Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Пумпур Петр Иванович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание". В приказе Пумпур не упоминается. К моменту пролета "юнкерса" он с должности уже был снят, т.е., если и был виноват в низкой боеготовности вверенных ему частей, то наказание за это уже понес. В то же время, создается впечатление, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный механизм следствия.

  ПУМПУР ПЕТР ИВАНОВИЧ
  
  Родился 25.04.1900 г. в Платерской волости Рижского уезда (Латвия), в семье крестьянина. Латыш. Окончил церковно-приходскую школу и два класса ремесленного училища. Батрачил. Затем работал учеником слесаря и помощником шофера.
  В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Участвовал в Гражданской войне. Был мотористом 4-го истребительного авиаотряда. Воевал на Восточном и Западном фронтах. Член РКП(б) с 1919 г.
  В 1921-24 гг. учился в Егорьевской военно-теоретической школе летчиков, во 2-й военной школе летчиков в г. Борисоглебске, а затем окончил Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил во 2-й истребительной эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена.
  В 1929 г. окончил КУКС при Военной Воздушной академии им. Жуковского, после чего командовал отдельным авиаотрядом и истребительной эскадрильей.
  В июне 1934 г. был назначен командиром-комиссаром 403-й истребительной авиабригады.
  Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 4.12.35 г. Љ 2509, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. "О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА" Пумпуру было присвоено воинское звание комбриг.
  С февраля 1936 г. - слушатель оперативного факультета Военной Воздушной академии РККА им. Жуковского.
  Рассказывает маршал авиации Красовский[1], учившийся вместе с ним в академии: "После занятий мы шли обычно с... Пумпуром в общежитие по Чапаевскому переулку, делились впечатлениями о прослушанных лекциях. В гражданскую войну Петр Иванович был мотористом, летать научился уже в мирное время. Высокий, сильный, он отличался философским спокойствием и прирожденным добродушием. Его любимая поговорка "Не спеши, но поторапливайся!" очень точно определяла весь склад души этого обаятельного человека.
  Дома, за крепким душистым чаем, приготовленным моей женой, Пумпур с неповторимым юмором рассказывал какую-нибудь смешную историю...
  Мы тогда не знали, что вскоре надолго расстанемся с Петром Ивановичем. После окончания учебы он в числе первых летчиков-добровольцев отправился в Испанию. Сражался в небе Мадрида и Барселоны[2]".
  Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 г. по 11.05.37 г. Был командующим истребительной авиацией (3 эскадрильи И-16 и 3 эскадрильи И-15). Вводил в бой вновь прибывавшие группы, определял их дислокацию в зависимости от обстановки, использовал истребители для разведки наземных войск, нередко сам участвовал в воздушных боях.
  Вспоминает генерал-майор авиации Кондрат: "Зарулил на место, иду туда, где все. Ого, прилетел Пумпур!
  - Товарищ комбриг! Старший лейтенант Кондрат возвратился из боя. Сбит один немецкий гидросамолет.
  Недоволен.
  - Расскажите о бое.
  Слушает молча.
  - Сколько дырок привез?
  Пожимаю плечами.
  - Всего восемь, - раздается позади...
  - Всего? - иронически переспрашивает Пумпур. - Ну, пойдем-ка, прогуляемся.
  Шагаем в сторону.
  - Кто разрешил уходить так далеко в море?
  - Но и запрета ведь не было, - удивляюсь.
  - А голова на что? Большое везение, считай, что не сшибли, у них же на кораблях по целому артполку. Там бы и остался навеки. А еще хуже - в плен взяли бы...
  За глаза Пумпура звали "воздушный лев". Дрался он в воздухе отчаянно и виртуозно. Неприятен был выговор такого человека. Тем более, что это допускал он крайне редко. Значит, действительно, дела мои были плохи".
  Участвуя во многих воздушных боях, "полковник Хулио" сбил 5 самолетов противника. Был награжден орденом Ленина.
  4.07.37 г. комбригу Пумпуру Петру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза и внеочередное воинское звание комкор. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль Љ 49.
  После возвращения из Испании, в октябре 1937 г. комкор Пумпур был назначен командующим ВВС Московского военного округа, а уже в ноябре 1937 г. - командующим ВВС Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. В декабре 1937 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
  С декабря 1938 г. - начальник летно-испытательной станции 1-го авиазавода, а затем - начальник Управления боевой подготовки ВВС.
  Участвовал в советско-финской войне. Возглавлял группу инструкторов по боевой подготовке.
  Маршал авиации Красовский вспоминает о том, как Пумпур, прибыв на Север, рассказывал о своей "испанской" командировке: "Прислали группу инструкторов, побывавших в Испании. Среди них был и Петр Иванович...
  - Прибыл к тебе, Степан Акимович, передавать боевой опыт. Будем истребителей на цели наводить стрелами. В Испании этот способ себя оправдал.
  Петр Иванович быстро изобразил на бумаге линию фронта и места, где, по его мнению, следовало расположить стрелы.
  - Ну что ж, опыт не очень-то солидный, но, тем не менее, когда на истребителях нет радио, может пригодиться. Говорят, на безрыбье и рак рыба...
  Пумпур рассмеялся и, перейдя на серьезный тон, продолжал:
  - Мы получили в Испании неплохой опыт воздушных боев с фашистами. Оружие на самолетах надо срочно менять. Истребителям нужно пушечное вооружение.
  В подтверждение Петр Иванович сослался на один из воздушных боев над Барселоной, когда ему вместе с другими истребителями-республиканцами пришлось отражать вражеский налет.
  - Встретился я с итальянским бомбовозом "савойя". Бью по нему из пулеметов ШКАС, а он летит как ни в чем не бывало. Зло меня разобрало. Повторил атаку, и опять все пули, словно в перину, всадил... Третья атака тоже не принесла удачи. И когда боекомплект уже был на исходе, подошел почти вплотную и ударил по бензобакам. Наконец-то бомбардировщик загорелся. В общем, помотал меня итальянец, но и кое-чему научил. Мелковаты наши пульки для фашистских самолетов[3]".
  4.06.40 г. Пумпуру было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
  Вспоминает летчик-истребитель Петров Н.И.: "В первых числах июня 1940 года кто жил на частных квартирах в г. Лида, всех переселили в авиагородок. 15 июня вечером зачитали боевой приказ, где говорилось "С рассвета 16 июня 1940 года советские войска переходят границу с прибалтийскими странами Эстонией, Латвией, Литвой. С целью освобождения народа этих стран от гнета буржуазии. Они хотят жить свободно, просят помощи и т.д.". Нашему 31 ИАП с рассветом 16 июня прикрывать железнодорожный узел Лида, свой аэродром на случай налета авиации противника. Вести разведполеты по заданию вышестоящего командования. Сопровождать бомбардировщики СБ к цели и обратно. (накануне они произвели посадку на аэродром). Вообще с рассветом 16-го ничего похожего на боевые действия не было. В середине дня нам зачитали приказ о перебазировании на аэродром Шауляй (Литва). Подготовились и в составе АЭ 5 звеньев перелетели на аэродром Шауляй, там было множество авиации, всякие типы самолетов. И Р-5, СБ, И-15бис, И-15. Был заставлен весь аэродром. Только оставлена полоса для посадки. Даже одновременно звеном посадка была затруднена. Произошел такой случай: перед посадкой при выпуске шасси у ведомого моего звена лейтенанта Клименко не выпустились полностью шасси. Я подал сигнал, иди вверх. И там по большому кругу попытайся на спине предпринять, что можно. Сам со вторым ведомым лейтенантом Зобниным произвел посадку, быстро зарулив, выключил мотор, и бегом на старт, предупредить руководителя полетов о случае с ведомым. Вижу, стоит около "Т" майор Путивко, наш командир АП и рядом с тремя ромбами на петлицах. Обращаюсь: "Товарищ комкор, разрешите обратиться к майору Путивко?". "А в чем дело?". Объясняю в чем. Он говорит: "Видишь, сколько самолетов на аэродроме находится и еще столько прилетит. Возиться с твоим ведомым не буду, "плюхнется" на полосу, потом сталкивай его. Если умный парень найдет, где сесть, а с аэродрома угоню". Для меня это как-то было не привычно. А потом майор Путивко сказал: при боевых действиях еще не то может быть. Я только много позднее это понял. В этот день обошлось все благополучно, летчик выпустил шасси и благополучно произвел посадку. А командир корпуса это был Пумпур, знаменитый в прошлом летчик герой Испании".
  В 1940-41 гг. генерал-лейтенант авиации Пумпур был командующим ВВС Московского военного округа.
  Зимой 1940-41 гг. начальник Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенант авиации Рычагов издал приказ о полетах только с колесного шасси. В результате нехватки техники для уборки и укатывания снега авиация практически перестала летать. Возобновившиеся весной полеты вызвали шквал аварийности.
  9.04.41 г. состоялось совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, после которого Рычагов был снят с должности и направлен на учебу в Военную академию Генштаба.
  Вскоре дошла очередь и до Пумпура.
  В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.05.41 г. отмечалось, что "боевая подготовка частей ВВС МВО проводится неудовлетворительно. Налет на одного летчика за январь-март 1941 г. составляет в среднем только 12 часов. Ночным и высотным полетам летный состав не обучен. Сорвано обучение летчиков стрельбе, воздушному бою и бомбометанию. Командующий ВВС округа т. Пумпур, прикрываясь объективными причинами, проявил полную бездеятельность в организации подготовки аэродромов зимой 1940-1941 гг. для полетов на колесах.
  В связи с этим СНК и ЦК ВКП(б) постановляют:
  1. Принять предложение Главного военного совета о снятии т. Пумпур П.И. с поста командующего ВВС МВО, как не справившегося со своими обязанностями и не обеспечившего руководство боевой подготовкой частей ВВС округа, оставив его в распоряжении НКО[4]".
  15.05.41 г. произошло чрезвычайное происшествие. Немецкий самолет Ju.52 вторгся в советское воздушное пространство, совершенно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо".
  31.05.41 г. генерал-лейтенант авиации Пумпур был арестован.
  10.06.41 г. нарком обороны подписал Приказ Љ 0035 "О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 г.", в котором говорилось: "15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно бесќпрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было. Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили. Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восќстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.
  В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели. В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артилќлерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.
  Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.
  Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Заќпадного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подгоќтовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командуќющих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.
  Приказываю:
  ...4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Саќзонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.
  5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генеќрал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание[5]".
  В приказе Пумпур не упоминается. К моменту пролета "юнкерса" он с должности уже был снят, т.е., если и был виноват в низкой боеготовности вверенных ему частей, то наказание за это уже понес. В то же время, создается впечатление, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный механизм следствия.
  29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, "числящихся за НКВД СССР". Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.
  О генерал-лейтенанте авиации Пумпуре указывалось, что он "как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний... Рычагова, Алексеева[6], Ионова[7] и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи... ВВС МВО другому командующему и приказом НКО Љ 0031 от 31.05.41 г. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем, но от данных показаний отказался[8]".
  Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: "Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин".
  13.02.42 г. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Пумпур был приговорен к расстрелу.
  23.03.42 г. приговор был приведен в исполнение в Саратове.
  Полностью реабилитирован 25.06.55 г.
  Герой Советского Союза (4.07.37). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью "ХХ лет РККА".
  Литература:
  Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 50-51
  
  
  [1] Красовский Степан Акимович (1897-1983) Герой Советского Союза (29.05.45), Маршал авиации (1959). Русский. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был летчиком-наблюдателем, комиссаром авиаотряда. В 30-е гг. командовал 253-й штурмовой авиабригадой. Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командующего ВВС 14-й армии. В феврале 1941 г. был назначен помощником командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа по военно-учебным заведениям. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС 56-й армии Брянского фронта, а затем 2-й и 17-й ВА. После войны командовал ВВС ряда военных округов. В 1956-70 гг. - начальник Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского
  [2] Красовский С.А. Жизнь в авиации. - М.: Воениздат, 1968. С. 98.
  [3] Красовский С.А. Указ. соч. С. 107.
  [4] 1941 год: Документы. В 2-х книгах. М.: Международный фонд "Демократия". Кн. 2. 1998. С. 191.
  [5] Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2-1). - М.: ТЕРРА, 1994.
  [6]Алексеев Павел Александрович (1888-1942), генерал-лейтенант авиации. В 1939-40 гг. - начальник Главного управления авиационного снабжения РККА. С 1941 г. - помощник командующего ВВС Приволжского военного округа по военно-учебным заведениям. Арестован 18.06.41 г. Расстрелян 23.02.42 г. Награжден орденом Ленина и тремя орденами Красной Звезды. Реабилитирован в 1955 г.
  [7]Ионов Алексей Павлович (1894-1942), генерал-майор авиации. Был командующим ВВС Северо-Западного фронта. Арестован 11.07.41 г. Расстрелян 23.02.42 г. Реабилитирован посмертно.
  [8]АПРФ, оп. 24, д. 378, л. 197.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"