Савельев Валерий Александрович : другие произведения.

Изгнание из рая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.

Изгнание из рая

 []
  
   И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.

Здесь простодушное воображение представляет строгого, но заботливого и справедливого Отца, шьющего своим непослушным чадам овчинные тулупы, перед тем как выгнать их из дома на мороз. Но в книге Бытия речь не об этом. Дело в том, что во второй главе говорится о первоначальном человеке и первоначальной земле. Они были созданы ещё до сотворения материального мира.

Пожалуй, главный вопрос книги Бытия - кто создал материальный мир? Кажется, здесь простой ответ - Элохим, Бог. А первоначальный мир был создан Яхве Элохим. Но Бог, ведь, един, значит - эти имена тождественны. Строго говоря, для иудеев и современных христиан такого вопроса вообще не существует. Более того, они даже простодушно полагают, что в первой и второй главах Бытия говорится об одном и том же, только по-разному, хотя это не так.

Однако, в истории христианства были ереси, которые приписывали создание материального мира Сатане. Пожалуй, самая известная из них альбигойская ересь катаров. Масштаб её распространения был таков, что против неё даже организовывались крестовые походы. А после военной победы католиков была создана первая инквизиция. Катаров уничтожили, но будем справедливы - у них была своя логика, и нельзя сказать, что она противоречива.

Рассмотрим обе версии:

В первой версии материальный мир был создан из водного хаоса Элохим, который тождественен Яхве Элохим. Человек был создан по образу Бога, а в версии каббалистов по образу Адама Кадмона, то есть человека первоначального, который ещё не отведал плодов с древа познания добра и зла. Этим своим шестидневным творением Бог вполне удовлетворился, и, если можно так выразиться, был вполне счастлив.

Однако Сатана соблазнил жену Адама Кадмона отведать плодов с древа познания добра и зла, а она уже угостила ими Адама. Так у них открылись глаза, и появилось понятие о нравственности. Но Адам был создан для того, чтобы возделывать и хранить райский сад, а не заниматься отвлечёнными размышлениями как сам Господь Бог, поэтому надо было что-то с ним делать. Тогда Бог принял решение дать Адаму и Еве материальные тела, или, говоря метафорически, одеть их в кожаные одежды и отправить на землю. Ну, а чтобы земля им раем не казалась, Он её ещё и проклял. Так на земле, кстати, уже населённой людьми, созданными по образу то ли Бога, то ли Адама Кадмона и его жены, и которым заповедано было плодиться и размножаться, появились испорченные эталонные образцы человека - Адам и Ева, которые, в свою очередь, тоже не преминули плодиться и размножаться. Собственно, с этого времени история человечества и началась. До этого всё было благостно, но скучно - ничего достойного внимания.

В шестой главе Бытия, по-видимому, говориться о смешанных браках между людьми, созданными Элохим, и потомками Адама и Евы.

Способность различать добро и зло распространилась среди людей как инфекция, но люди слишком часто стали помышлять о злом, и Господь раскаялся, что изгнал Адама и Еву на землю. Надо было применять более радикальные меры, а так - неприятности только усугубились. Тем более, что и всякая плоть извратила свой путь - им было заповедано питаться травой и фруктами, а они уже и друг друга начали есть. Правда, это, очевидно, произошло вследствие проклятия самого Господа Бога.

Ну, а потом был Всемирный потоп; спасение Ноя с семейством. Хотя, потоп всё же был, видимо, не вполне всемирным. Где-то на периферии внимания остались ещё какие-то люди.

По второй версии материальный мир был создан Сатаной, но по эталонным образцам Яхве Элохим. Собственно, такой взгляд на материальный мир обусловлен тем, что признаётся существование некоего первоначального мира более высокого порядка, созданного высшим Богом.

Сатана, поначалу, был вполне удовлетворён своей работой, но потом решил, что для полного счастья ему необходимо завладеть эталонным человеком из первоначального мира. Тогда он просчитал, как это можно сделать, и в результате, Адам и Ева в кожаных одеждах с востока прибыли на землю. Таким образом, идея спасения для них и их потомков заключается в том, чтобы, когда их кожаная одежда окончательно износится, снова вернуться в высший мир. А это непросто.

1P.S. Я иногда публикую свои измышлизмы на других площадках, так как там у меня больше читателей, и, соответственно, комментариев. Вот, один из них: Обе версии неверны и к Христианству никакого отношения не имеют. Читайте Толкования Святых Отцов Церкви, и тогда у Вас не будет каши в голове.

Я такие комментарии не очень-то люблю. Дело в том, что, как мне кажется, любую мысль можно выразить в нескольких предложениях без отсылки куда-либо. Так обычно лучше. Но я признаю, что обе версии, действительно, не исчерпывающи, даже безотносительно с мнением Святых Отцов Церкви. Всё же надо признать, и Святые Отцы Церкви от страха Божьего столько всякой пурги нанесли, что там не столько читать, сколько разгребать надо. Попробую изложить прочитанное в простоте души, не мудрствуя лукаво как в первых двух версиях. Итак:

Боги, а אלהים переводится как именно Боги, а не является именем собственным, из водного хаоса посредством некой сущности ורוח אלהים (Дух Божий) женского рода создали землю, небо, и всё, что на них, в том числе человека - мужчину и женщину отдельно. Изначально Они предполагали создать его по образу Своему и подобию. Но в процессе творения решили, что с подобием, пожалуй, погорячились - хватит с человека и одного только образа Божьего. Тем не менее, Боги благословили человека и заповедали ему плодиться и размножаться, и наполнять землю. Таким образом, они создали смертного человека, потому что не могли не видеть, что земля ограничена, и человек наполнит её всего за несколько поколений, значит, изначально должны были решить эту проблему, если только подошли к делу вполне ответственно.

Тогда же группа Богов, объединённых под именем יהוה, где-то в районе Месопотамской равнины насадила райский сад, а для работы в нём также по образу Своему из праха земного создала ещё одного человека по имени Адам, а позднее из его же плоти соответственного ему помощника женского рода. Однако Адаму Боги плодиться и размножаться не завещали, так как ему были доступны плоды дерева жизни, а райский сад тоже не резиновый.

В раю также было посажено дерево познания добра и зла, но его плоды Боги женщине и Адаму есть запретили, так как это грозило им смертью. Тогда змей сказал женщине, что это блеф, а Боги опасаются только того, что они сами станут подобны Богам. Женщина присмотрелась к плодам повнимательней - плоды, действительно, хороши, стоит попробовать. Потом угостила Адама, и у них открылись глаза. Но много знаний порождает много печалей. От Богов не скрылось, что их запрет был нарушен, а женщина с Адамом не успели добраться до плодов дерева жизни, чтобы получить ещё и бессмертие, и тогда уже полностью стать подобными Богам.

Боги сразу же призвали змея к ответу - оторвали ему лапки-крылышки, чтобы отныне он, гад, ползал на брюхе, прокляли его и отправили на землю за пределы рая. Адама и Еву, правда, проклинать не стали, а только сказали им, что за них теперь и вся земля проклята. Вероятно, проклятье на землю пришло оттого, что на неё отныне был изгнан проклятый змей.

Всё же Адам и Ева были не вполне приспособлены к жизни вне рая, поэтому Боги сделали им кожаную одежду, а после этого их также отправили на землю вслед за змеем. Там уже и они не преминули плодиться и размножаться - личное бессмертие им уже было не доступно. Так на земле началась история человечества.

2P.S. Собственно, изгнание из рая - первообраз изгнания евреев с земли обетованной, где течёт молоко и мёд. Такое впечатление, будто вся жизнь этого странного народа, в целом, - некая религиозная мистерия. Так случилось, что однажды погорелый театр, с востока на запад, отправили на гастроли. И вот, кто-то из невольных зрителей увлёкся постановкой; кого-то тошнит, и он не знает где найти выход; а кто-то даже пытается вникнуть в смысл.

  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"