Стенкин Георгий : другие произведения.

О современном издательском бизнесе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой маркетинг

  Небольшой маркетинг. Фрагмент из повести "Литагент"
  
  Как человек со стороны, пытающийся понять принципы деятельности книжного рынка в России (СНГ), планомерно и целенаправленно собираю информацию, факты и тенденции.
  До создания модели поведения на этом рынке автора, прежде всего - себя, ещё далеко, но уже есть какие-то наработки и промежуточные результаты. Которыми хотел бы поделиться с представителями части книжного рынка, именуемым - сегмент производства. То есть - авторы литературных произведений.
  Для чего?
  Для расширения диапазона мнений. Для понимания.
  
  Итак.
  Главная беда книжного рынка - это отсутствие инфраструктуры. Не будем останавливаться на причинах. Они - всем известны. Плановое ведение "советского хозяйства" и "диктатура большинства".
  Что я подразумеваю под словами - инфраструктура книжного рынка.
  Есть - производство, система сбыта и потребитель. Они - должны быть замкнуты между собой. Только тогда - возникают экономическая эффективность и рыночные механизмы регулирования. Спрос - потребность.
  Составные части всей этой замкнутой цепочки - и есть инфраструктура любого рынка.
  
  Книги.
  Современное состояние - Россия.
  Производство - это автор и издатель.
  Система сбыта - издатель и торговля.
  Потребитель - торговля и население.
  
  Современное состояние - Европа и остальные рынки "со стажем".
  Производство - литературный агент и издатель.
  Система сбыта - торговля.
  Потребитель - население.
  
  Почувствуйте разницу.
  Разумеется, взгляд - обобщённый и не претендующий на абсолютную объективность.
  Но...
  
  Посмотрим подробнее на российского издателя, так как торговля - она более восприимчива к влияниям колебаний рынка и способна быстро адаптироваться к изменениям на этом самом рынке.
  
  На мой взгляд сегодня в России существует три типа издательств.
  1. "Бывшие советские" - выполняющие определённый социальный заказ.
  2. "Быстрые капиталисты" - сумевшие занять определённые ниши на рынке.
  3. "Бытовые коммерсанты" - пытающиеся использовать явные возможности книжного рынка.
  
  И у всех у них - полностью отсутствует понимание себя, как составной части общей инфраструктуры рынка.
  Первые - считают себя основой этого рынка и поэтому - имеющими право диктовать свои правила.
  Вторые - считают себя движущим механизмом этого рынка, так как успели добиться определённых финансовых результатов и убедились в правильности своей стратегии.
  Третьи - находятся в постоянном поиске.
  
  Где тут автор?
  Нет его. Не до него. Не до - Культуры. Не до - Литературы.
  Только - станок для написания текстов. Средства производства.
  Рынок.
  
  Поэтому. На книжных рынках "со стажем" - автор, практически выведен из процесса производства.
  Литературный агент - представляет интересы автора, создавая возможность автору - не быть механизмом рынка. А - оставаться только лишь творческой его основой.
  И - потребитель, являясь основой спроса, через имеющуюся систему взаимодействия со структурой сбыта - диктует всей цепочке инфраструктуры книжного рынка свои запросы и потребности.
  Вот.
  
  Но не буду расписывать прелести существующих рыночных технологий. Обстоятельства и существующая реальность - не приемлют простого копирования. Лишний труд.
  
  Сейчас - меня интересуют причины существования главного "тормоза" книжного рынка России - издательств. Так как поняв эти причины - можно найти собственные пути преодоления этих препятствий.
  
  Вернёмся к моей градации издательств.
  
  Во всех издательствах - существует проблема поиска авторов. В то же время - почти у всех авторов существует проблема поиска возможностей издаться.
  Противоречие.
  Нонсенс и чудовищный бардак.
  
  У первых - почти что годовые издательские планы, тонны рукописей, которые ожидают своей очереди. Сумасшедшие суммарные тиражи...
  И постоянная нехватка оборотных средств. Загадка?
  
  У вторых - сроки рассмотрения рукописей немного покороче. Десятки тонн рукописей и заявок. Тиражи - ещё больше...
  Проблемы с эффективным использованием прибыли. Ребус?
  
  У третьих - минимальные сроки рассмотрения заявок. Постоянный стресс от конкуренции. Центнеры рукописей. Скромные и редкие тиражи. И постоянная нехватка финансирования. Тайна?
  
  Спрос и покупательская способность на книжном рынке - оценочно, могут десятикратно покрыть все финансовые амбиции всех издателей в России, все накладные расходы на производство, маркетинг авторов и организацию сбыта продукции.
  Чудо?
  
  Нет.
  Просто смещены акценты.
  Издательство, в своей деятельности ориентируется не на спрос (реальный спрос), не на тенденции в творчестве авторов, и не на возможности системы реализации.
  По степени важности - читатель, автор, торговля.
  Увы.
  
  Только - на свои узкопрофессиональные критерии. Наличие финансов, качество бумажной продукции и рекламные действия.
  Станок. Деревопечатающий, бумагообрабатывательный с дармовым приводом и гигантской эффективностью выпуска готовой продукции - но Станок.
  
  Поэтому...
  Вспомните Чарли Чаплина и его конвейер.
  
  Какие-то гайки нужно не закручивать - а откручивать. Или - создавать свои механизмы.
  
  Достаточно иронии и копания в реалиях книжного рынка.
  
  Каким образом - весь это рынок может существовать? И удовлетворять спрос на Литературу, задействуя максимальное количество авторов.
  
  Нужно создавать институт Литературных Агентов.
  Агентств.
  Литературный агент - бегает по полю, вспаханной и не вспаханной нивы творчества, чётко представляя себе интересы различных читательских аудиторий, и ищет авторов, которые творят - в расчёте именно на эти читательские аудитории.
  Как?
  Методом проб и ошибок. Маркетинговых исследований. Пробных продаж. Читательских мероприятий. Опросов, анкет, игр и т.п.
  Работая и зарабатывая свой капитал - реального спроса читателя.
  Имея такой капитал - можно начинать его расходовать. Вкладывать в авторов.
  
  Не деньги. Деньги дадут те, кто нуждается в их приумножении. Банки, инвесторы, спонсоры...
  
  Автору же - нужно создать условия для свободного (от бизнеса) творчества.
  Это будет инвестиция Литературного Агента - в Автора.
  
  Далее. Типография и система реализации. Или - издательство, которое уже содержит в себе и то и другое. С издательством - выгоднее. Оно может также инвестировать, но уже в произведение, а не в Автора.
  Хотя и с типографией и с сетью реализации продукции - можно договориться об оплате "по реализации". Тут есть варианты для "своего" творчества у Литературного Агента.
  
  И вот. Наступило - светлое будущее. Чудо - свершилось.
  
  Читатель - читает именно то, что он и хотел бы прочитать. Купив, разумеется эту книжку.
  Круг замкнулся.
  Все инвесторы - получают удовлетворение от эффективно проделанной работы и...
  Доход.
  
  Автор - стимул и средства для творчества.
  Литературный Агент - отметку в своём рабочем графике, что ещё один проект - реализован и средства для дальнейшей деятельности.
  
  Алилуйя.
  
  Георгий Стенкин
  На середине дороги по пути к истине... Март 2007
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"