Субботин Анатолий Павлович : другие произведения.

Парк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я присматривался к аттракционам. Хотя мне сравнительно немного - 33 года, - меня уже не волнуют все эти разновидности движения по кругу. Я чувствую в них что-то ущербное, и предпочел бы просто гулять и созерцать. Но последнее позволялось только пенсионерам, и по закону парка мне нужно было выбрать какую-нибудь карусель, чтобы прокатиться.


   ПАРК
  
   Я зашел в парк часов в семь вечера. Был август, и солнце еще не село. Ветерок вяло играл в листве, чего нельзя было сказать о детях, которые с криками проносились мимо меня на велосипедах и роликах. Я гулял по асфальтовым дорожкам, оцепленным кустами и редкими деревьями, останавливался возле аттракционов. Из-под купола ротонды доносилась музыка: духовой оркестрик играл там стоя. Рядом, на площадке, в вальсе или медленном танце кружились пожилые пары, вспоминая свою боевую и трудовую молодость. Пары в основном составляли женщины. Их мужья, по всей видимости, пали в бою или сражались в шахматы и домино. А нынешняя молодость ходила и сидела неподалеку - влюбленными парами, компаниями - разговаривала, курила, пила пиво.
   Я присматривался к аттракционам. Хотя мне сравнительно немного - 33 года, - меня уже не волнуют все эти разновидности движения по кругу. Я чувствую в них что-то ущербное, и предпочел бы просто гулять и созерцать. Но последнее позволялось только пенсионерам, и по закону парка мне нужно было выбрать какую-нибудь карусель, чтобы прокатиться. Мне не нравились ни скамейки, подвешанные на цепях, ни автомобили, тычущиеся друг в друга, как слепые котята, ни кружение стоя, когда центробежная сила прижимает тебя к стенке. Уж если выбирать, подумал я, то надо остановиться на "Чертовом колесе" или "Петле Нестерова". И тут я поймал себя на том, что горизонтальному кружению предпочел вертикальное. "Петля Нестерова" дает возможность увидеть мир вверх ногами. Впрочем, необычному взгляду мешает скорость, и за короткие мгновения, в которые занимаешь нужную позицию, ничего нельзя толком разглядеть. С другой стороны, необязательно повисать вниз головой, подобно летучей мыши, чтобы показалось, что мир перевернут. Руководствуясь этими соображениями, я направил шаги к "Чертову колесу". Пусть медленно (так даже лучше) оно поднимет меня на высоту птичьего полета, и предо мной раскинется весь или почти весь город, и я получу представление о том, где живу. Недаром этот левиафан среди аттракционов носит еще одно имя - "Колесо обозрения".
   У кассы - деревянной синей будки - никого не было. Я протянул в открытое окошечко деньги и попросил один билет. Но, заглянув внутрь, увидел только темноту.
  -- Есть тут кто-нибудь? - спросил я.
  -- Есть. Но билетов нет, - донесся из будки старушечий голос. - Подождите, пока Колесо сделает круг.
   Я подождал минут 15. За мной выстроилась очередь.
  -- Давайте деньги, - наконец сказала старуха.
   Наверно, в темноте она отдыхала, и теперь включит свет, подумал я. Но этого не произошло. Однако сдача мне была отсчитана точно. И тут я вспомнил, что уже слышал о темных кассах парка. Причину их неосвещенности объясняли просто: дирекция экономит на электричестве. И чтобы глаза успели привыкнуть, кассирши запираются в будках за час до открытия.
   Карусельщик, проверив билеты, стал рассаживать нас. Мне повезло. Я попал за один столик с красивой девушкой. За столом, рассчитанным на четверых, мы оказались двое. Мысленно я поблагодарил карусельщика, хотя поначалу он внушил мне своим внешним видом неприязнь. Конечно, вряд ли он посадил меня с девушкой сознательно, так получилось само собою, но все же я испытал к нему некоторую симпатию.
   Тем временем Колесо тронулось, и наша корзина, люлька (не знаю, как это называется), в общем, наш стол с нависшим над ним тентом медленно пополз вверх. Мы сидели друг напротив друга и смотрели друг на друга, не отрываясь. Посудите сами, как мне было не полюбить эту девушку, если ее волосы до плеч цвета червонного золота, если очертания ее носа и губ отмечены благородством. Правда, я знал, что внешность в наши дни чаще всего обманчива, и стоит какой-нибудь "принцессе" открыть рот, как сразу понимаешь, что ее мать или бабушка переспала с лакеем. Вот еще почему я боялся заговорить с девушкой, а не только оттого, что был очарован и смущен. Впрочем, наши выразительные взгляды не нуждались в словесных комментариях. Однако без слов к делу не перейдешь, и главное, мне необходимо было знать ее имя, чтобы конкретно (а не общим словом "любовь") назвать то обновленное мироощущение, которое у меня появилось в связи с ее присутствием.
   Словно читая мои мысли, она сказала:
  -- Меня зовут Даша.
  -- Очень приятно. А меня - Толя, - сказал я. - Вы впервые, Даша, катаетесь на Колесе?
  -- Да.
  -- Я тоже. Но у меня такое ощущение, что это уже было.
   Она улыбнулась.
  -- Не хотите ли Вы сказать, что и меня прежде видели?
  -- Нет, не видел, но я Вас искал.
   Ветерок шевелил ее волосы. Поскольку мы поднялись выше деревьев, мы заговорили об искусстве. Наконец, я произнес:
  -- На земле существуют предисловия, предбанники и прочая суета. Но мы уже достаточно оторвались от земли. Поэтому я резко перейду к главному. - Голос мой дрогнул. - Даша, будьте моей женой!
  -- Но ведь мы почти не знакомы, - сказала она, перестав улыбаться. - И Вы даже не спросили, замужем ли я.
  -- Простите, поторопился. Никогда не знаешь, в какой момент сделать предложение. Несколько раз я опоздал.
   Я сидел, понурив в смущении голову. Видя мое состояние, Даша протянула мне руку, которую я поспешил поцеловать. Успокойтесь, я не замужем, и Вы мне нравитесь. Она пересела ко мне на колени.
   Не успели мы насладиться близостью, как проголодались. Я потянул за металлический обруч, окружающий наш столик - сантиметров 20 от края. Мы поехали вокруг стола, но на нем ничего не появилось. Я недоумевал. У соседа выше, который так же вращал обруч, снедь все прибывала и готова была уже посыпаться за край. Осторожно! - крикнул я ему, Вы убьете кого-нибудь своими бутылками и тарелками. Столы не пустовали и у других соседей. Тогда я взялся за обруч двумя руками. Я менял скорость и направление вращения. Но все было безрезультатно.
  -- Карусельщик! - крикнул я вниз. - Вы посадили нас за неисправный столик. Мы крутимся, а он все пустой!
   Но не поднял головы карусельщик. То ли не услышал, то ли сделал вид.
   Мне было крайне неловко перед своей возлюбленной, словно это я виноват, что нам нечего есть. А когда я взглянул на нее (она уже снова сидела напротив), я ужаснулся. В ее глазах и поджатых губах залегала горючая смесь ненависти и презрения. Такая горючая, что я усомнился: не я ли, в самом деле, придумал эту карусель, и теперь за все в ответе? Даша добила меня словами. Она сказала раздраженно:
  -- Тебе не кажется, что дело не в столике, а в тебе?!
   И стала смотреть на упитанного, холеного соседа выше. Впрочем, он не был уже выше, он ехал вниз. Он давно шарил взглядом по Дашиному телу. И теперь, когда и она обратила на него внимание, радостно скалил зубы. Его не могли отвлечь от Даши ни дочь, ни жена, которые находились с ним рядом и что-то ему говорили.
   Клин вышибается клином, боль перебивается болью. Я встал с твердым намерением выброситься из люльки. Мы как раз находились в зените. На прощанье я огляделся. Я думал увидеть множество светло-серых каменных коробок, лежащих на боку или поставленных на попа, сверкающих окнами, увидеть заводские трубы, телевышку, купола церквей и колонны дворцов. Но ничего этого не было. В ПРЯМОМ смысле, а не в том, что город скрадывал туман. Повторяю, вечер стоял ясный. Солнце, наливаясь закатной краснотой, клонилось к горизонту. За деревьями и черной чугунной решеткой парка лежала пустота. Даже земли там не было. Казалось, что парк взлетел и висит в воздухе.
   Потрясение от увиденного спасло мне жизнь, по крайней мере, отодвинуло развязку на неопределенный срок. Я сел и уже почти не обращал внимания на молчаливый флирт соседа и Даши. Я смотрел на него снисходительно, как смотрит пастух на случку овцы и барана: эх, вы, мол, животные! Я понял, что в мире есть вещи поважнее любви. Например, стремление узнать, где живешь.
   Пока мы медленно спускались. Даша так больше и не заговорила со мной, но я не страдал от этого. Выйдя из люльки, я подал ей руку; она презрительно поджала губы и предпочла обойтись без моей помощи. Прости и прощай! - сказал я и, не дожидаясь ответа, которого, впрочем, и не последовало, поспешил вон из парка. Мне не терпелось убедиться, что улицы и дома (в том числе и мой дом) целы. Ведь не пришел же я в парк из пустоты!
   Однако, пройдя метров 20, я почувствовал крайнюю слабость и вынужден был сесть на скамью. Голова моя слегка кружилась. Я закрыл глаза. Так было немного лучше. До слуха моего доносились звуки шагов, обрывки разговоров, хохот, девичий визг, гудение аттракционов, детские крики и шуршание велосипедных шин. Весь этот шум поначалу раздражал меня, но постепенно притупился. Кажется, я задремал, потому что, когда открыл глаза, уже стемнело. Аллея, освещенная редкими фонарями, была пуста. Я поднялся и направился к выходу. У меня отсутствовали часы, и я не знал, сколько времени. Судя по безлюдью и тишине (лишь несколько раз поодаль гавкнула собака, и шелестели листья), было довольно поздно. Я испугался, что парк уже закрыли и мне придется искать сторожей. Перспектива перелезания через трехметровые чугунные копья мне не улыбалась.
   По моему предположению, ворота от скамейки, где я отдыхал, находились метрах в двухстах, и я давно уже должен был их достичь, поскольку прошел никак не менее километра. Однако ни ворот, ни вообще ограждения передо мной не появилось. Только все те же кусты, деревья и асфальтовая дорожка, пересекающаяся другими, ей подобными. Я подумал, что, может быть, незаметно для себя свернул с центральной аллеи и двигаюсь в неверном направлении. Надо вернуться к исходной позиции - к Колесу - и попробовать еще раз. Черный силуэт Колеса, возвышаясь над деревьями, служил хорошим ориентиром. Минут через 10-15 я был у цели. Определив, как мне показалось - точно, центральную аллею, я вновь пошел по ней. Но история повторилась: время текло, а ворота не показывались. Я решил идти до конца. Главное, никуда не сворачивать, и тогда непременно упрешься в забор. Так я прошагал час или больше. Ветер усилился. Набежавшие тучи скрыли звезды. Вскоре закапало и полило. Я встал под ближайший клен, но он не долго защищал меня от дождя. Я промок и замерз. Впрочем, продолжать путь тоже не хотелось. Я устал и с тоской смотрел на аллею, уходящую в даль. Это было похоже на кошмар. За час можно пересечь из конца в конец, по крайней мере, два таких парка. Вытягивается он, что ли? Или дело, может быть, не в парке, а во мне? Обычно чуждому суеверий, мне вдруг припомнился леший, который развлекается тем, что кружит людей по лесу. Но здесь не лес. Здесь место вполне культурное с хозяином - человеком. Или все же и сюда затесался какой-нибудь дух, какой-нибудь ПАРКОВЫЙ? Послушай, парковый, отпусти меня! Что я тебе сделал? Смотри, я иду промокший и уставший, как будто у меня нет дома, и нет конца моему пути. И ни души вокруг, хотя я нахожусь в центре города. Поверь, это не смешно. Так я взывал к духу, но не было мне ответа. Тогда я обратился к людям. Сторож! Милиция! - кричал я. - Кто-нибудь, наконец! "Кто-нибудь" появился. Ко мне подбежал пес, нечистокровный, лохматый, близкий к ньюфаундленду. Подбежал тихо. От неожиданности я немного испугался и остановился. Пес тоже встал, затем сел. Мы смотрели друг на друга.
  -- Послушай, - сказал я ему, - не знаю, как тебя зовут, отведи меня к своему хозяину. Понимаешь, со мной происходит что-то странное: я заблудился в трех соснах. И милиция куда-то пропала. Обычно шагу нельзя ступить, чтобы не натолкнуться на блюстителя порядка. А тут - никого. Поневоле начинаешь испытывать чувство ненужности и заброшенности....Ну, пошли. Где твой хозяин? Наверно, он здесь служит сторожем. Впрочем, кем бы он ни был, все равно пошли к нему.
   Но не тронулась с места собака. А что если она бродячая, и нет у нее никакого хозяина, подумал я. И мне ничего не оставалось, как побрести по аллее дальше. Пес шел за мной следом. Я почему-то вспомнил стихи Сельвинского:
   Ночь как год,
   как черный наговор.
   Я и кот,
   и больше никого.
   До зари
   в бокал звенит струя.
   О, Мария
   милая моя!
   Со мной, правда, был не кот, а пес, и струя звенела не в бокал, а текла за шиворот, но в общем все было похоже. Даже Мария откуда-то взялась, словно по щучьему веленью. Разумеется, я еще не знал, как ее зовут. Молодая женщина сидела на скамейке и держала над собой зонт. Мне запомнились короткая кожаная юбка, замшевая куртка, хрипловатый голос курильщицы и довольно большой рот, полный красивых зубов.
  -- Простите, - сказал я, - Вы не подскажите, где выход из парка?
  -- Ты что, пьян? - спросила она.
  -- Вроде того, хотя вина я не пил.
  -- Так бы и сказал, что хочешь познакомиться, а то - "выход". Знаем мы ваши выходы!
   Тут я заметил, что дамочка сама "под мухой".
  -- Ладно, садись рядом, - продолжала она, - но не прислоняйся ко мне, ты весь мокрый...Ну, что же ты молчишь?
  -- Мне приятно видеть Вас и разговаривать с Вами, - сказал я, сев на скамейку, - но я немного устал и замерз, полночи гуляя в этом красивом парке. Пойдемте куда-нибудь отсюда.
  -- Нет, ты сначала скажи, чем я тебе понравилась.
  -- У Вас замечательная улыбка и... (я слегка помедлил) ноги.
   Она усмехнулась.
  -- То-то... Ладно, пошли. На, неси зонт... А куда мы идем?
  -- В бар в таком виде меня не пустят, - сказал я. - Лучше всего - ко мне. Я переоденусь. Мы сварим кофе. Есть коньяк.
   Она засмеялась.
  -- А ты ничего: шустрый!
  -- Это от робости и отчаяния, - заметил я.
   Мы прошли метров сто, когда в кустах неподалеку послышался треск и мужской голос: "Машка, блядь, где ты?" Лицо женщины исказилось полунедовольством-полуиспугом.
  -- Это мой "медведь", - сказала она. - Надоел он мне, спасу нет. Сбежала бы от него, да не с кем. Может, с тобой? Но не сейчас. Поздно. Вот что, сверни-ка ты в другую аллею, а я его здесь встречу. - И на мою реплику, что не боюсь я ее "медведя", поспешно добавила: - Нет, иди-иди, очень прошу. Позвони мне. - И назвала номер телефона.
   Так я снова остался один. Дождь иссяк. Стало тише, и мне послышались за спиной чьи-то легкие мягкие шаги. Готовый ко всему, я обернулся. Пес! Все тот же пес сопровождал меня. Наверное, когда я встретил Марию, он тактично ушел в сторону, не выпуская, однако. Меня из виду, а теперь вновь приблизился ко мне. Ну что ж, дружище, я рад. Я, признаться, забыл о тебе... Но как прикажешь к тебе обращаться? Если ты не против, я так и назову тебя - Друг.
   Мы шли и мило, хотя несколько односторонне, беседовали, пока на нас не упала огромная тень. Мы стояли возле "Чертова колеса". Видно, мне не уйти от него, подумал я. Ну что ж, здесь и проведем остаток ночи. Я снял с себя бархатную куртку, рубашку, вельветовые брюки, носки - все это хорошо отжал, снова надел и проделал ряд гимнастических упражнений. Стало немного теплее. Я лег на дощатую площадку под Колесом и позвал собаку: "Друг, согрей меня". Пес послушно подошел и лег рядом. Я обнял его.
   И вот, согревшись, я начинаю забываться. И злоключения, пережитые мной, уже не кажутся мне такими ужасными. И надежда, как нянька, убаюкивает меня, напевая, что утром взойдет солнце, парк наполнится людьми, и откроются ворота. Но безошибочный внутренний голос говорит мне, что избавиться от парка я смогу только ценой своей смерти. И сон мой отравлен тревогой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"