Ронин Игорь Фёдорович : другие произведения.

Патриотизм старый и новый

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое "современный патриотизм"

Патриотизм старый и новый



Трудно найти слово, которое имеет столько же трактовок, как "патриотизм". Его называли и высшим смыслом жизни, и "последним прибежищем негодяев". Его возносили на пьедестал, об него вытирали ноги. Говорили, что "этого не существует в природе" и многое другое. Как писал поэт: "Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платье". Если слово имеет столько трактовок, если к нему так неоднозначно относятся, то это говорит о том, что за таким понятием скрыт большой смысл, "нервный центр" общества. Тем важнее правильно понимать и слово, и реальность, которая за ним скрыта. Попробуем и мы сделать это. Надеюсь, читатель, на вашу помощь и понимание. Поскольку "у патриотизма нет монополизма". То есть каждый имеет право понимать по-своему, что такое "патриотизм". Главное, чтобы это понимание было близко к жизни, а не мифу. Иначе от "ложного слова" будет один вред.

Для того, чтобы понять, что такое "патриотизм", попробуем уяснить, что такое : "не патриотизм". Пойдем от обратного. Каких людей мы никогда не назовем патриотами?

"Чемоданщики"


Есть категория людей, которые всегда живут "на чемоданах". Их логика "там, где много каши, там и родина наша", "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Такие люди всегда готовы "сорваться с места", если вокруг них ухудшаться условия жизни. Прижимает правительство? Давят чиновники? Растут цены? Унижают достоинство? Нет работы? Значит нужно: Нет, не бороться, это бессмысленно. Терпеть? В этом смысла ещё меньше. Нужно просто уехать в другую страну. Там и правительство либеральней, и чиновники честнее и доброжелательнее, и работы много, и рост зарплаты опережает рост цен, и человеческое достоинство уважают.
Можно ли презирать таких людей? Думаю, нет. Их желания вполне понятны. Просто они не имеют энергии для борьбы и сил для терпения. В то же время их энергии вполне хватает, чтобы порвать все корни, бросить нажитое, перелететь или переплыть океан со всей семьёй, начать с нуля на новом месте. Долго, мучительно вживаться в новую среду. Искать и не находить друзей или просто тех, кто их понимает. И всё это для того, чтобы "не мы, так дети поживут по-человечески".
Чемоданщики отстроили Нью-Йорк и подняли экономику Соединенных Штатов. Сейчас они делают то же в Австралии, Канаде и сотне других мест земного шара. Немало из них вложили свой труд в Майкрософт, благодаря которому я вношу эти строки в компьютер.
Чемоданщикам можно даже посочувствовать, так как в большинстве случаев им приходиться рассчитывать только на себя, не надеясь ни на правительство, ни на друзей.
Кем они точно не являются, так это патриотами. Может быть, их дети на новом месте будут? Но как силен личный пример родителей в воспитании детей! Скорее всего, внуки или правнуки. Если ничего не случиться вокруг них и не заставит сорваться с места.

Исследователи


Есть особая каста - Ученые. Те, кто живет наукой, экспериментами, теориями. Их взгляд устремлен в будущее, их быт не интересует. Для них творить - что дышать. Некоторые удивляются, как можно было творить в сталинских "шарашках", работать на Гитлера или создавать водородную бомбу. Для истинного ученого не существует вопроса "где" и "для кого". Для него важно "что" и "как". Есть условия для исследований, есть необходимое оборудование, есть "творческая атмосфера", значит можно творить, остальное - не важно.
И когда такому человеку "перекрывают кислород", он вполне может бросить "положение", квартиру, "награды", Родину, лишь бы продолжить то, ради чего живет, - исследование этого мира.
Бывают, конечно, ученые - патриоты, которые готовы "наступить на горло собственной песне", лишь бы "не предавать Родину". Но для них это всегда личная трагедия. Да и для мировой науки тоже.
Кто знает, где бы была современная наука, если бы советские генетики не были истреблены, а "бежали на запад".
Опять же, многие талантливые программисты "утекли" в США, чтобы "двигать" такие гиганты интеллектуального бизнеса, как Майкрософт.
Поэтому всем творцам вполне можно простить апатриотичность. Это граждане науки.

Обыватели


Есть колоссальный слой людей, основное назначение которых просто жить. Рожать, трудиться, потреблять. Это "народная масса". Без неё нет ни народа, ни государства, ни производства, ни налогов. Меняется власть, сливаются и разваливаются государства, а обыватели - всё те же. Они - носители традиций. Они - хранители генофонда. Они - объект для социальных экспериментов. Они - материал для истории.
Хорошо, если у обывателей "есть патриотизм". Но он высок, когда "всё хорошо", и падает "ниже плинтуса", когда всё плохо.
Люди - не лемминги. Они не будут коллективно топиться, если "враг пришел". Они постараются выжить, добыть пропитание, вырастить детей. И будут работать на врага, если иначе нельзя прожить. Осуждать их за это?
Но без этой апатриотичной массы никакой "Родины" не будет. Будут пустынные леса и поля, которые в принципе могут принадлежать кому угодно. Нет населения - нет страны.
Итак, мы теперь мы видим, что "истинных патриотов" должно быть очень мало. Но они есть. Кто же это?

Общее определение патриота

Патриот - это человек, смысл существования которого - благо Родины.

Что такое "Родина"?


Если не понять смысл слова "Родина", то весь разговор о патриотизме - пустое сотрясение воздуха. Что мы понимаем под этим словом? Иной читатель воскликнет: да что тут говорить? Не понятно ему, видите ли, что такое "Родина". Ведь каждый знает, что это :" Что? Березки, рябинки? Место, где родился? Где прожил большую часть жизни? Страна, в которой живёшь или жил?

Многие понимают под Родиной территорию государства, в котором живут. Действительно, не бывает воздушной или виртуальной родины. Это, прежде всего, земля.

Для стран, не менявших свои границы столетиями, трудно представить, что их территория может называться по иному и быть заселена другими народами.
Но прошлый век разрушил много малых государств и больших империй. Одни были истреблены, другие изгнаны, третьи поменяли название. Но двадцатый век не только разрушал. Создавались и воссоздавались новые государства. Например, Израиль столетиями отсутствовал на картах мира. Для евреев не было такой родины, хотя сама территория существовала. Никто не крал кусок Азии. И лишь когда на этой территории было воссоздано государство Израиль с правительством и народом, кто-то может сказать, что его родина Израиль.
Из истории известно, что существовало Шумерское царство. Сегодня нет ни царства, ни шумеров. Территория есть, а страны такой нет. Может ли кто-то сказать, что его родина Шумерия?

Выходит, пока есть государство, охраняющее границы страны, есть Родина. Может, государство и есть Родина? Не случайно, "защитники отечества" - это военные на службе государства. В наше время защитой границ служит не только армия, но и мощная экономика, продуманная политика. Всё это атрибуты государства. Государство неотделимо от территории. Без земли - это, в лучшем случае, правительство в изгнании. Но и без государства нельзя представить землю. "Свято место не бывает пусто".

Но нам ли, родившимся в СССР, а ныне живущим в разных государствах, верить в это? Для многих после распада державы, родина оказалась "за границей". Она никуда не делась, но называется по-другому. Точнее, государство с другим названием. А родина осталась Родиной. Да и трудно поверить, что это сборище чиновников, многие из которых родились позже нас, все эти "думы", "рады", правительства, - это и есть Родина.

Но если это не только территория и не столько государство, то что же? Вспомните, что ценят эмигранты, люди, долго живущие далеко от своей родины? Горсть родной земли? Выступление президента? Или просто родную речь, общество соотечественников? Что могут назвать "кусочком Родины"? Место, где воспроизведены уклад народа, его язык и обычаи. Можно представить родину без старого правительства. Но нельзя представить родину без народа, без языка, без традиций. Иначе это будет "Шумерское царство". Беречь Родину, это, прежде всего, беречь её народ, его язык и обычаи. Даже в слове "родина" корень "род", общий с "наРОДом". А территория по смыслу есть лишь в слове "страна" - "сторона". И если родина одна, то стран, сторон может быть много.

Вы видели три понимания слова "Родина": территория, государство, народ. Все эти понятия связаны друг с другом. Народ без территории - это цыгане, евреи без Израиля, вечные "чужие". Территория без государства быстро будет занята другим государством. Государство без народа - это вообще не государство.

Но многие не могут слить в своем сознании все три понятия. Или одно считают важнее остальных. В соответствии с этим есть три разновидности патриотов: "земельники", "государственники", "народники".

Патриоты-земельники

"Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим"
(Марш советских танкистов)


Защита территории - самое древнее чувство, родившееся задолго до понятия "родина". Недавно по телевизору показывали фильм о жизни шимпанзе. Когда на территорию стаи случайно забрел чужак, такой же шимпанзе, но из другой стаи, его жестоко, почти до смерти, избили. Причем били все, организованно, в едином порыве. Можно много говорить о природе такого поведения, её целесообразности с биологической точки зрения, но несомненно одно: стая защищала свою территорию. Возможно, такое поведение приматов лежит в основе возникновения всех цивилизаций, если под цивилизацией понимать организованное сообщество, проживающее на одной территории. "Чувство стаи" встречается повсеместно до сих пор. Также как эмбрион в процессе развития проходит стадию "рыбки" с хвостом и жабрами, также и ребёнок проходит стадию "стаи", когда сверстников делят на "своих" и "чужих", со своими дружат, чужих бьют. Можно смеяться над таки атавизмом, презирать "животное" поведение, но сбрасывать со счетов нельзя. Когда юношам предлагают "поиграть в детство", сколачивают из них "команды" и бьют "черных", это тоже эксплуатация "чувства стаи". В любом националисте, нацисте, фашисте сидит древний примат, который на уровне подкорки заставляет действовать именно так. "Бей чужаков, защищай территорию!"
Плохо это или хорошо? Порой идея защиты "своей земли", последнее, что удерживает страну от распада. Древнее, "животное" - не значит плохое. Нет плохих инстинктов, есть инстинкты под контролем и без, под своим контролем и под чужим. Мы не можем переделать природу человека, но можем её использовать с пользой. Разве можно назвать тех, кто погиб на войне, защищая свою землю, примитивными приматами, действующими на уровне инстинктов? Ведь они защищали не только землю, но и то, что на ней, свой народ, своё государство, жизни живых близких и могилы мёртвых. За их спинами был не только инстинкт "защиты территории", но и традиции, культура, мораль, нравственность. То, что заставляло действовать вопреки инстинкту самосохранения.
Патриот-земельник считает территорию самым главным, главнее государства и людей. И в каждом патриоте, каждом обывателе сидит этот "земельник". "Не дадим продавать нашу землю!" - кричат такие патриоты о затерянных на краю Родины островках, которые родиной являются лишь для морских котиков. А для страны - это больше военная база да разменная карта в политике. И всё равно: пусть "сгорят синим пламенем", но "врагу не достанутся"!
Обилие патриотов-земельников сыграло с Россией плохую шутку. Сегодня у нас гораздо больше территории, чем сил для её освоения. Да и те земли, что освоены, истощаются и разоряются, так как освоены "кое-как". Главное, "чтобы врагу не досталось". Те же приматы гораздо умнее. Они никогда не запихнут кусок больше того, который смогут проглотить, и не будут защищать слишком большую территорию.
Земельный патриотизм самый первый, самый простой и примитивный. Но он есть. Было бы глупо пренебрегать такой мощной и первобытной силой, принижать её, клеймить позором или наоборот, использовать бесконтрольно.
Земля - это основа. Без неё нет Родины. И если кто-то понимает Родину, только как землю, значит большего он пока не постиг. Но от этого он не перестает быть патриотом. Пусть защищает землю, территорию. Главное, чтобы не опускался до уровня приматов.

Часть земли можно потерять. Но если есть государство, несломлена армия, прежнюю землю можно вернуть. Если земля потеряна не в ходе войны, а после распада государства на более мелкие, то и здесь не всё потеряно. Если новые государства дружественны, поддерживают контакты между гражданами своих стран, сотрудничают экономически и политически, не притесняют тех, кто родился в одной части бывшего распавшегося государства, а теперь живёт в другой части, ставшей независимой страной, то не всё ли равно, как называется Родина по-новому? Главное, чтобы говорили на родном языке, соблюдали традиции, оставались "своими".

Патриоты-государственники


Тот, кто понимает роль государства, отождествляет его с Родиной, тот является патриотом - государственником. Чем крепче государство, тем сильнее Родина. Для государственника не важна территория, как таковая. Можно потерять часть, но сохранить главное. Если есть государственное ядро - Родина жива. Правда, в своем стремлении укрепить государство государственники готовы идти на многие жертвы. В том числе и на людские потери. "Не так страшно, если часть населения обеднела, если часть армии погибла. Главное, достигнуты глобальные государственные интересы. А будущие поколения скажут "спасибо". Примерно так рассуждает убежденный государственник.
Такие патриоты появились с первым государством. Собственно на них государство и держится. Всегда есть соблазн, имя под своим контролем природные, людские, денежные ресурсы, "немного" обогатиться за их счет. И проще всего - продав "немного" щедрому покупателю. А кто платит больше? Конечно, представители других государств. И "понемногу" можно распродать всё. И только патриот-государственник может удержаться от соблазна. Он не лучше и не хуже. Просто его приоритеты в жизни иные. Он блюдет интересы государства, как свои собственные. И "качественный" политик - это прежде всего патриот-государственник, а потом уже мудрый дипломат, гениальный финансист, талантливый организатор.
Но у государственников есть "родимое пятно", неотделимое от их сути. Как государство по большому счету паразитирует на стране, на народе. Пока человечество ничего не придумало лучше, чтобы сбалансировать личные и общественные интересы и не начать войну каждого против всех. За этот баланс государство берет большую цену: материальные ресурсы в виде налогов и госсобственности и жизни людей. Порой, берет слишком много. И патриот-государственник целиком и полностью поддерживает такие поборы.
Если для государства нужна война, то будет война. И не важно, сколько останется вдов и сирот. Главное, чтобы после войны потери были восполнены. Если для экономики нужны людские ресурсы - пригласим гастарбайтеров. И не важно, что вместе с ними придет иная, чуждая коренной, культура, придет высокая преступность и заразные болезни.
Надо понять, что мышление государственника ограничено интересами государства. Пусть вся Россия сожмется до Московской области, для государственника ничего не поменяется. Ведь государство-то осталось.
Весь сталинский период - это период государственников. Войны, концлагеря, голод, истощение народных сил, деградация народной неофициальной культуры - всё это не помешало создать мощнейшее государство. И все, кто проводил сталинскую политику, с полным основанием могли считать себя патриотами. Патриотами-государственниками.
Но неужели все патриоты так отвратительны в своих крайностях? То фашисты, то сталинисты. А как же народ?

Патриоты-народники


Есть, есть радетели народные! Патриот-народник печется исключительно о благе народном. Народ и Родина для него - едины. Народники в принципе против войны. Даже если страна "томиться под игом оккупантов", они будут искать парламентские средства борьбы. Пытаться возрождать культуру, укреплять традиции, развивать язык. Т.е. делать всё, чтобы народ не исчез, а возродился, пусть и в составе другого государства. И когда это государство развалиться по своим внутренним причинам, народ будет знать, кто он и что ему дальше делать.
Можно издеваться над кажущимся простодушием таких народников, но именно они помогли родиться многим малым государствам на обломках больших империй. Той же Финляндии, например.
Если же народ свободен и его никто не оккупировал, то народники удерживают государственников от слишком тяжелых для народа "прожектов". Будь то война, освоение новых земель, социальное переустройство или иное, "очень полезное" для государства, мероприятие.
Народники всегда будут "тормозом" при "восстановлении конституционного строя", сопровождающегося ковровыми бомбометаниями, при "поворотах рек", "укрупнении деревень" и севе кукурузы за полярным кругом. В общем, это вечная "головная боль" для государственников.
Зачастую, это профессора, писатели, гуманисты, защитники прав и другие идеалисты, наподобие Сахарова и Лихачева. Но без них земельники и государственники быстро превратят любую страну в "идеальный государственный механизм" на зачищенной от населения обширной территории.
Увы, народников всегда недостаточно. Их душат, четвертуют, сажают, выдворяют из страны в первую очередь. Спасаются только юродивые, которые кричат царям правду на площади перед безмолвствующим народом. Но не будь их, и опустела бы совсем русская земля при Иване Четвертом и Петре Первом. Да и в другие времена у народников всегда найдется от кого защищать народ.


Выходит, самые правильные патриоты - народники? Не всё так просто. Мы уже видели, что народ, страна, государство - необходимые составляющие для такого понятия, как "Родина". Поскольку государственные интересы, интересы народа и "незыблемость границ" - далеко не всегда одно и то же, постольку нужны и те, и другие, и третьи.
Да и жизнь сложнее любой схемы. В каждом государственнике есть немного народника, а в земельнике - государственника. И лишь при принятии неоднозначных решений патриоту приходится выбирать между народом, государством и территорией.

Возможно, когда все противоречия между государствами станут ничтожно малыми и роль государства сведется к простому территориальному управлению, когда границы останутся лишь на картах, как в современной объединенной Европе, тогда и патриоты уйдут в прошлое.
Останется лишь "культурный патриотизм". Но о нём - в следующей статье.

Ноябрь 2008


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"