Аббат Д Эрбле : другие произведения.

Всё испытывайте, хорошего держитесь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Духовно-просветительский журнал "ДРЕВО", г. Самара.


   Всё испытывайте, хорошего держитесь.
   "Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, - выразил свое убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Архиерейском совещании в 2010 году, - при осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма"*.
   И чтобы выполнить поставленную Предстоятелем задачу, необходимо оглянуться в поисках эффективных примеров работы с молодежью. Памятуя слова святого апостола Павла: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фессалоникийцам, 5:21) мы обратим взор к опыту наших западных братьев.
   В 1984 году по инициативе ныне канонизированного папы Иоанна-Павла II на площади Св. Петра в Риме прошел I Всемирный день католической молодежи, собравший, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч молодых католиков. Римский понтифик пожелал, чтобы подобные съезды проходили на постоянной основе, что и было осуществлено. Ежегодно молодые католики со всего мира собираются вместе, чтобы делиться радостью веры, свидетельствовать о любви Христовой и молиться вместе со своим папой. В 1995 году на X Всемирном дне молодежи, проходившем в Маниле, столице Филиппин, собрались от 4 до 5 миллионов человек, что является безусловным рекордом. В прошлом, 2016 году, XXXI Всемирный день католической молодежи (г. Краков, Польша) соединил в общей молитве более 2 500 000 молодых христиан, среди них были и почти 300 ребят из России.
   Прекрасно понимая, что не количество является важнейшим показателем эффективности работы, нелишним было бы узнать какие формы и методы использует Римо-католическая церковь в диалоге с современной молодежью.
   До середины XIX века в Римо-католической церкви не было выработано каких-то особых методов работы с молодежью. Дети и юноши не были вовсе лишены пастырского окормления. Подготовка к первому причастию (7-9 лет) и конфирмации (10-12 лет) предполагала довольно серьезное изучение основ вероучения, "дабы они [дети] сообразно своим способностям к пониманию постигли тайну Христа и могли с верою и благоговением вкусить Тела Христова"*. При приходах трудились министранты и певчие, обычно мальчики и юноши, из них впоследствии избирались лучшие для обучения в семинариях. Со средних веков многочисленные монашеские ордена и конгрегации занимались окормлением школ, больниц, хосписов, тюрем, сиротских приютов и интернатов для инвалидов. Двери тысяч монастырей были открыты для юношей и девушек, которые хотели бы посвятить свою жизнь созерцанию или труду во славу Божию. Но всего этого было недостаточно.
   Новые и эффективные методы работы с молодежью предложил св. Джованни (Иоанн) Боско, создатель и покровитель Общества св. Франциска Сальского, SDB. Общество, начинавшееся с единственного бедного священника, у которого не было даже места, где после Мессы могли бы собраться ребята, сейчас объединяет более 15 000 епископов, священников и монахов, посвятившие себя молодежному служению в 1813 "Обителях" в 132 странах, на 5 континентах. 
   Сегодня пастырская работа с подростками и молодежью Джованни Боско не покажется нам новаторской, однако, изучение опыта создателя мощного молодежного движения, несомненно, не будет лишним для труждающихся на поприще молодежного служения Русской Православной Церкви.
   Призвание.
   С детства будущий святой был уверен, что Дева Мария избрала его для особого служения. Он видел сон, в котором Пресвятая Дева призвала его быть пастырем для трудных подростков и молодежи.
   Святой апостол Павел писал, что в Церкви разным людям Духом Святым подаются разные дары: учительства, пророчества, целительства или управления (1 Коринфянам, гл. 12). Призвание - это когда человек, получив дар Духа, служит Церкви, реализуя себя именно в этом направлении. И дон Боско чувствовал в себе призвание. 
   Родившись в бедной крестьянской семье, он в совсем юном возрасте был вынужден покинуть отчий дом. Джованни не понаслышке знал, что такое бедность, но никогда не сходил с пути, ведущего к его мечте - священству. В то время обучение в семинарии стоило немалых денег, которых не было у Боско. Он мог стать священником поступив в монастырь, но тогда Джованни предал бы свое призвание. Позже, когда дон Боско стал священником, ему предлагали перспективные места капеллана или сельского настоятеля, но будущий святой хорошо помнил свой детский сон. 
   Всю свою жизнь дон Боско прожил в удивительной простоте, даже бедности, отдавая все, что имел, да и себя самого своим мальчишкам, которым стал добрым пастырем.
Молодежное служение для священника должно быть не столько церковным послушанием, сколько призванием.
   Открытость.
   В XIX веке в Италии священника называли "дон", что значит "господин". К духовенству относились с уважением, даже некоторым страхом. И такое положение было и традиционно, и привычно, и удобно для итальянского священника. Однажды Джованни Боско, будучи школьником, встретился в городе с двумя своими учителями, в личном общении они всегда были добры и участливы, но сейчас их сутаны и клерикальные воротнички словно выстроили стену холодной учтивости. Тогда Джованни решил, что для своих ребят он будет открытым всегда.
   Дон Боско умел находить общий язык с мальчишками, зачастую хулиганами, беспризорниками, преступниками. Он позволял себя даже хулиганить, чтобы вовлечь ребят в разговор о заповедях и нравственности. Он умел искренне плакать с плачущим и хохотать с радующимся. И это не могло никого оставить равнодушным.
   В России священников никогда не называли "господин", нашему уху привычнее "батюшка". Крайне важно не только называться отцом, но быть им. Тем более по отношению к подросткам, остро чувствующим фальшь и нетерпимым к предательству.
   Катехизация и образование.
   Дон Боско вспоминал, как летом 1838 года он произнес свою первую проповедь. Настоятель прихода, дон Пелато, отозвался о ней очень хорошо. "Вы станете блестящим проповедником", - заверил молодого семинариста священник. Однако заметил, что поучение способны были понять лишь он сам, его брат, так же священник, и еще двое или трое почтенных прихожан, получивших хорошее образование. В то время считалось, что проповедь тогда хороша, когда доставляет эстетические и интеллектуальное удовлетворение, когда мысль парит в недосягаемых высях, облеченная в узоры утонченной словесности. Усугублялось это еще и тем, что в Италии не было единого языка, а диалекты отличались настолько, что не всегда житель одной области мог понять жителя соседней, литературный же язык - флорентийский диалект - был практически неизвестен простому крестьянину или бедному горожанину. Вероятно поэтому, не смотря на обязательную катехизацию перед первым причастием и конфирмацией, уровень религиозной грамотности среди бедноты был катастрофически низким. 
   Исправить это взялся дон Боско. Каждое воскресенье после Литургии он собирал своих ребят и рассказывал им о Боге и Церкви, святости и святых. Но не по сухим школьным пособиям, а со свойственной ему простотой и образностью. Тем же кто проявлял интерес дон Боско преподавал грамоту, латинский язык, способствовал поступлению в семинарии, мечтая подготовить себе помощников и приемников. Понимая важность катехизации и образования, дон Боско писал и издавал популярные книги, за что подвергался постоянной критике со стороны туринских священников, обвиняющих его в излишней простоте изложения. Впрочем, его критиковали и высмеивали так часто, что вряд ли он принимал это близко к сердцу.
Прошло более полутора веков, но и сейчас остается актуальным пример дона Боска. 
   Общий труд.
   В XIX веке на Апеннины пришла промышленная революция, в середине века Италия запылала революциями уже политическими. Еще и война с Австрией. В Турине, где служил и трудился дон Боско, с каждым днем увеличивалось число бедняков, потянувшихся в столицу королевства Пьемонт спасаясь от голода и нищеты. Далеко не все могли найти работу, стол и кров, очень многие влачили жалкое существование и чтобы не умереть преступали закон. Когда дон Боско посещал в тюрьмах юных преступников, в том числе и приговоренных к повешению, сердце его разрывалось от горя: "Меня охватил ужас, когда я увидел большое число юношей в возрасте от 12 до 18 лет, здоровых, сильных, развитых, которые там бездействуют, усеянные вшами, лишенные духовной и материальной пищи"*. Он хотел им помочь, но озлобленные на весь мир, "волчата" смотрели на него как на врага и не желали слышать его проповедей. Им нужен был хлеб и теплый угол, а не истории о святых и чудесах. Во-первых, им нужда была работа. "Немедленно!" - это стало девизом для дона Боско. Не в планах, проектах или мечтах, но сейчас, немедленно нужно что-то предпринять. Прежде чем научить ловить рыбу умирающего от голода, надо его накормить.
   В ноябре 1846 года некто Франческо Пинарди продал дону Боско небольшой сарай на берегу реки. Ему суждено будет стать первой ораторией Общества святого Франциска Сальского, часовней, приютом и мастерской. В мастерской трудились несколько наемных рабочих, а ребята были при них учениками и подмастерьями, получая навыки, необходимые для дальнейшего трудоустройства. Юные каменщики и плотники, трубочисты и конюхи рассказывали своим товарищам об оратории дона Боско и очень скоро количество молодых салезианцев достигло 800.
   Сейчас православному священнику, занятому работой с молодежью, нет острой необходимости строить мастерские для обучения ребят плотницкому делу, но вовлечение молодых прихожан в общее дело (в первую очередь социальную работу) должно стать важным аспектом деятельности. 
   Досуг.
   Молодость - особое время, что прекрасно понимал дон Боско. Кроме изучения католического вероучения и работы в мастерских молодому человеку хочется побегать, поиграть, попеть песни, может быть пошуметь и похулиганить. И правильно организованный досуг был важным элементом педагогики дона Боско.
   В детстве Джованни умел ходить по канату, быстро бегать, лазать по деревьям, жонглировать и показывать фокусы. Став священником он не считал это чем-то постыдным, и если по канату он больше не ходил, то развлечь ребят фокусами себе позволял. 
   В наше время, увы, в православных приходских молодежных группах именно организация досуга считается важнейшим, если не единственным направлением деятельности. Но совместный просмотр фильма, поход или паломническая поездка, посещение театра или филармонии, если не дополнены изучением св. Писания и Предания Церкви, социальной работой и, главное, общей молитвой, вряд ли может считаться в собственном смысле приходской молодежной работой. 
   Вершина всего - Литургия.
   Именно молитва, совместное участие в богослужениях понимались св. Боско как неотъемлемый и важнейший элемент молодежного служения.
   Для католиков XIX века причастие было довольно редким событием. Мессы совершались повсеместно и постоянно, но прихожане довольствовались так называемым "духовным причащением", то есть созерцанием священнодействия. Молодежь дона Боска молилась, исповедовалась и причащалась каждое воскресенье. 
   Дон Боско был не просто неравнодушным педагогом и добрым священником, он был настоящим мистиком и многие мальчики, подражая своему учителю, так же устремлялись к особому благочестию. Надо заметить, что католическая духовность значительно отличается от православной и, зачастую, то, что считается для католика святостью, нами воспринимается как духовная патология. Так, например, дон Боско постоянно видел сны, относился к ним очень серьезно, постоянно пророчествовал о будущем величии созданного им Общества, за что однажды едва не попал в психиатрическую лечебницу, как рассказывали, творил чудеса, умножая жареные каштаны, и разговаривал со своим псом. Не в этом стоит подражать дону Боско, но в том, какое высокое место он обозначил для молитвы и Литургии в своей работе.
  
  
   Подводя итог нашему краткому знакомству с доном Боско, уместно вспомнить слова Святейшего патриарха Кирилла: "Необходимо помнить, что молодые добровольцы -- это не "оловянные солдатики", которых можно куда-то "назначить" или "направить". Православные добровольцы -- это люди, которые в свободное время занимаются той деятельностью в Церкви, которая им по сердцу. Для кого-то это -- благотворительность, для кого-то -- помощь в богослужениях, для кого-то -- работа с детьми. Пусть у молодых людей не все и не всегда получается в полной мере. Важно, что молодежь дорожит самой возможностью проявить инициативу, на которую нам следует отвечать благословением и поддержкой, не в последнюю очередь -- материальной", -- отметил Святейший Патриарх. "Одним из залогов успеха молодежного добровольчества является наше доверие, которое позволит молодым людям с радостью взять на себя ответственность за какую-то часть церковной деятельности и раскрыть свои таланты внутри Церкви. Радует, что сегодня в нашей Церкви достаточное число епископов уделяет внимание непосредственному общению с молодежью"*.
---------------------------
*Работа с молодежью должна быть системной, а не периодической, считает Святейший Патриарх Кирилл. Пресс-служба Патриарха.
*Кодекс Канонического права, 913, 1.
*Боско Т. Сон сбылся. Биографическое повествование о св. Дж. Боско. М., 1992, с. 98.
*Доклад Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2016 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"