Редькин Александр Александрович : другие произведения.

Личность преступника с точек зрения психологических школ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.74*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Решил прочесть? Не стоит.

   Преступник, личность, девиантное поведение, личность преступника... Категории, которыми оперирует современная криминология. Они давно уже продуманы и являются чем-то незыблемым, тем, что составляет базу данной науки как дисциплины. Но незыблемость иногда можно сравнить с косностью, излишняя закреплённость мешает гибкости.
   Однако время не стоит на месте и заставляет нас кое-что переосмысливать. Можно ли подходить к подобным вопросам лишь с одной точки зрения? Мне кажется, ответ однозначен: требуется альтернатива...
   Личность - в разное время, под влиянием тех или иных взглядов, формировались и различные теории.
   Возьмём для начала всем известную теорию ПСИХОАНАЛИЗА, автор которой, Зигмунд Фрейд, предложил подразделять личность на шесть основных элементов: сознание, предсознание и бессознательное; ид, эго и супер-эго. Тем самым создал, так называемую "топографическую модель личности" (см. рис.1), которая является по сути двухмерной.
   Рис.1 [Фрейд, Зигмунд]
   В своей жизни личность (по Фрейду) подчиняется импульсам своего "ИД", которые являются принципом удовольствия, первичным процессом мышления. Импульсы тормозятся в "ЭГО", которое является принципом реальности, вторичным процессом мышления. То есть импульсы "ИД" тормозятся в "ЭГО" для того чтобы быть реализованными, с учётом той социальной реальности в которой находится личность. "СУПЕР-ЭГО" - сфера социализации личности, установление этических, моральных, правовых норм.
   Чем же отличается содержание девиантной личности, от личности нормальной (ведь модель у них одна и та же)? "ИД", "ЭГО" - присущи обоим видам личности, с одним и тем же модельным содержанием... Специфика девиантной модели заключается в том, что её "СУПЕР-ЭГО" является ненормально изменённым: мораль, нравственность, этика подменяются такими категориями, как "воровская честь"; нормы, законы - удачей, фортуной, и т. д.
   Рассмотрим другую теорию личности, разработанную таким учённым, как Гордон Олпорт - ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Согласно которой модель личности не что иное, как совокупность таких факторов, как: темперамент, интеллект, физическая конституция, то есть - набор индивидуальных черт, присущих личности. Личность нормальна, нормальны и черты; девиантная личность, соответственно, имеет и отклоняющиеся черты. Черта, в данном случае, есть предрасположенность личности вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Однако следует различать черту и привычку, черта более обобщена и универсальна, черта - причина, привычка - следствие.
   Черты формируются через процесс проприации, то есть осознания самости индивида. Формируются всю сознательную и бессознательную жизнь человека, от самого рождения до смерти.
   Следующая теория - теория созданная Альфредом Адлером - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, теория, в соответствии с которой, личность нельзя делить на отдельные элементы или части, индивид - не делим. Индивид всегда включён в общество, он является частью его, следовательно, общество детерминирует всё его поведение. Но индивид в своей жизнедеятельности руководствуется рядом факторов, характерных не только для определённого общества, но и для самого индивида. Это такие факторы, как: чувство не полноценности (не путать с комплексом неполноценности), стремление к превосходству, социальный интерес, творческое "Я" и, в итоге, абсолютно индивидуальный, стиль жизни. В этих факторах нас будут интересовать лишь стремление к превосходству и социальный интерес.
   Стремление к превосходству (по Адлеру) - единый фундаментальный мотив, универсальное стремление вперёд и вверх, присущее любому человеку. Социальный же интерес - принцип солидарности, присущий всем нормальным (не девиантным) людям. В зависимости от последнего, индивид становится либо эгоистичным в своих побуждениях (преступить можно лишь свои интересы и никогда чужие), либо социально-солидарным.
   И, наконец, я бы хотел затронуть такую теорию личности, как КОГНИТИВНУЮ, создателем которой является Джордж Келли. Эта теория базируется на таком философском направлении, как конструктивный альтернативизм. Для объяснения этой теории приведу один пример.
   Девочка берёт деньги из кошелька матери. Простой, свершившийся факт. Однако, если попросить детского терапевта истолковать это событие ,то он может дать детальное объяснение чувств девочки по поводу неприятия её матерью, которое, возможно возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру, зарабатывая эти самые деньги. Сторонник социологического направления скажет нам, что данное девиантное поведение сложилось у девочки под влиянием процессов, происходящих в обществе. Если мы спросим у матери, та может сказать, что её дочь "плохая" и ей не стоит доверять, разумеется, последуют санкции по отношению к дочери. Отец девочки может предположить, что та "недисциплинированная", могут наступить санкции в отношении матери, не достаточно уделившей внимания воспитанию дочери. Бабушка может рассматривать этот факт как детскую проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы.
   В соответствии с этой теорией личность - иерархично выстроенная система конструктов, с помощью которых индивид пытается прогнозировать события. Сама по себе эта система глубоко субъективна и основывается на личном опыте индивида. Мотивация лишь одна - жизнь. Жизнь, как процесс определённой деятельности, как процесс познания окружающего мира, формирующий опыт, посредством создания конструктов и иерархичной систематизации их. Девиантное поведение - лишь следствие не верных, с точки зрения законодателя, психологических конструктов.
  
   На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на девиантное поведение решающее влияние оказывает так называемый процесс социализации личности.
  
   Социализация - процесс, ведущий к формированию "СУПЕР-ЭГО" (Фрейд), основных черт личности (Олпорт), социального интереса (Адлер), опыта, как базы психологических конструктов (Келли). Их сравнение - тема отдельной работы, однако, что же здесь общего? А общее - это выделение из процесса социализации таких его элементов, как: усвоение общих конструктов, через появление опыта; само индивидуализация лица - в процессе само осознания; потребность к самовыражению, как творческое начало в личности.
   Отсюда и новые пути влияния на социализацию, формирование нормального, здорового (не усреднённого, но индивидуально-яркого) члена общества, с нормальным поведением. Если и девиантным, то в пределах законности. А когда индивид уже сформирован, то гибкое и мягкое его исправление, без применения излишнего насилия, без ненужной жесткости и жестокости.
  
   Формирование поведения. Поведение формируется на основе правильного процесса социализации, через СМИ, родителей, друзей... Новые подходы, диктуемые новыми разработками в области психологии и социальной психологии. Приведу лишь несколько примеров.
   1.Наркомания - новый, но одновременно и старый вопрос. Проблема многих поколений. Самое трудное - сказать "нет" другу, предлагающему "расслабиться", "отрешиться от проблем". Псевдо дружеского давления порой очень трудно избежать. Сказать "нет" бывает порой практически не возможно... Хорошо, а теперь обратимся к некоторым нюансам. В одной из школ был проведён интересный эксперимент: учеников начальных классов попросили придумать конкретные способы говорить это "нет", ученики сами создали целую книгу "способов говорить нет". Были затронуты два основных психо-механизма: самоубеждение и конкретизация, одни из тех механизмов, которые применяются для вывода людей из секты, вот уж где давление. Как просто сделать, и в то же время - как трудно придумать. Набор действий, помогающий избежать влияния, вместо совета: скажи "нет".
   2.Не секрет, что одним из мотивов насильственных преступлений, как правило оказывающихся латентными - является какой-либо "не разрешаемый" мирными средствами конфликт. С чем это связанно? Почему насилие порой считается более эффективным, чем иные методы? Ответов много, но один из них дают социальные психологи. Всего лишь факты: в среднем каждый подросток к пятнадцати годам оказывается свидетелем более 13 тысяч убийств на телеэкране. После показа боксёрского боя количество смертельных исходов в уличных стычках увеличивается, правда с последующим затуханием до нормы, и всего на 11%, но мало ли это в масштабах многотысячного города, причём жертвы всегда дублируют проигравшего из боксёров (примерный рост, цвет волос и т.д.)? Нужно запретить их показ? Глупости, зачем? Всего лишь регламентировать информатора быть более корректным.
   3.А если процесс социализации уже прошёл? Если личность уже сформировалась? Нам на помощь приходит БЕХИВЕОРАЛЬНО - НАУЧАЮЩАЯ теория. Почему я не упомянул её ранее? А просто её автор - Боррес Фредерик Скиннер, не считает, что личность может вообще иметь какую-либо структуру. По его мнению, наше поведение является лишь следствием на "раздражители внешнего мира", то есть личность является крайне пассивным образованием, а любое "население" её разного рода бессознательными процессами есть не что иное, как желание учённых анимировать данную субстанцию, идущее ещё из мифологии. Какие же конкретно методы можно использовать? Есть много разных приёмов. Например, можно воздействовать на психику человека, вплоть до клинических методов. А что является предпочтительней, такое лечение или изоляция, сама по себе ломающая психику, да ещё в совокупности с постоянным нахождением в такой "отклоняющей" среде (самой уже, в силу своего существования, влияющей на развитие криминогенной мотивировки), это можно решать в каждом конкретном случае, используя не замену, а лишь альтернативу воздействия. Не буду сильно раскрывать сами клинические методы, а посоветую вам прочитать роман "Заводной апельсин", там это всё есть. Правда, слишком уж утрированно, но основная мысль передана очень чётко.
  
   Таким образом, с моей точки зрения в доктринальной криминологии очень много отдаётся на откуп социологическим методам, а психологическим уделяется очень мало внимания. Всё происходит как всегда, за лесом никто не видит деревьев, а ведь именно такие деревья и совершают преступления.
  
   P.S. Coments: этот доклад был подготовлен на неделю науки, на кафедру уголовного права-криминологии (2002/2003 учебный год). К моему сожалению, он не попал даже в десятку лучших, был проведён вне конкурса, и был отмечен лишь устно.
  
Оценка: 4.74*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"