Аннотация: Финал конкурса "Златен Кан"- 2010 (Болгария). Опубликован в сборнике Завтра будет ветер , 2010. . а также в сборнике "Право на жизнь, право на смерть" (издательство Edita Gelsen e.V., Германия), 2015 г.
Евгения и Илья Халь
medea66@mail.ru
Если бы не зверь
- Если бы не зверь, быстрый и яростный, я никогда не познакомился бы с тобой, Рыжая Ведьма. Зверь соединил тебя, меня и мою жену. И если бы не кляп во рту, ты бы сказала, что мы знакомы всю жизнь, но это неправильно, Рыжая. Не жизнь, а жизни...
В одной из них был зверь. И в тот момент, когда его лапы оторвались от земли в прыжке, твоя единственная жизнь распалась на многие в бесконечных мирах, а вместе с ней распалась и моя.
Я никогда не называл тебя донором, только двойником - так легче, так проще...
Что смотришь на меня зелеными колдовскими глазами? В них не меньше ярости, чем в красных звериных. Какого цвета будут эти глаза, когда ты умрешь под моими руками? Я не хочу убивать, но вынужден сделать это, потому что только так могу спасти тебя... или ее ...мою жену, которая сейчас спит в прозрачной камере анабиоза, как сказочная царевна в хрустальном гробу, и ждет принца. А принц стоит здесь, в операционной, пьет вино и плачет, потому что устал и запутался, и должен убить тебя, Рыжая, чтобы вернуть своей жене то, что отнял зверь там, в лесу, на поляне, залитой солнцем.
Знаешь, Рыжая, в то утро солнце было особенно ласковым, оно играло в прятки с ветром, а безмятежность и нега разлились в лесном воздухе. И этот невыносимый контраст ... в такой день ... это несправедливо! Для боли и страха есть безлунные ночи и дождливые будни, когда мрачное небо отдается тоскливым предчувствием в сердце. Во тьме и сырости боль и страх закономерны, естественны - ведь они рождены в холоде и мгле. И занимаясь привычными делами в ненастный промозглый полдень, все время подсознательно ждешь, что унылая серость позовет свою верную подругу - беду. Но в тот упоительный день это было неправильно и нелогично.
Это чертово солнечное нескончаемое утро я пережил бесчисленное количество раз во множестве реальностей, а ты... только сегодня, и тебе, наверное, кажется, что это ад. Нет, Рыжая! Ад - это перемещаться по разным мирам, искать и находить тебя, и каждый раз отправляться вместе на пикник в лес, и ждать зверя. Ждать, когда он прыгнет.
В каждом из миров я пытался выдернуть тебя в другую реальность в последний момент, но ничего не получалось. Да, Рыжая, никто, даже Господь Бог, не может отменить пространственно-временных парадоксов. Знаешь, во всех этих любовных душещипательных фильмах мужчина всегда говорит женщине:
- Если в этой жизни нам не суждено быть вместе, то в следующей нас ничто и никто не разлучит. Чушь! Если в этой не смогли, то в другой не смогут и подавно!
Я же, напротив, не смог отыскать ни одного мира, в котором не был бы женат на тебе. Удивлена? Думаешь, я пьян? Нет, Рыжая, во всех реальностях я знакомился с тобой в метро за несколько часов до того, как это должен был сделать мой двойник в этой временной нише. Замещая его собой, я создавал новую - нашу с тобой - личную ветку, которая вплеталась в общее дерево миров, то есть как бы замыкал часть пространства-времени на себя, и проживал жизнь двойника вместо него. Хочешь спросить, сколько раз? Не помню.
Толпа притирала нас с тобой друг к другу, и расстаться мы уже не могли, а через месяц женились. Я всегда был хирургом, хотя ... почему был? Я и есть хирург, а ты - скрипачка и здесь, и во всех бесконечных реальностях. Может быть, поэтому ты такая чокнутая, может быть, поэтому я так тебя люблю.
Убедившись, что ничего не выходит, я пытался обмануть вероятности: попадая в очередной мир, как ребенок, закрывался в собственном доме, не ездил на метро - да что только не делал! Но все равно становился твоим мужем или любовником. Хочешь вина, Рыжая? Нет? А я выпью.
Мне ничего не оставалось, как обратиться в Совет Хроновероятностей и попросить на тебя лицензию. Они очень неохотно и крайне редко идут на такой шаг, но для меня было сделано исключение. Я когда-то сделал им парочку не совсем легальных операций - хорошие хирурги всегда в цене.
Сначала они пытались уговорить меня вживить жене имплантат из биоактивных нановолокон. Но у настоящих органов, родившихся и выросших вместе с человеком, есть память, а у искусственных нет. И протез - пусть даже идеальный - останется мертвой маской, когда теплый летний дождь грибной свежестью прольется на него. А губы, вымазанные земляничным соком, все равно будут пахнуть лабораторной пробиркой, пусть даже не в реальности, а в моем воображении.
Потом они попытались убрать зверя, но это невозможно, потому что он - причина, а не следствие. Он - переломный момент, то самое 'после', с которого начинается обратный отсчет твоего личного времени. Фактически, зверь - это перекресток миров, критическая точка... судьба, если угодно.
И Совет Хроновероятностей дал мне лицензию на изъятие тебя из реальности, но с одним условием: оборвать основные причинно-следственные связи, отсечь все, что может повлиять на вероятное будущее. Уже поняла, о чем я? Вижу по твоим слезам, что поняла. Как холодно и отстраненно это звучит: 'оборвать причинно-следственные связи'. Ты называла это горше, но человечней: Венец Безбрачия.
Я стал твоим первым разочарованием. Ты, конечно, влюбилась в меня с первого взгляда, что неудивительно: ведь ты любила меня во всех мирах. И, несмотря на разнообразие карточной колоды вероятностей, которую постоянно тасует Вечный Игрок, все-таки существует логос - прозрачная капля вне пространства и внутри него, в которой заключена твоя любовь ко мне. А бесчисленные эманации... какая разница, сколько их?
И когда ты призналась в любви, я притворился, что женщины не интересуют меня. А что еще оставалось? Эта ложь дала мне возможность быть рядом с тобой, присутствовать в твоей жизни в качестве стороннего наблюдателя. Помнишь старую сказку Шварца о Медведе и Волшебнике?
- Мудрецы поднимаются ввысь, на башни, и бросаются вниз ради любви к истине, - так говорил Сказочник. - Солдаты умирают с криком победы на губах ради любви к Родине. А что сделал ты ради любви к женщине?
- Я отказался от нее, - тихо отвечал Медведь.
Так и я отказался от тебя, Рыжая, во имя любви к тебе же... или к своей жене...я уже не знаю... очень устал и запутался в себе и временных парадоксах. Ты и она - один тот же человек, но ты здесь, на операционном столе, а она в камере анабиоза. А я, как всегда, любуюсь твоими волосами, роскошными рыжими прядями... в них заблудился солнечный свет, как на картинах Боттичелли, и не найдя выхода, остался пленником медовых бликов, янтарных искр.
Тебя и ее зовут Вероникой, но я никогда не называл тебя по имени - теперь понимаешь почему? Имя принадлежит жене, а ты была Рыжей Ведьмой - это легче, не так больно, хотя к боли я привык, приспособился к сухому комку в горле, который мешает дышать. Как там сказал поэт Леонид Тёмин?
И у Гамлета чудная кардиограмма,
Если он умирает четыреста лет.
Бог, как же я устал быть Тобой, и решать, кого казнить, кого миловать! Я даже придумал молитву:
- Господи, дай мне роскошь быть слабым!
Долгие месяцы и годы я неотступно следовал за тобой, Рыжая, и последовательно разлучал тебя со всеми мужчинами, мне ведь поставили условие: оборвать основные причинно-следственные связи. И после каждого расставания ты приходила ко мне, внося в мой тихий дом карнавальность крупных серег и шлейф табачного дыма. Уютно расположившись между холодильником и окном, ты свивала там гнездо, в котором невероятным образом оказывались все необходимые тебе предметы: телефон, сигареты, давно потерянная мной зажигалка, пепельница, заблудившаяся в кухонном шкафу. Даже вечно гуляющий кот немедленно возвращался домой и сворачивался клубком на твоих коленях.
Мне всегда казалось, что хитрые вещи прятались от меня до поры до времени, ожидая хозяйку. И это понятно: ведьме необходимо иметь колдовской арсенал. Ты всегда шла в ногу со временем, поэтому архаичная метла, по-стариковски ворча, уползла в чулан, уступив место современным инструментам: автомобилю, сотовому телефону. А ты, великолепная Рыжая Ведьма, плакала навзрыд в тесной кухне, умудряясь одновременно пить кофе и курить, и, захлебываясь слезами, рассказывала, как поклонялась очередному Темному Господину в образе черного козла, который на поверку оказывался обычным парнокопытным. Спрыгнув с мистического пьедестала, построенного тобой, он мирно возвращался к жене щипать травку в семейной кухне. А я слушал тебя молча, своевременно подавая носовые платки, и думал о том, что когда-нибудь расскажу тебе все.
Расскажу, что неудачи и Венец Безбрачия - это всего лишь выданная на тебя лицензия. И когда ты в очередной раз захлебывалась слезами, пряча лицо в ладонях, и тихонько подвывала, как обиженный щенок, я выходил в коридор и бил кулаком в стену. И чувствовал облегчение, разбивая в кровь костяшки пальцев. Когда идет кровь, всегда становится легче, потому что кровь - это слезы усталых вен. Вен-измен-перемен... неплохая, несмотря на банальность, рифма, жаль, что я не поэт.
А потом наступил тот самый день, день веселого пикника в лесу. Все было так, как бесчисленное количество раз: друзья позвонили вечером и пригласили меня проветриться, а я пригласил тебя. Ты не хотела ехать, помнишь, Рыжая? Знаешь, моя жена тоже не хотела, словно чувствовала, чем это закончится, а я настаивал. И ее и тебя я чуть ли не силком потащил на пикник. И как только друзья разожгли костер, я принялся молиться и ждать, когда появится зверь...
Что вздрагиваешь? Ты ведь не знаешь, что произошло с ней - тебя-то я успел вытащить за мгновение до того, как зубы бешеного амстафа коснулись твоего лица, а ее... никто бы не успел... все случилось слишком быстро. Я понимаю, что для нас не расставляют знаков: 'Осторожно, опасность! Будь готов к худшему!' Но что Ему стоило хотя бы намекнуть?
Вероника лишь успела повернуться лицом к псу, услышав рычание за спиной, и в зеленых глазах мелькнуло удивление. Почему в глазах людей, которых смерть или боль застали врасплох, всегда застывает удивление? Я видел это не раз. Не ужас, не страх, а изумление, как будто никто из них не верит, что это может случиться именно с ним. А дальше... ее лицо скрылось под небольшим, но мускулистым телом собаки.
Черт, дрянное вино - оно не позволяет забыть и не радует сердце. Плачешь? Кого ты жалеешь, Рыжая Ведьма, себя или ее?
А потом Веронику положили в камеру анабиоза, и с тех пор моя спящая красавица терпеливо ждет, пока ей вырастят идеальный, почти живой, протез лица.
Но я знаю, как выглядит это 'почти': кукольная гладкость, синтетическая безмятежность. А мне нужно другое: лицо, которое помнит закат, рассвет, снежинки на веках, дорожки соленых слез на щеках. Лицо, освещенное мягким внутренним светом при взгляде на любимого мужчину, на меня. Мне нужно твое лицо, Рыжая!
Я выдернул тебя из твоей реальности для того, чтобы убить. Но я так привык к тебе за все эти годы, как не привыкал ни к одному двойнику. И ты так похожа на нее... Господи, что я говорю! Вероника похожа на Веронику!
Я уже ничего не знаю и ничего не понимаю... кто лежит передо мной на операционном столе? Кто спит в хрустальном гробу? Даже Бог не может отменить пространственно-временных парадоксов.
- Что сделал ты ради любви к женщине?
- Я отказался от нее...
Так от кого из вас двоих я должен отказаться?
______________
в рассказе используются цитаты из стихотворения Леонида Тёмина "Разбивается сердце, когда не под силу..." и пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо"