Садохин Всеволод Борисович : другие произведения.

Обмани дьявола, покинь эти стены

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ты хочешь увидеть, как тонут в песке города, а как море слизывает водами цунами цивилизацию? Ты хочешь узнать, как тёмная бездна поглощает галактики и звёздную россыпь? Ты хочешь быть свидетелем тому, как ясные глаза Бесконечности спят чернотой ночи и как её разум вспыхивает бриллиантами миров. Я тебе всё это дам, пойдём со мной...

 []
  Обмани Дьявола, покинь эти стены...
  
  Ты хочешь увидеть, как тонут в песке города, а как море слизывает водами цунами цивилизацию? Ты хочешь узнать, как тёмная бездна поглощает галактики и звёздную россыпь? Ты хочешь быть свидетелем тому, как ясные глаза Бесконечности спят чернотой ночи и как её разум вспыхивает бриллиантами миров. Я тебе всё это дам, пойдём со мной...
  Я шагну в темноту, и ветер начнёт трепать мои волосы. Я брошу клич, и лучи света спустятся с небес и проложат дорогу в страну тайн. Я захочу, и разум откроет новую эру. Я вдохну воздух и почувствую запах Бесконечности. Я сверну с дороги, но останусь на пути. Если ты посмеешь посмотреть мне в глаза, то я разбужу там спящий вулкан. Пойдём со мной, если это Твой Выбор.
  
  Монах вскочил со своего ложа в маленькой келье и перекрестился. Настоятель предупреждал, что лукавый может обещать чудеса и власть. Он будет пророчить великое будущее и обеспеченное настоящее, но заберёт Душу, как только ты возжелаешь обещанного. "О, Дьявол, изыди,- повторял он, истово крестясь,- Покинь мою богопослушную Душу, не искушай! Забери с собой одеяния славы и власти. Не твори речей взывающих к тёмной стороне моей. Я лишь слуга Господа своего".
  
  После этого сна прошло пару дней, и Антонио затосковал. Он и сам не мог понять отчего. Он жил праведно, постоянно творил молитву. Внимал тому, что говорит настоятель и что написано в святых писаниях, но... Тоска пришла незаметной тропою, нащупав, его слабое место, когда он меньше всего её ждал. Он наблюдал за восходами и закатами солнца. Он подставлял лицо прохладному утреннему бризу. Он мочил ладони ночною росой. Он чувствовал, как всё это будоражит его, зовёт куда-то за пределы молитвы. Он чувствовал, что не стены монастыря, а что-то изнутри начинает быть тесным для него. Он смотрел на других монахов и даже делился с ними своими чувствами. Большинство говорило, что он сбился с пути, ибо Господь ведёт паству в царство блаженства на небесах и всё, что происходит здесь, приходящее. И что ему просто надо чаще и искреннее молиться. Были и те, кто молчали и отворачивались от него, словно он нёс смуту. Так он остался один в этих стенах. Те, кого он считал своими соратниками, ничем не могли ему помочь или открестились от него. Те, кто твердили про добро и любовь, как только он перестал соответствовать их ожиданиям, тут же стали холодными. Шли дни, шли дожди, только тоска никуда не шла. Она оставалась с ним.
   В один из дней, когда монастырь открывал ворота для прихожан, Антонио работал в саду, обрезая подсыхающие ветви на плодовых деревьях и рыхля землю на клумбах с цветами. Сад был на редкость красив, и посетители часто бродили по его дорожкам, берегущим спокойствие и прохладу. У Антонио был там свой любимый уголок, куда он часто приходил. Это была беседка, оплетенная вьющимися розами. Аромат цветов приносил яркое ощущение наполненности тонкой сущностью, а их вид просто никого не мог оставить равнодушным. Здесь-то в этот день он и столкнулся с посетителем, который, судя по всему, наслаждался разноцветным узором из роз и их изысканным благоуханием. У человека было очень доброжелательное лицо и монаху захотелось поговорить с ним. Антонио поздоровался. Так завязалась беседа. Монах спросил, бывал ли тот здесь раньше и нравится ли ему здесь.
  Незнакомец сказал, что в этом монастыре он в первый раз, хотя до этого много в каких бывал, и даже есть такие, которые он посещает регулярно. Потом он добавил, что в мире вообще много всего прекрасного. Он пояснил, что это особенно хорошо заметно, если не погружаться с головой в свои проблемы. Причем вне зависимости от того находишься ли ты в миру или в монастыре. А это место действительно великолепно. Это заметит любой.
  Антонио, видя заинтересованность незнакомца в разговоре и чувствуя лёгкий намёк на определенные обстоятельства, спросил о том, что его волновало: А какие проблемы могут быть в монастыре?
  - Ну, например, найти Бога или... - ответил тот, как бы задумавшись,- Или спастись от Дьявола, - закончил тот и пронзительно посмотрел на монаха.
  Этот взгляд вызвал у Антонио сильный прилив тоски. Помолчав минуту, он решил представиться: "Меня зовут Антонио. Я уже десять лет несу службу в этой обители". Незнакомец, глядя собеседнику в глаза, сказал: " Я - Летописец. Это моё настоящее имя. Я ничего не несу, но что-то ходит со мной". Антонио показалось в этот момент, что у Летописца во взгляде сверкнуло что-то то, что было сродни его тоске, только вовсе не грустное.
  "Скажи, а какие летописи ты пишешь? Расскажи мне про это", - спросил Антонио.
  "Я пишу про свободу, про дороги, про любовь и про тех, кто ищет это и про тех, кто уже нашёл. И про многое, многое другое", - ответил Летописец.
  "А про Бога и Дьявола ты что-нибудь написал?",- поинтересовался Антонио
  "И про это тоже. Это очень старые истории. Настолько старые, что почти не осталось тех, кто пил бы из их истока",- сказал Летописец
  "Что было в их начале? Ты можешь мне это сказать?" - продолжил Антонио.
  "Я могу... А сможешь ли ты выслушать?"- ответил Летописец, улыбнувшись при этом.
  "Когда-то Вечность, что было ещё до того, как человек создал образ Бога, поспорила сама с собой. Предметом спора было то, что смогут ли её создания разгадать загадки, которые она загадает сама себе. Она решила поставить человека перед выбором дуальности, чтобы тот не заметил сути самой загадки. Это были первые и последние ворота, за которыми раскинулись нетронутые просторы. Тогда кто-то стал стремиться к материальному, а кто-то к духовному. Кто-то к Богу, а потом кто-то и к Дьяволу. Ты спросишь, зачем возникла эта дуальность? Впереди идущий сказал, что для того, чтобы индивидуальность смогла освободиться и выйти на простор, ей нужно отречься от окончательности происходящего с ней. Индивидуальности для этого нужно признать возможность существования всего, чего бы то ни было, хотя бы даже и самого Дьявола, как воплощения Зла, хаоса и противодействия. Такова и была изначальная идея. Если ты можешь принять Дьявола, и это тебя не испугает, то ты сможешь в состоянии покоя пройти через всё что угодно на этом бесконечном пути. И тогда ты сможешь увидеть весь мир, который находится за пределами соображений о том, каким должно быть надлежащее существование.
  Постепенно человечество увлеклось образами слишком сильно. Изначальная идея переросла в принятие Дьявола как движущей силы противоположной Богу и продажа ему Души за какие-либо блага обрела существование сначала в метафорической форме.
  Потом у человечества разыгрался аппетит на приключения и поклонение. Оно стало жаждать покровительства, и Дьявол обрёл другую ипостась. Он стал настолько осязаем и так навевал страх, что у него появился свой престол и своё царство тьмы. Он даже стал вербовать агентов и забирать туда Души. Многие пропали на этом пути", - рассказал Летописец.
  "Летописец, если всё так просто, почему твоя Вечность не помогла людям сойти с этой дороги? Что же сказала она?" - спросил Антонио
  "Она сказала, что это Дьявол всех загнал на эту дорогу... но люди сами короновали его быть своим погонщиком. Дьявол был просто любезен и им не отказал, как настоящий джентльмен",- Летописец улыбнулся.
  "И что? Что же делала она?" - Антонио
  "Она просто смеялась, ведь теперь только ими же возведённый на престол Бог мог помочь выйти из этой ловушки. Он их и ведёт оттуда. Он не мог отказать, ведь и этого настоящего джентльмена тоже пригласили на сцену",- прибавил Летописец
   Летописец остановил Антонио, собиравшегося что-то сказать, движением руки: "Время нашей встречи вышло. Не пытайся истощить ум над разгадкой тех событий. Просто ходи по росе, встречай рассвет и зови ответ душою". Летописец улыбнулся и быстро направился к выходу из монастыря.
   После этой встречи, что-то как будто отпустило Антонио. Глаза его стали светлее, тоска приобрела лёгкие и радостные нотки. День теперь проходил быстро, но оставлял впечатление, что был гораздо длиннее своих часов. Прошло полгода и вот однажды Антонио, подойдя к двери своей кельи, понял, что что-то остановило его и заставляет посмотреть в замочную скважину. Он не мог поверить: в келье за столом сидел Дьявол. Князь Тьмы, очевидно, поджидал его. Монах не мог видеть его лица, но слышал его леденящее дыхание и осязал его цепенящую власть. Антонио содрогнулся. Если Дьявол смог проникнуть в центр святой обители то, что же оставалось делать ему смиренному монаху? Как мог бы он изгнать непрошенного гостя из своего дома? Надо было бежать за советом к отцу настоятелю. Он - владыка, он сможет что-нибудь предпринять. Антонио на цыпочках стал пятиться назад, не сводя взгляда с двери, и когда отошёл достаточно далеко, развернулся и бросился со всех ног бежать по коридору.
   Настоятель выслушал запыхавшегося монаха. Он чувствовал, как тот возбуждён и напуган, и не усомнился, что монах в своей келье и в правду что-то видел. "Дьявол.. он здесь. Он сидит в моей келье за столом и поджидает меня. Владыка, прости, может быть, я был не достаточно праведен, что привлёк нечистую силу. О, прости меня. Прости за всё и благослови". Настоятель видел, что действительно происходило что-то необычное, но был уверен, что порок не мог проникнуть на территорию этого монастыря, ибо даже Великие Святые прошлого возвращались в нетелесном сюда облике и держали речи перед монахами в иные дни. Настоятель был уверен в своей силе и немедленно отправился с Антонио в его келью. Когда дверь в келью распахнулась, то там никого не было. Монах был ошарашен, растерянно осматривал стол, табурет и стены и не мог вымолвить ни слова. Настоятель не знал, что сказать, поэтому успокоил монаха тем, что время от времени могут происходить события, которые мы не всегда в силах понять и все, несомненно, будет хорошо. Так они прошли по коридорам до трапезной. Антонио уже изрядно успокоившись, развернулся и пошёл к себе келью. За шаг до двери его охватил ужас. Он не мог себе этого представить за мгновение до этого, но в замочную скважину он снова увидел гостя. Губы шептали молитву, ум и память не работали. Так на подкашивающихся ногах он бежал куда-то по коридорам, пока не натолкнулся на настоятеля. Тот взял его за руку и спросил в чем дело. Антонио невразумительно бормотал, что в его келье опять Дьявол. Настоятель уже с более скептичным настроем решил всё же проверить в чём дело и решительно зашагал к келье Антонио. Когда дверь распахнулась, там никого не было. Настоятель повёл глазами вокруг, и ему почудилось, что в комнате было какое-то движение. "Наверное, ветер гуляет по закоулкам...",- подумал он.
  
  Антонио в смутном настроении долго занимался монастырскими делами, отстоял службу, затем просто бродил по окрестностям, несмотря на поздний час и, наконец собравшись с духом, отправился в келью. Далеко в коридоре мерцала лампада. Она бросала тусклый неровный свет и Антонио, долго переминаясь с ноги на ногу, смотрел на замочную скважину. Ему казалось, что там свет чуть ярче, чем в коридоре. Из этого беспокойный ум сделал вывод, что в его келье горит свет, хотя зажечь его было некому. Тут его прошиб пот, потому что сзади ему на плечо легла рука. Антонио не смел обернуться и повиновался её движению, которое толкнуло его раскрыть дверь. Второй шок вызвал состояние подобное параличу. За столом на табурете спиной к двери действительно сидел Гость.
  
  После вечерней службы настоятель отправился к себе в келью, чтобы предаться спокойному сну. Сегодня он заснул как никогда быстро. Он шёл по брусчатому лабиринту. Арка каменного мешка смыкалась в дюйме над головой. Там не было ни светло, ни темно, но, несмотря на это, гладкие полированные выступы даже блестели. Он долго шёл по этому коридору и понял, что может идти всю жизнь, но так никуда и не придёт или ... Настоятель решил проснуться, но не смог. Каменный туннель уводил всё дальше и дальше. Казалось, что его келья в монастыре по превратности судьбы оказалась маленьким участком туннеля, случайно захваченным туда не известно по чьей воле. Одно обстоятельство было предельно ясным: даже если он и решит вернуться обратно, то пройдёт через неё, возможно даже не заметив, что это и есть келья. Настоятель начал сомневаться, что она вообще где-то существует. С большой вероятностью реальность каменной норы была тем, что подчинило себе всё остальное, оставив его с собой наедине. Наступало отрезвление. Всё что здесь происходило, было далеко за пределами его воли. Похоже, пора было просить Бога о том, чтобы Он помог выйти из этой монументальной ловушки. Отец настоятель продолжал идти и попутно молился. Он шёл уже слишком долго и почти столько же молился. Он шёл и молился. Он шёл и молился истовее. С каждым шагом сделанным по дорожке из полированной брусчатки он отдалялся от надежды, и шёл бы он вперёд или возвращался обратно, не имело ни малейшего значения. Он шёл и взывал к Небу и Богу, пока его неистовая молитва не прорвалась за пределы каменного мешка и тот, к кому он взывал, не расколол лабиринт именно там, где ступила нога настоятеля. Настоятель потерял на момент связность происходящего. Потом он оказался стоящим за спиной Антонио, который трясся у двери в свою келью, не решаясь войти. Настоятель хотел, было тихо уйти, решив, что этот урок - для Антонио, но вдруг ему померещилось, что туннель снова смыкается над ним. Тогда он решил, что он должен утешить Антонио, но вдруг увидел, как лабиринт смыкается вокруг него вместе с Антонио. Выбора не оставалось. Отец настоятель положил руку на плечо Антонио и толкнул его открыть дверь. Они вместе вошли в келью. Там за столом сидел Князь Тьмы. Он сидел спиною к двери и молчал, покачивая ногой.
  - Почему ты молчишь? - спросил Настоятель
  - Мы ждём четвёртого, - ответил Дьявол
  - Долго ждать? - уточнил Настоятель
  - Пока не придёт...- равнодушно качнул головой Дьявол
  
  Они ждали недолго, скоро скрипнула дверь. Настоятель и Антонио обернулись, Дьявол даже не шелохнулся. Человек отбросил с лица капюшон движением руки назад и достал из рукава свиток. Антонио сдавленно прошептал: "Летописец..." "Кто?"- пробормотал отец - настоятель.
  Человеку явно не надо было никого из присутствовавших представлять. "Мир Вам, уважаемые Дьявол, Настоятель и Антонио", - поздоровался вошедший.
  "Сегодня мы собрались по особому поводу. Вернее всех нас согнал в это место он", - сказал Летописец указывая на Дьявола. "Но согнал не своей силою, а нашими же собственными страхами и неуверенностью", - продолжил Летописец.
  "Летописец, если всё так просто, почему твоя Вечность, про которую ты мне тогда рассказывал, не помогла нам сойти с этой дороги? Что же сказала она, когда мы приближались к этому перекрёстку?" - спросил Антонио
  "Ты снова задал мне тот же самый вопрос. Ты ошибся адресом: я - посредник, теперь на него ответит Автор", - ответил Летописец.
  Он потянул за край свитка с большим усилием. Казалось, что он отрывал неимоверно клейкую массу от другой такой же. Свиток стал разворачиваться. Буквы, словно чёрная пыль, слетали с его поверхности и начинали кружиться в танце, вовлекая в келье всё до последнего предмета в свою круговерть. Стало непроглядно темно, лампада горела, но света не отбрасывала. Даже стены кельи почувствовали, что надвигается шторм. Настоятель перекрестился, монах охнул, Дьявол воздел руки к Небу, Летописец просто продолжал удерживать свиток развернутым. Скоро всё исчезло, остался только танец на волнах, в котором они вчетвером кружились посреди не известно чего.
  
  Антонио, Настоятель и Летописец смотрели сон Дьявола, который стал реальностью.
  Как золотые монеты подбирались слова в историю. Как резец по драгоценной оправе вырезало перо рассказ об этом на бумаге. Один праведник обратился к Богу с вопросом о том, что такое жизнь и как нужно жить. Но ответа он не получил. Он снова обратился к Господу, и Господь отвечал верующему,- "Ты меня спросишь, как нужно жить, и что же жизнь есть такое. Я тебе отвечу, но если ты меня не услышишь, то знай, это потому что в этом есть больше, чем могут донести слова. Когда ты меня не услышишь, не отчаивайся, просто раскройся и тогда ответ обязательно придет к тебе. Ты узнаешь, что Небо - единственный путь по Земле. И никто не сможет тебе его преградить ни Бог, ни Дьявол".
  
  Они сделали оборот в сумасшедшем танце и теперь уже Дьявол, Настоятель и Антонио смотрели сон Летописца, в котором от сна ничего не осталось.
  Променять - это и есть Дьявол. Покинь беглые души. Я всё тебе дам так... Дьявол - это я молодая. Из озорства я послала его к Вам в умы. Теперь же он Ваше создание. Дьявол искусит каждого тем, что тому больше подходит. Кого-то он искусит верой и праведностью, также как другого грехом и пороком. Он закроет от Вас Бога прямо сейчас. Ничего не бойся - ни себя, ни мира: твое желание - это Дьявол в следующем тайме, а глупость - это Дьявол прямо сейчас.
  
  Карусель описала ещё один круг. Дьявол, Антонио и Летописец смотрели сон Настоятеля, который был больше чем реальность.
  Тот шёл по брусчатому лабиринту. Арка каменного мешка смыкалась в дюйме над головой. Там не было ни светло, ни темно, но, несмотря на это, гладкие полированные выступы даже блестели. Настоятель долго шёл по этому коридору и понял, что может идти всю жизнь, но так никуда и не придёт. Он хотел проснуться, но не смог. Каменный туннель уводил всё дальше и дальше. Казалось, что его келья в монастыре по превратности судьбы оказалась маленьким участком туннеля, случайно захваченным туда, может быть по воле Дьявола или, что хуже самого Бога. Стало ясно как день, что даже если он и решит вернуться обратно, то пройдёт через свою келью, возможно даже не заметив, что это она. И вообще настоятель сомневался, что здесь есть хоть что-нибудь отличное от этой внезапной тюрьмы. Наступало отрезвление. Всё что здесь происходило, было далеко за пределами его воли. Пора было просить Бога о том, чтобы Он помог выбраться из этой инфернальной ловушки. Отец настоятель продолжал идти и попутно молился. Он шёл уже слишком долго и почти столько же молился. Он шёл и молился. Он шёл и молился громче и истовее. Он шёл и взывал к Небу и Богу, пока его неистовая молитва не прорвалась за пределы каменного мешка. Тот, к кому он взывал, расколол лабиринт именно там, где ступила его нога.
  
  Тот, к кому он взывал, расколол лабиринт сном, которым Небо поит каждого достойного и умывает непреклонных Духом во время утреннего бдения и вечерней молитвы. Хоровод сделал ещё один оборот и теперь уже Дьявол, Настоятель и Летописец смотрели сон Антонио, который понимал, что теперь это происходит в реальности.
  Ты хочешь увидеть, как тонут в песке города? А как море слизывает водами цунами цивилизации? Ты хочешь узнать, как тёмная бездна поглощает галактики и звёздную россыпь? Ты хочешь быть свидетелем тому, как ясные глаза Бесконечности спят чернотой ночи и как её разум вспыхивает бриллиантами миров? Сможешь ли ты без меня шагнуть туда? Если сможешь, тогда я с тобой.
  
  В этот момент что-то переключило их внимание и то, что и так казалось далеко за рамками возможного, превратилось в двойную мистерию. Вечность говорила с каждым из них индивидуально, но каждый одновременно слышал её речь и к себе и к другим. Всё это слилось в единый поток.
  Это твоя встреча. Ты достаточно долго играл в прятки.
  Это я позвала и его и тебя и всех вас. Вы пришли сюда каждый для того, чтобы освободиться.
  Ты пришёл сюда, чтобы обмануть Дьявола. Тебе больше не надо этого делать.
  Дьявол пришёл ко мне, чтобы стать счастливым. Он узнает ответ.
  Настоятель - потому что это его момент истины. Он взмолился, и я расторгаю его брак с обреченностью.
  Летописец, ты потому что у тебя нет выбора. Ты свободен быть по своей воле, но повинуешься долгу. Ты из тех, кто даже если и свернёт с дороги, то всё равно останется на пути.
  Вы все здесь, потому что Господь кроит Души из бессмертия. Вы пришли за этим.
  Ты Антонио, укрылся в монастыре, чтобы сбежать от Дьявола. Но он нашёл тебя в твоей келье.
  Ты Настоятель, шёл к Богу, но заученные истины привели тебя в лабиринт.
  Ты Дьявол, не ведал что творишь, тебя привёл сюда Летописец.
  Летописцу легче всего, им движет долг его Бессмертной души.
  Я шагну в темноту, и ветер начнёт трепать мои волосы. Я брошу клич, и лучи света спустятся с небес и проложат дорогу в страну тайн. Я захочу, и разум откроет новую эру. Я вдохну воздух и почувствую запах Бесконечности. Я сверну с дороги, но останусь на пути. Если ты посмеешь посмотреть мне в глаза, то я разбужу там спящий вулкан. Пойдём со мной... Так я однажды сказала Летописцу, а он улыбнулся в ответ. Всё началось в тот момент. Теперь он счастлив, как счастлив любой, кто видит, что Душа бессмертна.
  Пусть ты тоже станешь счастлив, Дьявол. Знай, что и тебе я подарила Бессмертную душу.
  Антонио, Настоятель, перестаньте опасаться, счастливый Дьявол никому не причинит вреда.
  Так написал Автор. А ты, Летописец, закрой свиток. Только делай это медленно, чтобы события не покинули Вашу память раньше, чем Вы вернётесь в обитель.
  
  Кому-то набожному бы померещилось, что стая чёрного воронья, свернувшись в клубок, ныряла с неба на крыши домов, но это были просто буквы, собиравшиеся в безудержном танце обратно на полотно свитка. Кому-то суеверному показалось бы, что это черная кошка пересекает пространство его жизни, но это был просто глоток тёмной бездны, поселившийся рядом с людьми. Тот, кто постоянно боится, испугался бы тогда до смерти. Только тот, кто постоянно пьян, так бы ничего и не понял.
  
  "Брат Антонио", - охранник на воротах обители стоял с разинутым ртом: "Ты уходишь и больше никогда сюда не вернёшься?"
  "Может быть, и вернусь, но только в гости",- ответил Антонио.
  "Вот так ты историю выдумал! Ты просто решил уйти грешить в мир и пытаешься себя оправдать красивой сказкой", - отреагировал охранник, когда, наконец, пришёл в себя от рассказа монаха.
  "Ты думаешь, это можно придумать? Нет, чтобы так говорить, это всё нужно было пережить",- сказал на прощание Антонио и зашагал по дороге, удаляясь из монастыря... Он на секунду замедлил шаги и подумал про себя: "Это и есть Мой Выбор - пусть Её разум засверкает во мне бриллиантами новых миров".
   Может быть, перед кем-то из нас встанет вопрос, в чьих ботинках он сейчас пребывает: охранника или того, кто отправился в путь? Если мы имеем хотя бы минуту, чтобы задуматься о чём-то таком, что имеет налёт таинственности и вкус мистики, и хотя бы секунду, чтобы почувствовать себя участником магических событий, то невольно спросим себя: Чья рука придаёт нам движенье? Кто Автор этого пути и того, что о нём написано?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"