Филистеева Людмила Петровна : другие произведения.

Тонкая нить духовной пряжи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Филистеева

Людмила

  

"Тонкая нить

духовной пряжи"...

( размышления над прочитанным)

Август

2009 г

г.Калининград

   Одухотворенная искусством и поэтическими символами своей
   эпохи Валентина Покладова с высочайшим мастерством отобра-
   зила в книге "Музейный пейзаж" " точную характеристику поэ-
   зии музейного труда".
   На протяжении всей повествуемой хроники это мастерство не
   угасает, с каждой страницей окутываясь временем, "сотканным
   из тончайшей духовной пряжи"...
   Форма обращения автора к читателю невероятно насыщенная,
   яркая, разнообразная.
   Порой разговор обогащен лирическими многозначащими раз-
   мышлениями:
   "И теперь точно знаем-во всём отражается всё тот же купол,
   твердь небесная, она - напоминание о том, что все мы вписа-
   ны в одно отражение, принадлежим одной гармонии, только
   не всегда об этом помним".
   А то вдруг, невзначай, среди раздумий об искусстве: " что
   есть искусство ? " кубизм, экспрессионизм, сюрреализм?...-
   вспомнит поэтические строки: " Тайна не в начале и не в конце,
   она в настоящем . Не было никакого начала и не будет никакого
   конца". ( Дж. Фаулз "Аристос").
   И дух захватывает от затаённого смысла этих слов, будто
   "невыразимая печаль открыла два огромных глаза".
   А бывает поведает читателю с неподдельной грустью: "спро-
   сят, как перейти жизнь? Отвечайте:как по струне бездну-краси-
   во, бережно и стремительно". Это дань памяти замечательному
   художнику Валерию Морозко, создавшему свою "Страну Туф-
   ляндию".
   С упоением читая страницу за страницей, удивляешься выста -
   вочным экспериментам, задача которых преодолеть закосте-нелые стереотипы выставочных практик ( выставка "236000",
   " Собор"и другие) и всей душой проникаясь идеями заманчи-
   вых экспериментов, будто становишься тоже соучастником
   отражения в зеркалах двух миров: земного и небесного.
   Поистине ошеломляет подготовка художественного отдела
   музея к 1 Международной выставке Мэйл-арта в Калининграде
   ( " Перфо-Рацио-Канта "), да и сама выставка, "словно соткан-
   ная из снов, ассоциаций, недомолвок, в полной мере нарушает
  
  
   представление о верхе и низе, о правом и левом, о традиции и авангарде".
   Не менее ошеломляюще поражает содержание выставки
   " Театр слова ", в которой участвовали художники из тридца-
   ти стран мира, в числе которых был испанский художник Ан-
   тонио Миро-человек, способный "любую банальность превра-
   тить в открытие, как обыкновенный куст в неопалимую купи-
   ну"... Листы Антонио Миро, как пишет Валентина Покладова-
   это постоянная балансировка над бездной, где трагическое и
   смешное, возвышенное и низкое, реальное и фантастическое.
   Но больше в жизни хочется " возвышенного", божественно-
   величественного, как Джоконда.
   Не потому ли через её образ пытаются убедить: "Женщины
   приходят в мир, чтобы утвердить свой голос, свое воображе-
   ние, ясновидение, зоркость, свою интуицию ". (выставка"Джо-
   конда с ключами").
   Захожу августовским днем в кабинет Валентины Петровны
   Покладовой, а там,в напольной керамической вазе,стоит огром-
   ный букет пахучей, как полынь, пижмы . Было такое впечатле-
   ние, что весь летний луг, усыпанный цветущей желтой пиж-
   мой, перекочевал в уютный уголок художественного отдела
   музея.
   -Вот, готовимся к выставке "Паломничество души", - сказала
   Валентина Петровна,-хочешь поучаствовать?
   И с простодушной улыбкой на лице, между делом, добавила:
   -Цветок пижма-это символ путешествия.
   Я охотно приняла предложение участия в экспозиции-путе-
   шествиии. И хотя мне не предвиделся в жизни случай прикос-
   нуться " путями Кирилла и Мефодия к духовным истокам вос-
   точных славян- через древний Чернигов и Киев, далее в Крым,
   к купели крещения Руси в древнем Херсонесе", я, махая кисточ-
   кой перед мольбертом, чувствовала себя настоящим паломни-
   ком, "ищущим спасения своей души".
   "Я принимаю крылья и восторг"... может от того, что перед глазами во время работы в памяти стоял букет пижмы-цветов
   необъятных полей.
   Валентина Петровна - мудрый человек, влюбленный в свое
   дело, у ней, наверно, талант от бога помогать людям реализо-
   вывать их творческие возможности. Она-сказочница и боль-
   шая выдумщица: то у ней деревья - арлекины да режиссеры
   облачных мизансцен, то люди, как жар-птицы, роняющие на
   землю волшебные перья.
   Бредем мы с ней однажды вдоль морского берега, беззаботно
   беседуем. Она вдруг наклоняется и поднимает отшлифованный
   набегающими волнами камешек с полым отверстием и говорит
   задумчиво:
   -Этот камешек, овеянный песней моря, называется "куриный
   бог", он приносит людям счастье.
   Живет в душе этой хрупкой обаятельной женщины с умными
   карими глазами добрый дух, как в той "Вострухе", существа-до-
   мового, вырезанного из дерева Михаилом Семёновым - автора
   многих резных коллекций.
   Потому, наверное, в историко-художественном музее, со слов
   самой же Валентины Петровны, работающей здесь много лет
   руководителем художественного отдела, живет на третьем этаже
   доброе привидение, помогающее юным мастерам-рукодельницам
   выставлять белоснежные кружева, художественные вышивки с узорами колокольчиков и маков, бисерное плетение колье, оже-
   релий в сочетании с янтарными бусинками.
   Привидение помогает творить выставку кукол, в которых"всег-
   да ощущается что-то живое, бесстрашное, преодолевающее пе-
   чаль"... Кукла-солнышко, кукла - морячка...
   С какой теплотой и любовью преподносит нам, читателям, Ва-
   лентина Покладова гончарное искусство семьи Стахорских, На-
   тальи и Анатолия!
   Благоговейно улыбаешься вместе с их"глиняными дедульками,
   бабульками, которые слегка хитрят, чуть-чуть привирают, целу-
   ются , ссорятся, не налюбуются друг с другом, бывает, что и ста-
   канчик опрокинут на ярмарке, а потом целой деревней поют "...
   Поневоле вспомнится дом родной с рябиной под окном.
   Я странствую по страницам книги и у меня возникает чувст-
   во таинственной связи с представленными в книге произве-
   дениями художников : " Музыка "( А.Бочаров )," Серебро Бал-
   тики " ( А.Балабаев ), " Поклонение волхвов " ( Тило Байер ),
   "Фантазии по Гофману"(Л.Шерстяной), " Мы строим корабль "
   (В.Осышный), всех не перечислить.
   У каждого художника свой стиль, своя творческая манера отоб-
   ражения окружающего мира, образов, рождающихся в муке и ра-
   дости.
  
   "Безумие дает человеку крылья и помогает силе его видения,"-
   гласят слова французского художника Дюбюффе на странице
   книги в разделе " Ар-брют".
   С этими словами почему-то сразу представляются картины
   "Экстравагантного сюрреалиста Сальвадора Дали:"Параноидаль-ная лошадь-женщина","Архитектонический "Анжелюс"Милле".
   Американский писатель Кен Кизи в свое время написал роман "Над кукушкиным гнездом"- трагифарсовая притча о бунте про-
   тив унижения человеческого достоинства в лечебнице для ду-
   шевнобольных.
   Мне привелось побывать на выставке аутсайдеров с ликующим названием -" И крик, и радость, и полет".
   С любопытством рассматривая искусство душевнобольных, я
   пыталась разгадать их летящую мечту под миром реальности и
   над реальностью, но своим трезвым умом так и не могла понять
   размаха замыслов болезненного сознания. Остались загадкой
   психологические фантазии.
   С благими помыслами аутсайдера Геннадия Никишина (участ-
   ника этой выставки, автора серии работ " Семейный альбом ",
   " Больничные сказки "," Индейские сказки "), в котором живет надежда, что показывая жестокость, грубость, несправедли-
   вость мира, он побуждает человека искать в жизни прекрас-
   ное, пожалуй, согласишься, если вспомнишь триптих Иерони-
   ма Босха "Сад земных наслаждений".
   "Геннадий Никишин,- пишет Валентина Покладова -, сетует на
   хаос, порождающий одиночество". С этим вряд ли согласился бы
   великий норвежский драматург Генрик Ибсен:
   " Самый сильный человек тот, кто наиболее одинок".
   Солнце-Гелиос одно, но как сильно в своем одиночестве.
   Озаряюсь искусством почтовых открыток, служивших " верой
   и правдой на все явления жизни " и золотым сном наива , от
   которого веет весной. Ищу благословенное настроение в кусках природы картин Ярославского музея и погружаясь в "симфонию цвета " гостей из Франции - факсимильные репродукции, пол -ностью повторяющие подлинники картин: Поля Гогена,Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, я потихоньку обре-
   таю на страницах книги келейный покой души. Наслаждаюсь
  
   " Светом счастья " ярких работ армянского художника Гагика Парсамяна. Изображенные на холсте цветы, словно источают между собой тонкие звуки ("Диалог", "Хорал").
   Цветы, цветы ...
   "Цветы всюду, нужно только захотеть их увидеть",- поневоле
   улыбаешься прекрасным словам Анри Матисса.
  
   У меня такое ощущение, будто книга " Музейный пейзаж"
   вместила в себя весь мир, вместе с книгами польского издатель-
   ва "Верум"из Кошалина."Книги этого издательства,- повествует Валентина Покладова-, символ интеллектуальных ценностей. Например, томик стихов Марии Павликовской - Ясножевской "Королева бурь весенних "издан в переплете розового шелка на нежно-розовой бумаге ручной выделки с запахом белых лилий.
   А книга стихов другой польской поэтессы пахнет ландышами".
   Охмелев от нахлынувших благоуханий цветов, я незаметно
   для себя превращаюсь в легкогo, как запахи цветов, эльфа,порха-
   ющего над морем, над песчаными дюнами. Я чувствую, как по-
   ет песок :
   " И человечность я воспеть готов,
   которая прекрасней всех цветов".
   Ещё мгновение, и мне, кажется, песчинки самой высокой дюны
   Эфа превратятся в призраки поэтов и увлекут меня к далекой
   Альбертине, туда, в "вечно кочующий", штормами воспетый Ке-
   нигсберг".
   На одной из страниц книги помещена фотография, где мы, ху-
   дожники, учавствуя в живописной " стройке ", готовимся к выс-
   тавке " Путешествие из Кенигсберга в Калининград", посвящен-
   ной 750-летию основания города. Валентина Покладова вручила каждому из двенадцати художников фрагмент черно-белой лито-
   графии " Кенигсберг - 1836 г." С университетом Альбертина, ос-
   нованным в 1544 году герцогом Пруссии Альбрехтом Бранден-
   бургским в городе Кенигсберге, связана судьба многих извест-
   ных поэтов Пруссии : Иоганна Готфрида Гердера, Эрнста Ви-
   херта, Агнес Мигель, Захариоса Вернера...
   Огромный гранитный камень, воздвигнутый на месте Альбер-
   тины, рядом с памятником Альбрехта Бранденбургского по со-
  
  
   седству с могилой Иммануила Канта, наводит на грустные раз-
   мышления.
   " И жизнь лучом небесным шлет тебе привет,
   Словно милосердья мудрая сестра ".
   Из истории известно, что готический город Кенигсберг ,"один
   из самых интересных городов Германии," привлекал русских пу-
   тешественников. Этот город посетили: Блок А.А., Горький А.М.,
   ФонвизинА.И., Карамзин Н.М. ...
   Я оставляю на страницах книги "боготворно воскрешающую"
   поющую дюну Эфа и лечу над кирхой, что в Тюльминкемисе
   (Чистые пруды) малопримечательного села Восточной Пруссии
   и вижу шагающего по пыльной дороге к своей кирхе пастора
   Донелайтиса читать людям свою поэму "Времена года" с амво-
   на.
   Чего только не увидишь с высокого полета, начитавшись се-
   дой старины в книге "Музейный пейзаж", даже самого скульп-
   тора Германа Брахерта, колдующего над последней из своих
   работ "Обнаженная с кувшином", "белокаменная задумчивая-
   образ, полный гармонии единства природы и мироздания".
   Странствия мои по страницам книги, где я восторгалась,
   удивлялась, и была Эльфом одновременно, кому-то покажутся
   странными.
   Странствия, странствия ...
   Может вовсе и не было странствия ...
   " Не было никакого начала
   И не будет никакого конца".
   Великолепное архитектурное сооружение - здание Калинин-
   градского историко-художественного музея ( фото Ф.Р.Коноп-
   лина на последней странице), словно приглашает посетителей
   на очередную необычную художественную экспозицию.
   Сколько мне пришлось поволноваться в таинственных выс-
   тавочных залах этого уникального здания на открытиях своих
   персональных выставок и на вернисажах других художествен-
   ных проектов, в которых посчастливилось участвовать, как
   художнику.
   " Тайна не в начале и не в конце,
   Она в настоящем ".
  
  
  
  
  
  
  
  
  

7

  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"