Akela Freedom : другие произведения.

Реальность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:









Реальность

Akela Freedom

 

Всё что нас окружает, наши чувства, мысли, действия, люди называют - реальностью. Моя цель проста -  попробовать рассказать о реальности как таковой, и о том, как её представляют себе люди. Цель-то проста, вот только её осуществление крайне трудоёмкое. Тем более, что мне не хотелось бы привносить в свои размышления ничего эзотерического.   Что ж, я попробую...

 

Что же это такое - Реальность?_ 1

Составляющие 4

Основы желания_ 5

Эпилог 7

 

 

 

 

Что же это такое - Реальность?

Пытаясь понять что-либо сложное, мы разлагаем это на простые составные части, которые более или менее понятны. Добиться этого можно лишь задаваясь вопросами - Почему?, А как?, Зачем? и т.д. И всё это до тех пор, пока ответы на эти вопросы не примут разумную с  нашей точки зрения форму. По крайней мере, для меня это качественный способ понять что-либо. Поэтому, употребляя столь часто термин "реальность", хотелось бы понять для начала, что стоит за этим термином.

"Реальность" или если быть более точным - "Объективная реальность" - официально принятый человечеством термин. Обращаясь к словарям, мы получаем следующее: "Объективная" - Существующая вне нас как объект, где "Объект" - То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания. Спорно, но доля правды здесь есть, запомним это и рассмотрим слово "Реальность" - Существующее в действительности. Что ж, тогда нужно рассмотреть слово "Действительность" - объективная реальность во всей её конкретности. Вот это уже здорово, реальность это действительность, а действительность это реальность. А что, кратко, четко, вот только опять непонятно...

Попробуем обратиться к философскому словарю: "Объективная реальность" это весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. Уже лучше, вот только, что означает - "материальный". Так вот, "Материя"- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Ну как? Правда, весело? Сразу чувствуется гордость за разум человеческий. А это ведь официально принятые термины, если не верите, то откройте любой словарь и убедитесь в этом сами.

Вынести из этих мудростей можно следующее: Объективная реальность это мир нас окружающий, который почему-то не зависит от нашего сознания, а лишь отражается в нем. Чем же так провинилось наше сознание, что никак не может сдружиться с миром окружающим его. Вопрос, вопросов! Кстати, это основной вопрос такой науки, как философия. И звучит он так: "Что является первичным - сознание или материя; способно ли мышление познавать мир?".

Говоря о философии нужно отметить, что официально она делится на два основных направления - материализм и идеализм, плюс множество ответвлений и течений, которые все же базируются в чем-то на основных направлениях. Материализм исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. А вот Идеализм утверждает несколько обратное - что сознание первично, а материя - вторична.

Вот теперь пришло время выяснить, что же такое "Сознание" - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих  в осмыслении человеком объективного мира и своего личного бытия.

Если вдуматься, то из всего выше сказанного получается, что сознание это всё же часть материи. Тогда зачем было создавать учения на основе вопроса: "Что первично курица или яйцо?". Материалисты сами утверждают, что "сознание-свойство материи", тогда зачем противопоставлять материю и сознание, если они одно целое? Идеалисты тоже хороши, к примеру, объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Сознание опять выкинули из общей картины мира. Субъективный идеализм вообще отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает её как нечто, полностью определяемое его активностью. Другая крайность, нечто похожее на: "Сейчас я закрою глаза и вам всем будет темно...".

Так вот, дабы окончательно вас не запутать во всем этом я хотел бы изменить определение основных терминов вот как:

Объективная реальность (действительность) - весь мир во всех его формах и проявлениях; Материя - то из чего состоит весь мир; Сознание - неотъемлемая часть материи.

Я понимаю, что определение сознания как части материи явно недостаточно, но пока это единственное, что не противоречит логике, пока... Не торопитесь, нам с вами ещё придётся рассматривать сознание с разных сторон. Но уже сейчас можно сделать вывод, что первая часть основного вопроса философии: "Что является первичным - сознание или материя" попросту не имеет смысла учитывая, что мы пришли к выводу о том, что сознание это часть материи. А вот как быть со второй частью: "способно ли мышление познавать мир?"

Прежде стоит отметить, что тут появляются новые термины - рационализм, эмпиризм и иррационализм. Рассмотрим их поближе: Рационализм - философское направление признающее разум основой познания и поведения. Самым большим минусом рационализма считается отрыв от роли чувственного опыта в процессе мышления. Эмпиризм - философское направление признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. У данного учения минус заключается в том, что, несмотря на правомочность роли чувственного опыта, все же выводы на основе полученной информации строит разум. И, наконец - Иррационализм, который ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто находящееся за пределами разума. Здесь вообще решили отказаться от познания, мол, нам не дано и не стоит пытаться. Логически каждое заявление этих направлений в чём-то правомочно, но в отдельности, не знаю как вас, а меня лично не устраивает ни одно из них. Вы заметили, что философские направления начинают делиться там, где этого вообще не должно было быть по логике вещей. Да мы действительно используем разум для познания окружающего мира, но информацию для этого мы получаем за счет чувственного опыта и иногда в наше сознание вторгается нечто, чего мы пока не осознаем, то есть нечто иррациональное. Но это происходит все вместе, все эти процессы неотъемлемые части мышления.

Поскольку наше сознание находится в материальном организме, то для восприятия окружающей нас реальности мы вынуждены использовать наши органы чувств. Официально их пять: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вся полученная информация собирается и анализируется нашим сознанием. А вот реакцию на полученную информацию принято называть эмоциями. "Эмоции" - реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Важно учесть, что эмоции официально делятся на положительные и отрицательные. Но получают они такую окраску лишь благодаря нашему сознанию, которое в свою очередь изъявляет свое желание получать положительные эмоции и соответственно желает не получать отрицательные эмоции. Получается что, важной частью сознания является "желание" - стремление к осуществлению чего-либо, обладание чем-либо. То есть, в основе сознания любого существа лежит желание (в нашем повествовании это человек).

Но важно учесть, что мы получаем очень малую долю информации с помощью наших органов чувств. Следовательно, не имеем никакого представления о материи незафиксированной ими. То есть получается, что для нас этой части мира просто не существует. Именно поэтому эмпиризм нельзя ставить во главу основы познания. Благодаря способности к мышлению человечество научилось создавать множество приборов способных расширить возможности чувственного опыта. Следовательно, рационализм играет не менее важную роль в познании реальности. Но человечество сталкивается довольно часто и с иррациональной информацией. Эта информация не может быть зафиксирована с помощью органов чувств или приспособлений. Рационализм тоже остается в недоумении, поскольку ему не хватает данных для построения логической картины. И что же остается сознанию в таком случае? Можно воспринять информацию как есть, то есть без осмысления, и тем самым заполнить картину мироздания чем-то непонятным, но все же чем-то. Кстати, этот процесс у человечества называется "верой". Можно "закрыть глаза" на эту информацию и не учитывать её вообще. А можно все-таки раскачать рационализм и дополнить недостающие части головоломки мироздания. Но это очень трудный процесс, требующий больших усилий от сознания. И наше сознание иногда изъявляет желание прикладывать эти усилия, несмотря на то, что от решения этих вопросов не зависит стабильная работа нашего организма, в котором и находится наше сознание. Получается всё же, что - наше сознание способно познавать мир, поскольку в нем заложено желание его познавать. Причины этого желания пока непонятны, и поэтому утверждение несколько слабовато, но мы попробуем подойти с вами к пониманию этого чуть позже. А пока собственно вопрос можно изменить следующим образом - на сколько мы желаем вникнуть в устройство окружающего нас мира, и является ли представление человечества об объективной реальности адекватно самой объективной реальности. Чтобы ответить на это нам необходимо получить о сознании и причинах его желаний больше информации для анализа. Этим мы и займемся дальше. А пока нужно подвести небольшие итоги наших изысканий.

Итак, мы пришили с вами к выводам, что объективная реальность это все что вообще существует во всех формах и проявлениях. Материя это, то из чего все это состоит. Наше сознание является неотъемлемой частью материи. Мы воспринимаем реальность посредством наших органов чувств, то есть эмпирически. Полученную информацию мы обрабатываем с помощью логического мышления - рационально. При этом иногда полученная нами информация не может быть рационально обработана за неимением нужных фактов, и мы получаем с вами - иррациональную информацию. Все эти три компонента присуще нашему сознанию и неотделимы от него. Реакции на получение любой информации называются эмоциями. Эмоции делятся на положительные и отрицательные в представлении нашего сознания. И оказалось, что в основе нашего сознания лежит желание получать или не получать различные эмоции. Исходя из этой информации мы смогли логически ответить на основной вопрос философии. Выяснив, что первая часть вопроса - "Что является первичным - сознание или материя" попросту не имеет смысла, поскольку это все и есть материя. А на вторую часть - может ли наше сознание познавать мир, мы дали пока положительный ответ, поскольку в сознании заложено желание его познавать.

Но теперь мы получили другие вопросы, вытекающие из наших утверждений и нам пора их рассмотреть.

 

 

Составляющие

Сознание, будучи частью материи, изъявляет желание познавать эту материю. Но сознание ограниченно в своих изысканиях органами чувств. А, следовательно, мы не можем охватить объективную реальность целиком, довольствуясь лишь частью. То есть, мы пришли к знаменитому высказыванию, гласящему, что - "Мы имеем дело не с самой реальностью, а с нашими представлениями о ней". И чем ближе эти представления к самой реальности, тем больше положительных эмоций получает наше сознание при взаимодействии с окружающим миром. Получается, что сознание изъявляет желание познавать мир ровно до тех пор, пока не удовлетворит все свои остальные желания. То есть, мы никогда не ощущаем реальность таковой, какова она есть на самом деле, а лишь воспринимаем её в рамках собственных желаний.

Отсюда можно вывести принцип самодостаточности, гласящий следующее: Любое живое существо воспринимает окружающую действительность и как следствие, изменяет её, лишь основываясь на удовлетворении желаний, изъявляемых сознанием.

Часто бывает так, что когда из заведомо неправильных представлений о происходящих событиях, образуются правильные выводы, которые по стечению обстоятельств совпадают с действительностью. Объясню сказанное на простом примере. Вспомните из курса истории, что наши древние предки обожествляли небесные тела, ассоциируя их с богами. Так вот сельское хозяйство управлялось в те времена на основе подсчета прогулок по небосводу, скажем бога Ра на своей колеснице. И при этом все сажалось и вырастало как надо, тем самым, удовлетворяя потребности (желания) тех, кто этим занимался. И им незачем было докапываться до истины, кто же это на самом деле прогуливается по небу и почему урожай вырастает так, как этого хочется. Получается, что удовлетворение одних желаний подавляет развитие других. Не вырасти урожай как надо и не удовлетвори тем самым земледельцев, мы получим отрицательные эмоции, приводящие к желанию понять причину провала. Тем самым развивается желание расширить представления о реальности дабы больше не получать отрицательных эмоций в этом плане. Мы с вами ещё раз подтвердили, что желание играет очень важную роль в сознании.

Что же в таком случае влияет на процесс формирования самого желания? Несомненно, очень большое влияние оказывает сам организм, в котором находится сознание. Наше тело должно взаимодействовать с окружающей материей для поддержания себя в нормальном состоянии. Где нормой является жизнь. "Жизнь" - термин очень расплывчатый, но думаю, будет достаточно определить его как один из видов упорядоченного движения материи. Грубо, но точно. Поэтому, чтобы поддерживать состояние своего тела в норме, сознание должно изъявлять большое количество желаний, связанных с этой рядовой, но все же проблемой. То есть, осознавать окружающую материю и применять её свойства для собственных нужд. Причем желания эти свойственны каждому организму и являются врожденными. Следовательно, смысл жизни для нашего организма заключается в удовлетворении всех возникающих врожденных желаний. Но ведь так поступает любой живой организм на этой планете. То есть мы имеем строго запрограммированные желания и модели поведения для их осуществления, при взаимодействии этого организма с окружающей его материей, лишь для того, чтобы жить.

Если бы все было так просто, то ни один из выше приведенных вопросов не возникал бы для человечества. Люди отличаются от остального животного мира. Пусть не настолько сильно, как многим бы этого хотелось и не всегда благоприятно для окружающей среды, но мы отличаемся. Скажите, зачем организму человека изучение структуры звезд или рисование натюрмортов? Это не приносит, какую либо явную пользу нашему организму и как следствие является лишним для него. Но, тем не менее, мы изъявляем такие желания. Зачем нашему сознанию эти дополнительные желания и чем они вызваны?  Получается, что сознание это нечто большее, нежели просто управляющий механизм человеческого тела.

Кроме потребностей организма на сознание очень сильно влияет общество, в котором сознание находиться. Мы все прекрасно понимаем, что много из того, чего добилось человечество создано благодаря коллективному усилию. Хотя также правомочно и утверждение, что многое не было достигнуто именно по тем же причинам. Итак, Общество это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В основу любого общества заложены правила общежития, нацеленные на максимальное удовлетворение желаний членов этого общества. Но при этом в идеале желания одного индивидуума общества не должны нарушать желания другого. Чего, как известно пока добиться не удалось. Поэтому большую часть времени сознание тратит на взаимоотношения в обществе, пытаясь как можно больше реализовать свои желания, некоторая часть которых уже исходит не от потребностей тела, а от правил общества. И чем сложнее эти правила, тем больше возникает желаний у сознания. Исходя из современных знаний, многие желания сознания в обществе всё же носят врожденный характер. Но также присутствует масса приобретенных желаний, которые искусственно созданы и культивируются обществом.

Но иногда у сознания возникают желания познавать реальность даже тогда, когда эти желания не затрагивают ни потребности тела, ни потребности взаимоотношении в обществе. И эти желания не позволяют некоторым личностям прибывать в состоянии самодостаточности, поскольку не удовлетворяются. Зачем они возникают, если они неуместны для потребностей существа под названием человек? Значит, есть ещё один компонент в нашем сознании влияющий на наши желания. Хорошо бы его выявить и понять, но об этом дальше, а пока подведем очередные итоги.

Мы выяснили, что не в состоянии воспринимать реальность целиком, потому что ограничены в своих чувствах восприятия. Также мы пришли к выводу, что любое восприятие реальности, даже самое неверное, но приносящее положительные эмоции для сознания является допустимым для него. Мы назвали это принципом самодостаточности. На формирование желаний нашего сознания влияют потребности физического организма и процесс взаимоотношений в обществе. Но также выяснилось, что существуют желания не связанные ни с телом, ни с обществом. И теперь нам предстоит разобраться с ними.

 

 

Основы желания

Чтобы понят природу желаний и качественно выявить влияющие на них факторы нам необходимо рассмотреть сам процесс мышления.

Начнем, пожалуй, с того, что любой процесс познания основывается на накоплении и сравнивании полученной информации. Анализируя, мы выделяем что-то общее для сравниваемых элементов и что-то их отличающее. Таким способом мы объединяем или выделяем что-либо в окружающей нас реальности. Поскольку почти все события, происходящие в нашем мире, повторяются, то наше сознание, пользуясь этим правилом в состоянии предугадывать последствия на основе полученной или имеющейся информации. При условии, что рациональный аппарат сознания качественно выполняет свои функции.

Но это всё касается приобретенных знаний. Очень важно понимать, что человек рождается с уже готовой программой, как внутреннего управления организмом, так и внешнего взаимоотношения с реальностью. И программа эта, в общем-то, автономна. То есть человек при рождении уже качественно подготовлен к существованию. Причем многое в общественном поведении тоже заложено в человеке от рождения. А та часть сознания, которой так гордится человечество, часто играет роль лишь пассажира, полностью доверив бразды правления безусловным рефлексам. Но если вложенная при рождении программ в сознание нацелена на качественное пребывание в этом мире организма, удовлетворяя все его желания в той или иной форме, то для другой части сознания этой программы недостаточно. И мы получаем конфликт двух частей сознания, что позволяет сделать выводы о том, что вторая часть сознания, которая и отличает нас от остальных животных, негармонично вписывается в данный мир планеты Земля. Но не будем пока торопиться и выведем следующее - человек снабжен от рождения всеми необходимыми программами поведения, которые должны удовлетворять его желания и тем самым приводить его к самодостаточности. Чего не происходит в силу того, что так называемая вторая часть сознания, изъявляет другие желания, которые чаще всего не совпадают с желаниями первой. А поскольку обычно люди не дают себе труда анализировать собственные желания, мы получаем противоречия в их реализации. И как следствие неустроенность общества и отсутствие самодостаточности многих его членов.

Сразу же возникают вопросы - откуда берется вторая часть сознания и почему она так часто противоречит врожденным программам. Можно предположить, что эта часть формируется в течение жизни человека, но тогда непонятно откуда возникают желания абсолютно не связанные с тем опытом, который мы приобретаем, проживая нашу жизнь. Тогда логично предположить, что вторая часть является одной из врожденных программ, но тогда почему она столь противоречива, а иногда и абсурдна. Очередное "почему?" заводящее нас в тупик, для выхода из которого пока не набралось достаточно информации.

Но уже сейчас мы можем утверждать, что в определенные моменты вторая часть сознания берет бразды правления в свои руки и навязывает собственные желания. Причем эти желания в отличие от стандартных и однообразных, навязанных нам природой (или ещё кем-то), способны меняться. То есть появляется стремление к новым желаниям. Именно у второй части сознания появляется желание изучать звезды и рисовать натюрморты. И именно у второй части сознания появляются желания жить в другом более справедливом и лучшем обществе. Хотя вся человеческая история показывает, что этого у людей не получается. Почему природой был сделан такой конфликт между частями сознания? Что это, роковая ошибка или целенаправленное решение?

Нужно отметить, что качественного разделения и уж тем более понимания этого разделения добиваются единицы среди человечества. А большинство получает смесь из врожденных, приобретенных и иногда неких иррациональных желаний. Почему такие разительные отличая среди людей, ведь по логике вещей мы как представители одного вида не должны иметь сильных отличий. Если внимательно проанализировать, то отличия в мышлении и постепенном доминировании второй части сознания, можно представить в виде пирамиды. Основание можно предоставить тем, чьи желания не переступают границу естественных потребностей организма и взаимоотношений в обществе. А дальше устремляясь к вершине и тем самым, сокращая количество сознаний, мы получаем личности, которые в основу своего существования ставят такие желания которые, не только не способствуют насущным потребностям, но и даже ставят под угрозу саму жизнь этих личностей. Теперь представьте себе, что пирамида рассыпается таким образом, что происходит перемешивание различных уровней, тем самым, препятствуя их какому-либо объединению.

Вспомним, что каждая личность будет воспринимать, оценивать и пытаться изменить мир, основываясь на собственных желаниях. При этом, неизбежно приравнивая остальных к своему воззрению на мир и естественно получать массу отрицательных эмоций в силу несостоятельности этого приравнивания. Не смотря на то, что человечество относится к одному виду, мы все очень разные по отношению друг к другу. А отсюда можно вывести принцип взаимоотношений, гласящий следующее: Взаимоотношения личности не должны основываться на приравнивании других к себе и соответственно себя к другим, вследствие наших отличий друг от друга. К примеру, выращивая тигра среди кроликов и неким образом внушив ему, что он кролик мы всё равно не сможем добиться полного соответствия жизни тигра с жизнью кролика. Не будет он испытывать самодостаточность, жуя морковку, поскольку его врожденная программа будет требовать мяса. Тоже самое можно перенести и на различные уровни в человеческом общества. Счастье человека размышляющего о звёздах абсолютно чуждо тому, чьи мечты не выходят за границы естественных потребностей и наоборот. Так вот разумней всего - анализировать окружающих и перенимать у них лишь то положительное, что таковым назовет ваше сознание.

Что же мы достаточно углубились в наших изысканиях, и приходит время для качественного осмысления. Пока подведем итоги этой главы. Мы выяснили, что в процессе познания мы используем накопление информации с последующим её сравниванием. Пользуясь повторяемостью событий, мы способны их предугадывать. Мы выяснили, что очень большое влияние на наше сознание оказывает врожденная программа поведения. Которая, всё же не может привести нас к самодостаточности из-за определенной части сознания диктующей иногда свои собственные желания, чаще всего не совместимые с врожденной программой. Именно вторя часть сознания ответственна за наше отличие от животного мира. Происхождение этой части пока неизвестно. Поскольку влияние второй части сознание у всех разное мы сильно отличаемся друг от друга. Поэтому требуется принцип взаимоотношения для качественного существования в этом мире. Вот теперь можно приступить к итогам наших рассуждений.

 

Эпилог

Окружающий нас мир существует по своим законам и воспринимается нами лишь до тех пор, пока мы этого хотим. Наше сознание взаимодействует с миром посредством желаний. А желания формируются из заложенных в нас программ поведения и приобретенного жизненного опыта. Заложенные в нас программы изъявляют различные желания, которые часто противоречат друг, другу вызывая конфликт и нарушая нашу самодостаточность. Но почему-то мало кто дает себе труда попытаться понять и разделить свои желания, дабы придти к гармонии. Получается, что реальность у каждого своя и чаще всего она очень далека от той, которую диктует окружающий мир. Глядя на мир людей, постепенно приходишь к мысли, что он болен. А видя как никто не пытается измениться приходишь к выводу что безумие здесь, увы, норма. Хотя такой взгляд может быть всего лишь моей вариацией реальности...

Но хотелось бы закончить другими словами и обратиться к тем, кому здесь явно не комфортно: "Спросите себя, а чего вы хотите на самом деле?"

 

 

9.10.06

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"