Сулаберидзе Владимир Шалвович : другие произведения.

Многозначительность - универсальная маска бесстыдства, пошлости и убогости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    О моём отношении к творчеству Фабра и прочих акционистов

  Обратите внимание, что чем менее очевидны простым гражданам художественные достоинства какой-нибудь инсталляции, перформанса, или просто театральной постановки, тем больше тратится усилий на разъяснения многозначительности скрытых в них смыслов.
  
  Практически всегда соответствующие разъяснения основываются на нескольких утверждениях:
  Во-первых, простые граждане, по определению, не относятся к размышляющей (в терминологии наших либералов - думающей) части человечества.
  Во-вторых, любое, самое нелепое действо, как считает самый известный и скандально знаменитый акционист, инсталлятор, режиссёр, и даже художник Ян Фабр, приобретает сакральный смысл, если оно совершается на сцене.
  В-третьих, "художник должен быть свободен" или, в интерпретации г-на Вилисова, "этично всё, что позволяет себе художник".
  
  Оставим без комментария первое утверждение - пускай оно остаётся на совести "думающей" части населения. Поговорим о "сакральности" любого "действа" на сцене.
  Сначала приведу примеры "действ" и их объяснений специалистами в области искусств на "эталонном образце" - перформансах и спектаклях Яна Фабра:
  
  В Лувре, в зале парадных портретов разложены надгробные плиты, среди которых ползёт гигантский червяк с человеческой головой.
  О б ъ я с н е н и е: трепетное отношение к классическому искусству, в диалоге с которым Фабр строит большинство своих инсталляций.
  
  В 2011 г. на Венецианской биеннале Фабр представил реплику "Пьеты" Микеланджело, в которой фигура Смерти держит на коленях тело художника с человеческим мозгом в руках.
  О б ъ я с н е н и е: неподдельный восторг, который у Фабра вызывает призрак средневекового художника-учёного; идеализация образа человека, познающего мир.
  
  Одна из первых выставок Фабра, которую он показал в 1978 году, называлась "Мое тело, моя кровь, мой пейзаж" и состояла из картин, написанных кровью.
  О б ъ я с н е н и е: Фабр первым сумел перенести опыт из плоскости художественного эксперимента в область осознанного высказывания, не просто намекая на собственную исключительность, но и подчеркивая жертвенную природу искусства.
  П р и м е ч а н и е: Кстати, ранние рисунки "великого художника" выполненные не только кровью, но и слезами и спермой, на выставку 2016 г. в Эрмитаже "думающие" кураторы почему-то не взяли.
  
  Одна из наиболее известных техник Фабра - мозаики из переливающихся панцирей жуков-златок. Ими он выкладывал потолки и люстры королевского дворца в Брюсселе и бесчисленное количество более компактных инсталляций и скульптур.
  О б ъ я с н е н и е некоего Саши Иорданова, между прочим, правдоподобное и вполне по Фрейду: "Фабр - внук знаменитого французского энтомолога Жана-Анри Фабра, которого Виктор Гюго называл "Гомером насекомых". Это важно держать в голове при виде панцирей, скелетов, рогов и дохлых собак, чучела которых он часто использует, - чтобы понять, что все эти шокирующие неподготовленного зрителя предметы - не самоцель, но естественный способ осмысления реальности человеком, который с детства был окружен коллекциями заспиртованных тварей в колбах".
  
  Для выставки в Эрмитаже художник нарисовал (шариковой ручкой) специальную серию реплик на работы Рубенса.
  О б ъ я с н е н и е искусствоведа, г-жи А. Чаладзе: "На самом деле разглядеть что-либо в этих работах трудно. Зрители воспринимают их просто как синие квадраты, спрашивают: "Что это с рисунками, они что, такие старые, что на них ничего не видно?" Фабр же сознательно не захотел использовать дополнительный свет, видимо, обыгрывая название серии "Появление и исчезновение". Хотя, если постараться, с какой-то точки можно разглядеть фигуру, узнать знакомую позу".
  Неплохо, правда?
  
  А теперь о спектаклях Фабра: "Гора Олимп", "Оргия толерантности", "Власть театрального безумия" и др. (видеоролики спектаклей можно посмотреть в интернете).
  Спектакль "Гора Олимп" (премьера прошла в Берлине в 2015 г.). Продолжительность спектакля - 24 ч. без антрактов. В основе сюжета - 15 известных античных мифов, рассказывающих об инцестах, детоубийствах и жертвоприношениях. В спектакле актёры прыгают с металлическими скакалками, пачкаются в мясе и раздеваются догола. В 2016 г, когда в Эрмитаже устраивалась выставка Фабра, руководитель и создатель Молодежного центра Эрмитажа С. Кудрявцева сообщила корреспонденту КП, что в Центре готовились к показу экстравагантного спектакля Фабра, правда, избегая провокационных и гадких сцен. Заметили, что даже деятели искусств иногда называю изыски современного искусства своими именами?
  В спектакле "Власть театрального безумия" - по сцене перемещаются согнувшись и на четвереньках голые мужчины и периодически льнут к пятой точке друг друга.
  "Тяжело это представить, находясь в России, но во "Власти театрального безумия", два полностью обнаженных мужчины в коронах и со скипетрами танцуют вальс. Надо ли говорить, как это красиво?" Восторгается по-видимому большой знаток театрального искусства некто Виктор Вилисов.
  В спектакле "Ландшафт Прометея II" актеры имитируют половые акты, целуются с ведрами на головах, а один перформер с самого начала висит на канатах на высоте трех метров над сценой. В спектакле "Оргия толерантности" - в одной из сцен актриса совокупляется с кожаным диваном, а актёр раскручивает велосипедное колесо на подставке и сует меж спицами член.
  Вот ещё несколько цитат из откровений того же Вилисова: "Его (Фабра) интересуют в числе прочих темы, вызывающие ужас у ворчащего большинства: смерть и разложение, открытая сексуальность, вообще человеческое тело и все его выделения". ... "Творчество Фабра же наглядно демонстрирует, что провокация  -  один из мощнейших инструментов актуального искусства, и что она более чем уместна ради самой себя". ... "Быть художником опасно не только в России. Крайние правые вообще идут на все, чтобы лишний раз выступить с критикой художников и вообще мыслящих людей"... "Как это часто бывает в постдраматическом театре, в большей части "спектакулярного тела" пытаться осуществлять интерпретацию глупо и бессмысленно, потому что Фабр работает, в числе прочего, и с физическим и эмоциональным состоянием зрителя".
  
  О т с т у п л е н и е : Справедливости ради следует признать, что г-н В. Вилисов умеет очень изощрённо и витиевато возвести обыкновенную пошлость в ранг великого искусства. Как, например, в статье на Lenta.ru от 16.12.2017 под названием "Голые европейцы и другие достоинства современного театра".
  
  В спектакле "Оргия толерантности" актёры мастурбируют, "рожают" продукты питания в супермаркетовские корзины и т.п. Сам Фабр в интервью называл этот спектакль проектом "против коммерциализации сексуальности". "Я верю в анархию красоты, анархию любви и анархию сексуальности. Вот мои три закона".
  Напомню, что по Фабру любое самое нелепое действо приобретает сакральный смысл, если оно совершается на сцене. Не соображу, какой сакральный смысл заключён в том, что на сцену выходит голая актриса, чтобы помочиться на глазах у всех зрителей. Мне более понятно соображение К. Шахназарова, высказанное как-то в телепередаче В. Соловьёва: "Мочиться не надо на сцене, мочиться надо в туалете".
  При всём этом, по мнению знатоков искусств "Ян Фабр делает, с одной стороны, максимально развлекательные в своей динамичности зрелища, а с другой, максимально искренне говорит со зрителем на общечеловеческие темы, не боясь большого пафоса". Вот так, и не больше и не меньше!
  
  На выставку Фабра "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты" в Эрмитаже в 2016 г. я зашёл случайно. В зале здания Главного штаба, среди спускающихся с потолка бесчисленных бумажных лент висели на тросах с крюками чучела собак и кошек в карнавальных колпаках. Зрелище мрачноватое. Я прочитал аннотацию к экспозиции, поясняющую "недумающей" публике глубокие смыслы инсталляции, заключающиеся в том, что это послание автора человечеству о жизни после смерти, о любви к животным, о чём-то ещё, и даже о том, что Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным. Я во всё это не поверил, нашёл книгу отзывов и написал в ней буквально следующее: Фабр - дурак и живодёр.
  Не поверил я, извините, и гендиректору Эрмитажа Пиотровскому, который в "Санкт-Петербургских ведомостях" написал: "Его инсталляции с чучелами кошек и собак в здании Главного штаба шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник. Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр "кричит" о том, что происходит в мире". А поверил я психоанализу Фрейда, вспомнив, что Фабр провёл своё детство среди трупов насекомых.
  Позднее, когда я познакомился с театральным творчеством Фабра и описаниями других его инсталляций, я решил, что высказался в своей записи излишне деликатно.
  П о я с н е н и я некоего Саши Иорданова от 20 октября 2016 г. об источниках вдохновения Фабра: "Как подчеркивает сам художник, и это признают исследователи и критики, его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи, которой он восхищается. "Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. Многие ответы можно найти у бельгийских, а, точнее, фламандских художников. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений: в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве - вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты". Фабр словно озвучил собственное кредо, не так ли?"
  П о я с н е н и я самого Фабра: "В творчестве есть надежда. Когда я не смогу улучшать мир вокруг себя или кого-нибудь, я перестану быть художником. ... Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть - это часть жизни, я уважаю смерть. ... Художник - это бродячая собака".
  П о я с н е н и я Эрмитажа: "Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами". Не верю!
  
  Вообще, заметили, что некрофилия стала заметной частью искусства? И почти всегда некрофилы оправдывают свои пристрастия к трупам животных и даже людей глубокими размышлениями о смысле жизни и смерти. Как говорится, "косят" под древних римлян, которые во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой, любили восклицать: "memento mori!", намекая триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Возможно, таким способом они пытались вернуть его с небес на землю.
  Этой же фразой обменивались при встрече французские паулины - монахи ордена отшельников Св. Павла во Франции (1620-1633), они же т.н. Братья Смерти. Художники - их современники тоже не упускали случая изобразить что-нибудь в духе "бренности бытия", например, известный своими портретами кардинала де Ришельё Филипп де Шампань.
  
  В наше время масштабы некрофилии в изобразительном искусстве многократно возросли.
  Например, Гюнтер фон Хагенс - известный германский профессор анатомии и патологоанатом, автор техники "пластинации" плоти живых существ, постоянно устраивает по всему миру выставки забальзамированных при помощи этого метода трупов. На этом он построил свой успешный бизнес - торговлю частями тела в "супермаркете ужасов", работающем в немецком городе Губен, близ польской границы, там же, где и фабрика по пластинации, на которой сотрудники превращают трупы в экспонаты. Товары из магазина отсылаются почтой по всему миру. Цены за части тела колеблются от 600 евро за рыбу в поперечном сечении до 1500 евро за часть человеческой руки, 3600 евро за легкие или 15 тысяч евро за отрезок человеческого тела в полный рост. Некрофилы балдеют! Сам же "творец" неловко открещивается от некрофилии, утверждая, что "пластинация трансформирует труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет мало общего с трупом - объектом скорби...". Это было бы так, если бы речь шла об "анатомичках" в медицинских вузах, или о Кунсткамере, основанной Петром Алексеевичем в начале 18-го века. Но он, между прочим, не претендовал на славу гениального художника.
  Кстати, совсем недавно гендиректор Эрмитажа собирался устроить выставку трупов фон Хагенса. Однако, пораженный требованиями по оплате, многократно превосходившей стоимость самой дорогой выставки мировых шедевров изобразительного искусства, вынужден был отказаться от этой идеи.
  Летом на выставке фон Хагенса в Берлине были представлены пластифицированные трупы в сексуальном сношении. Сам он видел глубокий смысл своей выставки в том, что она якобы "объединяет величайшие табу секса и смерти и, являясь по своей сути уроком биологии, не предназначена для сексуальной стимуляции".
  Приведу эмоциональный отклик одной из посетительниц выставки Хагенса на Украине: "Потрясает заявленное описание цели проведения выставки - просвещение, стимулирование здорового образа жизни. ... Но самое опасное и вопиющее непотребство, это приглашение на выставку детей возраста от 3-х лет. Как нам объясняют, детки бывают увлечены своим телом. Да, бесспорно, но его внешним видом и красотой, а не внутренностями препарированных трупов".
  
  А вот еще один "востребованный" и "успешный" художник - Дэмиен Хёрст. Его шедевры должны, как он считает, "окунать зрителей в размышления о бренности бытия". Его технику оформления экспонатов кто-то назвал "маринадом", имея в виду, что все они помещаются в раствор, содержащий консервант (формальдегид). Первый его "маринад" был создан в 1991 г. и назывался: "Физическая невозможность смерти в сознании живущего", а на деле представлял собой законсервированную акулу весьма крупных размеров.
  "Искусство - это поиск новых путей для передачи старых идей", - однажды изрек этот гений. Он считает также, что "людям трудно разобраться в реальном мире, и они прибегают к метафорам или символам, как в рекламе".
  В последнее время, правда, он увлёкся живописью в стиле Фрэнсиса Бэкона, которую критики довольно дружно назвали потугами "малоспособного студента".
  
  Последователей Фабра можно часто встретить на выставках т.н. современного искусства. Участие в них не требует мастерства и таланта, а требует дерзости, креативности (так они это называют), отрицания каких-либо ограничений (ведь художник должен быть свободен). Достаточно, например, порывшись на городской свалке (не надо тратиться на материалы), набрать всякого мусора и соорудить из него инсталляцию, не забыв сопроводить её глубокомысленным посланием к человечеству на какую-нибудь актуальную или популярную тему. Не ясно только, почему эти выставки называют современным искусством, ведь подобное точно также называли и сто лет назад - почитайте книгу В. Ходасевич "Портреты словами" - там аналогичные инсталляции устраивали молодые художники в выставочных залах на Кузнецком мосту в начале 20-го века. Инсталляторами бывали, например, Маяковский, Татлин и др. Но это были всего лишь эпизоды в жизни этих талантливых людей, оставивших заметных след в искусстве своими действительно выдающимися произведениями.
  Здесь будет уместно вспомнить про т.н. акционистов - людей обоего пола, то раздевающихся догола, то прибивающих себя гвоздями к стволу дерева или к брусчатке за причинные места и т.д., и т.п. Они тоже относят свои акции к области искусств. Самое главное - раздеться догола на виду у всех. Это смело? Да! Но то же может сказать и простой алкоголик, опорожняющий свой мочевой пузырь в вашем подъезде. А ваше неодобрение он вполне может парировать тем, что таким образом он выражает протест против, например, повышения тарифов на коммунальные услуги, или против чего-нибудь иного, но столь же актуального.
  
  В современном театральном искусстве аналогичны инсталляциям так называемые новые прочтения классических пьес, когда, например, персонажи 19-го века выезжают на сцену на роликах, или выбегают на сцену голышом, и т.д., и т.п. Сам написать ничего не можешь, вот и остаётся как-нибудь по новому прочесть что-нибудь старое и всем хорошо известное.
  В этом деле наши деятели искусств не на последних местах. Правда, в отличие от своих западных коллег, заказывающих для своих произведений трупы якобы погибших собак или трупы бомжей в моргах, наши без всякого шума и грохота присваивают средства, отпускаемые государством на развитие культуры. Тот же К. Серебренников. На его спектаклях в Гоголь-центре обычная форма одежды актёров - в чём мать родила. Но его "смелость" и "креативность" больше известны простым гражданам по открытому уголовному делу о хищении 200 млн. рублей, выделенных государством "Седьмой студии" на популяризацию современного искусства. Интересно в связи с этим узнать, какое же из достоинств К. Серебренникова имел в виду Ф. Бондарчук, назвав его гордостью России? А ведь кажется, всё так просто: Художник должен быть свободен - это так же верно, как и то, что вор должен сидеть в тюрьме. Разве нет?
  На такие же грустные размышления наводит история со строительством финансируемого государством уже более 12-и лет "Центра культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина", где главную роль потребителя бюджета играет Райкин мл., который тоже, между прочим, отметился "голыми" позами в кино и театре. По этому поводу приведу цитату из статьи А. Романова "Вон со сцены! Райкин и Виктюк перешли черту дозволенного": "Публика пресыщена, её надо шокировать, чтобы вызвать у неё хоть какие-то живые эмоции - говорят эстетствующие постановщики белиберды, оправдывая собственную бесталанность, маскируя пропаганду разврата, половых извращений, вражеских лозунгов идеями чистого искусства. Как ни странно, тут мы опять возвращаемся к Райкину. Точнее к его роли в спектакле Романа Виктюка "Служанки". ... участие в первой постановке "Служанок" - спектакля откровенно пропагандирующего гомосексуальную эстетику, Райкину не представляется ни позорным, ни мерзким. Как не представляется ему омерзительным свое кривляние полностью обнаженным в перестроечном фильме "Комедия о Лисистрате"".
  
  И в заключение: Вы как хотите, а по моему мнению, глубокие смыслы существования человека и великая его красота заключаются не в голой заднице и болтающихся между ног гениталиях, а в обращённых к другому такому же человеку и ко всему окружаюшему прекрасных чувствах, благородных помыслах и действиях. Однако, всё что происходит сейчас в искусстве, политике и других сферах, убеждает меня в достоверности результатов исследований психического здоровья человечества, периодически проводимых ВОЗ практически во всех странах мира, согласно которым дело обстоит плохо и стремительно ухудшается. Пора вызывать скорую психиатрическую помощь. Или уже поздно?
  
  Соображение по теме от 02.02.2018 г.: Недавно смотрел интервью ректора Вагановского училища Н. Цискаридзе и понял, что дело не в "новом прочтении" старого, а в том, что при достижении вершины у творческой личности возникает потребность покорить новую, т.е. речь идёт о постоянном стремлении к постижению нового. А это совсем не то же самое, что принято выдавать за "новое прочтение".
  
  Громкая новость от 14.09.2018. 20 сотрудников и стажеров театральной компании Troubleyn в открытом письме обвинили Я. Фабра в сексуальных домогательствах, сексизме и мизогинии (ненависть к женщинам). По словам одного из них в компании действовало правило "Нет секса - нет соло". Прокуратура Антверпена проводит собственную проверку. Нужны ли тут комментарии, вопрос риторический. Кстати, в этой же новостной передаче показали фрагмент из спектакля Фабра, в котором на сцене дюжина голых мужиков танцует сиртаки! Интересно, какой глубокий смысл этой похабщине припишут продвинутые искусствоведы?

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"