Ронин Игорь Фёдорович : другие произведения.

О "животном патриотизме"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нужен ли России "патриотизм"?

  
  О "животном патриотизме"
  
  Наткнулся на статью Кондратенко Евгения Викторовича "30 серебреников: русскоязычные предатели русского духа" и комментарии к ней
  http://zhurnal.lib.ru/comment/k/kondratenko_e_w/222doc
  
  
  Один комментатор сравнил патриотизм с инстинктом охраны территории. Другой заметил, что животные не охраняют бесперспективные территории.
  
  Поражает элементарная безграмотность авторов не только в социологии, но и в биологии. Я уж не говорю об экономической географии и истории.
  
  Если представить на мгновение, что всё население Российской Федерации исчезло, не долго бы эта "бесперспективная территория" оставалась без хозяина, точнее, хозяев. И уж охрану, хоть "патриотическую", хоть "интернациональную", они бы выставили что надо.
  
  Но не будем о грустном.
  И так, в мире животных... Существуют два принципиально разных типа поведения. Один основан на безусловных инстинктах, другой - на условных. Надеюсь, в школе все учились, пояснять не надо.
  Первый тип поведения в двух словах заключается в том, что вылупившись из икринки или яйца, животное начинает вполне самостоятельную жизнь. Где записана программа поведения? Бог её знает. Известно лишь следствие. Именно таких животных больше всего на "перспективных" территориях. Не потому, что они "ищут, где лучше". А потому, что в сложных условиях они погибают.
  Второй тип поведения основан на обучении. Такие животные высиживают своих птенцов, мальков, крокодилят, рожают и выкармливают щенков. А, затем, учат их выживать. Чем более развит мозг, тем сложнее и дольше "школа". И главная наука - умение ориентироваться на своей территории. Защищать её. А для коллективных животных - согласовывать между собой действия по защите. Не следует думать, что это относится только к хищникам. Даже травоядные изгоняют чужаков из стада.
  Животные второго типа, "обучающие" животные, живут порой в таких "бесперспективных" зонах, как ледяные пустыни. Одно из умнейших животных - белый медведь. Если необученного мамой медвежонка оставить в "природной среде обитания", то он наверняка погибнет. Сколько тысяч лет "маминой" науке? И как она возникла? С чего умное животное живёт при лютом холоде, не пытаясь перебраться "где потеплее"?
  Ладно, медведь. Он в тропиках издохнет от перегрева. Но полярный волк? Какой инстинкт не пускает его в южные широты?
  Поскольку такие безусловные рефлексы трудно представить, предположим, что это следствие "маминого воспитания". Держись своей территории. Защищай её. Потому что это правильно.
  И ведь выжили они и в ледниковый период, и после. Если б не люди ...
  
  Так что "инстинкт защиты территории" - это результат обучения, а не следствие генетически заложенного стереотипа поведения.
  Я не слишком сложно?
  
  Перейдём к людям.
  Надеюсь, вы догадались, к какому типу животных они относятся?
  Ах, простите, не "относятся", а ближе : ).
  
  В человеческих терминах "условный инстинкт" - это традиция. То, что завещали предки. То, что проверено временем.
  Есть много странных традиций. Например, не употреблять определённые сорта мяса или хлеба. Их истоки теряются в глубине веков. Но миллионы людей следуют им.
  Традиция защищать свою территорию - не самая странная. Она очень даже понятна, объяснима и оправданна. Одно из названий такой традиции - "патриотизм". В наше время актуально не только защищать географическую границу, но и экономическую, культурную, информационную.
  Не всегда такие границы совпадают с этническими. Все народы, населяющие Российскую Федерацию, имеют общую экономическую границу. То же можно сказать и об информационной, и о культурной границе. Одна из основ нашей культурной границы - это русский язык. В любой многонациональной стране есть единый язык общения, государственный язык. Китай, Индия, США, Россия - исключений нет.
  Однако в России существует множество этнических границ, нарушать которые очень опасно. Поскольку при определённых условиях может заработать "инстинкт", и этнические границы превратятся в государственные. Как это уже случалось не раз в прошлом веке.
  Патриотизм - очень полезный инстинкт. Он не позволяет распасться странам на "бесперспективных" территориях. Потому что жизнь страны дольше жизни человека, а жизнь народа - дольше жизни страны. И за долгое время может случиться всякое. Западную Европу может затопить, Северную Америку - занести снегом. А "дикие тунгусы" с "удобствами на улице" окажутся владельцами самой перспективной территории. Да и сейчас Россия - не самая бедная страна. Чего ей не хватает? Патриотизма!
  Со времён первых русских царей Россия отличалась чёткой национальной, "патриотической" программой. В то время, как казаки Ермака добивали Кучумово царство, юный царевич из этого царства обучался, а потом и служил у Ивана Грозного. Политика перевоспитания и приём на службу детей врагов государства Российского не раз использовалась царями. Многие ли знают, что сын имама Шамиля Джамалуддин воспитывался в Царском Селе вместе с детьми именитых русских дворян, а потом и служил офицером в русской армии? А сколько в девятнадцатом веке недавно покорённых финнов сделали карьеру в Российском государстве? Один даже был губернатором Аляски. Идея "Американского образа жизни", который штатовцы "придумали" в двадцатом веке, успешно использовалось русскими сотни лет. Только она называлась не "основы демократии", а "русская культура". Если была возможность русификации, её активно использовали. Потому что единое государство - это прежде всего единая культура. А какая культура без языка? Единая экономика - это единая валюта. Единая политика - это патриотизм.
  Достаточно почитать законы Российской Империи, чтобы понять, что русский государственный патриотизм был далёк от религиозной нетерпимости, ксенофобии и шовинизма. Основной культурной задачей "тюрьмы народов" была не эксплуатация "инородцев" "расой господ", а по возможности полная ассимиляция разных народов в русскую культуру. Любое сильное государство стремиться к этому. Как только из политики исчезает здоровый национализм, государство начинает сначала медленно, а потом быстрее разрушаться. Это очень хорошо понимают в тех же Соединённых Штатах Америки. Не случайно там полосатый флаг везде. Разве что в общественном сортире нет, и то - неуверен. Ты можешь быть итальянцем и есть одни макароны, можешь быть евреем и жить по Торе. Но ты всегда - Американец!
  Кстати, у Америки были нелёгкие годы, когда, казалось, гордиться нечем. Думаю, упадок сменился всеобщим подъёмом благодаря патриотизму в том числе.
  
  Сегодня у Российского государства нет ни патриотический, ни национальной политики. Есть высказывания отдельных лидеров. Есть Конституция, в которой фиксируется многонациональность. Но чёткой долговременной политики нет. Этим можно объяснить пятнадцатилетнее топтание на месте.
  
  Причин достаточно много.
  Первая - советское идеологическое наследие. С одной стороны, правильные слова, вбитые многократно в наши головы, вызывают отрыжку и неприятие. С другой, многие термины советской пропагандой искажены. Тот же национализм в представлении одних слился с шовинизмом и ксенофобией, а в представлении других - с сепаратизмом.
  Вторая - к власти в 90-е пришли те, кто меньше всего заботился о том, что будет "послезавтра". Особенно, если это послезавтра электората, а не их заграничных счетов. Послезавтра наступило. Люди ненавидят власть, ненавидят страну, в которой живут, ненавидят государство. Давно нет никакой идеологии, а ненависть только усилилась. И, как правило, ненависть не к абстрактным понятиям, а к конкретным людям и органам власти.
  Третья причина - отсутствие научного подхода. Любая государственная национальная и патриотическая политика успешна лишь в том случае, если под ней есть научная основа. В те времена, когда политика не использовала науку, она использовала теологию. Сегодня "промывание мозгов" - это транснациональный бизнес. Удачно скомпилированный репортаж о беженцах в Боснии превратился в международную агитку о сербских лагерях смерти. Итог - разрушение Югославии международными силами при полной поддержке международной общественности. В условиях информационной войны нужно "высокоточное", "высокотехнологичное", наукоёмкое оружие для самообороны. Американцы штампуют ленты со своими бравыми десантниками, главная идея которых - войска США готовы "отстоять демократию" в любой точке земного шара. Англичане тиражируют фильмы БиБиСи о животных (и не только), где очень мягко, ненавязчиво внушается, что наука в странах Содружества - самая передовая, экология - самая чистая, законы - самые гуманные, а ВВС - самые быстрые. Китайцы внушают через "важнейшее из искусств", что китайская история - самая древняя, китайский дух - самый высокий, а Кун-фу - вершина человеческого мастерства. Японцы ... Ну кто не знает японцев? А ведь наша осведомлённость о них имеет весьма короткую историю - всего сто с лишним лет. Кто ещё? Индия? Пожалуй и всё. Остальные народы потихоньку стекают в коктейль под названием "общечеловеческие ценности". Возможно, арабский терроризм - это тщетная попытка не стечь в это болото. Но здесь нет особого научного подхода.
  В Советском Союзе интенсивно занимались пропагандой "советского образа жизни" несколько институтов. Но - во вне. Внутри считалось достаточно Научного Коммунизма. Когда коммунистическая идеология рухнула, с ней рухнула и система научных школ, обеспечивавших и тыл, и фронт государственного патриотизма. Кто занимался созданием с нуля подобных институтов для новой России?
  Четвёртая причина - старая национальная политика. Известно, что Советский Союз распался во многом по национальному признаку. Там где сложились народы со своими институтами культуры стала возможна их государственность. Толерантность сыграла с СССР ту же злую шутку, что и с Российской Империей. Если Польша имела государственную историю, то Финляндия обрела государственность только после существования в России на правах Княжества. Чтобы стать полноценным государством одного желания мало. Нужны государственные институты. А для национального государства нужны центры национализма. Например, свой национальный университет, институт истории народа, институт национального языка. Всё это получили многие народы как в составе Российской Империи, так и в составе СССР. Вот задавили Японцы всех Айну и не имеют проблем с "самоопределением" Хоккайдо. Сегодня у нас в России больше институтов, защищающих отдельные народные культуры, чем защищающих национальную российскую культуру в целом. Всё держится на гигантской массе "носителей языка", школах, преподающих на русском языке, государственной документации. Но всё это может незаметно расползтись по "не русским" школам. И их выпускники будут также "хорошо" понимать русский, как в советских школах - английский.
  Пятая причина - страх политиков. После распада СССР, после Чеченских войн многие просто боятся даже говорить о национальной и патриотической политике. Их понять можно. Опыта нет, знаний нет, инструкций нет. Это Джугашвили на опыте своего родного Кавказа знал "что и как". Однако, Дикая дивизия в Первую Германскую воевала на стороне Белого царя. А вот их потомки предпочли сторону Германии. С чего бы?
  
  То, что Россия в течении столетий росла, а не распалась как империя Александра Македонского, доказывает, что у нас были удачные национально-патриотические программы. Но с девятнадцатого века начался спад, а затем и откат. Значит, необходимо изучить как успешный, так и печальный опыт. Сделать выводы. Построить теоретически, а затем и практически национально-патриотическую доктрину, которая сможет определить дальнейшее развитие России, русской нации, её выживание в современном и будущем мире как независимого государства. Независимого культурно, экономически и территориально.
  
  
  Примечания:
  
  
  Нация (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции.
  ( ru.wikipedia.org/wiki/Нация )
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"