Спинов Игорь Иванович : другие произведения.

Осторожно - модерн!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаемая Вашему вниманию статья была опубликована мною в украинском еженедельнике "Панорама" и не претендует, разумеется, на "истину в последней инстанции".Выражает мое мнение по поводу современного искусства и прозы в частности.

Осторожно Модерн.
   Произведения современного искусства говорят не столько об 
изменениях в мыслях субъектов, формирующих социокультурное 
пространство и поисках новых форм в искусстве, сколько о деградации 
культурных потребностей современного общества, поклоняющегося 
"золотому тельцу". Революционные изменения почти всегда имеют 
отрицательный заряд. И, если сюрреализм Сальвадора Дали все же 
способен вызывать ассоциации (в том числе и светлые), то "Черный 
квадрат" Малевича напоминает публичный дом с самообслуживанием, 
описанный Войновичем в сатирической повести "Москва 2042". Ценителям 
живописи предлагается самостоятельно заполнить пространство полотна 
художника, призвав на помощь свое воображение. Доминирование творца с 
ведерком черной краски становится все более очевидным. Искусство не 
должно учить жизни, а лишь отражать ее. Схватившись за этот лозунг, 
гражданин А. Бренер опорожнил кишечник под каким-то полотном какого-то 
художника на московской выставке. Даже краска ему оказалась не нужна. 
Критики нашли данную "инсталляцию" протестной, но естественной и 
органичной. Остается только догадываться, какие бы слова мы услышали 
от тех же ценителей, обнаруживших подобное творение под дверью 
собственного дома. Современная творческая интеллигенция, воспитанная в 
условиях жесточайшего несоответствия жизненных реалий идеологическим 
догмам давно догадывалась о том, что слову "жопа" можно придать статус 
литературного, но не стала ограничиваться полумерами. Главный герой 
рассказа "Николай Николаевич" Ю. Алешковского, описывая свой 
сексуальный и жизненный опыт, матерится как пораженный олигофренией 
ассенизатор, нажавший не ту кнопку своего чудо - агрегата. Персонажи 
Лимонова в общении и описании своих чувств используют слова, после 
прочтения которых хочется отложить книгу и тщательно вымыть руки, а 
изложение матерной версии "Гамлета" в исполнении украинской "звезды" 
Л. Пiддерв"янського распространяется через сеть "Интернет". В приличном 
обществе нынче можно уважительно отозваться и о таком "мастере" 
литературного цеха, как Сорокин, хотя все же не рекомендуется: можно и в 
ухо получить. Кто знает, может собеседник его уже читал? На смену 
"маленькому человеку" в герои нашего времени толпой повалили 
маргиналы с неуравновешенной психикой и сталинским кредо - "нет 
человека, нет проблемы". Вместо нервно курящего папиросы 
производственника, кинематограф преподносит нам уверенного в себе, 
слегка пьяного бандита, одной рукой обнимающего смазливую барышню, а 
другой сжимающего еще дымящийся парабеллум. Кто это смотрит? Идущие 
в "прайм - тайм" кинофильмы и демонстрируемая во многочисленных 
перерывах разноплановая реклама, сообщают нам о весьма обширной 
аудитории благодарных зрителей. Смотрите граждане! Все оплачено! 
Дедушка Ленин потому и говорил о кинематографе, как о важнейшем из 
искусств, что восприятие экранного действа происходит естественно, на 
уровне подсознания. Особенно актуальным этот лозунг был в первые 
послереволюционные годы, когда повальная неграмотность населения 
мешала новой власти донести до народа чистоту своих замыслов. В наш 
просвещенный век, когда "космические корабли бороздят... "Большой 
театр"", контент демонстрируемого по ТВ-каналам видеоряда не менее 
важен, но законы телебизнеса, завязанного на рекламную прибыль 
нивелируют общекультурный уровень до отметки "быдл - класс". А как же 
наше будущее, жадно впитывающее информацию об окружающем мире? К 
великой радости в своем большинстве оно находится в резиновой 
оболочке, именуемой презервативом, ибо нормальные люди все-таки 
рождаются от любви, а не от "занятия любовью". Нынешнее же, по 
Пелевину постпепсийное поколение, входящее в пору молочной спелости, 
сокращает свой словарный запас и пытается заменить недостающие фразы 
и даже целые предложения американизмами, компьютерным сленгом и 
суррогатным восклицанием "Вау", призванным выражать, подобно уже 
упоминавшемуся "Черному квадрату" всю гамму чувств, сопровождающих 
человека на протяжении жизни. Объявленное первым и последним 
президентом СССР Горбачевым "ускорение" наконец-то нашло отклик в 
устах подросшего поколения в виде любимого слова "короче". По частоте 
употребления в устной речи юных горожан, оно может соперничать только с 
кратким как выстрел словом, обозначающим женщину не тяжелого 
поведения в лексиконе одесских докеров и людей смежных специальностей. 
"Что делать?" (љ Чернышевский). Вопрос не блещет новизной, как и ответ: 
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" (Ильф & Петров). 
   Иными словами: как бы не было это трудно, - имейте собственное 
мнение, иначе в этом году Вам опять всучат просроченные витамины в 
новой упаковке. 


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"