Skier : другие произведения.

"Белый мамонт" - обзор группы 10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Белый мамонт" - обзор группы 10


"БЕЛЫЙ МАМОНТ"

ОБЗОР ГРУППЫ 10

  
   В целях достижения максимальной непредвзятости, я читаю рассказы из файла без имён авторов. Хотя, должен признаться, авторство нескольких текстов мне всё же известно.
   Хочу сразу предупредить -- всё сказанное ниже есть лишь моё сугубо субъективное мнение.
   Анализ текстов на "слабые" слова, выделенные цветом, сделан при помощи скрипта. Если кто-то из авторов захочет получить полную "цветную" версию с целью исправить стилистику -- милости прошу в комменты.
  
   Новая Эпоха
  
   Наверняка автора это не обрадует, но я должен сказать -- очень слабый текст. Похоже на творение подростка, начитавшегося плагиаторов Толкиена. Вторичность и безмерный пафос. Стиль пестрит "былинами" и "оназмами".
   Характерный пример в финале:
   "Они были последней надеждой этого мира, они были причиной его бед, и они же были его спасителями."
   Два последних "были" и первое "его" можно и нужно убрать -- фраза только выиграет.
   Единственный, пожалуй, плюс -- картинка в тексте есть. Но, как уже сказал выше, абсолютно клишированная.
   Банальный совет автору -- читать, читать и читать хорошую литературу. Во всём её многообразии.
  
  
   История незабудки
  
   Текст-близнец предыдущего. В том смысле, что если первый был эдаким архитепически "мальчиковым", то этот архитепически "девочковый". Мальчики мечтают о битвах с полчищами врагов, вплоть до героической смерти, а девочки -- чтоб их любили, вплоть до смерти. Здесь, похоже, источником вдохновения стали журнальчики с картинками, где ангелочки и чёртики предстают в виде гламурных персонажей. Эта дрянь расплодилась в последнее время.
   Стиль ещё более грязный:
   Здесь обстановка была совсем другая, если в Раю было прохладно и приятно, то тут было пекло, обыкновенный смертный сразу же сгорел бы; все было в красной дымке, повсюду были котлы с кипящей смолой.
   ...
   Ей было плевать на эти мелочи жизни. Девушка увидела ребят, и глаза Ее озарились счастьем, но, узнав, что Они скоро покинут Ее, Виолетта пришла в ужас. Ее охватила паника, Она была готова на все, лишь бы Ее любимые люди остались живы. Она ненавидела себя всей душой.
   Забавно, что автор постоянно пишет "Её" и "Она" с большой буквы. Эгоцентризм в превосходной степени.
   Совет автору всё тот же -- см. предыдущий отзыв.
  
  
   Правда железной дороги
  
   Произведение многоопытного автора. Написано хорошо, хотя стилистику идеальной, увы, не назовёшь:
   "Техзал" был огромный, казалось, что его дальний конец затянут туманом. Нам с Питером и ближнего пространства хватило - потому что там был настоящий - с полосами и диспетчерской, с аэровокзалом и даже с лайнерами - аэропорт, и морской порт там был в другом углу - по-моему, даже была вода налита в специальную ванну, а посреди зала на длинном столе красовалась модель железной дороги."
  
   И даже в финале:
  
   "Он хотел ехать. Он был готов. Он был полон почти позабытой силы, а мне нужно было только подняться на три ступеньки."
  
   Похоже, вычиткой автор не заморачивался. Хотя, надо сказать, несмотря на "былины" текст читается гладко -- вытягивает общий уровень. Но вот относительно идеи -- не впечатлило.
   Собственно, это рассказ о том, как мальчик вырос, стал "олиграхом", и реализовал детский каприз -- теперь в качестве игрушки у него "настоящая" железная дорога.
  
  
   Смерть приходит вовремя
  
   Основная проблема текста -- недостоверность мира. Изъян кроется уже в самом замысле. Ведь если люди запросто меняют генокод, обеспечивая бессмертие, то почему же не запрограммировать смерть? Пусть рулетка крутится до, а не после рождения. И зачем сообщать о дате смерти? И к чему такой варварский способ умервщления, будто списанный автором из плохих рассказов про "кровавую гэбню"? В общем: "Не верю!"
   Стиль неплох. Во всяком случае слова - "паразиты" встречаются редко.
  
  
   Девочка которая знает...
  
   Попытка написать "ужас". Но, на мой взгляд, неудачная. Атмосферу создать не удалось. Возможно, помешали стилистические огрехи:
   "Вторым, как и сказала Саша, был Коля, он задохнулся. Задохнулся в течение рабочего дня у себя в кабинете. Никто не мог понять, что происходит, когда он внезапно схватился за горло и полез одной рукой в рот, словно пытался что-то вытащить. Казалось, что он готов был полностью засунуть всю руку. Он упал на колени, продолжая попытки. Его глаза округлились, он задыхался. Понимая, что так он себе не поможет он схватил со стола ручку, одновременно пытаясь сделать вдох, вытащил пасту и уже готов был проткнуть себе горло, как неожиданно повалился на пол и больше не двигался."
   Кроме "былин" и "оназмов" сама по себе манера протокольно описывать события явно не улучшает рассказ. Вообще, мне кажется, написать качественный "ужастик" - задача не из лёгких. Здесь она усложняется ещё и тем, что рассказ не содержит идеи. Это такая "быличка", однако лишённая той непосредственности, с которой подобные истории рассказывают в пионерлагере после отбоя.
  
  
   Король рыбок
  
   Фантасмагория с элементами стёба, как мне кажется. Фантидея забавна, но вот реализация... Получилась, на мой взгляд "ни богу свечка ни чёрту кочерга". Для "настоящей" фантастики слишком абсурдно, для "настоящего" абсурда -- градус сумасшествия низковат. И общее настроение текста... я назвал бы его "нечеловеколюбивым". Какой-то отрицательный посыл ощущаешь. Стилистика в начале пестрит "былинами" и "егозмами", потом несколько выправлятся.
  
  
   В петле времени
  
   А этот "мамонт", кажется, приблудился из стада "СССР-2061". Думаю, там он был отсеян из-за откровенной вторичности.
   Уж если берёшься писать фанфик, то надо либо "держать марку", максимально воспроизводя стиль и антураж оригинала, либо, сохраняя канву, вкладывать нечто совершенно новое. Здесь, к сожалению, нет ни того ни другого. Бледное подобие Булычёва, с кусочками современного торжествующего мракобесия. "Задачки по метафизике" - это сильно! Кургинян аплодирует стоя!
   В стилистике изобилуют "оназмы" и "былины":
   "Было немного грустно оттого, что каникулы кончились и начался учебный год и надо "собраться" и "поднапрячься" чтобы не отстать от отличников, но Алисе хотелось какого-нибудь приключения, чтобы можно было "официально" отлынить от уроков, а его то как раз и не было. Сегодня был один из тех дней..."
   ...
   "он обязательно проверит, занималась ли она сегодня. Нет, конечно Алиса любила учиться, но приключения она любила еще больше. Сколько раз она давала папе слово, что с приключениями до каникул будет покончено, но она же не виновата, что приключения ее не спрашивают, что Алиса как магнитом притягивает их к себе, конечно, не без ее помощи. Правда, это может плохо закончится, вот, например, сегодня она увидела на площади..."
   В общем, я бы своим детям читать такое не дал.
  
  
   Данута и паук
  
   А вот эту сказку я, пожалуй, своей девятилетке подсуну. Вроде, ничего из ряда вон выходящего, а читать приятно. Необычный ход -- паук оказывается не посланником зла, а юношей, заколдованным за неуважение к старшим. Причём, открывается это не сразу, и поначалу ждёшь стандартного поворота. В этом изюминка сказки -- доброта Дануты, её доверие ко всем живым существам помогает девушке не только выручить из беды Мартина, но и найти свою судьбу.
  
  
   Жизнь-сон
  
   Рассказ показался мне несколько сумбурным. Вроде и написано хорошо, и идея присутствует, причём вполне здравая, а вот воспринимается как-то рвано... Может, дело в том, что нарисованные автором картинки "жизни-сна" уже многократно увидены? Во множестве фильмов про "тамошнюю" жизнь, снятых в манере эдакого "турбореализма", когда если роскошь, то кричащая, а если нищета, то крайняя, и если герой, то маргинал, и "цветной", к тому же. Получается снова набор клише, хотя и не самого низкого качества.
   Мне вообще кажется, что когда русскоязычный автор берётся писать про "заграницу", опасность попадания в клише умножается. Нужно очень хорошо знать "тамошнюю" жизнь, чтобы уметь видеть то, что ещё не заезжено масскультом.
  
  
   Дикари
  
   Интересная идея, и неплохо написано, но мир не кажется достоверным. Ладно, с "эфирцами" всё понятно -- без ресурсов "планетян" им придётся туго. Но вот насчёт другой стороны обмена... Как могла возникнуть и развиться жизнь на планете в том виде как она есть, если единственный источник столь необходимых микроэлементов -- металлолом, падающий с неба? И второй вопрос -- откуда взялся в небе этот металлолом? Из чего и как строят свои корабли "эфирцы"?
   В общем, в "консерватории" явно нужно что-то подправить.
  
  
  
   Следуй за белым слоником
  
   Как же приятно бывает ошибиться! Начиная читать этот самый объёмный в группе рассказ, я был готов собрать волю в кулак, и продираться сквозь десятки килобайт неудобоваримого текста. Ведь, чего уж греха таить, большинство произведений на СИ обычно "оставляют желать", и потому большие рассказы я всегда берусь читать неохотно.
   Но автор молодец! Если эмоциональную вовлечённость можно назвать удовольствием, то он его доставил. Причём, сопереживание герою усиливается к финалу, одновременно с нравственной "перековкой" персонажа. Все авторы-"мистики" десятой подгруппы, обратите внимание -- вот ТАК это делается! Баланс между реальностью и потусторонним, достоверность деталей и психологического портрета -- ключи к успеху. Особый "респект" автору за финал! Берёт за живое, оставляет сильное щемящее "послевкусие".
   Отличный рассказ!
  
  
   Вглубь веков
  
   Попытка написать "старую добрую" фантастику. Основная проблема -- заезженность темы. На ниве перемещений в доисторические времена трудно найти что-либо новое.
   В целом рассказ неплох, такое "лёгкое ненагружающее чтение". И если судить по этим меркам, то вполне органичен. Недостаток в том, что прочитал его, и забыл.
  
  
   Торговые отношения
  
   Цитата из "Арии" как эпиграф, и посвящение Кипелову насторожили. Обычно в подобных случаях следует "рубилово и мочилово", абсолютно вторичное, и не обременённое мыслью. Здесь автор, к счастью, мои ожидания обманул. Хотя и не сразу, и не так эффектно, как в случае с "Белым слоником".
   Для того чтобы получился крепкий, ироничный и стёбный текст (а ведь именно этого пытался достичь автор?) не хватает совсем немного. Подчистить бы стилистику, доработать бы образы, и будет совсем хорошо. В тексте много "былин" и "оназмов". Фрагмент приводить не буду, но их там есть. Раскиданы равномерно.
  
  
   Шарики
  
   Ещё один неожиданно неплохой рассказ. Такой юморок на грани с чернухой и абсурдом. Рассказ выигрывает как раз за счёт последнего -- фантасмагорическая картинка гигантских змей, поедающих шарики, "доставляет". Умело вплетна "любовная тема". В общем, хоть и простенько, но оригинально.
  
  
   Тихое местечко
  
   А это просто энциклопедия маразмов, и хрестоматийный случай -- что бывает с людьми, воспитанными телевизором. Возможно, конечно, автор не из их числа, но впечатление ровно такое. "Аристократы и гибнущая интеллигенция", умученные злобными большевиками, и вздумавшие отомстить далёким потомкам, герой-рантье, которого зовут то Михаил то Максим, живущий на проценты с продажи квартиры, героиня-идиотка со странным именем АнДжела, кидающаяся иконами в зомби...
   Стебаться над этим текстом можно долго и со вкусом. Но я не буду, из соображений человеколюбия.
  
  
   Синяя курточка
  
   Хороший рассказ, но есть некоторый диссонанс. Сначала читателю сообщают, что Суфирь была матерью океана, причём утверждается, что в этом "никто в деревне не сомневался". Затем следует изложение судьбы героини. И как только говорится, что мальчика стали брать в море, - интрига раскрыта. Не знаю как другие читатели, а я ощутил некоторое разочарование. Получается так, что если говорить приземлённо, то несчастная женщина повредилась рассудком, потеряв сына. Но почему "не сомневались" остальные жители деревни? Они-то вряд ли помешались вместе с Суфирью. Понятно, что речь здесь идёт о сострадании и сочувствии, но... как-то неправдоподобно выходит.
   И неужели в деревне рыбаков это был первый такой случай, чтобы удачливый рыбак, пусть даже ребёнок, утонул? Мне кажется, вряд ли...
   Простите, автор, моё занудство. Я просто пытаюсь облечь в слова то чувство диссонанса, которое испытал, читая рассказ.
   А вот финал хорош, пронзительный. Да и вся история в целом трогает за живое.
   Стиль не идеален -- довольно много "былин" и "оназмов":
   "В деревне рассказывали, что мальчишке было семь, когда велосипед сломался. Долгое время он ходил мрачный и понурый, голубые глаза были полны мучительной тоски. Суфирь не знала, как отвлечь сына: на новый велосипед денег не было...
   ...
   И не дожидаясь ответа, он со всех ног бежал в сторону воды, пронизанной удивительным мягким светом заката.
   Почему-то в такие моменты она не хотела его останавливать. Даже кричать что-нибудь вдогонку казалось неправильным, кощунственным: а вдруг ее голос ненароком затопит и океан, и закат, и шум прибоя?
   ...
   Суфирь не была на похоронах: не видела, как жители деревни опускали в яму пустой гробик, как засыпали его землей и ставили крест, как читали молитвы. Не она установила памятный венок на том месте, где была найдена синяя курточка - венок, который тоже вскоре был унесен океаном."
  
  
   Сардок
  
   АВТОР! НЕМЕДЛЕННО ПОВТОРИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ "НЕ" И "НИ" !!!
   И не только их. Ваша безграмотность ужасно режет глаз и мешает чтению. Надо влепить бы вам "кол" только за это...
   Теперь продолжаем разговор.
   Ещё один "морской" рассказ. Видны авторские усилия передать колорит.
   Но вот идея... Честно говоря, я не понял. Это что же, Найна из загробного мира прибрала капитана к рукам? Хотя клялась, что на него не претендует? Какая-то жутковатая любовь получается...
   Финал -- все умерли, и всех жалко. Жалко Найну, жалко капитана, жалко его семью. Всплакнём?
   Стиль... Те же претензии, что и к предыдущему тексту, но в превосходной степени:
   "Последнее, что капитан видел, были протянутые к нему руки и термос.
   В следующее мгновение водяной вал обрушился на мостик скрыв их друг от друга (Кого от кого скрыв? Руки от термоса?) и так же, с негодующим рёвом, схлынул в море. На мостике стоял Сардок не понимая, что это было. И было ли это? Мостик был пуст.
   ...
   Но Сардок не смел пересилить себя и вернуться на своё место предназначенное только ему - капитану. Он обедал у себя в каюте извинившись перед всеми за своё отсутствие. Он ни как (!!!) не мог и предположить что утрата Найны так скажется на его душе. Он даже не рад был тому, что они возвращались домой. Если бы только можно было повернуть время в спять (!!!)... Сардок знал, чувствовал, что если бы он тогда не согласился на близость с Найной - она была бы жива. Была бы в команде, вместе со всеми."
  
  
   Трехцветный кот апокалипсиса
  
   "Сонет Цурена" в эпиграфе не впечатлил. Образы смутные, рифмы сомнительные. О чём это автор? О тщете всего сущего? А почему лист "бесполезен, но послушен"? И зачем он артисту?
   Теперь о рассказе. Собственно, это сублимация. Кто из юношей не мечтал о "Ней"? Да-да, разумеется о Ней, с большой буквы! И, конечно, Она -- средоточие всех совершенств, и, ясное дело, Она -- не от мира сего. И встретить Её среди обычных людей абсолютно невозможно. И, безусловно, Ей понадобится кто-то, кто расскажет о нашем мире... И это будет, разумеется, автор! В общем, перед нами очередные "томления юного Вертера".
   Надо сказать, написано, в общем, недурно. Характерные для начинающего длинные предложения, когда хочется в одной фразе сказать та-а-ак много! И сказать автору удаётся. Во всяком случае картинка рисуется.
   Только... при чём тут апокалипсис? Для пущей красоты и таинственности?
   Стиль в начале текста почти лишён "паразитов", но вот появилась "Она", а с ней и "оназмы":
   "Слово "сказочник" было ей незнакомо, она попросила объяснить его значение. Она смотрела с живым любопытством, печаль ее прошла, и это было прекрасно.
   ...
   Я спрашивал ее о литературе ее мира, но она только все больше удивлялась...
   ...
   Я смотрю на нее, как она читает, как она смеется над смешными эпизодами, как наливаются слезами глаза, когда она переживает..."
   Потенциал у автора есть. Дело за малым -- выйти за пределы собственных интимных переживаний.
  
  
   Тапочки, или Как не оставить реальности ни шанса
  
   И с первого предложения:
   "Тапочки были просто бешеные. Мало того, что гиперпространственные, так ещё и плюшевые. В виде медвежат. На глаз не определишь, насколько они функциональны. Хотя смотрелись здорово.
   Продавец тоже был в своём роде. Скелет. Как и положено, с белым остовом, гладким черепом, костлявыми конечностями. В остальном он напоминал Элвиса Пресли. Помните его? "Лав Ми Тендер" и всё такое.
   Но суть была в другом."
   Если о сути, то мне лично кажется, что суть этого текста в том, что автор не заморачивался. Вывалил на читателей кучу клишированных образов, и приправил заезженной "временной петлёй". Получилось такое "бла-бла-бла" ни о чём. Уж простите меня, автор...
   Ни идеи ни авторской задачи не просматривается. Юмор? Ну так подобного "юмора" написаны, наверное, уже терабайты.
   Хотя нет, одна идейка всё ж есть -- бутылку вина и пиццу в номер!
  
  
   Дневник атомного ракетного крейсера
  
   А вот это, да, юмор. И горькая ирония. И боль. Говорят, короткие тексты не могут соревноваться с крупными. Как знать... Кому-то и 8 Кб достаточно, чтобы сказать ВСЁ.
   Отличный ФИНАЛЬНЫЙ рассказ!
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"