Саенко Андрей Викторович : другие произведения.

Белоруссия в три дня глазами автопутешественника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.19*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчет о поездке в Беларусь, совершенную летом 2007 года.

  Чем дальше прошедший отпуск, тем больше у меня сомнений, что я его опишу. А между тем я допускаю, что вам будет любопытно посмотреть на Белоруссию непредвзятыми глазами российского автопутешественника. Заметки эти не претендуют на истину никак, это просто субъективный поверхностный взгляд на страну и людей.
  
  Поэтому постараюсь сравнительно коротко, но о главном.
  
  1. Дороги
  
  Возможно, это самое сильное впечатление от поездки. Его персональная значимость, конечно, обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что пришлось действительно ездить в течение трех дней, что были проведены на Белорусской земле, а, во-вторых, тем, что за несколько дней до того я также на машине прокатился до Питера и обратно. И если правду говорят, что в России есть две беды, то Белоруссия это действительно заграница: даже слепой почувствует, что въехал в другую страну сразу же после пересечения условной государственной границы между бывшими советскими республиками.
  
  При практическом равенстве километража дорог до Минска и до Питера в столицу Белоруссии ехать быстрее, легче, удобнее и безопаснее для автомобиля. Всю дорогу тянутся две полосы в каждую сторону, движение не загружено фурами, а от белорусской границы до Минска начинается идеальная размеченная трасса, официальное ограничение скорости на которой для легковых автомобилей составляет 120 км/ч.
  
  Надо сказать, что для иностранцев удовольствие это платное, и по пути к Минску мы дважды платили сбор, но размер его для россиян составляет 13 рублей (0,5 от текущего курса доллара США), а это - ничто по сравнению с удовольствием от движения по правильному дорожному полотну.
  
  Город Дзержинск близ Минска. Тоже хорошие дороги.
  
  Впрочем, дороги хороши везде: я съезжал с главной трасы на второстепенную, затем на третьестепенную, затем на четверостепеную... короче, может быть мне повезло, но в моем случае хорошая дорога была до самого деревенского дома.
  
  Асфальт буквально от двери в Москве до двери в деревне под Минском
  
  2. Граница
  
  Граница между Белоруссией и Россией пока достаточно формальна. Никаких очередей (чем, например, в худшую сторону отличается российско-абхазская граница), никакого напряжения. Легковые автомобили не досматривают, документы у пассажиров не проверяют.
  
  При подъезде к белорусской границе не забудьте купить автостраховку, покрывающую риски на территории этого государства. Страховка оформляется на автомобиль без привязки к личности водителя, то есть, купив одну страховку, вы легко сможете меняться за рулем с кем угодно. Продавать страховку начинают километров за двадцать-тридцать до границы (об этом предупреждают большие самодельные и несамодельные плакаты), и чем ближе к границе, тем она становится дороже. Мы застраховали гражданскую ответственность на дорогах за 400 рублей, на границе такое удовольствие стоит уже порядка 600.
  
  И да, не забудьте наклейку на машину, с указанием вашей страны. Иначе с вас могут снять деньги уже в гостеприимной Беларуси, несмотря на то, что такие необходимые буквы "RU" будут написаны на регистрационном номере вашего автотранспортного средства.
  
  3. Минск
  
  До этого июля в Минске я побывал единожды, 12 лет назад, практически день в день. Что можно сказать?
  
  Площадь Победы. На углу здания надпись - Продукы
  
  Москвичу в глаза сразу бросится почти полное отсутствие рекламы. Затем глаз отмечает, что та реклама, которая присутствует на улицах города, занимается продвижением брэндов, составляющих национальную гордость Беларуси, первое место среди которых занимает БЕЛАЗ.
  
  Второе - город очень зеленый, зелени много, и она не выглядит такой же чахлой, как московская.
  
  Парк имени Челюскинцев - расположен почти в самом центре города и чем-то напоминает наши Сокольники
  
  Потом действительно возникает ощущение, что попал в прошлое, поскольку магазины (которых довольно много) очень часто называются по типу товаров, которые в них продаются: продукты, промтовары, мебель, булочная и т.д.
  
  Метро в Минске имеется. Прокатиться на нем стоит, поскольку очень мило смотрятся коротенькие станции и составы в несколько вагончиков, в отличие от бесконечных московских подземных гусениц.
  
  Сзадли виднеется название станции Площадь Победы на белорусском языке - Пло́шча Перамо́гi
  
  На дорогах в основном старые иномарки. То есть люди уже слезли с "Жигулей" (впрочем, "Жигули" ведь для белорусов - тоже иномарка, как для нас "Запорожец"), но позволить себе новую иномарку могут не многие. Связано ли это с достатком потенциальных покупателей или со сложностями поставок машин из-за границы - судить не берусь.
  
  Минчане говорят, что пробки все же случаются. Это правда - я проверял.
  
  И еще: очень чисто. Чисто вообще везде, где я был, но в Минске, который невольно сравниваешь именно с Москвой, это особенно заметно.
  
  В целом же центральные улицы сегодняшнего Минска очень похожи на современную Москву, почти так же, как возвращеннный на двенадцать лет назад Минск похож на крупный, но выражено-советский областной центр. А на улицах теперь можно встретить немало симпатичных девушек, некоторых из которых, когда им еще не было пяти лет, я катал на шее. :)
  
  Фотография сделана в деревенском доме под Минском, но точно такие же бывают и в городе
  
  4. Природа
  
  "Какая красота!" - сказал бы, подхлопнув себя по щеке ладонью, лирический герой Евгения Гришковца, оглядывая убранные и неубранные поля с сельскохозяйственными культурами. Но шутки шутками, а красота действительно неимоверная. Причесанные комбайнами поля только усиливают впечатление чистоты и ухоженности.
  
  Вид из окна машины
  
  Вообще, Белоруссия - это леса и поля. Причем, как шутливо сказал мне кто-то из местных, та часть территории страны, где не растет лес, немедленно отводится под сельское хозяйство. Это похоже на правду: мы не видели ни одного кусочка неухоженной земли.
  
  Ну разве это не завораживает?!
  
  Очень много символики, призывающей беречь природу вообще и лес в частности. Там, где не установлены соответствующие плакаты, для агитации используются большие каменные глыбы, расписанные разноцветными красками.
  
  Мы проехали Белоруссию почти всю поперек, въехав в нее с северо-востока и не добравшись километров двести до Бреста, что на западе. И единообразие ухоженности дорог и нарочито бережного отношения к природе создает впечатление цельности этой маленькой, но очень славной страны.
  
  Ну, и, конечно, аисты, аисты, аисты... Действительно их много, и действительно эта птица может по праву считаться символом Беларуси.
  
  И еще. Когда мы уже уезжали, и морально готовились пересечь границу, к дороге выбежала лань. Глянула на наш Ситроен, и метнулась обратно, к лесу. Пустяк, мгновение... Но что-то было в этом совершенно волшебное.
  
  5. Местное население. Отношение к русским
  
  Мы ездили к родственникам, встречались со знакомыми, которых не видели много лет... Встречи были очень теплыми, но все это можно было бы списать на то, что и мы были не совсем чужими.
  
  Они не виделись двенадцать лет!
  
  Между тем, где бы мы не появлялись на машине с московскими номерами и русской речью, нас всюду встречали одинаково приветливо. У меня сложилось впечатление, что отношение к нам в Белоруссии в целом очень позитивное (как, впрочем, возможно, и к другим иностранцам). Почти не сомневаюсь, что вам в любом доме совершенно по-русски охотно накроют стол, нальют, и накормят традиционной картошечкой, да и не только!
  
  В основной своей массе белорусы вполне отдают себе отчет, что их гость, и люди, принимающие решения о поднятии цен на российский газ и российскую нефть, - это почти наверняка совершенно несвязанные личности. А между прочим, удержаться от озлобления непросто, поскольку уже очень скоро эти изменения почувствует на себе каждый житель Беларуси, ведь подорожает не только тепло и бензин, подорожает все, от хлеба до интернета... И за эту мудрость белорусам отдельное спасибо.
  
  Впрочем, кое-что в поведении наших славянских братьев приятно тяготеет к Европе. Опять же, извините, про дороги и езду: основная часть машин, несмотря на гораздо более свободные, чем в Москве, дороги, соблюдают скоростной режим; на дорогах вообще царит приоритет пешеходов, а уж на "зебре" - безусловно. (Меня, правда, напугали какими-то дикими штрафами за нарушения ПДД; поборники Лукашенко вообще утверждают, что штрафы установлены за все и размеры их велики - достаточно без разрешения сломать в лесу дерево, чтобы остаться без месячной зарплаты. Впрочем, эти же люди говорят, что взятку, скажем, дорожному милиционеру дать очень сложно, и выходит, что все суммы, например, штрафов идут в бюджет. Но если это правда, то ситуация складывается мифически-идеальная: не нарушай и пользуйся, тем, что есть, в законном порядке; если же ты нарушил и нанес ущерб, то средства, которые ты заплатишь в качестве весьма ощутимого штрафа, будут направлены на компенсирование причиненного тобой же ущерба).
  
  Из таких вот нюансов складывается и общий темп жизни: гораздо более спокойный и нерасторопный, чем в России и особенно в Москве. И как-то мне показалось, что более человечный (хотя такое ощущение появляется у меня во многих менее крупных, чем Москва, городах).
  
  Обычные минчане в обычный будний день
  
  В Белоруссии оба языка - и русский, и белорусский - имеют статус государственного. Поэтому русскому человеку запутаться довольно сложно, хотя при желании можно (один московский знакомый рассказывал мне, как искал в Минске станцию метро "Октябрьская", и хоть убей не мог понять, почему на карте вместо нее указана "Кастрищенская"). Впрочем, надписи на белорусском языке радуют не меньше, чем абхазские "амагазин" и "апочта".
  
  Наверное, обечень сложно учить русский и белорусский языки одновременно: цыган как цыпленок на цыпочках цыкнул - цыц!
  
  Падонки аддыхают!
  
  Пьют белорусы охотно, но пьяных (кстати, как и бомжей) на улицах я не видел. Оставляю это заявление без комментариев, просто констатация.
  
  И еще. Много говорят, что на Украину с российскими номерами лучше не соваться. Так вот: за три с половиной дня беспрерывной езды в Белоруссии нас остановили один раз, проверили документы и отпустили без каких-либо дополнительных вопросов, намеков или даже фона: "Счастливого пути!"
  
  6. Товары и цены
  
  Двенадцать лет назад в Минске были проблемы и с продуктами, и с промтоварами. Каждый год туда ездили родственники жены, и от них я знаю, что потом стало еще хуже.
  
  Сегодня города Белоруссии (Минск, Заславль, Дзержинск, Мир) показались мне вполне обеспеченными как по части продуктов, так и по части, скажем, бытовой техники (последнее, правда, как очевидец могу сказать только про Минск - в остальных городах был только в продуктовых и книжных магазинах).
  
  Цены на бытовую технику показались мне похожими на московские, хотя средняя зарплата по Минску, которая мне известна из неофициальных источников, составляет 300-350 долларов США (против 800 долларов США в Москве).
  
  В кафе Бярозка в самом центре Минска мы - двое взрослых и трое детей - пообедали на шестьсот рублей. Российских, конечно.
  
  В продуктовых поменьше "иностранных деликатесов" типа всяких йогуртов и творожков, поскольку производить подобные продукты самому дешевле. Не изучал этот вопрос специально, но, судя по внешним признакам состояния белорусского сельского хозяйства, собственные продукты должны быть не только дешевле, но и качественнее (местные это предположение подтверждают).
  
  Общее впечатление от Минских цен: чуть-чуть выше, чем в Москве.
  
  Еще одно наблюдение: белорусы считают деньги в долларовом эквиваленте. Это говорит в первую очередь о неудобстве при оперировании "родными" суммами в десятки и сотни тысяч, а во вторую - о некотором недоверии белорусов к своей валюте. Инфляция в Белоруссии ощутима, и здесь российский рубль выгодно отличается от белорусского.
  
  7. Что посмотреть
  
  Ну, я не экскурсовод, и специалисты насоветуют вам больше и лучше. Но если будете в Белоруссии на машине, то кроме Минска, по которому стоит даже просто покататься, рекомендую обязательно посетить Мирский замок (около 100 километров от Минска) - единственный памятник на территории Белоруссии, включенный в 2000 году в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
  
  Опять эта белорусская мова...
  
  Замок
  
  Тот же замок, вид сбоку
  
  Там, правда, идут бесконечные реставрационные работы, и нам удалось осмотреть его только снаружи по периметру и внутренний двор (вообще там открыта для посещения одна из башен), но поездка того стоила, действительно красиво и как-то необычно.
  
  Этот реставратор не двигаясь пролежал с мобильным телефоном все время, что мы находились в замке
  
  Кроме того в Белоруссии очень сильна патриотическая агитация, которая во многом связана с памятью о Второй Мировой войне. В порядке реализации этого направления государственной политики появилась "Линия Сталина" - музей военной техники и укреплений под открытым небом.
  
  Вот так выглядит старая немецкая техника, за которой никто не ухаживает
  
  А вот так выглядит старая немецкая техника, за которой ухаживает ее нынешний хозяин
  
  Количество и разнообразие собранных рядом единиц боевой техники поражает.
  
  Танки,...
  
  ...ракеты,...
  
  ...авиация,...
  
  ...пушки...
  
  Слава Богу, что пока эта техника имеет возможность покрыться паутиной...
  
  Короче, как говорится, мы мирные люди, но наш бронепоезд... и правильно!
  
  И наконец...
  
  P.S. Про Лукашенко - "последнего диктатора Европы"
  
  Выгул собак запрещено! (с) Крокодил, рубрика Нарочно не придумаешь
  
  Я не понял, в чем фишка. Честно. Может я недостаточно разговаривал с людьми, но среди моих собеседников были и последовательные противники Лукашенко, и даже бывшие националисты. Никто из них не смог внятно объяснить (i) чем так убийственно плох диктатор Лукашенко и (ii) кто является реальной альтернативой и знает не только, "как не надо", но и "как нужно". Лукашенковская Белоруссия представляет собой ухоженную страну (во всяком случае по сравнению с Россией), в которой сохранилось многое из советского позитива, но и воспринято кое-что из позитива европейского.
  
  Этот вывод я никак не навязываю и не заявляю, как безусловно правильный, но это картинка, сложившаяся у меня как у туриста, который в течение трех дней ездил по территории страны и общался с ее гражданами. И я даже не говорю об отсутствии какого-либо страха при высказывании критики в адрес Лукашенко в разговорах с иностранцами (т.е. с нами). Но уже только тот факт, что Белоруссия имеет открытую границу с Россией, свидетельствует о том, что она не боится тех, кто будет провезен в машине с российскими номерами на ее территорию с территории сопредельной страны. Очень трудно себе представить такую же ситуацию в Китае или Северной Корее, не правда ли?
  
  Удачи вам, белорусы!
   Окончание осмотра. А вы думали тут что будет написано? :)
Оценка: 6.19*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"