Браун Роберт : другие произведения.

Геката

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод главы книги Роберта Брауна/Robert Brown "Единорог: мифологическое исследование".

Оригинал: http://www.sacred-texts.com/etc/tu/tu08.htm
   С лунными фазами была тесно связана таинственная богиня Геката, "далеко разящая", чье арийское имя, как и эпитеты Гекатос, Гекатеболос, Телефос, Телефасса и т.д. описывали "далеко распространяющееся действие солнечных или лунных лучей" (1). В поэмах Гомера она не упоминается, мы встречаем ее на страницах произведений Гесиода как (2) благородную особу, дочь Перса (3) и Астерии, на которую пал звездный свет великолепия космоса, почитаемая прежде всего Зевсом и прочими богами, хотя Титан принадлежал к расе более раннего происхождения, нежели олимпийский пантеон. Единственная из рожденных, пережившая всех как самая приспособленная, она наделена тройной властью на земле, море и небесах, она восседает на месте судьи рядом с царями, коронует тех, кому она дарует победу на войне и в играх, обеспечивает благосостояние и почтение, как покровительница моряков и всадников она известна как Коуротропос, "кормящая мать". Этот замечательный персонаж, чей характер представляется более сложным, чем обычных характер арийского божества, который пользуется самым возможным уважением от поколения Зевса, к которому он не принадлежит, представляет собой ближайшую аналогию с августейшим богом-Луной долины Евфрата, "единственно почитаемая среди всех звезд, которые имеют разное происхождение", мудрый и древний правитель моря, связанный с ростом, с лошадью, и, как мы увидим, с единорогом, в той или иной степени ей свойственна тройственная природа. Гесиод дарует ей власть на земле, море и на небесах, в то время как другие распространяют ее власть на небеса, землю и преисподнюю. Правда, она получила арийское имя и согласно лунным умонастроениям греков стала лунной богиней, но эти обстоятельства не представляются совсем убедительными, если рассуждать о ее происхождении. Я не могу, однако, здесь провести исследование, достаточно обратить внимание на параллель. Кажется, что культ богини пришел в Грецию из Фракии (4).
   Очень важный элемент тройственности - связь между богом луны Евфрата, Гекатой (5) и единорогом. Бог Луны Син, как мы видели(6), представлен тремя десятками, исходя из тех обстоятельств, что его цикл завершается в течение тридцати дней. Это один из аспектов его тройственности, он склоняется к тому, чтобы сильнее возвеличить его тройную фазу, но вавилоняне также считали, что его движение является трехкратным: "одно в долготе, одно в широте, одно на орбите" (7) , и в этом заключается второй аспект тройственности. Но прежде чем люди рассчитали движение луны или считали его состоящим из действительных или предполагаемых различных движений, они наблюдали за самим небесным телом и увидели, что оно имеет три фазы или формы: растущая луна, полумесяц и полная луна. "um tribus pingebatur, faciebus, inquit Cleomedes, quia veteres tres in luna figuras observabant, bicornis scilicet lunae, mediae et plenae" (прим. перев.- "только тремя ликами изображается, говорит Клеомед, так как древние три фигуры луны видели, двурогую, половину и полную", лат) (8). "В Аргонавтике" (9), поэме более позднего времени, но в которой со всеми прочими апокрифическими произведениями упоминается Орфей (10) Геката Триформис является как лошадь, собака и змея. Сэр У. Кокс связывает лошадь с полной луной, змею с растущей луной, а собаку- с убывающей, но в силу того, что эта связь не является вполне очевидной, можно допустить, что существует иное мнение, которое является верным. И здесь позвольте мне обратить внимание на одну из самых почитаемых в Англии реликвий, рисунок, который образует часть фронтисписа этой монографии, а именно - рог из слоновой кости Ульфа, находящийся сейчас в ризнице в церкви в Йорке.
   "Надпись на латыни на роге утверждает, что Ульфус, правитель западной части Дейры (прим. перев.- староангл. Деренрайс, королевство в Северной Англии в шестом веке н.э.) первоначально даровал его церкви святого Петра со всеми землями и доходами. Камден, в своей "Британии"" и упоминает старинный источник. Церковь с помощью этого рога получила несколько важных имений, недалеко на восток от города Йорк, и они до сих пор зовутся Terrae Ulphi. (11)И вместе с этим знаменитым рогом мы встречаем и Гекату Триформис, и Единорога. Рогатый конь, явно - это растущая Луна, а Змея или Змей-эмблема лучей света, исходящих от полной луны, Медузы Горгоны (12), а Собака, у которой только появляются голова и шея - представляют собой полумесяц. Собака может быть также связана с новолунием или невидимой луной. Павсаний пишет, что колофонийцы приносили черного щенка в жертву Энодии(13) Гекате как богине перекрестков. У единорога Ульфа выступающий глаз, прежде чем было замечено в интерпретации единорогов (14), он намекает на растущую луну, которой скоро суждено стать полной. Рог, как это будет видно, находится рядом со Священным Древом, (15) и эту функцию мифа я при случае особенно отмечу (16). Читателю достаточно напомнить, что темные рощи иногда были посвящены Гекате, как, например, в районе озера Авернуса в Нижней Италии (17). Черные ягнята женского пола также были подношением богине (18).
   Очевидно, что эта тройная фаза луны, Лошадь-единорог, змея и собака известны настолько художнику, изобразившему рог, и автору "Аргонавтики" (не говоря уже о других) и относятся они к глубокой древности. Геката - трехликая богиня Гесиода, бог Луны Евфрата также связан с тройственностью (19), но самый главный момент в настоящем исследовании- то, что единорог, который, как мы видели, в искусстве Вавилона был вязан с лунной силой, этим почтенным рогом без всяких возражений показан эмблемой растущей луны.
   В другом месте я отметил: "божества эллинов, чьи формы были гротескными, чудовищными, нечеловеческими, несомненно, не являются для них родными. Исключением из этого правила являются Деметра с головой лошади, Фигалейя, или Аркадский Пан, при тщательном исследовании и они только служат тому подтверждением (20)". После того, как был отмечен четырехликий карфагенский Баал, "солнечный повелитель время четырех времен года", как я писал:.
   "В Керамейкосе, на перекрестке трех дорог, стоит четырехглавая "дионисийская" статуя работы скульптора Телесархида. Часто говорят, что Геката и Гермес получают свою редкую тройственность другие неантропоморфные черты из-за того, что они правят местами, где встречаются три дороги тому подобное. Но хотя в более позднее время эти идеи были некоторым образом связаны, и хотя статуе трехглавого или четырехглавого божества действительно более подобало быть возведенной на перекрестке трех или четырех дорог, характер персонажа, то, как он ранее был изложен, заставляет подумать о том, что идея множества голов не порождена идеей перекрестка. Эти головы изначально были совершенно независимы от дорог. То, что головы независимы от дорог, хорошо видно из представленных нам примеров, в которых четырехглавый бог правит перекрестком трех дорог. (21). Другие эпитеты Гекаты, такие, как Триодитис (22), Трицепс, Тергеминус, Тривия не требуют дальнейших замечаний, и с деградацией богини, в ходе которой она превратилась в демона-ведьму, кульминация которой - в Гекате Шекспира, я не заинтересован ни здесь, ни в дальнейшем исследовании, в котором я далее могу сделать отсылку к Собаке-луне.
   1)Rev. Sir G. W. Cox, Introd. 66.
  
   2) Theogonia, 409-52.
  
   3) Vide secs. VII. XII. subsec. 3.
  
   4) Cf. Paus. II. xxx. 1.
  
   5) 'Tergeminam Hecaten, tria virginis ora Dianae' (Vergil, iv. 511). Согласно Павсанию, 'Алкамен [cir. B.C. 420] первым для афинян сделал статую Гекаты с тремя телами, соединенными в одно' (Paus. II. xxx. 1). Была также трехрукая Геката (Sir G. W. Cox, M.A.N. i. 370). Статуя Алкамена не была неантропоморфной, там были три женских фигуры, стоящие друг к другу спиной. (vide G.D.M. i. 420), как пример, предоставленный Монфоконом(vol. i. pt. i. pl. xc. fig. 5), и с того времени часто воспроизводимый.
  
   6) Sec. IV.
  
   7) Prof. Sayce, in T.S.B.A. iii. 147.
  
   8)Montfaucon, vol. i. pt. i. p. 152.
  
   9) V. 975 et seq.; vide Sir G. W. Cox, M.A.N. ii. 142.
  
   10) Возможно, ведическое Рибху или Арбху, имя, которое, кажется, в древности использовали для обозначения солнца. (Sir G. W. Cox, Introd. 191; cf. R. B. Jr., G.D.M. i. 10).
  
   11) Winkle, Cathedral Churches, i. 62.
  
   12) Sec. VII.
  
   13) Paus. III. xiv. 9.Следует заметить, что он использует мужскую форму имени богини.. Эврипид зовет ее Энодией.
  
   14) Sec. III. Nos. V. XIII. XXX.
  
   15) Cf. the instances of Unicorn and Tree, sec. III.
  
   16) Sec. XII. subsec. 3.
  
   17) Vide A. S. Murray, Manual of Mythology, 78.
  
   18) Plutarch, Quaest. Rom. xlix.
  
   19) IfЕсли трехглавый лев Мерое (vide Rawlinson, Herod. ii. 35), у которого было четыре лапы (см.мои заметки о четырехруком Аполлоне лакедомян, G.D.M. i. 359 et seq.) будет солнечным, у нас должен быть также пример солярной тройственности. Трехликая Геката появляется на римских лампах (vide Birch, Ancient Pottery, 507, 511. По поводу таких изображений богини см. Petersen, Archaeologisch-epigraphische Mittheillungen aus Oesterreich, vol. iv. pt. ii.).
  
   20) G.D.M. i. 359. В этой работе я рассмотрел множество изображений неантропоморфных божеств, который появляются в Элладе.
  
   21) G.D.M. i. 362.
  
   22) Orphik Hymn, i. l.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"