Современная Нереалистическая Проза : другие произведения.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Наиболее часто задаваемые вопросы

  
  
   Что такое "нереалистическая проза"?
  
   Формально прозу можно разделить на реалистическую (реализм) и нереалистическую.
   Словарь Ожегова дает такое определение реализма - "направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах". "Не реализм" большое внимание уделяет фантазии, создавая то, чего нет в нашей действительности.
   Конечно, в каждом произведении присутствует доля авторского вымысла, того, чего не было, не будет или не может быть никогда. Но, с точки зрения сегодняшнего реального мира, только часть жанров могут более-менее отражать действительность в ее реальном виде (или реальном на момент написания произведения), все остальные жанры являются "нереалистическими" (фантастическими в широком смысле слова).
   Жанры фантастика, фэнтези, мистика и сказки по определению могут считаться нереалистическими.
   Проза, приключения, лирика (форма прозы), хоррор могут быть как реалистическими, так и фантастическими по своей сути. Поэтому в случае с этими жанрами нужно рассматривать каждое конкретное произведение отдельно.
  
  
   Что такое "конструкторские произведения"? Чем они отличаются от "не конструкторских"?
  
   Можно говорить о двух подходах к творчеству и созданию произведений - конструкторском и не конструкторском (интуитивном).
   В небольшой таблице, расположенной ниже, мы постарались показать принципиальные отличия этих двух методов.
  

Конструкторы

Не конструкторы

   Виденье мира
   Взгляд снаружи. Часто ассоциируют свою авторскую власть с властью бога, считают, что могут изменить в своем тексте и в своем мире все, что захотят. Что и делают при удобном случае, изживая любую неоднозначность трактовки.
   Взгляд изнутри. Подчиняются миру, который создают, стараются понять его и раскрыть, а не изменять при первой возможности. Ассоциируют себя с героями, часто могут воспринимать себя как "наблюдателей", которые "записывают" происходящее.
   Основа подхода к созданию текста
   Руководствуются разумом и сознанием. Складывают текст из кусочков, конструируют, поэтому могут писать одновременно несколько сцен или глав, независимо от того, как они расположены в линии повествования, могут изменять безболезненно для текста любой фрагмент или часть любой из линий. Воспринимают текст как мозаику, кубики или фрагменты, которые легко поменять местами.
   Руководствуются подсознанием и интуицией. Пишут так, словно сами читают, от первой сцены и до последней, не перескакивая и не отвлекаясь на другие фрагменты текста. Очень редко после окончания написания меняют сцены или их части. Воспринимают текст как единое целое, неделимое и практически неизменное образование, которое разрушается, если вмешиваться в его структуру.
   Предварительная информация, накопленная до начала работы над текстом.
   Почти всегда имеется план, в котором расписаны если не все повороты сюжета, то основные моменты и характеристики героев.
   Мысль о написании плана посещает очень редко, если план и создается, то скоро становится бесполезен, работа над текстом может начаться с одной строки, абзаца или небольшой сцены.
   Сюжет
   Полностью проработан, окончание почти наверняка известно до начала работы, сюжет прописан так, что сюрпризов и непредвиденных трудностей трактовки не возникает.
   Окончание зачастую остается загадкой для автора до самого конца, может не совпасть с его ожиданиями и виденьем мира, но будет подчиняться логике текста, мира, развития сюжета.
   Отношение к идее
   Идея - главный элемент текста. Она должна быть ясной, четкой и пониматься по возможности всеми читателями однозначно и одинаково. Если идей несколько, что нежелательно, то второстепенные идеи должны подчиняться магистральной основной идее, а не уводить в сторону и не плодить ассоциации.
   Идея - только один из элементов. Часто она реализуется через подсознание, требует богатого личного опыта читателя, особенно важен эмоциональный опыт. Может иметь несколько равноправных трактовок, каждая из которых будет для разных групп читателей истинной. Магистральная идея отсутствует в принципе, заменяясь гармоничным комплексом нескольких идей.
   Отношение к героям
   Образ героя известен и проработан до начала работы над текстом, иногда даже создаются "дела" героев, куда входит вся или почти вся информация об их характере, внешности, прошлом и т.д. Герой - выразитель идеи, полностью зависимый от воли автора, пешка на шахматной доске.
   Образ героя, как и сам мир, раскрывается в процессе написания. Герой - личность, которая может не подчиняться автору и не разделять его убеждений. Находясь в более тесном взаимодействии с миром, герой влияет на текст гораздо больше, чем его создатель.
   Отношение к читателям
   Донести до читателя свою идею - вот главное. Отсюда однозначность и предсказуемость, железная логика автора, ведущего своего читателя от начала и до конца произведения. Все отступления запрограммированы. В идеале читатель не должен увидеть в тексте больше, чем его создатель.
   Главное - позволить читателю войти в созданный мир и пройти его дорогами самостоятельно без помощи автора, оставить читателя наедине с текстом, чтобы он стал соавтором. Если автор добивается этого, то каждый читатель находит в произведении что-то свое, считая, что именно это автор и старался выразить.
  
   Естественно, что чистые типы "конструкторов" и "не конструкторов" сейчас почти не встречаются, но каждый автор склоняется к одному из этих подходов.
  
   Если же Вы и сейчас не можете определить, какой из методов Вам ближе, подавайте рассказы - предноминаторы разберутся. ;))
  
  
   Будут ли обнародованы имена членов жюри и предноминаторов?
  
   Да, но только вместе с оглашением результатов. Это решение одобрено всеми членами жюри, поэтому состав судейской команды не будет разглашаться независимо от количества просьб авторов. Только если сам судья решит раскрыть свое имя до окончания конкурса, оно станет известно участникам.
  
  
  
   Почему Вы не сказали, что не принимается постмодернизм? Разве постмодернизм не является "современной прозой"?
  
   Постмодернизм действительно не принимается.
   Этот термин не был использован по той причине, что только в академических кругах существует несколько десятков равноправных определений постмодернизма. Авторам, не знакомым с этими теориями и определениями, но работающим в этом жанре, было бы сложно определять, действительно ли их произведения принадлежат постмодернизму.
   Авторы же, знакомые с этими многочисленными теориями, просто превратили бы конкурс в бесплодную дискуссию о справедливости того или иного определения.
   Поэтому в правила были включены основные идеи постмодернизма: насмешливость, как крайнее проявление - стеб, литературные игры и стилизации, переделки и обыгрывания известных сюжетов. Постмодернизм по своей сути - конструкторское направление потому, что он конструирует из уже существующих смыслов, цитат, кусочков, известных читателю произведений, новые произведения. Новые по форме, но бедные по смыслу, ведь чтобы понять произведение, читатель должен знать его первоисточники. Автор-постмодернист и не ставит целью сказать что-то новое ("все сказано до нас"), не опирается на тех, кого цитирует, а "играет в бисер". Выигрывает тот, кто лучше владеет словом, неважно, что за мастерством скрывается пустота и отсутствие собственной мысли.
   С этими утверждениями можно (и нужно) спорить. Позиция спорщика зависит в основном от того, к какой из культурных парадигм (а они сейчас меняются в рамках всего мира) он принадлежит - к уходящей или к той, что приходит, новой, современной.
  
   Поэтому, да, постмодернизм уже не является "современной прозой", если под "современной прозой" понимать то, что будет интересно читателю в ближайшем будущем. Постмодернизм изжил себя еще 10-15 лет назад, но его позиция "последней культурной парадигмы, после которой ничего не будет и быть не может" дала ему возможность еще немного продержаться на плаву. Сейчас Европа и Азия постепенно отказываются от постмодернизма и принимают новую культурную парадигму. А мы, как всегда, "отстаем на пять лет".
   Происходит обычная смена культурных парадигм, как это уже много раз было в прошлом.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"