Овдиенко Аня : другие произведения.

Отзыв на роман П. Керлис "Вторая встречная"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.10*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отзыв принимает участие в конкурсе "Legens-Кон" в номинации "Рецензия на лучшую читательскую находку 2014 года".

  
  
Отзыв на роман
Керлис П. "Вторая встречная"
  
Роман находится здесь (СИ)
  
  
    Все авторы условно делятся на "стилистов" и "сюжетников". Сочетание первого и второго - явление редкое, и подчас автор доводит до совершенства разработку мира и истории, забывая о языке. Или же делает наоборот... В общем, я удивилась, когда встретила на СИ произведение, написанное прекрасным языком и при этом завлекательное настолько, что невозможно отложить книгу на пять минут.
  
    Коротко роман "Вторая встречная" можно охарактеризовать, как грамотную ироничную прозу с детективной линией. Если вы любите истории, в которых невозможно предугадать новый виток сюжета, то эта книга, определенно, для вас. Автор удачно обходит все возможные штампы, нагло показывая скептикам язык. "Думали, здесь будет так? А нет, у меня все по собственной схеме изготовлено, без клише", - так и проскальзывает в тексте. Отсутствие шаблонов распространяется не только на сюжет, но и на самобытных героев и мир. Ладно, обо всем по порядку.
  
    "Вторая встречная" - это городское фентэзи. Сей жанр у читателей стал прочно ассоциироваться с банальнейшими историями. Потому, слыша о фентэзи в условиях современного мегаполиса, мы сразу же представляем оборотней, вампиров и ведьм. В лучшем случае - из книг Лукьянеко и Пехова, в худшем - из романов о кровососущих влюбленных красавцах. Мир, который создал автор "Второй встречной", самобытен. Вемы - именно так здесь называются маги - не швыряются файерболами и не боятся солнца. Их дар куда глубже и многограннее. Хотели бы вы чувствовать чужие эмоции? Конечно же. А если становится дурно среди большого скопления людей, ведь чужие эмоции лезут в голову? Уже не уверены, так? А путешествовать по сюрреалистичным мирам все мечтают, не правда ли? Но миры эти таят множество опасностей, а из очередного путешествия можно вернуться сумасшедшим... Что показательно, именно на таких противопоставлениях: дар - плата за него, и строится главная идея романа. Первые строчки аннотации гласят: "Каждый дар забирает больше, чем отдает". Увы, для героев "Второй встречной" - это не просто слова. Мотив потери и предательства в романе сидит глубоко, но не навязывается. Особенно меня радует не желание автора поучать читателя. Нет ни долгих занудных лекций о прекрасно-далеком, ни философских воззрений. С другой же стороны, роман Керлис сложно называть пустым развлекательным чтивом. Мысли в книге заложены глубокие и мудрые. Ну, а если кто-то в силу обстоятельств их не воспримет должным образом, для него роман превратится в просто хорошую историю с толикой юмора.
  
    Текст написан грамотно. Язык легкий, мягкий. Если анализировать отдельные словосочетания, то чувствуется ненависть автора к предложениям-гусеницам и деепричастным оборотам. Фразы не вычурные и не заумные, однако, язык ни в коей мере нельзя назвать бедным..Имеются "вкусные" слова, иногда (при необходимости) добавляется сленг. Что до стилистики, то ее можно назвать гладкой. Спотыкаться у меня не получалось при всем желании, хоть иногда я забываюсь, смотрю на текст не как читатель, а как редактор. И тогда начинается... В большинстве случаев. А в этом романе сложно найти не то что опечатку, даже кривое предложение отыскать не получается.
  
    Отдельное внимание следует уделить юмору. Как мне кажется, причислять "Вторую встречную" к жанру иронического фентэзи не стоит. Ведь перед автором не стоит задача, "как покруче пошутить". Герои не юморят специально, а диалоги не напоминают сборники анекдотов. Беззлобная ирония ненавязчива и скорее присутствует в атмосфере, чем в отдельных фразах. Все же жанр, да и тематика (персонажи "Второй встречной" имеют дело с серийным убийцей) обязывает. Позволю себе здесь, для наглядности, привести пример. Ведь текст должен говорить сам за себя. Ниже представлена цитата из романа (так один из героев второй встречной отзывается о коллеге):
  
    "Особенно смущало верхнее письмо в ящике: секретарша Леночка умоляла убрать с ее фотографии влезшую в кадр подружку, обещая чай, печеньки и бесконечную благодарность. Леночка наводила на меня ужас с первого дня. Она совсем не умела ходить на каблуках - спотыкалась и шаталась, как маятник. Подарить бы ей футболку с надписью "Осторожно, занос полметра", ради безопасности окружающих. Но это еще полбеды, самым пугающим было другое. В зависимости от наряда размер ее груди удивительным образом менялся от нулевого до четвертого. Мистика, не иначе. Признаюсь, я предпочел бы удалить с фотографии Леночку - подружка была гораздо симпатичнее. И вообще, почему я должен заниматься всякой ерундой? У меня миллион идей пропадает".
  
    Отдельно и долго можно говорить о героях романа. В центре стоят двое - Лейка и Влад - пара яркая, надо сказать, автор вывел на первый план противоположные характеры. Два фокала, два первых лица - достаточно редкое сочетание, но для "Второй встречной" это соединение стало находкой. А если учесть, как мастерски автор проводит грань между персонажами, как тонко взаимодействуют характеры (у героев разнится лексикон, любимые фразы и манера поведения), то становится ясно - забыть о них не получится ни через день, ни через два. Привыкать к двум первым лицам сложно, не скрою. Но адаптация прошла на удивление быстро. Отчасти, потому что оба героя самостоятельны, нет чувства, что одного из них ввели как информатора. А отчасти, потому что сюжет движется очень динамично и не успеваешь задуматься: а кто? а где? а что? Воды в тексте нет совершенно, лишних сцен тоже. При всем желании, читать по диагонали не получится, ведь пропустив пару абзацев, вы с трудом поймете, что происходит дальше
  
    Главная героиня Лейка достаточно сложная личность. Она холодная, отстраненная, депрессивная и... злобная. Хм, нет, скорее, строгая. Лейка плохо сходится с людьми и гораздо уютнее чувствует себя среди статуэток и старых шкатулок, нежели рядом с ребенком. Ее история продумана до мелочей: от тяжелой утраты, до первых шагов к выздоровлению. Автор - тонкий психолог. Настолько чисто, ясно и достоверно прописана затяжная депрессия героини, что невольно начинаешь проникаться. При этом текст не теряет ту самую легкость, не становится вязким и не угнетает. Автор добивается этого благодаря контрасту: атмосфера - язык - эмоции героя. Если первое и второе ироничные и светлые, то третье - жутко-темное. Что примечательно, Лейка не ноет и не жалуется на судьбу. Ее внутреннее состояние подается через интерьер квартиры, любовь к уборке и затворничество. Нет слезливых монологов и жалоб на жизнь. Лейка приняла все таким, какое оно есть и не пытается сделать лучше.
  
    Для примера, опять же, покажу одну цитату. Так выглядит жилище Лейки. А о хозяине ведь судят по его дому:
  
    "Я осторожно приподнялся на локтях, радуясь, что способен хотя бы на это. Обстановочка вокруг была та еще. Меня притащили в антикварную лавку или музей? От обилия старья разбегались глаза. Статуэтки, шкатулки, хрустальные вазы, фарфоровая посуда, салфетки с вышивкой, допотопная техника и мебель самого древнего вида. Ужаснее всего смотрелись ковры - они были везде! Уверен, будь возможность, их прилепили бы даже на потолок. Я как завороженный уставился на резные старинные часы, напоминающие избушку".
  
    Влад, второй фокальный персонаж - абсолютная противоположность Лейки. Молодой ветреный веб-дизайнер, любитель вкусной еды и неисправимый оптимист. А еще, безумно добрый балбес. Благодаря собственному "везению" он регулярно влипает в сомнительные истории, но при этом не впадает в панику и уж тем более, не замыкается в себе. Он - обычный. Не в плане серости, нет. Таких парней как он, очень много - и оттого Влад кажется очень близким, очень родным и очень понятным. С Лейкой у них диаметрально противоположные вкусы: она любит готовить - он любит есть, она тянется к тихим уголкам и изолированным квартирам, он обожает супермаркеты и шумное метро.
  
    Не стоит ждать от истории сверхромантичной любовной линии. Здесь нет розовых соплей и сцен а-ля сериал для взрослых. Более того, в романе вы не найдете ни одного поцелуя. Но это вовсе не значит, что любовной истории вовсе нет. Она существует: в намеках, воспоминаниях, боли от предательства... Они существуют, но они не напоказ и автор ими не спекулирует, чтобы заманить читателя в свои сети.
  
    Рискну предположить, что во "Второй встречной" сравниваются две формы любви: влюбленность-увлечение к коллеге у Влада и глубокое чувство у Лейки, которое она понесла через года. Первое чувство гаснет, едва Влад ближе знакомится с очаровательной коллегой, а второе... несмотря на жестокость, обиду и расставание, живет, Лейка любит своего бывшего Пашу. А будут ли они вместе? Ответ можно найти в последних главах... не факт, что этого романа, ведь у "Второй встречной" есть продолжение.
  
    Когда я давала определению жанру, я ошиблась, наверное. Это не просто городское фентэзи. Это фентэзи-детектив в городском антураже. Здесь вы найдете убийство, коварного маньяка, который планомерно уничтожает людей со сверхсилой и магов, которые пытаются распутать клубок из загадочных происшествий. Кстати говоря, вычислить того, кто в итоге окажется преступником, практически нереально. Финал не роялист, нет! Когда перечитываешь, ясно видишь намеки-подсказки, раскиданные по тексту, дабы натолкнуть читателя на правильную мысль. А натолкнется он или нет - все зависит от сообразительности. Признаю, я не очень-то умею разгадывать загадки. Эх...
  
    Детективная линия занимает центральное место. Благодаря тому, что читатель смотрит на мир глазами двух персонажей, он видит многие подробности недоступные при ином подходе. Влад - как свидетель смерти одной из жертв, расскажет о темной улице и сердечном приступе. Лейка, как маг, поделится опытом и затеет расследование. А ведь убийства происходят каждую ночь и ей нужно спешить, иначе следующей жертвой станет подруга или она сама...
  
    "Вторая встречная" - это роман, который хочется перечитывать. Каждый раз ты находишь что-то новое: новые оттенки, новые шутки, новые эмоции. Я не могу выделить любимый момент в романе, потому что весь он - любимый.
.

Оценка: 5.10*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"