрятался в траву,
  Дрожащий от испуга.
  
  Услышав, что в пруду беда,
  Явилась Черепаха,
  На ней одета, как всегда,
  Панцирная рубаха.
  
  - Что тут за шум? - хотела знать,
  И Раки стали объяснять,
  Как лягушата к ним попали,
  Когда их детки в норках спали.
  
  Квакушки начали нырять,
  Играть, от раков удирать.
  Потом явилась Щука вдруг
  И распугала всех вокруг.
  
  А ведь в пруду во время сна
  Всегда должна быть тишина.
  
  
  
   Первое впечатление: слишком длинно и недоработано. Стихотворение спасают красочные иллюстрации. На мой взгляд, некоторые куплеты можно смело выбросить и повествование ничего не потеряет. Смущает большое количество героев и сложность отношений между ними, - думаю, что ребенок запутается. Непонятна и цель, которую преследовал автор: рассказать о жителях пруда? Тогда "батальные" сцены явно лишние. Если же целью был случай в пруду, то необходимо сократить описательные куплеты. Совмещение же этих двух задач влечет за собой идейную неразбериху. К технике стихотворения есть также замечания: злосчастные глагольные рифмы, хрестоматийное "одеть-надеть" (надета на ком-то, одета во что-то) - в данном случае правильнее "надета". Рифма перекрестная на протяжении всего стихотворения, поэтому переход на последовательную рифму в последних куплетах смотрится неуместно. Тройка.
  
  ПРО МЫШОНКА-МАЛЫШОНКА
  
  Жил в маленькой норке
   Мышонок - малыш.
  Мышонка прозвали
   В семье Маломыш.
  У мамы - Мышильды
   И папы - Мыша
  Семейка хвостатых
   Была хороша.
  И братья мышонка,
   И мышки - сестрички
  Любили играть
   В настоящие спички.
  За это ругали их
   Мама и папа
  И шлёпали даже
   Под хвостиком лапой.
  
  Ведь спички -
   Совсем не игра для детишек!
  Про это написано
   Множество книжек.
  Но мышки - малышки
   Не могут читать
  И прятали спички
   К себе под кровать.
  Когда мама с папой
   Ушли за едой,
  Мышата столкнулись
   С огромной бедой.
  Залез Маломыш
   Под кровать от сестрички
  И вдруг там увидел
   Красивые спички.
  
  Схватил поскорее
   Коробку в охапку
  И, чиркнув, обжёг
   Свою серую лапку.
  
  - Ой, - пискнул от боли
   Хвостатый малыш
  И, спичку отбросив,
   Умчал Маломыш.
  Упала на коврик
   Горящая спичка,
  И он загорелся
   В ногах у сестрички.
  
  Сестричка залезла
   С хвостом под подушку,
  Ведь знали мышата:
   Огонь - не игрушка!
  Попрятались мышки
   По всем уголкам,
  Огонь разгорелся
   До потолка.
  
  Удушливый дым
   Разъедал им глаза,
  Но в этот момент
   Разразилась гроза.
  Пошёл сильный дождь,
   С неба лился поток,
  И рухнул на этот
   Пожар потолок.
  А вскоре вернулись
   И папа, и мама.
  Глядят: вместо норки -
   Какая-то яма.
  Пришлось им скорее
   Мышат доставать,
  К соседям идти
   Всей семьёй ночевать
  
  
  
  "Спички детям не игрушки" - тема вечная и поэтому востребованная. Но мне кажется, что в данном стихотворении она выведена совершенно не в том ракурсе. Я считаю, что в подобных виршах должны присутствовать следующие аспекты. Прежде всего стоит напугать ребенка: что будет, если не слушать маму с папой. Это в стихотворении показано: норка загорелась, потолок рухнул, дым разъедал глаза. Второе, дать четкую инструкцию: что делать, если подобное все-таки произошло. Здесь же мышата прячутся кто куда и погибнуть им не дает чудом нагрянувший дождь. Автор! Дети все воспринимают буквально: после вашего стихотворения они залезут под одеяло и будут ждать грозу! Ну и последний, очень важный момент: раскаяние. Провинившийся ребенок должен осознать свою неправоту, расплакаться, пообещать родителям не повторять подобных игр. А в стихотворении семья мышат просто-напросто идет ночевать к соседям. Если руководствоваться моими детскими воспоминаниями, то я помню, как любила ночевать в гостях - это воспринималось, как маленькое приключение. И я бы не расстроилась за мышат, а порадовалась и даже более - слегка позавидовала. Стихотворение нужно перекроить - в таком виде оно опасно и может навредить. А у литераторов, как у врачей, одна из заповедей: не навреди. Поэтому оценка -2.
  
  
   КО-КО-КО
  
  Во дворе Ко-ко гуляла
  И Цып-цып оберегала.
  Гав-гав-гав спал на крылечке,
  Га-га-га шагали к речке.
  В луже два Хрю-хрю сидели,
  Иго-го овёс свой ели.
  На лужайке Му-у пасётся,
  Мяу к Чик-чирик крадётся.
  
  
  Прелестный, очаровательный вирш. Звукоподражательные слова - первые помощники маленького человечка, познающего мир. С их помощью обрисована яркая картинка деревенской жизни. И хочу обратить внимание на то, как глагольные рифмы служат во благо смысла и не портят ткани самого стихотворения. Оценка 5.
  
  Ванке Владимир Анатольевич
  
   РЫЖИЙ ОБЖОРА
  
   Рыжий котенок мяукает в жбане,
   Весь перемазался в жирной сметане.
   В жбан тот хозяйский залазил мальчишка
   И не закрыл его вовремя крышкой.
  
   Рыжий котенок объелся сметаной,
   Бедный, мяучит, зовет свою Маму.
   Рыжая Мама бежит за хозяйкой -
   Ну-ка, обжору, давай выручай-ка.
  
   Рыжий котенок когтями скребет,
   Рыжий его разболелся живот,
   Жирной сметаной наелся с лихвой.
   Будет он жбан обходить стороной!
  
  Я твердо уверена в том, что стихи для детей должны быть легкими, как песня. "Жбан" - может и полезное слово для детей, растущих в деревне, но оно непоэтичное, неблагозвучное. "С лихвой" - явно недетское выражение. Стихотворную часть про хозяйского мальчишку я бы заменила на строки, поясняющие, что котенок от жадности забрался в жбан, желая полакомиться сметаной. Лишнее действующее лицо в виде мальчишки совершенно ни к чему, на мой взгляд, так как не вносит в главную идею никаких новшеств. Отметила про себя аллитерацию - видимо, автор хотел поиграть со звуком "ж": жбан, бежит, жирная, обжора, рыжий. Но звук "жжжжжж" - жужжащий, свойственный немного другим реалиям. Три балла.
  
  
  Багров С.А.
  
  СКАЗКА О ДЕДЕ СОЛНЫШКО
  
  Был волшебником чудесным,
  Златокудрым малышом
  И рассказчиком известным,
  Мальчик с пальчик просто гном.
  В ярких снах являлся детям,
  Самых маленьких любя,
  Превращал сон в сказку светом -
  В Деда Солнышко себя.
  Всем дарил он сны детишкам
  И любовью согревал,
  Всех девчонок и мальчишек
  Каждый вечер навещал.
  
  Чтобы в царстве сна обиды
  Забывали малыши,
  Чтобы вишенки и сливы
  Круглый год цвели в тиши.
  Чтобы слёзы высыхали
  И творились чудеса,
  Чтобы дети точно знали,
  Есть волшебные леса.
  
  Там в лесной стране зелёной,
  Где живёт Волшебник дед,
  В каждой булочке слоёной
  Мёд пчелиный сладкий есть.
  Там их звери не пугают,
  Там смеётся бегемот,
  Там ежи не убегают
  И орёл детишек ждёт.
  
  Он их в небо поднимает,
  Опускает в океан,
  Где дельфин детей катает
  И отвозит быстро к львам.
  Львы прыжками удивляют,
  Всех катают на хвостах,
  Громко песни напевают
  На высоконьких шестах.
  
  Из мороженного замок,
  А из жвачек ананас,
  Здесь полянка вся из сказок
  И огромный лунный глаз.
  Это всё волшебник сделал,
  Златокудрый мальчуган,
  Для детишек был он дедом
  И дарил им счастье в снах.
  
  А под утро становился
  Он опять самим собой,
  В небе с детками резвился
  И светился в нём звездой.
  Чтобы солнышком светились,
  Златокудрым малышом
  И улыбкою искрились
  Глазки детские от снов.
  
  Знают дети все на свете
  Златокудрый солнца лик,
  Всем им лучиком он светит
  И в глазах всегда блестит.
  Что волшебником мальчишкой,
  Златокудрым малышом,
  Был Дед Солнышко - детишки
  Узнают из взрослых снов.
  
  
  СКАЗКА О ТОЛСТОМ ДЖИННЕ
  
  Жил в бутылке толстый джинн,
  Джинн там жил совсем один,
  Расставлял кроватки в ней,
  В каждой спал по паре дней.
  Так он дни свои считал -
  Сам с собою джинн играл,
  Превращался в пузырьки,
  В солнышко и огоньки.
  
  Вверх бросал огни все джинн,
  Ночью с ними вместе жил,
  Опускал в свою кровать,
  Чтобы в небе расставлять.
  В небе сам себе светил -
  Сам с собою джинн дружил.
  Засыпал джинн с огоньком,
  Был один но, как с дружком.
  
  Разводил он днём костёр,
  Собирал друзей в шатёр,
  Небо делал голубым,
  По размеру же любым,
  Предлагал стряпню свою -
  Льву, жирафу и слону...
  Превращался в них, в обед,
  Сам был ящиком конфет.
  
  Палкой солнышко сдвигал
  И обед свой завершал,
  В небе рисовал часы -
  Вместо стрелочек усы.
  Так и жил в бутылке джинн,
  Много лет совсем один...(полный текст http://samlib.ru/b/bagrow_s_a/tolstyjdzhinn.shtml)
  
  
  СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ КИСТИ
  
  1 - ХУДОЖНИК
  Я художник самый-самый.
  Самый лучший и бывалый!
  И рисую я картины,
  Как художник с середины!
  
  Рисовал на небе тучку,
  На паркете авторучкой,
  Израсходовал всю пасту,
  Но, как водится, напрасно...
  Получил от мамы взбучку -
  Не смывается та тучка!
  Папа головой качает
  И меня не защищает.... (полный текст: http://samlib.ru/b/bagrow_s_a/wolcshebnakist.shtml)
  
  
  
  
  
  К произведениям Сергея Александровича Багрова у меня особое отношение. Ни одну из сказок, как ни старалась, с первого раза дочитать не смогла. Утомлялась. Но ведь надо! Тем более, написаны не для меня, а для детей. Очень надеялась, что эти сказки не дойдут до полуфинала, и я буду избавлена от необходимости их комментировать и оценивать. Но увы... Поэтому читала и, поверьте, - ни один раз - пытаясь найти хоть какое-то рациональное зерно, понять, зачем были написаны и что хотел поведать детям автор. Не нашла. Вижу только безудержный, безбрежный, неуправляемый словесный поток. Кому-то показались сказки добрыми и веселыми. Для меня же - напротив, очень печальными, вгоняющими в тоску своей многословной бессюжетностью. Такое впечатление, что автору интересно только рифмовать и рифмовать, не останавливаясь ни на минуту, и немало не задумываясь о смысле. Некогда. Надо успеть выпустить на свободу все новые и новые рифмы. И тоже не особо заботясь о том, как они выглядят. А выглядят, прямо скажем, неважненько. Примеры приводить не стоит - они чуть ли каждой второй строке. С ритмом вроде бы все в порядке, но для его сохранения автору годятся любые слова -паразиты, любые несообразности... Неуемный полет фантазии превращает повествование в ленту малосвязанных друг с другом картинок, которые, возможно и были бы интересны при гениальной технике. Но автор далек от профессионализма, и гнаться за мыслью сказочника становится сначала просто скучно, а потом невыносимо. Простите, уважаемый Сергей Александрович, но Ваши вирши - это "вынос мозга". А если сказать корректно, то эти стихотворные поделки вредны детям - они могут навсегда отлучить их от поэзии и сформировать плохой литературный вкус. За каждую сказку по одному баллу.
  
  Гур Карин
  
   НЮРА ИГРАЕТ В ПЕСОЧЕК
  
  Из песочка Нюра лепит
  Замечательных зверей.
  - Это мышка, это лебедь.
  Ну а это- Бармалей.
  - Нет, не надо Бармалея,
  Говорит она потом.
  И, нисколько не жалея,
  Затоптала башмачком.
  
  Начну со смысловой ошибки: лебедь - птица, Бармалей - злой сказочный герой, а никак не зверь. "Потом" и "башмачком" не рифмуются. Два куплета, два замечания, два балла.
  
  ПОДРУЖКИ
  
  У меня есть две подружки,
  Две сестрички- хохотушки.
  Две соседки по площадке.
  Мы играем с ними в прятки.
  Убирает всё с утра
  Галя - старшая сестра.
  Папа служит ей примером-
  Будет Галя офицером.
  А Карина - ей не лень
  Всё танцует целый день.
  Подрастёт чуть-чуть Карина
  Будет точно балериной.
  Мы на мам своих похожи.
  Наши мамы дружат тоже..
  В воскресенье, когда жарко,
  Папы ходят на рыбалку.
  У меня есть две подружки
  Две сестрички- хохотушки...
  
  На фотографии прелестные девочки и, думаю, им приятно получить в подарок такое стихотворение. Такие вирши можно посвящать друзьям, но все-таки они не для конкурса. Задумка о детской дружбе интересна, но стих не состоялся. Забавным стишок не назовешь, так как отсутствует юмор - палочка-выручалочка многих незамысловатых произведений. Плюс не обошлось без ляпов:
  "Убирает всё с утра
  Галя - старшая сестра.
  Папа служит ей примером-
  Будет Галя офицером." - это четверостишье можно было бы принять, если бы Галя готовилась стать уборщицей или дворником. Или домохозяйкой. Если же Галя желает быть офицером, то при чем здесь уборка? Пусть Галя "отдает приказ с утра", например. Ну и не совсем понятно, как можно убирать "всё". Мне жаль, но больше двух баллов поставить не могу.
  
  
  БУМАЖНЫЙ ДОМ
  
  Я склеил из газеты
  Одноэтажный дом.
  Игрушки и конфеты
  Нарисовал на нём.
  В открытое окошко
  На улицу глядят
  Собачка, Мышка, Кошка
  И пара Лягушат.
  А во дворе у дома,
  Проснувшись по утру,
  Медведь метлой огромной
  Наводит чистоту.
  За домом на лужайке
  Всё лето вновь и вновь
  Пропалывает Зайка
  Кудрявую морковь.
  А Ёжику на спинке
  Таскать совсем не лень
  Хурму и апельсинки,
  Чтоб вкусно было всем.
  Живут зверюшки дружно
  Единым теремком.
  Еще кому-то нужно
  Такой построить дом???
  
  
  Обращение к теме детского творчества и создание мотивации - безусловно, положительные моменты. Из достоинств данного стихотворения также можно отметить живые образы и легкий слог. Особенно подчеркиваю последнее: пишущие люди знают как тяжело дается легкий слог. Очевидно портит стихотворение отсутствие рифмы "лень" - "всем". Может, переделать куплет таким образом: "А Ежику на спинке/Не лень с собой носить/Хурму и апельсинки -/Соседей угостить." Мой вариант тоже слабоват. Но переделать стоит, так как вышеобозначенные строки - недостаток, на который нельзя закрыть глаза. Поэтому - 4.
  
  
  
   И в заключение хочу сказать: очень жаль, что многих опытных авторов, пишущих хорошие лирические стихи, но также обращающихся иногда и к детской поэзии, этот конкурс не заинтересовал. С их приходом состязание получилось бы более ярким, живым и профессиональным. Но тем ни менее работа была интересной, благодарю авторов за участие и желаю всем творческого роста и, конечно же, вдохновения!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"