Остапенко Юлия : другие произведения.

"Третий день": обзор конкурсных работ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Обзор работ, учавствовавших в конкурсе "Третий день" раздела "Предгорье". Просьба не принимать близко к сердцу :)

Итак, "Конец света" позади. Надо сказать, это заявление следует воспринимать почти буквально. С первых же дней активнось участников зашкаливала. К сожалению, это сказалось и на качестве текстов, присланных в первые дни конкурса. Некоторые авторы, почувствовав в себе силы, а в теме - потенциал, не ограничились одной работой. В результате через четыре недели после объявления конкурса было выставлено, с учетом снятых, 99 работ.
99 рассказов о конце света... Число если не пугающее, то по меньшей мере внушительное. Разумеется, есть среди присланного и совсем слабые работы, и довольно сильные. Об их соотношении деликатно умолчим. Мне, как члену жюри конкурса, предстояло выбрать из этого изобилия десять рассказов. Буду банальной и скажу, что выбор оказался непростым. Работ крепкого среднего уровня было довольно много, по-настоящему хороших - единицы. Однако в итоге мой личный топ включал не десять, а пятнадцать рассказов, и было настоящей мукой выбрать среди них официальных лидеров.
Прежде чем перейти к детальному обзору конкурсных работ, скажу пару слов о том, чего я ждала от наших авторов, дабы предотвратить возможные вопросы по этому поводу. По моему, разумеется, субективному, но очень глубокому убеждению, любое литературное произведение должно в первую очередь говорить о Человеке (как вариант - о Людях). Тема конца света в этом смысле представлялась мне весьма благодатной. Будь чуть больше времени, может, я и сама бы рассказ написала. Однако я предпочла читать, закономерно, как мне тогда казалось, надеясь найти в конкурсных работах самое разнообразное отображение этой темы.
Это то, что я искала. Что же я нашла?
При всем своем потенциале тема достаточно избитая. Посему авторы в первую очередь стремились быть оригиналными. За эталон банальности в этом случае, видимо, были избраны в большей или меньшей степени безсюжетные страдания обычного человека в городе, на который сбросили ядерную бомбу. Таких рассказов почти не было, и, по иронии судьбы, именно таких рассказов я ждала. Но наши авторы решительно отказались от шаблона и ринулись в омут оригинальности. Однако оригинальность эта, опять-таки по иронии, вышла на удивление одинаковой. Вместо того, чтобы рискнуть интересно обыграть старый сюжет, многие авторы пытались, как им, вероятно, казалось, создать нечто Новое. Похвальное стремление, но, к сожалению, в большинстве случаев тщетное.
Проанализировав поступившие на конкурс работы, я заметила, что почти все они делятся на две большие группы: авторы первой изощрялись в придумывании причины Апокалипсиса, авторы второй пытались увлечь читателя его описанием. Довольно часто авторы старались преуспеть в обеих областях. Внутри каждой из этих групп есть свои подгруппы. Исходя из правила "один раз - случайность, два - закономерность (три - система, четыре - диагноз)", я выделяла произведения в группу в том случае, если данную тему представляли две и больше работ. Группы, конечно, условные, как и отображённые в них особенности. Итак, вот что мы в итоге получили:

I. Причина:

1. "Плановый Апокалипсис"(далее условное обозначение - ПА). Конец света наступит рано или поздно, это знают все, потому что так написано в Библии и это предрекал Нострадамус. Армагеддон есть неизбежная часть мирового цикла, считают авторы рассказов из этой группы, и этой причины достаточно.

2. "Летели качели, да без пассажира..."(АТ). Астрономическое тело того или иного происхождения падает либо не падает на Землю, но так или иначе приводит к гибели человечества.
3. "Ломать - не строить"(ЛнС). Мы сами кузнецы своего счастья. Это же справедливо и для несчастья. Люди сами виноваты в конце света, обвиняюще заявляют авторы этих работ. Чаще всего в качестве средства самоуничтожения человек пользуется старым проверенным способом - ядерной бомбой. Порой избираются более изощренные методы вроде нервно-паралитического оружия массового поражения или неизвестных гуманной науке вирусов.
4. "После нас - хоть потоп"(П). Авторы этих работ, не страдая водобоязнью, топят землян, словно новорожденных котят.
5. "Мы пришли с миром"(ММ). Вторжение братьев по разуму (преимущественно инопленетного происхождения) со всеми вытекающими отсюда печальными (для героя/героев) последствиями.
6. "Сумерки богов"(Т). Очень темно. Ничего не видно. Собственно, поэтому и паника. А конец света - уже побочный эффект.
7. "Беспричинный end of world". (No.) Какая разница - отчего? - философски рассуждаю авторы этих рассказов. Мир рухнул, и нам остается решить, что с этим делать. Ну а что именно - это уже совсем другая история...

II. Описание:

1. "Вершители судеб" (ВС). Самая большая группа. Герой так или иначе оказывантся ответственен за долю человечества - он либо Спаситель, либо Антихрист, вольный или невольный.

2. "Божественная канцелярия" (БК). Также довольно обширная группа, описывающая конец света глазами Бога, Дьявола и их окружения. Герой может быть как одним из винтиков в этой бюрократической машине, так и ее жертвой, так и ее начальником (со знаком плюс или минус).
3. "Кто я?" (К?) - кокетливо вопрошает герой этой группы рассказов. Повествование в таких работах ведется от первого лица, и читателю до последних строк предоставляется гадать, кто же рассказчик.
4. "О дивный новый мир"(ОДиН). Модель будущего/параллельного/иного мира, населенного как человеком, так и его братьями по разуму, как гипотетическая, так и реализованная,
5. "Шутка юмора"(ШЮ). Попытка отобразить тему конца света как нечто вызывающее гомерический хохот, или, как минимум, забавное. В большинстве случаев, как оказалось, попытка более чем смелая.
6. "Аз есмь..." (Аз). Форма повестования от первого лица. Почему-то авторы расценили ее как наиболее приемлемую для отображения данной темы (что понятно) и как наиболее простую (что лично для меня удивительно). При этом либо не учитываается, либо игнорируется тот факт, что такая форма повествования накладывает на автора особую ответственность по части отображения психических процессов героя. Из-за этого многие работы, авторы котоых избрали данный метод, проигрывали имено за счет психологической недостоверности.
7."Черная-черная история"(ЧЧ). Закономерная попытка натурализировать Армагеддон. Особое внимание в таких работах уделяется физиологическим процессам, а также особо жесткому подходу к отображению психики человека, пережившему конец света.
8. "А я сошла с ума, какая досада" (MAD). Конец света - нешуточный стресс. Не всем под силу пережить его без необратимых последствий для психики. Герой (герои) с большей или меньшей скоростью съезжает с катушек. С самыми разнообразными последствиями для окружающих, включая собсвенно Апокалипсис.
9. "Жуткое, но симпатичное"(ЖyC). Приведение, конечно. Герои этих рассказов чудодейственным образом преобретали ту или иную бестелесную форму (призрака, информации, коллективного разума...). Что не мешает им активно взаимодействовать с окружающей средой.
10. "Я Вам пишу..." (ЯВП). Герои что-то пишут. Дневники и письма, на бумаге, компьютере и диктофоне. Ну любим мы писать. Любим. Потому, собственно, здесь и собрались.
11. "Философия Армагеддона" (ФА) Герой или герои, уютно умостившись на руинах мира, беседуют о более или менее (чаще более, чем менее) отдалённом будущем этого самого мира.
12. Просто о конкурсе. (К) Вот так. Просто. Берётся и обыгрывается тема конкурса "Три дня спустя после конца света". Самая очевидная, казалось бы, идея.

Можно было бы продолжать, но, по-моему, и этого более чем достаточно. Сам факт того, что оригинальность можно классифицировать, эту оригинальность нивелирует. Поэтому, по моему мнению, большинство авторов с данной задачей не сравились. Однако поспешу добавить, что, как я уже говорила, оригинальный сюжет изначально не был для меня основным критерием оценки. Гораздо важнее самостоятельность рассказа, его ценность вне конкурса. Поэтому не могу сказать, что к немногим работам, возле которых вы не увидите условных обозначений, я отнеслась благосклоннее, чем к остальным.

Ниже изложены рецензии - разумеется, субъективные! - на все конкурсные работы (исключая снятые авторами) в порядке их поступления на конкурс. Разбор стилистических ошибок в большинстве случаев опускался.

"После конца"

ЖуС, Аз.
Честно говоря, я так толком и не поняла, что же произошло с людьми. Что-то достаточно оригинальное, без сомнения, за что автору честь и хвала, но стоило очертить эту проблему несколько более прозрачно. Тем более что слог довольно неплохой.

"Сила привычки"

БК
Рассказ отличается довольно странной композицией: после сравнительно качественно описанных переживаний главного героя внимание резко переключается на божественный диалог, ведущийся на совершенно других тонах и в совершенно ином стиле, мало согласующимся со стилем первой части. Таким образом рассказ распадается, разваливается на две независимые, но не самодостаточные составные. Из достоинств следует отметить неплохо отображённый внутренний монолог героя в условной первой части.

"Не ошибается тот, кто стреляет первым"

ВС, ЛнС, АТ
Рассказ-фарс. Степень надуманности происходящего достигает почти апогея, начиная от падающих техасцев и заканчивая реакцией героев на известие об уничтожении Земли. Диалоги искусственны, события неправдоподобны, но при этом никак не тянут на абсурд - скорее это вызывающая нелепица. Учитывая то, что написана она вполне приличным языком, создаётся впечатление, что автор просто решил поиздеваться над читателем. Автор, впредь имейте в виду, не все читатели это любят.

"Мир через закрытые глаза"

Аз
Очень уныло. Даже заунывно. Автор явно пытался создать атмосферу беспробудной тоски. Частично ему это удалось, однако ни малейшего сочувствия ни герои, ни ситуация не вызывает. Вроде всё на месте - а не цепляет. Кроме того, в тексте довольно много тавтологий, лишних слов и просто неправильно построенных фраз. Из-за всего этого вобщем-то неплохая идея о расколотом мире особого впечатления не производит.

"Я да город... И Она..."

No., Аз
Интересная модель реакции человека на конец света. И к тому же вполне правдоподобная. Правда, автор недостаточно отображает (а точнее, вовсе оставляет за кадром) причины столь странного поведения героя. Тем не менее я в его поступок верю. Хотя ощущение где-то-уже-не-раз-читанного осталось (например, один из рассказов Брэдбери в "Марсианских хрониках") Текст довольно грязный, много лишних слов (особенно местоимений). Автор, разберитесь со знаками препинания в конце предложений: многоточий у Вас явно слишком много, не говоря уж о постоянно встречающихся утроенных восклицательных и даже вопросительных (?) знаках.

"Когда приходят боги..."

ВС, ММ
Недостоверно. Этический конфликт явно надуман. Если эти "боги" так могущественны, что без труда могут покорить весь мир, какой смысл им заключать сделку с одним из местных правителей? Как это правитель смог повлиять на сдачу целой планеты? Почему он имел право выбрать только одного человека - почему не пятерых, не десятерых, включив сюда и свою семью - разве это так много в планетном масштабе? Что "боги" собирались делать с планетой, совершенно непонятно - какое место отводилось на ней "предателю" и его пассии? Поведение последней для меня также остаётся загадкой. Самоубийство из чувства вины? Но в чём она-то виновна? И так далее... Плюс шероховатости в стиле.

"Желание"

ВС, ШЮ
Написано довольно забавно и неплохим языком. Но по сути - пересказывание старого анекдота. А для анекдота вещь явно слишком длинна.

"Исход"

ФА
Это не рассказ. Это часть крупного произведения (причём не обязательно начало). Образ скисшей губки, сжигающей мир, довольно завораживающий. Вообще собственно описания пожаров довольно жуткие и яркие, это основной плюс работы. Портят впечатление последние фразы - слишком спокойные, слишком взвешенные, а порой - излишне пафосные. Иногда страдает порядок слов в предложении, вроде этого: "Широким кольцом пожар наступал".

"Восстановительные работы"

БК, Аз, ПА
Начало мне понравилось: не припомню, чтобы повествование велось от лица человека, зажатого в завале. Конец разочаровал: банальные происки богов. Хотя сам рассказ, безусловно, шуточный. Что его в некотором роде оправдывает, но, к сожалению, не спасает.

"Фея жасмина"

Аз
Достаточно типичный представитель околотолкиеновского фэнтези. Скажу честно, я к его поклонникам не отношусь. Вещь очень женская - настолько, что мужчина её скорее всего читать не станет. Хороший гладкий язык, даже слишком гладкий, причёсанный - живых, острых эмоций нет, сквозь весь текст протекает какая-то еле уловимая картинность, жеманность, даже кокетство. Больше всего похоже на литературное упражнение. Впрочем, как упражнение - вполне успешное. Но не более того. Использование стихотворения Эдгара По - очень неудачная, на мой взгляд, идея - выглядит откровенной спекуляцией.

"Кайнозавры"

Аз, ММ
Текст примечателен тем, что автор не просто использует конкурсную тему как формальный антураж, но и хоть минимально обыгрывает её: в контексте ускоренного метаболизма три дня преобретают практическое значение. Да и появление динозавров, несмотря на упоминание в названии, воспринимается как довольно неожиданный и свежий штришок. Это плюсы. Из минусов отмечу довольно бестолковый язык (самая частая проблема - порядок слов в предложении) и - автор, только не говорите, что я придираюсь - оформление. Курсивная часть текста идёт невероятно тяжело. Казалось бы, это мелочь, но порой такие мелочи оказываются решающими. В любом случае, думаю, не всякий редактор стал бы читать часть текста, набранную курсивом.

"Инстинкт самосохранения"

К?, Аз, ММ
Вещь для одного чтения. Поскольку вся соль в том, что примерно треть текста не понимаешь, кто рассказчик, интерес сохраняется. Потом появляется подозрение, которое крепнет и превращается в уверенность. Кошка. Ну, хорошо, что кошка. Это как статья в газете: прочитал, удовлетворил познавательный интерес, забыл. Хотя написано живенько, интересно и очень женственно (не в том смысле, что писала женщина - в том смысле, что писала Кошка).

"Экземпляр из Андрозоя"

ЛнС, ЧЧ, ЯВП
"Он совершенно забыл о радиации!" Пробродив по городу часа полтора, понял человек, рассуждающий о химическом составе спекшихся силликатов. Вы хотите, чтобы я в это поверила? Ну, если он в самом деле такой недалёкий, то поделом ему, известняку будущему... Плюс частая проблема рассказов подобного рода: слишком высокая концентрация "тяжёлой" специальной информации на килобайт текста.

"Миссия "Третьего дня"

ВС, ЛнС
Вещь ни о чём. Ни сюжета, ни идеи (за исключением триста раз обыгрывавшегося воззвания Мудрого Старца к Будущему Спасителю), ни развития образа, ни вообще образа как такового, ни даже антуража (кроме красивого, но банального пейзажа). Вещь как бы есть, но её как бы и нет.

"Она и город. И он"

No.
Забавный эксперимент "ремикса в литературе", обыгрывание чужого произведения с точки зрения второстепенного героя - кстати, достаточно редко встречающийся приём. В данном случае в качестве первоисточника использовался конкурсный же рассказ "Я да город... И Она..." К сожалению, без своего "прототипа" никакой самостоятельной ценности не имеет. Хотя написан, кстати, лучше оного. Авторы, может, скооперируетесь и вместе что-то напишете? У одного - идеи, у другого - стиль. В принципе, не худший вариант.

"Дурачок Геро"

П, ВС
Вот это - рассказ. Не с большой буквы, конечно, но всё-таки вполне самостоятельная вещь, не зацикленная на неуклюжем обыгрывании конкурсной темы. Идея довольно интересна, реализация тоже - антураж небанален и прописан хорошо. Довольно интересен образ Христа (Антихриста?), опять-таки небанален. Вобщем - неплохо. Не хватает чего-то, чтобы сказать "хорошо."

"Эхо"

ЖнС, No.
Сама идея мозаичного отображения психологического переживания конца света вроде бы и проста, но свежа. Четыре истории я прочла с удовольствием - живо, ярко, естественно, опять же достоверно. Эпилог всё испортил. Не идеей - хоть она и перечеркнула идею о мозаичной форме, сместив акценты, - а её реализацией. Тень человечества, сидящая посреди Млечного Пути и слушающая обстоятельную лекцию о том, что она - тень. Плюс страдает композиция: крайне грубо оборвана концовка. "- Неправда! Не верю!", а дальше что? Нельзя так заканчивать. Слишком банально, к тому же должна быть элементарная кайма.

"Правило расторжения"

Интересная идея, хороший слог, неплохие описания, удачная финальная фраза... Вроде всё на месте, но лично меня не зацепило. Хотя читать было довольно интересно, а вот перечитывать вряд ли захочется.

"Три дня тьмы"

Т, ФА
По моему мнению, всё, что можно было сказать о человечестве, погружённом во тьму, уже сказали Силверберг и Азимов в "Приходе ночи". Конечно, пытаться можно и нужно, но явно не так. Стадиальное описание массового психоза, очевидно почерпнутое из пособия по психологии масс, совершенно лишено нерва. Вероятно, из-за отсутствия героя. Люди, беседующие в конце рассказа, героями никак не являются. Это просто модели, манекены, неживые и статичные, ведущие пафосные и безэмоциональные диалоги. Последняя фраза немного оживляет текст, но вытянуть его она не в состоянии.

"Позднейшие свидетельства"

Аз, No.
Одна из немногих работ, в которой вполне правомерно используюется данная форма повествования. Автор либо достаточно ответственно отнёсся к выбранной форме, либо просто интуитивно умеет достоверно писать от первого лица. При этом в тексте нет ни сюжета, ни идеи, ни даже - вот парадокс! - образа. Это либо набросок, этюд, либо часть чего-то значительно большего. Язык, правда, несколько бестолковый, основная проблема -порядок слов в предложении. Однако потенциал у автора, на мой взгляд, есть.

"Конец света"

П
Фэнтези на конкурсе мало. Может, поэтому фэнтези-рассказы интсинктивно вызывают у меня больше симпатии (иногда). Вроде тот же сюжет, те же герои, те же эмоции, однако новый антураж и лёгкая ироничность повествования выделяют этот рассказ из общей масы. Но справедливости ради надо заметить, что самостоятельности это тексту не добавляет. Хотя драконьи лапы, торчащие из воды, я увидела как наяву. Весьма живописное зрелище. Смысла в эпиграфе лично я не вижу. Эпиграф должен акцентировать основную идею текста или намекать на двойное дно. Здесь же что идея, что эпиграф прямые, как палка. Хотя, повторюсь, чисто субъективно данный текст мне симпатичен.

"Спасти или сохранить"

ВС, Аз
Вот и ролевики отметились. Заходите, тут всем места хватит. Впрочем, в остальном всё те же фэнтези-штампы, только перенесённые на современную почву - опять какие-то Хранители, Спасители, Пророчества, Апокалиддоны и Армагепсисы. Хотя от идеи о том, "как получаются полуэльфы", я даже немного посмеялась.

"Когда крушится мир"

Аз, К?
По своему - велколепно. Хотя я предпочитаю истории о Людях, рассказы с такой тонкой и красивой философской идеей всегда оставляли меня неравнодушной. Фантазия, которая осознала, что она - фантазия, и в отместку нафантазировала погибель своему творцу... Минус на минус даёт плюс, выдумка выдумки становится реальностью. Этот парадокс, реализованный в финальных фразах, преподнесён настолько неожиданно и изящно, что я простила автору пренебрежение столь актуальной в рамках данной темы проблемой Человека - и оценила этот рассказ высоко. Главный его недостаток, по моему мнению - безликое и нелитературно построенное название (что такое "крушится"? Рушится или крошится?) Автор, я с удовольствием посещу Ваш раздел (если ещё этого не делала), надеюсь увидеть там и эту работу.

"Десять дней до конца полета или на третий день после конца света"

MAD, ЛнС, ЯВП
Ещё один хороший текст. Сильный, крепкий, психологически достоверный. Качественно описанное отчаяние, осторожно и точно отображённое безумие. И для первого, и для второго удачно подобраны языковые средства. Это рассказ не о Людях, зато о Человеке. Одном из многих, но - очень живом. К сожалению, не уверена насчёт самостоятельности этого рассказа - сильной психологической прозы довольно много... Автор, советую Вам добавить в текст хотя бы намёк на сюжет, и тогда я приду в Ваш раздел и поставлю этой работе 8. Или даже 9. Смотря какой сюжет.

"Осколки"

ВС, Аз
Очень интересная форма. Действительно - осколочность. Однако использвана она для описания внещних признаков - предметов, явлений, действий. Было бы интересно почитать подобное описание переживаний, автор от этого почему-то отказался. И сущность Кристалла я поняла не очень хорошо. Возможно, это моя вина, но, может, и автора.

"Жизнь только начинается"

ЧЧ, К?, Аз
Текст очень яркий. Слишком яркий. Я бы даже сказал, аляповатый. В стремлении описать конец света как нечто жутко-чёрно-кроваво-мерзкое автор вполне преуспевает, после прочтения остаётся лёгкое чувство гадливости (к описываемому миру, не к тексту). Встречаются очень удачные описания, например "в моем теле прорастали черные семена боли" - превосходно сказано. Однако всё впечатление портят перлы вроде: "комната, укутанная серым макияжем" или "его тело скрючилось в уродливой гримасе". Таких моментов в тексте очень много, значительно больше, чем удачных. Далее, по композиции: опять две отдельно существующие части, каждая со своими достоинствами и недостатками, между собой мало согласующиеся. Я словно читала два разных рассказа одного автора. Часть первая: самое главное - от фразы "бабушка с тобой" мне чуть плохо не стало. На фоне мерзко и грязно агонизирующего мира такой пассаж вызывает стоны, отдалённо напоминающие смех. Пусть уж лучше Ваша бабушка лежит молча, автор, так она достовернее. Или хотя бы скажет: "Всё будет хорошо" etc. - так же банально, так же очевидно в данном случае, но не так смешно. Часть вторая: браво, я до самого финала не могла понять, что речь идёт от лица таракана. Ещё думала напряжённо: что же эта безобидная парочка из первых абзацев сотворила с семьёй "героя"? Финальная фраза хороша безусловно - чёрная, злая, острая ирония. У автора определённо есть потенциал, но ещё придётся долго работать над слогом - чистить, чистить и чистить (перефразируя сами знаете кого).

"Третий день"

Аз, No.
Идейно текст почти пустой. Психологически - наполненный. Эмоции достоверны, тут никаких претензий. Хорошая зарисовка о среднестатистическом человеке, пережившем Апокалипсис. Однако хотелось бы, чтобы в тексте хоть что-то появилось, помимо удачно переданных, но заурядных переживаний.

"Маркетинг мрака"

Т, ШЮ, ФА
Печальный, но незыблемый закон современного мира: из всего можно - и нужно - делать деньги. Тезис глобальный, но очевидный, ввиду этого банальный. Акулы капитализма делят гипотетические доходы с умирающего мира. Написано едко и довольно забавно.

"Долг"

ВС, ЛнС, Аз
Текст переполнен голыми эмоциями. Настолько голыми, что это уже почти неприлично... Это шутка, конечно, а если говорить серьёзно, то чрезмерная экспрессивность как героя, так и текста кажется надуманной. Причем дело тут не столько в качестве описаний, сколько в их количестве. Человек физически не в состоянии проявлять столь бурные эмоции так долго и самозабвенно. Здесь ступор гораздо уместнее, чем громкие вопли с последующим битьём головой о камни. И восклицательные знаки - прямо бич некоторых авторов... Или их марка?.. В любом случае, запомните, автор: ставить восклицательный знак - это всё равно что смеяться собственной шутке.

"Лики дьявола"

ЛнС, MAD
На мой взгляд, очень слабый текст. Натужные, пафосные диалоги, гипертрофированные эмоции, гротесконо-уродливый дьявол, совершенно не пишущийся ни в антураж, ни в эмоциональный настрой. Атмосфера поспешности, неуклюжести, скомканности на протяжении всего текста. Плюс повторение банальнейшей идеи о том, что "зло в нас", высказанная зачем-то дважды: прямолинейно и напористо - в тексте, и совсем уж разжёванно - в абсолютно излишнем и слишком длинном эпиграфе. Простой человеческий совет автору: НИКОГДА не вкладывайте в уста героев, находящихся в стрессовом состоянии, фразы вроде "Суицид не средство!" Это просто несерьёзно.
"Третий день после конца света"
БК, ПА
Название работы в полной мере отображает степень её оригинальности. Безликие Бог и Дьявол долго излагают общеизвестные истины. Потом к ним присоединяется такой же абстрактный и безликий Человек, вставляет ещё несколько банальностей и уходит в закат. Уныло, заумно, довольно неуклюжий язык, искусственные диалоги почти без ремарок. Ни сюжета, ни идеи, ни образа, ни психологии, ничего. Грустно, господа.

"Третья раса"

ММ
Красивая сказка. Отличные, живые, небанальные описания, и даже есть сверхидея. И - надо же - идея человеколюбивая и даже человековосхваляющая. Должно быть, для разнообразия. Автор, Вы оптимист. И пишете неплохо.

"Креветки"

ММ, ОдиН
Рассказ примечателен прежде всего тем, что очень хорошо описывает типичных американцев (во всяком случае стереотип оных). Его заперли инопланетяне, а он беспокоится о курсе акций. Или вот это: "Они легли на пол и, поначалу несколько неуверенно, выполнили то, о чем их просили [то есть занялись сексом - Ю.О.]. Потом они вернулись за стол и продолжили пить пепси-колу." Блестяще. Но язык очень неровный, попадаются "перлы" в духе "можете продолжать вашу еду", "Он ниоткуда не вошел, а просто возник посередине" или совсем уж шедеврального "Мысли беспорядочно носились в его голове и он начинал думать о том, не сошел ли он с ума и бредит галлюцинациями". Подобные вещи стали уже классикой неграмотности, автор, обратите внимание на слог! Концовка скомкана, никакого разрешения ситуация не получила.

"Bungey Roger"

ЖуС, Аз
Хороший, живой текст. Множество мелких, но очень ярких деталек, простых и исчерпывающих описаний. Все очень просто и в то же время очень правдиво. Цепляет. Чуть ироничный слог, гладкий, но не прилизанный - за такой слог можно простить почти полное отсутствие сюжета.

"Цена ошибки"

АТ, ЛнС, ЧЧ
В этой работе интересным образом сочетается психологическая достоверность с недостоверностью. Я верю в реакции героя, в его первые слёзы, в умирающего ди-джея, в собаку и город детства. Но категорически не верю в тотальное безумие, вызванное гипотетической опасностью и в столь грубую ошибку всех (ВСЕХ!) учёных. Человек - крайне живучее создание, оно будет зубами и когтями цепляться за последние крохи жизни, будет верить в чудо, даже воочию видя летящий к Земле метеорит (который, кстати, пролетает мимо Земли, словно теннисный мячик). Конечно, локальное безумие возникло бы непременно, но вряд ли дошло бы до такого абсурда, как ядерная война исходя из мотива "шоб добро не пропадало!" Аналогично с учёными: подобные данные перепроверялись бы не одну сотню раз, и столь грубая погрешность в расчётах немыслима. Зато эмоциональные описания на уровне. Особо хочется отметить эпизод с девушкой, запертой в деформированной машине.

"Глобальное мышление"

ФА
Беда таких работ в том, что 1) философские дискуссии проводятся не в том месте и не в то время, 2) эти дискуссии являют собой не только смысловое, но и композиционное ядро текста, практически полностью вытесняя сюжет, образы, экспозицию. Данный рассказ - очень яркий тому пример. Автор подаёт фактически голую идею, небрежно прикрыв её фиговым листочком антуража. И какой бы продуманной и свежей ни была эта идея, она ещё не делает текст литературным произведением. По моему мнению, гораздо лучше это смотрелось бы в контексте более крупного произведения или хотя бы гармонично построенного рассказа.

"Выживают сильнейшие"

ЛнС, ФА
И снова герои философствуют на руинах цивилизации. После непродолжительной, но бурной истерики персонажи успокаиваются и начинают рассудительно строить модели будущего социума. Как-то быстро они сдались. За три дня даже и осознание не пришло бы, а если и так - то за ним последовало бы мощное отрицание: нет! мы будем жить! мы, а не какие-то там гипотетические следующие поколения! Идея, высказанная в рассказе, довольно интересна, но реализация и исполнение оставляют желать лучшего. И ещё вот эта фраза: "Огромные массы земли поднялись в небо и заслонили собой солнце". Может, всё-таки пепла, а не земли?

"Город мертвецов"

ЖуС, ЛнС
Текст довольно слабый. Простой пересказ событий, лишние слова, неудачные формулировки ("поднял в знак дружбы руку", "Я помню, как мой сон разбудил оглушительный звук сирены"), плюс вторичная и ничем не "приправленная" идея, серый и безликий персонаж...Фраза в начала - "Загробная жизнь существует!" - это что? Эпиграф, подзаголовок, предупреждение? В любом случае ему там явно не место.

"Смерть богов"

Аз, ММ
Рискну предположить, что автор либо очень молод, либо делает первые шаги в литературе. И ведь нельзя сказать, что текст совершенно безнадежен - в идее, и даже порой в описаниях что-то есть, зародыш нерва, тень настроения, намек на атмосферу. Однако все это заросло буйным сорняком лишних слов, тавтологий, просто неправильно построенных предложений, неадекватного соотношения количества текста и отображаемого им содержания (концовка, например, безбожно затянута). Есть и грубые смысловые ошибки: например, то, что "боги", чья культура неизмеримо выше земной, мало того что изъясняются совершенно понятными земной "амебе" категориями, так еще и говорят, видимо, на русском (английском?) языке. Нужно тщательнее продумывать текст, автор. И, конечно, работать над слогом.

"Философ Армагеддона"

No., Аз, ФА
Добротные, качественные описания, но только и всего. В тексте нет ни нерва, ни души, ни идеи - кроме Заратустриных, которые тексту нужны, как телеге пятое колесо. Без них рассказ бы только выиграл.

"Патриот"

ЛнС
Очень просто, безыскусно, и в то же время довольно сильно. Отлично, достоверно отображена геронтопсихология, прекрасно передана атмосфера усталости. Хорошая финальная фраза. Впечатление немного портят некоторые реплики молодого человека, местами очень сумбурные, местами - неестествено детализированные: он мог так думать, но высказывать всё это Рику вряд ли стал бы. Но в целом - хорошо.

"День третий" ("Сознание возвращалось медленно...")

ОДиН, ШЮ
Немного скучноватая бытовая проза, отнести которую к фантастике, а уж тем более к фантастике апокалиптической, можно с большой натяжкой. Текст явно перегружен деталями, особенно вторая его часть, изобилующая описаниями внешних особенностей жителей параллельного мира. Несмотря на то, что эти описания претендут на непринужденность, примерно с третьего-четвертого уминания хвостов и жабр забавлять они перестают. Поэтому дочитываешь текст скорее по инерции, тщетно надеясь, что он окажется "перевертышем". А последняя фраза прямо-таки обижает, свидетельствуя о неуважении, которые автор испытывает к умственным способностям своих читателей. И так ясно, что параллельный мир. Почти с самого начала ясно.

"Центурионы надежды"

ЛнС, ВС
Редкий случай среди конкурсных работ, когда название очень точно отображает не только суть, но и настроение произведения. Очень добрый и светлый текст. Плюс неплохой язык и новая - на конкурсе - реализация идеи.

"То ли скрежет доспехов иль цепей..."

ВС, ОДиН
Классическое героическое фэнтези, со всеми его общеизвестными недостатками: пафосным изложением, предсказуемым сюжетом и кучей штампов, как-то: образы героев, гуманоидные враждебные расы, безумные злодеи против благородных героев etc. Плюс крайне неудачные поэтические вставки.

"В эпицентре"

MAD, ЧЧ, ВС, ЛнС
Первый рассказ, в котором я верю каждому слову и каждому действию. Присутствующий натурализм умело балансирует на той грани, которая отделяет реализм от чернухи. И реакции героя, и их подача поданы естественно и грамотно. Все впечатление портит концовка. Текст словно прерывается, грубо и необоснованно. Ясно, что автор хотел поставить читателя перед вопросом, правдива ли последняя догадка героя, и предостaвить додумать ответ самостоятельно, но во-первых, это сделано очень резко и неуклюже, а во-вторых, ответ-то как раз очевиден. Но все равно, это один из немногих рассказов, небезосновательно претендующих на самостоятельность.

"Тринадцатое число"

БК, ШЮ, К
Первая вешь, читая которую, я смеялась от души. Спасибо автору за гипотезу о том, что конкурс "Третий день" инициировали боги - весьма лестное лично для меня утверждение, так как я голосовала за эту тему. Очень интересна сама по себе выбранная форма связи между "вещим текстом" и описываемой в нем действительностью. Мой совет автору: стоит реализовать ее при использовании более содержательной идеи. Этот же текст, несмотря на указанное небанальное достоинство, никакой самостоятельной ценности вне конкурса иметь не может, а потому остается всего лишь шуткой. Жаль.

"Наследие Рагнарека"

ВС, ОДиН
Воистину гремучая смесь "Героев меча и магии", "Последнего героя" и "Крысиных бегов". Весь текст - набор классических штампов, сдобренный плоскими бородатыми шутками. При этом сравнительно неплохой слог. Итог: заурядный фэнтезийный "середнячок". И еще: автор, старайтесь не использовать в речи слово "ложить", особенно в повелительном наклонении. Существует довольно много людей, которые после этого слова текст дочитывать не станут.

"Конец света # 992E4A96-AB50-49b9-AC25-FF8C1E041756"

Аз, ВС
Текст довольно тяжёлый для восприятия. И это решает всё. Достоинтсва языка, неплохая идея и небанальная форма скрыты от читателя плотным заслоном весьма витиеватого изложения. От такого изложения быстро устаёшь, следовательно, начинаешь раздражаться. Всё, что могу посоветовать автору - вспомнить слова Жюля Ренара: "Ясный стиль - вежливость литератора", и немножко больше уважать своих читателей.

"Escape"

Аз
Хороший язык, небанальные образы, повествование очень плавное и - редкость на этом конкурсе - цельное. Всё происходящее видится яркой картинкой, фотографией, выполненной на отличной бумаге. Это достоинство рассказа, это и его недостаток. Нет динамики. Общая расслабленность так и остаётся общей. Читаешь в ожидании некоего завихрения в финальных фразах, ответа - а вместо этого получаешь ещё один вопрос, и не самый интригующий к тому же.

"Шаг к звёздам"

Аз, ВС, ЛнС, ЯВП
Всё было бы хорошо, если бы автор не решил оформить исповедь космонавта в качестве монолога, надиктованного на записывающее устройство. Речь - плавная, обстоятельная, с использованием метафор, обилием сложносочинённых предложений. Так не говорят. Даже довольные жизнью люди, что уж говорить о человеке, пережившим столь чудовищный стресс. Внешняя отстранённость, но недостаточноная, чтобы её можно было списать на шок. Плюс совершенно непонятная длина пауз между репликами - сильно подозреваю, что взятая с потолка. Если бы это было простым повествованием, пусть и от третьего лица, впечатление от рассказа было бы гораздо сильнее.

"Победители демонов"

ШЮ, ВС, ОДиН
Хороший слог, хороший юмор. Вот, собственно, и все, что можно сказать. Приятная вещь для одноразового чтения.

"Вернуться домой"

Аз, ЧЧ, ЛнС.
Хороший образный язык. Удачно передана панорама мертвого города. Но переживания героини выглядят немного суховатыми по сравнению с порой гиперболизированно красочными описаниями картин, которые она видит. Опять та же проблема повествования от первого лица: такая, на первый взгляд, простая форма предполагает индивидуализацию восприятия героя, здесь легче скатиться в искусственность и натужность. Не скажу, что это в полной мере относится к данной работе. Скорее, в некоторой. Да, ярко, да, вроде бы и страшно - должно быть страшно, - но... Меня совершенно не зацепло.

"15 июля"

ЖуС, ЛнС
Этот рассказ очень сильно перекликается с рассказом "Bungey Roger", поступившим на конкурс на несколько дней раньше, однако его достоинств не имеет. Средний слог, средняя идея, нет акцентов ни на психологии, ни на атмосфере. Словом, текст средний во всех отношениях.

"Возмездие"

БК, ШЮ
По форме - божественная канцелярия как она есть. Можно сказать, эталон. Однако по содержанию это скорее религиозный памфлет, чем фантастический рассказ о третьем дне после конца света. Причем памфлет довольно посредственный. Ничего нового автор не говорит, зато нещадно путает архангелов с апостолами (последние почему-то приимают непосредственное участие в Страшном Суде в качестве присяжных), пытается шутить (в основном неудачно) и в который раз предлагает во избежание путаницы "начать все сначала". В итоге, несмотря на хороший язык, а может, в некоторой степени и благодаря ему, остается ощущение чего-то в тысячный раз читанного.

"Возле школы"

БК
Лучшее, на мой взгляд, что есть в рассказе - это переделанные стихи Лермонтова. Остальное - до ужаса напоминает "Ералаш", только "Ералаш" злой, угрюмый, мрачный и морализаторский. Мне лично с самого начала казалось, что всё это чей-то сон - уж слишком тягучи, статичны, формальны фразы, которыми обменивается Иванов с учительницей. Но даже когда "сон" оканчивается, оба они - и ученик, и истеричная Марьиванна, - остаются шаблонными и невесело-карикатурными персонажами. Слова о Боге воспринимаются на фоне всего этого как злобный, безвкусный стёб. Но что-то мне подсказывает, что автор и не думал стебаться. Просто у него не получилось создать то, что он хотел. Небольшое замечание по стилю: зачем-то часто используется совершенно лишнее "как бы".

"Вилтигай Велд"

ММ, ОДиН, Аз
Еще одна самодостаточная вещь. Была бы. Если бы ее не впихнули в прокрустово ложе из 15000 символов. Превосходный слог, яркий и самобытный. Общее впечатление: рассказу невероятн тесно в данных килобайтных рамках. Автор, воистину, в Вашем случае краткость - мачеха гонорара! Всамом деле, стоило предоставить прозрению героя немного больше физического места в тексте, а заодно и смыслового. Потому что в таком виде это прозрение на читателя не распространяется... Я, во всяком случае, ничего не поняла. Надеюсь, Вы доведёте это начинание до конца, а заодно и до ума. Ибо, поверьте на слово, оно - начинание - того стоит.

"Даёшь конец света?!"

MAD, ШЮ, ЛнС
Текст очень сырой. Описанное тотальное сумасшествие совершенно нереалистично - ни по содержанию, ни по форме. Идея о том, что люди из всего способны сделать шоу, вобщем-то понятна, но достаточно заезжена и весьма посредственно воплощена. Вообще сами изначальные условия заданы некорректно: инстинкт самосохранения в сочетании с осознанным (!) страхом смерти никогда не допустили бы описанного в рассказе фарса. Если же автор претендовал на абсурд, то для этого в работе слишком много неудачных шуток. Стиль ниже среднего: текст пестрит фразами вроде: "Каждый писатель писал о том, что произойдет, в самых захватывающих подробностях", "Его постоянно преследовала мысль что, что-то все-таки не так", "Он пытался найти ответ ко всему хаосу, творящемуся на улицах". Вывод: автору еще работать и работать. Желательно не в жанре юмора.

"Суд идёт"

БК
Ровный, спокойный текст, местами сообщающий очевидные истины, местами заставляющий задуматься. Повествование оборвано, не хватает цельности. Однако это, пожалуй, одна из лучших работ в группе "Божественная канцелярия".

"Лунный свет"

Рассказ-притча, выбивающийся из общего русла конкурсных работ. Уже за одно это он достоин похвалы. Немного недоработан стиль: однотипные словесные конструкции, красной нитью проходящие по всему тексту, предполагают соответсвующую ритмику, которой в рассказе нет. Обилие слов, начинающхся с заглавной буквы, затрудняет восприятие и создает излишнюю пафосность. В целом же текст довольно искренний, не слишком банальный, но чего-то ему не хватает, чтобы заиграть. Жизни в нем маловато, даже для притчи. Красивая картинка за стеклом.

"Возвращение Эскалибура"

ЛнС
Первое, что бросается в глаза - стиль, пестящий однотипными ошибкам: тавтологии, лишние слова, несогласование времен и просто неправильное построение фраз составляют лингвистическую основу текста. По сюжету и его исполнению тоже ничего хорошего сказать не могу. Начиная от совершенно гипотетического и никак не аргуменируемого допущения о том, что пилоты живут только до 25 лет, и заканчивая сдержанно-официальной атмосферой между членами экипажа. Странно, эти люди всю жизнь провели вместе, а кроме того, совершенно свободны от бюрократичных стереотипов землян. Дальше, что значит "Быть и капитаном и пилотом одновременно, это взорвет твой мозг" (я уже молчу о самом построении этой фразы)? Что такого трудного в совмещении руководящего и технического поста? Если этой Полине такое не по силам, найдутся более выносливые претенденты. А если и нет, неужели нельзя просто выбрать другого капитана?.. И так далее, и тому подобное.

"Начало странствий"

Отличная психологичная вещь, одна из самых достоверных на конкурсе. В особенности это касается реакции Покарина: переданный авторским текстом монолог живой, естественный и в то же время в меру глобальный - картинка очень яркая, но не гротескная. Да и другие персонажи достаточно выпуклы, несморя на столь небольшой объем. Мои поздравления автору! Плюс небанальная идея о причине конца света. Однако опять - опять, господа! - хорошая рабта безнадежно испорчена пустой, расплывчатой, аморфоной концовкой. Такое впечатление, что автор почувствовал силу, которой ему удалось наполнить середину текста, и под конец расслабился. А ведь именно завязка и финал наиболее чувствительны для эмоционального восприятия. В данном случае финалом рассказ погублен. Кроме того, в тексте встречаются режущие глаз неровности, как-то: "торжество своей правоты", "Перестаньте пороть чепуху" etc.

"Локальная катастрофа"

ВС, Аз
После фразы: "Ржал как идиот от каждого открытия моего рта", встречающейся уже в третьем предложении, мотивация к дальнейшему чтению резко падает. Дальше - больше: "я резко подпрыгнув толкнул его с грохотом на пол", "очень пристально наблюдая я замечал одну другую едва шевелющюяся точку". Кульминация: "Не знаю почему из моих глаз пошли слёзы: то ли спасая мой зад, то ли и вправду мне стало жаль того человечества". Исходя из всего этого, финал вполне предсказуем: "И ушла, оставив онемевшего меня". После такого испытания уже не хочется даже рассуждать о безответственном поведении богообразной мамаши, оставляющей миры валяться на столе прямо под рукой шалоливых детишек. Тут элементарно над слогом работать надо, а потом уже говорить о фабуле, которая не намного лучше слога.
P.S. Автор! От слова "ихняя" многие звереют не меньше, чем от слова "ложить". Помните об этом!

"Хохот мира"

ВС, Аз, ОДиН
Немного не пишется во всю эту технократию джинн с тремя желаниями. Или то был галюцинаторный бред возлюбленной героя?.. Честно говоря, не удивлюсь, если так он и подумал. И снова оборванная концовка, такое впечатление, словно дописывать автору было просто лень. Следует отметить, однако, хороший язык, особено в начале. Обращу Ваше внимание, автор, на одну лишь фразу: "В виски, от резкого движения, боль забила свои гвозди". Думаю, Вам понятно, что здесь стоит исправить.

"Председатель совета"

АТ, Аз, ОДиН
Есть такой анекдот о зэках, которых нарядили в маечки-шортики и выдавали за детей из пионерлагеря... Вот, вспомнилось. Потому что герои этого рассказа - дети только номинально. И не говорите, что они, мол, гениальные и все такое - эмоциональная сфера никак не связана с интеллектуальной. Они могут быть хоть трижды гениями, но при этом все равно будут реагировать как подростки: сумбурно, хаотично, не умея прогнозировать и самоорганизовываться. Адаптация потребовала бы гораздо больше, чем три дня. Все описанное возможно - и то с большой натяжкой - лишь как игра (по принципу "ух ты! без взрослых!"), но такая игра, как в этом рассказе, слишком сурова, уныла и скучна. Проще говоря: практически все описанное недостоверно.

"Навсегда"

Аз
Странно. Казалось бы, то, чего я так долго ждала - просто человек и просто его боль... Да, боль. В этом все дело. Боли-то не чувствуется. Написано о боли (причем не слишком хорошим языком), слова вот, буквы - а за ними ничего нет. Ни искры настоящего чувства. Увы, слишком гладенький (эмоционально) текст, а оттого просчитываемый буквально до последнего слова.

"Круговорот миров в природе"

ВС
Текст довольно... странный. Подавляющее большинство фраз вызывали у меня даже не протест - недоумение. Ну например: "среднего роста мужичок с небольшим животиком и в какой-то неряшливой рубашке", "ни один светильник не бил в лицо", "считаешь себя полноправной частью Вселенной, а затем ты опять есть, а её, этой штуки с большой буквы в, больше нет". Учитывая день поступиления работы, можно предположить, что автор, создавая сие, одновременно другой рукой писал рассказ на "Грелку". Сюжет аморфен и при этом затянут до такой степени, что это напоминает китайскую пытку. Плюс какая-то сверхнаучная фантастика, которую мой гуманитарный мозг рефлекторно отторгает. Ну хоть убейте, не могу я представить себе воду, которая при абсолютном нуле является камнем (?!), а нагреваясь до двух тысяч градусов (!), становится взрывным веществом...

"Завтра безоблачно"

Елинственный рассказ, который я затрудняюсь однозначно трактовать. Подозреваю, что и тут задействованы "чужие", но уверенности нет... Вернее, не хочу иметь эту уверенность, мне хочется верить, что тут нечто другое, неизмеримо более глубокое. Что-то затронул во мне этот рассказ. Особенно цепляет - почти потрясает - концовка. Не будет "поезда гадского": хорошо это или плохо? Для героев? А для читателя?.. И, конечно, очень весомый плюс - великолепный самобытный стиль.

"Война и мир"

ММ
Новый на конкурсе сюжетный ход: люди здесь оказываются "чужими", а не жертвами инопланетной агрессии. Текст оставил неровное впечатление: местами держит, местами пробуждает нетерпение. Автор немного схитрил, исползовав по сути форму повествования от первого лица, но при этом в обрамлении авторского текста. Таким образом большую часть работы составляет монолог. Казалось бы, с такой формой автору не грозит обвинение в недостоверности повествования от первого лица, ан нет. Монолог - это та же форма, со столь же жесткими нормами. И эти нормы автор всячески нарушает. Так не думают, но так и не говорят. Обилие сложноподчиненных предложений, витиеватых сравнений, совершенно нефункциональных описаний. Всё это перемежается с вполне правильно построенными предложениями, и это наталкивает на мысль о том, что автор пытался кого-то или что-то пародировать - на мой взгляд, достаточно неудачно, всё вышеперечисленное воспринимается как авторские ошибки. Текст тяжел сам по себе (чего стоит только первое предложение длиной в абзац!), но в виде монолога он тяжел вдвойне. Хотя идея довольно забавна.

"Вехи в грядущее"

ВС, ОДиН
Текст очень утомляет невероятным количеством лишних деталей: повествование сильно перегружено описаниями. Встречаются тавтологии, неправильный порядок слов в предложении, смысловые неточности ("Поднесенный огонь осветил смуглое лицо женщины, лежавшей под темным шелковым покрывалом круглой формы" - откуда шелк в этом почти первобытном обществе?) Тем не менее рассказ довольно атмосферный, дух каменного века передан достаточно удачно, при этом автор умудряется не скатиться к банальному пафосу - диалоги взвешены, спокойны, монументальны, вполне соответствую духу описываемого мира, и в то же время лишены напыщенности. Это безусловный плюс. Одно ассоциативное замечание: имя Один сразу напоминает о скандинавской мифологии, насколько я понимаю, с данным текстом никак не связанной.

"После боя"

ВС, ШЮ
То, что рай - страшно скучное место, известно давно. Но эта, в сущности, бородатая тема обыграна весьма симпатично и даже обаятельно. Пушистые зайчики как живые. Чего не скажешь о намеренно гротескном рыцаре, ну да на то он и стереотип, чтоб над ним всячески измываться. В целом одна из лучших "шуток юмора" на конкурсе.

"Залог"

ЛнС.
Треть текста составляет довольно скучное описание того, куда ходила и что делала героиня. Оставшиеся две трети - запутанное и витиеватое деловое письмо, от которого мозги мои закипели уже после третьего абзаца. Оставшуюся часть, как оказалось, судьбоносного для Земли послания я прочла вскользь, потом, узнав, что оно всё-таки судьбоносное, напилась валерьянки и прочла его снова, медленно и мазохистично. Ну не умею я ловить кайф от таких вещей, не умею. Может, кто другой умеет. Тем более что язык довольно хороший.

"Проклятье Мастера"

БК, ЛнС, ФА
Вот, наконец, человек сделал то, чего я жаждала всем сердцем. Взял избитую тему, банальную идею, но развернул её так, что не кажется она уже ни банальной, ни избитой. Это одна из немногих вещей, которые хочется перечитывать. Деланно небрежный, но добротный слог (сдаётся мне, легко узнаваемый...), реалистичные, но в то же время словно ирреальные диалоги, точные острые ремарки - и немножко страшно от последних фраз. Простая, даже незатейливая, но ёмкая вещь. Единственное, что мне не понравилось - пейзаж в первом абзаце. Это просто слова, за которыми нет никакой картинки - во всяком случае я, никогда не жаловавшаяся на недостаток визуального воображения, ничего за ними не увидела.

"День третий" ("Конец наступил внезапно...")

ВС, ОДиН.
А вот тут даже появилась новая идея. О создании Богом Вселенной говорилось часто, о создании самого Бога... что-то не припомню. Во всяком случае, я меня описанное никаких ассоциаций не вызвало. За это автору мои аплодисменты. Претензия всё та же: странно, что наимудрейшая и наидревнейшая раса чувствует и рассуждает примерно так, как это делали бы люди. Ну и безэмоциональность и безОбразность текста, но это уже субьективное.

"Дырявый носок"

ШЮ, БК, Аз.
Я могла бы сказать, что всё это было множество раз, могла бы заметить, что по сути никакой изюминки добавлено не было, что непринуждённость какая-то деланная, что всё это как-то не смешно вообще, хотя вроде должно бы... Да, могла бы я всё это сказать, но не буду. Зачем?

"Месть"

ВС, АТ, Аз.
Кажется, вот это и называется "твёрдой НФ". Добротная вещь, и задумана и исполнена на достаточно высоком уровне. Некоторые сомнения у меня вызывают действия людей президента, не могущих не понимать его окончательной цели, и несмотря на это послушно вырезающих экипаж, лишь чтобы затем быть вырезанными самим. Если каждый из них рассчитывал на то, что "последним героем" будет он, то это совершенно не показано. Вообще в тексте есть только два более-менее живых человека: рассказчик и Президент, и то они оба характеризуются преувеличенно одноцветно: классический пример "хорошего и плохого парня". Эмоциональные излияния героя по поводу хищнической сущности отвратительного социального паразита показались слишком затянутыми. А постулат "Жить, жить, ЖИТЬ!" (вобщем-то совершенно оправданный) идёт в разрез с действиями самого героя.

"Война не отпустит"

ЛнС, Аз, ФА
Ох уж мне эти философствования на ядерном пепелище... Все эти изыски ораторства, приправленные сократическими беседами и автоматными очередями, никакого отклика в душе не вызывают. Я ещё могу понять (хоть и с трудом) дезерторов, изливающих восьмилетнему ребёнку свои экзистенциальные воззрения, но в самого ребёнка, серьёзно внимающему этим лекциям и даже вставляющим ответные реплики (этакое "Профессор, но как же в таком случае...") - не верю категорически! Три дня - мало, чтобы повзрослеть, тем более такие три дня. Скажете - потрясение и всё такое, но потрясение на самом деле не так уж велико. Он ведь даже не знает о смерти родителей - они просто ушли, тут гораздо достовернее предположить (для ребёнка), что родители его бросили. И он не успел увидеть ничего такого, что сделало бы его этаким маленьким мудрым старичком. Да и само повествование нереалистично, исходя из того, кто его ведёт: двадцатилетний мальчишка, большая часть жизни которого прошла под знаком войны, наверняка найдёт что вспомнить, помимо натужного философствования случайно встреченных солдат. Тем более что наверняка эти пустые красивые фразы тысячи раз подтвердились гораздо более яркими и страшными событиями, а следовательно, наверняка стёрлись бы из памяти. Словом, не верю я во всё это.

"Я пойду с тобой"

ЛнС, Аз.
Брат с сестрой, удирающие на машине от страшнющего монстра, припоминание старых обид и нежная любовь друг к другу (по-родственному), последняя приводит в итоге к дивному самопожертвованию, и всё равно всё плохо... Автор, вы "Джипперс Крипперс" давно смотрели? Такое впечатление, что недавно. Впрочем, я могу и ошибаться, и Вы просто изобрели не самый луший велосипед, почти скопировав - и сюжетно, и атмосферно - заурядный голливудский ужастик. Только не страшно.

"Дрогг"

ЛнС.
"Хм," - подумала я, дочитав эту работу. Странно, странно... Столько человеколюбия... Абсолютно надуманного причём. Что-то тут не так. Какая-то уж слишком добрая сказочка про то, что всё будет хорошо. Такая добрая, такая чистенькая, что иначе как сказочка и не воспринимается. Что бы там ни случилось, в крайнем случае прилетят хорошие инопланетяне, нарушат устав и спасут всех нас. Хуже всего карамельные дети в финале, словно вышедшие из рекламы йогурта. Вот именно из-за этих детей я не понимаю: зачем всё это было сказано? ЧТО вообще было сказано?.. Ощущение абсолютной пустоты - что читала, что не читала. Может, потому, что избалованы мы злыми сказками, от добрых отвыкли совсем.

"Третий ангел"

АТ, Аз, ФА, ЯВП
О месте человека в новом мире, о проблеме этического выбора между звериным и человеческим состоянием на конкурсе уже рассуждали. Теперь подошёл черёд религиозно-нравственных дилемм. Правда, постановка вопроса "смогу ли я остаться христианином" в этом случае ничем не отличается от вопроса "смогу ли я остаться человеком", не раз обыгранной, так что ничего нового сказано не было. С точки зрения психологической достоверности вроде и придраться не к чему, а не цепляет. Как-то блекло. Не считая позабавившего меня эпизода, когда пастор, только что сокрушавшийся действиями мародёров, "обследует" тайник Джексонов. Ну и язык - ниже среднего.

"Вавилон"

No., Аз, ФА
Верю. Верю, верю, верю! И надо же: сюда ведь тоже затесалась философия Армагеддона, но автор так ловко перемежает её с живописным экшеном, что невольно признаёшь: так быть может. Ещё как может. Плюс - очень живой и даже обаятельный герой. И отменный язык. Один из немногих рассказов, которые я читала с настоящим удовольствием. Похоже, правда, на отрывок из чего-то большего, сюжет так и просится.

"Как я спас Землю"

ММ, Аз.
Да, этот текст мог написать только наш человек. Наша, так сказать, большая русская душа. Загадочная... В этой работе в полной мере отобразился своеобразный (не рискну употребить слово "литературный") стиль, появлению которого мы обязаны сети - так называемый "постинговый". Небрежность, шутливость, демонстративная деланная неграмотность ("энтот", "чегой-то"), монолог в виде псевдодиалога ("Ну, так вот, опять вы меня сбиваете, о чем это я?") и т.д. благополучно перекочевали в самостоятельные... нет, всё же не рискну сказать "литературные" произведения. Скажу сразу: мне такой способ изложения категорически не нравится. Потому что разговорная речь на то и разговорная, чтобы на ней разговаривать, уж простите за такой консерватизм. Это ещё уместно в прямой речи, но когда весь текст построен как этакий панибратский частный комментарий (на тему "как я провел лето"), лично меня это несказанно раздражает. Знаю, скажете: герой такой. А всё равно - есть элементарные нормы письменой речи. С ними всё-таки надо считаться. И искусство создания героя заключается именно в умении сочетать эти нормы с живым языком. Автору данного рассказа этому искусству ещё учиться и учиться.

"Шагая вперёд"

ММ, ОДиН.
Воистину народная любовь к "Herous of Might and Magic" способна вызвать слёзы умиления. И куда уже только наши авторы не умудрялись впихивать упоминание о стратегии их сердца... Но это так, к слову. Рассказ какой-то детский. Словно написан то ли ребёнком, то ли для детей. Этакая чистая, аки водица родниковая, наивность в сочетании с подкупающей непосредственностью и зелёным-презелёным слогом. Ну, летели инопланетяне, смели случайненько пол-планеты, сели, затылок почесали, лапкой махнули - а, фиг с вами, забирайте, у нас тут завалялась одна... Всеобщее щастье, ура. Кучка подростков, возгавляющая куцую армию выживших, вопит от восторга. Аминь. Несерьёзно это всё. Точнее, небрежно, а подобная небрежность всегда преступна.

"Когда заканчиваются сказки"

Аз
Конец света здесь заменён на конец привычного мира, что тоже неплохо. Жанр фэнтези даже привнёс в эту перемену намёк на метафоричность - безусловный плюс работы. Несколько страдает композиция: повествование ведётся от первого лица при неоднократной смене рассказчика, но переход от героя к герою крайне аморфен, порой приходится возвращаться и перечитывать предыдущий абзац, чтобы понять, старый это повествователь или уже новый. На мой взгляд, не слишком удачный приём (если это приём, а не ошибка автора). Не могу сказать, что эта работа вызвала во мне бурю эмоций - отнюдь, - но вцелом тест довольно приятный.

"Эпилог"

ЧЧ, Аз, ЖуС, No.
Рассказ оставил двойственое впечатление. С одной стороны, есть очень удачные моменты: например, образ старика с гармонью - живой, яркий, оттенённый мелкими, достоверными и нетривиальными деталями. Встречаются сильные яркие описания - сюрреалистичная панорама площади, например. Но плюсы единичны, а весь текст - минус. Пафосно, тяжеловесо, и в то же время сумбурно, сбивчиво. Вместо того, чтобы остановиться на удачном образе, автор всё время скачет с картинки на картинку, превращая текст в что-то вроде поломанного калейдоскопа. Полностью описательна первая половина текста, во второй совершенно на пустом месте возникуае теория о воскресших образах, поворачивающая восприятие текста на 180 градусов. В итоге заканчиваешь читать вовсе не тот рассказ, который начал. Общее впечатление: бестолково, но не без потенциала.

"Волосы Вероники"

Аз.
Осталось одно чёткое впечатление: это явно часть чего-то большего. Отличная, живая, крепкая середина с абсолютно голым началом и концом. Образы яркие, достоверные (хоть и совершенно непривлекательные), намеченные резкими чёткими штрихами, но - только намеченные. Чувствуется, что за кадром осталось очень много, и эта недосказанность не столько интригует, сколько раздражает. Если говорить о чисто эмоциональном впечатлении - текст очень агрессивный, несмотря на отсутствие откровенно "чернушных" сцен. Особенно резануло троекратное (!) "Убить бы тебя" - какая-то в этом напористая, почти демонстративная злоба, несмотря на то, что один раз фраза была произнесена "незло".

"...Тьма покроет всю землю и люди перестанут быть людьми"

ВС
После столь вязкого и пафосного названия что-то подобное и ожидалось. Буквально с первых строк перед глазами прочно устанавливается картинка в духе Бориса Валеджо, где мускулистый хлоп и не менее мускулистая дивчина в железном бикини с выражениями туповатой сосредоточенности на лицах секут живописных монстров. И даже информация о том, что эта сладкая парочка - секретные агенты ужасно секретного агентства, не способна от этой картинки избавить. Сильные, злые и, главное, очень глупые люди (ну кто в нынешнем мире, скажите на милость, купится на дешёвые трюки, которыми пытаются сразить друг друга герои?), укокошив монстров, стараются укокошить друг друга. Один из них в конце таки оказывается очень хорошим и, разумеется, побеждает. Всё. При всём при этом написано довольно живенько, и - если бы не потрясающе недалёкие и картонные герои - даже приятно. Если бы в тексте наличествовала хоть капля юмора, в рассказе можно было бы заподозрить вполне удачный стёб (тогда беру назад все свои слова). Но как раз юмора там нет. Или я его просто не вижу.

"Последний шанс или проклятье"

ММ, Аз.
Достаточно интересный сплав фэнтези и фантастики. Начало вышло довольно затягивающим, в первую очередь благодаря не очень оригинальному, но тем не менее интригующему саспенсу. Но это прошло быстро. Остальная часть текста (с того момента, когда герой выходит из корабля) - скучноватый и довольно примитивный экшн, сдобренный простенькими описаниями и неестественными диалогами. Правда, в отличие от большинства конкурсных работ, финал построен неплохо. А вот язык оставляет желать лучшего.

"Вечер не наступит"

ЛнС, ФА
Текст начинается как диалог, так же он и продолжается. Правда, на седьмой или восьмой реплике автор спохватывается и начинает изредка добавлять ремарки, видимо, чтобы самому не запутаться, кто когда говорит. А говорят много и совершенно не о том, о чём следует говорить людям на третий день после конца света. Однако, если верить большинству наших авторов, в том числе и этому, люди чинно усядутся и, попивая кофе, начнут рассуждать о том, как они дошли до такой жизни. Очевидно, насущные проблемы вроде поиска питьевой воды, оружия и спичек волнуют их гораздо меньше. Впрочем, в данном рассказе наши философы додумываются до вполне интересной теории, по крайней мере, новой. Кроме этой теории, по-своему даже красивой, ничего примечательного в тексте нет.

"Quid scribis?"

ЛнС, ММ, К, ЯВП
Сложно сказать, на что рассчитывает автор, называя в тексте членов жюри "сумасшедшими маньяками", "убийцами" и даже "врагами всего человечества". Если это лесть, то какая-то уж очень изощрённая... Говоря серьёзно, эта шутка понравилась мне гораздо меньше, чем первая, реализованная в рассказе "Тринадцатое число", главным образом благодаря посредственному исполнению. Написано очень сбивчиво, опять-таки, недостоверно с точки зрения дневниковой записи.

"Экспериментальная палеонтология"

Это, конечно, всего лишь моё субьективное мнение (как и всё выше- и нижесказанное), но не люблю я голых теоретизирований. Всё это было бы - и есть - интересно в качестве научно-популярной статьи, но как рассказ - абсолютно несостоятельно. Запомнилась только смертельная скука, обуревающая полупрозрачного и достаточно условного героя, не говоря уж о его собеседнице, которой отводится примерно та же роль, что и несуществующей секретарше Дейла Купера из "Твин Пикса" - делать вид, будто слушает, дабы герой не подтвердил читательских опасений за состояние его рассудка разговорами с воображаемой мухой. Скука эта передана достаточно удачно. Действительно стало скучно.

"Свет в себе"

ЛнС, ПА, ЖнС
Просто хорошо. Интересно, толково, грамотно, эмоционально. Один из редких текстов, за который хочется сказать автору спасибо.

"Здравствуй, Валерк"

ЯВП, ЧЧ
Сильно. Вот чего не отнять - сильно. Почти до мороза по коже. Но всё-таки почти. Наверное, слишком мало - хотелось бы посмотреть на эту ситуацию в развороте, чувствую, у автора это получилось бы очень хорошо. Но, с другой стороны, возможно, имено такая скупость переживаний делает их настолько достоверными и даже... да, наверное - страшными. На мой взгляд, это самая жуткая вещь из всех конкурсных работ.

"Кошмар продолжается"

ЛнС, ЧЧ
Вероятно, автор делает первые шаги в литературе. Похоже на набросок сценария к малобюджетному голливудскому ужастику. Несмотря на отсутствие отдельных грубых стилистических ошибок, вобщем язык ниже среднего: "Обернувшись, он с ужасом увидел женщину, бьющуюся в лапе монстра, и немедленно выстрелил в него. Раненый монстр бросил Лолу и отбежал в сторону, обиженно взревев. Минк подбежал к ней и с облегчением убедился, что она жива". Примитивно, безлико, плюс элементарная последовательность действий. Страдает достоверность (герои мочат монстров, потом, вместо того чтобы уносить ноги, чинно садятся в кружок и обсуждают, кто и как провел вечер). То же и с языком: довольно сложно представить винтовку, одетую в комбинезон, похожий на скафандр. Сюжет вторичен, никакой оригинальности в старую идею привнесено не было. Не скажу, что очень слабо - но близко к этому.

"Homo erectus"

ММ
Текст фактически полностью построен на условностях, начиная крайне скудным законом о полной легализации оружия (реально такое постановление растянулось бы страниц на двести, включаю кучу ограничений) и заканчивая представителями тупиковой ветви эволюции, выскакивающими перед читателем, словно чёртик из табакерки. Однако благодаря неплохому языку и легкой, полупрозрачной атмосфере абсурдности происходящее воспринимается как ирония, а не авторский порсчёт. Это впечатление, правда, портит псевдосерьёзный настрой последнего диалога. Как-то всё слишком стремительно, гротескно и скомканно для серьёзного текста и слишком напыщенно - для шутки.

"Великая Смена"

ШЮ, Аз, К?
Текст преувеличенно экзальтированный. Даже для стёба. Особенно для стёба. Попытка интриги, по-моему, не удалась: буквально с первых строк понятно, что речь идёт о долларе. Я, правда, грешным делом подумала, что его оппонент - евро... Вцелом идеи интересная, но реализована очень небрежно. Многочисленные эпиграфы и пояснения в конце текста дисгармонируют как с юмористическим характером рассказа, так и с его объёмом.

"Матрица вечной жизни"

К подобным текстам лично я отношусь без интереса. Но - с уважением. Потому что это нормальная, добротная НФ, к тому же не обделённая жизнью. Герой-"вещатель", как и герой-слушатель, достаточно выпуклы - по крайней мере для текста с такой фабулой. Язык на уровне. Словом, по технике у меня никаких претензий к рассказу (ксати, это действительно рассказ) нет. А раз так, думаю, найдутся люди, которые его оценят.

"Я теперь не один"

ЯВП, ПА
Задумайтесь, господа, задумайтесь, каково было бы на третий день после Армагеддона Дункану Маклауду. Идея вроде бы и очевидна, а что-то никто до сих пор её не использовал. Автор додумался, молодец. А вот обыграть тему переживания бессмертного на фоне всеобщей гибели можно было и получше. Вяло получилось, неискренне. А финал - и вовсе из категории deus ex machina. "Вы не имеете права загнать героя в угол комнаты, а потом вдруг убрать и стены, и пол" (с) Найджел Воттс.

"Роковая ошибка"

Банальная идея, тривиальные размышления, шаблонный персонаж, старый сюжет... Многочисленные и многословные описания разнообразных тварей и способов их умерщвления. Плюс множесто стилисических, орфографических и пунктуационных ошибок. Словом, я вполне понимаю Кристину, посвящение которой почему-то вынесено в post scriptum. Автору ещё работать и работать.

"Начало света"

БК
У рассказа двойное название: "Начало света. Фантастический апокриф". По-моему, вторая его часть гораздо точнее отображает суть. Это именно апокриф, и как апокриф работа практически безупречна. Однако если воспринимать её как фантастический рассказ, то всё впечатление портит менторский тон автора. Сам же сюжет притчи попросту пересказывает древние сказки и предания, довольно гармонично компилируя библейский материал со славянским фольклором, но ничего революционного в них не привносит.

Ну и напоследок - мой ТОП-10:

1. Завтра безоблачно

2. Проклятье Мастера
3. Здравствуй, Валерк
4. Центурионы надежды
5. Вавилон
6. Bungey Roger
7. Вилтигай Велд
8. Когда крушится мир
9. Патриот
10. Свет в себе

Также хочется отметить - неофициально - следующие рассказы, которые я с удовольствием включила бы в топ, но которым банально не хватило места:

В эпицентре

После боя
Десять дней до конца полёта
Матрица вечной жизни
Начало странствий



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"