Филоненко Владимир Николаевич : другие произведения.

Тридцатьтретий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Тридцатьтретий
  Полтава , полтавский край издавна был цветущим уголком украинской природы , бескрайние леса , хлебные ланы с многочисленными дикими животными , в лесах и на полянах росло много грибов опят , и их можно было хоть косой косить , от Деканьки и до самого Гадяча бесконечные села по речке Псел расселялись на возвышенностях , а в поймах речки , где весенние паводки затопляли большие территории , были болота и поливные огороды и там жило несметное число птиц , рыбы и еще много других представителей фауны.
  От полтавских сказочных красот начинают свою жизнь сказочные герои Леший , Водяной и
  знаменитая черепаха Тортила , и конечно же любимые гоголевские герои из "Вечеров на хуторе близ Деканьки"
  Жизненный уклад хоть и был примитивным , если конечно считать по нынешним временам ,
  но люди жили мирно и счастливо , в семьях рождались дети , и как правило семьи были многодетными , иногда в семьях было и по десять душ.
  Каждая семья свой быт , свою жизнь обустраивала сама и не рассчитывала на чью бы то не было помощь , все свои жизненные блага создавала сама.
  Хаты сооружались в своем классическом варианте из двух жизненных половинок , в первой половине размещалась семья и в обязательном порядке центральную часть комнаты , господы
  (горницы) , занимала печь со встроенными грубами и замысловатыми лежаками и дымоходами , во второй половине хаты размещалась вся живность , а это и корова и свиньи и куры и та семья в которой было больше такой живности считалась более зажиточной.
  Строительство украинских хат выполняли глинобитным методом , стены делали толстыми и перекрывали глиняной смесью , смешанной с половой (мякиной) , этим самым достигалось максимальное сохранение тепла в зимнее время и летом в хатах сохранялась прохлада.
  Перекрывали хату соломой или камышом толщиной до одного метра и от этого на чердаках ,
  возле лежаков-дымоходов зимой хранили лук , кукурузу , на стропилах подвязывали веники из
  лекарственных трав , сушили маковые охапки , в зимнее время пожилые люди заваривали себе отвары из маковых головок и пили от бессонницы , никто конечно не знал , что в маковых головках имелся опиум.
  На чердак и в другие помещения всегда оставляли небольшую дырочку для кошки , поэтому
  хозяйка двора на горищах (чердаках) выводила свое потомство и все продуктовые запасы , весь урожай оставляла в полной сохранности .
  В хате зимой всегда было тепло , печь топили дровами , которое заготавливали летом и биологическим топливом (засушенный в брекеты навоз) , который давал высокую температуру и
  печь остывала только к утру , на которой все дети спали покотом.
  Печь служила для выпечки хлеба и приготовления пищи и каждая хозяйка с большим умением разрисовывала печь в украинские замысловатые узоры .
  В Гадячском уезде по берегу речки Псел расстелилось вдаль село Плишивец , белые хаты утопали в вишневых садах и в пойме реки бескрайние плакучие ивы.
  На высоком косогоре , с которого открывался вид на дальнее расстояние , величественно стояла
  церковь с девятьмю золотыми куполами и позолоченными крестами , уходящими далеко ввысь.
  Величественная Свято-Покровская церковь , каменный православный храм спроектирован архитектором Кузнецовым и ее было видно далеко в округе и в Вепривке и в Кнышивке.
   В Свято Покровской церкви был большой приход , а на большие праздники в церковь приезжали со всей губернии , всю пойму речки и косогоры заполняли богатыми и бедными повозками и лошадьми , всю ночь миряне проводили в ожидании торжественного крестного хода и рано утром неимоверно торжественно звучал огромный колокол весом 515 пудов и звучание колокольного перезвона раздававшегося на десятки километров аж до Гадяча
  В селе Вербивка , в одной из таких хат проживала семья крестьянина Волошина , жили богопослушно и скромно , большее время трудились на помещика , а остальное время на себя ,
  своим трудом добывали на хлеб насушний , времени хватало на все свои хозяйственные дела ,
  выращивали фрукты , овощи и растили богопослушных детей.
  В первом году нового ХХ века в семье Волошина родился первенец , крепкий малыш с голубыми глазами.
  Крестил младенца торжественно в церкви сам владыка Парфений , на то время архиепископ Тульский .Узнав о Свято-Покровской церкве сам император Николай II в 1911м году передал в дар Покровской церкве ценный образ святого Николая .
  После того , как батюшка окунул младенца в купель , нарек его именем Мусий
  Малец быстро подрастал , приобщался к отцовскому труду и уже к семи годам отец видя , что
  мальчик старательный , отправил мальчика в приходскую школу при церкве.
  По велению Государя , вначале ХХ века владыка Парфений построил здание школы , столовую и обитель для пристарелых , для приходской школы с целью улучшить качество получения знаний владыка Парфений передал много учебников и книг , помогал и финансами , с Петербургского университета был направлен учитель , а возглавлял школу церковный староста Феофен , в школу принимали всех детей , не делили их на бедных и богатых , дети помещиков сидели за одной партой с детьми из бедных крестьянских семей и никогда не было ни разногласий ни конфликтов , все дети с уважением и жадностью слушали своего учителя.
  Основной задачей четырехлетнего обучения в школе было , это передать ребенку элементарные знания всех наук , привить у ребенка любовь к природе , к своему родному краю , любовь к ближнему и конечно же учитель прививал любовь к труду и с самого раннего возраста находил в ребенке талант или прилежность к чему-либо.
  Талантлевые дети помещиков продолжали учение дальше , а дети бедных крестьян обучались
  какому-нибудь ремеслу и оставались при родителях и так же трудились на помещика.
  Мусий Волошин был прилежным учеником , все что говорил учитель Мусий впитывал , как губка , его интересовала и география и анатомия и все науки естествознания , которые учитель передавал детям хоть и в общих чертах , но такие знания расширяли кругозор
  Основная прилежность и любовь у Мусия проявилась к портняжному и швейному делу.
  При школе были оборудованные мастерские для учеников и каждый ребенок мог выбирать себе профессию по душе , мастерские по рукоделию , роспись и резьбу по дереву , мастерская по скорняжному мастерству и обучение специалистов по печному делу , сапожников , поваров , садоводов , плотников и т. д. В небольшой швейной мастерской , в которой шили много для церкви и для прихожан Мусий быстро научился кроить , а потом и шить , сначала кроил и шил простые вещи , а потом и сложные рясы для духовенства , расшивая их золотой нитью и к окончанию четырехлетнего обучения стал отличным портным.
  Работал Мусий с батьком и на помещика и для своей семьи и уже к шестнадцати годам усилием всей семьи удалось купить швейную машинку "Зингер"
  С приходом большевиков начались погромы церкви , пришла красноперая матросня , начали вытаскивать с церкви все ценное , называя все это какой-то экспроприацией , разграбили иконостас , вывезли всю золотую , серебряную о даже бронзовую церковную утварь , с куполов сорвали всю позолоту и золоченые кресты и превратили церковь в полуразвалину.
  Все высшее церковное духовенство арестовали , назвав их мироедами и вывезли в Сибирь.
  Покидая обитель протеирей Феодосий собрал своих прихожан , которых только мог , которые были рядом , всем низко поклонился и произнес прощальную молитву :
  -Снизошел на нашу многострадальную землю сатана и быть на нашей земле большому горю и опустошению на многие годы , наступит боль и страдание людское на многие десятилетия , вплоть до окончания столетия
  -Дорогие мои прихожане , я буду молиться за вас , пусть бог накажет антихреста , а вам
  всем господнее прощение и пусть он всем вам даст силы , всех вас сохранит и помилует.
  Эту историю рассказала мне моя мама , еще где-то в конце пятидесятых годов , когда мне не было еще и двадцати лет , в начале ХХI века мне удалось разыскать некоторые документы и фотографии относящиеся к периоду начала ХХ века о Спасо-Покровской церкве ,
  которая в Гадячьском уезде , теперь я не сомневаюсь ни на минуту в том , что именно при этой церкве в приходской школе учился мой дедушка Мусий Волошин , здесь он обучился профессии портного , здесь он стал грамотным крестьянином.
  Прошло уже более сорока лет , двадцать пять лет , как нет уже и мамы , но все это я помню до мельчайших подробностей , более того я все это вижу перед своими глазами , как будто это было вчера и я просто не имею права не рассказать своим потомкам об этом.
  В этой истории нет ни слова лжи , или каких-нибудь вымыслов , это те реальные события , которые пережили мои предки.
  В конце десятых годов , после всем известных нам событий ,бедные крестьяне из Полтавской губернии стали переселяться в Екатериновскую губернию в поисках лучшей жизни , с надеждой получить обещанную большевиками землю.
  Так в село Покровку с Гадячского уезда переехала семья крестьянина Волошина , выбрала село Покровку семья не случайно , именно Покровка для родителей оставалась частью Покровской церкви . С семьей приехал сын Мусий , и младшая сестра Мария . Молодой , красивый голубоглезый Мусий Волошин в свои восемнадцать лет был уже опытным крестьянином , трудолюбивым и целеустремленным парнем.
  К этому возрасту он был уже мастером , как говорится на все руки , искусстно плотничал
  и знал столярное дело , но самое главное , был хорошим портным и в совершенстве владел
  швейной машинкой "Зингер", которую он и привез с собой из Полтавщины
  Хорошо он разбирался и в сельском хозяйстве и понимал толк в животноводстве.
  Русый красавец Мусий встретил молодую и красивую девушку Евдокию , дочку железнодорожного путеобходчика , служившего на перегоне Кудашевка-Милорадовка ,
  которые семьей и жили на железной дороге , "На будке".
  Незадолго они сыграли свадьбу и у счастливой семьи , как и положено пошли дети.
  Первой родилась Валя в 1919 м году , в 20 м родилась Надя .К сожалению у нас не сохранились сведения о том , как после революции , в 21 м году , семья пережила голод и эпидемию чумы ,
  которая свирепствовала по югу Украины , но слава богу все обошлось , "испанка" прошла мимо и все остались живы и здоровы
  В начале двадцатых годов большевицкий вождь дал крестьянам обещанную землю , и
  уже молодая семья Мусия Волошина получила земельный надел на выселках села Покровки ,
  на Хуторе , один гектар на родючей земле , под застройку крестьянского подворья , с живописным берегом , где в зарослях ковбини жило множество диких птиц и животных и протекало множество кристально чистых родников и ручейков , где в зарослях проживало много ужей , змеев , выдр и ондатр и все это было в первозданной красе не тронуто человеком.
  По словам моей мамы Вали , а ей тогда было где-то 4-5 лет , батько с мамой начали строить
  хату , комору с хлевом и амбар и по меже батько высадил ряд тополей и шелковицы , которые и до сих пор растут и это им уже скоро будет по сто лет
  Батько с мамой были необыкновенной трудоспособности , день от зари до зари занимались
  строительством , и в это же время батько еще высадил огромный сад , а саму усадьбу обсадил акацией и сиренью , сад , который и мы третее поколение хорошо помним.
  Одновременно с земельным участком для подворья , Мусий Волошин получил еще и земельный надел , несколько гектаров добротной земли , как масло , возле Калиновой балки.
  Время шло , родились ещё Галя , Наця и Алексей
  Описывать те недолгие , счастливые годы семьи можно так , что весь быт , все благосостояние создавалось , как и их предками , только своими руками и никто даже не мог и подумать , что-бы получить хоть какую-нибудь помощь от государства , земля-кормилица была для всех высшей благодарностью и помощью для селян . Здесь необходимо сказать , что если бы в те годы нашелся хотя бы один человек , который предотвратил бы дальнейшее насилие и геноцид над крестьянством , то сейчас наша страна была бы самой богатой в мире , но к сожалению дальнейшие события , которые мы все уже хорошо знаем , привели к плачевным и трагическим результатам.
  Но на то время все дети трудились по дому , на огороде , в саду , каждый знал свои обязанности и беспрекословно выполнял , благополучие семья создавала себе сама.
  Батько со всеми был строг , и к маме и к детям , не позволял никому никаких вольностей , самое малое нарушение строго наказывал , каждый должен был работать в силу своего возраста
  и домашнее хозяйство содержать в идеальном порядке.
  Иногда такая жестокость была и чрезмерной . Как-то раз по осени , Надя гуляла в берегу в балке и загрюзла в грязи с сапожками и начала кричать , звать на помощь.
  Батько принес её домой и очень сильно бил , да так , что мама стала на защиту , после чего Надя долго болела , он ударил ее и головой.
  Ну слава богу все обошлось , но дети в дальнейшем побаивались батька и старались слушаться во всем , слово батька для всех было бесприкословным законом.
  Об работоспособности батька необходимо сказать особенно , начиная с самой ранней весны , рано утром батько с мамой запрягали лошадей ( было две лошади ) , брали с собой нехитрый реманент плуг , борону , сеялку и ехали на целый день в поле.
  Дети оставались дома , и конечно должны были выполнять всю домашнюю работу , а это и
  вывести корову в стадо , накормить всю живность , убрать хату , сварить обед , а старшим ,
  конечно же и ухаживать за малыми детьми , хотя и малые быстро приобщались к труду.
  С поля батько с мамой возвращались поздно и уставшими , но тут же батько занимался и садом
  и плотничал , а мама полола огород и в берегу поливала овощи , нужно было подоить корову и почистить в хлеву и еще много всякой домашней работы. Поздно вечером ложились спать , а с раннего утра все начиналось сначала и так трудились все лето , пока весь урожай не был в коморе и амбаре , и конечно же погреб заполняли картофелем буряками и овощами.
  Батько очень бережно и расчетливо распоряжался урожаем , в первую очередь сдавал зерно государству , государственный налог для него было святое , остальное рассчитывал очень
  бережно , оставлял что для питания семьи , что для скотины.
  К осени всегда во дворе были два стога сена , которые батько накашивал в берегу и на балках за хутором. К зиме всегда готовились тщательно и расчетливо , кроме картофеля и овощей в погребе всегда было много разных солений , а это и бочковые огурцы , помидоры , несколько лет подряд мама ложила в квашенную капусту яблоки "антоновку" и засаливала маленькие кавунчики.
  Молодой сад подрастал , и зимними яблоками заполняли комору и от этого в коморе был такой запах яблок что , я внук Мусия , в середине пятидесятых годов его еще помнил.
  Тщательно заготавливали и топливо на зиму , купить уголь на Кудашевке было невозможно ,
  поэтому заготавливали дрова и с кучи навоза в летнее время , на солнце засушивали брикеты и складывали под навес , так же как и их предки , такое биологическое топливо в печи давало высокую температуру , а для растопки использовали солому , которую после сбора урожая тщательно сохраняли в скирдах , которые формировали на полях несколько хозяев.
  Надо отметить то , что этот труд , труд для себя , для своей семьи не был тяжелым и
  изнурительным , с каждым годом хозяйство крепло и улучшало свое благосостояние , хотя уже тогда государство неимоверно начало повышать налоги на хлеб.
  С приходом зимы батько садился за швейную машинку и длинными вечерами , допозна просиживал за ножным "Зингером"
  Батько шил и для своей семьи и для людей , старые вещи перелицовывал и вещи всегда становились новыми , так Вале и Наде ,он со старого сукна перелицевал и сшил зимние пальто ,
  да такие красивые , что все на селе смотрели на девочек с нескрываемой завистью.
  Много шил батько и людям , а заработанную копеечку бережно складывал для покупки реманента. Мечтой батька была покупка жатки и молотилки с мотором.
  Мама ставила в хате свой ткацкий станок и ткала и полотно и рядно , а дети в длинные зимние вечера сшивали тряпкачи со смужек ткани.Веялку , которую батько преобрел , установил в амбаре , где у него хранилось зерно пшеницы , немного ржи , кукуруза в качанах и овес для лошадей. Хозяйство крепло , появился еще теленок и лошачек , одним словом все шло на
  улучшению жизни , свободный труд давал свои результаты.
  Здесь необходимо отметить , что в это время в селе и началось расслоение крестьянства ,
  были мужики , которые получили землю и трудились на ней день и ночь , такие хозяйства крепли и крепло , в основном и все крестьянство края , но были и такие мужики , которые не хотели брать землю , не хотели на ней работать , эти лодыри завидовали богатеющим
  односельчанам и как правило , организовывали всякие ячейки , митинговали или просто ушивались в поисках напиться , но работать никак не хотели , что самое страшное они то и
  имели поддержку у вновь испеченных Советах. Эту прослойку крестьянства , как раз и назвал вождь пролетариата , бедняками и дал им в руки "меч палача"
  С ростом зажиточного крестьянства , росла к ним и ненависть со стороны этих лодырей , бедняков , но беды пока ничего не предвещало и семья жила и крепла.
  Валя с Надей пошли в школу и становились барышнями , младшие дома занимались домашним
  хозяйством и помогали маме во всем
  Об Алексее сведений осталось мало , но известно только то , что был он очень любознательным и во всех делах старался копировать своего батька.
  В зимние вечера в хате было тепло и уютно , все дети спали на печи покотом , а Алексей всегда спал у самого края и не позволял , что бы кто-нибудь ему стелил постель.
  Стелить постель у него был целый обряд , тщательно расстилал , что бы не было ни одной складки и вообще во всех делах был аккуратным и внимательным
  После смерти вождя пролетариата , который почему-то остался "вечно живым" , в селе начались изменения , которые уже через несколько лет приведут всё крестьянство к трагедии и в конечном счете и к гибели. С приходом к власти в человеческом образе сатаны и дьявола , о котором предсказал протеирей Феодосий , ежегодные налоги на хлеб стали увеличивать и к концу двадцатых годов стали почти полностью забирать урожай , к этому времени ещё ввели , так называемую "контрактацию" , это налог называли "план до двору" , по которому все селяне обязаны были сдавать все продукты питания , а это и яйца , мясо , кукурузу , картофель , фрукты и овощи и все то , что производили крестьяне.
  Сельская беднота организовывала ячейки "продразверстки" , в которые входили и "исполнители" (представители НКВД), бесцаремоно заходили во дворы , описывали все оставшиеся продукты и требовали бесприкословно сдавать
  Землю на Калиновой балке забрали , забрали и лошадей с реманентом в колхоз , остался пока приусадебный участок земли , на котором садили больше всего кукурузу , картошку и в берегу овощи , капусту , помидоры да огурцы.
  Ввели даже налог на фруктовые деревья , да такой , что дерево не могло даже родить сколько.
  Что было в душе Мусия , когда он взял в руки топор , одному богу известно , молодые деревья
  то-же наверное плакали вместе с ним , вырубил он половину сада.
  Разрушил батько и амбар , навсегда расставшись с мечтой , преобрести жатку и молотилку с мотором . Осталась одна корова , кормилица , берегли её как могли , корм
  заготавливали всей семьей , все-таки молоко и кукурузные лепешки , которые называли "маторженики" спасали от голода.
  За немногие месяцы семья лишилась всего , но жить было надо и все с неимоверными усилиями пытались найти выход. Батько пошел на бригаду работать , ухаживать за лошадьми , а мама тоже ходила в колхоз и выполняла все работы которые давали , и полола и косила.
  Дома оставались дети , хата и все подворье приходило постепенно в упадок.
  Шить на "Зингере" батько стал мало, да и то только для своей семье по самой необходимости , людям не шил ,потому что новая власть запретила заниматься частным предпринимательством , да и люди обнищали до такой степени , что уже никому ничего не нужно было , мысль была одна , выжить, спастись от голода.
  Шел страшный 1933 й год
  Зима была холодная и снежная , хату со стороны толоки , с севера , засыпало снегом аж до самого маленького окошка ,что на печи , топить печь стали мало , поэтому в хате было холодно и неуютно , оставалось только немного картошки и больше ничего.
  В один из дней во двор пришли красноперые голодранцы , иначе я их назвать не могу , с перегаром бурякового самогона и заявили , что пришли раскулачивать , не предъявив при этом никаких постановлений , после чего начался настоящий погром и грабеж.
  С хаты вынесли все , остались голые стены. Забрали лавки , тубаретки , которые батько сам изготовил , у мамы забрали сундук (приданное от родителей) , кухонную утварь , постилки и швейную машинку и весь оставшийся реманент.
  Вымели все остатки хлеба , кукурузу и все продукты , но самое страшное , забрали корову , которая через несколько дней исдохла на колхозной ферме от голода.
  В огороде и вокруг хаты ходили с шомполами и металлическими прутьями , тыкали в землю ,
  искали зерно. Все награбленное свозили на , так называемый колхозный двор и конечно же , не
  имея ни малейшего учета , так как на селе не было ни одного , мало-мальски грамотного человека , а получившие власть с бредовыми идеями голодранцы не знали как ею распорядиться и творили бог знает что.
  Начали растаскивать все те , кто имел допуск к награбленному , с города приезжали , так называемые , отряды продразверстки и уже грабили все оставшееся.
   К концу зимы все награбленное разворовали и пропили , а весной голод не пощадил никого , умирали и жертвы и их палачи , а те немногие выжившие , через несколько лет будут названы "врагами народа" и будут то же расстреляны.
  В жернова этой безумной мясорубки попадут и лучшие таланты и лучшие умы и выжить неудасться почти никому.
  После такого удара батько уже не поправился , постарел , осунулся , что творилось у него в душе , одному богу известно , наверно он понял , что выхода нет.
  Ему тогда было всего тридцатьтри года.
  Следующая беда пришла в хату неожиданно , к концу зимы у батька на правой ноге , выше колена образовалось красное пятно , все усилия избавиться от него ни к чему не привели.
  Ложили компрессы и с отваров трав и прикладывали конский навоз , но пятно увеличивалось
  и начала опухать нога , поднялась температура и батько окончательно слег.
  Как-то утром батько сказал маме :
   -Иди Дуня на бригаду , запрягай лошадей и вези меня в больницу.
  В Адамовскую больницу , которая была в пятнадцати километрах от Покровки , мама повезла на другой день , когда батьку было уже совсем плохо.
  Сейчас мы знаем , что у него было обыкновенное рожистое воспаление , которое сейчас лечится одним уколом , но тогда этого никто не знал и это было смертельно.
  Дети вышли на толоку и провожали в след подводу , пока она и не скрылась за Хутором
  С Адамовки мама возвратилась на другой день вся измученная и голодная.
  Теперь начался самый страшный голод , в хате ничего не было , находили от кукурузы качаны и на огороде , под снегом , пытались найти мерзлую картошку.
  Мама опухла и слегла , уже не в состоянии двигаться , у Вали опухли ноги и она то-же с трудом
  передвигалась , дети ходили в поисках хоть какой нибудь пищи , грызли молодые ветки деревьев и почки сирени
  Уже много сказано и сделано выводов о голодоморе на Украине в тридцатьтретьем году , о тех ужасах , что творил преступный сталинский режим.
  В Киеве есть памятник жертвам голодомора тридцатьтретьего года у стен Михайловского собора , туда потомки приносят цветы своим невинно убиенным предкам.
  Я расскажу только , конкретно , за свое село Покровку ,что на Днепрпетровщине , за село где были замучены мои предки , и где родился и я сам.
  К весне тридцатьтретьего года начался настоящий мор , вымирали семьями и хоронили даже не на кладбище , а в огородах и деже зарывали во дворах.
  Люди тихо и молча вымирали и помощи никто не ожидал , а те кто все-таки пытался вырваться в город спасаясь от смерти , таких людей просто расстреливали.
  
  Прошло несколько дней , после того , как батька отвезли в больницу и пришла ужасная новость. Сельские бабы шли с Адамовки и среди них была баба Мотька ( в будущем , моя бабушка по отцовской линии) , проходя мимо двора , Мотька крикнула во двор :
   - Дунька , едь в Адамовку забирай своего , он умер . Все были в таком состоянии , что никто и не воспринял эту новость , все уже были опухшие от голода , смерть была уже в хате , сознание отказывалось воспринимать услышанное.
  Через несколько дней пригрело весенее солнце , начал таять снег , на толоке появились прогалины и Валя с Надей стали ходить и выливать "хаврашков" сусликов , а другие дети
  стали щипать щавель и в берегу рвать листочки берестка.
  В погребе оставались "вiчка" , ростки от картошки , но их берегли для посадки.
  Стали варить "хаврашки" со щавелем и берестковыми листочками и опухоль стала спадать , но
  все это было очень не вкусно без соли.
  На другой стороне Хутора жила сестра батька с мужем Митрофаном Миновичем.
  Жили они скромно , замкнуто , детей у них не было , но голод их немножко миновал.
  Митрофан Минович был инвалид , (у него не было руки) и в колхозе он не работал , во двор к себе никого не допускали , деже родственников , во дворе была злая собака , поэтому все двор
  обходили стороной .Работал он на мельнице в Кудашевке , и естественно , от голода им
   спастись было легче. Видя , как семья Мусия погибает , он частенько помогал продуктами , и вообще , относился к семье с большим вниманием. И неизвестно когда Митрофан Минович уговорил маму , что бы она отдала им на удочерение , воспитание , Галю. Со всех детей Галя была очень слаба и выжить ей было очень трудно
  Жить ей там , конечно было легче , она была и одета и не голодная , у них был большой ухоженный сад , да и Митрофан Минович по весне приторговывал яблоками и хозяйство держал в надлежащем порядке . Из-за инвалидности его хозяйство власть не разрушила.
  Для Гали , это "удочерение" было жестокое , ей запретили приходить в семью и общаться с сестрами . Всю жизнь Галя прожила с этой раной в сердце , что именно она была отвергнута семьей. Сейчас трудно предположить, чем было вызвано такое решение Митрофана Миновича , да и тема эта никогда не обсуждалась , тем более с нами , с детьми , но мне кажется , что это
  было вызвано тем , что бы Галя не могла делиться со своей родней продуктами
  Это только моя версия , поэтому пусть это останется тайной навсегда
  Однажды Митрофан Минович занес один стакан соли и не большую "торбинку" муки.
   Для всех это было большое счастье , мама из горстки муки накатывала небольшие шарики и варила суп , а если еще и подсаливала , то суп был даже ничего , называли такой суп "затирка".
  Весна была ранней и теплой все зазеленело , высадили "вiчка" картошки и мама заняла у Митрофана Миновича ведро кукурузы до нового урожая и то же посадили.
  В берегу посадили овощи , помидоры , огурцы , у мамы в торбочках семена хранились на комине за печью. От зелени у детей плохо работали желудки , бесконечные поносы , но мама спасала всех отварами из сушенных трав , которые хранились там же за припечком.
  Когда все уже отошли от голода , когда уже сознание стало возвращаться , только тогда все ощутили , что потеряли батька , и все тогда стали горько оплакивать
  Мы третье поколение , внуки Мусия , родившиеся в конце тридцатых и в начале сороковых , очень хорошо помним нашу бабусю , помним ее теплые , нежные и шершавые руки , когда она
  нас всех обнимала и говорила , внучата Мусиевы
  Мы с большой любовью вспоминаем сад , с огромной абрикосой в центре сада , с мелкими и круглыми , как шарики , оранжевыми абрикосами и очень сладкими , помним груши
  "лесная красавица" , которые бабуся накатывала под кровати и мы тягали их до зимы , помним борщ , который варила на плите , которая была в саду возле "стежки" и конечно же помним , как бабуся каждый вечер раскручивала свой сипаратор и сходились все хуторяне , а после всего бабуся наливала нам всем по большой кружке свежих сливок и мы с хлебом пили , а масло сбитое в маслобойке , намазывала по большому куску хлеба и немного подсаливала , у
  меня этот вкус остался на всю жизнь.
  Нельзя не вспомнить и гулянки в саду , когда съезжалась вся родня и гулянка , по-моему , длилась не один день , о выпитом за это время , мы конечно, и представить не можем , а Петину
  "Победу" , возле которой мы , дети любили фотографироваться.
  Для меня заросли в берегу были настоящими джунглями , только не для Толи это была его стихия , он знал гнезда всех птиц по всей ковбане и знал в какие гнезда кукушка подкладывала свои яйца и какие птицы уже улетели из гнезда
  Сейчас мы осознаем и понимаем то , что наши родные , наши предки прожили тяжелую и не простую жизнь , единственной отрадой и счастьем было то, что они могли все собираются вместе и слава богу , что в нашем роду не было репрессированных , что судьба хоть избавила наших предков от ГУЛАГов и департаций
  Наша несчастная страна , за менее чем сто лет , пережила десять революций , как ни одна страна в мире. Первая революция была красная , когда пошли брат на брата , погубив все святое и создали для себя идола , как в средневековье.
  Вторая революция была черная , когда преступный режим конопатого горца уничтожил крестьянство , интилегенцию и привел к ужасной войне , которая опустошила третью часть людей. Здесь я хочу помянуть невинно убиенного на фронтах войны и похороненного в могиле неизвестному солдату у Кремлевской стены Алексея-Алёшу , навечно вошедшего
  в песню:
   - Стоит у дороги Алеша в Болгарии русский солдат
  А для себя я изменил слова песни , что бы мой дядя стоял ближе ко мне:
   - Стоит у дороги Алеша в Германии русский солдат
  За этой трагедией пришла бобово-кукурузная революция , которая чуть не привела к ядерной катастрофе и большое спасибо американскому президенту , который уступил лысому безумцу
  и спас нас от гибели , а сам за это поплатился своей жизнью.
  На смену одному безумию приходило другое безумие и маразм бездарных старцев , в основе которых была ложь и созданный искусственный дефицит , который превратил людей в безропотных совков , готовых за один рулон туалетной бумаги становиться на колени.
  А потом пришла антиалкогольная революция , породившая миллионы бомжей , беспризорных детей , наркоманов и не видя всего этого , лицемерно начали перестраивать то , что не построили и логическим концом было разрушение всего созданного за многие годы.
  А сейчас пришла какая-то оранжевая революция и к власти устремились воры и бандиты , а обнищавших людей уже и не называют людьми , а таким простым и родным для них словом , лекторат.
  Какого цвета будет следующая революция ?
  
  В начале двадцатого века Отто фон Бисмарк сказал такую фразу : - -"Революцию делают фанаты , а пользуются её плодами мерзавцы и подонки , как всегда дерьмо оказываеся на верху , на плаву"
  Через сто лет слова его оказались пророческими
  Да будет им всем возмездие божье
  
   Господи спаси и сохрани
  
  
  
  Хаген 2006г
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"