Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О книге И.Д. Спасского "Курск". После 12 августа 2000 года"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст моего выступления на презентации книги академика И.Д Спасского, генерального конструктора-начальника Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин". Книга называется "Курск". После 12 августа 2000 года" и только что вышла в издательстве "Русь", где раньше выходили и мои книги.Презентация состоялась в ЦКБ МТ "Рубин" девятого октября 2003 года. Другие материалы о "Курске" смотрите здесь


О книге И.Д. Спасского "Курск": После 12 августа 2000 года"

Текст выступления на презентации книги в ЦКБ МТ "Рубин" 9 октября 2003 года

   Дорогие друзья!
  
   Хотя я и был представлен уважаемым ведущим в качестве редактора издательства "Русь", хочу выступить в качестве простого читателя, тем более что книгу Игоря Дмитриевича я действительно прочитал всю, все ее триста страниц, от корки до корки. Книга очень хорошая, и о ее достоинствах можно говорить долго и подробно. Скажу коротко, тем более что многое было уже сказано сегодня до меня.
  
   Меня, как и любого жителя нашей страны, трагедия "Курска" затронула очень глубоко и очень лично. Естественно, я следил за публикациями, проливающими свет на причины катастрофы. Я читал мнения многих уважаемых специалистов, в том числе и те, что публикуются во втором томе этого издания, который носит название "Курск. Операция подъем" и выходит из печати на следующей неделе. Нигде я не встречал такого детального, понятного и вызывающего полное доверие описания динамики событий, предшествующих катастрофе и в момент самой катастрофы, как в книге Спасского. В работе Игоря Дмитриевича сняты все острые вопросы, заполнены все многочисленные провалы и освещены все темные места. Повторюсь, описание развития событий вызывает у меня, как у читателя, полное доверие. Думаю, что в этом самое большое значение книги, оно и обеспечит высокий читательский интерес.
  
   Уверен, что после прочтения книги у большинства читателей возникнет убеждение, что тот гигантский научный, кадровый и интеллектуальный потенциал в области атомного подводного судостроения и судостроения вообще, который был создан в Советском Союзе, еще не исчерпан, сохранился, выжил, несмотря на активную и даже агрессивную политику его уничтожения. Вы все слышали в показанном нам фильме, посвященном операции подъема "Курска", слова присутствующего здесь вице-адмирала Михаила Моцака, который был тогда начальником штаба Северного флота и руководителем Морской Экспедиции Особого назначения, обеспечивавшей операцию подъема. Он сказал, что иностранные компании, участвующие в операции, ничего не смогли бы сделать без нашей помощи и поддержки на море. Думаю, Михаил Васильевич, что это не вся правда. Из книги Спасского для меня следует, что основные идеи технического плана, а также многие конкретные технические решения, которые легли в основу проекта подъема затонувшего крейсера, родились здесь, в первую очередь, в "Рубине", в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, в институтах флота, в других российских организациях-участниках операции.
  
   Книга дает также некоторое представление о том, какая ответственность лежала на плечах российских специалистов, принимавших основные решения в ходе подготовки и выполнения операции "Подъем". За каждым решением - жизнь людей, громадные материальные и политические потери. Политические потому, что стремление определенных кругов нажить политический, пропагандистский капитал на этой трагедии было более чем очевидно. Под вопрос был поставлен авторитет Президента страны, именно против него была направлена пропагандистская кампания в средствах массовой информации, организаторы которой воспользовались трагедией и не стеснялись в выборе средств, не гнушались прибегать к искажению и домысливанию фактов. С выходом книги и в этом вопросе будет поставлена окончательная точка.
  
   В числе тех, кто нес ответственность за решения, связанные с подъемом "Курска", Игорь Дмитриевич называет вице-премьера Клебанова и главнокомандующего Военно-Морского Флота России адмирала флота Куроедова, однако, ясно, что готовили эти решения с российской стороны, в основном, два человека - заместитель главнокомандующего вице-адмирал Михаил Васильевич Барсков и сам академик Игорь Дмитриевич Спасский, генеральный конструктор - начальник ЦКБ МТ "Рубин", а также коллективы организаций, участвовавших в подъеме. Игорь Дмитриевич в своей книге поименно называет всех, кто принимал прямое участие в этой операции. Их фотографии, а также фотографии всех непосредственных участников со стороны иностранного партнера, в изобилии приводятся в книге.
  
   Книга, написанная академиком Спасским, раскрывает читателям и самого Игоря Дмитриевича Спасского - выдающегося ученого, организатора, руководителя и государственного деятеля. Я думаю, что своим выживанием "Рубин", а с ним и потенциал нашего атомного подводного судостроения, в первую очередь обязан именно Спасскому, который для меня является логичным звеном вот в таком ряду: Сергей Павлович Королев - Андрей Николаевич Туполев - Игорь Дмитриевич Спасский. Под руководством Спасского разработано и построено 91 атомная и 85 дизельных подводных лодок и, появись сейчас у страны средства, будет построено столько, сколько нужно: "Рубин" живет и работает, причем, работает активно.
  
   Спасский не только ученый. Книга показывает, что он - писатель высокого ранга. Поистине талантливый человек талантлив во всем. У меня тоже вышло несколько книг, но честно скажу, что как писатель Игорь Дмитриевич стоит гораздо и гораздо выше тех, кто пользуется сейчас вниманием издателей и читающей публики: прекрасный русский язык, строгая, логичная компоновка, отсутствие излишеств и украшательств делают книгу ясной и простой для восприятия. И это при колоссальной технической сложности проблемы, даже термины которой не знакомы большинству читателей.
  
   Спасский еще и прирожденный дипломат. Являясь членом правительственной комиссии, лицом официальным, он, конечно, связан в своих суждениях и оценках. Тем не менее, его "Некоторые мысли вслух", рассуждения о коренных причинах участившихся трагедий на море, понятны специалистам, и не только. Они рождают надежду: если проблема ясна, если она сформулирована, она будет решена. Дело за политической волей и ресурсами.
  
   Спасский - человек, и человек добрый, человек высокой духовности. Это видно из каждой строчки его книги. Это становится особенно ясным, когда он в заключительных разделах книги рассуждает о созидательной силе веры, о Православной церкви, о жизнестойкости нашего народа. "Творчество. Долг. Вера" - это еще не национальная идея России, которой нам так не хватает, но это первый шаг к ней.
  
   О недостатках книги. Они есть, и главный из них - ограниченный тираж книги. Такие книги необходимо издавать тиражами в сто-сто пятьдесят тысяч экземпляров. Но наше государство самоустранилось от формирования духовного облика будущих и нынешних поколений россиян, за него это делают мексиканские сериалы и порнографические сайты. Хорошо еще, что в последнее время государство стало чуть обращать внимание на телевидение. Значит, есть надежда, что дойдет очередь и до книгопечатной продукции. Очень хочется дожить до этого времени.
  
   В заключение хочу еще раз сказать о своевременности и важности выхода в свет книги Игоря Дмитриевича Спасского. Хотим мы этого или не хотим, но граничим мы сейчас не столько с Китаем или Украиной, сколько с Военно-Морским флотом США, граничим от Кольского полуострова и до острова Сахалин, тысячи и тысячи километров. Известно, что у России два главных и самых преданных союзника: ее армия и ее флот. Уверен, что выход книги будет способствовать упрочению важнейших союзнических отношений России.
  
   Спасибо за внимание.
  
   Москва - Санкт-Петербург
   13.10.2003
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"