Романов Сергей Михайлович : другие произведения.

Пересказки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Сергей РОМАНОВ
  
   РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПЕРЕСКАЗКИ
  
   (Осьмак первый)
  
   Рязань
   2007 г.
  
   "РЕПКА"
   (Сказка о псевдосчастье)
  
   Мы - очень странный народ. Вот знаменитая "Репка".
   Что бросается в глаза? Да вот что - все усилия труда по выращиванию даже не упомянуты. Просто: "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая". А где подробности агрикультуры? Где трудовые приемы - гордость труженика-овощевода? Где, на худой конец, хотя бы народные приметы при выращивании репы? Все это отсутствует начисто! Эдакое счастье непомерное выперло из земли, точно с неба свалилось. А взять - нельзя. Не получается, невозможно, оказывается, этого сделать в одиночку! И тут сказка начинает горячо и нудно вырисовывать и утверждать идею коллективизма. Как идеал существования. Но и здесь - не тут-то было! Не срабатывает знаменитая сказочная триада, и даже пятиреада. Чепуха получается с коллективностью, пока не приходит на помощь сама дикая Природа в образе серенькой мышки. Так сказать, "серенькая мышка" окончательного российского счастья. Только с ней, мышкой-норушкой, репка, это счастье чрезмерное, неподвластное, невыёмное, наконец-то вылезает из земли и дается якобы в руки. Но кому? Конец-провал в сказочке. Что с репкой-счастьем дальше делается, не говорится, не описывается. И ни о какой коллективности больше ни полслова. Немота...
   А может быть, мышка дикая, серенькая счастье наше российское, репчатое, в своей норке-то и схрумкала? А?
  
   "КОЛОБОК"
   (Сказка о гендерном эксцессе)
  
   Скороспелый недоросль зажиточных, но почему-то (действительно, почему?) прибедняющихся Деда и Бабки (как же! - "по сусеку помети, по коробу поскреби", а замешан - на сметане! пряжён (зажарен то есть) - в масле!), не успев даже остыть, самонадеянно решает, что жизнь есть перманентный эскапизм духа и тела, и решительно убегает из родительского дома. Будучи от природы круглым, импульсивным, смекалистым, веселым, музыкальным, а также последовательным гетеросексуалом, он успешно катится по тропе судьбы через лес жизни, красиво и непринужденно оставляя "с носом" (то есть, конечно, с разбитыми вожделениями) трех известных лесных геев - Зайца, Волка и Медведя. И катится он так превесело, пока не наталкивается на... Лису - эту воплощенную Женщину всех без исключения сказок, мифов, анекдотов и обыденного сознания . Вот тут-то и свершается отвратительный акт...
   Возьмем на себя смелость констатировать, что несмотря на личную смелость, веселость, удачливость, а также благоприобретенный опыт уклонения от посягательств, не учел Колобочек кругленький, румяненький, катученький самой, что ни на есть, очевидной элементарности - пола соперника. Вернее - соперницы, конечно... И расплатился... Самым жестоким образом... Не познав ни радостей жизни, кроме недолгого бега по лесной тропе, ни наслаждения гетеросоития (с какой-нибудь, и-эх! - пышечкой), ни, тем более, семейного счастья... Увы... Был он хитро, но абсолютно вульгарно и обыденно ПРОГЛОЧЕН представителем инопольной лесной расы.
   Да... Свершился-таки жуткий акт полового каннибализма... Да...
   Мир колобковому...
   ...А чему мир-то? Праху - не скажешь. Нет праха. Экскременту? И грубо, и глупо. Учитывая состав ингредиентов (напомним: мука, сметана, масло), непереваренностей ожидать не приходится. Получается, мир колобковому ничту.
   Вот в чем самый ужас-то! Даже помянуть нечего...
  
   "КУРОЧКА РЯБА"
   (Сказка о РНИ)
  
   Одна из самых загадочных сказок русского этноса.
   "Золотое яйцо"! Это что же это такое выродила курица? И вообще, кто она такая, эта Ряба? А заодно и эти глупейшие Дед и Баба, которые вместо радости от получения золотого предмета, начинают вдруг варварски бить его (попеременно!), то есть - уничтожать! Что за странные поселяне? Уж не свихнулись ли престарелые представители этноса? И ужели все дело в том, что сюжет разворачивается в традиционной обители идиотизма - русской деревне? И животные (кура) здесь аномальные (мутанты?), и двуногие не в себе...
   Это уровень вопросов. Думается, ответов на них в рамках сказочной парадигмы нет и быть не может. Другое дело - иносказание. Аллегория, так сказать, нарочито завернутая в сельское рубище.
   Это совсем другое дело! Ну тогда разве непонятно, что Курочка-Ряба - это интеллигенция при Деде и Бабе, само собой разумеется, олицетворяющим Русский Мир. А снесла курица-интеллигенция, конечно же, - кудах-тах-тах! - не что иное, как "Русскую Национальную Идею". А преглупые Дед и Баба, решительно не поняв действительную ценность преподнесения, начинают по невежеству и со страху бить это непонятное, непривычное, несъедобное - жуткое! - псевдояйцо.
   Здесь в действие вступает Серенькая Мышка (не она ли орудует и в "Репке", поедая "счастье народное"?), которая, несомненно есть аллегория от противного. Некто очень могущественный мгновенно понимает суть золотого яйца и, видимо, системную потенциальную опасность лично для себя. Действия его целеустремленны, решительны, стремительны - он разбивает "яйцо" по-настоящему... Как и всегда в подобных случаях, когда свершается нечто необратимое, народ вдруг осознает ценность потерянного навсегда, и начинаются обычные рыдания и стенания. Увы, это не удивительно...
   Удивительно ведет себя в такой момент интеллигенция. Она явно испугана свершившимся и начинает с вульгарных утешений, а потом, без перерыва, начинает замазывать разверзшуюся пропасть, обещая "снести яичко не золотое, а простое", то есть, в сущности, предает этнос. Вместо национальной идеи, которая, конечно же , есть "свобода личности, безопасность личности, счастье личности", она пытается всучить рыдающему народу "простоту".
   О лживая кудахталка! "Простота-то, она ведь хуже воровства"!
  
   "ТЕРЕМОК"
   (Сказка о социальном эксперименте)
   "Теремок" - самая социалистическая из всех русских сказок.
   Глобальный биосоциальный экспермент заказывали? Пожалуйста! Получите! Вот вам животные разных классов: насекомые, земноводные, млекопитающие - всех в одну кучу, в один котел, в одно общежитие. Посмотрим, что получится. И все это добровольно, по первоначальному призыву ничтожного комара-пискуна.
   Ой ли? Позвольте усомниться!
   Сдается нам, что началось дело не с добровольного безумия, а... с укуса. Да, с предварительного укуса (и скорее всего - множественных укусов) ничтожного кровососущего честолюбца и его подручных, во время которого в лесное сообщество был внедрен вирус равенства, справедливости, братства и прочих жутко привлекательных добродетелей. Инфекция быстро перерастает в пандемию. Лесные гладиаторы валом валят в "теремок", пытаясь построить еще один вариант всеобщего поголовного и окончательного счастья... Биомасса нарастает... Наступает критический предел и закономерный итог. "Теремок" - вдребезги! Участники эксперимента физически вроде бы живы (хотя кто их там в момент катаклизма считал?), а как духовно и неврологически - не знает никто. Сказка здесь воды в рот набрала. Но самое лицемерное заключается в том, что вообще-то сказочка по правде должна называться "Тюремок", ибо речь идет о натуральной тюрьме-давильне, в которой варварски прессуются подвергшиеся эксперименту классы. Так вот, пользуясь близостью звучаний слов, "сказочники" реальность маскируют благовидным теремом, одновременно делая мощные акценты на добровольность и коллективизм.
   Как это по-русски! Ведь у нас как сотворят что-нибудь, ни в какие ворота не лезущее (а хотели, вестимо дело, как лучше!), так сразу появляются для прикрытия добровольность (псевдо), коллективизм (ложный), геройство (на костях) и прочие "милые" российские античеловеческие штучки...
  
   "ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ"
   (Сказка об Апокалипсисе)
   Пожалуй, самая короткая из русских сказок, если сравнивать навскидку. И уж точно - самая апокалиптическая.
   Вчитайтесь: "Жили пузырь, соломинка и лапоть". Надо понимать - Государство, Интеллигенция и Народ.
   "Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки. Не знают, как через реку перейти". (Не смешно ли?)
   Наконец здравый народный смысл предлагает: "Пузырь, давай на тебе переплывем!" (Собственно, именно для таких случаев государство и создается-содержится-поддувается).
   Искони безмозглое и людоедское, но очень понимающее свою выгоду государство (уж такое у нас выдулось, извините...), тут же перепихивает решение проблемы на плечи интеллигенции: "Нет, Лапоть, пускай лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней". (Как это удивительно точно - мы перейдем по ней!)
   Интеллигенция с самоотверженностью, достойной иного применения. тут же и перетянулась. "Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!"
   (Конец сказки.)
   Смешно так, что прямо сил нет! У Интеллигенции сломан позвоночник, Лапоть барахтается в реке и скорее всего утонет (известно, какая у лаптей водонепроницаемость), Государство вообще лопнуло (в современных терминах - обанкротилось).
   Полный Апокалипсис!
  
   "ЛИСА И ЗАЯЦ"
   (Сказка об ИМН и ИЖН)
  
   Сюжет сказки известный: избушки (читай - женская и мужская ментальности) "ледяная" и "лубяная", полный растай лисьих (читай - женских) чар и надежд с течением неумолимого времени, тонкая игра на жалости, нестойкость заячьей (читай - мужской) натуры, агрессивный рецидив матриархата - коварный захват чужой собственности, тотальная неспособность сплочения и взаимопомощи на уровне обычных мужских видов (собаки, волк, медведь), полная беспросветность будущего...
   Но тут на сцену выходит Истинное Мужское Начало (ИМН) в образе огненосного Петуха под карминным "знаменем" гребня, в пламеносном сиянии оперения, при алом свечении "раскаленных" шпорных сапог, несущего на плечах разящий символ пола, символ остроты и предельности - косу, которая с несомненностью выступает здесь как знак фаллический, нарочитой остротой своей рассекающий бытие двух столкнувшихся Начал. И мы выпукло видим агонию матриархатного посягательства, крушение феминистических и, видимо, даже где-то и партеногенетических химер, жалкую трусость Лисы Патрикеевны - олицетворительницы Истинно Женского Начала. Развязка драмы кровава. Петух (читай - ИМН) зарубает Лису (ИЖН) на пороге покидаемых ею лубяных мужских владений... (По версии Афанасьева).
   Как же будет дальше развиваться диалектика взаимоотношений полов - сказка умалчивает...
  
   "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"
   (Сказка о "нравственности")
  
   Именно в таких странно откровенных сказках и отпечатывается истинная нравственность этноса.
   Мужик с самого начала сознательно обманывает Медведя (то есть - Природу). Ладно, допустим, что удачное плутовство (комбинация с вершками и корешками репы и ржи) есть проявление пресловутой "смекалки народной", олицетворяющей верховенство инстинкта над разумом, каковое этнос с восхищением и воспевает. Что ж, пускай такое на совести этноса и остается, раз он в дремучем невежестве своем не понимает, что обман разума в угоду инстинкту есть прямая дорога к саморазрушению. Но ведь в полном варианте сказки (по Афанасьеву) Мужик еще и убивает (!) доверившегося ему Медведя до смерти ("...и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился"), а Лису (в кои-то сказочные веки помогающую Человеку, а не обманывающую его) затравливает собаками!
   Что и говорить - истинный образец "нравственности"! Потому такой увертливый и скользкий конец у сказки, переносящий тяжесть внимания на глупость Лисы (тоже вещь небывалую!) и ее самоубийство через собственный хвост.
   Нет, право, странно откровенная и нестандартная сказка...
  
   "ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА"
   (Матримониальная фантазия)
   В сборнике Афанасьева нет сказок ни о деде Морозе, ни о Снегурочке. Есть сказка "Морозко". В ней повелителем самых могущественных, самых беспощадных ежегодных стихий для нашей, в целом довольно-таки зимней, страны выступает некий классический старик с удивительно молодым, бодрым, круглым и почти непочтительным именем Морозко. Как такого бояться? Видимо, русские мороза и не боялись.
   Сказка же повествует о том, что добродетель, ежели ее не таить, а проявлять всюду и всегда, несмотря ни на что, обязательно вознаграждается, а отсутствие оной, напротив, - карается. Вплоть до высшей меры. Хорошая сказка, правильная, но какая-то тощеватая, если честно.
   Так что дед Мороз, надо полагать, пришел к нам гораздо позже, в XVIII веке, вместе с переносом отсчета нового года на январь.
   Когда объявилась Снегурочка, то есть была слеплена из снега бездетными поселянами (по версии из другого сборника), а потом по личной глупости да по чувству стадности растаяла, - сказать трудно. Да разве в этом дело - когда? Сменилось время, сменился календарь, появились новые обычаи, новые герои пришли, наложились на старых, исконных, родились новые обряды, заклубился новый поэтический миф. Все это хорошо, но довольно-таки ординарно. Но и в ординарном можно найти любопытные вещи...
   Вот, например, кто жена у Деда Мороза? Ведь раз есть внучка, значит, должна была быть и жена. Здраво рассуждая, не родился же будущий дед сразу Дедом. Была ведь когда-то и у Морозки краснощекая молодость. Значит, и он заглядывался и его обхаживали всякие там Пурги, Вьюги, Метелицы и прочие дивы страны Высоких Северных Пределов. Какая-то, во благовременье, и окрутила. Потом, конечно, как водится, детишки пошли: Куржак, да Снеговея, да Снежок, да Пороша, да Иней, да Поземка, да Буран, да... Пока от Сугробчика и Снежаны не выпорхнула наконец легконогая Снегурка, дедушкина любимица и помощница...
   Вот такая выстраивается благостная картинка. Благостная, но странная. Ежели бы так дело и было, непременно наши зоркие предки так бы все и обсказали. И потому, сдается мне, если совсем честно, что именно Снегурочка истинная жена дедова и есть. Посудите сами, дед-то он дед, да заполярный, ему сносу нет в таком холодильнике. Телом да статью он мужик - хоть куда! А Снегурка, хоть и юна, но ведь не девочка же, коль все при ней так и круглится. Но самое главное - никаких других женщин вокруг Деда отродясь не наблюдается и даже не упоминается. Так что внучка она только по мифу, для детишек малых, елочных. А в миру - жена она ему. Может быть, даже и любимая...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"