Редькин Александр Александрович : другие произведения.

Право, как продукт постмодернистического общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы знали о том, что современная конституция несет в себе элементы дзен-буддистской пустоты? Тогда читайте. Искренне жду оценок и коментариев.


Современное право, как продукт постмодернистского общества.

   В наш век информационных и масс-медийных технологий, общество изменяется, подобно любой упорядоченной системе. Подчиняясь законам кибернетики и синергетики, развиваясь под воздействием различных внешних и внутренних факторов, оно постоянно прогрессивно, или наоборот регрессивного совершенствуется. Это приводит к усложнению его структуры, появлению новых элементов, видоизменению старых. Одним из основных элементов любого более-менее цивилизованного общества является его право. Как один из наиболее прогрессивных видов социальных норм, оно наглядно и тонко, с моей точки зрения, реагирует на эти изменения.
  
   ТЕМА ДОКЛАДА: Рассмотрения феномена современного мира - права, как одного из элементов постмодернистского общества.
  
   ЗАДАЧИ ДОКЛАДА: доказать постмодернистичность совре-менности; выявить особенности современного права; доказать, что современное право является продуктом современной постмодернистской доктрины, т.е. постмодернистическую природу современного права. Заинтересовать слушателей идеями современной философии, через призму философии права.
  
   Итак, начнем. Мне хотелось бы высказать несколько тезисов, которые я буду подтверждать в течение раскрытия темы. По ним можно составить план моего доклада:
   -наше общество информационное и постмодернистское,
   -право есть лучший из индикаторов современного мира,
   -постмодернизм, направление заимствующее дефиниции и целые институты из различных дисциплин;
   -участие симулякров в формировании постмодернистской гипер-реальности;
   -современное право есть продукт постмодернистского общества.
  
   Подтверждая или, с Вашей помощью, опровергая данные тезисы, я хочу рассказать Вам о том, что современность не просто воздействует на право, изменяя его вид, форму... Она изменяет саму суть современного права, его содержание.
   К примеру, все знакомы с феноменом коллизий права писанного и права применяемого... Так вот, это не парадокс, это просто новое постмодернистское право, которое отличается от классического представления о праве, как "теоретический негативный институт коррупции" от реального положения вещей. Как только заходит речь о правоприменении в России, все начинают морщиться и говорить о российском менталитете. Это не совсем корректно, на самом деле подобные проблемы есть в правовых системах по всему миру. Просто в некоторых правовых системах это проявляется ярче, в некоторых это более тщательно замаскировано. В нашем праве, которое переживает свое становление, эти противоречия наиболее ярки. Противоречия есть не что иное, как отсутствие системности. Деконструктивизм - одна из основных категорий постмодерна. Как видите, процесс доказывания уже начался.
   Является ли наше общество постмодернистским? Этот вопрос задает себе человечество примерно с конца восьмидесятых, начала девяностых. Есть множество точек зрения на это... Один из основных подходов говорит, что сам по себе термин "модерн" (англ. - новое), означает наше время. То есть перехода еще не произошло.
   Другая точка зрения гласит о переходе на некую стадию позднего модерна (так называемая эпоха трансавангарда). Третья теория говорит о постмодерене, как о наступившей эре анархзма стилей, направлений мышления. И, наконец, четвертое утверждение, говорит, что постмодерн ни что иное, как неоаристотелевский синтез учения о естественном праве. Нас интересует лишь вопрос о том, наступила или нет эра постмодерна?
   Приведу всего лишь несколько примеров для подтверждения моего первого тезиса:
   1. Существует мнение, что время должно соответствовать тем или иным идеям, являющимся основополагающими для него. Т.е. есть некоторые мысли, выражающие экзистенцию окружающего, законы, принципы, которым подчиняется общество на том или ином пути развития. Так для модернового времени выделяют первый закон термодинамики: закон сохранения энергии, из которого выделяют закон самосохранения и закон сохранения структуры бытия. Именно на этих постулатах строятся иллюстрирующие их науки, такие, как кибернетика, синергетика - дисциплины, без появления которых не могло появиться ни одного изобретения современности. На этих дисциплинах зиждется все, начиная от роботостроения, машиностроения, создание компьютеров, сети Интернет, и, заканчивая, новыми методами в криминалистике.
   Идеей постмодернового, пост-нового времени называют второй закон термодинамики, закон о том, что все наши системы конечны. С этой "постмодерн экзистенции" берет начало такой важный закон, как закон экологичности сущего. Поднимается вопрос о сознательном сохранении природы. Фактически реализуется принцип волимости и осознанности наших поступков, а так же их конечности и значимости. Если раньше энергия была бесконечна, достаточно было ее получить, то теперь все понимают, что некоторые формы энергии, переведенные в другие не восстанавливаются. Сколько раз Вы сами слышали заявления средств массовой информациио том, что таких то ресурсов осталось столько и столько...
   2. Дальше. Давайте разберем, что заполняет наш досуг вот уже десятилетия, все в большей и большей мере? Телевидение, с помощию которого масс-медия входит в наши дома, практически изменяя наше сознание. Мы получаем из него некие "малые объемы информации", которые под час заменяют нам реальную информацию. Поверьте, хоть Вам и кажется, что это не так, Вам продают в замен на потраченное Вами время у голубых экранов, обертку от той самой конфеты, которой лакомятся люди на природе, на рыбалке, занимаясь спортом... Передачи типа "Кто хочет стать миллионером", "Я готов на все", "Поле чудес", вы сами сможете привести десятки примеров... Доказательство того, что телевидение является абсолютно постмодернистским продуктом, займет еще один доклад. Если хотите, потом я расскажу, но пока не буду задерживаться на этом. Не та тема доклада.
   3. Одна из основных идей постмодернизма - идея всеобщей мобильности, реализуется за счет глобализации. Ура, мы наконец вступили в очередную международную организацию. ООН, Балонское соглашение, Сеульская конвенция... Примеров больше, чем я смогу озвучить до потери голоса. Готовимся вступить в ВТО, являемся членом Большой восьмерки и СоБеза. Долгие, не смолкающие аплодисменты. Это всем известные факты. Аксиомы Нашего времени, говорящие о том, что все мы живем в постмодернистском мире. Оглянитесь вокруг.
   Все, Вам уже стало понятно, что первый тезис аксиоматичен. Зачем доказывать общеизвестные факты??? А если Вы не знаете, что мы УЖЕ ЖИВЕМ В ВЕК ПОСТМОДЕРНА... Что ж, это вопрос лично вашей наблюдательности и образованности.
   Право, всегда, идет в ногу со временем. Вспомните примеры из так понравившихся Вам дисциплин: ИГПЗС, ИОГП, философии права, ИППУ. Феодализм, появление частной собственности, рабовладение, право всегда очень четко и жестко реагирует на все новое. Появление любого вида отношений реализует появление нового вида права. Актуально это и сейчас.
   Идет всеобщее движение нашего мира к глобализации, и право отвечает унификацией своих норм, их имплементацией в национальные правовые системы. Появляются новые общественные отношения и в праве выделяются новые отрасли, институты, отвечающие этим требованиям: франшиза, лизинг, факторинг и т.д. Старые институты получают новые векторы развития: появление интернета затрагивает проблематику авторского и патентного права в этой информационной среде. Появление новых сетевых библиотек, так же является целым пластом нового вида права, права постинформационного, направленного на регулирование отношений, возникающих в этой неоинформационной среде. Давайте вспомним о большой проблеме, связанной с появлением нового музыкального формата - MP_3. В ответ на постоянные вооруженные конфликты в середине прошлого века формируется Международное Гуманитарное право. Уже затронутые проблемы с экологией обуславливают появление экологического права. Примеров не счесть.
   Для дальнейшего чтения доклада мне придется ввести в свой доклад абсолютно постмодернистский термин "симулякр". Раскрывая его, я продолжу подтверждение тезисов.
   Введенное Бодриаром, с подачи Эпикура, это понятие, позволяет нам понять один из самых основных принципов постмодернизма, принцип замещения реальности гиперреальностью. Ложь и ошибка всегда лежат в прибавлениях, делаемых мыслью [к чувственному восприятию] относительно того, что ожидает подтверждения или опровержения, но что потом не подтверждается, - говорит Эпикур.
   Бодрияр говорит на эту тему несколько иное: симулякры - результат процесса симуляции, "как порождения гиперреального" "при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности". Под действием симуляции происходит "замена реальности знаками реальности".
   Подобные симулякры являют собой не что иное, как отражение реальных фактов из окружающего нас мира, создающие гиперреальность. В данном случае гиперреальность правовую.
   Как я уже говорил, нет такой сферы современной жизни, которую бы так или иначе не отразило современное право через свои отрасли и институты. Отражая, оно под час наделяет их совсем не тем смыслом, который закладывался в них при появлении. Так почему же я говорю о современном праве, как о продукте эры постмодернизма? Ведь оно существует сотни и тысячи лет? Просто оно уже сейчас видоизменилось. Давайте разберем один из основных элементов права, его источник, присущий "Романо-германской правовой семье". Нормативно правовой акт. Его создание, функционирование напрямую подчинено основным законам современности... У него уже есть признаки постмодернистского продукта. Для начала я их перечислю, а затем их раскрою.
      -- Фрагментарность.
      -- Интертекстуальность.
      -- Симуляция.
      -- Плюралистичность.
   Движемся дальше.
   Фрагментарность, выражающаяся в мозаичности, серийности, дискретности, является одной из основных характеристик постмодернистичности права.
   Мозаичность - неотъемлемый способ конструирования как законодательства в целом, так и самого закона. Уже структура законодательства, составленного из разнородных по своей тематике, виду, стилю написания (издания), говорит о его раздробленном характере. Многие могут сказать о праве, как о едином целом. На это отвечу, что появление такого количества разнообразных коллизий, позволяют говорить о попытках это единое целое построить, не достигнутых, по крайней мере, пока. Далее рассмотрим саму суть конструирования нормативно правового акта. Сама технология построения документа из отдельных понятий, зачастую являющихся дефинициями из разных сфер жизни, заставляет читателя и интерпретатора (правоприменителя) бессознательно уподобляется творцу нормы права, собирающему образы из абстрактного набора букв, слов, словосочетаний. Понимая под час все абсолютно по-своему.
   Серийность - опять же в данном случае серийность можно разделить на две части: серийность издания нормативно правовых актов, начинающейся с конституции, продолжающийся законами, заканчивающаяся подзаконными актами разных уровней государственной власти и местного самоуправления; вторая часть заключается в непрекращающемся, взаимосвязанном принятии законов, изменений в них, положения которых под час пересекаются друг с другом. Не бывает такого, чтобы на многие годы был принят один нормативно правовой акт.
   Дискретность - определяется, в основном при непосредстве-нных формах народовластия. Достаточно вспомнить причастность всего народа к принятию современной Конституции Российской Федерации. Никогда еще процесс правотворчества не был таким простым. Вскоре, с появлением новых информационных технологий может появится возможность голосования за новый закон методом посыла смс сообщений... Так что говоря о дискретности стоит заметить, что это скорее всего признак будущего. Хотя есть в практике случай, когда население Финляндии голосовало с помощью Интернета.
   Интертекстуальность - введенное в 1967 году Юлией Кристевой и ставшее в последнее время одной из основных топик постмодернизма, имеет ряд значений. В узком смысле Интертекстуальность означает включение одного текста в другой, но в практике постмодернизма этот термин получил более пространное толкование. Интертекстуальность, понимаемая в широком смысле, означает размывание границ текста, в результате которого он лишается законченности и закрытости, становится внутренне не однородным и множественным. То есть интертекст - это более чем сумма текстов - это культурно-исторические коды, способы передачи и восприятия текстов. То есть кроме простого включения в текст закона текст из иного источника, в нем под час присутствует целый пласт той или иной философской, историко-правовой мысли, присущей тому или иному времени. Что лишний раз подчеркивает тесную взаимосвязь права и окружающей его историко-правовой реальности.
   Симуляция - данный признак в праве очень своеобразен, его можно увидеть при рассмотрении двух основных систем: социалистической и демократической. Если в первом случае мы можем увидеть наличие большого количества норм права, которые просто не выполняются, то во втором случае, который наиболее точно подходит для нашего современного права, под симуляцией можно понимать то, кажется нам, как юристам абсолютно естественным. Как известно, одной из основных функций права является его свойство разрешения коллизий. Тех или иных конфликтов. Из конфликтологии. Нам известно, что единственный настоящий конфликт, практически не имеющий решения - конфликт. Связанный с реальным предметом спора. Право, выполняя функцию постмодернистского симулякра, заменяет материальный предмет абстрактным правом собственности на него. Далее, мы можем увидеть, что даже это право делится на триаду производных правомочий: право владения, пользования, распоряжения. Выводя спор за рамки материальности предмета его, становится возможным устранить данную коллизию. Однако данные свойства у права появились ещё чуть ли не с самого его появления... Да, как я уже говорил термин "симулякр" был предложен еще Эпикуром.
   Еще одним симуляционным свойством служит такое свойство права, как его субъективность. В некоторых случаях закон принимается не под воздействием объективных причин, а под влиянием вполне субъективного лоббирования. То есть мы видим, как в правотворческий процесс, на который влияет окружающее общество, под влиянием чьей то воли вносится нечто, влияющее на само общество. Не в интересах общества в целом, но в интересах отдельной группы лиц, получивших власть над данной правовой гиперреальностью.
   Плюралистичность - в отличие от рассмотренных выше характеристик, плюралистичность, разумеется является однозначно имманентной праву. Давайте посмотрим, кто определяет законодательство? В первую очередь можно рассмотреть полный список правотворческих субъектов, обладающих законодательной инициативой. Не буду их перечислять. Мы помним, что их много. Воспользуюсь постмодернистским методом, называемым в праве "бланкетным", в других сферах используется термин - "гиперссылка". Смотри перечень данных субъектов в Конституции Российской федерации. Далее следует рассмотреть принцип плюралестичности, используемый в современном избирательном праве при формировании парламента. Именно многопартийный парламент обуславливает в данном случае постмодернистскую плюралистичность.
   Ну и теперь давайте рассмотрим один из основополагающих нормативно правовых актов Российской Федерации - нашу Конституцию.
   Одна из функций Конституции - являться юридической моделью государственного сообщества, через которую она дает развернутую, качественную характеристику гражданскому обществу, государству. Я бы назвал данную функцию "виртуальной". Еще один кирпичик в построении постмодернистичности современного российского права.
   Еще одна функция Конституции - идеологическая. Однако всем нам точно известно, что в Конституции закреплена норма гласящая, что "... ни одна идеология не является для России главной". То есть законодательно закреплено отсутствие в России основной идеологии. И хоть это еще раз подчеркивает плюралистичность нашей правовой системы, однако идеалогическая функция все же присутствует. Ведь именно через нее происходит формирование у населения государства (в данном случае Российской Федерации), демократического правосознания, основанного на системе непреходящих Конституционных ценностей.
   Мы видим противоречие. Конституция через свою идеологическую функцию несет в том числе и утверждение, что идеологии нет. Функция есть, предмета нет. Возникает вопрос, что это? Парадокс? Ложь? Вспоминается утверждение, что в Советском союзе религии нет и одновременно происходит мумификация вождя, создающая один из главных фетишей, предметов поклонения полу-религиозной, полу-идеалогической системы. Но поверьте, сейчас не все так ужасно.
   Как я уже доказал, мы вступили в эпоху постмодерна. Следовательно, данный деконструктивистский парадокс должен восприниматься нами, как нечто должное. Это всего лишь подсознательная дань российских законодателей нашему ПостНовому времени. И хоть при создании Конституции использовались методы и законы диалектики формальной логики, парадоксов избежать все же не удалось. Давайте вспомним один из законов диалектики - закон исключенного третьего. Для формальной логики что-либо либо есть, либо нет. Третьего не дано. Отсутствие чего-либо, не замещенное другим, есть пустота. Замещена ли идеология чем-нибудь другим? Нет. Ни религия, ни какая-либо идея не появляются в качестве замены. Может быть происходит замена идеологии множасвом идеологий... Тогда как мы можем говорить о Российской Федерации как едином правовом государстве? Что, кстати тоже закреплено в Конституции. Следовательно, идеологии нет. Вместо нее Пустота.
   Мы знаем, что категория Пустоты лежит в основе двух невероятно различных систем: некоторых новых идей физики и... в дзен-буддизме.
   Функция идеологии направлена на формирование у граждан правосознания, являющегося базовым, основным у любого государственного образования, метящего в правовые (а это так же закреплено в Конституции Российской Федерации); несет в себе дзен-буддистскую пустоту. Должно быть Россия не зря претендует на связующее звено между Востоком и Западом. Замете, в нашей Конституции есть и явно закрепленное правовое государство, являющееся изначально Западным явлением, и скрытое, как любое восточно-филосовское понятие - Пустота.
   Что же следует делать, вносить изменение в Конституцию? Мне кажется не стоит. Скорее всего нам просто стоит переосмыслить все элементы общества. Окружающие нас, согласно новым тенденциям. Ведь мы живем в эпоху постмодерна, а следовательно и методики нужно применять, соответствующие. Пора применять новай, вернее ПостНовый, понятийный аппарат для нашего обновленного общества. И для начала следует вспомнить. Что по мнению постмодернистов наш мир многомерен. Следовательно очень многое должно отдаваться на откуп не абстрактным законам, а правоприменителям, издающим подзаконные акты. Но это уже тема другого доклада.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"