Виникомб Джон : другие произведения.

Ангелы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Душ семена рождены в небесах и огненной силой
   Наделены - но их отягчает косное тело,
   Вергилий, "Энеида", пер. С.Ошерова,
  
   Дух к Земле,
   Сквозь ширь эфирную свой быстрый лет
   Направил, средь бесчисленных миров.
   То на крылах надежных он парил
   В полярных ветрах; то, за взмахом взмах,
   Покорный воздух мощно рассекал.
   Мильтон, "Потерянный рай", пер. А.Штейнберга
  
   Разуму приятно представлять ангелов и архангелов в виде соратников всемогущего и всеблагого Бога и наслаждаться верой в то, что эти небесные существа наделены более высоким и боле чистым разумом, ибо они ближе к божественной природе. Цивилизованный человек всегда о них размышлял и всегда себе их представлял в облике, похожем на свой собственный, с тем, что подчеркивает волю и силу, под этим он подразумевал крылья. Благодаря Писанию сходство представляется верным, ведь там сказано о Всемогущем возвышенно: он "шагает на крыльях ветра". Крылья всегда были символом или атрибутом воли, разума, духа или воздуха. Нельзя найти более подходящего знака для обозначения для обозначения чего-то стремительного и неодолимого, чем птичьи крылья, однако такие дополнения могут быть нелепыми и анатомически невозможными, так что мы должны рассматривать этих обитателей небес как посланников божественной воли человеку образно.
   Идея дополнения человеческого облика крыльями существовала еще в глубокой древности, для того, чтобы найти ранние изображения небесных существ человеческого облика с крыльями, мы должны обратиться к произведениям искусства Египта и Ассирии. В египетском искусстве Нейт, богиню неба, иногда изображали с крыльями, среди мраморных скульптур Ниневии мы иногда находим человеческие фигуры, изображенные с крыльями (См. Одсли, "Глоссарий архитектуры", Ангел, стр. 101). В классическом искусстве с крыльями изображаются некоторые божества и гении. Евреи, возможно, позаимствовали эту идею у египтян, а ранние христиане, как и во многих других случаях, применили ее для своих целей, в их искусстве это означает стремительность и мощь, и разрешение использовать этот образ, несомненно, установилось принятием его в искусстве на дальнейших веков христианского искусства.
   В Священном писании и еврейском традиции ангелы описывались, как люди, их крылья, скорее, подразумевались, чем были описаны явно, так Авраам в долине Мамре обращается к своим гостям: "Господь Мой", когда Иаков борется с ангелом, особенно, когда ангел у Гроба Господня описывается у Матфея: "вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег" (прим. пер.- Матф., 28:3) и у Марка "И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду" (прим.пер.- Марк, 16:5).
   О таких крылатых существах, как серафимы и херувимы, в Писании сказано больше.
   Крылья разнообразных цветов. Не довольствуясь теми цветами, которые были установлен природой, художники древности и средних веков прибегали к множеству ухищрений, чтобы наделить крылья своих ангелов неземными свойствами. Цвет дал благодатную почву для проявления их изобретательности, они щедро изливали все блестящие оттенки, подчеркивая или разделяя разные ряды перьев, соперничая с радугой, используя самые поразительные сочетания цветов самых красивых тропических бабочек, иногда окропляя, сбрызгивая богато расписанные перья полированным золотом или делая так, чтобы они казались живыми со сверкающими очами.
   Одеяние. В раннем христианском искусстве белые одежды, о которых говорили святой Иоанн и святой Матфей, изображали практически всегда, они выглядело как классическая туника, или паллиум, иногда подхваченная золотым поясом. Во время средневековья они носили одежду всевозможных цветов, которая сверкала. Ангелов нечасто можно увидеть на произведениях искусства, созданных в первые шесть веков существования христианской церкви, и до пятого века они изображались без нимба, неизменного атрибута божественности, сопровождающего их во всем многообразии средневекового искусства.
   Нимб. Нимбом обладают все чины ангельской иерархии, он круглой формы, края его либо простые, либо оттуда исходят многочисленные лучи, иногда края украшены орнаментом, но никогда он не имеет трехлучевую форму, которая относится исключительно к ликам Троицы.
   Лорд Бэкон ("Совершенствование обучения", книга i), говорит о том, что мы видим, как доверяют церковной иерархии предполагаемого Дионисия, достопочтенного афинского мужа, согласно которой на первом месте находятся ангелы любви, которые называются серафимами, на втором - ангелы света, названные херувимами, на третьем и последующем местах престолы и господства, наконец, ангелы силы и власти, так что ангелы света и просвещения помещаются прежде ангелов власти и управления.
   Падшие ангелы. Из традиции мы узнаем, что многие ангелы, изначально такие же святые, как и прочие, утратили свою первозданную чистоту, так превратившись в того, чьи силы всецело используются, дабы совершать зло, а не творить добро. Они должны быть отождествлены с демонами, которые так часто упоминаются в Святом Писании. Художники Средневековья изображали их в отвратительном облике, как это было задумано, похожими на сатиров, с рогами, копытами и хвостом, последний связывает их с драконом Апокалипсиса, олицетворением Верховного духа Зла (см. дракон). Согласно представлению Мильтона Сатана - падший ангел, имеет благородные и величественные пропорции.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"