Шеркин Роман Семёнович : другие произведения.

Я в Израиле 25

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    последний завод. на сегодня.

  "Адлер - Фрид"
  -----------------------
  Звонок застал меня, когда я прошёл сквер и вышел на площадку перед зданием Театра. Жарко, душно. Сегодня с утра в движении, по конторкам, насчёт работы. Сейчас отдохну, первым делом - душ, потом перекусить и в кресло - скачал в интернете накануне комедию новую. Уже видно окно дома и ждущий меня там Бен Романович. Голос мой услышал, хвост распушил, лапами на сетку, пасть разевает - мявкает, мол, сколько можно ждать?
  -- да!
  -- это коахадам "Мацлиах". Ты свободен сейчас? Есть работа. Запиши номер, позвони туда, я уже предупредила их. Потом к нам.
  -- договорились.
  
   В этот раз у меня длинный перерыв между работами, тринадцать месяцев. .
  И вот, пожалуйста, всё, что надо сделано - звонки хозяину, в коахадам, еду на первый разговор.
  Промышленная зона Кирьят Бьялик. Завод "Адлер - Фрид". Ещё найти бы, где он. В этом районе у меня за спиной мест восемь, где работал. И каждый раз одна и та же история - ходишь, ищешь. Расположение улиц и нумерация домов - это бред больного человека. И никто же не знает соседних улиц, чтобы объяснить - где и что. Это то понятно, начав работать, туристом тут ходить не будешь.. Две центральных и с десяток поперечных мне знакомы. И всё. А их тут....чёрт знает сколько.
  Может, это болезни роста, роста мест промзон не по плану застройки? Нет. Так же много раз сталкивался с подобным и в городах. Что за дикий, непонятный порядок и названий и нумераций. Восток, дело тонкое? Нет! "Восток - мудрецы!" - в прошлом. Восток - идиот на идиоте сидит и идиотом погоняет. И я такой же. Гм. Гм. Иногда. Никакой логики, ни в чём.
  Да нет, просто (что бывает просто?) страна маленькая, как в зеркальце, отражение большого мира, всякое и то, что повсюду. Тут только виднее именно из-за малости.
  Заинтересовался как то объяснением этого, нашёл в интернете статью интересную о названиях улиц и нумерации в Израиле. Понял, обычное дело. Понравилось, как автор одной статьи сказал: "....это не бардак, нет, это - Бардак!".
  Вот и сейчас. Как объяснили, до бензозаправки, край района, от перекрёстка метров сто, пожарная часть, вот адрес, нет, не знаю такой улицы.
  Всё как всегда. Иди в обратную сторону от того, как объяснили, может, попадёшь в нужное место.
  Точно! Нашёл. Через час поиска. Край района, да, только противоположный тому, где начал искать. Бензозаправка имеется, пожарная часть. А улица, гм, это от неё начинается промзона, я же ранее работал в глубине района.
  Ого, здание симпатичное. Рядом дорога, посередине аллея с лавочками, зелень, травка, большие деревья, магазинчики. Глазу приятно. Что внутри, это сейчас увижу.
  Выглядит всё серьёзно. С улицы внутрь и сразу - мир кондиционера, прохладно, свежо. Воздух - дышишь, что водичку пьёшь. Хорошо, можно жить.
  То, что при входе в помещение видишь блеск, фотографии, стол секретарши в бумагах, выставку за стеклом изделий завода - это ни о чём не говорит. Почти все заводики у входа - прямо таки музейная выставка, галереи картин, образец достатка и порядка,
   УЧРЕЖДЕНИЯ, это - норма, "свадебная деревенька". Бывало, перейдёшь в помещение производственное, точно из дня в ночь.
   Участки, цех, инструмент и станки - это для меня больший интерес, там - как минимум, половина жизни.
  А с людьми уж в процессе.....
  
  Хозяин - седой местами, где на голове ещё осталась растительность, круглое лицо, бодрячок, полный, высокий, широкие кисти рук
  -- как думаешь, сколько мне?
  -- двадцать.
  -- нет, ну серьёзно?!!!
  -- двадцать пять!
  -- шестьдесят семь!
  Он хозяйствует уже лет сорок. Завод ему от отца достался. Во время последней войны потолок пробила и разорвалась внутри ракета "касам". На стене висит фотография цеха, с рваной дырой в потолке, разрушениями внутри помещения. Случилось это в субботний день. Никого не было, обошлось без жертв.
  Работает тринадцать человек, одна женщина на пол ставки, ещё секретарша и сам хозяин. Пять станков СНС фрезерных, четыре больших токарных СНС, конвенциональных фрезерных четыре, три токарных, плоскошлифовальный, сверлильные станки, автоматические пилы две, пара вибробункеров. Участок ОТК, кладовые деталей, материалов. В кладовке из скрученных шлангов большого пылесоса, метр высоты, выглядывают настороженно глазами бусинками котята, у ворот дымчатая и белая кошки.
   Само помещение не маленькое, высокие потолки, большие ворота, освещение хорошее.
  Как при таком хозяине это всё сохранилось и действует? Каком "таком"? Расскажу, позже. Да, редко что бывает однозначно.
  
  Боря работает фрезеровщиком. И слесарем. И шлифовщиком. И человеком "на все руки мастер". Добродушный, спокойный. На заводе уже три года. Хозяин без него просто таки не может жить. Когда Ари кричит, Боря молчит и кивает головой. Не только потому, что плохо знает иврит. Нет. У него семья - жена, дети. Дом в пяти минутах ходу от работы. Он моложе меня, но мне не стыдно спрашивать у него мнения, совета, того, что касается работы. Потому, что он знает и умеет очень многое, зачастую того, чего не знаю я. Отвечает спокойно, понятно, надо показать - покажет. Однако, платит ему хозяин меньше, кричит чаще, хотя работы Боря делает много и разной. И такой, с которой, я это вижу, другим было бы сложно весьма. Он из Чимкента, Киргизия? Или Казахстан? Работал слесарем, мастером, имел дело с драгоценными металлами, приспособлениями, ремонтом станков. Одним словом - умелец, "Левша". Рассказывал, как то принесли ему чертежи пистолета, который он и изготовил. А рядом, всё время работы, находился офицер-чекист. Это был сувенир для секретаря горкома партии, который впоследствии стал президентом республики. Боря работал и как то спросил офицера:
  -- чертежи потом заберёте?
  -- конечно.
  -- так я же запомнил всё, потом могу сделать по памяти ещё один. И что тогда?
  -- а что потом, Нам (!!!!) без разницы. Главное, сейчас.
  -- хоть пострелять из него можно будет попробовать? Интересно же, как получился.
  -- а вот это уже без тебя. Что то будет плохо с пистолетом, вот тогда ещё раз и увидимся!
  
  Народ на заводе хороший. В первую очередь Борис, он рядом. И все остальные ребята. Надо меритель найти, получить ответ на вопрос, помощь в поиске материала или инструмента - пожалуйста. Останавливают свою работу, ответят, не поленятся пойти и показать, что и где, помочь, не доказывают, кто выше, кто ниже, не учат жить и работать. Редкая однородность такого человечного поведения для группы людей в производстве.
  
  Зажал деталь в станке и замер. За станком, по проходу, шагали двое. В ногу, весело, с брёвнышком на плечах. За ними ещё одна такая же пара. Весело, в ногу, с брёвнышком.
  В памяти всплыла картина, виденная часто в детстве. Человек в пиджачке и кепке и рабочий в холщовой рубашке, подпоясанный верёвочкой несут брёвнышко. Субботник. "Великий почин". Владимир Ильич, Ленин который, на мероприятии.
  А тут то что? В Израиле? Картина - один к одному. Только что кепочки ни у кого не видно. Нет, бывают общественные порывы - уберём прибрежную полосу! Очистим море! Но здесь же завод?
  А, брёвнышко то железное, ребята разгружают привезённый материал. Надо бы помочь. Ага, вот и Боря с рукавицами, мне помахал. . Поможем! Все "на фронт"!
  
  Дима, токарь, признался - на нового человека делают ставки. На тебя ставили, что не больше двух недель выдержишь. А ты уже почти месяц работаешь. Были тут такие, что не больше двух - трёх дней крики Ари выносили.
  Да что это такое? Уже в третий раз сталкиваюсь с подобным, ставками на нового человека. Дааааа, развлекается народ, как может.
  
  Алла работала в ОТК два года. А на мой второй день перед обедом вижу, обходит ребят, что то говорит. Подошла к Боре, потом, проходя мимо меня:
  -- всего хорошего.
  -- спасибо.
  Она ушла. Я у Бори спрашиваю:
  -- Что это она так?
  -- Всё. Закончила работать тут.
  Наташа, приходит на пол дня, убрать в цеху, помочь зачищать детали. Сейчас она сидит у стола, рядом с моим станком, подвинув увеличительное стекло на кронштейне, специальным приспособлением , типа, как у зубных врачей бормашина, работает внутри круглой детали. Объяснила:
  -- Алла ответила что то Рувену. Тот сказал Ари. Ари на неё в крик. Ей это надоело и вот, результат.
  
  Привезли детали. Поддон с ними поставили в углу, я беру по одной и на станок. Детали , большие блестящие цилиндры, не очень то и тяжёлые. Но их много. Да и на станке ворочать приходится. Пока установлю в делительную головку, поджать центром, выставиться, руки начинает уставать. Знаю, это в начале так. Перерыв в работе был большой. Потом втянусь, обвыкну.
  Главное, не ошибиться при повороте детали на нужное число градусов. Первую деталь проверили в ОТК, всё хорошо, могу продолжать.
  
  Я ещё и земледелец. Дома посадил в горшок с землёй траву. Это для кота, для Бениамина Романовича. Трава вырастет, будет он её кушать - витаминчики, дело нужное. Засёк время. На восьмой день появились робкие первые ростки. Изящные, тонкие, маленькие. А на десятый трава поднялась, зазеленела. Бенька каждый день проверяет, готова ли - пробует на вкус и на коготь лапой. Я пытаюсь ему объяснить, потерпи. Подожди. А он мне, бандит:
  -- отвянь от меня, ты ничего не понимаешь. Возьми бутыль с водой и полей. Хоть на что то сгодишься.
  
  Боря принёс в коробке детали. Кронштейны - переплетение полочек, уголков, выступов.
  -- это срочно. Будешь делать?
  -- конечно.
  -- идём, покажу в шкафу, там приспособление и дисковые фрезы с оправками.
  -- детали то кривые, на плоскости стоят только тремя ножками, чётвёртая висит в воздухе.
  -- да, так их делают на СНС. А мы исправляем. Первую сделаешь, закинь её Рувену, на контроль.
  
  Наташа принесла кружку с кофе. И накрыла её красной крышечкой от банки несскафе. Крышечка точно легла на края. Смотрю, на столе у Бори так же - кружка, накрытая крышечкой. Он заметил мой взгляд
  -- это наше изобретение. Крышечка по диаметру точно закрывает кружку и туда не попадает пыль, стружка.
  -- запатентовали?
  -- оформляем документы.
  
   В комнате ОТК (отдел технического контроля) разобрали стену. Привезли новую машину для измерения деталей. Установили. Она вся обвёрнута целлофаном. И вот стоит эта машина месяц. Два. Третий пошёл. В конце третьего началось опять движение возле неё. Теперь разбирают потолок. Будут делать его выше. Во время работы машине нужно пространство, сразу это не учли.
  
  Я сделал деталь. Она лежит на ладони, я её с трудом могу рассмотреть - может, мне в ювелиры пойти? Нет, рано. Хорошо, что Дима выточил пять заготовочек. Получилось у меня только две. Нужна деталь одна. Полтора дня делал приспособление, для её изготовления.
  Нет, не пойду в ювелиры.
  
  Боря работает без тисков. Чтобы деталь не поцарапалась, подложил под неё на стол станка листик из журнала. Издали видно, на листе изображения различных цветов, краски яркие, сочные. Я подошёл ближе. Ай да Боря. По центру листа девушка демонстрирует купальник, стоя возле мотоцикла. По углам демонстрирует себя, и без мотоцикла, и без купальника.....
  -- как тебе работается, Боря? Не отвлекает?
  -- да нет. Ничего же нового.....
  
  Женя, программист, проработал на заводе десять лет. Не вижу его несколько дней. Спросил, где он, услышал в ответ:
  -- рассорился с Ари. Уволен
  
  Сижу за столом. Зачищаю пластиковые детали, часа два потратил, пока приспособился и наловчился нужным движениям. Боря то показал и объяснил, но надо и самому почувствовать направление пальцами. Перед тем на станке три дня занимался отверстиями в них. Подходит Ари:
  -- что ты делаешь? Что, на станок нет работы?
  -- есть. Но детали эти сдать надо. А тут заусенцы.
  - оставь. Наташа этим займётся. Я тебе плачу за работу на станке.
  
  Через два дня. Приносит ящик с другими деталями. Я работаю, стружка во все стороны. Ари ставит ящик на стол.
  -- потом закончишь, выключай станок. Вот, зачисти. Мне надо сорок штук.
  -- пять минут мне ещё надо тут .
  -- нет. Прекращай сейчас.
  -- хорошо.
  
  Зашёл на заготовительный участок. Стеллажи с различными материалами и заготовками, автопилы две, вибробункеры.
  Большой, мне по плечи, пылесос. Из скрученных на крышке шлангов на меня не смотрят бусинками глаз трое котят, которых там заметил в первые дни. Они устроились теперь в дальнем углу на ящиках. Хорошо устроились, удобно и спокойно им там.
  
   По проходу плывет, как по ниточке, на шпильках, затянутая в облегающий костюмчик тигровой окраски, дама. За ней, пронзая воздух, взгляды. У выхода из цеха она всё таки споткнулась. Видно, взгляды достали. И уже не царица, а обиженная жизнью женщина.
  
  Дима из Ташкента. Он - токарь. Надо выточить приспособление, деталь, вместо испорченной, как можно скорее, чтобы успеть до прихода хозяина - пожалуйста. Выточит, поможет. В конце дня попросил помочь ему затащить кондиционер на крышу дома. Живёт он в десяти минутах пешком от завода. Ещё двое, Дед и Саша, мой земляк, подъедут на машине. А мы втроём, я, Дима и велосипед, на работу на велосипеде удобно, и на обед домой тоже, идём по улочкам, поворачиваем, раз, другой. Мимо зелёного сквера, магазинчиков в переулочках, по тихим, спокойным дворикам. Вот и дом его.
  -- подожди. Позвоню жене и дочкам, чтобы оделись. Жарко, так они ходят там без ничего.
  -- сколько ты уже в стране?
  -- восемь лет.
  -- как же так. Восемь лет без мазгана (кондиционер), плюс, к жаре ведь привычен, из Ташкента же. Теперь то что иначе?
  -- ну, видно восемь лет нам понадобилось, чтоб и физически обизраилиться. Теперь нам жарко.
  Кондиционер в большой коробке в его квартире. Она на четвёртом, последнем этаже. Я и Дима поднялись на крышу, спустили верёвки. Дед и Саша с балкона подстраховывают, толкая, пока возможно, коробку снизу.
  Затащили. Стоим, надо отдышаться.
  -- когда спецы придут, всю систему устанавливать?
  -- да вот, через час обещали.
  Вниз смотреть неуютно. Вроде, что такое дом в четыре этажа? А кажется, что очень очень высоко.
  Зато вдаль сверху виден, такое ощущение, весь мир. Крыши, дома, дороги, леса, поля. В дымке Хайфа. Красота! Простор!
  
  Велосипед Дима оставлял, на время работы, в открытом закутке, возле здания завода. Снаружи ограда. Но, видно, углядели. И украли велосипед. Обидно. Не столько за предмет, сколько за сам факт такого события.
  
  Неудачно шагнул, широко. Штаны рабочие порвались между ног. У Бори нашлась иголка с нитками. Сел за стол, не снимая , шью. Очень внимательно. Чтобы не зацепить иголкой то, что под штанами, нитку оторвал длинную, руку отвожу широко в сторону. Сзади кто то подошёл. Остановился. Слышу голос Наташи:
  -- что то зашиваешь? Сказал бы, помогла.
  Она обошла меня, увидела, что и как шью.
  - О!!! Нет, нет, это ты сам. Смотри, осторожнее. Если что, перевяжем....поможем...
  
  Дед, (Николай, но все зовут его - Дед), ему за шестьдесят. Седой, белые шикарные усы. Работает на токарном программном. Спрашиваю:
  -- Ари и на тебя кричит? И как ты с этим справляешься?
  -- мало того, что кричит. У него же при этом привычка, что то бросать, на землю. Он кричит, берёт деталюшки и бросает. А я коробочку
   подставляю, и тоже бросаю. Он деталь, я деталь. В коробочку.
  -- и не жалко ему деталей?
  -- новые же сделаю....
  
  Провожу опрос, кто, как справляется с криком хозяина. Он же "взрывается" без причины, зачастую. Иногда, прицепившись к мелочи. Единственный человек, на кого не кричит Ари, это Алекс. С ним я знаком. Когда то, лет двенадцать назад, вместе работали на судостроительном "Маспинот исраель". Здесь он уже лет десять. На большом токарном СНС работает.
  --- и как ты добился, что не кричит на тебя?
  -- он пробовал. Начал орать. Кидать на пол инструмент. Так я схватил деталь и в него запустил. Ты же видищь, какие у меня детали.
   Большие, сложные, много работы в них вложено. Он увернулся. Но с тех пор на меня ни ни....
  Рувен, старший в ОТК:
  -- представь себе, что это ветер. И пропускай всё мимо ушей....
  Дима:
  -- вот подумай, собака лает...дальше понятно всё.... Не отвечай ему. Молчи. И делай затем всё по своему. А то, что кидает ...я раз в ответ деталь в стенку запустил, готовую. Помогло. Не очень надолго, правда....
  Ави, оператор на фрезерном СНС:
  -- всех нас когда то не станет. А ему, пусть будет здоров, но уже не мало лет. Всё пройдёт....
  Боря:
  -- не возражай ему, отойдёт, продолжай то же самое. Или сделай, как он скажет. Сначала. Успеешь не испортить, делай по своему. А он
   уже забудет.
  Наташа:
  -- а я с ним ругаюсь. Грожу, что уйду. Письмо о увольнении требую.
  -- и сколько уже времени грозишься?
  -- лет десять. Я же одна сына ращу. Ещё подрабатываю уборкой по адресам.
  Саша, мой земляк, на малом токарном СНС, начал работать тут недавно:
  -- у меня жена так же, как он, может без причины в крик. Опыт есть, как воспринимать.
  Саша выдержал месяц. Плюнул и ушёл. Через неделю вернулся. Ари ему звонил. Ребята мне объяснили. Иногда, у хозяина что то стукает в голову, он звонит уволенному или ушедшему, просит вернуться.
   Было несколько лет такое, что он довёл всех. И все ушли. (очень редкое явление. Чтобы все). Неделю - тишина. Потом вернул всех, увеличил зарплату.
  
  Саша работает на СНС, оператором. Полный, в глазах усмешка. Когда руки свободны от инструмента, в них пелефон с закачанной в память книгой. Читает. Экран чуть меньше ладони. Я пробовал с него читать, да, можно, но надо привыкнуть. Его все зовут не по имени, а Толстым. Часто остаётся работать до восьми вечера.
  Я тоже задерживаюсь иногда.
  Обернулся, он кушает за столом неподалёку от моего станка. Я закурил, он морщится. Потушил сигарету, подождал, пока закончит.
  -- Что такое? Заметил, тебе запах табака мешает?
  -- да.
  -- не куришь?
  -- курил. Бросил.
  -- давно?
  -- уже месяцев восемь.
  -- а как бросил?
  -- да целый год готовился к такому. Мешать стало, кашель, дышать тяжело.
  Хм, год готовился и бросил. Я задумался. На такой подвиг не способен. Конечно, хорошо бы, но всему своё время.
  
  Деталь, состоящая из четырёх цилиндров, идущих последовательно с увеличением диаметров и не на одной оси. Такие формы ещё называют эксцентриками. А мне надо делать отверстие, перпендикулярное плоскости, в которой находятся эти оси. Да-а-а....что же придумать? Придумал! Сообразил! Зажал в тисках два кирпичика из алюминия, проложив между ними тонкую полоску, сверху вниз сделал глухие отверстия диаметра того же, что и в детали, от большего к меньшему. Каждое отверстие смещал на размер, указанный в чертеже. Готово! Достал из тисков, почистил. Сама деталь теперь может поместиться в этих "кирпичиках" только расположив оси цилиндров в той плоскости, что задана в приспособлении. Вот сейчас сделать отверстия в нужном месте - без проблем.
  
  Первые месяцы зарплату я должен получать в коахадаме. Звоню. Они задерживают. Обещают. Злюсь. Нервничаю. Но работаю. В какой то момент о проблеме рассказываю Ари. Обещает позвонить, уладить. Но при этом укол:
  -- я же предлагал тебе, оформим так, будто напрямую ты тут, без коахадама.
  -- а я ответил, это обман и на него не пойду. Не хочу.
  Положение не меняется. Денег не вижу. Предупреждаю, заканчиваю работу, уезжаю в Хайфу. Прихожу в конторку коахадама. Обещают.
  Возвращаюсь, работаю. Секретарша хозяина подходит, расспрашивает. И тоже обещает всё уладить.
  Однако, вся эта история длится ещё с пол месяца. Деньги получил, но нервов ушло немало. И обещания хозяина и его секретарши оказались всего лишь пустым сотрясением воздуха.
  
  Вспомнился забавный рассказ о секретарше. Ей понадобилась какая то деталюшка в домашнее хозяйство. Местные, обычно, покупают, при необходимости. А тут она попросила Диму выточить деталь. Хорошо. Но он её научил двум словам, которые она должна была произнести по селектору - громкой связи, в цеху динамики стоят, в тот момент, когда увидит через стекло, стол её у входа на завод, что приехал хозяин. Это же всё без его ведома. Деталь - мелочь. А вот просить, сама просьба - нечто большее. Она слова заучила хорошо. И вот все работают, Дима у себя точит ей деталь, и вдруг, на весь цех, перекрывая шум станков, из динамиков под потолком:
  -- Полундра, атас!! Полундра, атас!!
  Хохоту было! Ребята рассказывали, даже станки смеялись.
  
  В городе иногда встречаю знакомых, с кем работал на заводиках. Как только на вопрос, где я сейчас, отвечаю, они расцветают улыбками радости. Оказывается, Ари известная личность, а радость на лицах от того, что он для них в прошлом?
  У одного он пелефон бросил на пол, при другом контролёр чуть не в драку с Ари, третий только смеялся, услышав имя, но рассказывать того, что было, отказывался.
  А ведь Ари так похож на нормального, и как же завод столько лет действует, да и всё таки вон же есть люди, которые смогли там зацепится и работают уже не один год. Неужели я, с таким большим опытом многих мест, многих хозяев, не справлюсь с этой проблемой, по имени Ари Адлер?
  Ну, коль смотреть более широко, сколько людей, столько и вариантов. Вот на группах АА видно хорошо, кто то может, а кто то....увы.
  Время покажет, ху из ху, кто есть кто и кто - ху..., а кто - не ху....
  
  Вечером возвращаюсь домой. У Театра огни прожекторов, фонарей, народу иного. Фестиваль Книги. Столы, заваленные журналами, книгами, люди переходят от одного к другому. Несколько сцен. На одной, молодая симпатичная девушка поёт "Аве Мария" под гитару.
  Я остановился, заслушался. Чистый голосок, гитарные переборы. Рядом со сценой парнишка, пальцы бегают по клавишам.
  Над всеми звёздное небо, в стороне тёмный сквер.
  Открыл дверь, не успел шагнуть, как Бешка, потягиваясь и пушистым хвостом из стороны в сторону, уставился на меня своими глазищами, потом выпустил когти:
  -- и что там за шум, под окнами? Будет тут когда нибудь порядок? А что у тебя в сумочке?
  
  В обед, откушав, я выхожу на аллею перед заводом покурить, присесть, расслабиться. . Сегодня очень жарко и душно, поэтому никого рядом. А что это на столе между лавками? Ключей связка, брелок. А ведь брелок то от машины, с сигнализацией. Хм, и никого не видно. Покурил, подождал. Никого. Понажимал на кнопочки, ни одна из близстоящих машин не отозвалась. Вдали люди видны, а рядом - нет. Вернулся на завод, взял лист бумаги, написал - кто что потерял, позвони по телефону..... взял ещё липкую ленту и вернулся к лавочкам. Только прикрепил, отхожу уже, появился парнишка. Взгляд его бегает по земле, по тротуару. Окликнул:
  -- эй, потерял что?
  -- да. Ключ.
  -- ключ?
  -- несколько. И брелок от машины.
  -- на, возьми. И вон на той лавке сорви и выбрось объявление.
  -- ой, спасибо.
  
   Я проспал на работу выход. Не дома, в маршрутке. Теперь вот шагаю через весь район. Вокруг деревья, цветочки. Утро, птицы чирикают. Не хочу спешить. Уж коль так вышло, надо насладиться новыми видами окружающего.
   Огорчаться буду потом.
  
  На заводе два ночных сторожа. Один, Борис, мой земляк. Пишет стихи. Другой, Саша, приезжает на велосипеде с моторчиком, играет на гитаре, которая тут у него, на заводе. И оба советуются постоянно с Борисом - фрезеровщиком. Один делает сувенир внучке, другой всё время свободное возится с мотором велосипеда.
  Это что же, получается, на заводе - три Бориса и три Саши. Да! Так!
  
  Ну и материал. Сплав какой то. Фреза его режет, но трудно. Включил охлаждение, стол станка движется медленно, я выбрал самую маленькую скорость, стружка во все стороны, хотя защитных экранов наставил по каждому направлению, весь станок окутан облаком влажной смеси воздуха и эмульсии. Отошёл в сторону, чтобы не дышать всем этим. Но внимателен, надо успеть среагировать, в случае неполадки.
  Хорошо фреза работает. Это мне нравится. Хоть и не люблю работать с эмульсией, но тут надо. Не подмажешь, не поедешь.....
  
  Боря собрался в отпуск. Вместе с женой они поедут в Италию. До отпуска осталась неделя. Моя задача - устоять эту неделю, не реагировать на Арины взрывы. Иначе, в худшем случае, я уйду - Боря останется один, Ари может не отпустить его. Что значит, не отпустить? Поставить вопрос так - или в отпуск и назад на завод уже может не возвращаться, или остаётся, пока не появится второй новый фрезеровщик. Борис говорит мне:
  -- билеты уже взял, жена у себя на работе договорилась, так что, уедем в любом случае.
  И в последний перед уходом в отпуск день, Ари таки устроил скандал Борису. Повод нашёлся.
  -- Какой отпуск? Почему не предупредил? Нет! НЕТ!
  Боря предупреждал его за неделю, затем за три дня заранее. Секретарша оформляла документы в бухгалтерию, Ари их подписывал. Однако, такое уж у него мышление, забыл или просто пришло время для очередного крика.
  Боря уехал. Я ожидал увеличения давления в отношении работы, но этого не случилось. Всё шло так, как предыдущие дни.
  
  Принесли заготовку - большая, круглая, стальная болванка. А детали из неё надо сделать маленькие, три штучки. Рассмотрел чертёж. Форма каждой детали сложная. Но вся конфигурация расположена на одной прямой плоскости. Зажал болванку в тиски. Снял с них зажимную ручку, чтобы ненароком, такое бывает, рефлекторно, не крутнуть её на отжим. И приступил к работе. Я использовал принцип, который сам назвал - "СНС на конвенционале". Делаю в болванке всё, что возможно, с одной установки в тисках. Работать надо внимательно, но, когда дело по душе, всё идёт хорошо. На дигитали, электронной приставке, меняю точки отсчёта, держа для каждой детали своё начало координат, переключаюсь с одной установки размера на другую. На СНС для этого составляется программа, которая запускается в компьютер станка. У меня сейчас, используя приставку, идёт "сеанс одновременный игры в шахматы на нескольких досках". Я "играю" сразу с тремя деталями, держа большинство размеров в уме . В данном способе работы, сколько деталей, не играет роли. Главное, порядок действий, последовательность операций, внимательность. Не отвлекаться ни на что.
  
  Вот и Ари уехал. В Америку. На неделю. Как стало спокойно и хорошо. Работа идёт, все знают, что делать. Хорошая организация производства? Как, каким образом, при свойствах хозяина периодически сходить с ума?
  Не знаю. Я - не знаю.
  
  Вернулся таки. Ходит по цеху. Вид довольный. Подошёл ко мне.
  -- вот, смотри, какие штаны купил там. Знаешь, сколько стоят?
  -- мне это не интересно. Ты доволен, хорошо.
  -- да я мог бы вообще не приходить на завод. В холодильнике продукты есть. Понимаешь, я тут потому, что просто не хочу дома сидеть.
  -- Ари, у меня тоже дома в холодильнике есть, что кушать. Можно, я продолжу работать?
  
  Привезли плиты стеклотекстолита. Не люблю я этот материал. Пыльный, вредный. А если смачивать, то грязи полно. Станок после него чистить сложно. Но куда же с подводной лодки, не выйдешь. Работа!!
  Плиты надо резать на полосы, пяти типов. Хозяин хотел, чтобы резали на станке. Боря и я. Это и долго и муторно. Борис в отпуске, я решился, как то вечером, и сам потащил одну плиту на заготовительный, к пиле. Организовал подставки - упоры с разных сторон, стол пилы мал. Прикрепил упор для размера полос. И попробовал. Получилось.
  Дима увидел:
  -- думаешь, хозяин спасибо тебе скажет? Не надейся.
  -- да нет, не думаю и не надеюсь и не нужно мне это. А вот за один раз всё делать - смерти подобно.
  С того дня я стал по вечерам резать полосы, каждый раз брал по одному, по два листа. Ари увидел тогда, когда уже нарезал немало. Смотрел, смотрел, потом:
  -- а на станке?
  Я, подпустив в голос твёрдость:
  -нет, нет.
  Он опять смотрит, смотрит.
  -- ты только не напутай, какие полосы из каких толщин.
  -- хорошо.
  Почему я так стал делать? Да очевидно же, на станке делать эту работу - мрак. Плюс, ждать, когда только эту работу надо будет делать? А это уже будет просто погибель. Даже с одним листом тяжело управляться, а когда их двадцать подряд.......
  На заготовительном кондиционера нет. Жарко, душно. Лист на пилу надо толкать с силой, упираясь ногами в пол, руками в лист, добавляя телом давление в сторону пилы. Чтобы усилие шло вдоль листа, на саму пилу, чтобы лист не отходил, не перекосил по размеру, приходиться нагибаться грудью и головой к плоскости заготовки. Пыль в воздухе, на станке, она всюду. Маску одевать - это как же в ней дышать, пот на глаза, по щекам?
  Когда я заканчивал работу, сообразил, надо было периодически подливать из бутылки эмульсии. Пусть было бы грязищи, зато дышать легче и не так вредно. Кажется, в Америке такое выражение имеется - крепок задним умом.
  
  Я взял маленькую пластиковую бутылочку, из под кока - колы, на триста грамм, и направился к бочке с эмульсией. Она стояла в ряду с другими бочками снаружи здания, под навесом. Из-за угла, навстречу мне, появился Ари. Он увидел, куда я иду и что у меня в руке. И сразу, в крик:
  -- оставь это. Возьми ведро. Незачем ходить много раз с бутылкой!
  Я попытался объяснить, и спокойно ответил:
  -- мне не нужно ведро. Ари, у меня там у станка имеется и большая бутыль для автомата с эмульсией, и бутылка на литр, и несколько
   маленьких крышечек. Для одних работ нужно мне одно, для других - другое. Я же работаю, я и знаю, что мне нужно.
  Он, по прежнему с криком, подошёл совсем близко:
  -- нет!!! Возьми ведро!!!
  И махнув рукой, сверху вниз по моим рукам, по пальцам, мне не больно, но чувствительно, выбил бутылочку. Она упала, отскочила к стене, от неё обратно под ноги.
  Ари уже ногой, ещё раз по бутылочке. Она опять к стене и обратно.
   Выйдя из оцепенения, вызванного предыдущими действиями, уже я ударил, повернувшись, по подлетающей бутылочке ногой. А затем, продолжая движение, двумя руками резко и коротко, но всем телом, толкнул в грудь Ари. В последний момент что то помогло чуть придержать руки, хотя всё равно, толчок вышел чувствительным. Он отшатнулся к мусорному баку, стоящему позади его. Я повернулся и направился к станку. Работать не стал. Пошёл к автомату с водой, сделал себе кофе. Вернулся, сел за стол. Достал сигареты. Сижу, курю. Жду. Пять минут - ничего. Десять минут - ничего. Встал, включил станок, продолжил работу. Вскоре мимо прошёл Ари, в мою сторону не смотрит, поговорил на токарном с Димой, затем ушёл в ОТК.
  Позже Алекс подошёл.
  - а что это, я видел, Ари там у прохода снаружи, мимо двери пролетел? Вы что, подрались?
  - да нет. Я его только отодвинул немного.
  
  Два дня после этого всё было спокойно. "Лучший друг, хозяин Ари", сам работал на сверлильном станке рядом с моим станком. Мы разговаривали, общались о разном. Он занимался приспособлением, для изготовления прибора противоракетной защиты на кораблях, рассказывал, что это приспособление он придумал ещё аж в семьдесят третьем году. И вот, оно работает уже более тридцати лет.
  В жизни всякое бывает.
  
  Я занимался деталью из алюминия, зажатой на круглом столе. Делал отверстие на пятнадцать миллиметров диаметром, насквозь по толщине на сорок миллиметров. Предварительно прошёл меньшим сверлом, на шесть. Затем поставил сверло на десять, длинное, начал рассверливать. На малых оборотах, подливая эмульсии, наклонившись к детали поближе.
  Мимо прошёл Ари:
  -- сделай обороты больше. Будет быстрее.
  -- нельзя. Может деталь подорвать, отверстие разбить.
   Это действительно так. Опасно, деталь зажата не сильно, чтобы не сотворить овал во внутреннем большом окне. Он прошёл дальше, а я продолжил, наклонившись вновь к детали, чтобы видеть лучше малейшие изменения. Стружка пролетала мимо, капли эмульсии летели в стороны, но я в мёртвой зоне, куда они не долетают. И вдруг, не понял, как и почему, сверло стало вращаться быстрее и быстрее, ещё быстрее. Я отпрянул резко от детали, повернув в сторону лицо. О! О! У станка стоит Ари и на пульте управления станка, который расположен рядом, с улыбкой вращает ручку скорости шпинделя.
  - ты что? Сумасшедший?
  Я оттолкнул его рукой в сторону, и, надвигаясь на него:
  - ты понимаешь, что ты делаешь?
  Что Ари кричал в ответ, не слушал особенно. Когда среди остальных слов, донеслось: " лэх (иди) к е..ни матери - русский мат они знают, это да!!! - и затем "лэх абайта" (иди домой. В смысле - вон!), я ответил:
  -- Ари, хватит. Если я уйду, и не звони, уйду, не вернусь.
  Он продолжал орать. Да, одно мгновение и всё в жизни меняется. Я выключил станок. Убрал его, подмёл вокруг. Сложил инструмент. Далее гардероб, вещи. Хорошо, что в этот день у меня с собой был рюкзак. Забрал всё своё, чтобы не возвращаться.
  -------------------------------
  Через неделю позвонил Борису.
  Он как раз накануне должен был вернуться после отпуска. Это его первая поездка в Европу, впечатлений, наверное, много.
  -- привет. Ну как поездка?
  -- другой мир!! Что же ты, не мог меня дождаться?
  -- не смог!!
  ===============================================
  Ровно три месяца жизни на этом заводе.
  А сегодня три месяца, как не работаю после него.
  И опять и снова и ещё раз.....
  " Конвенциональный фрезеровщик ищет работу......телефон...." (объявление в газете "Израиль инфо").
  22.10.2010
  Всё!
   ==============================================================
   ========================
  
  --
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  --
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"