Смоленцев Алексей Иванович : другие произведения.

Иван Смоленцев - неизвестный крестьянский русский поэт второй половины Хх века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о Крестьянской поэзии и о крестьянской поэзии моего отца - Смоленцева Ивана Ивановича (01.09.1935 - 11.02.1993). Олег Павлов пишет в газете "День Литературы": "Реальность крестьянской России открыли Пушкин, Толстой, Тургенев, Бунин... А воссоздали - Абрамов, Солженицын, Тендряков, Можаев, Залыгин, Носов, Солоухин, Астафьев, Белов, Лихоносов, Распутин, Шукшин...". А где же крестьянская поэзия второй половины двадцатого века? Есть только "деревенская проза"? На мой взгляд, критика наша умудрилась не заметить целый творческий пласт, а именно современную крестьянскую поэзию. Умудрилась, или побоялась? Провинция традиционно была "ближе" Столиц к земле и почве, - "на том стоим". Поэтому и разговор о Поэзии земли, о поэзии крестьянской начинать нам. Больше некому. Работа опубликована - Смоленцев, А.И. Иван Смоленцев - неизвестный крестьянский поэт второй половины XX века [Текст] // Петряевские чтения (8 ; 2005 ; Киров). VIII Петряевские чтения : материалы науч. конф., Киров, 24-25 мая 2005). - 2005.. - Љ. - С. 332-339.

  Учитывая сегодняшнее положение дел в русской культуре, Провинция, на мой взгляд, должна выступать не только хранительницей "своих" и общенациональных ценностей, но ставить вопросы перед Столицами. Конечно, и уровень постановки вопросов обязан быть таким, что Столицы, коль скоро они еще осознают себя частью (хотя бы - частью, о центре уже речь не идет) национального пространства не могли не задуматься над ответами на "провинциальные" (читай - русские) вопросы.
  Возьму на себя смелость утверждать, что один из таких вопросов, ответ на который необходимо искать всем литературным миром, есть вопрос: О крестьянской поэзии России второй половины ХХ и начала ХХ1 веков. Ответственно сообщаю, что вопрос этот среди генеральных, да и второстепенных направлений современной критики не числится как таковой. Между тем, не за горами столетие такого, ярчайшего для русской литературы и культуры в целом, явления как "Новокрестьянские поэты" - Клюев, Клычков, Есенин, Ганин (и другие. - А.С.). Как отмечает Энциклопедия: "Новокрестьянское направление русской литературы было обречено на вымирание" . Здесь необходимо уточнить: именно "обречено", то есть не отмерло само по себе, а было уничтожено. Урок был столь показателен, что критика до сих пор этой темы, Крестьянской, в поэзии предпочитает не касаться?
   О. Павлов пишет в газете "День Литературы": "Реальность крестьянской России открыли Пушкин, Толстой, Тургенев, Бунин... А воссоздали - Абрамов, Солженицын, Тендряков, Можаев, Залыгин, Носов, Солоухин, Астафьев, Белов, Лихоносов, Распутин, Шукшин..." . А где же крестьянская поэзия второй половины двадцатого века? Есть только "деревенская проза"?
  На мой взгляд, критика наша умудрилась не заметить целый творческий пласт, а именно современную крестьянскую поэзию. Умудрилась, или побоялась?
  Провинция традиционно была "ближе" Столиц к земле и почве, - "на том стоим". Поэтому и разговор о Поэзии земли, о поэзии крестьянской начинать нам. Больше некому.
  Заявленная тема: "Иван Смоленцев неизвестный крестьянский русский поэт второй половины ХХ века", не ставит своей целью определить масштаб поэтического наследия Ивана Смоленцева, но - лишь обозначить существование крестьянского направления современной русской поэзии на конкретном примере. И, тем самым, "воззвать к жизни" исследовательские силы, пока, хотя бы для проявления Крестьянской темы в современной поэзии.
   Поэзия крестьянского труда и быта, поэзия русского поля, горькая судьба русской деревни, детство времен военного лихолетья - главные темы творчества Ивана Смоленцева.
  "Основное в Вашей книжке - вятская деревня, судьба ее. А так же - труд земледельца, - так писал вятский поэт и прозаик Леонид Дьяконов в рецензии на рукопись стихов Ивана Смоленцева в феврале 1984 года, - Судьба трудна. Вы нашли тут точные слова: "Деревня - падчерица века, земли любимое дитя"... Или: "Не буран прошумел над тобою - похоронок густой листопад". В этих стихах-размышлениях много точно увиденного, убедительно выраженного. Я верю и тяжести Ваших тревог, и искренности Ваших радостей. Вот читаю про село: "А в угодьях - то греча по льну, то горох да подсолнух по клеверу". Читаю и радуюсь: хорошо увидено, точно записано" .
  "Любовь к земле" - это стихотворение в художественном мире Ивана Смоленцева прочитывается как программное. Здесь проявлены основные линии творческого напряжения: тема Любви и тема Боли за родную землю, тема Ответственности перед родной землей.
  
  Любви к земле никто не учит,
  Но живо в сердце с малых лет:
  Едва рассвет прорежет тучи -
  В густой росе проляжет след.
  
  Ты замирал, когда с восхода,
  Стирая тьмы немую вязь,
  На пробудившиеся всходы
  Заря безудержно лилась.
  
  С тех давних дней, как тихий голос,
  В твоей душе звенит струной
  Созревших нив высокий колос,
  Как отзвук радости самой.
  
  Теперь вглядись, проникнись болью
  К земле заброшенных полей:
  Каким трудом, какой любовью
  Ты в этот час ответишь ей?
  
  Атмосфера стихотворения: заря, рассвет, "немая вязь" дотворческой (то есть - до начала Творения) тьмы уходит, отступает. Заря льется на всходы и сами всходы - то есть только возникшие ростки и они - пробуждаются, и их касается заря. Все стихотворение это лепет возникающего мира. Лепет Любви - созидание это только Любовь. И сам лирический герой стихотворения: в начале своего пути ("живо... с малых лет"), он тоже росток, тоже лепет мира, тоже лепет Любви. В этом единство - трепетного рассвета (неба), пробуждающейся и начинающейся хлебной нивы (земли) и человека-ребенка, тоже еще пробуждающегося к жизни ростка. Единство и Любовь. Дальше зрелость: Боль и Ответственность - как следствие Любви и только любви. Если нет любви, откуда взяться боли? Боль есть плата за любовь. Чем больше Любовь и - смертная даже, тем больше Боль - и смертная тоже. Отсюда - Ответственность. "Любовь-Боль" сама по себе величина абстрактная. "Любовь-Боль-Ответственность" в этом триединстве осуществляется Человек в его земном предназначении. Ответственность - это уже и труд. Труд во имя Любви.
  Но так ли прав автор, утверждая: "Любви к земле никто не учит"? Никто? В атмосфере стихотворения это оправдано. Зарю никто ни "льет", она сама, всходы никто не пробуждает, они тоже сами, детское сердце никто ни учит любви к земле, любовь сама живет в сердце. Этим "Никто" в стихотворении подчеркнута, обозначена, утверждена Божественная сущность всяческого Начала. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец" (Откр.1:8) и "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (Иоан.4:8). "Начало" и "Любовь" - дыхание, атмосфера стихотворения. Поэтому автор и говорит не - "учит", а - "живо". И этому действительно никто ни учит. Бог дает это начинающемуся человеку в Дар. Дальше - жизнь. И каждый делает свой выбор. Либо сохраняя верность Любви, либо...
  Грамотно прочитывать творческий мир поэта можно только в контексте личной биографии. Лирическая биография "обретает почву" и цельность только в координатах судьбы.
  Иван Смоленцев: Координаты судьбы
  Иван Смоленцев. Год рождения: 1935. Место рождения: деревня Бор (существовала с 1740 года и называлась починок Над Ключом Кипуном, род Смоленцевых жил там с 1808 года), в 55 верстах западнее города Уржум Вятской губернии. Крестьянская семья. Девять детей - три брата, шесть сестер.
  Перед самой войной Смоленцевы покинули Бор, перебрались, за три десятка километров, в село Косолапово. В феврале сорок второго ушел на фронт отец, Иван Кузьмич, дети остались с матерью, Анной Алексеевной. И в первый класс Иван пошел тоже в сорок втором. Потом была похоронка на отца, пропавшего без вести на Харьковском направлении. Потом ушли на фронт старшие, брат Петр шофером, сестра Мария зенитчицей.
  В деревне Иван Смоленцев прожил до 1953 года. Потом - служба на Тихоокеанском флоте (г. Владивосток), Поволжский лесотехнический институт в Йошкар-Оле, Кировский институт лесной промышленности, кандидатская диссертация, двадцать пять авторских изобретений, два поэтических сборника "Ветры севера" (1967. Киров. ВВКИ), "Облако над полем" (1986. Москва. "Современник"), возвращение на малую родину (связь с которой и не прерывал в течение всей жизни) в 1986, две плотины, на реках детства Буй (с. Косолапово) и Лаж (с. Кузнецово, в трех километрах от д. Бор), построенные по собственному проекту, и - "календарь судьбы: февраль", - 11 февраля 1993 года, последняя дата его жизни. Похоронен Иван Смоленцев на косолаповском сельском кладбище.
  
  Читая стихотворение "Любовь к земле" как факт биографии автора, понимаешь, что "с малых лет", "с тех давних дней", - это для него, родившегося в 1935, еще предвоенное счастливое время - начало и любовь -деревня Бор и речка Лаж, ледяные ключи бьющие из под земли "Едыгарка", "Ширкунчик" и "Кипун", церковь в которой крещен Владимиро-Богородицкая в с. Кузнецово и Кузнецовское кладбище, где - несколько поколений предков. И леса, и поля, приволье и раздолье, - "отзвук радости самой".
  И вот уже не родной Бор, а деревенька Азянково прилепившаяся по речке Буй к селу Косолапово. И тут же, почти сразу после переезда - Война.
  "Война свой счет вела на роты, а мы на братьев и отцов", - вот она арифметика поколения. Сказать-то ладно, - считать каково было. Иван Смоленцев и самому счету начал учиться в том году, когда отца его Война в свой счет уже включила. Факт биографии - факт творчества.
  Стихи Ивана Смоленцева о жизни сельской деревенской крестьянской времен военного лихолетия - это о том, как надо было Любовь к земле, Богом данную изначально в дар, в себе сохранить, выпестовать эту Любовь в сердце, осознанно уже полюбить. Полюбить так: "Что коль вырвешь любовь -/То и душу" (Ты да я -/Мы ведь тоже народ)". То есть смертной связью с землей родной связаться. Так уроки судьбы учить, что они зароками стали.
  
  ЗАРОК
  - Не восполнив, крупицы не трону, -
  Говорит, будто давний зарок,
  Вспоминая до боли знакомый,
  Обжигающий душу урок.
  
  Где-то там, через дали и броды,
  Видит он,
  Как на сломе войны
  Детям мать подсоленную воду
  Подает, занемев от вины...
  
  Здесь тоже, не сочинено - прожито, выучено. От Любви до Ответственности выучено. И не раз еще повторит он, - обращаясь и к Горе и к Полю, - я в долгу.
  Ответственность перед родной землей и заставляла его вроде и в мирное уже радостное время "несвоевременно" (как замечали ему) говорить "о трагедии сел деревень о полях, где не сеем не пашем". Боль за сегодняшнее состояние деревни и вера в то что народ и земля и деревня вместе с ними все-таки преодолеют все - вот основа его творчества. А силы и веру черпал в русской истории и в неизбывной силе земной. И лучшим подтверждением словам и Вере стало возвращение в 1986 году на Родину в Косолапово. Об этом он писал в стихотворении "У иссохшего пруда", для этого возвратился - "возрождать время дом и сад". И поставил две плотины, два пруда возродил
  
  Если же подходить к теме военного лихолетья в творчестве Ивана Смоленцева с позиций исследовательских, то уместно будет рассмотреть стихотворение "Набат". В нем если не квинтэссенция темы, то, по крайне мере, символическая концентрация подтекста всего пути пройденного деревенской "тыловой" Россией в годы Войны.
  НАБАТ
  Конь рухнул в заносе отлогом
  И ломко, с надрывом, заржал.
  - Мы, кажется, сбились с дороги,-
  Я женщине тихо сказал.
  
  Безжалостней вьюга завыла,
  Тревогой надвинулась ночь...
  о женщина молча решила
  Без страха беду превозмочь.
  
  Мы подняли, сладя с подпругой,
  Коня. И, судьбы не коря,
  Вновь шли сквозь сумятицу-вьюгу,
  Встречь ветру дорогу торя.
  
  Мы сгинем, казалось порою,
  В ночи, не оставив следа.
  Металась погибельным роем
  В расколотом мире беда...
  
  Под утро нас вывел из ада
  Набатный спасительный гуд.
  И конь, замерев у ограды,
  Все слушал как звуки плывут.
  К этому стихотворению могут быть замечания внешнего текстового плана, символический же подтекст практически безукоризнен. Атмосфера стихотворения: вьюга, метель - снежная стихия, холод, ночь: все соотнесено с образом "ада". Понимание фронтового пекла как "ада" традиционно для литературы. Тыловая жизнь, и жизнь деревни традиционно с адом не соотносится. Но здесь другой масштаб, в понимании - ни фронта, ни тыла: "вставай, страна"- фронт везде. Раскол мира не по фронту и тылу, но - по линии обороны-наступления. Вообще состояние Войны как состояние раскола и стихии. На фронте был свой ад, в тылу - свой, но - и тот и другой -Ад Войны. Путь тыловой русской деревни через ад Войны - вот подтекст стихотворения. Кто "участники" этого пути в стихотворении? Во-первых, Конь - с него начинается повествование; во-вторых, Подросток; в третьих, Женщина. Женщина в стихотворении - основная сила: она решает превозмочь беду, подросток ей помогает ("Мы подняли..."). Почему подросток, а не мужчина? Если бы среди действующих лиц был мужчина, - решение принял бы он. Это в стихотворении. А если назвать силы "вытащившие" тыловую Россию? Три силы - женщины, подростки, кони. Память об этом свежа и доказательства - излишни. Так было. Это факт истории.
  Следующий аспект: название стихотворения "Набат". Что такое "Вставай, страна огромная" как не набат. Набат и есть. Но есть и другое. Набат - это колокол, колокол - это церковь, церковь - это Бог... Основа Спасения. Это - символически, а в реальности как было? Сейчас благодаря открытым документам известно, что Гитлер огромное значение придавал мистическому элементу, были созданы целые подразделения, в задачу которых входило привлечение оккультных сил на сторону фашисткой Германии. Это факт. Как факт и то, что Сталин привлек на помощь советской армии Православие (возрождение Патриаршества, открытие церквей).
  В любом случае, победа советского народа над врагом по существу была победой духа, а не только силы. Силы у врага поначалу было больше, но в каждом, в каждом(!) нашем сердце звучало как набат и заставляло идти сквозь Ад - "вставай, страна огромная". Об этом и пишет Смоленцев в стихотворении "Набат".
  И далее, если рассматривать весь творческий пласт, посвященный деревне военного времени, то мы видим, что главные герои стихов Смоленцева женщины, подростки и кони - действительные герои реального мира тех лет. Именно на этих героях и сосредоточенное авторское внимание. В рамках короткого сообщения к сожалению нет возможности подробно остановиться на прочтении темы военного лихолетия. Отметим лишь одно. Решение этой темы осуществляется в двух направлениях: стихи-реалии и стихи-символы. Для прояснения последнего термина приведем пример:
  
  ВЕТЛА
  Ты прав:
  Похвально откровенье.
  Но не брани, что не светла,
  Не говорлива за деревней
  В снегу увязшая
  Ветла.
  
  Ее невзгод никто не мерил,
  Никто ее не защищал,
  Когда мороз, лютуя зверем,
  Над ней, замерзшею, трещал.
  
  Она тогда свою открытость,
  Собрав крупицами тепла,
  В своем стволе полузабыто,
  Как вздох, последний,
  Берегла.
  
  ...Еще ей петь,
  О чем не пелось,
  Порой счастливой
  Дорожить,
  Не осуди ее за смелость
  Самой собой
  В невзгодах быть.
  В судьбе Ветлы читается не только образ судьбы женщины крестьянки средины двадцатого века, не только вообще русской женской судьбы, но и, традиционно для русской литературы, через образ женщины - образ Родины.
  Однако и стихи реалистические у Смоленцева достигают порой обобщающей силы за счет верно выбранной интонации повествования, точных деталей переживания лирической ситуации, ведомых не стороннему наблюдателю, но, лишь, - участнику события.
  ШЛИ КОНИ
  Да вот, он -
  Хоть слева, хоть справа
  Взгляни -
  Тот тесовый навес,
  Где всюду высокие травы
  И тут же ленок-долгунец,
  Где я на затесах сарая -
  Поверх хомутов и вожжей, -
  Как длинную повесть, читаю
  Знакомые клички коней:
  Вот Верный
  В соседстве с Задором,
  Ударник, Планета, Волна...
  Кто знал,
  Что совсем уже скоро
  По миру ударит
  Война?
  В строй - Верный,
  Планета - в обозы,
  Двужильный Ударник - в хомут...
  Сквозь голод, сквозь смерть и морозы
  Не все эти кони пройдут.
  Не все...
  Но сквозь вьюги, сквозь беды,
  Изведав труды и бои,
  Шли кони,
  В сказанье Победы
  Вписавшие клички свои.
  Стихи Ивана Смоленцева правдивы. Чего точно нет в них, так это лжи. "Строка навязчива порой,/Порой бездумна и фальшива./И лишь одна строка нелжива,/Та, что повенчана с судьбой". Он писал только о том деле, которое сам делал, о той жизни, которой сам жил. Конечно, сопричастность событию не главное качество для поэзии. И стихи Ивана Смоленцева ценны не только правдой факта. Его лучшие строки открывают через правду быта - правду бытия, которая в основе своей и есть - художество. Он не только сумел прожить одной с поколением и страной жизнью, но сумел осмыслить, понять время, сумел рассказать об этом. Сумел не замкнуться на своей биографии, на деталях судьбы. Но, восприняв боль, очистив испытанием душу, не просто выжил, но дорос до осмысления того, почему выжила деревня, почему выжил он, почему народ, не только выжил, но победил в Великой войне, почему вообще всегда побеждали русские люди, в чем сила русская, русский секрет. И он ответил: В силе земной, в - земле, на которой и крестьянин стоит и деревня его, и лес. В земле, которая и поле и пашня и луг. Поэтому и земля, не просто земля для крестьянина, его земля это и - небо: Так это и в творческом понимании Ивана Смоленцева: "От земли у неба красота./Мы, взлетев за тучи, видим небыль:/Небо без земли - уже не небо -/Скучная, немая пустота". Земля - основа крестьянского космоса: в котором твердь - правда быта, а воздух, небо - правда бытия. И одно без другого не мыслимо и существует только совместно. Как во Вселенной.
  
  Примечания
   Литературная энциклопедия, М., 2001. С.658.
   Там же.С.659.
   "День Литературы" Љ9, 2004. С.4-5.
   "И.И.Смоленцеву". Рецензия на рукопись стихов (Машинопись. 4 листа. Личная подпись Л.В.Дьяконова). 5 февраля 1984.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"