Фантинформбюро : другие произведения.

Гендерное различие в современной сетевой фантастике на примере конкурсов 2004 г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так кого больше среди современных отечественных фантастов - ледей или джентельменов? :-) Опубликовано в журнале "Порог" N 10, 2004 г.

  На форуме КЛФ одна дама прокомментировало очередное сообщение Фантинформюро в том смысле, что мужики не дают пробиться на конкурсах прекрасному полу к победе.
  Это сообщение побудило нас провести небольшой анализ современной фантастической литературы на предмет половой принадлежности авторов. В качестве материала мы взяли результаты сетевых неанонимных фантконкурсов, которые, как известно, привлекают значительную часть современных молодых бла-бла-бла, бла-бла-бла, бла-бла-бла-бла-бла.
  Бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла.
  Короче, вот цифры. Они приблизительные, допустимы погрешности в районе бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла.
  
  7 "рваная грелка"
  Из 253 рассказов - 31 авторша и 128 авторов (-41 неразгаданный псевдоним). То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 19%
  В десятке победителей: 2 авторши и 7 авторов
  
  Блэк-Джек-4
  Из 202 рассказов - 53 авториссы и 152 автора (с учётом соавторства). То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 24%
  В финале: 10 авторш и 12 авторов (с учётом соавторства). То есть, "женская доля" - 45%
  
  "Золотой Скорпион" (боевая фантастика)
  Из 71 рассказа - 9 авторинь и 63 автора (с учётом соавторства). То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 12%
  В десятке победителей: 2 авторши и 8 авторов
  
  Cosa Nostra
  Из 69 рассказов - 16 авторих и 58 авторов (с учётом соавторства). То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 24%
  
  "Воля к победе"
  Из 64 рассказов - 15 авторок и 38 авторов. То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 23%
  В десятке победителей: 2 авторши и 8 авторов
  
  Веркон-2004
  Из 31 рассказа - 12 авториц и 19 авторов. То есть, "женская доля" среди участников составляет примерно 37%
  В десятке победителей: 5 авторш и 7 авторов. То есть, "женская доля" - 45%.
  
  "Фантастический детектив" (КЛФ)
  В десятке победителей: 4 авторши и 5 авторов. На "женскую долю", соответственно - 40%
  
  Итак, чё мы видим? В большинстве фантконкурсов доля женского коллектива составляет 20-25%. Есть два полярных исключения. "Скорпион" с 12% объясняется, видимо, жанровым ограничением, - судя по всему, прекрасный пол не шибко привлекает боевая фантастика. Это нормально. В "баттльтехе", если не ошибаюсь, вообще не одного женского имени. Ладно, с этим ясно. Глядим другой полюс. Это Веркон с 37%. Чем он привлёк такую прорву фантасток? Думается, опять же, сказалось жанровое предпочтение (фэнтези, сказки, легенды). А может, ещё что. Жаль, что на Олмере только анонимные конкурсы проходят, а то было б интересно сравнить данные. Что-то подсказывает, что в фэнтези мы могли бы обнаружить большую долю женского участия :-)
  Ладно, катим дальше. Смотрим на победительниц. В большинстве конкурсов мы видим соотношение женщин-мужчин 20%-80%. Однако даже в этой части о дискриминации говорить не приходится. Например, на том же "скорпионе-1" из 12% победили 20% :-) Разумеется, увеличение доли победительниц мы видим на Верконе (37% в 45%), но, что интереснее, на Бд-4 с 45% финалисток (кстати, координатор - дама) и "Фантдетективе" с 40%.
  То есть, как ни грустно, но приходится признать, что женское меньшинство пишет, видимо, чуточку лучше, чем в массе мужское большинство. И уж, конечно, не приходится говорить ни о какой дискриминации - зелёный свет, открытая дорога. По крайней мере, ни на одном из перечисленных конкурсов правила не запрещали участвовать женщинам, а на Cosa Nostra, где заявки отбирали арбитры прекрасной половины человечества, доля женских работ составило то же процентное отношение, что и на конкурсах с мужскими арбитрами.
  Но есть и хорошие новости для представителей сильной половины: фантастика остаётся областью с подавляюще мужским занятием (по конкурсам - до 80%)
  Для утешительного сравнения: на книжной полке сайта Русская Фантастика из "свыше 1800 авторов" только 181 авторушка (жалкие 10%).
  
  Итак, делайте выводы, товарищи. А мы будем анализировать. Что-то подсказывает мне, что на следующих конкурсах процентные соотношения претерпят некоторые изменения :-)
  
  ПРИЛОЖЕНИЕ
  Тут ещё благодарные читатели указали один недочёт - не произведён учёт "женской доли" в составе жюри конкурсов. Кое-кто даже прямо высказал убеждение, что количество победительниц стоит в прямой связи с ним (мол, где среди жюрей евиных дочек больше, там они своих и пропихивают в финал из солидарности). Чтож, вполне резонное замечание. Мы провели соответствующий анализ, и с радостью сообщаем результаты:
  
  Клф - из 13 судей - 3 жюрини и 11 жюрей
  Бд-4 - из 13 судей - 3 жюрини и 10 жюрей
  Зс - из 5 судей - ни одной жюрини (!)
  Веркон - из 4 судей - 1 жюриня и 3 жюря
  Воля - из 8 судей - 5 жюринь и 3 жюря
  
  Без труда видно, что ничего подобного - количество победительниц в итоговой десятке не зависит от количества жюрительниц. Например, на "Воле к победе", где до примерно 60% жюри составляли дамы в итоге мы видим то же соотношение победительниц-победителей (20%), что и на первом "Золотом скорпионе" со стопроцентно мужским жюри. А конкурсы с "повышенным" (40-45%) пребыванием фантасток в десятке (Веркон, Клф и Бд-4) в жюри имели не больше 20-25% женщин. Вывод утешителен - на сегодняшний день прохождение рассказа в финал фантконкурса зависит прежде всего от его литературных качеств, а не от половой принадлежности автора. Так что расслабьтесь, коллеги, а то один из читателей уже с горя решил пол поменять :-) Не поможет :-)))
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"