Шауров Эдуард Валерьевич : другие произведения.

Прогнозы. Вы не ждали, мы припёрлись-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов конкурса "Прогнозы"

  Каюсь. Отродясь не писал никаких рецензий. С благоговейной дрожью робко втискиваюсь в ряды зубров, динозавров и акул пера. Переминаясь с ноги на ногу, выкладываю свои скромные заметки. И вовсе это никакие не рецензии, а так частное мнение привередливого читателя, не претендующего (упаси бог) на истину в последней инстанции. Не лез я в пунктуацию и орфографию, записывал себе, по мере прочтения, исключительно свои впечатления с соображениями по поводу сюжета, персонажей и антуража. Вот целое "эсце" и накорябалось.
  Читать, писать и обозревать я начал одновременно, поэтому обозревания получились как раз на те рассказы, которые мне не нужно оценивать, а до третьей группы ещё глаз не дошёл. Не удивляйтесь тому, что обзоры начинаются со второй серии, просто на одногруппников досье готово в полном объёме.
   Прошу уважаемых авторов не обижаться, может, меня где и занесло по малолетству.
  
  
  
  Ескевич Г.
  Ребро Евы
  
  Идея, положенная в основу рассказа, не просто хороша, а очень хороша. Я даже немного позавидовал такой простой и в то же время перспективной задумке. Аж потянуло от неё шикарной социальной антиутопией в стиле Бёрджеса. Я имею в виду проблему катастрофической нехватки мужчин. Но в целом рассказ, по-моему, не дотянул, и сильно не дотянул. Замах на рубль, а удар на копейку. Вопрос поставлен более чем серьёзный, а ответ как в шестом классе: "Мы наклонируем идеальных мужиков и всё будет тип-топ". Слишком просто, оттого скучно.
  Кроме того, имеется множество мелких нелепостей: почему это, по мнению автора, умение говорить зависит от генетики? Если ребёнка не учить языку, то говорить он не сможет, вне зависимости от своих генов. Наличие у ребёнка паранормальных способностей руководительницу проекта почему-то совсем не трогает. Всё это, по крайней мере, нелогично. Выпускать в мир маленького ребёнка, быстренько доведённого в "камере роста" до параметров взрослого, вообще невероятная бессмыслица и непрактичная жестокость.
  Ну и ещё. Клон не может быть "сам по себе клоном". Он клон конкретного человека, генетически этому человеку совершенно аналогичный. А если менять генетику, то правомерно ли называть это существо клоном?
  
  
  Горский И.А.
  База
  
  Рассказ откровенно слабый. Истины, поданные как непреложные, лично у меня вызывают большие сомнения. Некоторые утверждения переворачивают реалии верх ногами. "А если не хочешь тратить деньги на компьютеры...Купил коксу, и ты там где...хм...". На наркотики требуется затрат меньше чем на компьютеры? ...хм.
   "Без них им не выжить. Ибо конфликт - это энергия общества". Позвольте не согласиться. Действие слаженной группы, работающей в одном направлении, эффективней коллектива, конфликтующего по "рабочим моментам".
  "За проявленную инициативу несёшь ответственность, за непроявленную - тоже несёшь ответственность. В двойном размере". Хм два раза.
  Жители станций насчёт убитой метеоритами Земли переживают, но не слишком. Видно, все близкие на Луне. Приказ об эвакуации автономно обеспеченной ресурсами базы, имеющей даже свои "плавсредства"... Ну не знаю... Представьте картинку: у вас сгорел дом в Ростове, и вы срочно шлёте родственникам, живущим на Сахалине телеграмму: "Немедленно вылетайте ко мне в Ростов" (но это, так, личное мнение).
  Выражение "беременная девушка" выглядит немного странно. Планомерный подбор в штат станции некудышных замначальников тоже странен.
  И самое главное! Поздняков, готовый живот покласть на алтарь прогресса, подобранный психологами как идеальный руководитель, совершает поступки достойные оголтелого тирана. Распоряжается судьбой пятисот человек, словно собственной шляпой. Начинает путь к светлому будущему с убийства. И убивает-то легко, играючись. Сомнения этического плана на нуле.
  Хуже всего то, что оптимистичная концовка рассказа подспудно утверждает: "для великой цели хороши любые средства".
  
  
  Белянский П.
  Абонент недоступен
  
  Очень неплохая работа. Местами спорная. Образы могли бы быть поярче, антураж поинтереснее. Общество минимальной приватности и максимального отчуждения, скорее всего, образуется не так. Мода и реклама гораздо эффективнее законодательных актов и наказаний. Хотя это не принципиально. Последняя фраза рассказа вообще покрывает все мелкие недостатки. Замечательная находка!
  
  
  Дронова М.Л.
  Учебная программа
  
  Ничего не понял. Какое отношение имеют виртуальные убийства и реальные отклонения к прогнозам? История, на мой взгляд, получилась скучная, протокольная и не слишком живая.
  
  
  Усачов М.
  Абонент временно
  
  Отлично! Очень понравилось. Работа достойная. Читается легко, на одном дыхании, производит сильное впечатление. Оригинально. Неожиданно. Можно конечно подискутировать об экономической, гуманистической и этической приемлемости индивидуальных капсул на дне океана, но это всё вздор, и абсолютно неважно!
  
  
  Диденко А.
  Генетически модифицированный хомо сапиенс
  
  Рассказ имеет массу положительных сторон. Читать его интересно с первой строчки. Герой не серая аморфная масса, необходимая одному лишь автору, для озвучания гениальных футурологических прогнозов, персонаж живой, а это три четверти успеха произведения. Рассказ наполнен гротеском, иронией. И главное: рассказ оригинален. Но! Есть одно большое НО. Местами приходится протискиваться через какие-то тернии из слов. Местами целые абзацы нужно перечитать два раза, чтобы понять их смысл. Где-то написано легко, а где-то фразы построены или излишне вычурно, или просто неграмотно. Допустим: "...Он приступил к нехитрой школе". К школе нельзя приступить, приступить можно к учёбе.
  "С ними вышагивали дети - мальчик и девочка! - что ни на есть похожие на Джона", "что ни на есть похожие" - так не говорится. Отчего было не написать: очень похожие, как две капли воды похожие?
  "Одновременно с этим, хирургически точно шарахнув по гиперполисам биологическим репертуаром". Как можно шарахнуть репертуаром?
  "Лицо Сэнт-Базила под текстом, расплывшееся в широченной улыбке, взирало на генерала из умозрительной, но заслуженной преисподней". При чём здесь но? Умозрительная и заслуженная не могут выступать в качестве противопоставлений.
  И таких примеров довольно много. Мне кажется: рассказ стоит того, чтобы вы его переписали. Он не потеряет если эпизоды вроде: "...груды чернеющих трупов, в потустороннем порядке вписанные в едва угадываемый под руинами узор города лимонного цвета и созвучные почерневшему небу; само небо, вобравшее копоть тысячи пожаров; алые лужи, покрытые изменчивым и гудящим изумрудом мух; свинцовое содержимое распахнутых черепных коробок; пожелтевшие белки выставленных глаз; радугой на изломе - кости; жирная пыль всех оттенков спелого винограда" написать как-то попроще.
   Это сугубо моё личное мнение, и я полез со своими советами, только потому, что рассказ мне действительно понравился.
  
  
  Волошин В.В.
  Апокалипсис вчера
  
  Неудачная работа. Герои неубедительны, их поступки, по моему мнению, какие-то поверхностно-рефлекторные. Выдуманный слэнг неуклюж. Почему рохители? От слова рахит? Почему скажем, не храдители или радетили (от слов хранить и радеть)? Почему сых (даже боюсь предположить от какого слова), а не сных (от слова сниться)?
  Постоянно упоминаемый апокалипсис тоже туманное понятие.
  Фразы в рассказе построены не лучшим образом. Много грамматических и синтаксических ошибок, опечаток.
  "В маленькой лавке Нуаро купил ананас со вкусом банана, и, ев чешуйчатый фрукт, стал думать о том, что же случилось утром". Извините, автор, но ЕВ не лезет ни в какие ворота.
  
  
  Просвирнов А.Ю.
  Паразиты
  
  Альтернативное будущее тема далеко не новая. Тяжело переплюнуть Аксёнова с его "Островом Крымом" и Дика с его "Человеком в высоком замке" (хотя я понимаю: рассказ это не роман). Надо было б, на мой взгляд, активнее развивать какую-то частную историю. А попала ли Каплан в Ильича или нет, слишком избитый вопрос. Кишечные паразиты вообще притянуты за хвосты.
  Выходит, если они, паразиты между собой договорятся, то нам всем придёт кирдык? Б-р-р :(
  
  
  Ли Ч.
  Рассказ для маргиналов
  
  Смысл названия, как, впрочем, и самого произведения остался для меня загадкой. Рассказ перегружен малофункциональными техническими терминами, читается скучновато. Сюжет, извините меня, автор, слегка высосан из пальца и чрезмерно запутан.
  Читаю рассказ, путаюсь, а сам думаю: уж не становлюсь ли я маргиналом. :)
  
  
  Чернышева Н.С.
  Колыбельная для сына
  
  Не в моём вкусе работа, хотя написано хорошо, явных ляпов нет, впрочем, никакого антуража тоже нет. Во время чтения меня преследовало навязчивое ощущение больничных стен с крашеными панелями. Персонажи неплохие, но как-то всё на поверхности. Смерть близкого человека и самопожертвование слишком сложная тема.
  
  
  Шоларь С.В.
  Не хочу жить вечно
  
  Вроде бы и сделано всё неплохо, антураж хороший, а не зацепило. Неинтересно, и опять КЛОНдайк. Складывается впечатление, что на конкурсе теме клонирования посвящено около трети произведений. Овечка Долли крутится в своей маленькой могилке как пропеллер.
  
  
  Тали Э.
  Сцены из семейной жизни
  
  Идея написания рассказа в виде серии постов понятна. Но, к сожалению, эти спаслания получились серыми, безынтересными. К третьей странице устаёшь искать в скучной обыденщине предполагаемые перлы. Повороты сюжета в основном предсказуемы. Финал вообще поставил меня в тупик. Во-первых, вы описали не гостевой, а скорее виртуальный брак. Во-вторых, получается, что ваша героиня всю жизнь общалась с мужем не по телефону, а телепатически, по, так сказать, выделенной волне. И из вашего рассказа выходит, что постоянное общение, ежечасный обмен мыслями гораздо хуже регулярного секса, или совокупного сидения перед теликом, или совместного толкания в ночном клубе? Позвольте с вами не согласиться. Общение и пересечение интересов двух личностей скорее создадут настоящую привязанность, чем просто проживание супругов в одной квартире с котами и детями.
  Лично я за комплексный подход (пусть и общность душ, и проживание). Но как-то вы слишком однозначно поставили в конце точку.
  
  
  
  Неуймин А.Л.
  Амальгама
  
  Динамично, хорошо читается, немного вязнет на рекламных цитатах. Тяжеловато воспринимаются причинно-следственные связи сюжета (но может так и надо), непонятен предсмертный поступок героя. Цербер что, шесть миллионов людей превратил в Биллов Гейтсов? Добрый он!
  
  
  Серегин Д.Г.
  Убедить святого
  
  Ну, что сказать? Киберпанк как киберпанк. Стреляют, бегают, раскрывают чудовищные преступления...
  А где вершины духа? Где персонажи? Уничтожают население города, чтобы откуда-то ввезти на его место новое население. Потом и этих перебьют, новых привезут. Круговорот веществ в природе :)
  
  
  Минасян Татьяна Сергеевна
  Место выгула
  
  Замечательно! Вот, за что я люблю именно фантастику: взять и поставить всё с ног на голову! Показать мир и людей с такого ракурса, с какого их никто, никогда не рассматривает.
  Прекрасная (в смысле ужасная), неожиданная, идеально сбалансированная вещь. Очень убедительно, испытываешь просто физическое желание дать в морду кому-нибудь из "старцев". Ещё раз, за-ме-ча-тель-но!
  
  
  Almaz
  Сын
  
  Мрачнейшая антиутопия. Написано неплохо, но писать так, чтобы читалось без заиканий, автор просто обязан. Сюжет же мне не понравился. Идея уже встречалась на конкурсе неоднократно и не впечатляет.
  Мир несбалансированный. Не смогут люди существовать в таком милом концлагере долго. Подобный социальный уклад быстро разрушит сам себя. Первое правило следователя: кому это выгодно? Да, никому. Слишком сложно, слишком непопулярно, слишком накладно, слишком жестоко. Принудительная стерилизация проще и гуманнее.
  Можно допустить такую систему, живущую где-то на грани реалий. Что-то вроде нацисткой Германии. Но в произведении нет ощущения катаклизма, напротив, всё как обычно, никто не удивляется и не ужасается. Нет одурачивания, когда общество делится на "добрых граждан" и "врагов народа". Нет виноватых, но есть приговорённые. Лично я не могу представить себе экстремальных мазохистов, которые при таком раскладе заводят детей.
  Детали тоже маловероятны (хотя, я, может, чего недопонял). Главный герой, пережив такую трагедию, идёт работать в это "гестапо"? Запредельно. Он серьёзно рассуждает о спасении одних детей, убивает других детей, и даже гордится тем, что никого из них не насилует перед смертью, а по тексту, вроде, не производит впечатления пробитого на голову. Непонятно, как при наличии электронного маячка у каждого легального человека можно выдать один труп за другой. Непонятно, как будет жить спасённый, если для государства он официально умер. Подделает документы? Так с этого и надо было начинать.
  Недодуманно как-то.
  
  
  Фэйер Алекс
  Мечта среднего класса
  
  Хорошая, весьма оригинальная мысль: банковский кредит под органы. Совершенно в духе системы кредитования. Погодите Алекс, очень может быть, кто-то из будущих финансовых воротил, прочтёт вашу вещь сейчас и реализует её лет через тридцать, если не раньше :)
  В целом рассказ выдержан в едином стиле и написан неплохо. Имеются, правда, косолапости, но специально я не рылся, не по моей это части. Меня интересует общее ощущение, а ощущение от "мечты" хорошее. Только я бы, на вашем месте, не стал садить клерка и Виктора в одну коляску. Это смазывает ощущение несправедливости, тем более, работник компании, вращаясь внутри этой самой компании, должен хотя бы догадываться, где имеются подводные камни. Жену бы я сделал ещё поглупее. Но это так, просто советы со стороны :)
  
  
  Sardukar Wda
  Иллюзорное счастье
  
  Параллельный мир Трада похож на Диптаун Лукьяненко, хотя большие сроки пребывания в виртуальной реальности привносят в рассказ оригинальное звучание: уход от родных и близких, уход от созидательной деятельности, психологические инвалиды вернувшиеся в реальность, игровая наркомания, словом оперативный простор. К сожалению, автор, вы темы не развили и даже не раскрыли уже заявленный контекст в должной мере. Много скучных повторений, текст, напечатанный италиком, на мой взгляд, не несёт полезной нагрузки.
  Может, вещь не так уж и плоха, но меня всегда удручают нереализованные возможности :(
  
  
  Лагунов С.
  Без следа
  
  Долго откладывал рассказ "на потом". Честно говоря, отпугивали первые строчки про демонов. Думал очередные киборговско-пришельческие страсти. Начал читать, понравилось и нравилось первые три страницы. Они действительно написаны живо, легко, правдоподобно и фантастики в них нет ни на грошик. Когда началась фантастика, стиль повествования сделался рваным, появилось ощущение эдакой скачкообразной аффектозности, может, так и задумывалось, но воспринимается тяжеловато. Тенденция, кстати, присущая заметному числу конкурсных рассказов. Пока тематика реалистичная, всё замечательно, как пошли нано, экзо, экстро, клоно, естественность куда-то улетучивается.
  Непонятно, отчего главный герой так упорно старается помереть. Лично мне, допустим, шестидесяти-семидесяти лет мало. Можно допустить, что человеку жить пятьсот лет западло, тогда необходимо объяснить почему. Иначе мотивация остаётся исключительно в голове писателя, а для читателя сплошной туман. Слишком много сил потрачено на прелюдию, чтобы оставить это без объяснений.
  
  
  Проскуряков Д.
  Чёрная чёрная планета
  
  "ПРИМЕЧАНИЕ: слегка формализованный стиль в описании людей, их речи и подача необходимой информации "в лоб" - всё это применяется намеренно, в память об ушедшем в прошлое жанре старой доброй классической НФ".
  "Старой доброй" или плохой? Болею фантастикой с третьего класса школы. Перечитал достаточно НФ из разряда "старой доброй". Смею уверить, ни формализованный стиль в описании людей, ни подача необходимой информации "в лоб" к "старой доброй" отношения не имеют, равно как и то, что намучено у вас на девяти страницах.
  В лучшем случае ваш рассказ - неудачный творческий эксперимент.
  
  
  Титарчук Ф.А.
  301/612
  
  Рассказ имеет массу недостатков и практически не имеет никаких достоинств. Идея трачена молью "матриц" и подана в форме скучной лекции, прочитанной городским психом Љ612 для единственного слушателя, который ведёт себя до крайности пассивно. Кстати, на второй странице вы ошиблись, назвав 612-того 602-ым.
  Текст наполнен фразеологическими казусами, вроде: "...в его взгляде появилось нечто агрессивное, нечто протестное", "Поезд делал крутой поворот, практически градусов под 90, и каким бы плавным он ни был, но всех всё же повело в сторону". Кто был плавным? Поезд? "Всех всё же" - неблагозвучное сочетание, равно как и "искусственно создаваемое состояние", не фраза, а упражнение для улучшения дикции.
  Кроме этого есть ещё и непродуманности вроде спальных районов, удалённых от производства на ощутимые расстояния (пусть бы рабы и жили при заводах, а то вози их туда-сюда). Именем 301-го никто не пользуется (даже он сам), но 612-ый откуда-то это имя знает.
  
  
  Вебер Ф.
  Первая труба к бою
  
  Сюжет неинтересен, персонажи безличностные и скучные, идея несерьёзна. В меру сил стараюсь не обсуждать и не осуждать идеи, пишу о вашей потому, что она претендует на истину. Я сильно сомневаюсь в существовании абсолютной правды для конкретных людей. Правда - понятие относительное, у каждого домушника или карточного шулера тоже есть своя правда и своё понятие о справедливости. Кроме того, люди, как правило, правдой вообще не интересуются. Жареные факты другое дело. Человек, серьёзно разбирающийся в сети, как в средстве массовой информации, должен понимать, что никакой панацеи в ней не содержится, а посему ваш герой (при серьёзном рассмотрении) выглядит не светлым бунтарём, а инфантильным подростком.
  
  
  Галь М.
  Последняя ласточка
  
  Вот такую фантастику я люблю! Яркая, оригинальная с самых первых строчек, не топающая по проторенной дороге, не бубнящая упорно про клонов с нанитами, стильная, настоящая, идущая по своей индивидуальной тропинке. Мир живёт, движется, люди дышат, антураж выше всяческих похвал.
  Очень человечный рассказ, но очень маленький! :)
  
  
  Вейдер Д.В.
  Иллюстратор реальности
  
  Читал, читал, мучался, кое-как дочитал. Из прочитанного понял, что автор очень не любит "Дом-2", Перину Пуховицкую с Педросяном и Бритни Спирс впридачу. Насчёт Рамштайна с Айрон Мэйден ничего не ясно, то ли любит, то ли нет.
  На фига нужен этот иллюстратор? Что за инопланетяне с норвежскими фамилиями типа Тронсон? Кто такой Янчковский? Глаза на лоб лезут, и разбираться скучно, скучно следить за умными и неудобочитаемыми беседами картонных персонажей.
  Чтобы писать хорошие вещи, одних навороченных идей мало :(
  
  
  Выворотень
  О величии нации
  
  "Собака оглянулась и жалобно заскулила:
  - Мне. Мне. Я голодная. Мне."
  Говорящие собаки это хорошо, но это едва ли не единственная достопримечательность вашего Титана. А ведь Титан другая планета, там сила тяжести в два с половиной раза меньше, чем у нас. Там девяностокилограммовый мужик будет весить тридцать пять кг (это я к тому, что они у вас мешками валятся на землю от усталости). Чорт с ней, с землёй, "свалились на титан" говорить неудобно, а как быть с плотной метановой атмосферой? Атмосфера - это уже факт.
  Кстати, для чего вы к собакам крылья приделали? Говорящие собаки ещё туда-сюда, но недоразвитые крылья уже попахивают недоразвитой символистикой (это просто так, мнение).
  Весь рассказ, вроде как пронизан то ли юмором, то ли сатирой. Юмор несмешной, сатира непонятно на что. К тому же написано... не то что коряво, но местами глаз цепляется за явные ляпы: "Джо внезапно и до обидного почувствовал себя бессовестно разыгранной пешкой". Нельзя почувствовать себя "до обидного", это не по-"рюсску", пешка не может быть бессовестно разыграна, разыгрывается партия, гамбит, или может дело было первого апреля? :)
  "Ломанного", кстати, пишется с одной н.
  "...оставив на полу значительное белое пятно..." - очень значительное пятно.
  "...сумел сдержать наступающие слезы" - в смысле, организовал оборону?
  "...оформить пластическую операцию..." - оформить можно кредит или комнату, или документы, но не операцию.
  "Василий Савельевич сгруппировался и закинул ноги на стол" - с удивлением представляю себе эту сложную процедуру.
  "Однако после серии покушений и терактов, проведенных группировкой "Хапцабе" и направленных против нее, Координации дискредитировала себя непопулярными действиями и вскоре под давлением общественности была вынуждена прекратить свое существование" - фраза лишена всякого смысла.
  Вы так перегрузили множество предложений, что из них напрочь исчезла согласованность. И что самое ужасное: именно с такого несогласованного абзаца рассказ и начинается.
  
  
  Фортунская С.
  История болезни
  
  Хорошая работа. Мир продуман детально и интересно. Превращение Парижа или Москвы в районы титанического города очень удачный штрих.
  С вероятностью подобного антиэмоцианального развития общества лично я не согласен. На мой взгляд, постулат о том, что эмоции мешают восприятию информации, полная ерунда. Как раз эмоции и дают самую целостную и реальную информационную картину, причём в самом быстром режиме. Как правило, стоит прочитать несколько страниц книги, чтобы понять нравится она тебе или нет. Причём, вовсе не факт, что книга плоха, просто она к тебе не подходит, или ты к ней, или рано ещё, или наоборот поздно. Но информация, согласитесь, доходит очень быстро. Поэтому, мне кажется нереальным широкомасштабный отказ от эмоций. Огрубление, упрощение - да! Но не отказ.
  Впрочем, кто его знает, чего там будет через четыреста лет. А рассказ получился очень красивый, и очень романтичный.
  
  
  Экспев Т.
  Повседневные заботы
  
  С самой первой страницы рассказ вводит читателя в совершенно удивительный мир, где ничего не понятно. Нет, я вроде не глупый человек и с образованием порядок, читаю Дика - всё понимаю, Бестера читаю - всё понимаю, Нила Стивенсона - тоже понимаю, даже Пелевин, и тот понятен, даже (страшно сказать) Кафку понимаю процентов на восемьдесят. У вас же, автор, сплошные дебри. Начинаешь ощущать себя имбецилом.
  Запутывание начинается с двух Алексеев на первой странице. Ход, несомненно, оригинален, но разделения на Лёху и Алексея явно недостаточно. По ходу повествования путаница всё возрастает, смешиваясь с абсурдом, на последней странице достигает апогея, и в этом апогее зависает. Словом, без окошек, без дверей полна горница забот.
  Проще надо быть, уважаемый автор, и люди к вам потянутся :)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"