Степаненко Юрий Николаевич : другие произведения.

Спартакус кровь и песок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Цивилизация началась с эксплуатации человека человеком.
  
  Как только человек догадался, что пленных поедать, приносить в жертву богам или просто убивать не вполне рационально, человечество из дикости вступило в эпоху цивилизации.
  
  Последствием этого обстоятельства явилось следующее:
  
  А) Впервые появилась возможность почти неограниченной концентрации производительных сил, чего не могло быть при родоплеменном устройстве и благодаря чему мы можем сегодня смотреть на пирамиды, Парфенон, Колизей и т.п.
  
  Б) Положение господ и рабов дало гигантский толчок развитию общественного сознания, чтобы такое положение обосновать идеологически.
  
  В результате первоначально синкретичное, насквозь религиозное общественное сознание распалось на формы - политическую и моральную.
  
  Политическая форма это сознание различия, разделения людей.
  
  Моральная форма это выражение общей человеческой природы - все мы люди, все мы человеки.
  На протяжении всего периода цивилизации идет борьба между этими формами.
  
  Политика людей продолжает разделять, мораль людей объединяет.
  
  Моральное чувство справедливости именно и взывает к человечности - нельзя к человеку относиться как к скоту, ибо и ты - делающий это - тоже человек по форме и происхождению.
  
  В заключительной серии, в завершающей сцене, когда все в кровище - люди, стены, пол и внутреннее убранство, ну, только что стулья и табуреты не плавают в красных лужах, как бы в обоснование этого тезиса звучат слова Спартакуса: нельзя убивать людей ради развлечения!
  
  И зритель верит Спартакусу: они тут только что порубили на куски целую толпу явно не ради развлечения, и Спартакус как массовый убийца не вызывает в зрителе отвращения. И зритель видит, и понимает, и солидарен - Спартакус прав, хотя и убийца, и организатор массовой резни.
  
  По моральному закону, более высокому, чем закон юридический, Спартакус восстановил высшую справедливость. А высшая справедливость это то, что все мы люди. Нельзя человека превращать в средство.
  
  Бесчеловечное обращение дает моральное право на бесчеловечный ответ.
  
  В идеале людей вообще убивать нельзя, если это не сволота, маниакально убежденная в своей избранности и готовая ради этого всех пустить под нож, но в те времена сознание людей до таких сложных мыслей додуматься еще не могло.
  
  В сериале довольно натуралистично показана жизнь господ и рабов.
  
  Господа всячески утверждают и доказывают, что они - другие, совершенно не такие, как рабы. Что они другой природы. Они всю дорогу награждают себя всякими эпитетами величия и исключительности.
  
  Тут же выясняется, что и господствующий класс далеко не однороден и монолитен, что внутри он разделен на страты, и что преодолеть стратификационный барьер господину так же сложно, как рабу получить свободу.
  
  Для рабов власть так же организовала страты, чтобы еще больше заставить их смириться со своей участью и печальной незавидной долей.
  
  Так гладиаторы это своего рода элита в мире рабов.
  
  Их освободили от тяжелого физического труда, но за свои "привилегии" они должны заплатить своей жизнью.
  
  Обслуживающая рабская прислуга это так же привилегированное сословие в сравнении с теми, кто работает на полях под свисты бичей надсмотрщиков.
  
  С господином прислуга может завязать личные отношения и тем самым, если господин не изувер и не садист от природы, как-то облегчить свое существование.
  
  На общих работах в поле, где индивидуальность значения не имеет, и любого можно заменить любым, жизнь куда менее сладкая.
  
  Вообще, лучше всего во все времена для раба было, если раб имел узкую специализацию. Специализация гладиатора тут, понятно, не в счет. Ювелир, наложница, или даже поэт, типа, Эзопа.
  
  Ну, и совсем мрачной была судьба раба, которого отправляли на рудники, или, не дай Господь, на галеры!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"