Шибаев Александр Владимирович : другие произведения.

Завтрак исследователя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что ребенок исследует за завтраком?

Завтрак исследователя.

Оставили меня первый раз с ребенком. Одного!

Не так, конечно, чтобы все встали и ушли, а ты тут ищи памперсы, где хочешь. Нет! Подготовили, разъяснили и указали, что, как и когда. В общем, не страшно, но волнительно! Это - мне.

Внучка не волновалась ни капли! Как показало дальнейшее, основа ее спокойствия, это удивительное понимание, что все в мире временно. Если родители ушли, то они придут, если пришел дедушка, то он уйдет... Время неумолимо! Вопить и рыдать нет смысла.

Ребенок не проявил никаких отрицательных эмоций на протяжении дня! Хотя, как оказалось, многое для нее было в диковинку. Думаю, в первую очередь...

Впрочем, это я думаю. Мы не знаем, что у 11-месячного ребенка в первую очередь, что во вторую. Статистика недостоверна, выборка сомнительна, исходные данные не вызывают доверия, выводы не проверить - это мое мнение о научных исследованиях о детях до года. Научный процесс выглядит, с точки зрения стороннего наблюдателя, так: на ненадежном материале, поступающем из яслей и поликлиник и от сумасшедших (или мягче - обалдевших) родителей строится научная теория, правильность которой проверяется на ненадежном (дети все-таки!) материале.

Я прочитал про "опережающее развитие": к трем неделям дети должны различать цвета! Хорошо хоть там не говорилось, что ребенок должен называть эти цвета человеческим голосом...

Раньше, в СССР, тоже "опережали" и, например, вести с полей звучали так: "В этом году засеяли на неделю раньше обычного". "Необычным" был только чуть подтаявший снег за окном...

Опередить время не получится.

Однако, вернемся к моим "детским" впечатлениям.

Поиграл я с ребенком и настало время обеда.

Беру детский стульчик-столик, усаживаю внучку. Как будто в капсулу посадил - так плотненько вся эта конструкция ребенка обхватила. Эйва посмотрела на меня как-то вопросительно, но я не понял, в чем дело. Пока не понял...

Родители просили фотки присылать, типа, как я там, справляюсь? Я шлю. Приходит ответ: "Она ничего не сказала, когда ты ее пристегивал? Мы ее не пристегиваем"

Одна неточность - не пристегивал, а приковывал. Точно такая конструкция ремней безопасности была у раллийной Субару, на которой меня однажды прокатил настоящий гонщик по настоящей трассе. Теперь так рекомендуют пристегивать к стулу детей перед обедом. Пятиточечным ремнем!

А ребенок и виду не подал, что ему это в диковинку - ручки сам просовывал в лямки. Вот только взглянул не меня странно...

Ставлю на столик кашу, даю ложку, говорю:

- Кушай.

Берет ложку, смотрит на меня, черпает кашу. Ложку в рот. Даже как бы жует.

Еще ложку каши съела... Еще...

Вдруг, другую руку в кашу - и в рот... Каша в рот попала. Не вся. Я не присматривался. Но лицо, руки (почему-то по локоть), слюнявчик, столик - все в каше. Как будто это не из детского кулачка, а из солдатской полевой кухни вывалило!

- Не-ет, - говорю, - Так кашу не едят.

Вытираю салфеткой рот, щеки, подбородок - она одним движением намазала, а я тремя салфетками оттирал. Явно, опережающее развитие!

- Вот ложка, ешь ложкой.

Посмотрела на меня внимательно, взяла ложку.

Пара движений ложкой (уверенных, кстати), пара жевательных усилий. Вдруг р-раз! Рукой черпает кашу и в рот, еще и ложку бросила - расширенный первый вариант.

- Не-ет, - говорю я несколько менее терпеливо.

Забираю тарелку, ложку, собираю, вытираю, оттираю...

Эйва молчит, не спорит, т.е. не орет. Терпит, как я понимаю, или обдумывает ситуацию - почему это в этот раз питание идет с паузами?

- Раз ты не хочешь есть ложкой аккуратно, буду сам тебя кормить, - говорю.

Тарелку отставляю на недосягаемую высоту, черпаю ложкой кашу... и понимаю, что ничего не выйдет - каша-то будет капать с ложки, пока я ее до младенческого ротика донесу. Да еще попасть надо в этот самый рот! А если он закрыт? А если головой крутанет?

Ребенок смотрит на меня молча и дружелюбно, даже с интересом.

С интересом? Проявляя чудеса сообразительности, я расшифровываю, наконец, ее мыслительный посыл:

- Ты тут новенький, да?

Факт! Я новенький! И пытаюсь внедрить "взрослые" методы поедания пищи в годовалого ребенка!

Ребенок сразу разобрался, с первого щелчка замочка "ремня безопасности", что дедушка весьма односторонне ознакомился с "новыми методами". "Ремень, возможно, не лишнее, но вот рукой кашу не давать черпать!? А как же развитие сенсорики, моторики, тактильных ощущений и получения жизненного опыта? Не говоря уже о попрании "свободы" и "уважения прав"!" - так, в соответствии с умными книжками, должна была думать внучка.

"Есть надо ложкой, держать ее в правой руке! Если что-то в рот не попало, то немедленно привести себя в порядок - салфеткой со щек кашу стереть!" - так думал дедушка, офицер запаса, не склонный к компромиссам в понимании термина "аккуратность за столом".

Пришлось взять инициативу.

Беру тарелку, ложку и не без капельки удачи, попадаю ложкой с кашей в рот, одновременно подставляя тарелку, чтобы ничего не капало на столик и, одновременно, спасаю тарелку от проникновения в кашу детских ручек...

Со стороны это упражнение напоминает мельницу - настолько интенсивно я размахиваю руками, черпаю кашу, пихаю ее в рот, ставлю тарелку на стол, чтобы вытереть со щек кашу, если не попал, снова хватаю тарелку, черпаю ложкой, уворачиваюсь от хватательных движений... Уф-ф!

А еще делаю фотки, чтобы доказать, что кашу съел не я!

В конце концов каша съедена, ребенок чист, столик чист, салфетки кончились, фотки отправил. Я доволен, Эйва смотрит одобрительно.

Извлекаю внучку из стол-стульчика, и мы очень даже дружно поиграли до прихода бабушки.

Ребенка я сдавал сытым, чистым и веселым! И взгляд у внучки был понимающий, мол, справился, нормально было. Кстати, "дежурство" мое длилось всего 3 часа, а не целый день, как мне показалось! Волновался все-таки.

Родители тревожно похвалили: "О-ой! В следующий раз, после дедушки Эйва может потребовать вилку, нож и салфетки в цвет!"

Внучка вообще все понимает! В том числе то, что кричать и плакать - последнее дело! Время - вот что главное! Просто подождать следующей смены - более продвинутые в детском воспитании родители и бабушка смотрят на вещи несколько иначе, шире в некотором смысле.

Основная современная парадигма - ребенок должен исследовать мир сам! Сам разберется! Сам выберет правильный вариант! Вмешиваться нужно только в случае опасности. (Как вы понимаете, степень моего согласия убывает с каждым предложением.)

Как может выглядеть завтрак при таком подходе? Это не для слабонервных детских воспитателей! Я, конечно, готов к неожиданностям, но некоторые завтраки у Эйвы имеют воистину исследовательский характер!

Итак, описание завтрака, который я видел собственными глазами (правда, в них периодически темнело).

Завтрак, детский столик, пристегнутый ребенок, тарелка каши и ложка.

Начало не предвещало треволнений - ложка в правой руке, левая - в свободном состоянии.

Несколько ложек каши съедено и... нет, не рукой в кашу! Ложка берется левой рукой, и очередная порция каши черпается слева. И тоже вполне умело!

Щеки, подбородок, все лицо в каше, слюнявчик в каше, стол заляпан, но пока в пределах моих возможностей, как зрителя.

И, все-таки, рукой ра-аз! Правой, в кашу и в рот! Я держусь за стол, жена не реагирует - ей не впервой!

Несколько раз черпнула кашу правой рукой, и стала черпать левой! Потом двумя! А я, беззвучно охая, черпал душевные силы в безмятежном настроении жены. Терплю, но как бы на краю пропасти!

Ужасно хочется кричать "не делай так!!!!". Но в соответствии с современными воззрениями "не" в детской голове отбрасывается и получается совсем наоборот. И вообще, она должна сама понять и согласиться, что без ложки неудобно!

Все вокруг покрыто кашей. Либо у меня "зайчики" в глазах?

Завтрак продолжался.

Все способы употребления ложки испробованы? Отнюдь!

Как говорил Задорнов, у ложки есть "держало" и "черпало". А если поменять местами, т.е. взяться за "черпало"?

Эйва проводит это упражнение и убеждается, что эффективность ложки сильно падает, в рот почти ничего не попадает. Что делать?

Ответ поражает глубиной! Надо взять вторую ложку!

Как? За черпало? Во вторую руку?

Это вопросы от прямолинейно мыслящих людей, не знакомых с дедуктивным методом! Эйва же уже знает, на предыдущей итерации убедилась, что держать за "черпало" - тупиковый путь, который человечество прошло за тысячелетия, а она за несколько секунд. Ведь мало каши черпается!

Ложку надо брать правильно! А вторую?

В ту же руку!

Неожиданно! Я, как опытный зритель всяких триллеров, ощущаю, что мне уже не страшно, но интересно! Что же дальше?

Внучка черпает двумя ложками кашу и делает очередное открытие. Она не сформулировала аксиому, но я осмелюсь:

"Резкое увеличение эффективности процесса на первом этапе не обязательно положительно влияет на конечный результат".

Дело в том, что каша в рот не попала. Не то чтобы вообще, но как-то мало и с трудом. А ведь черпнули вдвое больше!

Эйва внимательно посмотрела на ложки, которые она маленьким веером держала в руке: каши в них много. Но две ложки одновременно рот не влезают, а одну в рот засовывать стало труднее, потому что другая мешает и упирается куда-то в губу. Надо менять тактику!

Что дальше? Это вопрос для Шерлока Холмса!

Взять третью ложку? Две ложки в две руки?

Не надо мыслить шаблонами!

Внимательный читатель заметил, что у ребенка хороший аппетит, а эксперименты внесли задержку в процесс питания. Подсказка: в армии есть присказка, "отполированная" годами: "война - войной, а обед - по расписанию!", что в переводе означает "всему свое время".

Поэтому, Эйва сделала соответствующее умозаключение и применила способ, к которому я оказался не готов. Я чуть со стула не свалился!

Она просто взяла ложку и доела кашу. Уверенно, оптимально (на мой, консервативный, взгляд), держа ложку за "держало", вычерпала всю кашу из тарелки. Не отвлекаясь и с аппетитом!

Ребенок знает главное - у нее есть время! Скоро будет второй завтрак, там и проверим еще парочку вариантов.

Для меня одно осталось непонятным. Когда Эйва ела кашу она явно это делала под какую-то музыку: покачивала головой, качала ногой, жевала в ритм. Очевидно, это ей помогает быть в гармонии с окружающим миром!

Постараюсь узнать мелодию. И вам расскажу!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"