Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Мифы второй мировой войны!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.36*14  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существует весьма распространенное заблуждение, будто техника СССР времен ВОВ на порядок превосходила вооружения Третьего Рейха и Пиндостана. Так ли это? Приглашаю на дискуссию!

  Вообще русские или точнее советские народы победили Германию и её сателлитов, именно потому, что сражались за правое дело и были сильнее душой, мужественнее и выносливей. А не потому, что СССР была лучшая в мире техника, и подавляющее превосходство в людских ресурсах... Вот по поводу техники, то сложились уже достаточно стойкие пропагандистские штампы. Мол, советские самолеты: самые лучшие в мире, а танк вообще не имел себе равных, супермашина всех времен и народов! При этом, правда не приводят подробных описаний техники и совокупности всех параметров, а ведь в боевой эффективности, важна не только толщина брони и калибра пушки, но например и связь, и оптика, и уровень подготовки экипажа. Вот взять, например фашистскую авиацию: минимальный налет летчика, перед отправкой на фронт составлял 450 часов, а в СССР только 8! Причем новичкам рекомендовалось в первые вылеты, по возможности уклоняться от воздушных боев, и наблюдать, как дерутся опытные асы, изучая приемы и тактику воздушного боя! Лишь в 1944 году в Германии время налета для новичков сократили до 150 часов. И это случилось в первую очередь из-за огромного дефицита горючего! Что же касается летно-технических характеристик фашистских самолетов, то например, особенно активно любят хаять F-190, более известный как Фоккен-Вульф. И каких только ярлыков на эту машину не по навешивали: будто вообще за всю историю авиации не было худшей машины. Однако если приняться сравнивать конкретные характеристики этого одноместного истребителя с аналогичными машинами СССР, то картина сразу же меняется. Уже в своей первоначальной модификации, начавшей массово поступать на вооружении в 1941 году, эта машина имела четыре(!) 20 - миллиметровые пушки, и два пулемета в 7, 2 миллиметра. Для сравнения: Лагги-5 и Лагги-7, имели лишь две 20 -миллиметровые пушки, а практически все модели Яков - одну 20-миллиметовую и два 12, миллиметровых пулемета. Мотор самого массового советского истребителя Яка имел мощь в 1100 лошадиных сил. Затем в ходе войны двигатель форсировали, доведя до 1290 лошадиных сил, но сократив его срок службы. Так самый главный истребитель второй мировой войны, и отлетался вплоть до мая 1945 года, на еще довоенном моторе, и вооружении! Не меняло вооружение и Лагга( правда появляясь экспериментальные модели Яков и Лаггов с 37 - миллиметровыми авиационными пушками, но в массовое, серийное производство они не поступали!). Правда Лагг-7, в 1944 году получил более мощный двигатель в 1500 лошадиных сил, он устанавливался впереди кабины и защищал пилота. Но надо сказать, что именно такое расположение мотора было и на Фоккен-Вульфе, с целью повышения живучести самолета. Немцы по ходу войны постоянно усиливали и модернизировали свои двигатели. F-190 начал в 1940 году с 1650 лошадиных сил, а в 1943 уже 2100 лошадиных сил, а самая массовая модель в 1944 году в 2240 лошадиных сил! Для сравнения ЯК - 1290 против 2240! Разница в 1,8 раза! Одновременно росла и вооруженность Фоккен-Вульфа, пулеметы 7,2 миллиметра заменили, 20-миллиметровые пушки, а две 20 - миллиметровые стали 30 - миллиметровыми. То есть самая массовая модель F-190 имела четыре 20- миллиметровые, и две 30 - миллиметровые пушки, а также весьма мощное (для истребителя конечно!), бронирование! То есть этот самолет, был самым мощным по вооружению, одноместным истребителем в мире, превосходя советские самолеты в силе и весе минутного залпа более, чем в три раза, а так же в скорости! Кроме того мощное вооружение и бронирование позволяло использовать Фоккен-Вульф и в качестве штурмовика. Для этого его переделывали, еще больше повесив брони. Надо сказать, что знаменитый советский штурмовик ИЛ-2, уступал немецкой модификации, практически по всем параметрам, и особенно в скорости и вооружении. Кроме того этот универсальный истребитель F-190, можно было использовать и качества фронтового бомбардировщика. Он нес на себе до 1800 килограмм бомб, в то время как знаменитый советский бомбардировщик ПЕ-2 нес до 1000 килограмм, опять сравнение не в пользу наших. Не говоря о подавляющем преимуществе в стрелковом вооружении и скорости! Вывод: многоцелевой Фоккен-Вульф F-190, был выдающимся истребителем-бомбардировщиком, аналога которому у России так и не появилось до конца войны. Впрочем, какие аргументы приводят против этого самолета? В первую очередь худшую маневренность. Действительно F-190 делал полный вираж за 22 секунды, а например Лагг-7 или Як-9, за 19. Но, во-первых, разница тут не подавляющая, а высокая скорость Фоккен-Вульфа позволяла ему легко уходит в пике от атак сзади. Во-вторых, исключительно мощное вооружение давало возможность сбивать цели в одного захода. А маневренность была хуже из-за того что 6 авиационных пушек, и мощное бронирование, увеличивали вес самолета, а ведь понятно, что более тяжелый боксер, все же не так поворотлив как в весе "пера"! Но ведь все равно, на ринге, большие парни, имеют преимущество над мелкими, не даром ведь существует в бокс, аж семнадцать весовых категорий! Так что объективно слабость, Фоккен-Вульфа - это миф, очередной миф ВОВ.
   Но почему он оказался таким живучим: надо признать, что еще в сталинские времена, за комплимент в адрес немецкой техники, можно было угодить под трибунал! Так, что это и пошло. Затем советские конструкторы-патриоты постарались, из-за честолюбивых соображения( ведь советское, все значит самое лучшее в мире!). В частности тиражировался миф, что советские ассы самые лучшие. В действительности два самых лучших асса СССР: Покрышкин сбил 59 самолетов, а Кожедуб 62! А у немцев 104 лучших асса сбили более 100 самолетов каждый, из них несколько человек более 350. Для того чтобы получить Рыцарский Железный Крест в 1944 в Третьем Рейхе нужно было сбить не менее 100 самолетов( В 1940 достаточно было всего - 25!). Триста самых лучших награжденных Рыцарским Железным Крестом немецких ассов уничтожили в общей сложности более 38 тысяч самолетов, из них свыше 25 тысяч советских!
   Об этом в советские времена, не было принято говорить, да и не только в советские... Причин несколько, в том числе и более скрупулезная подготовка ассов Люфтваффе, но одна из самых главных, превосходство немецких истребителей в технике. Вот, например МЕ-109, уже ничуть не уступал Яку в маневренности, а имел в самой массовой модификации "G" двигатель в 1800 лошадиных сил, а вооружение в три 20-миллиметровые пушки, и два 13,4 миллиметровых пулемета. То есть на два пушки больше... Но в этой модификации были еще и разновидности с четырьмя 30-миллиметровыми пушками, или с 30-миллиметровыми орудиями. В модификации МЕ-109 "К", выпущенной в 1944 году двигатель был уже в 2000 лошадиных сил, а вооружение три 30 - миллиметровые пушки и две 15- миллиметровые. А одного попадания из 30-миллиметрового орудия вполне достаточно, для легких, почти лишенных брони советских самолетов. Конечно, сражаться с такими летающими монстрами, было неимоверно трудно, технологическое преимущество, давало фору фашистским ассам. Ну и конечно особого разговора заслуживает реактивная авиация, которой у СССР вообще не было! Вот, например МЕ-163 разгонялся до 960 километров в час, то есть на 320 километров выше предельной скорости Яка! Но вообще-то возникает вполне закономерный вопрос: почему немцы, имея, в общем-то лучшие самолеты проиграли воздушную войну? А они были лучше не только в скорости и вооружении, например первые в мире катапультирующие устройства, опять-таки изобрели именно в фашистской Германии. Лучше у немцев были и связь, и прицелы, и телескопические увеличительные трубы, навигационное оборудование... Но тут во-первых сыграла роль количественно превосходство: СССР и его союзники выпустил более 584 тысяч самолетов все типов, а Германия с 1 сентября 1939 всего 113 тысяч( включая учебные!). Кроме того больше всего самолетов было выпущено в 1944 году более 40592 тысяч, когда уже нехватка горючего была острейшей, и большинство машин, так не смогло взлететь, их уничтожили на земле. Надо сказать, что уже в ходе боев за Сталинград, немецкая армия и в первую очередь авиация, столкнулась, с серьезными проблемами снабжения. А что союзники бомбили румынские нефтяные скважины, заводы по производству синтетического бензина из угля, да и вообще возросший выпуск вооружений требовал дополнительных ресурсов. Сказывались и диверсии партизан. Во всяком случае, во время битвы на Курской Дуге, тактическое использование авиации, регламентировалось наличием горючего. Во многом по этому гитлеровцы не смогли, достаточно эффективно использовать свое технологическое превосходство над русскими. И не только в авиации, но танках.
   Вот еще один живучий пропагандистский штамп, о том, что советский Т-34 был лучшим средним танком всех времен и народов! В действительности, если посмотреть и технические характеристики этой машины, и реальную статистику потерь, то она будет отнюдь не в пользу этой машины. Даже по данным Кривошеева( а его обвиняют в том, что он занижает потери, советской армии, так цифра 8,6 миллиона убитых и умерших в плену не реальная), соотношение потерь в танках и САУ, между СССР и Третьим Рейхом примерно один к трем, или даже 1 к 3,1 в пользу Германии. Но ведь это еще не все цифры. В фашисткой Германии выпуск боевой, тяжелой резко вырос именно в 43-44 годах, когда Третий Рейх испытывал острейшую нехватку бокситов, меди, и легирующих элементов. В результате чего большинство фашистских танков, выпускалось из незакаленной, "сырой" стали, и броневые характеристики резко ухудшились. То есть уже тогда это не была битва на равных! Кроме, того в пиковом 1944 году, фашисты штамповали больше не танков, а именно САУ(они проще в производстве и дешевле), причем самой массовой была самоходка "Панцер"-4, на базе гусениц танка Т-4. Она весила всего 23 тонны, то есть на девять тонн меньше Т-34-85. Справедливости ради надо сказать, что "Панцеры" при таком малом весе в своей самой массовой модификации, имели пушку "Пантеры" и лобовую наклонную броню в 80- миллиметров, почти не уступая в защите Т-34-85, и превосходя эту машину в убойной силе оружия. Кроме того "Панцер" имел еще низки в 1,8 метра высоту, что позволяло легко маскировать данную машину... Из-за массированных бомбовых ударов авиации союзников, немцы были вынуждены свернуть производство этой машины, выпуская еще более мелкий "эрзац-панцер", с более слабой пушкой и броней. Вообще самым массовым немецким танком второй мировой войны был именно Т-4, машина на восемь тонн легче Т-34-85, но вполне успешно ей противостоящая! Относительно успешно, насколько это возможно, учитывая нехватку горючего, боеприпасов, и "сырую" броню, а также количественно превосходство противника. В 1941 году самым массовым немецким танком был Т-3. Довольно шустрый, маневренный, и подвижной башней и отличной оптикой, он, будучи перевооруженным на 50- миллиметровое орудие неплохо показал себя, особенно против, легких советских танков. Да и могущество Т-34 не особенно подавляло его. Вообще в первоначальной модели, у Т-34 лобовая броня была 45 - миллиметров, а башня вращал, только вручную - то есть медленно, отвлекая от боя экипаж. В 1941 году появилась модификация с броней 52 - миллиметра. Короче говоря, стало ясно что Т-3 слабоват против такого бронирования. Но еще один недостаток Т-3 было то, что башня не позволяла установить длинноствольную 75 - миллиметровую пушку и вместо него на первое место вышел Т-4. Другой проблемой средних немецких танков были узкие гусеницы, что создавало проблемы в ходе войны на снегу или при осенее-весенней распутице - это пришлось исправлять уже в ходе войны. Также проблемой был относительная слабость в бронировании, что впрочем не мешало гитлеровцам драться с русскими. Уже в 1942 лобовая броня Т-4 достигла 70 - миллиметров , а 75- миллиметровая пушка калибра 48, превысив показатели Т-34, при гораздо меньшем весе немецкого танка. В 1943 году, в СССР стали выпуска Т-34-76, с лобовой броней в 70 - миллиметров, а немецкий Т-4, в восемьдесят. Во время битвы на Курской Дуге Т-4, при меньшем на 7 тонн весе превосходит Т-34, как в лобовом бронировании, так и пробивной силе орудия. Кроме того этот танк куда лучший обзор, благодаря отличной оптике и наличию командирской башни, да и разворачивался и срывался с места, гораздо справнее, чем Т-34. Во-первых: меньшая длина немецкого танка облегчала разворот, а во-вторых, карбюраторный двигатель разгонял машины быстрее дизельного. Впрочем, фашистское командование свои танка и САУ использовало весьма бестолково, в частности треть "Элефантов", самых сильных, по вооружению и бронированию САУ, просто подорвались на минах в первых наступления. В грандиозном сражении, на Прохоровке, качественное превосходство немецкой техники сказалась. Вермахт потерял за день 23 танка, а СССР 644! Разница почти в пятнадцать раз! Конечно тут сыграли роль и новейшие "Тигры" и "Пантеры". Последний танк "Пантера" пожалуй, был лучше "Тигра". Хотя калибр орудия танка "Пантера", был всего 75- миллиметров, но длина ствола позволяла разгонять снаряд до 1000 метров в секунду и пробивать на дистанции в 1000 метров 141 миллиметровую броню. Для сравнения самая мощная пушка Т-34-85, которую начали выпускать, только с марта 1944 года пробивала на дистанции в 1000 метров 100 - миллиметровую броню. Лобовая броня "Пантеры" самой первой модификации "Д" была в 100 - миллиметров под очень большим углом рационального наклона. Мощный мотор в 700 лошадиных сил разгонял эту машину 43 тонную машину до 57 километров в час. Кроме того пушка "Пантеры" была снабжена специально электропневмонической системой и, вращающемся столиком позволяющим стрелять автоматически, до 45 выстрелов в минуту. Ну, а дальномер, дававший 20-кратное увеличение, оптика, в модификации "F" уже и проборы ночного видения. Этот танк пробивал Т-34 -76 на дистанции до 2 километров. Ну, а Т-34 могла произвести прицельный выстрел не дальше 500 метров. Модификации "F", толщина лобовой брони выросла до 110 миллиметров, в самой массовой "G" до 125 - миллиметров, чтобы сохранить непробиваемость башки от более мощного Т-34-85. То есть "Пантера", по ходовым( за исключением лишь запаса хода) качествам, маневренности, скорострельности, дальности и точности стрельбы, пробивной силе, в бронировании, превосходила все модификации Т-34, и особенно подавляюще самую массовую Т-34-76! Что касается "Тигра", то его относят к тяжелым, и в данном случае сравнение с ним не корректно. В своей первой модификации этот самый легендарный немецкий танк второй мировой войны, который считается лучшим имел пушка калибра 88- миллиметров 56 длина ствола. То есть в убойной силе, он примерно равен "Пантере", но 100- миллиметровая лобовая броня был без рационального наклона, то есть слабее, её легче пробить. И конечно сам танк куда тяжелее, хуже с маневренностью и скоростью. По совокупности боевых характеристик, явно слабее более легкой "Пантеры", даже многие сомневались, стоит ли этот танк запускать в производство. В более поздней модификации "Е", машину улучшики, поставили пушка 88-миллиметров, длина калибра 71, способную пробивать на дистанции в 1000 метров, броню в 198 - миллиметров, усилили лобовое бронирование до 110 миллиметров, расположив броневые листы под наклоном. В мая 1944 года, это танк сняли с производства выпустив еще более защищенный "Королевский тигр" с лобовой броней в 180- миллиметров. Впрочем, это уже тяжелые, танки, но именно на них "Тиграх" воевал лучший немецкий танковый асс Викендес, подбивший 144 машины противника. Кроме того он и его экипаж уничтожили 229 противотанковый орудий, и множество грузовиков и прочей техники с пехотой. Причем большинство танков были именно Т-34!
   Надо сказать также, что и поставляемые США и Британией танки не были плохи. Например легендарный "Шерман" в одной из своих модификаций имел лобовую броню в 152 - миллиметра( для сравнения Т-34-85 последней модели до 90 миллиметров), а у "Черчилля" почти все выпуски в тоже 152 - миллиметра! Ну, а пушка американского среднего танка "Першинг", калибра в 90- миллиметров, с начальной скоростью снаряда свыше 900 метров в секунду с кумулятивной начинкой, даже превосходила немецкую 88 - миллиметров 71 и могла пробивать на дистанции в 1000 метров 203 - миллиметра. Так что, пожалуй "Першинг", был самым мощным по вооружению средним танком второй мировой войны и вероятно лучшим... Хотя например по совокупности характеристик лучшей средней машиной второй мировой войны могла стать "Королевская пантера", она в бронировании и вооружении не уступала "Королевскому Тигру", но была на два 20 тонн легче и куда маневреннее и шустрее. Её не запустили в массовое производство, из-за подковерной борьбы немецких военных промышленников-олигархов. Короче говоря, Т-34, был самый массовый танк второй мировой войны, но далеко не самый совершенный и сильный. А вообще за время ВОВ, советские ученые и промышленники, не слишком-то ушли от довоенного технического уровня, и если победа и была одержана, то никак не из-за качественного превосходство советского оружия. А вот количество, и слабость немецкой сырьевой базы сыграли свою роль. Кроме того советские солдаты и офицеры привыкли к суровым условиям существования, и куда лучше, чем немцы переносили тяготы военной жизни и суровую зиму, и осенней распутицей. Русские люди, более привычны к изнуряющему труду по 16-17 часов в сутки, рытью окопов, переходам в сотни километров без всякой техники, умению засыпать прямо в снегу! Когда австрийский полководец узнав, что Суворов после 100 километрового в течении двух суток перехода по бездорожью и грузом, хочет без всякого отдыха бросить своих солдат в бой, то он воскликнул:
   - Это невозможно, мои солдаты были не способны сражаться или шевельнуться, даже после половины такого пути!
   Суворов на это спокойно ответил: - Правильно, это твои солдаты. Изнемогают солдаты всех армий, но русские только устают!
Оценка: 3.36*14  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"