Самокрутов Павел Владимирович : другие произведения.

Девушка, перебирающая цветы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Посмертные фотографии 19 века -- реальныость.Фото Энн Дэвидсон -- реальное фото, его можно найти в инете.

  Девушка, перебирающая цветы.
  
   "Зачем я пошел в этот музей? Как скучно..."
   Сергей, еле сдерживая зевоту, шел вместе с другими посетителями по музею фотографии. Друг-экскурсовод убедил его посетить экспозицию, но ничего скучнее этой выставки он не встречал. И он уже второй час слушал нудную речь своего приятеля, рассказывающего историю фотоискусства. Из вежливости он не уходил и продолжал рассеянно смотреть на бесчисленные фотографии на стендах.
  -- А теперь обратите внимание на эти фотографии, -- сказал его друг, экскурсовод Валерий. - Это черно-белые фотографии Англии 19 века времен королевы Виктории, так называемой викторианской эры. Присмотритесь к этим изображениям повнимательнее. Что вы заметили в них особенного?
  Сергей перевел рассеянный взгляд на скучные черно-белые фотоснимки, и хотя он до этого слушал и смотрел невнимательно, но его словно что-то задело, и он сфокусировал взгляд на людей на фотографиях. Вроде бы обычные семейные снимки и портреты, но...
  Одно время Сергей учился в медицинском вузе, и ему доводилось бывать в морге. Именно тогда он насмотрелся на трупы, и ему не составило труда понять, что люди на фотоснимках уже мертвы. Впрочем, чтобы это понять, не нужно было быть медиком. Достаточно было взглянуть повнимательнее, чтобы увидеть эти полуоткрытые глаза, отсутствующее выражение лиц и явно вынужденное положение тела, чтобы догадаться, что люди эти уже неживые.
  Валерий перехватил его взгляд и понял, что друг догадался.
  -- Да-да, вы уже, наверное, поняли, что на этих фотографиях мертвые люди. Это не столь уж редкое в 19 веке явление под названием "посмертная фотография", или фото post mortem. В те времена в Англии, да и вообще в Европе, нередко людей фотографировали уже после смерти, и причем не в гробу, а так, как будто эти люди еще живы.
   Вот этот раздел выставки вызвал интерес даже у тех посетителей, кто до этого откровенно скучал. Посыпались вопросы.
   Экскурсовод пустился в объяснения.
  -- Многие видят в этом мистику, некий культ смерти. Отчасти в ту эпоху он присутствовал. Говорят, что королева Виктория, пережив смерть мужа, не снимала траур до конца жизни. И в ту пору о смерти часто писали, много уделяли внимания всяким загробным ритуалам и прочее. Но лично я не вижу в этом особой эзотерики. Причины чисто экономические - фотография в ту пору стоила недешево. И не все могли позволить себе сфотографироваться, чисто из экономии, не так богато жили средние англичане; знаете, англосаксы - народ прижимистый. Чаще всего на посмертных фото вы увидите или детей, или молодых людей. Детская смертность в то время была огромной, молодежь тоже часто умирала, и вполне могло оказаться, что ребенок или молодой человек умирали, а прижизненных фото их и не осталось. И тогда безутешные родственники выкладывали последние деньги, чтобы запечатлеть умершего родственника хотя бы мертвым, на покойников денег не жалели. А тогдашние ушлые фотографы, естественно, не хотели терять лишний заработок, и охотно фотографировали мертвых, это сложилось в целый жанр, целое направление в фотоискусстве. Были разработаны специальные приемы фотографирования, особые приспособления для того, чтобы, например, придать покойнику вертикальное положение. Мертвецов одевали в хорошую одежду, специальными штативами ставили вертикально или фотографировали в сидячем положении; умерших детей нередко запечатлевали на руках у родителей, изображая, что они спят. Нередко на фото снималась вся семья, и видно, что один, а то и двое детей на снимке уже мертвы. Покойникам с закрытыми глазами подрисовывали глаза на фотографии. Среди фотографов были виртуозы, делающие фото мертвецов почти неотличимыми от живых.
   Посетители заговорили, начали внимательно рассматривать стенд. Очень уж архаично в нашем веке высоких технологий смотрелись снимки неживых людей. Не укладывалось в голове, что полтора века назад была необходимость в том, чтобы делать фотографию уже умершего человека, причем делая снимок так, как будто этот человек еще жив.
  -- А вот самый запоминающийся снимок из этой коллекции, -- экскурсовод показал указкой на большое фото. На нем была барышня в наряде девятнадцатого века, красивая восемнадцатилетняя девушка со светлыми волосами, сидящая с томным взглядом и перебирающая кучу цветов, лежащих перед ней на столе. Фото хорошего качества, если не считать рук. Было все же видно, что с ее руками что-то не так, фотограф умышленно сделал в этом месте засвет.
  -- Ее звали Энн Дэвидсон. Очаровательная девушка, перебирающая цветы. Вот только эту девушку переехал поезд. Родственники взяли отрубленную верхнюю часть туловища, одели в платье и сделали прическу, поставили ее вертикально - она как бы сидит, а отрезанные руки положили впереди туловища и пересыпали цветами - она их как бы перебирает.
  Это фото действительно всех поразило. Сергей обратил внимание на хорошо одетого человека с седой бородой и в очках, с важным видом стоявшего позади всех, который цинично улыбался.
  ...После выставки Сергей и экскурсовод Валерий поехали к последнему в гости. Распивая пиво, они сидели в квартирке экскурсовода и обсуждали последние события. Невольно пошел разговор и о выставке.
  -- Серега, помнишь того важного господина с бородой? Это уважаемый человек, олигарх и меценат, наш спонсор.
  -- Ну-ну. Честно скажу тебе, Валера, твое фотоискусство - штука на любителя. Не говорю, что выставка плохая, но, честно говоря, скучновато было, -- откровенно сказал Сергей.
  -- А что запомнилось? - спросил Валерий, -- бьюсь об заклад, что рассказ о посмертных фотографиях.
  -- Это точно, -- ответил Сергей, -- какие были времена...Нынешнему человеку кажется дикостью то, что в позапрошлом веке было нормой.
  -- А теперь я покажу тебе мою гордость, -- Валерий достал из комода толстый фотоальбом. - Помнишь девушку с цветами?
  -- Еще бы!
  -- В моей коллекции имеется оригинал этой фотографии. За бешеные деньги из Англии, у тамошних коллекционеров достал. Вот она!
  Он извлек из альбома пожелтевшую от времени фотокарточку и с довольной улыбкой показал ее Сергею.
  ...На него смотрела своими томными глазами та самая барышня, перебирающая цветы. И хотя фотография была уже знакома ему, но его внезапно охватил тихий страх, по коже побежали мурашки. На стенде была цифровая копия, а здесь было то самое фото, которое больше века назад заказали убитые горем родственники погибшей под поездом девушки. Снимок был хорошего качества, и, несмотря на время, на пожелтевшей фотобумаге отчетливо красовалась юная девочка из позапрошлого века. Красивое фото. Если не знать, что это лишь верхняя половина ее туловища...Если не знать, что ее глаза не томно прикрыты, а закрыты навсегда. Если не знать, что не перебирает она цветы, что эти руки уже ничего не смогут перебрать, так как они лежат отдельно от туловища. Современному человеку такое фото может показаться даже святотатством, издевательством над покойным. Вместо того, чтобы по-человечески его похоронить, из него делают чучело для позирования фотографу...Впрочем, нынешним людям из эпохи гаджетов, фотографирующих каждый свой шаг, не понять людей, для которых единственное фото после смерти было роскошью. Сергей не отличался особой сентиментальностью, но рассматривать это фото не очень-то и хотелось.
  -- Убери...-- он брезгливо поморщился. - Издевательство какое-то...Знаю, что вы, коллекционеры, люди особого склада, но нам, нормальным людям, не всегда понятен ваш экстаз.
  Валерий несколько обиделся.
  -- Это же эксклюзив! - горячо сказал он. - Исторический артефакт! Подлинник! Тем и интересна история, что в ней можно найти то, чего не сыщешь в наше время! Где ты сейчас такие фото найдешь!
  -- В Интернете все можно найти, - вздохнул Сергей, -- иной раз ваши коллекционерские причуды заставляют задуматься о психическом здоровье...
  -- Ну ладно, не будем ссориться. Хрен с ней, с этой девицей, -- он положил фотографию обратно в альбом и небрежно его захлопнул, -- Давай еще по пивку.
  -- Давай, -- охотно согласился Сергей.
  ...Через час два уже хорошо подвыпивших приятеля слушали музыку. Их развезло.Они хохотали по любому поводу.
  -- Ха-ха, а даже смешно! - хихикал Валерий, снова вспомнив о фото. - Девушка цветочки перебирает! Все-таки люди в девятнадцатом столетии были жутко сентиментальны! Нам из 21 века не понять, как можно из грубой прозы жизни, из трагического несчастного случая делать лубочную картинку!
  Сергею снова стало не по себе. Все-таки его друг был по жизни циником.
  -- Ты смотри, -- мрачно сыронизировал он, -- не смейся. А то помнишь, как в фильме "Звонок"? Вылезет из фото и кончит тебя!
   Валера опьянел уже основательно и от души заржал.
  -- Ага! Боюсь!Но там, если помнишь, видеокассета была, а тут просто фото! Да еще старое!
  Он открыл альбом, достал фото и принялся злобно шутить над ним. Отпустил даже несколько сальных шуточек. Сергей снова почувствовал к нему неприязнь. Ему надоела болтовня товарища, и он собрался домой. Валера положил альбом на стол и пошел на кухню за сигаретами. Сергей поднялся, чтобы уйти, и тут его взгляд упал на альбом. Что-то было не так...
   Около альбома лежал цветок. Ему показалось, что никаких цветов раньше там не было. Валерий терпеть не мог цветы, у него была на них аллергия и в его доме нельзя было найти даже единственный лепесток.
  "Ладно, случайно цветок попал" -- подумал он, и внезапно его потянуло взглянуть на фото. Хотя ему оно не нравилось, сильное желание вдруг заставило его открыть альбом.
  Девушка широко открытыми глазами смотрела на него.
  Он тряхнул головой, отгоняя наваждение, он четко помнил, что ее глаза были прикрыты. Но взгляд ее огромных глаз пронизал его насквозь. Она смотрела в самую глубину его мозга, или, как говорят психиатры, души.
  Сергей захлопнул альбом и снова встряхнулся. Снова открыл фото, но оно уже было прежним.
  " Блин, похоже, от избытка алкоголя глюки пошли" -- решил он, -- "домой пора, проспаться."
  Валера проводил его до дверей, и он уехал на автобусе домой. Уже был вечер, он быстро помылся и лег спать.
  ...Он долго не мог заснуть, ворочался с боку на бок, но потом забылся тревожным сном. И ему начали сниться кошмары. Его окружали какие-то люди, он куда-то или от кого-то бежал...В душе он был человеком впечатлительным, и многие сильные ощущения выливались в сны...И, разумеется, его мозг с богатым воображением не мог не выдать впечатлившую его тему посмертных фотографий. Конечно же, девушка с цветами несколько раз за ночь появлялась в его кошмарах. Он просыпался, засыпал снова, и видения повторялись. Уже под утро он увидел ее, пристально глядящей на него и выбрасывающей вперед свои руки, они летели к нему и смыкались у него на шее. От крика он проснулся.
  На часах было 6 утра. Он был в отпуске и никуда не торопился, но спать он больше не смог. Как всегда после пробуждения, мозг начал восстанавливать вчерашние события, и как часто бывает после сна, они складывались в более стройную картину. Почему-то всплыл в памяти цветок, увиденный им возле альбома. Это не могло быть случайностью. Сергей верил в мистику, и допускал, что зеркала и фотографии могут являться связью с неким параллельным измерением. Он не исключал, что легенды о том, что суженый может задушить гадающую девушку через зеркало, и другие устрашающие истории имеют некие реальные основания, вряд ли они возникли на голом месте. И поэтому он интуитивно ощущал, что нельзя шутить с посмертными фотоснимками. По крайней мере, с их оригиналами. Валерий хвастался тем, что добыл подлинник посмертного снимка, и едко смеялся над ним, а ему, Сергею, было не смешно, он сразу почувствовал какое-то негативное поле. Потом Сергею вспомнился взгляд Энн Дэвидсон из альбома. Это могла быть галлюцинация, но неприятное ощущение осталось.
   Сергею захотелось позвонить Валерию и поделиться с ним своими кошмарами, на худой конец даже посмеяться над ними, не хотелось держать их в себе. Он подошел к городскому телефону и набрал его номер. Никто не взял трубку. Появилась тревога...Он взял мобильный телефон и позвонил Валерию на его сотовый. Снова молчание...Он звонил несколько раз, но трубку никто не брал.
   Сергей почувствовал, что случилась беда. Надо ехать к Валерию...Он быстро оделся и спустился во двор, где стояла его старенькая "девятка". Валерий жил на другом конце города, и ехать пришлось долго. Когда он свернул во двор дома своего друга, он понял, что нехорошее произошло. У дома стояла полицейская машина, за ней стоял микроавтобус с загадочной надписью "Груз 200", хотя в наше лихое время даже ребенок знает, что за этой надписью скрывается труповозка. Он еще не знал, что произошло, но против воли в мозгу всплыла мысль: "Не надо было Валерию шутить над этой старой фотографией". Он припарковал автомобиль и подошел к подъезду. Несколько зевак и соседей стояли кучкой, тихо переговариваясь. Один старик обернулся к нему и узнал его, видимо, ему раньше приходилось видеть его в гостях у Валерия.
  -- Привет. Тебе уже позвонили?
  -- Нет, -- ответил Сергей, -- просто к Валере приехал. Телефон у него не отвечал, думал проверить, не случилось ли чего...
  -- Случилось. Валерий сегодня ночью умер.
  Сергей не очень удивился. Он предчувствовал это.
   -- И как это произошло? Кто нашел тело?
  -- Соседи уже ближе к утру услышали в его квартире отчаянный крик. Звонили в дверь, но никто не открыл. Решили, что ему плохо стало, дверь сломали и нашли его мертвым. Говорят, на убийство похоже. Хотя никого постороннего никто не видел. Сейчас там опергруппа со следователем.
  Снова в голове Сергея всплыла мысль о проклятой фотографии. И хотя смерть Валерия могла быть чем угодно, от нападения бандитов до несчастного случая, он не сомневался, что именно гордость его фотоколлекции погубила его.
  Полицейский пригласил понятых, и Сергей охотно согласился. Он вошел в ту самую квартиру, где еще вчера они пили пиво и обсуждали выставку. Судмедэксперт в перчатках колдовал над распростертым на полу телом Валерия. Сергею стало не по себе. Тяжело видеть мертвым своего знакомого, с которым общались всего несколько часов назад. Дежурный следователь записывал.
   Сергей не очень вслушивался в описание положения тела, но он сам стал всматриваться в лежащего на полу человека. Он отметил синюшное лицо мертвого, выпученные глаза...И Сергей стал смотреть вокруг, ища что-нибудь необычное. И он обнаружил это быстро. Знакомый ему фотоальбом лежал буквально в метре от убитого, он был полуоткрыт. И фото Энн Дэвидсон лежало на полу, он узнал его даже издалека. Удивления он не почувствовал, но от этого ему было не легче, это работало на его страшную догадку, и он не знал, чем это может закончиться...
  -- Предварительная причина смерти - механическая асфиксия, -- сказал судмедэксперт.-Вероятнее всего, удавление руками...На шее видны характерные полулунные следы, даже видны ссадины от ногтей. Все признаки удушения налицо.
  В голове Сергея мигом всплыли отрезанные руки девушки с цветами. Вспомнился его кошмар...Ведь Валерий погиб под утро - может быть, именно тогда, когда во сне ему привиделось, как Энн Дэвидсон душит его самого...
  -- Вы знали покойного? - раздался голос позади него.Он резко обернулся, его спрашивал следователь.
  -- Да, знал...
  -- Что можете о нем сказать? Враги у него были?
  -- Сказать могу одно - он был большим любителем фотографии.
  -- Да, я заметил, что рядом даже альбом с фотографиями лежит, -- заметил сыщик.
  -- Вон то фото...-- Сергей указал на фотографию, зная, что ничего нельзя трогать руками.
  Все уже было задокументировано и сфотографировано, поэтому следователь подобрал фотографию и рассмотрел ее.
  -- Какая-то улыбающаяся девушка с цветами - сказал он.
  Сергея накрыла новая волна тихого ужаса.
  -- Она не улыбалась-вырвалось у него.
  Следователь прокуратуры показал фото ему. Девушка улыбалась страшной улыбкой. И руки ее были совсем в другом положении. Вдобавок она не сидела, как бы опираясь на стол, как в исходном варианте, а слегка откинулась назад. Здесь уже было видно, что руки ее не имеют связи с туловищем, а лежат отдельно, но при этом они лежали не безвольно, а были довольно правильно сложены на груди. И снова он увидел ее глаза - они снова были не закрыты, как в оригинале, а смотрели прямо. Красивые, большие глаза, но они вселяли ощущение кошмара.
  -- Я старший следователь прокуратуры, капитан Юрьев. Что-то мне подсказывает, что вы знаете больше, чем говорите. Нам с вами предстоит разговор. Я вас вызову для дачи показаний.
   Почему-то сыщик понравился Сергею. Его проницательный взгляд говорил о недюжинном уме. И внезапно ему захотелось поделиться с капитаном своей догадкой. Да, он может показаться сумасшедшим. Да, только псих, насмотревшийся триллеров и начитавшийся Стивена Кинга и Дина Кунца, может высказываться, что человека задушила девушка с фотографии. Да, изображение Энн Дэвидсон, которая уже век покоится в могиле, в любом случае не привлечешь к суду. Но... Кто знает, может, он как-то поможет остановить призрака-убийцу...И он решился.
  -- Вы знаете историю этой фотографии?
  -- Сейчас я на дежурстве, но, как я уже сказал, мы все равно встретимся. Ваши координаты и телефон у меня есть...Распишитесь в протоколе и можете быть свободными. Я с вами свяжусь.
  -- Понимаете, товарищ капитан, по существу дела я ничего не могу вам сказать. Я не был близким другом погибшего и не могу знать, кто его мог убить. Просто у меня есть кое-какая версия...скажем так, фантастическая...
  -- Ну, фантазии меня не интересуют. Ладно, все равно я вас допрошу. Оставайтесь на связи.
   Сергей спустился во двор, сел в свою машину и поехал домой. Его охватила вялая апатия. Действительно, что он так озаботился? Да, трагедия, человека убили. Но, если подумать, что у него есть, кроме мистических фантазий? Ну, сидел Валерий после встречи с ним, рассматривал фотографии, в том числе свою эксклюзивную, которой он очень дорожил, и тут кто-то проник к нему в квартиру, напал на него и задушил. Около трупа нашли альбом и эту чертову фотокарточку (Сергею уже захотелось, чтобы ее сожгли). А ночные кошмары к делу не пришьешь, они появились из-за излишней впечатлительности. Это всего лишь его фантазии, и они и впрямь никого всерьез интересовать не могут. Странно, конечно, что такого безобидного человека, как Валерий, могли зверски задушить у себя дома. Вероятно, кому-то задолжал; может быть, какие-нибудь разборки, связанные с его коллекциями. Но все же разум Сергея не мог успокоиться. Как молния, его мозг пронизало воспоминание о том, что изображение изменилось.
  "Перестань сходить с ума, это могла быть и другая фотография, похожая на ту..." Почему-то это предположение несколько успокоило его. Но он вспомнил, что перед уходом от Валерия он смотрел на фото, и тогда это было именно фото Энн Дэвидсон, и она и тогда изменялась...
  ... Сергей вернулся домой и почувствовал некоторое успокоение. Он еще долго рассуждал о странностях, но, в конечном итоге, здравый смысл взял верх. Ведь все, что он видел загадочного, не более, чем его домыслы. Очень уж, как говорят у молодежи, "зацепила" его история фотопортрета, и все иррациональное можно отнести на счет его болезненных фантазий. Пока смерть Валерия можно объяснить. Даже наличие этой фотографии рядом с убитым может быть простой случайностью. И он постепенно стал думать о других делах, и история со смертью экскурсовода начала отходить на задний план. Пускай с этим разбираются компетентные органы...
   Прошла неделя.
  Сергей уже вышел на работу, и рабочие хлопоты поглотили его, и он почти забыл о девушке с цветами. Однажды вечером он вернулся домой и включил телевизор; он стал переключать каналы и наткнулся на сводку криминальных новостей. Она начиналась с известия о убийстве местного олигарха. "Тело мужчины со следами насильственной смерти обнаружено в его особняке. Охрана утверждает, что никто к нему в этот вечер не приходил, он был один в своем кабинете. Перед этим он сказал своей жене и охранникам, чтобы его не беспокоили, он хочет поработать со своими коллекциями фотографий. Как известно, он был большим поклонником фотоискусства и содержал на свои средства городской музей фотографии."
  ...Вся история с гибелью Валерия моментально всплыла в памяти Сергея. На телеэкране показали портрет убитого, и он вспомнил его лицо. Это был тот самый седой мужчина с бородой и в очках, о котором упоминал Валерий как об их спонсоре. И его сознание моментально связала его смерть со смертью Валерия.
  "Опять ты разводишь паранойю, -- думал он. - Мало ли кто мог расправиться с богатым человеком, у них обычно много врагов. Ты ведь не думаешь, что его тоже убила девушка с портрета?"
  Но он думал именно так, хотя и не признавался себе в этом.
  И тут раздался телефонный звонок.
  -- Здравствуйте, я капитан Игорь Юрьев, если помните меня. Мне нужно с вами переговорить. Неофициально.
  -- Здравствуйте. Я не против. Можете ко мне домой подъехать, я один живу. Адрес знаете?
  -- Знаю.
   Ждать пришлось недолго. В дверь позвонили, и Сергей открыл дверь. Сыщик вошел и поздоровался. Он проводил его к себе в комнату. Они стали пить чай и беседовать.
  -- Новости видели? Слышали о смерти мецената знакомого вам музея фотографии?
  -- Да. Я вспомнил. Я видел этого человека в музее, Валерий мне о нем говорил. А что привело вас ко мне?
  -- Я вспомнил о смерти вашего друга и связал его с последним убийством. Хотелось бы детально поговорить об обстоятельствах дела. Есть какие-то догадки? Ничего подозрительного не замечали? Я сразу почувствовал, что вы о чем-то догадываетесь.
   Сергей помолчал и подумал, потом, тщательно подбирая слова, начал высказываться.
  -- Думаю, капитан, вы человек рациональный и в мистику не верите. Помните фотографию, найденную около тела Валерия?
  -- Да.
  -- Пожалуйста, не смейтесь над моими догадками. Может, найдете что-нибудь полезное.Я вам говорил о фантастичности моей версии, и вы сказали, что это вас не интересует. Вы слышали историю этого фотоснимка? Не доводилось читать о посмертных фотографиях?
   Лицо сыщика было непроницаемым, но он не перебивал Сергея. Он рассказал об Энн Дэвидсон. Особо заострил внимание на том, что это подлинник. И, внезапно почувствовав доверие к Игорю, высказал свои мистические предположения.
  -- Смешно, правда? Фотография убивает...История в стиле Альфреда Хичкока или Стивена Спилберга. Вряд ли это вас заинтересует, я говорил, что ничего конкретного вам не сообщу.
   Следователь долго молчал. Но потом также медленно заговорил.
  -- Я бы мог вас вызвать повесткой, но, как вы заметили, пришел к вам неофициально, как частное лицо. Подумайте, я не пришел бы к вам, если бы все в этом деле было ясно и просто. О убийстве олигарха сообщили сегодня, на самом деле оно произошло вчера, я расследую и это дело. Возможно, вскроются другие факты, но пока все непонятно. Убитый находился дома. В его особняке самые сложные охранные системы, мышь не проскочит. Целый батальон секьюрити. Дверь его кабинета была заперта изнутри, окно без повреждений. Мы сопоставили показания всех людей, бывших в доме, включая его жену, и так получилось, что никого не заподозришь. Все записи с камер видеонаблюдения ничего и никого не зафиксировали. А его смерть, судя по всему, была такой же, как смерть вашего друга. Он ведь тоже был задушен. Такие же следы на шее. Даже сам способ убийства странный какой-то, киллеры обычно пользуются или огнестрельным оружием, или ножом, на худой конец удавкой, а тут явное удавление руками. Вовсе не так просто задушить руками достаточно крупного мужчину, ваш друг тоже не слабого телосложения был. И рядом лежал альбом с фотографиями. Все это могло быть случайным совпадением...Но как знать...
   Он сделал паузу.
  -- Еще лет двадцать назад вас с такими догадками как минимум бы подняли на смех, а то и посоветовали бы обратиться к психиатру. Но сейчас другие времена...Многие верят в мистику. Да, я человек рациональный. Но привык думать головой. Если вижу какие-то аномальные явления, не склонен их оголтело отрицать. Именно поэтому я вспомнил о смерти вашего приятеля и захотел обсудить это с вами. Слишком много общего. Если в смерти Валерия нет ничего особо странного, то убийство олигарха имеет уж слишком много неестественного.
   Сергею понравилось, что сыщик не стал смеяться над ним. Видимо, действительно обстоятельства сложились так, что он допустил самую фантастическую версию.
  -- Все-таки в фото мертвых людей есть что-то аномальное, -- сказал он. - Все мы фотографируемся, и вроде все как обычно. Но в фото покойника, сделанном так, как будто он живой, уже скрыто что-то магическое. Я ведь обратил ваше внимание на то, что это оригинал фотоснимка. Так что, если рассуждать чисто теоретически, можно предположить, что неупокоенный дух этой девушки словно законсервировался в нем. Если помните, я говорил, что Валерий подвыпил и стал над ней издеваться. Может, он ее и раздразнил. Кстати, я обратил внимание, что и другой погибший, ваш богач, смотрел на выставку несколько с издевкой. Может быть, тоже изведал на себе гнев зафиксированного в фотке привидения. Не скажете, где сейчас фото?
  -- После разговора с вами на месте первого происшествия я положил ее в портфель, -- сказал Игорь. - так что оказаться в доме олигарха она никак не могла.
  -- А покажите мне ее? - спросил Сергей.
  -- Она в моем рабочем сейфе, -- сказал сыщик. - У меня с бумагами все в порядке, точно помню, что обратил тогда на нее внимание и положил на видном месте. Ладно, спасибо за разговор. Буду иметь в виду наше с вами аномальное предположение. Правда, если олигарха задушила Энн Дэвидсон, я получу еще один нераскрытый "висяк". Так что буду надеяться, что его убило все же нечто материальное.
   Он улыбнулся, пожал Сергею руку и пошел к дверям.
  -- Знаете что? - сказал Сергей, провожая гостя к выходу. - Если она не представляет интереса как улика, не могли бы вы ее уничтожить? Просто тупо сожгите ее, и вся недолга. Огонь, говорят, вчистую уничтожает всякую нечисть.
  -- Наверное, так и сделаю. Прямо завтра, -- кивнул головой капитан. - Всего хорошего. Было интересно пообщаться. Может, еще пересечемся по этому делу...
   Сергей проводил следователя и закрыл дверь. Сел в кресло и задумался. Все-таки сыщик - мужик толковый. Впрочем, он не так уж и намного старше его.Хоть и явно материалист, но не зацикливается на догмах и вполне может допустить и паранормальное явление. Впрочем, в наше время об этом говорят и пишут много, и уже не получится, как в совковые времена, смеяться над всем нетрадиционным.
  "А ведь если его догадка подтвердится, то эта фотография, да и другие аналогичные, представляют нешуточную опасность. Неизвестно, что они могут выкинуть. Может, так и будут тихо пылиться себе в альбомах, а вдруг что-нибудь или кто-нибудь их растревожит? А ведь их немало сделано, говорил же покойный Валерий, что это целый жанр фотографического искусства? На одной этой выставке их целый огромный стенд...Правда, это все же отсканированные копии. Может, копии неопасны? Пусть Игорь уничтожит оригинал фото Энн Дэвидсон, а насчет других экспонатов коллекции надо еще подумать".
   Утром его разбудил телефонный звонок. Звонил Игорь. Его голос, обычно спокойный и ровный, явно выдавал волнение, несмотря на его обычную выдержку.
  -- Сергей, эта фотография...Которую вы предложили мне сжечь...Этой дамочки, которую поезд раздавил...
  -- Ну-ну? - спросил Сергей, который тоже заволновался.
  -- Она исчезла. Все обыскал, у меня со всеми бумагами всегда полный порядок, а теперь ее нет!
  -- Вы точно уверены, что в сейф ее положили? Может, оставили или потеряли где?
  -- Нет нигде! Я точно помню, что аккуратно уложил в сейф со всеми вещдоками. Не мог я ее потерять! Слушайте, прямо мистика какая-то!
  "Рациональный человек столкнулся со сверхъестественным," -- не без ехидства подумал Сергей. "Такие люди, как наш педантичный следак, привыкли все в жизни по полочкам раскладывать. А реальность порой бывает куда сложнее."
  -- А в доме олигарха она оказаться не могла?
  -- Припоминаю, что около тела тоже какая-то фотография лежала. Сейчас взгляну на следственные фото трупа, -- капитан зашелестел бумагами. Последовала пауза, которая значительно затянулась.
  Сергей терпеливо ждал. Вот теперь исчезли последние сомнения. Это фото сверхъестественно и опасно. Почему-то подсознательно ему казалось, что так оно и должно было произойти. Фотография с самого первого раза, когда он взял ее в руки, показалась ему не простым куском старого картона, а чем-то магическим, вызывающим страх.
  -- Это она! - изменившимся голосом сказал следователь. - Отчетливо видна эта красавица с цветами...Но как она могла оказаться в доме владельца фотогалереи? Ведь после первого убийства она лежала в моем сейфе!
  -- Вам не кажется, Игорь, что тут все же замешано сверхъестественное?
  -- Я еще подумаю. Надо будет ее поискать в доме последнего погибшего, я туда при случае заеду. Может, встретимся как-нибудь?
  -- Охотно.
  
  ...Сергей лихорадочно думал. Нужно непременно найти и сжечь эту страшную фотографию. Эх, Валера, Валера... Всегда подмечал в тебе какую-то сумасшедшинку, как и у всех чудаков-коллекционеров. Угораздило же тебя добыть из туманного Альбиона этот старинный артефакт...Ну, собирал бы да собирал обычные фотки или их цифровые сканы, нет, твоя коллекционерская страсть требовала именно подлинник, а между тем эзотерики рекомендуют более осторожно относиться к подобным вещам, тем более тем, у которых есть загробный оттенок...А он еще спьяна похихикал над девушкой, и этим явно разбудил ее демона...Как гласят легенды, однажды выпущенная сущность, как правило, не ограничивается каким-то одним злодеянием. Выпустил джинна из бутылки - жди проблем, и не обязательно кто-то один пострадает. Сам виновник погиб, а за ним и его босс, такой же фанат старых фоток, странно умер. А кто следующий? Наверное, с места последнего преступления она тоже исчезла? Игорь явно расположен докопаться до истины, он из тех людей, которые из кожи вылезут, но доведут дело до конца. Он явно отличный сыщик, наверняка на хорошем счету у начальства, такие люди обычно преуспевают. Но это, увы, не обычное убийство, какие Юрьев расследует пачками. Неизвестно, чем может закончиться игра с демоном фотографии. Сергей давно думал о том, чтобы уничтожить этот снимок, но где уверенность, что его уничтожение пройдет гладко? Зависит ли его сила от наличия изображения? Сожжешь фото, где гарантия, что все прекратится? Больше вопросов, чем ответов.
   Вечером Игорь снова позвонил.
  -- Она снова исчезла. Я четко видел ее на снимках трупа, но все обыскал, нигде ее нет.
  -- Может быть, она исчезла навсегда? - спросил Сергей.
  -- Не исключено.
   Сергей подумал еще.
  -- Я бы проверил еще одно место. Музей фотографии...
  -- Хорошая мысль. Может, она вернулась туда, откуда появилась. Давай сегодня туда заедем? Проверим последнее вероятное место, и если ее там нет, закончим с этой непонятной историей. Никому больше я не говорил, ты же живешь недалеко от музея, я сейчас за тобой заеду.
  -- Договорились. Осиновые колья брать?
  Игорь ухмыльнулся.
  -- Должно хватить одной зажигалки. Думаю, что если фото там, она вряд ли будет активной.
  Сергей положил трубку и невольно задумался. Как быстро общее дело сближает людей. Игорь и сам не заметил, как перешел с Сергеем на "ты". Видавший виды сухарь-следователь-рационалист явно загорелся этим делом. Он не отбросил сверхъестественную версию событий, а всецело ей отдался. Не рассказал никому, но все же решил с единственным человеком, разделявшим ее, проверить все до конца. Он явно боится рассказывать это другим людям, но события сложились таким образом, что убедили сыщика проверить предположение, кажущееся людям традиционных философских взглядов как минимум страшной сказкой.
  Сергею самому захотелось разгадать эту страшноватую тайну, и он почему-то не особо испугался того, что это может быть опасно. Любопытство - сильная вещь. Он не сильно сомневался, что фотография Энн Дэвидсон будет там. И все же лучше будет от нее избавиться. Просто для страховки. Неизвестно, что она может выкинуть. Он подумал, что не факт, что она будет неактивной. Два убийства могут говорить о том, что она активирована. Могут быть и другие жертвы...Сергей только сейчас задумался о том, что их предприятие вовсе не безопасно.
  ...Он вышел во двор, и увидел подъехавшую "Шеви-Ниву" стального цвета. За рулем он увидел Игоря. Без церемоний, как к старому другу, он сел к нему на пассажирское сидение.
  -- Я вижу, тебя эта история зацепила. Ты и правда хочешь проверить паранормальное предположение? Боюсь, отчитываться перед начальством тебе будет не просто...
  Игорь грустно ухмыльнулся, но лицо осталось серьезным.
  -- В данный момент я не на службе. Просто хочется убедиться, что ничего ненормального тут нет. Может быть, этой фотки и нет там.
  -- Где-нибудь поджидает новую жертву, -- сыронизировал Сергей.
  Следователь вывел машину со двора и поехал к музею. Через какое-то время они заехали на пустынную музейную стоянку. Был теплый, погожий летний вечер.
   -- В романах ужасов обычно перед развязкой на горизонте появляются облака и грохочет дальний гром, гроза приближается, -- опять съязвил Сергей. - А тут гляди, какая чудная погода. Слушай, а тебе не кажется, что мы... занимаемся чем-то несерьезным?
  Почему-то Игорь не разделял иронии товарища. Вероятно, тренированная долгой службой интуиция следователя подсказывала ему, что их ждет что-то опасное. Сергей из жизни знал, что такие люди обычно не верят в сверхъестественное, но если уж чем-то таким увлеклись, то их уже невозможно увести в сторону. Лицо капитана было непроницаемым; по всей видимости, именно таким он был, когда ему доводилось бывать на опасных заданиях в его далекой милицейской юности. Внимательный Сергей заметил, что пиджак сыщика несколько выпирает под одним боком - он взял с собой оружие. Сергей открыл дверцу, вышел на улицу. Игорь молча вышел из машины, поставил автомобиль на сигнализацию и быстрым шагом пошел ко входу.
  На стук появился пожилой охранник. Игорь предъявил ему удостоверение и, зайдя внутрь, направился к стендам. Сергей последовал за ним.
  -- Не понимаю, чего вас вечером принесло, -- недовольно ворчал охранник.
  -- Дело об убийстве, -- коротко ответил капитан.
  Сергей быстро вспомнил, где находился стенд с Энн Дэвидсон, и указал Игорю в ту сторону. Этот стенд замыкал экспозицию, и находился недалеко от выхода, в полутемном коридоре. Почему-то сейчас он был закрыт покрывалом.
  Игорь без церемоний подошел к стенду и сдернул покрывало. Фото девушки-перебирающей-цветы висело прямо в центре стенда. Совсем таким, каким оно было, когда Сергей увидел его в первый раз. Снова это опущенное книзу лицо с томно прикрытыми глазами. Красивое платье и руки в куче цветов.
  Обоим мужчинам стало страшно. Охранник стоял поодаль и скучающе смотрел на них. Они долго вглядывались в изображение, которого здесь в принципе не должно было быть. Все было тихо. Сергей и Игорь вспомнили, зачем пришли сюда, и решили его снять и уничтожить.
  -- Я должен изъять это фото, -- сказал Игорь и протянул к нему руку.
  -- Э, нет, так не положено, -- заупрямился охранник, резко подошел к стенду и загородил его, встав к нему спиной. - Указаний от начальства не было. Смотрите, если чего надо, а трогать не позволю.
  -- Это фото нужно уничтожить, -- заспорил Игорь, чей инстинкт служителя закона все же не позволял сразу применить силу.-Оно реально представляет опасность!
  -- Что вы несете, какая опасность! - уперся секьюрити, -- чем опасна старая фотка! Что там? - спросил он и взглянул на стенд.-Какая красивая девушка, -- старик явно завыпендривался, показывая свою власть. - Вот бы с такой... -- он ткнул в нее пальцем.
  Игорь и Сергей остолбенели, потому что они увидели то, чего не заметил подслеповатый охранник.
  Они заметили, что глаза девушки открылись, тело пришло в движение. Руки зашевелились в куче цветов и отделились от туловища. Словно в замедленной съемке, правая рука стала увеличиваться в размере, приближаясь к смотрящему. Охранник от изумления открыл рот, и рука показалась из фотографии, оказавшись милой женской ручкой обычного размера, но бледно-синюшного оттенка. Сначала из снимка показалась кисть, потом запястье, потом предплечье, затем вся рука почти до локтя, потом она резко оборвалась, потому что была в этом месте отрезана поездом. Из фотки посыпались мелкие цветы. Рука описала дугу и вцепилась в горло охраннику. Он отчаянно схватился за нее руками и попытался оторвать, но тонкая девичья рука, по-видимому, обладала силой гидравлических клещей. Глаза охранника выпучились, он стал задыхаться, захрустели хрящи гортани. Сергей и Игорь бросились к нему, схватили руку и стали пытаться стянуть ее с шеи старика, но это было непросто. Охранник рухнул на пол. Сергей встал над ним и, приложив отчаянное усилие, смог оторвать руку от его шеи и отбросить в сторону. Игорь отработанным движением выхватил свой служебный "макаров" и сделал несколько выстрелов в фотографию. По изображению пошла легкая рябь, как по экрану телевизора. Вторая рука девушки тоже оторвалась от туловища и, выскочив из фотографии, полетела к нему. Сыщик обученно отскочил назад и выстрелил в нее. Пуля сбила руку вниз, но она снова взлетела. Первая рука, брошенная на пол, проворно подскочила и взлетела в воздух. Сергей схватил охранника, и бросился убегать. Все трое отскочили к дальней стене, Игорь держал двумя руками пистолет, пытаясь прицелиться. Руки летали в воздухе, описывая замысловатые зигзаги.
  -- Смотри! - крикнул Сергей, указав на фотографию.
  Отделившиеся от фото руки девушки летали в воздухе, а изображение самой девушки на фото задвигалось, и стало вылезать наружу. Из рамки вылезла ее голова с длинными волосами, плечи и торс, а потом она вывалилась и упала на пол. Мигом вспомнилось, что ног у ней нет, наружу появилось тело по пояс, за которым тянулось пустое платье. Она стала возиться на полу, руки снизились и приросли к туловищу. Она довольно быстро поползла по полу по направлению к людям. Ее руки то отделялись от тела, то снова становились на место, довольно уверенно помогая телу двигаться. Игорь сделал несколько выстрелов в призрака, обойма закончилась, затвор пистолета отскочил назад. Но пули явно не причинили ей вреда. Она продолжала быстро ползти. Игорь, Сергей и охранник бросились бежать, поминутно оглядываясь на жуткую обрубленную девушку, ползущую за ними. В следующее мгновение люди заметили еще более страшное. Другие посмертные фотографии на стенде тоже пришли в движение. Со зловещим шелестом дети, девушки и молодые люди с семейных снимков и портретов стали появляться из рамок, становиться на пол, принимать свои человеческие размеры и двигаться следом за ползущей по полу верхней половиной Энн Дэвидсон. Трое людей кинулись к выходу, зал был не таким уж большим, расстояние от призраков до них быстро сокращалось. Только вот, на беду, охранник, закрывая за вошедшими дверь, закрыл ее на защелкивающийся замок. Они рванули дверь, но она не открывалась. Сергей попытался повернуть защелку замка, но ее заклинило. Игорь схватил черенок швабры и принялся отмахиваться. Руки летали в воздухе, пытаясь схватить людей за горло. Несколько десятков детей-призраков надвигались на них с явным намерением их убить. Игорю удалось несколько раз отбить руки, они отлетали в сторону, но снова пытались атаковать.
  -- Давай наверх! - крикнул охранник, отмахиваясь своей дубинкой. Они бросились вверх по лестнице запасного выхода. Вся свора призраков устремилась следом за ними. Они забежали на второй этаж и закрыли за собой дверь на засов. В следующий момент дверь заходила ходуном.
  -- Что делать будем? - задыхаясь, спросил Сергей.-Много их, тварей. Особенно руки опасны...
  Следователь вставил в пистолет запасную обойму. Хотя, судя по всему, против призраков пули бессильны.
  Впрочем, соображали люди быстро.
  -- Нужно поджечь здание, -- сказал Игорь. - Если эти твари вырвутся на улицу, дел наделают. Они явно агрессивны...
  -- В подвале газовые и кислородные баллоны лежат, -- подсказал охранник. - На днях ремонт запланировали. Если их поджечь, все здание разнесет...
  -- А выстрела хватит? Должно хватить...-- сказал Игорь.
  Дверь затрещала. Масса мертвецов явно обладала большой силой. Люди бросились к другой лестнице, но отдельные призраки уже пробрались и туда. На Сергея бросилась девочка в белом платье, явно умершая от скарлатины, на лице были видны желтоватые пятна, плохо замаскированные пудрой. Ее руки тоже целили ему в горло, он успел отшвырнуть ее руками в сторону. Охранник дубинкой отбил нападение мальчика в черном костюме. К счастью, большинство мертвецов было детьми и имели небольшой рост, их можно было отбрасывать. Но следующим, кто набросился на охранника, был пожилой джентльмен во фраке с бабочкой. Старик, хотя умер уже пожилым, явно при жизни был силачом. Его руки схватили охранника, тот сильно ударил его дубинкой, но руки держали мертвой хваткой. Игорь отработанным ударом ноги сбросил вниз по лестнице сразу двух подростков, едва не задушивших его. Охранник споткнулся и упал, тело джентльмена волочилось за ним. Сергей с трудом смог оторвать от охранника руки и пинком отбросил тело в сторону.
   Они бросились по дальней лестнице вниз, сзади слышался топот бегущих за ними людей с фотографий. Им удалось вернуться на первый этаж и закрыть за собой дверь с лестницы и завалить ее шкафом, который пришлось опрокинуть. Все они были в ушибах, в порванной одежде. Страха уже не было. Был один кошмар.
  -- Вон дверь в подвал! - хрипло крикнул охранник, и они быстро подбежали к небольшой двери, распахнули ее. Увидели то, что вселяло надежду: у стены стояли рядком несколько газовых и кислородных баллонов, а в дальней стене было окошко, на котором не было решетки. Игорь, привыкший быстро мыслить в экстремальной ситуации, быстро принял решение.
  -- Вылазим по очереди через окошко, а потом я стреляю по газовым баллонам! Главное, при взрыве не погибнуть!
   Повторять не пришлось. Сергей палкой разбил окно и резво вылез через него на улицу. За ним последовали охранник и следователь. Игорь выхватил пистолет, отошел на максимальное расстояние, лег на землю и, прицелившись в баллоны, отчаянно закричал:
  -- Бегом от здания! Дальше, дальше.
  Охранник кинулся бежать, а Сергей вдруг задержался. Следователь выстрелил, и его пуля моментально поразила цель. Но взрыва не произошло, хотя из одного из баллонов потекла струя газа, и в воздухе появился резкий газовый запах. Он стрелял снова и снова, но взрыва не было, хотя пули явно попадали куда следовало.
  Вверху разбилось стекло, и Сергей, взглянув наверх, увидел в окне Энн Дэвидсон (эту девушку он узнает даже на смертном одре). Она высунулась в окно, ее светлые волосы развеял ветер. Из других окон высовывались и другие мертвецы с фотографий. Еще немного - и они вырвутся наружу. Их сдерживали лишь решетки на окнах первого этажа и закрытая массивная входная дверь, но, скорее всего, это ненадолго. Надо было зажечь газ...
  В этот момент Сергей сообразил. Он заметил на другой стене подвала электрощит.
  -- Стреляй в щиток! - крикнул он Игорю.
  Игорь повернул пистолет несколько в сторону и заорал:
  -- А вот теперь точно беги со всей мочи! - и выстрелил. Из щитка посыпались искры, затем в подвале полыхнуло пламя. Этого было достаточно. Он откатился в сторону и закрыл голову руками. От страшного взрыва содрогнулась земля. Из окон здания и подвала вырвался столб огня. Посыпались стекла и обломки. Старинное здание музея в одночасье охватил огонь. Сергей, успевший отбежать на приличное расстояние, увидел, как Игорь с трудом поднялся с земли, одежда его дымилась. Он подбежал к другу и стал ему помогать. Полуоглушенный Игорь с трудом тащил ноги, все еще сжимая в руке разряженный пистолет.
  Когда они подошли к машине, Сергей оглянулся на здание. Ему показалось, что в окнах, из которых вырывалось пламя, корчатся чьи-то силуэты. Может быть, это была лишь игра его воображения, но людей с фотографий пламя не пощадило. Огонь ведь хорошо уничтожает нечисть...
  -- Садись за руль, -- прохрипел Игорь. Он с трудом сел на пассажирское сидение, отдав Сергею ключи.
  Сергей сел за руль "Шеви-Нивы" и включил двигатель. Машина тронулась.
  -- Берегись! - внезапно прохрипел Игорь.
  Сергей не сразу понял, что произошло. В следующее мгновение тонкое боковое стекло автомобиля разлетелось, и в горло ему вцепилась рука Энн Дэвидсон. Видимо, она успела вылететь через окно до взрыва музея...Он отчаянно схватился за горло, пытаясь оторвать от него призрачные пальцы, но они были очень сильными. Нога рефлекторно надавила до упора педаль газа, машина резко понеслась, а руль он выпустил из рук, и машина съехала с дороги, снесла ограждение и скатилась в кювет. К счастью, Игорь успел перехватить руль и нажать обоими ногами на педали, и автомобиль не опрокинулся. Сергей яростно боролся с жуткой конечностью, но он уже остро ощущал нехватку воздуха, в глазах помутнело...Игорь сумел остановить машину, выскочил наружу, открыл водительскую дверцу и схватил душащую руку двумя руками. Применив всю свою немаленькую силу, он все же сумел оторвать ее от горла друга. Рука судорожно сжимала пальцы в воздухе, но продолжала дергаться. Сергей упал на траву возле машины и едва не потерял сознание, но все же сумел вдохнуть воздух в легкие. Игорь быстро открыл багажник, вытащил туристский топорик и принялся рубить холодную руку на земле. Лезвие топора тупо ударялось о холодную руку, не причиняя ей особого вреда. Это была все же не живая плоть.
  -- Огонь! - сообразил Сергей. Он подскочил к багажнику и вытащил запасную канистру с бензином. Игорь кивнул головой, одобряя действия друга. Сергей вытащил из гнезда прикуриватель, облил руку призрака бензином; Игорь отбросил ее подальше. Она упала на землю, отчаянно дергаясь, и Сергей щелкнул прикуривателем. Одной искры хватило, бензин вспыхнул. Друзья смотрели, как отрезанная полтораста лет назад поездом рука корчилась в огне. Но вот яростное, живое пламя все же усмирило ту демоническую силу, которая двигала неживой конечностью. Рука перестала дергаться, и не обуглилась, как это произошло бы с натуральной рукой, а медленно стала таять, словно свечной воск. Игорь и Сергей невольно оглянулись назад, где догорало здание музея и уже слышались пожарные сирены. Они надеялись, что другие призраки, как и сам оригинал фотографии, сгинули в этом пожаре. Рука исчезла, пламя погасло.
  Друзья сидели на траве, с трудом осмысливая произошедшее.
   -- Фотография девять-на-двенадцать, с наивной подписью "на память"...-- вдруг вспомнил Сергей известную песню.
  Обоих друзей охватил гомерический хохот. Они хохотали долго, их истерический смех едва не заглушал шум пожарных машин и рев пламени.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"