Чара Лилия Ивановна : другие произведения.

Эгоисты. Варшава. Лучший польский фильм года 2000!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Эгоисты. Варшава. Лучший польский фильм года 2000!
  
      1. Мы с Юстиной. "Эгоисты".
  
   Мы с Юстиной вернулись с фильма "Эгоисты". Если вы не знакомы с Юстиной - это ваше счастье, если вы с ней знакомы - эко ваше приобретение! Я знакома с Юстиной, она была моей соседкой ровно год, в частности, мы вместе сходили два раза в кино. Юстина - полька. Я - не полька, я почти полька, я жила в Польше 7 лет.
  
   Небезосновательно я подозреваю Юстину в негласном (в случае медиков - однозначно) диагнозе: аннорексия. Юстина - самая обыкновенная девушка, на год младше меня, врождённая отличница и лидер, не смотря на сотни недостатков и терзаний, которые она часто - но не тогда, когда надо "побеждать" - внушает себе, за которые подвергает себя методично самоистязанию, в первую очередь - голодом: так что дико, с ужасом даже поражаешься, откуда у девушки силы - энергия, силы эмоциональные, физические, психические: на то, чтобы вставать в 6-7 утра, ложиться в 12-час ночи, качать 3-х-килограммовые гири, ходить на лекции, готовиться к рефератам и экзаменам, быть членом 5-10 молодёжных и других общественных организаций (Бог ещё знает - каких), иметь друзей, иметь врагов, иметь покровителей, иметь силы на то, чтобы спорить, ругаться, кричать, смеяться, ходить на дискотеки, выставки, концерты, в театр, гулять каждый день вечером по полчаса на улице, смотреть новости, читать газеты, ходить в кино, заниматься раз-два в неделю сексом, проведывать на выходных родителей, живущих в другом городе, сдавать раз в три, а то и раз в месяц по пол-литра крови!!! - ухитряясь обманывать при этом врачей, намазывая щёки помадой и воинственно показывая удостоверение донора! Пару раз я злилась не на шутку на Юстину. Тогда приезжали её родители и забирали её. Один раз: в больницу напротив.
  
   Эгоизм. Возникновение этого понятия ассоциирцутся у меня с понятием супер-эго Фрейда. Не знаю, по праву ли я споткнулась о него, как снова и снова: я не ищу во фрейдизме закономерности, которая правит миром, потому что "диктуют" мир и создали самого Фрейда деньги, а вернее процесс рынка...
  
   Бесспорно - я эгоистка.
  
   Проблема не в том, что если можно назвать себя эгоистом - то ты уже пропащий, низкий человек без идеалов и без тёплых чувств. Само понятие - уже дикость. Оно одностороннее и называет - определённо - патологию. Нигилизм и высокие чувства - как два полюса, между которыми можно провести прямую. Эгоизм - это уже множество, выходящее за рамки классического уклада разнополюсных человеческих отношений, натурально не содержащееся в этих полюсах, но содержащее их и превосходящее. В этом весь фатализм и феномен эгоизма. На остановке - после того, как зал остался пуст, и мы с Юстиной подались восвояси - подошёл парень. Он, именно, начал говорить о себе, но начал с того, что фильм был "неровный", то есть не смотря на жестокость эгоистов, они были тоже "чувственными".
  
   Mariusz TreliDski, Egoisci, Polska 2000
   Реж. Мариуш Трелиньски, Эгоисты, Польша 2000
   Играют:
   Олаф Любашенко, Ян Фрыч, Магдалена Челевска, Виоля Колаковска, Агнешка Дыгат, Рафал Мор, Кшыштоф Залевски
   После фильма состоялась встреча с режиссёром и с одним из авторов сценария.
  
   "Плоскость" или множество, которое составляет эгоизм - это тот мир, в котором мы живём (о чём не раз вспомнил режиссёр), мир, в котором нет времени думать, чувствовать, переживать, говорить подолгу и искать главное, важное, напоминающий бессмысленную погоню за деньгами и бесконечное пользование потребительскими возможностями, где теряется смысл приобретений под гнётом скорости, происходящих поочерёдно, мало взаимосвязанных, событий. Плоскость вмещает в себя оба полюса, превосходя их, и нарушая линеарный порядок классических взаимоотношений людей. Плоскость, которая стержень эгоизма (не каждый из нас, а эта плоскость: сеть событий и обстоятельств), есть множеством, потому что не имеет конкретного пространственно-временного отношения к "индивидам", но воспринимает их, как беспорядочно присутствующих в ней; поэтому человек в сети эгоизма безвластен, он не стержень, он случайный участник событий и содеятель обстоятельств (пассивный). Но эта плоскость, в которой человек находится, как невольник, не исключает линеарного порядка. Только лишь, этот порядок тушуется серой массой случайностей и бестолковой скорости. Но эгоисты всё равно чувствуют, любят. И ненавидят; протестуют против бестолковости и серости.
  
   Белый пиджак у гея под чёрным кожаным плащом, и белое свадебное платье на проститутке, которая вместе со всеми забавлялась... и эта глупая шутка (с примеркой свадебного платья одного наркомана для его беременной невесты): закончилась тем, что наркоман её изнасиловал. Но эти два "белых символа" - как символы библейные. Не зря один парень спросил у режиссёра, откуда тот взял для них двоих эти белые одежды. Гей сжигает свой дом, погребая себя живьём. Зачем? Своему "101-ому" он говорит, что для "сохранения душевного равновесия". Русская проститутка продаёт себя за бесценок. И она продаётся уже не ради денег. Это просто единственная её жизнь. Она принимает эту жизнь легко, без надрывов, соглашаясь с фатализмом, который был одновременно её осознанным выбором. Будучи у главного героя, переживающего бурю страстей, отражённую на нём женщиной, которую любит и которая чуть не кончает жизнь самоубийством из-за него (перед этой попыткой, вероятно, что он бросил любимую, которая в конце фильма просит отпустить её, чтоб избавится от чувства зависимости, и улетает в Штаты); она (проститутка) берёт у него на его глазах часть денег из пачки в тумбочке ("...у тебя чуток много"). Ей одной - проститутке! - было дело до того, что чувствует этот человек; и она одна поняла его, даже без слов: отказываясь от того, чтобы соблазнить его в тот момент - грустного, томного "котёнка". Сцена, когда её выбрасывают ночью из корабля за борт на шлюпку, в свадебном платье, а потом её, на глазах у исключительно хмельной и свирепой мужской команды корабля, грубо насилует, содрав с неё полностью платье, пьяный "со сдвигами" (но и полноценный член общества) наркоман...
  
   Один очень оживлённый "комментатор" в дискуссии после фильма назвал всех героинь фильма проститутками. Зависит от точки зрения! Но! Проститутка была в этом фильме одна, потому что она зарабатывала на жизнь и осознавала своё унижение: её выбор был единственный, а не так, как у остальных "дам" в этом фильме, выборы которых были хаотическими психозными агрессиями, аутодиструктивными поисками приключений.
  
   Фильм придерживается бешенной динамики современности. Рваное техно, стук колёс поездов, вещица, которая подбирает аккорды и ритмы (как я поняла, маленькая, чуть больше ладони, без заданных первоначальных вариантов, равномерно электрически-металлически трещит, и этот звук оказывается почти идентичен со звуком работающей системы, которая искусственно поддерживает жизнь новорожденного в инкубаторе). Нет рёва самолёта, когда о н а улетала, и визгов моторов, когда все съехались на пожар, в котором горел "жирный" дружбан-гей (может, я этого не услышала...). Безобразные помещения, богатые, и бестолково - едва - но хаотично нагромождённые белыми мышами, стеклом, и просто, казалось бы, предметами, не имеющими какого-либо предназначения для потребления, но пустых, не напоминающих даже отдалённо искусства; и просто варшавские квартиры: старые или полутрущобы, но с широкоэкранным телевизором с видео, и модерным туалетом. Закоулки, пригородный мотель, узкие коридоры мигающих дискотек, стойки у бара, тротуар, где нет деревьев, а попутно только припаркованные авто и магазины. Гей живёт в доме, окружённом кукурузными рядами (рядов, может, так 10-15).
  
   Не было варшавского метро, университетов (а зря), общаг, рынков и магазинов. Не было и самой "деловой атмосферы". Представлен на рассмотрение образ ночной жизни варшавской блатной тусовки. То есть, потребительский рынок светской жизни сильных мира сего. Не только это? Есть и другая жизнь: у тех, кто выше среднего? Не знаю. Знаю, что увиденное меня не удивило, а подтвердило некоторые мои наблюдения из жизни.
  
   "И что же нам остаётся?", - думает вышедший из кинотеатра после сеанса кино "Эгоисты" варшавянин. Думаю и я. Мечтать? "Да, и я буду мечтать". "И о том, что посмотрю два два других, менее апокалиптически оформленных, фильма польского режиссёра Трелинского, тоже." Минутная слабость? "Ведь, я же сильная!" Сильная?
  
   Сомневаться - жить (Картес). Банально? Ну, не сказать. Думать - жить! (Картес) Но второе следует из первого. Правда в успехе - тоже от Картеса. И успех - это прогресс, совершенствование. И правда сегодня - не констант, но путь, который нужно беспрерывно доказывать.
  
      2. Девушка.
  
   Перед зеркалом сидит девушка. Она расчёсывает свои бархатные, длинные, пышные золотисто-русые волосы и, как будь-то впав в дрёму, шепчет, обращаясь к своему образу: "Я сомневаюсь. Я не знаю, что мне сказать ему. Я хочу быть твёрдой в своём решении". И, вдруг, спохватившись от того, что слышит свои мысли, произнесённые вслух, продолжает думать дальше, приспустив набок свою опухшую головушку. "Когда ты понимаешь, что другой человек в твоём присутствии начинает задыхаться, нужно иметь силу отойти, оставить его", - говорит гей в "Эгоистах". Девушка говорит себе: "Мы оба эгоисты. То, что во мне другого, в общении с ним, зарыто глубоко во мне, и как-то затоптано. Я знаю, что во имя добра можно постараться измениться, и с ним тоже. Но я не понимаю этого. Мне больно. Я не хочу с ним этого пробовать. Я сопротивляюсь, хоть и сомневаюсь в прогнозировании событий."
  
   Девушка заплетает тугую косу и сморкается в шёлковый платок, китайский, с рынка, с яркими мелкими цветками. "И на сегодняшний день я представляю приемлемыми для себя две ситуации, в которых моя суть, моя роль слишком очевидны. Или я люблю чисто и беззаветно, не требуя ничего взамен: но разве можно любить такой любовью эгоиста?!!! (можно, но это уже мазохизм, как, опять же, ни скверно и дико было бы само понятие). Или живу в искусственном мире теоретических конструкций, в котором моё я будет жить интеллектом, накапливающим информацию, и с другой стороны воспринимать чисто физиологически-эстетически-материальное, строго обоснованное определёнными мерками, критериями, внимание со стороны "стоящих" объектов. В последней ситуации нужен только правильный и последовательный проект, который заведомо прост по сравнению с полнотой подлинных чувств. Но я сомневаюсь в обеих ситуациях."
  
   Девушка берёт в руки молоток и забивает гвоздь в стену. На стену она вешает своё любимое - художество Ван Гога: ах, там Париж! ах, там такие яркие фонари! ах, там вечный праздник жизни! Девушка рассматривает внимательно: сфотографированную репродукцию шедевра и, погружаясь в мечты, упиваясь восхищением, решает забить второй гвоздь. Девушка забивает и третий гвоздь. Картинка у неё пока одна, зато есть намерение повесить их ещё две, зато она уже так решила. "Мне нечего делать? Нечем заняться? Я лентяйка? Нет, я просто не знаю, к чему я стремлюсь конкретно", - вдруг, как гром и молния, прошибает её сознание точная мысль.
  
   Девушка решила думать дальше: "Как же можно любить меня, если мои идеалы, мораль, ориентиры размыты и неустойчивы? Неуравновешенная личность?
   Но бессилие моей самой нежной и искренней любви было так очевидно..."
  
   В фильме несколько раз появляется мерцающая белая точка (немного напоминающая звезду). Проблески мысли. Добрая весть, где-то потерянная и неведомая, в которой сомневаешься в следующем кадре.
  
   Ребёнок в инкубаторе, красненький, с выраженными морщинами на лице (от восьмимесячной беременности). Он морщится и плачет во сне, дёргая ручкой. Перед последним кадром фильма. Белый мерцающий пучок света. Коней фильма.
  
   Это действительно страшно - понимать, что твоя жизнь может быть сходна со случайными жизненными ситуациями главных героинь "Эгоистов".
  
   3. Бессилие.
  
   Девушка думала о фильме "Эгоисты": "Тот фильм не вызвал моих слёз, как это часто бывало с другими грустными историями, прочитанными или увиденными мною. Был момент, когда я была к этому близка. В последние минуты фильма я подумала, что не смогу о нём писать или дискутировать."
  
   Смысл этого фильма не в том, чтоб высказаться, как было понято и что было увидено, а в том, чтобы он задел определённые "струны" души. Прав был режиссёр, когда сказал недовольной даме, которая назвала его фильм неудавшимся, что - да, фильм, значит, и не удался, после её настаиваний(!): что не удался в её случае. Об этом фильме не обязательно говорить. Важно, что он нечто возбудил, затронул внутри зрителя. Важно, что для каждого - это нечто иное.
  
   Девушка: "Моё бессилие. Нет, я не плакса, и не привыкла ныть. Я не тоскую сильно по дому, по объятиям вообще, или о том, чтоб меня погладили по головке, сказали "умничка", и посмотрели в глаза с любовью. Но всё равно этого тоже хочется. Но, вспоминая всё это, стараешься думать, что и без этого проживёшь."
  
   4. Девушка: "Хочу домой!"
  
   Девушка. Голос её папы в телефонной трубке. Вначале она не расслышала. Переспросила три раза.
  
   Она позвонила домой, очень хотелось маму поздравить с Женским Днём. Мама ушла с работы минут сорок назад. Это был отец. "Мама на работе." "Но она ушла уже, мне сказали." "Как дела? Почему молчишь? Что случилось?" Девушка ответила, наконец, что хочет, сильно, приехать. И его следующая фраза, которую она три раза переспрашивала, а он три раза повторил, и сейчас это её слишком, повторно, вывело из равновесия. Вся боль и колкость этой фразы в том, что отец мог её "сообразить" только из рассказов мамы девушки (дела сердечные - женские). А сказал он только и всего: "Что, тот лысый тебя сильно привлекает?" Наверно, у неё в голове не могло поместиться, что он может такое сказать. Ну, выругать, ну, выразить своё "но" по поводу её безвкусицы в одежде, но высказаться совершенно на тему, которая его не касается (!), и о которой он вообще не должен знать! А какой лысый?!! Ничего подобного в её рассказах маме не было. Только то, что у него редкие волосы. А девушка уже решила ехать домой, - после того, как позвонить маме. Но, что называется, позвонила на свою голову.
  
   "На моём личном примере элементарно легко доказать, что человек знает "что", но не знает "к чему"... И вот, всё у меня есть, чтоб "сбивать кокосы" - "было бы желание".
  

2001-02-08

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"