Молитвослов : другие произведения.

Илиотропион Книга пятая. Часть 5. Бог щедро вознаграждает уповающих на Него

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Книга Пятая.

Пособия к сообразованию с Божественной Волей.

V. Бог щедро вознаграждает уповающих на Него.

   В жизни мирской многих людей предохраняют шлем на голове, броня на груди, якорь в море. Однако находится еще большее число людей, которые и покрытые шлемом бывают поражаемы, имеющие броню - пронзаемы, укрепляющиеся на якорях - опрокидываются в воду.
   В жизни нравственно духовной "надеющийся на Господа, как гора Сион, не колеблется, пребывает вечно" (Пс. 124:1), ибо Сионской горы не двинут с места ни жесточайшие бури, ни яростные волны, не потому только, что она - гора, но более потому, что она гора, посвященная Богу. Таким же образом и человека, истинно уповающего на Бога и во всем сердечно угождающего воле Божьей не опрокинет никакое устремление, т.е., устремление бедствий. Такое упование на Бога есть шлем непреоборимый никаким орудием; броня, не пропускающая ни стрелы, ни пули; якорь, не допускающий никакого случая потопления. Все это есть как бы якорь надежный и крепкий, входящий (посредством упования на Бога) в наше внутреннее я, в нашу душу и дух (Ср. Евр. 6:19).
   Упование не посрамляет.
   Святой Апостол Павел, учитель вселенский, заметив некоторых людей колеблющихся в надежде на Бога и уповающих на мирскую суету, и желая предостеречь их от этой беды, сказал: "будем держаться исповедания упования неуклонно; ... не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит." Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. (Евр. 10:23.35-37). Рассмотрим же каждое воздаяние, или вознаграждение порознь.
   Первое вознаграждение состоит в том, что упование не оставляет никого в стыде. Упование на человека - обманчиво: оно тысячу раз прельщает нас, однако не вразумляет обманутых. Хорошо сказал об этом философ Платон: "надежда на человека есть сон бодрствующих, или, лучше сказать, желающих быть обманутыми." Такое упование привело многих людей к бесчестью и ничтожеству. "Надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте" (Премудр. Солом. 5:14). А надежда на Бога никого не обманула и не посрамила: "взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его - и был оставлен? или кто взывал к Нему - и Он презрел его?" (Сирах. 2:10). Хвалясь упованием на Бога царственный пророк сказал: "На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек" (Пс. 30:2)
   А блаженный Августин говорит: "кто часто бывает в стыде"? и отвечает: "это тот, кто сознался, говоря: на что я надеялся, того не получил на деле; ибо надеялся на тебя, или на другого человека" - погибший тот каждый, кто надеется на человека. Ты посрамлен, ибо тебя посрамила лживая надежда, ибо всякий человек - лжив. Если же будешь уповать на Господа Бога твоего - не постыдишься; ибо тот, на кого возложил ты упование, поруган не бывает. Это упование никого и никогда не посрамляет.
   Вспомните при этом упование пророка Моисея, какое он возлагал на Бога Израилева при переводе Израильтян через Чермное море, когда Фараон гнался по следам их со всем своим воинством. Он (Моисей) не пал духом, не потерял упования на Бога, но, помолясь, простер свою руку, ударил жезлом но морю, и вдруг море разделилось на двое, открывая сухой путь для перехода.
   Упование на Бога не посрамляет - и первое вознаграждение уповающим, состоит в том, что желание их всегда исполняется и они никогда в том не будут посрамлены.
   Упование ведет к счастью.
   Второй наградой для уповающих на Бога бывает их мирная и безмятежная жизнь. Истинно и неизменно уповающий на Бога совершает свои дела, хотя бы они были весьма разнородны и тягостны, без всякого смущения, и во всех злых приключениях с ним не унывает, говоря со святым царем Давидом: "я уповаю на милость Твою, Господи; сердце мое радуется о спасении Твоем: ибо в надежде на Тебя мы спасены (Римл. 8:24), истинно счастливы все уповающие на Тебя!"
   Древние люди имели обыкновение писать на стенах следующие истины: кто дела свои поручает Богу, тот и здесь будет жить мирно и безмятежно, и там (в будущей жизни) наследит блаженство. Но в чем же состоит поручение наших дел Богу? Оно состоит в нашей уверенности, что все, касающееся нас, бывает по воле или по допущению Божьему, и мы за все то обязаны благодарить Бога: добро ли получаем? - от руки Божьей получаем; зло ли? - по допущению Божьему - для вразумления нас. За то и за другое возблагодарим Бога! Все принимать от руки Божьей, то есть по Его распоряжению бывающее - _есть по учению одного из наставников общий закон без всяких изъятий, и до того общий, что не только внешние, мирские скорби, беды и печали, но и внутренние, происходящие от недоумения и несовершенства нашего, каждый должен принимать с благодарностью Богу.
   Ибо любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
   Уповающие на Бога получают подкрепление.
   Третьей наградой уповающим на Бога бывает крепость в перенесении бед и не побеждаемый ими ум. В этом удостоверяют нас следующие изречения Слова Божьего: "проносится вихрь, и нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании" (т.е. воле Божественной; Прит. Сол. 10:25).
   Мужественный царь Давид говорит: уповая на Господа, не поколеблюсь (не изнемогу. Пс. 25:1). Блаженный Феодорит поучает, говоря: "Бога имей своим наставником и правителем во всем, так чтобы образ твоей жизни, и твои поступки и обстоятельства твои устраиваемы были Его премудрым Промыслом, тогда только ты будешь крепок и неизменен в своих поступках и помышлениях." Таковыми явили себя тысячи тысяч святых угодников Божьих.
   Невиданное и ужасное явление: быть повешенным на мучилищном орудии, строганным по телу железными зубьями, быть опаляемым огнем, и при всем этом пребывать радостным и веселящимся. Неудивительно, когда собирается множество народа по случаю даровой раздачи денег, или отмены или уменьшения той или другой общественной повинности (оброков) - это не ново. Но когда рубят головы, разжигают железные сковороды, когда колесуют, распинают на крестах и вешают, когда приготовляются и налагаются мучения - и несмотря на все это исповедующие Христа Бога бегут к мучителям, предваряя друг друга, чтобы первым умереть за Христа, - вот это ново и неслыханно прежде Христа. Об этом свидетельствует Евсевий, говоря: видел я своими глазами, как в Египте бесчисленное множество Христиан было сопровождаемо за город на места казни; они шли свободно, несвязанные, предваряя друг друга и протягивали свои шеи под меч; до того было много шедших на страдание, что мучители утомлялись, мечи притуплялись; из них одни утомленные сидели, другие оттачивали и переменяли мечи, и для этого было недостаточно одного дня: ни один из мучеников, даже дети, не страшился смерти за Христа - вот полк непреодолимых воинов Христовых, которые как гора Сион не дрогнули пред смертью за Христа - Спасителя нашего.
   Святой Иоанн Златоуст называл упование на Бога горой непреодолимой, крепкой и недвижимой: как гору никто не подвинет, так и пытающийся отвратить от Бога уповающих на него - ничего не достигнет, разве смерти предаст их, но и тогда не разлучит от Спасителя, но еще крепче соединит в будущей жизни. Далее святой Иоанн Златоуст объясняя текст: "как гора Сион" говорит: гора Сион была некогда пуста, не населена, но когда поселились на ней жители и приложили свои труды на обработку ее почвы, она стала производить изобилие лучших плодов и получила красоту свою и благолепие. Так и муж благочестивый и доблестный (стойкий), хотя будет угнетаем многими трудами, болезнями и даже смертью, во век не поколеблется. Пророк Исаия говорит: Бог "дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся" (Исаии 40:29-31). "Блаженны все надеющиеся на Него" (Пс. 2:12). Итак будьте мужественны, укрепляйте сердца ваши в Господе все уповающие на Него!
   Уповающие не желают ничего делать против воли Божьей.
   Четвертая награда - предохранение от грехопадений в этой жизни, и милость Божья, заглаживающая покаянием грехи, совершенные нами."Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет" (Пс. 33:23).
   Каким путем можно достигнуть этого - один из учителей дает следующее наставление: тот предохранит себя от грехопадений, кто поставил себе законом не желать ничего такого, что не позволительно, ограничивая круг своих пожеланий тем, что вольно делать, что не противоречит воле Божьей. Такую добрую и совершенную волю имеет тот, кто руководствуется не пожеланиями греховными, но, противопоставляя им волю непогрешимую, принимает ее и усваивает и поступает во всем по ее непогрешимым влечениям. Такой человек во всех делах своих истинно уповает на Бога, верит Ему и во всем полагается на провидение и Промысел Божий, определяющий для нас все полезнейшее к нашему усовершенствованию в каждом моменте нашей жизни. Поступающий так - искусен в мудрости и в делах своих проявляет ее, поручая себя провидению и воле Божьей, не страшась никаких зол и грехопадений. Истинное на Бога упование удаляет от нас не только сердечное смущение, но и леность и небрежение. Другой из наставников говорит пространнее так: наш ум, - если не надеется (не полагается) на себя, но укрепляется исполнением воля Божьей, - может господствовать над собой в том, чтобы не обладала им никакая неправда. Стоящего в такой Богом утверждаемой ограде не может опрокинуть и лишить власти над собой никакая сила, ни прелесть, ни сладострастие, ни что-либо другое порочное. Итак привыкни верить в Бога несомненно, не взирая ни на что, противоречащее вере.
   Привыкни вопреки надежде веровать Господу и Господь по воле своей отымет болезнь (неверия) от души твоей и все устроит во благо (Ср. Исаии 53:1).
   Уповающие с Божьей помощью зло обращают в добро.
   Пятое вознаграждение: истинным упованием на Бога сообщается нам как бы полное всемогущество - мы кажемся как бы всесильными. Святой Апостол Павел свободно возглашает: "все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Филип. 4:13). Также всякий уповающий на Бога смело скажет с Иовом ко Господу: "заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?" (Иов. 17:3); и со Святым Павлом:"если Бог за нас, кто против нас"? (Римл. 8:31). Но зачем привожу я слова праведников, когда сам Христос Господь сказал: "Если сколько-нибудь можешь веровать, то все возможно верующему" (Марк. 9:23). На эти слова Христовы один из учителей справедливо заметил: что же, неужели действительно все возможно человеку, уповающему на всемогущего? - да, ничто не открывает так ясно всемогущества Божьего, как то, что Он творит всемогущими всех тех, которые уповают на Него. Неужели не является Всемогущим Тот, для которого все возможно? Определеннее всех выразился об этом учитель святой Иоанн Златоуст, говоря: "Божественная благодать никогда не удаляется от уповающих на Бога."
   Это есть самое благонадежное воздаяние (награда) человеку, который возложил надежду на Того, который мог спасти, и действительно спасает все человечество. "На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде" (Пс. 21:5-6). Уповайте на Господа собрание всего народа, ибо "всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше... Никто не устоит против вас" (Втор. 11:24-25). Упование ваше, куда бы оно не обратилось - исполнится; если только оно утвердилось крепко в Боге, то всегда будет крепким и непоколебимым.
   Когда Апостолы спрашивали Иисуса Христа наедине почему они не могли исцелить беснующегося по новолуниям, Иисус Христос отвечал им:"по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Матф. 17:19-20). Здесь приписывается всемогущая сила не только христианскому верованию, но и упованию на Бога, которое облечено Всемогущей Божьей силой так тесно, что совершает чудные и удивительные дела (чудеса). Итак Христос не сказал: "творите чудеса"; но сказал: "имейте веру Божью" (упование).
   Против благоволения Его не ропщите, непостоянное малодушие в распоряжениях Божьих отбросьте от себя, всякое маловерие удалите. Если на скорпиона, аспида и дракона (змей) наступать пугаетесь, то по крайней мере низложите гордость, высокоумие и не презирайте других. Если повелением не можете угасить пламень, то погашайте жар ваших похотей. Если львов, тигров, вообще лютых зверей не укрощаете и не обуздываете, то гнев ваш укротите, зависть злобную убейте в себе. Если сухого дерева не можете обратить в живое зеленеющее, то неимущую руку наполните щедрым даянием. Одного требует от нас Христос: имейте веру Божью - имеющий ее всякое зло обращает в добро; из всякого олова или свинца отделяет частицы серебра и золота. Едина есть Божественная сила, по изречению Боэция, которая по Своей премудрости и из дурного материала приготовляет хорошие вещи.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"