Шагманов Руслан Камалетдинович : другие произведения.

Обзор рассказа "Капитан уходит последним"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  После прочтения рассказа "Капитан уходит последним" Марьяны Олейник внезапно захотелось написать подробнейший обзор. И хоть со свободным временем большая проблема, тем не менее полчаса отщипну, уж больно зацепил текст. Для начала необходимо попробовать определить жанр повествования. Сам автор охарактеризовал собственное творение как детектив. Нужно добавить, что я не поклонник данного жанра. Единственное исключение из авторов: Артур Конан Дойл. Его я читаю и, порой, даже перечитываю. Разумеется, истории о Шерлоке Холмсе. Хотя очень уважаю "Десять негритят" Агаты Кристи. Точнее, экранизацию Станислава Говорухина. Кроме тего, у самого была попытка создать текст в жанре детектив. Причем, что интересно, с вкраплениями фантастики. Но это преамбула.
  
  Итак, к делу. Кроме детективной линии, автор добавил линию и фантастическую. Правда, в отличие от автора, я усомнился, что текст фэнтезийний. Простите, но это самая, что есть настоящая научно-фантастическая идея. Эдакое "прогрессорство", придуманное ещё классиками советской фантастики братьями Стругацких. Некое сообщество (по обычаю, тайное, разумеется) внимательно следит за событиями мира и, в случае необходимости, вмешивается в ход событий, если его отдельные члены посчитают, острую необходимость. И, возможно, попытаться исправить ситуацию в лучшую сторону. Надо признать, что идея не вполне оригинальная, буквально месяц назад я участвовал в литературном турнире, где повстречал нечто подобное. Но там не детектив. Но момент вмешательства операторов пристутствовал. В принципе, даже мой рассказ имел некое подобие вмешательства детективов, правда, в несколько иным, более оригинальным способом. Но не будем о личном.
  
  Если честно, не сразу было понятно, кто на самом деле является главным персонажем в тексте. Поначалу фокал произведения состредоточен на одном из таких операторов, следящих за судьбами людей. Мира. Её зацепила будущая гибель небольшой яхты, на которой служил старпомом некий Олег Крутов. Далее фокал переключается именно на его личность. Окей, сказал я себе, будем следить за его судьбой.
  
  И нужно сказать, что старпом попадает в такую гущу событий, что сопережевание за него включается буквально с третьего-четвёртого абзаца. И понимаешь, чтобы спасти этого парня, Мире пришлось попотеть. При этом она уже исчерпала лимит (кстати, эту оговорку встречаю практически во всех рассказах, посвящённых подобным вмешательствам в личное пространство тех, кто является по сути резонёром, способных повлиять на результат коррекции, так что примем за аксиому и не станем на неё обращать особое внимание, хотя в детективах каждая мелочь является существенной, это ещё Шерлок Холмс авторитетно заявлял, так что и нам не след отрицать это) вмешательств. Казалось, на этом рассказ и закончился. Ан нет, девушка, видимо, настолько "прикипела" душой к ведомому объекту, что готова пойти на должностное преступление, но добиться своего - спасти парню жизнь. Благородная цель? Естественно, это любой скажет. Допустим.
  
  Но далее рассказ окунает в ещё больший водоворот страстей, что временами забываешь обо всём, следя исключительно за канвой событий, чутка забывая о главном. Тут, надо признать, автору удалось заставить читателя полностью погрузиться в, так сказать, "химию" рассказа, и переживать за Героя, то радуясь успеху, то огорчаясь неудачам. Но как бы не старался оператор, но старпом всё же попал на борт. Следовательно, изменить ничего не удалось, а стало бы катастрофы не избежать.
  
  И тут текст уже подходит к своей развязке. Фантастика отступила на какое-то время на задний план, и вперёд выдвинулся детектив. Причём, автор взял на вооружение приём вышеупомянутой Агаты Кристи, когда детектив приступает к расшифровке загадки, выявлению всех подозреваемых и отметанию ложных следов. Не стану подробно останавливаться на этом моменте, тут главное не это. К финалу выясняется такое, что читатель только за голову хватается, от всех расскрытых "скелетов в шкафу". Какое-то минимальное объяснение преступных действий можно предоставить только самому капитану, который готов пожертвовать своей жизнью ради своей больной дочери. Но только объяснить. Ни в коем случае оправдать. Впрочем, там никого, кроме Олега, положительного персонажа. Даже жена старпома возжелала отправить на тот свет своего благоверного.
  
  А стало быть финал, где Олег благополучно спасён, хороший и светлый. И Его ожидает счастливое будущее с симпатичным оператором-корректором реальности Мирой. Финал, что называется, хэппиэндный, стало быть, благополучный. Что ещё нужно для лирического текста, посвящённого Их Величествам Вере, Надежде и Любви? Но... Ведь это детектив, и не все нити, как оказалось распутаны невнимательным читателем. Хотя допускаю, что это специально сделано автором, который сидит в это время и, хихикая, потирает ладошки от осознания факта, что ему удалось провести доверчивого читателя.
  
  А теперь я немножко пофулюханю, не в обиду Автору, разумеется, эти выводы, своего рода, шутейные. А что если никто из этих персонажей (капитан, хозяин яхты и прочие) на самом деле не виноваты. Нет, разумеется, они виновны, но не так, как нам это представляется. Помните, я в начале разбора рассказа упомянул о "Десяти негритят", когда настоящее действующее лицо всех преступлений оказывается совсем не тем, на кого думаешь в начале? Так и тут. У меня лично уже к середине рассказа возникли подозрения, что здесь не всё чисто. Да, все перечисленные персонажи виновны. Но виноваты ли они на самом деле? Может, их кто-то подтолкнул к таким мыслям? Кому больше всех нужно было спасти Олега? Причем не столько его жизнь, сколько его статус. Статус женатого? Внимательно следим за рукой, то есть за текстом. Ведь не зря была брошена фраза, что у Миры уже закончился лимит на вмешательство. И меня стали терзать смутные сомнения. А на что она тратила эти лимиты? Не на встречи ли с капитаном, хозяином яхты, его неверной жены и прочее, прочее, прочее. Только ради одной цели, вытащить старпома Олега Крутова не столько из сетей Аида, сколько из сетей Гименея.
  
  ...в синих глазах девушки прыгали чертики, и Олегу на миг показалось, что они настоящие...
  Ведь не зря эта фраза в финале брошена втором. Ох, не зря.
   Пы Сы Просьба Автора не принимать всерьёз мои выводы. Они шутейные. Но... В каждой шутке есть доля... шутки? Или правды?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"