Сергеев Сергей Кузьмич : другие произведения.

Митрополит Пётр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поборник православия и патриот Польской Короны.

   Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря Симеона, носившего фамилию Могила. Фамилия эта соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке - movila).
  Симеон происходил из молдавского боярского рода Могил, находившегося в родстве с польскими магнатскими родами Потоцких и Вишневецких. Сын Ивана (Ионы) Могилы (1520-1570) и Марии, дочери господаря Молдавии Петра Рареша, младший брат молдавского господаря Иеремии Могилы.
  В 1595 г. гетман великий коронный Ян Замойский во главе польской армии вступил в Молдавию, где посадил на господарский престол польского ставленника Иеремию Могилу. В 1597 году молдавский господарь Иеремия назначил своего младшего брата Симеона сучавским гетманом.
  В 1599 году польское правительство, трансильванский князь Анджей Батори и молдавский господарь Иеремия Могила решили отстранить от власти валашского господаря Михая Храброго (Витязула) и посадить на валашский престол Симеона Могилу. Но Михай Витязул начал военные действия первым. В 1599 году валашский господарь вступил в Трансильванию, разгромил в битве под Сибиу князя Андраша Батори, который во время бегства был убит восставшими секеями. В августе 1600 года Михай Витязул вторгся в Молдавию и оккупировал княжество. Молдавский господарь Иеремия Могила бежал в Хотинский замок, откуда обратился за помощью к Польше. Между тем Михай Храбрый (Витязул) объединил под своей властью Валахию, Трансильванию и Молдавию.
  В 1600 году в Молдавию вновь вступила польская армия под командованием гетмана великого коронного Яна Замойского, который разгромил войска Михая Храброго. Сигизмунд Батори вновь занял княжеский трон Трансильвании, а Иеремия Могила вторично стал господарем Молдавии. Осенью 1600 года Симеон Могила был посажен на господарском престоле в Валахии, где началась гражданская война со сторонниками Михая Храброго. В июле 1601 года после смерти Михая Витязула Симеон Могила был изгнан из Валахии, где господарем стал Раду Щербан. При военной помощи поляков Симеон Могила смог вернуть себе господарский престол в Валахии, но в августе 1602 года был вторично изгнан.
  В 1606 году скончался молдавский господарь Иеремия Могила, назначив своим преемником малолетнего сына Константина. В июле 1606 года Симеон Могила изгнал своего племянника и сам занял молдавский господарский престол. 14 сентября 1607 года Симеон Могила скончался, отравленный Елизаветой, вдовой его брата Иеремии.
  Симеон Могила назначил своим преемником сына Михаила, который вскоре был изгнан двоюродным братом Константином при помощи польских отрядов Самуила Корецкого, Михаила Вишневецкого и Стефана Потоцкого.
  Был женат на трансильванской княжне Маргарите. Дети: Пётр Могила (1596-1647), митрополит Киевский; Моисе Могила (1596-1661), господарь Молдавии (1630-1634); Гавриил Могила (ум. 1635), господарь Валахии (1616, 1618-1620); Михаил Могила (ум. после 1607), господарь Молдавии (1607); Павел Могила и Иван (Иона) Могила.
  
   В те времена в Молдавском княжестве говорили на том же языке, что и нынешние липоване, а наплыв волохов еще не приобрел современные размеры.
  Домашнее образование Петр Могила получил у учителей Львовского православного братства, организованного в 1586 г. для защиты и сохранения православной веры. Львов находился недалеко от молдавских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной помощи. После объявления Брестской унии в Польше и Литве (1596 г.) влияние католичества усилилось также в Молдавии и Валахии.
  Для продолжения образования Петр Могила поступил в Польскую академию в Замостье, а затем обучался в различных учебных заведениях в Голландии и Париже. По возвращении из-за границы Петр Могила не смог обосноваться в родных местах в связи с трудной политической обстановкой, и переехал на польскую Украину, к людям, говорившим на схожем языке. Он часто посещал Киев, сблизился с митрополитом Киевским Иовом (Борецким), с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с митрополитом Иовом окончательно сформировало взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности.
  В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В апреле 1627 г. скончался архимандрит этой обители Захария (Копыстенский), и в том же году братия избрали настоятелем архимандрита Петра (Могилу).
  После смерти митрополита Иова (Борецкого; 1631) на митрополичий престол был возведен епископ Перемышльский и Самборский Исайя (Копинский). Как и его предшественник, он был подлинно народным иерархом. Но вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Патриархом Иерусалимским Феофаном во время его приезда из Москвы на польскую Украину в 1620/21 г. и основания Киевской митрополичьей кафедры, оставался неприемлемым для польского правительства, и православные поневоле должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким Константинопольского патриархата был избран архимандрит Петр (Могила), а митрополит Исайя был лишён сана.
  Польское правительство было вынуждено признать его митрополичье достоинство, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр (Могила) служил в польских войсках и имел военные заслуги. Таким образом, секрет его возвышения - не в каких-либо личных выдающихся качествах, а в личном богатстве и в знатности его рода.
   В 1632 г. после 45 лет царствования умер польский король Сигизмунд III Ваза. На польский престол был избран его сын Владислав IV (в юности 2 года побывший российским царём). Для православных наступило время некоторого облегчения их положения. Большая заслуга в этом принадлежала митрополиту Петру (Могиле), который был выбран депутатом от православных иерархов на сейм, избравший нового короля.
  В грамоте короля Владислава IV, данной 12 марта 1633 г. Петру (Могиле), избранному на митрополичью Киевскую кафедру, было сказано, что король дает ему "митрополию Киевскую и Галицкую над всею Русью в Короне и Великом княжестве Литовском, в унии не будучою, при церкви святой Софии, в Киеве лежачою".
  Местом посвящения Петр (Могила) избрал Львов, а не Киев, чтобы не ставить в трудное положение митрополита Исайю (Копинского), не признанного польскими властями. Что, впрочем, не помешало в последующем его преследовании.
  Вскоре после своего посвящения митрополит Петр (Могила) предпринял новые шаги по защите Православия. Благодаря его настоянию польское правительство признало древние права западнорусской Церкви. С 1635 г. Варшавским сеймом западнорусская Православная Церковь и униатская Церковь в гражданском порядке были признаны как две Церкви, каждая со своей иерархией и со своим особым устройством. Таким образом, польское правительство юридически признало существование Православной Церкви в католическом государстве, и это составляло бесспорную и великую заслугу Петра (Могилы). Он добился юридической санкции на то, что было фактически совершено для защиты и охраны южнорусской Церкви его предшественником - митрополитом Иовом (Борецким).
   Владиславу IV удавалась роль объединителя православного населения не столь давно приобретённых польской короной земель и умиротворителя днепровских черкасов (период "золотого покоя"). Однако вместе со смертью митрополита Петра (Могилы) показной благопристойный покой с грохотом обрушился, и на Правобережье разросся бунт запорожских черкасов во главе с Зиновием (Богданом) Хмельницким, положивший начало 38-летней череде военных действий, что привело к истреблению населения, опустошению земель Правобережья и потере преимущественно северского Левобережья польской Украины. Получилось, что покой держался на единственном поборнике Православия и - одновременно - патриоте Польской Короны.
  
   Напрашивается аналогия с изгнанием президента Януковича в наше время: тут тоже показное терпение потомков северцев лопнуло, и Украина потеряла не только Крым с Донбассом, но и подпала под внешнее управление, уготовившее ей колониальное будущее.
  
   Важным событием в период правления митрополита Петра (Могилы) было основание Киевской Академии. В Киеве уже была школа, существовавшая с конца XVI в. при Братском Богоявленском храме. Но в ней велось только начальное обучение. Между тем иезуиты имели в Киеве коллегию, курс которой был довольно широк и включал как светские, так и богословские науки. Поэтому Петр (Могила), будучи еще архимандритом Киево-Печерской Лавры, устроил в Лавре школу, по методике подобную иезуитской коллегии. Став патриаршим экзархом, архимандрит Петр (Могила) отправил в Константинополь посольство, прося благословения Патриарха Кирилла Лукариса на открытие в Киеве "латинских и польских училищ". Затем он избрал способных к книжному научению монахов и отправил их на свои личные средства для обучения за границу.
  Отправка за границу молодых людей (в числе которых был монах Иннокентий (Гизель), автор первого учебника по русской легендарной истории, так называемого "Синопсиса") была связана с намерением митрополита Петра (Могилы) открыть в Лавре высшую школу отдельно от братской школы и иметь для этого подготовленных наставников.
   Положение Православной Церкви в Польше при митрополите Петре (Могиле) значительно изменилось к лучшему. Софийский кафедральный собор в Киеве с приписанными к нему храмами, Выдубицкий, Михайловский и Пустынно-Николаевский монастыри и другие обители и храмы перешли в ведение православного митрополита, который принимал меры к восстановлению, обновлению и благоукрашению собора, храмов и монастырей. Восстановление запущенного и опустошенного Софийского собора, якобы которым униаты владели 37 лет, началось с 1634 г. и продолжалось около 10 лет. Митрополит Петр (Могила) распорядился освободить из-под слоя земли Десятинную церковь, под развалинами которой были обретены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Поскольку позднейшие раскопки не принесли никаких свидетельств древнего происхождения всех этих строений, то вполне допустимо, что именно в это время и было начато их строительство. Удивительно, что практически все древнерусские киевские храмы "восстановили" при Петре Могиле. Причем восстановили отнюдь не в первозданном виде. На самом же деле - это было не восстановление, и даже не перестройка, а именно строительство.
   Для покрытия расходов митрополит Петр (Могила) обращался в Москву с просьбами о пожертвованиях и прибавлял, что "паче прошений своих" он просит устроить и в Москве такой монастырь, при котором была бы открыта школа, подобная Киевской коллегии, где бы "старцы и братия общежительного Киевского братского монастыря обучали детей греческой и славянской грамоте". Это, как сообщали его современники, было сделано в Москве в 1634 г., а в 1649 г. приближенный царя Алексия Михайловича боярин Феодор Михайлович Ртищев вызвал из Киева ученых иноков Киево-Печерской Лавры, учеников и воспитанников митрополита Петра (Могилы) - иеромонахов Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) - и с их помощью открыл в устроенном им Андреевском монастыре школу для научения московских молодых людей греческому и латинскому языкам.
   Таким образом, деятельность Петра Могилы по усилению церкви греческого обряда дала толчок для начала церковных реформ в Российском царстве. А уже эти реформы - принесли русским людям бедствия и разобщение.
   В 1685 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия. Устроена она была по образцу Киево-Могилянской и явилась центром высшего и среднего духовного образования в России.
   В 1711 году молдавский господарь Дмитрий Кантемир присягает в Яссах на верность России. Молдавские господари всегда ощущали неразрывную связь населения своей земли с ВКЛ, а позже - с Польской Короной и Российским царством. Однако Прутский поход завершился для объединённых русско-молдавских войск полным провалом, а Кантемир переселяется в Россию со своей семьей и придворными и становится одним из приближенных Петра I.
   В 1774 Молдавия попадает под протекторат России. Согласно условиям Бухарестского мира от 1812 года, часть земель между реками Прут и Днестр отходит к России, где их называют Бесарабией. Однако оказалось, что в Бесарабии к тому времени собралось многочисленные старообрядцы, отвергаемые государственной церковью - и от северцев, а заодно и от прочих русских людей, теснимых волохами, в дальнейшем традиционно отмахивались. Церковники - отмахиваются по сию пору. А российские и беларусские власти - тянутся в хвосте у церковников.
   Липоване же - могут радоваться, что их земляк Пётр Могила оставил столь видимый, хотя и неоднозначный след в Истории!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"