Сабитова Ирина Владимировна : другие произведения.

Дом, где живет Солнце

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Путешествия: Ростов Великий
   Дом, где живет Солнце
   В Ростов Великий, до которого от Москвы часа три на скоростной электричке, обычно едут, чтобы попасть в музей-заповедник "Ростовский кремль". И, конечно же, отдохнуть. Ведь эти земли, связанные с именами многих знаменитых людей, среди которых и почитаемый на Руси святой - Сергий Радонежский, считаются благодатными. Многие утверждают, что и дышится здесь вольней, и сердце наполняется радостью. Да и квас местный очень вкусен.
   Под стенами древнего Кремля, где купола древних храмов смотрятся в озеро Неро, расположился творческий центр "Хорс". Сегодня его знают в разных уголках мира. Он живет в славном сотрудничестве с многочисленными музеями России и зарубежья. А содружество с государственным музеем - заповедником "Ростовский кремль" породило ежегодные "Творческие дни эмали в Ростове Великом", ставшие событием мирового значения. И вот уже более десяти лет на Международный симпозиум по проблемам эмали в "Хорс" съезжаются специалисты со всего света.
   Мастера, чей опыт богат и интересен, поработав в мастерских, оставляют на память одну из своих работ. Среди них и эмали Евы Мазукко из Австрии, излучающие радость и передающие в красках всю полноту радужности жизни, и произведения из "петушиных" серий Игидиус Голоба с их юмором и задором. Однако не только в магии художественных работ кроется секрет притягательности "Хорса". Его любят за чудесную атмосферу, погружающую человека в состояние душевного комфорта.
   Михаил Селищев - владелец и создатель этого уникального культурного комплекса, родился в 1962г. в г. Ливны Орловской области. Он - сын директора художественной школы, с пеленок погрузился в мир искусства. И как логичное продолжение этого биографического факта стала учеба в художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, затем в Московском художественном училище памяти 1905 года и, наконец, в Московском Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Осваивая традиционные техники, художник терпеливо искал свое. То, что позволит вложить в творчество не только знания и мастерство, но и душу. Были попытки связать себя и с театром, и монументально-декоративным искусством.
   М. Селищев: "После института многие попытались остаться в Москве, а я уехал на Дальний Восток. Там был какой-то особый простор и большая энергия. Залезешь на сопку, и перед тобой открывается пространство на пятьдесят километров: сопки, вулканы, Амур.... Все это позволяло мыслить в иных масштабах".
   Однажды с другом художником Михаил приехал в Ростов - купить эмалевые краски, порисовать архитектуру и увидел на столбе объявление о продаже старого дома. Тем летним вечером родилась его мечта о своей мастерской, куда приезжали бы художники со всего мира - на фестивали, выставки, для творчества. С этого, казалось бы, случайного эпизода начался новый этап его жизни.
   М. Селищев: "Когда в 1992 г. я приехал в Ростов жить, то ни с кем знаком не был. Первое время и спал и работал на одном и том же столе - кровати не было. Была единственная комната, посередине которой стоял деревообрабатывающий станок. Там же я установил печку для обжига. В начале 90-х в Ростове было голодно: в центре города был всего один продовольственный магазин, в котором стояли длинные очереди за молоком. Сахар и крупа отпускались по талонам, которых у меня не было. Приходилось ездить в Ярославль и Москву, чтобы добыть продукты. Все мои накопленные за предыдущие годы сбережения обесценились из-за инфляции. Родители, жившие тогда в Киеве, перестали присылать деньги из-за введения там купонов. Все попытки найти заказ в Ростове и Москве заканчивались неудачей. Было трудно. Но друзья помогали, кто чем мог. Именно тогда, зимой 1992 года, собравшись всей семьей, решили открыть частную фирму. Еле собрали 2 тысячи рублей на уставной капитал, чтобы зарегистрироваться, взяли в аренду помещение".
   Деревянный дом предстояло капитально отремонтировать: заменить фундамент и прогнившие балки, убрать множество перегородок. Фактический износ дома составлял 75 процентов. Новую обитель на семейном совете решили назвать "Хорсом". Ведь Хорс - это славянский бог Солнца, щедро дарящий свою животворящую энергию всем живущим. А Селищевы очень хотели, чтобы всем, побывавшим у них, было немножко теплее на душе, чтобы дом служил идеям света, объединял людей. "Для меня здесь важнее всего то душевное состояние, когда человек открывается, раскрепощается, отдыхает. И независимо от того, сколько сюда придет людей и кто именно, задача всегда одна - провести время так, чтобы всем было хорошо", - поделился со мной Михаил Селищев.
   Поселилась в Ростове и мать художника - Наталия Федоровна Селищева, оставившая ради мечты сына комфортный дом в Киеве и профессию юриста. Мама, по словам Михаила, стала его ангелом-хранителем. Благодаря ее фанатической вере в задуманное удалось выиграть многолетние сражения с чиновниками, найти выходы из безденежья. Она принимает гостей, помогает делать ремонт и благоустраивать территорию. Умеет проводить экскурсии и открывать международные симпозиумы, и главное - сохранять необычную ауру этого дома, где делалось все своими руками с большой любовью. Полноправный участник всех хорсовских мероприятий и пес Волчок, который как-то прибился к этому дому. И когда выступающий на симпозиуме забывает о времени, он по собственной инициативе выходит на сцену и выразительно смотрит на нарушителя регламента. Если оратор не замечает его деликатного намека, пес подает голос и смех в зале ставит точку в затянувшемся докладе.
   Творческий Центр, имеющий статус художественной галереи и домашнего частного музея, -бесплатный для посетителей, стал продолжением чудесных традиций, заложенных в Х?Х столетии в Абрамцево и Мураново, Поленово и Талашкино, где могли собираться, жить и работать сроднившиеся с искусством. Сначала хотели открыть только выставочный зал и мастерские - эмальерную и витражную. Создание же музейного комплекса началось совершенно неожиданно - с простого лаптя, что откопали, когда прокладывали в дом водопровод. Выбросить было жалко, ведь и это - история. А потом выяснилось, что лапоть-то не простой: фасон одиннадцатого века и в земле пролежал этот "экспонат" целых 250 лет. Из найденных при благоустройстве территории вещей образовалась первая крошечная экспозиция. А потом местные жители стали дарить посуду и одежду, самовары, утюги и другие предметы ушедшего в прошлое быта, и в маленькой светёлке был воссоздан интерьер конца 19 века.
   "Народ в Ростове и округе интересный: если у них что-нибудь попросишь, никогда не отдадут. А если придут, посмотрят, понравится, то все сами принесут". Так появились коллекции прялок и колокольчиков, сундуков и коробов, которые можно потрогать и погладить. В старинном деревянном доме эти вещи живут и дышат, перекликаясь с творениями художников. И небольшой выставочный зал превратился еще и в домашний музей, созданный всем миром.
   Как-то заглянула в музей рок - группа Scorpions.
   - Ну, и как прошла встреча с ней? - допытываются обычно у Михаила дотошные журналисты.
   - Да никак...Я узнал об их визите, когда сидел на крыше старой будки и цеплял ее к крану, который с трудом удалось раздобыть на короткое время, чтобы расчистить побережье озера от уже не действующих дешевых ларьков с пивом, обезображивающих пейзаж.
   Но знаменитые певцы и без хозяина почувствовали себя как дома и, увидев балалайку, устроили импровизированный концерт - на радость себе и всем присутствующим.
  
   М. Гауэр - бывшая жительница Ростова, приехав в очередной раз летом в свой ростовский дом, решила "пристроить" старинные санки, хранившиеся много лет в сарае - пока крепкие. "И вдруг сжалось сердце - так стало жалко. С кем же я поговорю в очередной приезд? Это стало привычкой здороваться с домом и его немыми обитателями. Друзья в Ростове посоветовали обратиться в музей, что у озера. Любопытство - двигатель ума и ног: пошла в музей, договорилась с хозяином. Так я рассталась со своими любимыми санками - как будто рассталась с добрым другом. И некому теперь сказать как в сказке про Емелю: Эх, сани, езжайте сами!
   В очередной приезд в Ростов стало любопытно - куда же хозяин пристроил мои сани. И вот я снова у музея. Посмотрела на дом и удивилась: мои сани въехали на стену дома и ловко там устроились с другими санями, корытом, колесом. Засмеялась: Здравствуйте, сани! Вбежали на стену сами?! Никогда бы не догадалась пристроить их на такое место. Вот и музей стал мне чуточку родней - с моими санками на стене".
   Рядом с домом - выставочная площадка под открытым небом, где на зеленой траве беспечно улегся скульптурный мальчик. Есть здесь и гостевые комнаты, и Приют для художников, куда приезжают безденежные российские таланты. Деятельность Дома творчества "Хорс" носит некоммерческий характер, а необходимые средства для его содержания собираются на основе добровольных пожертвований гостей. "Все мы стремимся в своей жизни к ясности, цельности, и не стоит идти судьбе наперекор. Надо чувствовать людей, мир и стараться жить по этой религии. И, наверное, не стоит превращать свою жизнь в то, что можно измерить только с коммерческой, рациональной точки зрения", - считает М. Селищев.
   Сам Михаил Селищев, для творческого метода которого главным являются эксперимент и импровизация, работает с большими тематическими циклами, названия которых очаровывают - "Дерева", "Дорожные амулеты", "Мелодии гор", "Полет воздушного змея", находя и осваивая новые методы в эмальерной технике, сочетая, казалось бы, несочетаемое - эмаль с пенопластом, с ракушками и песком. Для него стало привычным и соединение и таких материалов, как эмаль и глина, ткань, свеча и веревка. Но самым излюбленным неизменно является союз эмали с деревом. Потому что дерево, по его убеждению, - философский материал, который близок человеку. Теплый, живой, красивый.
   Художник часто идет к своим произведениям на интуитивном уровне, по-разному раскрывая знакомые образы. Из увлечения литературой родилась серия "Бесы" - как продолжение темы, над которой работали гениальные Ф. М. Достоевский и М.А. Врубель. Его волнует и связь времен, которая красной нитью проходит через все его творчество. "Время - это то, с чем мы живем, но никто никогда его не видел, не слышал, не держал в руках. Неумолимое, необратимое время. Течение его то тихое и плавное, то бурное и быстрое. Меняется время - меняются эпоха, люди, цели. Путешествие во времени - игра с пространством, идеалами, представлениями - путешествие внутрь себя, в свое прошлое и будущее", - говорит художник о своей выставке "Череда времени".
   Цикл работ "Дети Солнца" появился после встречи с искусством инков в Перу. Впечатления от этой поездки пересеклись с тем, что изначально живет в нас - что было когда-то частью мифов, пришло в нашу жизнь вместе со сказками детства, а потом органично влилось в повседневность. В произведениях, выполненных в смешанной технике, слышны мотивы, напоминающие нам о таинственных цивилизациях, и вневременные размышления о смысле жизни человека на земле. Ведь "в многообразии Вселенной, в котором находят себе место звери и насекомые, птички и змеи, живут и люди. И все мы - Дети Солнца. Все питаются от этой прекрасной звезды, находя в ней источник тепла и света, энергии и вдохновения", - утверждает автор цикла, призывая жить в единении с миром, ощущая себя частицей Вселенной.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"