Самоваров Александр Владимирович : другие произведения.

Паустовский о гражданской войне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Паустовский о гражданской войне
  
   Когда-то слава Константина Паустовского была велика, его почему-то считали романтиком. Хотя это был профессиональный, с жестким взглядом журналист, который иногда писал сентиментальные романы, а потом вполне интересные повести. Из них самая интересная "Повесть о жизни". И сейчас, перечитывая ее, с удивлением обнаруживаешь, что в условиях советской цензуры, Паустовский говорил, все хотел. Он просто между правдивыми зарисовками ловко вставлял советские штампы, но вполне донес до нас аромат эпохи.
  
   Вот, скажем, белых принято было обвинять в погромах, а между тем, несмотря ни на что, лидеры белого движения никогда до этого не опускались, и даже более того, защищали евреев.
  
   Т.е. какие-то белые солдаты могли мародерничать, но на свой страх и риск. Хотя симпатий к евреям по понятным причинам было мало. Но даже прилюдно эти настроения белым выражать не разрешалось.
  
   Паустовский пишет о Киеве: "Изредка, но подальше от людных улиц, юнкера с накокаиненными глазами, гарцуя на конях, пели свою любимую песенку:
  
   Черные гусары"
   Спасай Россию, бей жидов, -
   Они же комиссары!
  
   Но, тем не менее, порядок в Киеве поддерживался белыми. И вот однажды ночью Паустовский проснулся от странных звуков, они с матерью вскочили, и вскоре поняли, в чем дело.
  
   Белые отступали, дисциплина падала, сил было мало, и на еврейские семьи стали нападать мародеры-малоросы. И в ожидании погромов среди ночи стали выть евреи из одного дома. Потом присоединились прочие. Паустовский пишет: " Я слушал. Кричали Подол, Новое строение, Бессарабка, кричал весь огромный город..." В итоге деникинцы зажгли фонари, в город были высланы отряды, которые защитили евреев.
  
   Паустовский продолжает: "А в газете "Киевлянин" на следующий день известный консерватор Шульгин напечатал статью под заголовком "Пытка страхом". Т.е. один из главных идеологов белого движения, который слыл антисемитом, потребовал защитить евреев.
  
   В одном этом наброске вся разница между белыми и красными, что такое киевская ЧК, и как она расстреливала монархистов по спискам, тот же Шульгин прекрасно знал, и сам потерял в той войне двух сыновей. И тем не менее...
  
   Паустовский пишет, конечно, о белых вообще и Шульгине в частности, хотя это вроде абстрактные размышления: "Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя терять в нее веру". У белых совесть была, о красных мы того же сказать не можем.
  
   Или вот Паустовский пишет о том, кто с кем воевал в гражданскую войну. Я даже протер глаза, не померещилось ли? Паустовский пишет о начале раскола в едином лагере демократов, которые после февраля начали довольно дружно строить новую демократическую Россию, он только не уточняет, что именно большевики начали этот раскол: " С каждым днем речи ораторов на митингах делались определеннее, и вскоре из сумятицы лозунгов и требований начали вырисовываться два лагеря, на которые уже разделилась страна: лагерь большевиков и рабочих и другой лагерь - на первый взгляд прекраснодушных, но бескостных и растерянных людей, лагерь интеллигенции..."
  
   Когда я писал кандидатскую диссертацию о гражданской войне, я был поражен тому, что народ на 95% в этой войне не участвовал! С одной стороны, были маргиналы, уголовники, просто психически больные возглавившие "революционные массы" в столицах и на местах. По убеждениям это были анархисты типа Махно, эсеры типа Антонова, который в своем Тамбове возглавлял милицию. И просто вооруженные селяне, Цапки тех дней.
  
   А у большевиков, которых было всего-то ничего, в Красной Армии числилось в этот период триста тысяч человек, но их них более половины были латыши, венгры, чехи, китайцы и т.д.
  
   Т.е. добровольную готовность защищать большевизм с оружием в руках выразили всего лишь 150 тысяч русских! Из 140 миллионов человек страны!
  
   И с другой стороны, была горсть военных интеллигентов, выходцы из низов генералы Корнилов, Алексеев, Деникин - демократы по убеждениям, они создали белую армию.
  
   Были кадеты, эсеры, социал-демократы. Все эти приват-доценты, учителя, врачи, агрономы пытались бороться, создавали всякие организации, в том числе и подпольные. Они гибли в борьбе, их пытали в подвалах ЧК, просто убивали в подворотнях. Но эти люди, отродясь не носившие оружия, имели мужество бороться с самым страшным злом на земле, бесчеловечным большевизмом.
  
   В то же время, 20 миллионов русских буржуев и богатых мещан попрятались по домам и ждали, когда же победят большевиков. Русская интеллигенция проиграла, была уничтожена, превращена в пыль, и последствия этого мы пожинаем до сих пор.
  
   Паустовский сказал так об этом неучастии народа в тех событиях: "Множество людей плыло по воле событий с одним желанием прожить подольше, чтобы увидеть, как обернется история и к какому берегу прибьет наконец Россию". И именно таким человеком, по его признанию, был и сам Паустовский.
  
   Паустовского в московских событиях ноября-декабря 1917 года большевики чуть не убили за студенческую куртку. Поставили к стенке расстреливать, из дома вышла пожилая женщина, которая его знала и предложила большевикам-зверям расстрелять ее, а не молодого человека, который ни в чем не виноват. Спас будущего писателя случай.
  
   Паустовский, кстати, работая репортером, видел своими глазами Керенского, Милюкова, Ленина и множество других известных фигур.
  
   Паустовский фотографически точно описывает Керенского. В молодости мне казалось, что описывает уничижительно.
  
   Вот Керенский на фронте срывает погоны с солдата, который бежит в тыл и кричит: " Трус! Ступай в тыл! Не мы, а твоя собственная совесть убьет тебя". Он кричал это трагическим голосом, со слезами на глазах, солдаты отворачивались и ругались!"
  
   А ведь это драма! Этот тот самый народ, в который верил Керенский и русская интеллигенция, не хотел подвигов во имя России. И Керенский храбр, безусловно. Он вообще чудом уцелел, не подняли его на штыки, не разорвали на части, как многих комиссаров Временного правительства. А большевики глумились над ним, врали, что он убежал из Зимнего в женском платье.
  
   Русская интеллигенция русскому народу о патриотизме, о долге, о чести, а большевики - взять все и поделить!
  
   Ну и поделили, только неравными частями, себе большевики взяли все, а народу, чтобы с голоду не сдох, и то не всегда.
  
   Вот как чувственно описывает Паустовский, разбитый в 1917 году магазин, описывает, как часть того счастья, которым обладал вдосталь, но не понимал этого, описывает, как человек, наголодавшийся в годы строительства коммунизма в России: " До сих пор помню этот магазин. На проволоке висели, обернутые в серебряную бумагу копченые колбасы. Красные круглые сыры на прилавке были обильно политы хреном... На полу стояли едкие луди уксуса, смешанные с коньяком и ликером. В этих лужах плавали твердые, покрытые рыжеватым налетом белые маринованные грибы..."
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"