Герлах Б., Майснер С. : другие произведения.

Еврейская жизнь в Пфальце: Путеводитель по культуре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Достоверная история евреев в Пфальце охватывает более тысячи лет. Десятилетия мирного сосуществования сменялись фазами презрения, притеснения и гонений, вплоть до попытки полностью покончить с еврейской жизнью в ХХ веке, в том числе и в Пфальце. В начале этого, нового тысячелетия многие люди в Пфальце ищут контактов с укрепляющейся еврейской общиной, которая получила толчок для продолжения еврейской жизни после строительства впечатляющей своей архитектурой синагоги "Beith Schalom" в старинном городе Шпаере ("Шпира").


http://www.christen-und-juden.de/html/kukatz2.htm

JЭdisches Leben in der Pfalz
B. Gerlach / S. Meißner (Hg.)
Speyer 2013
ISBN: 978-3-939512-58-5

Ein Kultur-ReisefЭhrer

   Перевод с немецкого: Евгений Смотрицкий

Еврейская жизнь в Пфальце

Путеводитель по культуре

  
  
   Страницы 13-25.

Предисловие

  
   Достоверная история евреев в Пфальце охватывает более тысячи лет. Десятилетия мирного сосуществования сменялись фазами презрения, притеснения и гонений, вплоть до попытки полностью покончить с еврейской жизнью в ХХ веке, в том числе и в Пфальце. В начале этого, нового тысячелетия многие люди в Пфальце ищут контактов с укрепляющейся еврейской общиной, которая получила толчок для продолжения еврейской жизни после строительства впечатляющей своей архитектурой синагоги "Beith Schalom" в старинном городе Шпаере ("Шпира").
  
   Свидетелей времени, которые в последние десятилетия ещё могли бы рассказать о своём ужасном опыте, становится всё меньше. Тем важнее указать на ещё явные свидетельства еврейской культуры, которые могут передать впечатление о еврейской общинной жизни и о значительных еврейских личностях. Далее предпринимается попытка внести вклад в это дело.
  
   Идея этого путеводителя по культуре возникла в ходе обсуждения в христианско-иудейских рабочих группах как евангелической, так и католической церквей Пфальца. Нашу задачу мы видим в том, чтобы вступить в живой диалог с евреями нашего региона и сделать доступной еврейскую культуру и религию через посещение соответствующих мест и учреждений для как можно большего числа людей. Сюда относятся (бывшие) синагоги, ритуальные резервуары для омовения (миквы - прим. пер. Е.С.), еврейские кладбища, так же как и музеи или памятные места. Поскольку имеющаяся богатая литература об этом отчасти труднодоступна, мы договорились составить маленький, по возможности практичный путеводитель о самом важном относительно иудаики в Пфальце.
  
   Отдельные главы, которые рассказывают о регионах Пфальца, дают, прежде всего, сжатый исторический обзор. Затем следуют предложения для пеших прогулок в каком-то городе или поездки, которая связывает еврейские места в соседних общинах. Кому этого недостаточно, тот найдёт в конце каждой главы информацию о дополнительной литературе или помощь в интернете. Заканчивается книга полезными обзорными списками.
  
   В какой бы форме вы не приобщались к еврейской истории - в форме пешеходной прогулки, велосипедного тура или большой экскурсии - вы найдёте здесь полезные указания для своей подготовки.
  
   От обеих рабочих групп
  
   Доктор Штефан Майснер (Dr. Stefan Meißner)
   Председатель рабочей группы церкви и евреев (Judentum) евангелической церкви Пфальца (протестантская церковь федеральной земли)
  
   Бернхард Х. Герлах (Bernhard H. Gerlach)
   Член сообщества "Христианство - иудаизм" экуменической комиссии епископства в Шпайере
  
  
   Краткий обзор истории евреев в Пфальце
  
   Бернхард Кукацки
  
   От средневековья до раннего Нового времени
  
   Пфальц относится к регионам Германии, которые имеют богатую еврейскую историю и традицию. Предположительно, первые евреи поселялись уже в позднеримскую эпоху. Веками еврейские семьи и еврейские общины были постоянной составной частью повседневной жизни в городах и сёлах. До времён Французской революции нельзя говорить о единой и цельной еврейской истории региона, поскольку до этого времени Пфальц был разделён на множество княжеств и территорий, которые предоставляли своим еврейским подданным совершенно разные условия жизни и права. Разброс был от изгнания и запрета на пребывание на территории страны до благожелательной поддержки еврейских поселений соответствующим правителем.
   Существование многих еврейских общин в средние века подтверждено документально. К самым известным относятся общины Ландау, Кайзерслаутерна, Нойштадта и Кузеля, а также Ламбсхайма (Lambsheim), Клингенмюнстера (KlingenmЭnster) Дайдесхайма (Deidesheim) и, прежде всего - Шпайера. Уже с семидесятых годов XI века в этих местах достоверно известны евреи, которые происходят из знаменитой майнцской семьи Калонимидов. Но подлинная история евреев Шпайера начинается лишь в 1084 году, когда евреи из Майнца и Вормса были изгнаны, а властями города Шпайера и епископом Рюдигером Хуцманом (Bischof RЭdiger Hutzman) были приняты. Им были предоставлены такие права, которыми еврейские общины того времени обычно не обладали нигде. Так, их квартал для защиты был обнесён стеной, они получили право на свободную торговлю, собственную юрисдикцию под властью раввина, право на покупку земли и учреждение своего собственного кладбища. В Привилегии от 1084 года указывается: "Во имя святой и нераздельной Троицы. Я, Рюдигер, по прозвищу Хуцман (Huozmann), епископ Шпайера, полагался на моё стремление сделать из маленького города Шпайера крупный город мирового значения, ещё больше поднять честь нашего городка путём заселения евреями". И дальше читаем: "В общем и целом я даровал вам как высшую благосклонность закон, лучше которого нет у еврейского народа ни в одном городе Германской империи". Эта привилегия была подтверждена императором Генрихом IV в 1090 году.
   При таких условиях Шпайер мог развиться в духовный и культурный центр. Вместе с Вормсом и Майнцем они развили собственную традицию. Решения синодов трёх ШУМ-городов (ШУМ - Шпайер-Вормс-Майнц - прим. пер.) были решающими для немецких евреев. В Шпайере, как и в других средневековых общинах, на протяжении веков вновь и вновь доходило до ужасных преследований и изгнаний. О периоде расцвета еврейского Шпайера говорят каменные остатки средневековой синагоги и миквы. Из-за изгнаний до этого преимущественно городское еврейство с XVI по XIX века превратилось в еврейство с преобладающим сельским населением. На разделённой до Французской революции на сорок различных княжеств территории Пфальца сформировались из-за различного правового положения региональные поселения со своими особенностями. Так, сравнительно мало евреев жило в общинах Герцогства Пфальц-Цвайбрюккен или в Курпфальц и в княжестве-епископстве Шпайер. Напротив, непропорционально много еврейских семей селилось на территориях Ляйнингена (leiningischen Territorien, Leiningerland), в Княжестве Нассау-Вайлбург (FЭrstentum Nassau-Weilburg) и других небольших графских или дворянских территориях. Особенно в дворянских деревнях доля еврейского населения часто достигала более десяти процентов.
   Если посмотреть статистические обзоры начала XIX века, то есть вскоре после окончания периода феодальной системы, две дюжины пфальцских общин показывали долю еврейского населения по меньшей мере в 10 процентов. К ним относились, среди прочих, Альберсвайлер (Albersweiler), Бёхинген (BЖchingen), Карлсберг (Carlsberg), Эссинген (Essingen), Грюнштадт (GrЭnstadt), Рюльцхайм (RЭlzheim), Штайнбах-на-Глане (Steinbach am Glan) и Тешенмошель (Teschenmoschel). Около дюжины общин вообще отмечали долю в населении более чем в пятнадцать процентов. Сюда относятся такие деревни как Бузенберг (Busenberg) (19%), Гауэрсхайм (Gauersheim) (26%) или Ингельхайм (И?нгельхайм) (29%). При этом религиозной толерантности и желанию свободных от предрассудков и суеверий реформ уделялось меньше внимания, чем явно выраженному фискальному интересу местного властелина. Разумеется, пфальцские евреи XVIII, начала XIX веков, благодаря учреждённому ими налогу на безопасное проживание (Schutzgeld) и взиманию пошлины с проезжающих евреев (Leibzollgeld) как источнику доходов, были желанной группой населения, чтобы пополнять часто тощий бюджет соответствующих князей. Эти дополнительные платежи сперва должны были быть заработаны тяжелым трудом. Из-за изданного христианами "Запрета на осуществление профессиональной деятельности" ("Berufsverbot") столетиями евреи были исключены из земледелия и ремесленной гильдии (zЭnftigen Handwerken). В Пфальце это также привело к тому, что трудовая деятельность евреев сосредоточилась в сфере торговли. Особенно много евреев было среди торговцев скотом, вином и табаком. Среди прочих профессий следует отметить большую долю мелких торговцев, мясников, старьёвщиков и торговцев вразнос. Подавляющее большинство евреев жило скромно: примерно седьмая часть вела жалкое экономическое существование, занимая маргинальное положение в обществе или даже находилось вне общества.
  
   Период французов и Баварии
  
   Важный переломный момент в истории и развитии пфальцского еврейства составил "французский период". В 1791 г. Национальное собрание Франции в Париже постановило о немедленном и безоговорочном освобождении евреев от всех оков и ограничений феодального государства и тем самым превращало их в равноправных граждан наравне с христианами. Несколько лет спустя после оккупации и последующего присоединения к Франции левобережных районов Рейна (1797) "израэлитам", которых в департаменте Доннерсберг (DИpartement Donnersberg) было очень много, была подарена, как выразился тогда один высокопоставленный чиновник Майнцской префектуры, "эмансипация". После столетий, когда евреев терпели в статусе "евреи под защитой" ("Schutzjuden"), они стали равноправными гражданами как жители Пфальца.
   В наполеоновское время наряду с другими и пфальцские евреи были вновь существенно ограничены в большей части своих гражданских прав вследствие печально известного "Позорный Декрета" ("dИcret infame") 1808 года. С 1816 года Пфальц принадлежал Короле?вству Бава?рия. Его правительство не только отменило этот Декрет, но отчасти ещё больше усугубило его. Тем не менее, пфальцские евреи всё ещё обладали бСльшими свободами, чем их братья по вере на правом берегу Рейна в Баварии. Потребовались десятилетия прошений и борьбы вплоть до 1851 года, пока все чрезвычайные постановления в гражданском праве для евреев были отменены во всех частях Баварии. Если даже в середине XIX века ещё были ограничения в пассивном избирательном праве, то для местного уровня это уже не действовало. В Ингельхайме, где доля еврейского населения временами составляла добрую треть, с 1869 по 1884 бургомистром избирали Бернхарда Роосf (Bernhard Roos). Полное гражданское равноправие наступило лишь в 1871 году благодаря имперскому закону (Reichsgesetz). То, что с юридическим уравниванием в правах автоматически не наступает общественное равноправие, признал уже в 1857 году В.Г. Риль (H.W.Riehl) - основатель немецкой фольклористики и страноведения: "Даже если теоретически здесь простой человек столь толерантен по отношению к евреям, то всё же к себе - как везде в Германии - в глубине души он относится намного лучше, чем к самым благородным евреям; свидетельства старого презрительного отношения к евреям в народном языке и в вульгарных оборотах речи всё ещё живы в полном блеске. К примерам такого рода неуважения можно также отнести пасхальный обычай "сжигания еврея", например в Родальбене (Rodalben), при котором сжигали соломенное чучело и это практиковалось до 1945 года. Однако примерно в то же время (1856) писатель Август Бекер (August Becker) описывает ситуацию в уже упомянутом выше Ингельхайме намного позитивнее: "Именно евреи дают местности её истинное значение, деловую жизнь, а некоторые построили себе в деревне городские дома. (...) Здесь евреи владеют всеми гражданскими правами, участвовали как в работе местной школьной комиссии, так и общинного совета и ещё никто не слышал, чтобы это как-то повредило общине".
   Важное изменение принёс также наполеоновский Декрет 1808 года - Декрет о принятии постоянных фамилий. До этого у евреев было принято к собственному имени добавлять лишь имя отца. В распоряжении указывалось: "Те евреи нашей империи, которые придерживаются еврейского богослужения и до настоящего времени не имели постоянных фамилий и имён, должны быть обязаны в течение трёх месяцев после публикации нашего Декрета принять таковые и зарегистрировать их у чиновника ЗАГСа (Zivilstands der Gemeinde) по месту жительства". Так были отменены традиционные еврейские имена и так превратились Байсген Герц (Baisgen Herz) из Альзенца в Елизабет Готшау (Elisabeth Gottschau), Айзек Исаак (Aisic Isaak) из Шифферштадта в Исаака Ландманна (Isaak Landmann), в Биллигхайме Мойзес Гола превратилась в Катарину Риндфусс, Натан Секлу стал Исааком Бекером, а Элиас Эмануэль стал Петером Шварцем. Также по сравнению с другими немецкими областями должны быть зафиксированы такие часто встречающиеся принимаемые еврейские фамилии, как Вайль (Weil), Леви (Levi), Лёб (LЖb), Адлер (Adler), Штраус (Straus) или Штерн (Stern), представителей которых можно встретить почти исключительно в Пфальце. К этим типично еврейско-пфальцским фамилиям относятся Борманн (Bohrmann), Дельхайм (Dellheim), Эмсхаймер (Emsheimer), Фельзенталь (Felsenthal), Дорнбергер (Dornberger), Керн (Kern), Кольманн (Kohlmann) или Тутойр (Tuteur).
  
   От XIX века до сегодняшнего дня
  
   В середине XIX века, в 1853 году, еврейское население Пфальца достигло своего высшего уровня. 15 636 человек к этому времени составляли почти три процента жителей Пфальца еврейского вероисповедания. Но середина позапрошлого столетия была также началом значительных структурных изменений внутри еврейского сообщества. Еврейское население в сельской местности пострадало от экономического кризиса того времени ещё больше, чем христиане. Те кризисы были главным мотивом массовой миграции пфальцских евреев. Наряду с эмиграцией в США следует отметить также усилившийся в ходе миграции приток в городские центры, которые, как правило, предлагали более выгодные экономические условия. Эта тенденция привела к тому, что религиозные общины в сельской местности становились всё меньше и часто даже вообще исчезали, а еврейские общины в городах быстро возрастали. Город Людвигсхафен, в пределах которого проживал в 1871 году лишь 181 еврей, довёл тенденцию урбанизации среди евреев Пфальца до прироста в 1400 членов общины в 1931 году. Он был также единственным городом, в котором было существенное количество так называемых "восточных евреев" ("Ostjuden"). Карлсруэ и Мангейм - города на правом берегу Рейна - также получили большую пользу от притока пфальцских евреев. В "эпоху грюндерства" ("GrЭnderzeit") - экономического расцвета возникшей империи - евреи в городских центрах Пфальца также стали зажиточными. Тогда появились еврейские предприятия, такие как Felsenthal & Co. (переработка табака) в Кайзерслаутерне, Bernhard Roos AG (обувь) в Шпайере или построенная в Альбертсвайлере Соломоном Штерном (Solomon Stern) спичечная фабрика. Исидор Трифус (Isidor Trifus), первоначально пекарь и производитель мацы из Штайнбаха-на-Глане (Steinbach am Glan), в 1888 году стал основателем промышленности по обработке алмазов в западном Пфальце.
   Одна из организаций еврейской религиозной общины Пфальца в опубликованной в 1937 году работе охарактеризовала долю евреев в экономической жизни Пфальца и приняла во внимание также последствия национал-социалистической дискриминации: "В связи с этим следует сказать, что пфальцские евреи занимаются преимущественно торговлей. Характерной для них является оптовая и розничная торговля вином, табаком и выделанной кожей, торговля скотом и сельхозпродукцией, а также их занятость в кожевенной и табачной промышленности. Пфальцские евреи выполняли в области виноделия значительную работу по развитию и распространению винной торговли. Их доля значительно превышала нееврейскую часть. Однако сегодня (1937, прим. автора) их доля сократилась до нескольких процентов. Их доля в прошлом в табачной отрасли Пфальца оценивается специалистами в 50-75%. В то время как раньше функцию табачных брокеров в Пфальце выполняли почти исключительно евреи, сегодня (1937, прим. автора) они от этой функции почти полностью отстранены. В торговле табаком их доля составляла раньше около 50%. Сегодня (1937, прим. автора) она упала до нескольких процентов. Только как переработчики табака пфальцские евреи могут удерживать до сегодняшнего дня (1937, прим. автора) свою позицию, которая составляет примерно 50% переработки табака в Пфальце. Их торговля кожей в Пфальце оценивается примерно в 50%, и по сравнению с прошлым их доля изменилась несущественно. Более 90% торговли скотом в Пфальце находилось в руках евреев. В последние годы в этой отрасли еврейская доля сократилась почти до исчезновения. Свободные профессии (например, врачи и адвокаты, прим. автора) из-за расселения евреев по маленьким городкам и деревням с давних пор играли относительно маленькую роль".
  
   Если в 1983 году в Пфальце поднабралось немало 50-летних юбилеев разных фирм, то это также было следствием нацистской "политики ариизации", которая состояла в принуждении еврейских бизнесменов к продаже своих предприятий. Отстранение еврейских виноторговцев именно в винном регионе Пфальц имело губительные последствия и привело к катастрофической потере доходов. Инициированное нацистским гауляйтером Йозефом Бюркелем (Josef BЭrckel) в 1935 году создание "Германского винного пути" ("Deutsche Weinstraße") служило среди прочего цели помочь вновь поставить на ноги эту обрушившуюся марку. Очень немногие вернувшиеся после 1945 года пфальцские евреи занялись типичной для них ранее работой, такой как переработка табака на фирме Felsenthal в Кайзерслаутерне или в Рюльцхайме (RЭlzheim) Sotaco-Tabakhandelsgesellschaft Арнольда Файбельманна (Arnold Feibelmann). Как винные комиссионеры опять работали братья Майер (Mayer) в Бад Дюркхайме, вновь принялись за торговлю скотом Макс Лёб (Max Loeb) в Муттерштадте, Адольф Бир (Adolf Bier) в Сембахе или Салли Саломон (Sally Salomon) в Тальлихтенберге (Thallichtenberg).
   До 1917 года не существовало единой организации евреев в Пфальце. Каждая религиозная община была самостоятельной единицей. Религиозный культ для евреев Пфальца обеспечивали четыре раввина, за которыми Окружным судом были закреплены районы (Landgerichtsbezirke) с центрами во Франкентале, Ландау, Кайзерслаутерне и Цвайбрюккене. Кроме того, некоторые состоятельные общины оплачивали канторов и учителей. Только с учреждением Союза еврейских религиозных общин Пфальца (Verband der israelitischen Kultusgemeinden der Pfalz) пфальцские евреи получили возможность выступать в согласии и как одно целое.
  
   Еврейские общины в Пфальце в XIX веке подверглись сильному влиянию реформистского движения, которое принесло с собой изменения в богослужении (использование органа и хора, а также народного языка вместо иврита), в архитектурном стиле синагог, в толковании Торы и роли женщины. Большинство раввинов после 1850 года принадлежали к либеральному иудаизму, самое большое влияние имел раввин из Ландау Элиас Грюнебаум (Elias GrЭnebaum). Также будущий председатель реформистского иудаизма в Германии, доктор Цезар Зелигманн (Caesar Seligmann), был родом из Пфальца, или влиятельный реформистский раввин в США Бернхард Фельзенталь (Bernhard Felsenthal). Около 1850 года в разных местах было ещё примерно 60 микв. Но после 1920 года посещение миквы уже не было обычным и общепринятым, да и работали примерно лишь десять микв.
  
   В Первой мировой войне пфальцские евреи участвовали как пламенные патриоты - некоторые украшали свои еврейские жилища Железными крестами. На еврейских кладбищах в Бузенберге (Busenberg) или Грюнштадте (GrЭnstadt) могильные памятники в форме Железного креста свидетельствуют таким образом о любви к Отечеству. Кто внимательно рассматривает в Пфальце памятники павших в войне, часто сможет найти имена павших евреев, если они не были удалены во времена национал-социализма, как произошло в некоторых местах.
   За смертные жертвы за "Народ и Отечество" не воздалось евреям во время национал-социализма. Когда нацисты захватили власть в 1933 году, это вскоре смогли почувствовать также пфальцские евреи, в особенности после занятия высшей должности в местной администрации гауляйтером Бюркелем (BЭrckel), который был ярым антисемитом родом из Лингенфельда (Lingenfeld). Ещё с 20-х годов Бюркель обратил на себя внимание своим националистическим боевым и пропагандистским листком (Kampf- Propagandablatt) "Der Eisenhammer" ("Кузнечный молот"). Он также дал распоряжение, чтобы великолепная синагога в Кайзерслаутерне была снесена уже в сентябре 1938 года, поскольку она не вписывалась в немецкий облик города. В 1933 году в Пфальце проживало ещё 6487 евреев, которые были организованы в 74 религиозные общины. Из-за начавшейся во время нацизма массовой эмиграции, прежде всего в США и переезда в большие города за пределами Пфальца, в которых они себя увереннее чувствовали благодаря анонимности, это число сократилось к 1937 году до 4294 человек. Между 1933 и 1937 годами из-за переселения пришлось распустить 12 из 74 религиозных общин, а их синагоги пришлось продать, среди них в Альзенце, Дайдесхайме, Франкенштайне или Фусгёнхайме.
   Кто верил до 1938 года, что вопреки всем видам дискриминации и унижений еврейская жизнь в Германии всё ещё возможна, тому объяснили не позднее Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года другое. В Пфальце также горели или были разрушены дюжины синагог, были разграблены еврейские магазины и жилые дома, а люди были подвергнуты унижениям и оскорблениям. Следствием этого стала новая эмиграционная волна. В конце 1940 года в Пфальце проживало ещё около 900 евреев - людей, которые не могли или не хотели расставаться со своей родиной, которые не могли больше получить разрешение на выезд или которых больше не хотела принять ни одна страна, люди, которые были слишком стары, больны или не имели средств. 22 октября 1940 года остававшиеся пфальцские евреи, без оглядки на то, старик это или маленький ребёнок, во всей империи были подвергнуты уникальной акции - депортированы в лагерь для интернированных лиц в городе Гюрс (Gurs) в Южной Франции. Лишь немногие избежали депортации, прежде всего евреи, которые жили в смешанном браке. Из депортированных в Южную Францию людей выжила лишь четверть, большинство оставшихся людей умерли в Грюсе или были переправлены в 1942 году в концентрационный лагерь Освенцим, где они были умерщвлены.
  
   Сразу после окончания войны в 1945 году выжившие в труднейших условиях попытались вновь воссоздать еврейскую религиозную общину. Религиозным центром и местом расположения правления примерно восьмидесяти членов был Ландау, где был также оборудован маленький молельный зал. В 1950 году еврейская религиозная община Пфальца приобрела статус Публично-правовой корпорации (корпорация общественного права) (KЖrperschaft des Жffentlichen Rechts (K. d. Ж. R.)) и одновременно правопреемницы всех бывших пфальцских религиозных общин. В 1953 году был оборудован молельный зал в сохранившемся здании управления бывшей еврейской общины в Нойштадте-ан-дер-Вайнштрасе. Также в Нойштадте в 1960 году был с большими усилиями организован еврейский дом престарелых, который, однако, в 1987 году пришлось закрыть из-за малого количества людей. Одновременно вынуждены были закрыть находившуюся там синагогу. После этого Кайзерслаутерн был единственным городом в Пфальце с 1965 года, в котором проводились богослужения в здании освященной синагоги на Баштайгассе (Basteiogasse). В 1960 году в Пфальце вновь проживало 600 евреев, немного репатриантов, но прежде всего иммигранты из Восточной Европы (?Displaced Persons`). С тех пор стареющая община постоянно становилась всё меньше, в 1992 году в ней было 72 члена, меньше, чем число кладбищ - около 80 - за которыми они ухаживали. Прекращение существования религиозной общины казалось предсказуемым.
  
   Благодаря иммиграции из стран СНГ последние 20 лет происходил прирост также молодых членов общины. Тем временем религиозная община Райнпфальца насчитывает вновь 651 члена и предлагает в своих общинных центрах в Кайзерслаутерне, Людвигсхафене и Шпайере разнообразные религиозные, социальные и культурные программы. Старое пфальцское еврейство уже в прошлом, оно существует всего лишь в виде окаменелых свидетельств и традиций, в архивах и музеях, в памяти ещё живых евреев, живущих по всему миру, которые родом из Пфальца, в семейных преданиях их потомков. Но в Кайзерслаутерне, Людвигсхафене и Шпайере в живой атмосфере современности возникает новое пфальцское еврейство.
  
  
  
  
  
  
   Вдоль Рейна: от Вормса до Шпайера
   Marita Hoffmann и Bernhard Kukatski
  
   Людвигсхафен
  
   История
   Еврейская община Людвигсхафена была основана в 1855 году - уже через два года после основания Людвигсхафена. При населении в 2290 человек она составляла тогда 107 членов, или 4,6%. Со стремительным ростом населения города процентное отношение уменьшалось, хотя благодаря притоку большого числа евреев с востока на рубеже веков (Галиция) и после Первой мировой войны (Польша) евреи были самой быстрорастущей группой "иностранного" населения. На 1931 год в городе проживало примерно 1400 евреев, около 1% населения. Следы еврейской жизни можно найти в Людвигсхафене везде - хотя здания практически не сохранились, поскольку после погрома 1938 года и разрушений, которые принесла война и от которых особенно пострадал центр города, в 1950-е годы Людвигстрассе - так же как и часть Бисмаркштрассе - была полностью перепланирована, а фасады домов были смещены внутрь.
  
   Пешеходная экскурсия
   Экскурсия начинается на (1) Максштрассе, 33 от бывшей Лютеркирхе (Lutherkirche), которая была разрушена во время Второй мировой войны и от неё осталась только башня (Башня Лютертурм - прим. пер.). Еврейский производитель сигар Лацарус Моргентау (Lazarus Morgenthau) установил в 1860 году колокол для протестантской Лютеркирхе (Lutherkirche) (был переплавлен в 1942 г.) и портал (разрушен в 1943 г.) для католической церкви Св. Людвига (Kudwigskirche) на Бисмаркштрассе. В знак своей благодарности за предоставление одновременного использования молельного дома (Simultan-Bethauses) как синагоги (смотри ниже) в 1998 году на Лютертурм была установлена памятная доска.
  
   От Лютеркирхе продвигаемся в сторону Максштрассе (Maxstraße) на юг до (2) Кайзер-Вильгельм-штрассе (Kaiser-Wilhelm-Straße). Сразу слева, дом N 34, находится место бывшей синагоги. До этого здание было молельным домом, который одновременно использовался обеими христианскими конфессиями. В 1865 году была освящена синагога. Кроме того, ещё были синагоги на задних дворах и в мастерских, например, на Хайнигштрассе, 36 (Heinigstraße), поскольку для так называемых восточных евреев эта синагога была слишком либеральной. С 1856 года при общине работал учитель и кантор (Vorbeter). В 1902-1903 гг. синагога была расширена и перестроена в "мавританском стиле". В 1938 году она была сожжена дотла. Земельный участок был "приобретён" городом Людвигсхафеном в марте 1939 по бросовой цене, который перевёл деньги лишь в 1941 году на заблокированный счёт, когда уже не существовало еврейской общины. На месте бывшей синагоги сегодня находится памятная доска.
   До 1920 года восточноеврейское общество "Israelitische Rituelle Badeanstalt" ("Иудейская Ритуальная Купальня") купило дом по адресу (3) Kaiser-Wilhelm-Straße 49 и в задней части дома сделало микву.
   Если пройти по Кайзер-Вильгельм-штрассе (Kaiser-Wilhelm-Straße) дальше в направлении Рейна, то мы пересечём Бисмаркштрассе (Bismarckstraße). Здесь находились преимущественно постоянно проживающие еврейские адвокаты, учителя и врачи. Более четверти практикующих врачей и половина адвокатов в городе были евреями.
   Если продолжить своё движение в направлении Рейна, мы попадём на (4) Людвигстрассе (Ludwigstraße), где находились большинство еврейских магазинов и заведений: кино, обувные магазины, мужская одежда, мебельный магазин, кровати, магазин хозяйственных товаров и меховой магазин. В начале этой людной улицы с интенсивной торговлей, там, где сегодня на Берлинер плац (Berliner Platz) стоит "Тортеншахтель" ("Tortenschachtel"), находился ультрасовременный тогда, открытый в 1930 году торговый дом Титц ("Tietz"). Между домами NN 8 -34 размещалось 12 больших еврейских магазинов. В доме N 8 был магазин бытовой и кухонной техники Зигмунда Тюркхаймера (Sigmund TЭrkheimer), господину Майеру (Mazer) принадлежал находящийся рядом магазин мужской одежды, в доме N12 торговал кроватями Громбахер (Grombacher). На противоположной стороне улицы находился магазин, торгующий изделиями из железа Вольфа Неттера (Wolf Netter) и магазин одежды Макса Штерна (Max Stern).
  
   На углу Кайзер-Вильгельм-штрассе / Людвигстрассе находился (5) Торговый дом братьев Ротшильдов (Kaufhause der GebrЭder Rothschild) - великолепное здание в югендстиле (Jugendstil) и самый известный магазин города. В 1935 году в процессе ариизации Виллибальд Ротшильд (Willibald Rothschild) передал управление магазином своему коммерческому директору Бернхарду Шуху (Bernhard Schuh), который после войны купил здание за реальную цену. Семье Ротшильда удалось эмигрировать в Австралию, затем они жили в Швейцарии. Если идти дальше по Людвигштрассе вдоль Рейна в северном направлении, то мы придем к (6) Райнблок на Людвигсплац (Rheinblock am Ludwigsplatz). Там, где сегодня находится банк Sparkasse Vorderpfalz (Сбербанк Переднего Пфальца), находился филиал еврейского "Billigwarenhauses" EHAPE (магазин уценённых товаров). Рядом был магазин бытовой и кухонной техники у Эмиля Беера (Emil Beer). Возле (7) дома N 54b лежит три камня преткновения (Stolperstein) в память об Эрнсте Блохе (Ernst Bloch), Максе и Хелене Хиршлер (Max und Helene Hirschler). Эрнст Блох всегда жил у этих друзей, когда был в Людвигсхафене. Отсюда он бежал в 1933 году в Швейцарию - его первое местопребывания в изгнании. Дом, в котором родился Эрнст Блох по Максштрассе, 11, был разрушен в 1945 году. Его наследие, как и постоянная выставка о жизни и работе еврейского философа (1885-1977, находится в Центре Эрнста Блоха (Ernst-Bloch-Zentrum)в бывшем Вальцмюле (WalzmЭhle) (WalzmЭhlstraße 63, Rheinufer SЭd). Перед Музеем имени Вильгельма Хака (Wilhelm-Hack-Museum) (Berlinerstraße 23) художник Макс Билл (Max Bill) посвятил в 1991 году своему другу каменный монумент "Бесконечные ступени" ("Endlose Treppe").
   Через Банхофстрассе наша городская пешеходная экскурсия возвращается северной части Бисмаркштрасе. Важнейшим магазином на Бисмаркштрассе был (9) магазин, торгующий изделиями из железа (EisenwarengeschДft Gimbel & Neumond) (может проще сказать скобяной - ?? ?? ?? Но плиты, печи... ), чьи печи и плиты были известны во всём Пфальце. Он находился там, где сейчас стоит Бисмаркцентрум (Bismarckzentrum).
  
   По адресу (9) Бисмаркштрассе, 68 проживал Пауль Эппштейн (Paul Eppstein) (1902 г.р.) со своїй женой Хедвиг (Hedwig), урождённой Штраус (Strauß) (1903 г.р.). Пауль Эппштейн был известен на межрегиональном уровне как организатор "Имперский колмитет еврейских молодёжных объединений Германии" ("Reichsausschusses der jЭdischen JugendverbДnde in Deutschland"). Кроме того, он был руководителем на общественных началах Народного университета (Volkshochschule) в Мангейме (Mannheim), где он создал современное учреждение с высоким качеством работы. В 1944 году Эппштейн был расстрелян в (Theresienstadt) как член еврейского совета старейшин, а его жена была умерщвлена в Освенциме. Перед домом на (10) Бисмаркштрассе, 108 лежит пять камней преткновения (StoЖperstein) в память о семье Бергманн (Bergmann), которые стали жертвами польской депортации 28 октября 1938 года так называемых восточных евреев, когда из Людвигсхафена было принудительно депортировано 166 евреев. Симон Бергманн и его супруга Регина (оба 1882 г.р.) были умерщвлены в городке Рабка (Rabka), Польша, в 1942 году. Дети Cilly (1919), Lina (1921) и Oskar (1923) выжили благодаря бегству в Палестину и Англию.
  
   Во дворе (11) Максшуле (Maxschule), Максштрассе, 61а (Maxstraße 61a), которая идёт параллельно к Бисмаркштрассе, экскурсия заканчивается. Сюда 22 октября 1940 года согнали всех евреев Переднего Пфальца (VorderpfДlzer). Максшуле служила сборным пунктом, поскольку она находилась напротив вокзала. Последние 183 еврея Людвигсхафена были отправлены в эту ночь (Гюрс (Gurs)). 42 расстались с жизнью в южнофранцузском лагере, 80 умерли в Освенциме или в других лагерях смерти. Во дворе Максшуле находится памятная доска.
  
   За пределами пешеходной экскурсии
   В северной части города Хемсхоф (Hemshof) Маркус Кон () со своей женой Идой построили в 1928 году первый большой кинотеатр в городе, "Райнгольд" ("Rheingold"). Ультрасовременный фасад Бау-хауса выделялся на фоне окружения эпохи грюндерства. В пятиэтажном доме по (12) Принцрегентенштрассе, 45 (Prinzregentenstraße) также проживало много еврейских семей, в память о которых в 2007 году установлено 25 камней преткновения (Stolperstein). Сегодня в здании находится театр Принца-регента (Prinzregententheater). Также в Хемсхофе работала еврейский детский врач Эдит Леффманн (Edith Leffmann) (1894-1984). Коммунистка вернулась из французского изгнания в 1945 году в Людвигсхафен, где она благодаря своему подвижническому труду в социальном центре для детей получила прозвище "ангел Хемсхофа". 13 июня 2013 года на здании, где находился её праксис (в русском языке нет такого слова, но я пока не знаю, как перевести - прим. пер. Е.С.) на (13) Карл-Фридрих-Гаусс-штрассе 6 (Carl-Friedrich-Gauß-Straße) установлена мемориальная доска.
  
   (14) Еврейское кладбище сегодня является частью главного кладбища Людвигсхафена на Франкенталерштрассе (Frankenthaler Straße). Оно было основано в 1858 году, было отделено от христианского кладбища стеной, и много раз расширялось. Во время национал-социализма кладбище многократно осквернялось и в конце концов было уничтожено.
  
   Далее идёт биография Маркуса Штернлиба (1877-1934) (Markus Sternlieb) - архитекторе и управленце в области строительства . Пока оставляю без перевода. ОЧЕНЬ МЕЛКИЙ ШРИФТ.
  
   Когда вошли французские оккупационные войска, они обнаружили некоторые еврейские могильные камни в близлежащих в округе камнеобрабатывающих мастерских и вернули их на исходное место, они были частично восстановлены. На внутренней стороне каменной стены сегодня находится монументальная могильная плита в память об умершем в 1934 году еврейском архитекторе города Маркусе Штернлибе (1877-1934). Его настоящая могила вскоре после его смерти была разорена, причём его дочь должна была собственными руками выкопать урну и перенести в могилу дедушки и бабушки. Надгробный камень был разрушен. Современная доска была сделана по распоряжению обер-бургомистра Валентина Бауэра (Valentin Bauer) после войны. Кладбище сегодня ещё функционирует.
  
   Конец отрывка, страницы 13-25.
  
  
  
   ПРОДОЛЖАЮ СО СТРАНИЦЫ 28 до 29
  
   Франкенталь
   В 1679 году во Франкентале упоминается Юденгассе (Judengasse) (сегодня: Гольцхофстрассе (Holzhofstraße)). В 18 веке возникла еврейская община, большинство членов которой проживало на Sterngasse и Schlossergasse. В 1828 году был организован окружной раввинат (Bezirksrabbinat) Франкенталя, который находился в Дюркхайме (DЭrkheim). В качестве чиновника по делам культа (Kultusbeamter) был назначен преподаватель религии, который был также и кантором. Община к 1900 году с количеством членов 373 человека достигла доли в 2% от населения. С середины 19 века еврейским семьям принадлежали важные торговые и промышленные предприятия. К общине относились также евреи, которые проживали в Heßheim, Oppau, Schauernheim и Oggersheim. Имена евреев, павших в Первую мировую войну, с 2001 года помещены на дополнительной доске на памятнике павшим воинам на Jahnplatz.
  
   В 1885 была торжественно открыта новая синагога, рядом с ней в 1895 был оборудован дом для сотрудников синагоги, для управления и зала общинного совета. Синагога - "украшение города" - была сожжена 10 ноября 1938 г. В 1940 г. руины перешли во владение города Франкенталь, после 1945 г. - еврейской религиозной общине Райнпфальца, которые она опять продала городу в 1952 г., а в 1953 там был открыт кинотеатр. В память о синагоге в 1960 г. переулок Schustergasse был переименован в "Synagogengasse". В 1977 был установлен памятный камень, а в 1988 был создан мемориал по адресу Glockengasse 12.
  
   Членов еврейской общины вначале хоронили в Вормсе, а затем в Хойхельхайме (Heuchelheim). В восточной части нового городского кладбища в 1826 г. возникло еврейское кладбище. Во время Второй мировой войны надгробья в правой части были ликвидированы городскими властями, чтобы хоронить тех, кто умирал на принудительных работах. На кладбище осталось ещё 130 надгробий. В 1916 г. было создано новое кладбище. Оно используется по сегодняшний день и имеет интересные актуальные надгробия с кириллическим шрифтом и декором - знак притока иммигрантов с 1990-х годов. Оба еврейских кладбища города являются частью большого кладбищенского парка Франкенталя между улицей MЖrscher и Nordring.
  
  
   ПРОДОЛЖАЮ СО СТРАНИЦЫ 37 до 41
  
   Вдоль Рейна: от Шпайера до Карлсруэ
  
   Город Шпайер
   Johannes Bruno и Eberhard Dittus
  
   История евреев Шпайера
   Епископ Рюдигер Хуцман (Bischof RЭdiger Hutzman) пригласил евреев Майнца в Шпайер, чтобы поднять престиж города. Они основали в 1084 г. первую общину с синагогой и кладбище в северной части современного центра. Епископ и кайзер Heinrich IV даровали евреям уже в 1090 г. обширные привилегии, чтобы поддержать их деятельность в качестве торговцев, ученых и врачей. В связи с подготовкой первого Крестового похода в 1096 г. преследования шпайерских евреев, в ходе которых было убито 11 членов общины, были приостановлены. В результате этих событий евреи в большинстве переселились поближе к кафедральному собору (Dom). Там они создали новй общинный центр. 21-го сентября они смогли передать новую синагогу для использования, и одновременно была сделана миква. Община содержала школу для религиозного образования молодых учёных. Наряду с этим были школы, которые содержались отдельными раввинами. Так Шпайер развился в центр еврейской учёности.
  
   Известные учёные, так называемые "мудрецы Шпайера" ("Weisen von Speyer"), обучали будущих раввинов Торе, Талмуду и Каббале. Их выпускники работали потом в больших общинах, например в Регенсбурге и Вене. С 1156 года раввины из Шпайера со своими коллегами из Вормса и Майнца считались религиозными авторитетами для всей Центральной Европы. Три общины стали настолько известны, что вошли в историю под названием "ШУМ-общины" - по первым буквам своего наименования, если писать на иврите. 1195 год потрясло ритуальное убийство - погром общины. Община быстро оправилась от этого ужаса преследования. Её члены - от 300 до 400 человек - продолжили свою деятельность как учёные, как торговцы и во всё возрастающем количестве как ростовщики. Община была потрясена до основания чумным погромом 1349 года, от которого она больше не оправилась. Наконец епископ Matthias von Rammung в 1468 г. окончательно положил конец средневековой общине своим антисемитским списком требований (Forderungskatalog). Уже с 1529 г. синагога, миква и близлежащие здания стали использоваться как городской арсенал.
  
   В 1621 г. вновь возникла еврейская община, которая была изгнана перед началом войны за Пфальцское наследство** в 1688 г. В ходе войны Шпайер был сожжён войсками Людвига XIV, при этом была также разрушена бывшая синагога. В результате Французской революции в 1797 г. возникла современная община под руководством Симона Адлера (Simon Adler). В 1837 г. вновь появилась синагога на Hellergasse. В период с 1808 по 1880 число членов общины возросло с 80 до 539. В 1888 г. кладбище на St.-Klara-Kloster-Weg было закрыто, а новое кладбище открылось на Wormser Landstraße, которое работает по сегодняшний день.
  
   В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. национал-социалисты разрушили синагогу, построенную в 1837 г. Уже через 2 года, 22 октября 1940 г., последние 51 член общины из Шпайера были депортированы в лагерь для интернированных Гюрс на юге Франции. Эта депортация означала конец современной еврейской общины Шпайера.
  
   В 1996 г. благодаря иммиграции из бывших советских республик была основана "Еврейская община Шпайера". "Еврейская религиозная община Райнпфальца" ("JЭdische Kultusgemeinde der Rheinpfalz"), к которой относится весь Пфальц, сформировала затем в 2009 г. новые общины, которые с 9 ноября 2011 вновь владеют собственной синагогой. Она находится на St.-Guido-Stifts-Platz.
  
   Шпайер. Экскурсия по городу
   Мы начинаем со средины средневекового поселения в центре города на "Kleine Pfaffengasse", с Judenhof. Там мы находим сегодня руины ещё средневековой синагоги Шпайера и одну из старейших и интереснейших микв в Европе. В 2010 г. здесь также был организован маленький еврейский музей. Синагога была построена более 900 лет назад из камней, вытесанных из красного песчаника. Вероятно, это были мастера, которые строили собор (DombauhЭtte), поскольку различные строительные элементы и орнамент близки тем, которые можно найти также у кафедрального собора (Dom). Строение составляет 10,5 м в ширину, 17,5 м в длину, а над ним возвышалась двускатная крыша. Перед восточной стороной находилось в нише святилище с драгоценными свитками Торы. До середины XIII века к южной стене было пристроено в готическом стиле место для молитвы женщин. Через шесть маленьких проёмов женщины могли следить за ходом богослужения. Во время этой реконструкции на восточной стене синагоги, над круглим окном, было сделано большое готическое окно, ажурный орнамент которого частично можно видеть ещё и сегодня. Оба романских окна по бокам круглого окна были заменены стрельчатыми окнами с двойным рамами.
   Рядом с синагогой находится миква, которая была построена почти одновременно с синагогой. Она является самым ранним, самым большим и самым красивым из сооружений подобного рода, ещё сохранившихся в Европе. В верхней части лестницы мы видим справа и слева ниши со скамейками, которые служили "комнатами ожидания". Ступени должны создать соответствующее настроение, чтобы "с толком" использовать сооружение. В прихожей (предбаннике????) слева открывается раздевалка, а вправо вниз к купальному бассейну ведёт полукруглая лестница.
  
   Наш путь ведёт через Kleine Pfaffengasse к соборной площади (Domplatz). Здесь можно найти напоминание об отношениях между евреями и христианами, которые часто подвергались тяжелым испытаниям. Тут необходимо также вспомнить и о погромах, которые наряду с экономическими и социальными сложностями также имели в качестве своей питательной среды и религиозный антисемитизм. К церковным вождям, которые не делали тайны из своих антисемитских убеждений, относился епископ Шпайера Matthias von Rammung. Он выдвинул в 1468 г. список требований (Forderungskatalog), который должен был сильно стеснить жизнь еврейского населения.
  
   Поблизости от кафедрального собора (Dom) находится монастырь Святой Магдалины (Kloster St. Magdalena). Несколько лет в монастыре жила Эдит Штайн (Edith Stein). Она родилась в еврейской семье 12 октября 1891 г. в Бреслау (Вроцлав), в 1922 г. приняла католическую веру и приняла крещение в южнопфальцском городке Бергцаберн (Bergzabern). В 1933 г. вступила в Орден Кармелиток. 9 августа 1942 г. убита в концлагере Освенцим. В своём письме к Папе римскому Пию XI в апреле 1933 г. она призывала его не молчать о развитии ситуации в Германии: "... Всё, что произошло и ещё ежедневно происходит , исходит от правительства, которое называет себя "христианским". Неделями ждут не только евреи, но и тысячи верных католиков в Германии - и я уверена, что и во всём мире - того, чтобы Церковь Христа подала свой голос".
  
   Далее мы проходим через Maximilianstraße (пешеходная зона) в направлении старых ворот (AltpЖrtel), где мы через несколько шагов достигнем ратуши (Rathaus), которая находится слева по ходу. Здесь можно вспомнить о евреях - жителях города, которые проявляли политическую активность и особым образом способствовали общему благу города Шпайера. Здесь достоин упоминания доктор Adolf David, который с 1869 по 1874 был депутатом городского совета. Он родился 29 августа 1830 г. в Шпйере, а умер 24 мая 1904 г. Он изучал медицину в Вюрцбурге, а затем открыл врачебную практику в родном городе. Главным образом его ценили бедные люди, которых он также безвозмездно лечил. Особое уважение он заслужил во время борьбы с эпидемией холеры в 1872-1873 гг.
  
   Если мы сегодня ищем следы еврейской общины Нового времени, то мы найдём их, прежде всего, в отчасти ещё очень хорошо сохранившихся жилых домах и предприятиях. В начале ХХ века лишь на Maximilianstrasse была добрая четверть магазинов в собственности евреев. С захватом власти нацистами в 1933 г. это положение радикально изменилось. Уже 1 апреля 1933 г. призывом бойкота еврейских магазинов началась "ариизация" еврейской торговли. Из многих магазинов стоит вспомнить Geschwister Blumenthal, у которых по Maximilianstraße, 15 был магазин готового женского платья, Leopold Klein с обувным магазином по Maximilianstraße, 30, Leopold SЭssel, который по Maximilianstraße, 78 имел кошерную мясную лавку, Adolf и Mathilde Moritz, которые по Maximilianstraße, 71 держали магазин женской одежды или Geschwister Julius и Lina AltschЭler, которые по Maximilianstraße, 61/62 занимались торговлей текстилем и магазином владело три поколения семьи.
  
   После Kaufhof, через маленький переулок мы доберёмся до мемориала, который напоминает о бывшей синагоге и о жертвах еврейской общины. Здесь на Hellergasse заканчивается наша пешая экскурсия по старому городу. Построенная в 1837 г. в мавританском стиле по проекту архитектора August von Voit синагога стала жертвой огня, как и многие другие, в ночь на 10 ноября 1938 г. В непосредственной близости в 1992 г. был открыт следующий мемориал, который был расширен в 2005 г. и дополнен именами 80-ти мужчин и женщин, которые стали жертвами нацистской диктатуры.
  
   Отсюда всего лишь 10 минут ходу через Wormser-Straße до новой синагоги Beith-Schalom на St.-Guidio-Stiftsplatz. Освящённое 9 ноября 2011 г. здание является сегодня религиозным центром еврейской религиозной общины Райнпфальца. Осмотр возможен после предварительной заявки.
  
   Ещё дальше в северном направлении находится еврейское кладбище на Wormser Landstraße, которое является частью главного кладбища Шпайера. Внимания достойны, прежде всего, старые, обветшавшие или почти погрузившиеся в землю надгробия. Члены еврейской общины нашли здесь своё последнее пристанище, начиная с 1888 г.
  
   КОНЕЦ ОТРЫВКА 37-41
  
   ПРОДОЛЖАЮ СО СТРАНИЦЫ 54 до 59
  
  
   26.04.2016
   Еврейская жизнь в Нойштадте
   Эберхард Диттус (Eberhard Dittus)
  
   История нойштадтских евреев
   Следы еврейской жизни в Нойштадте можно обнаружить уже в начале 13 века. Вскоре после основания "Nuwenstat"`а ("Нувенштата") здесь поселились также и еврейские торговцы и коммерсанты. С 1331 до 1339 гг. мы знаем о еврейском переулке на современной Turmstraße и о "еврейском квартале" ("Judenviertel"), который начинался у Stiftskirche и простирался в северо-западном направлении между Rathausstraße и Hauptstraße до старой городской стены.
  
   Документы, датированные несколькими годами позже, 1343-м годом, свидетельствуют о погроме против евреев, поскольку они якобы убили одного отшельника. Второй погром произошёл в так называемый чумной годи в 1349. Уже 36 лет спустя обнаруживаются следующие доказательства о еврейских поселениях. В то время как при правлении курфюрста Ruprecht I. евреи изведали щедрую поддержку, уже в 1394 г. при правлении курфюрста Ruprecht II. они были изгнаны. Вновь подтверждаемое документами появление евреев в Нойштадте относится лишь к середине 16 века. Уже вскоре после этого появляется еврейский квартал. По площади он был самой маленькой частью города, однако уже вскоре он стал одним из самых богатых кварталов города, как свидетельствует налоговый реестр за 1584 г.
  
   В 18 веке в Пфальце появляются и крепнут многочисленные еврейские общины, в том числе и в Нойштадте. В 1850 г. в Нойштадте проживало примерно 6500 жителей. Из них 145 были зарегистрированы как евреи. В сегодняшнем городском районе Geinsheim было 94, а в в районе Lachen - 139 человек. Около 1990 г. численность в Нойштадте выросла до 397, а в Mußbach до 71 человека. В Geinsheim она упала до 46, а в Lachen - до 25 человек. Маленькие еврейские поселения были в Winzingen, Duttweiler, Diedesfeld, Hambach, а также можно найти в районе Haardt.
  
   В связи с ростом числа членов общины в 1867 г. была построена новая синагога. Её разрушение в ночь на 10 ноября 1938 г. стало высшим пунктом среди акций преследования еврейского населения. Через 2 года, 22 октября 1940 г. еврейская жизнь во всём Пфальце, в том числе и в Нойштадте, резко оборвалась. После войны была ещё раз одна община в Нойштадте, которая в 1953 г. оборудовала в бывшем (5) Kantorhaus зал для молитвы. Здесь также находилось с 1948 по 2011 гг. Правление еврейской религиозной общины Райнпфальца. Вновь открытый в 1960 г. дом престарелых был закрыт в 1987 г. из-за малого количества людей. Сегодня в городе больше нет еврейской общины.
  
   Нойштадт. Экскурсия по городу
   Экскурсия начинается на площади перед вокзалом от нойштадтского "Guter Stube", от (1) Saalbau (номер фотографии есть, а самой фотографии - нет. Прим. пер.). Это культурный центр и многие годы в рамках Немецкого праздника вина (Deutschen Weinlesefestes) место коронации немецкой королевы вина. Если здесь заговорили о вине, то необходимо также сказать и о еврейских виноторговцах, которые в 19 веке имели существенную долю в виноторговле. При оценке исходят из того, что доля еврейских виноторговцев и виноделов в это время находилась в диапазоне 70-90 % - очень высокая доля. Семьи Rosenstiel и Simon Bach считаются самыми значительными в Пфальце. Ситуация у виноторговцев в 1933 г. драматически ухудшилась. Основные причины этого заключались в [действиях] тогдашнего гауляйтера Josef BrЭckel, который ухитрился вызвать недоверие к еврейским виноторговцам, распуская о них дурные слухи. На то, что вино было использовано даже в политических целях, указывает то, что в связи с ежегодным празднованием "Присвоения вину имени" ("Wein-Namens-Taufe") в Neustadter Saalbau вино 1933 года было названо "Gleichschalter" - "приобщать к господствующей идеологии", а вино 1935 - "Rassereiner" - "очиститель расы".
  
   В непосредственной близости к Saalbau (возле путепровода под дорогой (тоннель - ??)) мы обнаружим желтый указатель с надписью "Гюрс 1319 км" ("Gurs 1319"). Эта табличка напоминает о "BЭrckel-Wagner-Aktion"?, которая привела 22 октября 1940 г. к уничтожению всех еврейских общин в Пфальце, Саарланде и Бадене.
  
   Если мы сегодня будем искать следы современной еврейской общины, то мы найдем, прежде всего, их жилые и деловые здания в современном старом городе (Altstadt), отчасти в хорошем состоянии. И всё же в 1935 г. в Нойштадте ещё было зарегистрировано 57 "неарийских" магазинов (GeschДfte). Стоит упомянуть оба больших торговых дома Wronker & Co. по Hauptstr. 23-25 и Siegfried Cohrssen по Hauptstr. 43. А также обувной магазин Heinrich Dreyfuss по Hauptstr. 48, магазин белья Max & Heinrich Wolff по Hauptstr. 91, мясной магазин Max Mayer по Kellereistr. 6 и магазин рукоделия (HandarbeitsgeschДft) Geschwister Adele и Daniel Morgenthau по Marktplatzstraße 8. В списке лиц, занимающихся ремёслами, находятся также торговцы деревом, кофе, чаем, маслом, скотом, вином и сигаретами, пекари и винокуры, а также адвокаты, директора банков и маклеры по торговле недвижимостью. С призыва к бойкоту (Boykott-Aufruf) 1 апреля 1933 г. началась так называемая "ариизация" еврейского бизнеса.
  
   Ратхауз служит для проведения общественных и политических мероприятий. Поэтому здесь необходимо вспомнить также о еврейских горожанах, которые вносили вклад в историю города на протяжении веков, которые были активны и особенно старались для общего блага населения.
  
   Следует вспомнить о Леоне Леви (Leon Levi) (1814-1902), который почти полвека как городской писарь вместе с бургомистром, помощниками бургомистра и городским советом представлял городскую власть. К 25-летнему юбилею его службы городской совет преподнёс ему серебряный кубок, а при выходе на пенсию в 1896 г. ему был вручён орден короля Баварии Людвига.
  
   Также здесь следует вспомнить Dr. Albert Fraenkel (1864-1938). Дом, в котором он родился, стоит в городском районе Mußbach. Он заслужил уважение исследованиями в области заболеваний туберкулёзом и основал многие больницы. Уже в 1933 г. он был вынужден под давлением нацистов отказаться от руководства своей больницей и больше не имел права преподавать как профессор. Один из его лучших друзей Германн Гессе писал о нём: "Коричневые не убили его, но лишили его звания, чести и достоинства". 22 декабря 1938 г. он скончался в Гейдельберге.
  
   На (3) Marktplatz мы можем найти мемориальную доску, которая напоминает о сожжении книг. В то время как во многих немецких городах это случилось 10 мая 1933 г., в Нойштадте книги сожгли лишь 14 мая, поскольку 10 мая был такой сильный дождь, что запланированная акция не смогла состояться. Сегодня нам известно о четырёх синагогах и молельных домах. Первое документальное упоминание о "Judenschul" мы находим в 1356 г. Для двух молельных домов и синагоги имеются доказательства, что они использовались в жилом доме по Hintergasse 28 . Достоверно известно, что эти молельные дома стали маленькими и поэтому в 1764 г. один состоятельный коммерсант построил на том же месте новую большую синагогу. Уже через 100 лет эта синагога также стала мала. И поэтому 4 апреля 1866 г. на Ludwigstraße 20 был заложен фундамент новой синагоги. Она была торжественно открыта 17-18 мая 1867 г. Нойштадская газета того времени пишет среди прочего об этой новой синагоге в обстоятельной оценке следующее: "В мавританско-романском стиле красивый дом со своими башнями, подобными минаретам, выделяется из прекрасного окружения, ... монументальное здание, которое служит украшением нашего города, делает честь своим созидателям и учредителям".
  
   Уже через 71 год - в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. - этот значительный центр еврейской общины был сожжен. Так же в эту ночь был подожжён и разрушен еврейский дом престарелых по Karolinenstraße. Жертвами огня стали две пожилые жительницы: Fanny Bender и Gamilla Haas. На месте синагоги сегодня находятся дома секционного типа (ReihenhДuse). Об этом здании напоминает мемориальный камень. По левую и правую стороны находятся сегодня ещё два важных здания: это использовавшийся до 2011 г. Еврейской религиозной общиной как здание Правления, старый (5) дом кантора и школы по Ludwigstrasse, 20 и пекарня для выпечки мацы по Ludwigstrasse, 10 с примечательным фасадом из песчаника и тремя рельефными изображениями из камня. В последней под конец работали супруги Берта и Рихард Майер. Оба имени мы находим в списке погибших в Освенциме.
  
   Следующая наша остановка - (6) Вилла Бём (Villa BЖhm), здание с богатой историей. Построено в 1886 г. бинкиром Adolf Daque. Следующими владельцами были семьи Tauffkirchen, Hoch и BДhm. В 1935 г. здание покупает город и сдаёт в аренду НСДАП. Тем самым Вилла стала резиденцией самого могущественного тогда человека в Пфальце, гауляйтера Josef BЭrckel. Сегодня здание вновь находится в собственности города Нойштадта и в нём помещается городской музей. Архитектором этой замечательной Виллы был выходец из Ландау Ludwig Levy.
  
   Наш путь ведёт нас дальше на Hindenburgstraße к бывшей гуманитарной гимназии, сегодня городское здание, в котором, среди прочих, размещается народный университет (Volkshochschule). Здесь мы вспомним о бывшем учителе Dr. Karl Strauß, который стал жертвой нацистских расовых законов. Strauß уже в 1935 г. был отстранён от должности и преждевременно отправлен в отставку. Хотя в это время он ещё мог бы эмигрировать, он остался со своей женой в Нойштадте. Он просто не мог поверить, как он писал в одном письме другу: "... чтобы в такой культурной нации как Германия, в развитие которой внесли свой вклад также и евреи и к которой они чувствовали свою принадлежность, жизнь евреев могла бы быть в опасности". Он, должно быть, ошибался. 22.10.1940 он вместе со своей женой Flora и своими глубоко престарелыми родителями был транспортирован в Гюрс. Родители, Ludwig Klara Strauß замёрзли в эту холодную зиму в неотапливаемом бараке. Следы Karl и Flora теряются в Освенциме. Дочь Margarethe пережила Холокост; она смогла ещё в феврале 1938 эмигрировать через Гамбург в Нью Йорк.
  
   Дорогу до (8) еврейского кладбища на Robert-Stolz-Straße лучше всего преодолеть на автомобиле по причине большого расстояния. Кладбище было открыто в 1862 г., когда дорога до общинного кладбища (Verbandsfriedhof) в Essingen стала слишком долгой. При входе стоит хорошо сохранившийся зал для траурных церемоний, который был построен в период между 1885 и 1891 гг. Кладбище выдержало разорения 30-х годов без заметных повреждений. Сегодня оно ещё используется как одно из немногих еврейских кладбищ в Пфальце.
  
   На (9) главном городском кладбище на южном выезде из города 12 сентября 1995 г. было установлено 12 гранитных стел в память о насильственно перемещённых в Гюрс евреях - жителях Нойштадта. Наряду с 53-мя именами, которые можно прочитать на памятной плите, по данным на сегодняшний день можно назвать ещё 33 имени, которые были установлены как жертвы.
  
   На расстоянии почти в 3 км от центра города в направлении Lachen-Speyerdorf, располагается Quartier Hornbach, бывшая (8) Turenne-Kaserne. C 10 марта 1933 г. в течение нескольких недель она использовалась нацистами как так называемый "лагерь предварительного заключения" ("Schutzhaftlager"). Лагерь относится к "ранним концентрационным лагерям" и является сегодня единственным ещё сохранившимся зданием подобного рода в Пфальце. Список заключенных, который нам известен, называет почти 500 имён мужчин из более чем 80-ти общин Пфальца. Приблизительно 10 % заключенных исповедовали иудаизм. Часть бывшей тюрьмы сегодня является мемориальным комплексом жертв национал-социализма и используется для школ как мастерская истории (Geschichtswerstatt).
  
   КОНЕЦ ОТРЫВКА 54-59
  
   ПРОДОЛЖАЮ СО СТРАНИЦЫ 76 до 81
  
  
   27.05.2016
  
   Кайзерслаутерн и окрестности
   Bernhard H. Gerlach и Roland Paul
  
   Город Кайзерслаутерн
   История
  
   В Кайзерслаутерне, который впервые упоминается как королевская резиденция (KЖnigshof) в 882 г., наличие еврейского населения подтверждается документально с конца 12 века. Первым жителем, имя которого известно, был Менахем бен Якоб де Лютра (Menachem ben Jacon de Lutra), поэт, автор песен, исполняемых в синагоге, который умер в Вормсе в 1023 г. Численность еврейских семей не могла быть незначительной, поскольку имелась солидная синагога и миква. Одна еврейская женщина, ростовщица (Geldverleiherin) Rose Welen, упомянута в документе, который датируется 1344 годом, как обладательница охранной грамоты (Judenregal, KЖnigsschutz, Munt). В 1349 г. евреи Кайзерслаутерна относились к числу тех общин, которые пострадали от чумных погромов. В 1383 г. последние евреи покинули Кайзерслаутерн. Курфюрст Пфальца Рупрехт (Pfalzgraf Ruprecht) передал тогда своему лаутеровскому писарю Адольфу и его жене право пользования на синагогу ("Judenschule") для Лаутерна с условием возврата, если евреи вновь здесь поселятся. В 1398 г. Кайзерслаутерн получил "Привилегию" не допускать больше никаких евреев за свои стены. Поэтому с 15 по 18 века евреи проживали в Кайзерслаутерне лишь краткосрочно или поодиночке. В 1699 г. граждане Кайзерслаутерна отказали евреям в приёме.
  
   Лишь около 1800 г. вновь обнаруживаются еврейские жители в Кайзерслаутерне, торговцы зерном и скотом, которые были привлечены в Кайзерслаутерн из различных земельных общин Пфальца. В 1824 г. было сообщение, акцентирующее внимание на том, что 13 еврейских семей живут в "крайней нужде" и находят себе пропитание прежде всего мелкой торговлей. На протяжении следующих 20 лет их экономическое положение постепенно улучшалось. В 1840 г. в Кайзерслаутерне насчитывалось 197 евреев. Свои богослужения они проводили сперва в частных домах, а в 1849 г. на Salzstraße строится синагога средней величины. С 1836 г. там находилась также миква, которая, однако, после 1880 больше не использовалась. В 1858 г. еврейская община получила разрешение заложить собственное кладбище на востоке по улице Mannheimer Straße, а прежде должна была использовать отдалённое кладбище в Мелингене.
  
   Доля еврейского населения в Кайзерслаутерне вновь прирастала в ходе индустриализации, после того как около 1850 г. из-за сильной американской эмиграции временно сократилась. В 1880 г. еврейская община выросла до 600 членов, так что строительный комитет еврейской общины поручил архитектору Ludwig Levy (1854-1907) проектирование большой синагоги в мавританско-византийском стиле по FrЭhlingsstraße (позже - Luisenstraße). В 1886 г. строительство было закончено и можно было провести освящение. Благодаря своим пяти куполам видимая отовсюду синагога была названа тогда "украшением своего города и жемчужиной среди монументальных строений своей малой родины". Проживавшие в Кайзерслаутерне евреи принадлежали к религиозно-либеральному направлению иудаизма, богослужения проходили частично на немецком языке, синагога была оборудована большим органом. Раввины относились к либеральному иудаизму, который после 1900 г. был представлен выросшим в Кайзерслаутерне раввином Dr. Caesar Seligmann.
  
   Численность еврейского населения в последующие годы оставалась относительно стабильной: в 1890 было 718, а в 1913 было 720 жителей еврейского вероисповедания из 54669 человек. В середине 20-х годов в Кайзерслаутерне проживало примерно 750 евреев, среди которых были известные торговцы и владельцы фабрик, юристы, врачи, но также и бедные мелкие торговцы, которые прибыли, отчасти, из восточной Европы.
  
   В 1932/33 гг. численность еврейского населения в Кайзерслаутерне составила 756 человек. К началу провозглашения Третьего Рейха в список городских властей Кайзерслаутерна было внесено 124 магазина, помеченных как "не арийские", а также 7 адвокатов, 4 врача, 2 стоматолога и один бухгалтер-ревизор. Почти всех их коснулся инициированный государством бойкот еврейских магазинов, адвокатских контор и врачебных практик 1 апреля 1933 г. В конце 1936 г. в Кайзерслаутерне ещё проживало 477 евреев. Из-за эмиграции и переселения в крупные города, вроде Мангейма или Франкфурта, их численность продолжила сокращаться.
  
   В июле 1938 г. обер-бургомистр Richard Imbt сообщил еврейской общине, что синагога не вписывается в городской ансамбль и препятствует расширению и улучшению планировки города. 27 августа 1938 г. еврейская община в последний раз собралась в своей синагоге. Вскоре после этого городские власти начали разрушение синагоги, которое растянулось на многие недели. Взрывные работы были засняты на плёнку, которая частично сохранилась. NSZ-Rheinfront в конце августа 1938 г. в статье под заглавием "Одна часть Ближнего Востока исчезла" среди прочего писала следующее: "Как взрыв бомбы прогремела радостная новость, что уже в среду начинается снос синагоги... Кайзерслаутерн освобождается от здания, которое можно утратить, поскольку оно абсолютно не вписывается в облик немецкого города".
  
   В Кайзерслаутерне утром 10 ноября 10 из 11 ещё существовавших еврейских магазинов и часть из около 160-ти еврейских квартир примерно 110 были полностью разрушены, другие были в значительной степени разрушены, причём дошло и до грабежей. 10 ноября 1938 г. также был закрыт еврейский класс в RЖhmschule. После враждебного по отношению к евреям выступления директора школы Weis подстрекаемая группа молодёжи скандировала: "Мы больше не хотим видеть евреев в нашей школе!". Раввин Dr. Baron писал о случившемся в этот день: "Вечером этого ужасного дня, когда в Кайзерслаутерне все мужчины еврейской национальности в возрасте от 16 до 65 лет были перемещены в концентрационный лагерь Дахау, в 7 часов пришли посланники партии во все еврейские дома и объявили, что всё еврейское население города должно покинуть Пфальц до полуночи. С ручной кладью и рюкзаками они должны были под крики толпы, которая стояла на улице Spalier и насмехалась над ними, идти на вокзал, ведь им было запрещено даже использовать повозки, также никто из населения не отважился им как-то помочь".
  
   Лишь художница Marie Herbig (1880-1962) нашла в себе мужество резко протестовать против погромов в двух письмах, которые она написала в Имперскую палату культуры (Reichskulturkammer), членом которой она была. За это она была арестована ГЕСТАПО Нойштадта и была помещена в психиатрическую больницу в KlingenmЭnster. Гражданское мужество проявил также директор Humanistischen Gymnasium Kesselring, который стал перед [председателем] еврейского учебного совета Ludwig Rosenblatt и заявил: "Если наци что-то потребуют от него, я буду его защищать". Мемориальная доска в честь Rosenblatt находится в гимназии им. Альберта Швейцера. С депортацией 45 еврейских лиц в лагерь Гюрс в 1940 г. пришел конец еврейской общине Кайзерслаутерна. Некоторые из них умерли там ввиду катастрофических гигиенических условий и недостаточного медицинского обслуживания, другие в соседних лагерях NoИ и RИcИbИdou. 11 евреев, депортированных из Кайзерслаутерна в Гюрс, летом 1942 г. были перемещены через лагерь Drancy под Парижем на восток, прежде всего в Освенцим, где все они были убиты. Совсем немногие выжили во Франции, некоторые смогли спастись в Швейцарии или в США.
  
   Также во время войны отдельные лица еврейской национальности, которые в 1940 г. смогли ещё тут остаться, были депортированы в концентрационные лагеря, последний раз 8 марта 1945 г., когда город после многократных опустошительных бомбардировок уже лежал в руинах. Четыре женщины и один мужчина были тогда ещё депортированы из Кайзерслаутерна на Theresienstadt, где они были освобождены 10 мая 1945 г. русскими войсками и вскоре после этого смогли вернуться в свой родной город. В общей сложности в концентрационных лагерях и лагерях для интернированных погибли около 210 евреев из Кайзерслаутерна. Их имена высечены на памятнике, который был сооружён в 2003 г. на Синагогальной площади.
  
   После войны возникла новая еврейская религиозная община Райнпфальца, которая также и в Кайзерслаутерне имела дом для молитвы недалеко от Fruchthalle. Лишь в 1965 г. в маленьком общинном центре по адресу Basteigasse 4 появилась возможность открыть синагогу. Однако число проживающих в Кайзерслаутерне евреев сократилось с более чем 200 в 1965 г. до примерно 30 в 1992 г. Между 1979 и 1992 гг. функции раввина принял на себя раввин Dr. Max Meir Ydit. Лишь с 1990 г. количество членов еврейской общины вновь возрастает благодаря притоку из бывших стран СНГ. В общинном доме разворачивается разносторонняя общинная жизнь.
  
  
   Экскурсия по городу
   Экскурсия может ориентироваться на то, как возникали в ходе времени зримые свидетельства еврейской истории. Мы начинаем на площади Шиллера (Schillerplatz) рядом с Фрухтхалле (Fruchthalle) (построено в 1846), который во второй половине 19 века также был местом встречи для еврейских торговцев. Район возле (1) Schillerstraße (которая однажды также называлась Synagogengasse) и около SpinnrДdl и Glasergasse (здесь был периодически Judengasse) в средние века был жилым районом еврейских семей, также как и район am Altenhof, где в 14 веке находились синагога и миква.
  
   То, что еврейская община в средние века владела дорогостоящей миквой (Kellerquellenbad), выдолбленной в скале, указывает на экономическое значение общины. Лишь несколько лет назад открытая и реставрированная (2) миква после регистрации в туристическом каталоге доступна для осмотра, вход находится рядом с въездом в подземный гараж крайсшпаркассы.
  
   Давайте пройдём через Marktsatraße к Martinplatz на (3) Steinstraße, так мы попадём в район, в котором после 1800 г. вновь жили евреи. Мы пересекаем Salzstraße, на которой рядом с миквой 1830 года в 1849 г. была открыта синагога. Перед бывшим "еврейским домом" ("Judenhaus") наше внимание привлекают 5 штольперштайне (камней преткновения), которые говорят о судьбе семьи Schwarzschild, которая отсюда была депортирована в Гюрс. В конце Steinstraße мы можем посетить (4) Theodor-Zink-Museum, в котором один отдел посвящен истории евреев в Кайзерслаутерне. Возвращаясь через Steinstraße и Salzstraße мы наталкиваемся на углу (5) Gaustraße на представительное здание еврейского врача Dr. Wertheimer, который 10.11.1938 лишил себя здесь жизни, также была убита его дочь-инвалид (камни преткновения). Если пройти по Friedrichstraße, можно перейти через Fischerstraße и попасть на (6) Synagogenplatz с впечатляющим памятником, который напоминает о разрушенной в 1938 г. синагоге и одновременно о более чем 200 еврейских жертвах из Кайзерслаутерна. Здесь можно из различных перспектив с помощью виртуальной реконструкции составить представление о синагоге. Если хотим отклониться в сторону еврейского кладбища, то на Synagogenplatz останавливается автобус, который через 5 минут довезёт до главного кладбища, на котором в передней, старой части, с 1858 г. находится (7) еврейское кладбище. От Synagogenplatz (через Karl-Marx-Straße) недалеко до Basteigasse, в котором с 1965 г. находится еврейский (8) общинный дом (гемайндехаус, Gemeindehaus). Посмотреть синагогу и маленькую выставку с еврейскими культовыми предметами почти всегда можно посмотреть. На пешеходной зоне вопреки разрушениям военного времени сохранились некоторые дома, в которых до 1938 г. жили еврейские семьи или в которых находились конторы и магазины (Wohlwert, ErWeGe и Schweriner), например по Marktstraße 15, 31 и 40, Fackelstraße и Eisenbahnstraße. Am Altenhof 17 и по Alleestraße 10 имели свою практику адвокаты Tuteur, здесь также о судьбе их семей напоминают камни преткновения (штольперштайны).
  
   В Хохшпайере, пригороде Кайзерслаутерна, (в 1932 году тут проживало 32 еврея) с 1822 по 1938 гг. был маленький молитвенный зал в еврейской общине по Bergstr. 8. Но сохранилось лишь маленькое еврейское кладбище с небольшим количеством могил посреди христианского кладбища. На Marktplatz стоит памятный камень в честь известного краеведа и коммерсанта Leopold Seeh, который много сделал для исследования истории родной истории и истории общины. Во Франкентале на Hauptstraße стоит маленькая католическая церковь, которая была построена в 1932 г. на фундаменте синагоги. Построенная в начале 19 века синагога использовалась после 1880 г. очень редко, еврейская община около 1900 г. самораспустилась.
  
  
  
  

Kaiserslautern

30.05.2016

   ШУМ - Шпайер-Вормс-Майнц. Звук "В", "О" и "У" в иврите обозначаются одинаково: буквой "Вав" - "?". - Прим. пер.
   ** PfДlzischer Erbfolgekrieg - Война Аугсбургской лиги, известная также как война Большого альянса, война за Пфальцское наследство, война за Английское наследство, Орлеанская война и Девятилетняя война -- война между Францией и Аугсбургской лигой в 1688--1697 годах. ВИКИПЕДИЯ - Прим. пер.
   ? Акция депортации 6500 евреев из Бадена и Саарпфальца 21 и 22 октября 1940 г. в лагерь для интернированных в Гюрсе на территории Франции. - Прим. пер.
   NSZ-Rheinfront - ежедневная национал-социалистическая газета, издававшаяся с 1930 по 1945 гг. - Прим. пер.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"