Сфинкский : другие произведения.

Философское решение невротизма и проблемы неприемлимости старости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



Я далеко не всегда жил в гармонии с собой и до сих пор не свыкся с мыслью о неизбежности старости. Причина - я не знаю что это такое. То есть я видел, я слышал... Понятно - существуют многообразные виды ощущений: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, ощущения равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Являясь формой отражения свойства "чего-то" в нашем сознании, ощущения дают материал для еще более сложных форм отражения: для восприятия, представления, для различных форм мысли. Но! Но, органы этих ощущений расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов, из-за чего человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и познать свойства вещей и явлений, которые существуют между частями тела или в некодирующей ДНК, которая не кодирует последовательности белков, например. И это то при том, что по оценке основанной на методах сравнительной геномики доля биологически значимой части нашего генома находится в диапазоне между 8 и 15 %! Какая-то, блять, тёмная материя! А я из-за нее, может быть и не могу свыкнуться с мыслью о неизбежности старости. И это невротизм. Как же быть?

А может и не надо... того... свыкаться. На хуя? Может это естественно - не свыкаться до наступления старости, и нужно это принимать.

Нет. Пряча раны, боль становится сильнее. Мне кажется в этом случае мы имеем дело с одним из механизмов психологической защиты. Он заключается в активном, мотивированном устранении представления о старости из сознания. И проявляется этот механизм в виде немотивированного забывания или игнорирования. А вот чего - давайте разберемся....

В работе "К истории психоаналитического движения" З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения.

Представления уже самого З. Фрейда о вытеснении легли в основу психоанализа. Так, он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально "вытесняет патогенное представление из ассоциации", а впоследствии "препятствует его возвращению в воспоминание".

"Какая-то психическая сила"???

Понятно, что вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов, которые имеют описание как величина комплексная. И она свойственно, согласно представлениям Фрейда "прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует".

Комплексное число - это выражение вида a + bi, где a, b - действительные числа, а i - так называемая мнимая единица, символ, квадрат которого равен -1, то есть i2 = -1.

Ага! Мнимая единица, которая есмъ абсурд. Квадрат чего-бы то ни было, равный -1, - это полный абсурд.

Ну, хорошо. Допустим в жизни есть абсурд. Допустим и Шопенгауэр, чьи мысли подтолкнули Фрейда к психоанализу, был не против этой пессимистической в общем-то идеи. Абсурд есть! Всю суть немецкого философа-мыслителя-пессимиста Шопенгауэра, можно выразить в том, что он любил порассуждать о том какой мир несовершенный, и какова по его мнению должна была бы быть жизнь. Но, к его сожалению, она (жизнь) такая какова она есть, и точка. А несовершенность, говоря математическим языком, сводится к неопределенности. Так оно и есть! Человек в своём скромном жизненном пути проходит ровно два этапа: до неопрееленности и после.

Как же он преодолевает неопределенность? Об этом и речь. А она про "какую то психическую силу"...

Что же нашел Фрейд у пессимиста Шопенгауэра?

Волю. Это она преодолевает неопределенность. Сгусток воли, возможно, будет придерживаться более вменяемого мировоззрения, а если и нет, то в любом случае не будет помнить о своей якобы ошибке. Кстати, личности по Шопенгауэру фактически никогда нет и не было. И это забавно. Потому, что вот она мнимая единица, символ, квадрат которого равен -1. Это Воля по Шопенгауэру и Бессознательное по Фрейду. Впрочем, пояснения уже требуются. Воля и Бессознаельное - это разные "напитки". И непонятно можно ли их "смешивать"?!

На самом деле, тут есть нюансы. Артур Шопенгауэр был одним из известных критиков гегелевской философии, а Гегель считал, что в основе мироздания лежит разум. В основе же мироздания, по Шопенгауэру, лежит не разум, а воля, и поэтому в нем много неразумного, случайного и необъяснимого. Что представляет собой эта воля, чем является? Воля - это совокупность желаний и инстинктов, страстей и порывов, настроений и чувств, это бессознательные побуждения, безотчетные стремления, ничем и никем не контролируемые действия. Для воли чужды вопросы: зачем, почему, каким образом, с какой целью? Для нее нет никаких целей, причин, мотивов, следствий и любых других разумных оснований. Достаточно только того, что она есть.

То есть уловили мысль пессимиста? А то мы как то привыкли представлять себе Волю как... силовую структуру, что ли, когда хотят подчеркнуть способность человека внешне не проявлять свои эмоции. По сути дела, так оно и есть, воля - это проявление тормозной функции неопределенного эмоционального состояния. Раскрытие неопределенности на математическом языке. А в математике раскрытие неопреленности как раз и осуществляется через приведение к абсурду. Ну типа абсурдно единицу возводить в степень бесконечности. В самом то деле. Чего уж проще - завязать с возведением в степень. Но к абсурду еще надо привести. И в этом то и заключабтся математические операции при раскрытии неопределенности. В психике преел неопрееленности решаеься силой Воли или вытеснением в бессознательное.

Сам же Шопенгауэр видит человеческую волю как наше единственное окно в мир за пределами репрезентации; кантианской вещи в себе. Он считал, что получение знания о вещи в себе возможно. И о старости, если уж мы о ней - тоже. О Фрейде можно и не говорить. Хотя почему и нет. Уж больно много непонимания фрейдизма! При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются. Ну чем это не механизм Воли?

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году и сравнение этого сравнения с волевым решением. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался "вытеснен", лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью - бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения. Ну? Похоже? Кстати, у невротика нет силы воли. Это не вызывает чувства протеста ни у кого. На самом деле - есть. Просто она действует как мнимая единица - она прямое значение делает обратным, типа как было значение равным 5, а обратное - это 1/5. Было целым, а оказалось вытесненным в часть более "целого". А часть эта как некодирующая ДНК, которая не кодирует последовательности частей (белков), потому что кодируется только часть комплексной величины, а другая часть она не кодируется - она - хаос. Вот и Фрейд так решил.

Для выздоровления невротика по Фрейду необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Зачем? Чтобы произошло измерение.

Давайте вспомним Принцип суперпозиции (принцип, описывающий наложение процессов). Суть его в том, что существует класс волновых функций, который называется квантовыми суперпозициями, одновременно описывающие разные квантовые состояния объекта. Любое возможное состояние, несовместимое с результатом измерения, якобы исчезает, даже если оно существовало в исходной суперпозиции. На самом деле, состояния никуда не исчезают, а просто не принимают определенного значения. А вот когда симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное, то измерение как раз и происходит. Вот вам и Волевое решение невротизма.

Так как же свыкнуться с мыслью о неизбежности старости? Очень просто - надо все измерять. Старость - это следствие необратимости. То есть, если что то не дошло до конца, то оно не закончилось - оно идет но помноженное на мнимую единицу в дополнительном пространстве комплексной величины. То есть просто дождаться когда процесс закончится.

Вот, например, не хватает сил на молоденьких девушек. Они невротичны и не "дают" сразу. Человек с невротическим характером, все время живет в состоянии психоэмоционального напряжения, часто не осознаваемым им самим. Поэтому, мооденьким девушкам нам "старичкам" нужно давать время когда неопределенность доведет их до гастрита, гипертонической болезни, головной боли, язве желудка, бронхиальной астмы, дерматита, колита и т.д. и т.п. - все это является следствием невроза, когда от постоянно стресса и эмоционального напряжения, основательно подрывается иммунитет и происходят различные сбои в организме. Или... как завещал Фрейд - перевести в сознание представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. То есть помножить представления о гастрите, гипертонической болезни, головной боли, язве желудка, бронхиальной астмы, дерматите, колите и т.д. и т.п. до осознования их причинности. То есть молодых надо учить психосоматике.

Но речь все же не об этом. А о о неизбежности старости. И неизбежности абсурдности того, что здоровым телкам нужны эти знания о психосоматике. На самом деле, проще знакомиться с молодыми специалистами по психооматике. Но разве сердцу прикажешь?

Так вот, как же смириться с мыслью о неизбежности старости? Надо прямо сказать: все это Шопенгауэр и противопоставлял разуму и нечего уповать на "сердцу не прикажешь". И не надо! А надо всё измерять! Ну не дала тебе двадцатипятилетняя девчонка... А почему не дала? Она не дала благодаря заложенному в ней слепому инстинкту жизни, или воле к жизни, как говорит Шопенгауэр. Когда лев в пустыне пожирает антилопу, разве действует он в силу какого-либо осознанного мотива? Конечно же, нет. Он проявляет таким образом свою волю к жизни. То же самое можно сказать о любом существе на Земле. Будучи неразумной, воля влечет нас по жизни в неведомом нам направлении. Не ссыте путешествовать в этом направлении. Возможно, в конце пути - приз. Дошел до конца, старик, иди дальше! C стариками Шопенгаужром и Фрейдом. И помните: наша сила - в Воле, а она в бессознательном, суть которого - мнимая единица, квадрат которой равен -1. То есть основное знание, которое мы упускаем - это абсурд. А он заключается в том, что чтобы не было в серидине, в конце - то, с чего начинается - НИЧЕГО. Мы сами придаем НИЧЕГО (точнее - НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ) какое-то значение. Вот в чем абсурд!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"