Радченко Илья Владимирович : другие произведения.

Мысли о религии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о возникновении, природе и сущности религий с позиций научного атеизма


   МЫСЛИ О РЕЛИГИИ
   1. Что такое вообще религия?
   Некоторые сразу говорят: "Это вера в Бога". Другие начинают выискивать различия, чтобы отделить христианство от ислама, буддизм от индуизма и так далее. Третьи говорят о церквях и жрецах. Однако всё это не даёт понимания, чем же по существу является религия.
   Я полагаю научно правильным считать, что религия - это основанная на вере в сверхъестественное система правил поведения(1).
   Если смотреть на генезис всех религий с точки зрения науки, то он таится, с одной стороны, в существовании опасения (либо боязни) неведомого и непонятного, с другой - в необходимости подкрепления норм социального общежития мерами принуждения.
   Что я имею в виду? То, что уже в глубокой древности некоторым лидерам человеческих общностей было понятно: если существует страх перед сверхъестественным, его можно и нужно использовать для обоснования того, почему нельзя убивать, красть или наоборот надо убивать и грабить (иноплеменников) и т. д. Так и появляются заповеди под видом норм, за нарушение которых карает непосредственно мистическое, сверхъестественное существо: дух или бог.
   Дикарь боится грома, молнии, потому что для него эти явления подчинены воле сверхъестественного существа или существ. Наука считает, что изначальная религия человечества - это анимизм, то есть верование, что у всех или у многих предметов и явлений есть душа, что все они неким образом "живут". Например, в культуре даже современной Японии синтоизм представляет собой именно такую религию, которая наделяет душой каждое дерево и каждый камень, селит своего бога в каждый лес, на каждую гору и т. п. Другое дело, что искренне верующих в это сегодня чрезвычайно мало, и эта религия для японцев выродилась скорее в комплекс красивых традиций.
   Изначальная проторелигия анимизма примитивна, но очень понятна и проста. Однако она давала человеку лишь страх перед непознанным, но не приносила большой пользы. Какая польза от "задабривания" духа леса? Разве что поднятие морального духа перед охотой. Но как мы знаем, религия способна на гораздо большее.
   Шаг вперёд сделан был от анимизма к настоящей религии именно тогда, когда вера в сверхъестественное стала обеспечивать правила поведения людей. Если изначально принуждение обеспечивалось только силой (так что человеческое племя не сильно отличалось от стада обезьян или стаи волков), то когда к принуждению подключились духи, а затем и боги, ситуация резко изменилась. Можно надеяться пересилить чужую силу (самому стать сильнее вождя, сколотить группу приспешников для захвата власти). Куда сложнее пересилить духа, а тем более бога, а особенно же бога всемогущего и всеведущего!
   Конечно, насаждение таких идей проходило непросто. Ведь если бы шаман племени просто взял и заявил, что бог или боги или духи неизбежно, неотвратимо покарают любого нарушителя такой-то заповеди, это работало бы ровно до тех пор, пока не нашёлся бы нарушитель. После этого, когда и если никакой явной кары не произошло бы, это лишь пошатнуло бы веру в могущество богов или в умение шамана с ними общаться. Вспоротый живот для шамана, чьё предсказание не сбылось - вполне обычное явление в иные времена.
   Какие выходы нашли из этой ситуации шаманы? Они поначалу не претендовали на большую силу духов и богов. Считалось, что духи или боги могут мешать, могут помогать, но они не всемогущи. А дальше вступает в силу самовнушение, убеждение, умение заставить верить в то, что боги действительно вмешались, помогли или помешали. Каждый шаман был прежде всего талантливым лицедеем, умело управляющим толпой. Особо искусные шаманы научились доводить внушение до такой степени, что люди, порой, и правда умирали, считая, что они прокляты.
   Переход от духов к более могущественным богам, например, к богам античности, был возможен только на опоре развитой государственной системы, в которой жрецы играли не последнюю роль, и системы изустных религиозных преданий, в которых сила сверхъестественного возвеличивалась и превозносилась уже до практически недосягаемого человеком уровня. Казнь Сократа произошла по обвинению в том, что он поставил под сомнение могущество богов. Но как известно, не боги покарали Сократа, его покарала земная власть.
   Боги, в отличие от духов, даже в рамках религии политеизма (многобожия) уже были неоспоримо сильнее людей, хотя с ними всё ещё можно было побороться. Но для этого нужно было быть героем, как минимум. Желательно - полубогом (например, Геракл).
   Следующий шаг - всемогущий и всеведущий бог. Именно на этой стадии развития религии множественность богов начинает мешать. Конечно, можно попробовать поделить бога на ипостаси (Брама - Шива - Вишну) по "направлению" деятельности, но в целом с единым богом проще. Вот почему иудаизм с его единобожием, исключающим всякое поклонение иным богам (о которых, впрочем, в Библии говорится много и со вкусом, причем именно как о богах, а не как о бесах(2)), был настолько востребован развивающимся человечеством. С таким богом бороться уже бесполезно. Хотя в Ветхом Завете и встречаются некоторые следы предшествующей эпохи (например, великий пророк Илия боролся с Богом(3) и победил), в целом Бог в нём непогрешим и непобедим.
   Итак, на сегодняшний день мы можем разделить развитие религии на следующие этапы:
   0. Проторелигия (анимизм в форме одушевления природных явлений и объектов).
   1. Шаманизм (анимизм, увязанный с правилами поведения с зарождением религиозной прослойки в обществе).
   2. Жреческие политеистические религии (могущественные боги, опирающиеся на развитую структурированную систему храмов и жрецов).
   3. Высшие религии (всемогущий бог или боги, опирающиеся на мощную единую религиозную организацию (церковь).
   На каждом этапе происходит развитие той системы правил и норм поведения, которая опирается на сверхъестественное.
   В шаманизме эти правила возникают. Чаще всего они выступают в виде разрозненных правил и табу, но постепенно формируется и целая система норм поведения, подкрепляемых волей духов предков (или духов-покровителей, тотемных духов и т. д.). В целом для правил и норм этого периода характерны:
   - малая систематизированность (многие нормы явно не увязаны с другими, много пробелов в нормах поведения);
   - чрезмерная детальность (регламентируются подробно мелкие детали правил поведения);
   - изменчивость (в силу чрезмерной детальности при развитии общества и изменении внешних условий существования необходимо менять правила поведения). Кроме того, каждое "знамение свыше" может стать источником новых правил, если оно умело истрактовано шаманом.
   В силу отсутствия развитой религиозной иерархии систематизация правил поведения крайне затруднена.
   В жреческих религиях благодаря формированию жреческой верхушки, которая не только имеет большое влияние, но и не скована мелочными заботами о ежедневном существовании племени, система правил поведения начинает развиваться в направлении её совершенствования и сокращения детализации.
   Однако в связи с тем, что в этот период племена объединяются в единые государства, а боги остаются разными, появляется новое явление: сосуществование религий. Выражается оно в том, что разные боги выдвигают разные требования к своим верующим, но в рамках единого государства жреческая иерархия пытается упорядочить взаимоотношения своей "паствы". В самой простой форме верующий должен выбрать основного бога-покровителя и исполнять только его заповеди. В более развитой системе нужно с уважением относиться ко всем богам, не отрицая заповедей ни одного из них. В целом постепенно идет смещение к формированию непротиворечивой системы правил поведения, создающей основу для высшего типа религии.
   Наконец, на высшем этапе развития формируется непротиворечивая, внутренне стройная система правил поведения и начинается незаметное отмирание ("затирание") норм, оставшихся от прежних эпох. Детализированные нормы практически исчезают или становятся обязательны не для всех (например, в христианстве многие нормы соблюдают только монахи или упёртые фанатики; правила Второзакония из Ветхого Завета даже в качестве отменённых всячески замалчиваются; иудаистские раввинские толкования Библии и заповедей зачастую становятся предметом насмешек).
   Происходит попытка зафиксировать навечно постулированную систему норм, однако несмотря на резкое снижение детализации этих норм, развитие жизни в течение длительного времени толкает к их изменению. Это выражается в расколах, реформах религии. В силу некоторых специфических свойств(4) авраамических религий(5) реформа, как правило, маскируется под "возврат к основам".
   Анализируя развитие религии в последние столетия, можно сделать вывод, что в ходе дальнейшего развития высших религий происходит отказ от подкреплённого публичной властью принуждения к соблюдению религиозных норм в пользу принуждения, основанного на религиозной морали и преимущественно ненасильственном общественном воздействии. Однако пока ещё недостаточно оснований утверждать, что эта тенденция бесповоротна и имманентна любой высокоразвитой религии.
   В связи с глобализацией возникает тенденция к смешению религий, поиску путей к их объединению, если не на уровне веры, то на уровне системы правил поведения, основанных на вере. Эта деятельность в христианстве получила название "экуменизм" и встречает, как правило, огромное сопротивление в рядах церковной иерархии и наиболее фанатичных верующих. Очевидно, это сродни политеизму, но на новом уровне, и если этот процесс дойдёт до финала, то закончится он полным объединением всех религий и формированием обновлённого единобожия для всего человечества. При этом появится благовидный предлог для дальнейшего снижения детализации религиозных правил поведения и отказа от одиозных и устаревших норм.
   Этот рассказ был бы неполон без двух примечаний.
   Во-первых, в системе религиозного принуждения важнейшую роль играет концепция "загробной жизни". Она зарождается далеко не сразу, но позволяет, наконец, избавиться и от дикарского желания побороться с Богом, и от шаманских фокусов с проклятиями неверным. Сверхъестественная кара теперь ожидает каждого нарушителя, но... там, где этого проверить не сможет никто: после смерти в иных мирах. Там же будет выдана и награда праведникам.
   Религиозные суды и без участия сверхъестественного прекрасно умели убивать или прятать в каменные мешки, а на худой конец - запугивать тех, кто нарушает заповеди - и особенно тех, кто ставит под сомнение правильность религии, её догм или политики её земных проводников - церквей, жреческих общин и др. Вновь вспоминаем имя Сократа, добавляя к нему Коперника, Бруно и др., коим несть числа. Но и эта функция со временем отмирает.
   Впрочем, религиозные деятели частенько ещё пытаются создавать мифы о каре и награде в "этой" жизни. Отсюда всякие легенды о вознесении на небо или каре небесной, поразившей грешника (болезнью или же иными бедами). Но это больше нужно для убеждения "фом неверующих" и для утверждения собственной власти, так как основной массе паствы вполне хватает и обещаний загробного рая или же ада. Что характерно, на определённом этапе сама церковь может начать бороться со слишком уж одиозными и сомнительными попытками изыскать божественную волю в мирских событиях. Например, это касается расследования церковью разного рода "чудес" вроде мироточения икон.
   Во-вторых, нужно упомянуть о секуляризации правил поведения человеческого общества в целом. Если изначально правила опирались на волю духов и богов, тогда как государственная власть в основном опиралась на непосредственную волю вождя, то со временем система государственных норм, хотя и после определённой борьбы (например, соотношение религиозных и светских судов в Европе Средних Веков и Возрождения; шариат в мусульманских странах) начинает развиваться гораздо интенсивнее религиозных. Связано это с тем, что темп изменения жизни всё время растёт, тогда как для религии характерно на высших этапах её развитие снижение детализации регулирования (вместо конкретных, детализированных обрядов - общие, широко толкуемые заповеди(6)), но взамен этого подчёркнутый отказ от изменений (сродни "учение Маркса, Энгельса, Ленина вечно"). В связи с этим, не скованное требованием неизменности государственное нормотворчество перехватывает инициативу у религиозно-традиционной системы правил поведения, в которой каждое заметное изменение требует сотрясения основ.
   К настоящему времени уже очевидно, что религии в наиболее развитой форме отдали всякое принуждение, за исключением морального, государству, опирающемуся на светскую, секуляризованную систему норм поведения. Религия же в развитой форме обеспечивает исключительно моральное принуждение.
   Примечания:
   (1) Конечно, речь не о конкретной религии, а о религии вообще.
   (2) В Ветхом Завете, конечно. К моменту формирования христианской церкви деятели христианства уже сообразили, что признание всяких там Астарт, Ваалов и Молохов не "бесами", а богами опасно. Поэтому в христианстве те фрагменты Ветхого Завета, где говорится о других богах, стараются не то, чтобы скрыть - это невозможно, а просто замолчать.
   (3) В том числе и физически. Кстати, П. Коэльо построил на этом библейском эпизоде весь роман "Пятая гора". Естественно, современная трактовка этого эпизода в том, что Илья не боролся в буквальном смысле этого слова с Богом, а лишь подвергался испытанию, которое было призвано доказать его стойкость и убеждённость. Вместе с тем, есть и точка зрения, что Илья сумел настоять на своём вопреки воле Бога, и Бог признал его право на этот выбор. В христианстве вообще причудливо борются концепция свободы воли, дарованной Богом людям, с подчинением воле Божьей.
   (4) В первую очередь, концепция, что мир сотворён идеальным, а грех в него привнесён дьяволом либо человеком. Поэтому со временем мир только ухудшается, а значит, идеальным он был в далёком прошлом, к которому и следует возвращаться. Отсюда, как правило, отрицание социального прогресса, а экономический и технологический прогресс обвиняются во всех грехах.
   (5) Совокупное именование иудаизма, христианства, мусульманства и всех иных верований, происходящих из общего корня иудаизма.
   (6) Некоторые проповедники христианства в рамках гуманизации этой религии "докатились" до того, что одну-единственную заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя" стали считать первоосновой всего остального, в том числе и остальных заповедей. При этом ветхозаветные правила и заповеди всячески замалчиваются, а если намеренно попросить объяснить их, скажем прямо, алогичный и жестокий характер, то даются малоосмысленные пояснения типа: "Тогда были такие условия". На этом фоне старая байка о боге, утверждающем, что он дал 10 заповедей Моисею на горе Синай, "а всё остальное вы сами понапридумывали", смотрится почти шедевром логичности.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"