Овсянников Иван Александрович : другие произведения.

10 догм об искусстве и анархическом реализме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Большинство т. наз. творцов (лишь малая часть которых приобретает известность) ищут в искусстве забвения, наркоза, отдохновения от мирских забот. Творчество, наряду с уходом в ћличную жизньЋ и ћвнутренний мирЋ есть один из распространеннейших способов не думать о революции. Следовательно, творчество реакционно par exellence. Это, однако, не означает, что политизированное искусство, ћконтркультураЋ представляет собою улучшенный вариант реакционного по сути явления. Левизна в искусстве часто есть не что иное, как попытка откупиться от ћрутиннойЋ политической работы, иначе говоря - способ не делать революцию.

  10 ДОГМ ОБ ИСКУССТВЕ И АНАРХИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ
  
  1. Форма не имеет никакого отношения к революции - революционны лишь смыслы, имеющие мало общего с искусством.
  Формальные эксперименты чаще всего прикрывают реакционные либо тривиальные смыслы. Писания формалистов вроде Цветкова, Хаким-бея и пр. изъясняющихся вычурным языком постмодернизма - сродни рекламным фабрикатам. Токсичные цвета, заушение "общественного вкуса", превратившееся в род занятий - побочный результат рыночной конъюнктуры. Уверения авторов в том, что "их, и только их творчество не продается" - ровно то же самое, что уверения коммивояжера в единственности презентуемого им товара.
  Пренебрежение к формальным изыскам - одна из отличительных черт анархо-реалистического "искусства".
  Это, однако, не означает принятия политизированной графомании. Искусство - ремесло. Качество, т.е. социальная полезность - вот критерий оценки вырабатываемой демиургом (в первоначальном значении - свободный ремесленник) продукции.
  
  2. Реализм - это критический натурализм. Натурализм - не преднамеренное воспевание безобразного, а его фотография. Реализм не ограничивает автора в выборе средств выражения, также как фотография, будучи искусством, неразрывно связанным с реальностью, сочетает/не сочетает документальное с иллюзорным. Материалом искусства, его поводом может стать всё. НО...
  
  3. Анархо-реализм - декаданс - конечное, исторически обусловленное, политизированное и несвободное искусство. Цель анархо-реализма - социальное освобождение, во имя которого творец отказывается от ложной свободы буржуазных арт-акробатов. Искусство для искусства - идеал будущего, неприемлемый и невозможный в настоящем. В этом смысле Оскар Уайльд намного "коммунистичней" Маяковского. Освобождение и свобода - разные вещи, также как лекарство и здоровье. Красота возможна только в спасенном мире.
  
  4. Большинство т. наз. творцов (лишь малая часть которых приобретает известность) ищут в искусстве забвения, наркоза, отдохновения от мирских забот. Творчество, наряду с уходом в "личную жизнь" и "внутренний мир" есть один из распространеннейших способов не думать о революции. Следовательно, творчество реакционно par exellence.
  Это, однако, не означает, что политизированное искусство, "контркультура" представляет собою улучшенный вариант реакционного по сути явления. Левизна в искусстве часто есть не что иное, как попытка откупиться от "рутинной" политической работы, иначе говоря - способ не делать революцию.
  Нам могут возразить: "Противоречие между поэзией и жизнью преодолимо. Надо лишь уподобить жизнь поэзии, превратить искусство в стиль жизни, охватить и сделать жизнь искусством. Это и есть та революция, о которой мы мечтаем". Такой взгляд, при всем его видимом обаянии, кажется нам гнилым компромиссом. Все эксперименты такого рода, от романтиков и декадентов до хиппи провалились именно в силу того, что вели к игнорированию, отрицанию классовой борьбы пролетариата. Требование хлеба и воли куда прогрессивней проповеди добровольной бедности, толстовского опрощенчества, в первую очередь потому, что ставит на первое место хлеб. Человек, серьезно уверенный в возможности жизни-как-искусства обречен метаться между тем и другим. Он воображает себя революционером, будучи просто мелкобуржуазным фрондером. Такие люди представляют революцию чем-то вроде танца, китайской церемонии, личной духовной практики. Независимо от того, что в конечном счете восторжествует - государственность или анархия; труд или капитал - эксцентрики будут горько разочарованы.
  
  Искусство не может и не должно становиться превалирующим родом деятельности творца. Анархо-реалистическое искусство возможно лишь как одна из сторон социальной, политической практики автора. Искусством не заменить бунта. Искусство само по себе - не бунт, но существенная его часть, его обрамление.
  
  5. Анархический реализм отражает жизнь не "во всей ее полноте", а в значительной мере односторонне. Не вся сумма опыта абстрактной личности, а лишь социальный опыт политического активиста, гошиста, опыт жизни-как-освобождения становится предметом искусства. Будучи открыто тенденциозны, мы убеждены в том, что пассивный, асоциальный индивид сегодня обречен топтаться на месте, в ведьмином круге формального экспериментирования. Революционный опыт несравненно ценнее всякого другого опыта, которым можно и пренебречь.
  
  6. Природа-как-таковая не может стать темой для анархического реалиста. Темой может стать защита окружающей среды, всвязи с чем только и возможно описание натуральных красот. Воспевание природы-как-таковой, вне связи с экологическими проблемами подобно стихотворению о том, как прекрасны сомалийские дети или ядерный гриб, встающий над Хиросимой. Восторг перед Прекрасным, без артикуляции нависшей над ним угрозы, циничен.
  
  Мы насмехаемся над "внутренним миром". "Внутренний мир" это также нелепо и неприглядно, как висящие наружу внутренности. Нас интересует лишь социально-сексуальное поведение человека, и то если оно конкретизирует и утверждает мысль о революции.
  
  7. Анархо-реализм это голая мораль. Мы тенденциозны, а значит - моралистичны. Нами востребован один из классицистических приемов, когда в уста персонажа вкладывается определенная идея, добрая или злая, истинная или ложная (как у ситуационистов с их комиксами). В анархо-реалистической поэзии нет ни иносказания, ни переусложненности; ничего, что затемняло бы революционный смысл стихотворения. Наивность классики вкупе с иронией, без которой немыслима современная литература - вот что такое анархический реализм как эстетический идеал.
  
  Голая мораль - двоякая формула. Смысл определения "голая" раскрывается в наиболее радикальном лозунге Октября и Мая - "Долой стыд!". Наша мораль в мире "несокрушимой свободы" неизбежно становится бесстыдной моралью. Отдергивая покрывало и насмехаясь над опьяневшим капитализмом-отечеством-обществом, мы поступаем исключительно хамски. Это и есть бесстыжая мораль в действии.
  Секс-термидор шествует под кроличьим флагом порно-индустрии. Свободный маркузеанский Эрос был заарканен и приведен к присяге Танатосу. Нарцисс попался в западню телевидения и пропал без вести.
  Сняв табу с телесно-сексуального, капитализм обесценивает и опошляет последнее (не случайно либидозные стимулы рекламы перестают привлекать внимание зрителя. Как тут не вспомнить один из рассказов Ст. Лема!). Все это буржуазное дионисийство, однако, не помешало израильской полиции арестовать двух мальчиков, целующихся близ стены плача в Иерусалиме...
  Победоносная социально-сексуальная революция не просто отменяет первобытные табу, сокрушает "семейное право", реабилитирует и делает общепринятым андрогинное поведение, она табуирует насилие и несправедливость в обществе, утверждая нерепрессивную, т. е. бесстыжую мораль.
  
  8. Анархический реализм не навязывает самое себя в качестве общезначимой идеологии. В этом наше коренное отличие от бюрократически деформированной сов. культуры. Однако, это не означает, что анархо-реалисты, подобно "митькам", никого не хотят победить. Победа возможна лишь на поле сражения, в области культуры битва длится до тех пор, пока история не выбивает платформу из под ног обоих оппонентов. Судьбы искусства решаются на улицах!
  
  9. Искусство буржуазное, аполитичное и даже прямо реакционное дает нам примеры поистине гениальных творений. В каком-то смысле только аполитичное (реакционное) искусство является "высоким искусством".
  Искусство, дающее наслаждение (наркотизирующее) в обществе, коим правит Страдание - реакционно, ибо оно заглушает потребность в революции. Здесь-то и сходятся "противоположности": Культура и масс-культура, гениальное и вульгарное.
  
  Искусство антагонистично реальности, а значит - реализм враждебен искусству. В этом смысле символистская и модернистская критика натурализма-реализма вполне обоснованна. Смешение политики и творчества не идет на пользу последнему. Но мы самозабвенно бросаемся в мутные воды истории, ибо такова наша жертва Вечности.
  
  10. Последняя фраза может быть неверно истолкована в том смысле, что, жертвуя искусством ради революции, мы глотаем рыбий жир, надеваем грубую власяницу политического ригоризма. Вздор.
  Левый экстремизм - ни с чем несравнимая радость; пиршество интеллекта; единственный значимый опыт в обессмысленном мире позднего капитализма. Искусство - суррогат, бледное подобие несравненного опыта классовой борьбы. Порыв к свободе, так часто обыгрываемый искусством, жажда счастья/страдания или смерти/бессмертия вне связи с политической реальностью - не что иное, как жалкие потуги филистеров встать на цыпочки, чтоб дотянуться до луны.
  Весь вопрос в том, как выражать нашу фантазию, интеллект, волю. Улица - наш холст, история - жанр, в котором мы работаем. Всякие попытки сравнения социальной борьбы с искусством смешны и бесполезны. Нельзя поставить историю на службу музам, также как нельзя подчинить поток вскипающей на нем пене.
  
  Ив. Овсянников (Нопасарьян)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"