Щеткова Ольга, Малыгина Зинаида : другие произведения.

Род Коноваловых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человековедение - единственная наука, которой стоит заниматься всерьёз. Ведь ничего нет на свете важнее человека!

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
  
  

  Из писем Малыгиной Зинаиды на сайт http://www.uralgenealogy.ru/
   РОДОСЛОВИЕ КОНОВАЛОВЫХ
  
   Сменилось несколько поколений. Коноваловы, Лавелины, Мурзины, Гашковы, Путиловы. Малыгины, Мордяшевы, Глазычевы - это фамилии моих родных. Мои прапрародные родились в 1840году. Конечно, их род идет и глубже в историю. Но в моем житье они значатся с 1840 года. Мои родные когда-то росли, страдали. Радовались жизни, переживали боль потерь и утрат, растили детей, выращивали хлеб, мечтали о лучшей жизни....
   И вот их уже нет. Они ушли из жизни незаметно, навсегда. Уйдем и мы.... С нами уйдет в небытие то, что нам было когда- то дорого, что мы знали, а самое главное, забудутся со временем и те , с кем мы жили, кто вкладывал в нас душу или просто шел рядом с нами. . Я не хочу, чтобы они , мои родные, и мы, исчезли в памяти наших потомков бесследно. Я хочу, чтобы мои дети, мои внуки, мои правнуки знали о моих прадедушках, прабабушках, бабушках и дедушках. Знали о нас и о наших родных, одним словом, знали всех тех, с кем мы были связаны не только родством фамилий, но и родством крови. А главное, наши родные оставили нам в наследство все самое лучшее, чем богаты были их души: жертвенность, готовность постоять за свою Родину в трудное для нее время, бескорыстие, беззаветная преданность крестьянскому труду, честь и достоинство, которое они не потеряли при жизни, несмотря на сложные жизненные ситуации, а главное, нечеловеческое ТЕРПЕНИЕ, которое заслуживает у нас всяческого уважения .. И Слава Богу, что это так... Все это и подвигло сесть меня за воспоминания и размышления. И пусть простит меня читатель за повторы событий, подчас хронологическую непоследовательность, подчас субъективную авторскую оценку событий и людей, но это мой взгляд, это мое видение, мои ощущения, мои размышления на прожитые годы моими родными: , плохо ли, хорошо ли -прожитыми ими так, как дал им Господь. А пути Господни неисповедимы, и спорить здесь со мной нет смысла. Главное, что они были, мои родные!...
  
  
  
   Решение январского Пленума ЦК ВКП(б)безоговорочно поставило хуторское крестьянское хозяйство на рельсы социалистического крупного земледелия. Так что столыпинский закон, " О выделении хозяйственно сильных мужичков" превратился в искоренение наиболее энергичных, предприимчивых и трудолюбивых земледельцев и стал одной из причин голода 1932-33годов. Личные хозяйства хутора Калиновка были объединены в колхоз, который и возглавил мой дед Филипп Александрович Мурзин. И только поэтому он избежал участи своего брата. Это его и спасло от раскулачивания.
   Невероятно сложными были голодные годы 1933-35г. Свои семьи нечем было кормить, а приходилось в обязательном порядке сдавать государству продналог. Особенно были для нашего рода трагичны события Великой Отечественной войны. Потери просто были невосполнимы. С войны не вернулись сыновья моих бабушек.
   Мои родители - это дети войны. Детство и юность были украдены у них. Они в невероятно нечеловеческих условиях работали на лесозаготовке, на полях, собирали колоски, жили впроголодь: пекли оладьи из мороженой картошки и лебеды. Их поколению пришлось вынести все тяготы жизни. Мой папа двенадцатилетним подростком сел за рычаги трактора. В 1948 г и 49 годах моя мама свою юность провела на лесозаготовках 109 километра и д. Фочи. Лес заготавливали для строительства Речкаловской ГЭС. Зимой в любую погоду вместе со своей подругой Ниной Трошиной - Вологжаниной они выполняли предписанную им норму, чтобы получить за нее три метра ситца. За три метра ситца рабский труд!!!!!!!!
   Послевоенные годы не послали моим родным манную с небес. Работали за трудодни в колхозе, кровью и потом обустраивали свои жилища, не роптали, а всегда надеялись только на себя.
   Одним словом, моим родным пришлось пережить все то, что выпадало на долю страны и ее народа, и эта история написана кровью. И на каждой ее странице есть и судьба моих родных. Безумие истории и в ней мудрость моих предков нашли отражение в моей родословной, а точнее в их бытие- житье...
  
  
  
   Коноваловы
   Коновалов Еразум Михайлович - прадедушка ( род=1860г ,погиб на русско-японской войне 1905г.)
   Коновалова -Лавелина Домна Мануиловна ( род 1867 январь - сентябрь1956)-прабабушка
   Коновалов Дмитрий Михайлович ( октябрь 1883г.- 1965г.) родной брат прадедушки.
   Коновалова Гликерия Сергеевна (октябрь 1984г.- 25 января 1967г) жена Дмитрия Михайловича
   Коновалов Кирилл Михайлович (1870 -1964) родной брат прадедушки
   Коновалова Матрена - жена Кирилла М.
   Лавелин Философ Григорьевич ( 1877г.- 1953г) второй муж Домны Мануиловны
  
   Коновалова-Мурзина Анна Еразумовна - 20 декабря 1893 - 30 декабря 1977 г- моя бабушка, дочь Домны и Еразума
  
   Коновалов Ефрем Еразумович- 20 марта 1896г- 16 декабря 1980 сын Домны Мануиловны и Еразума Михайловича
   Коновалова -Мурзина Степанида Лаврентьевна 1903 г.р.- первая жена Ефрема Ераз.
   Коновалова -Путилова Людмила Ефремовна 18сентября 1926г--16 августа 1970г. старшая дочь Ефрема Еразумовича и Степаниды Лаврентьевны
   Коновалова - Коровкина Мария Ивановна- 2 августа 1905 - 5 ноября 1984 вторая жена Ефрема Еразумовича
   Коновалова Маргарита Ефремовна -дочь М.И и Е.Е. (1930 - 1938) умерла от пневмонии в восьмилетнем возрасте
   Порошин Анатолий -неродной сын Ефрема Еразумовича. 1922г -23июля 1942г. Пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Поиски его были безуспешны.
  
   Лавелина - Коновалова - Мурзина Антонида Философовна-Дитриевна - ( 12 марта 1907 - 2 октября 1990г) - младшая дочь Домны и Философа. Воспитывалась у брата Еразума - Дмитрия Коновалова.
  
  
   Коновалова Домна Мануиловна.
  
  
   Отсчет своего рода я начну от моей прабабушки, бабушки моего папы, Коноваловой Домны Мануиловны.
  
  
  Род Коноваловых [Малыгина Зинаида]
  
  
  
   1925 год
  
  
   На этой фотографии она сидит в окружении своих дочерей - Атнониды и Анны. Антониде лет шестнадцать, а Анне, моей бабушке за тридцать. Бедность Коноваловых видна на фотографии. Внешний вид моей прабабушки говорит о ее самодостаточности, уверенности в себе и житейской мудрости. Ее сложенные крест накрест руки, поза ног, черная одежда от платка до фартука подчеркивает скрытность ее характера... Она со всеми, но в главном с собой. Взгляд ее несет чинность и благопристойность. Это взгляд мудрой, имеющей за своими плечами огромный жизненный опыт, семидесятилетней женщины. Я даже не могу назвать ее старухой, так как считаю это оскорбительно для нее.. Она мне на данной фотографии напоминает вид купчихи, которая несмотря на свой возраст держит в руках свое большое семейство и имеет сильное влияние на окружающих. Я так жалею, что в свое время, когда была еще жива бабушка, не узнала о жизни Домны Мануйловны и ее родных. Что поделаешь, жизнь в суете отвлекла нас от главного- интереса познания своих корней, знания своей родословной.
  
   Родилась Домна Мануиловна 10 января 1867 года в д. Зайково. Как попали в Зайково ее предки, я только могу предположить. В 1631 году из Верхотурского уезда приехал Иван Шипицин и занимался тем, что наделял землей новых поселенцев, улаживал возникающие проблемы с властями Ирбитской слободы. В сохранившихся грамотах сказано: " В Ирбитскую слободу крестьян селил Ивашко Шипицин: с усть и вверх по Ирбите ...до верхней речки Бобровки" По переписной книге Верхотурского уезда переписи Льва Поскочина 1680г. Известно, что на речке на Бобровке есть мельница крестьянина Филка Зайкова, который родился в Чердынском уезде в Бегоцкой волости, пришел и живет в Ирбитской слободе с 1632-33г" Можно предположить, что этот год уместно считать годом образования Зайково. В документах 1639г.обозначены оброчные крестьяне Семенка Зайков, Жданко да Васко Долгушины, Исачко Богданов, Петрушка Ларионов, Силуянко Калинин, Трепка Михайлов, Исачко Андронов, Ивашко Пономарев, переселившиеся из Чердынского уезда. Возможно этот список мог продолжить и Мануил, отец Домны, и Михаил, прадед Еразума Михайловича Коновалова. Таким образом, село получило название из-за большого количества крестьян с фамилией Зайково. Крестьяне в основном селились и строили свои дома по берегу реки Ирбитки и реки Бобровки. Дом Коновалых как раз стоял в трехстах метрах от берега реки Ирбитки рядом с "косым мостиком" по левой стороне улицы. В советские времена эта улица была главной и называлась улицей Сталина, впоследствии была переименована в Коммунистическую. Вот так и прожила моя прабабушка до самой смерти в доме по у. Сталина.
   В те времена имена давали по Святцам, а именины Домны именно в эти дни. Умерла Домна Мануиловна в конце сентября 1956 года, мне было пять лет.
  
   Господь дал ей долгую жизнь , наполненную испытаниями. Умерла она на 90 году жизни. Несмотря на то, что я была маленькая, но помню, что на улице было тепло, ярко светило солнце, хотя на дворе был уже сентябрь. Я помню, как взрослые внучки своими руками делали цветы для венков. Они были красивы и нежны. Я тоже испортила листик бумаги, сделав корявый цветок для бабушки. Как правнучка, я не помню, чтобы она меня держала на руках, чтобы она меня приласкала, говорила мне нравоучения или прочитала какую-нибудь народную присказку или прибаутку. Хотя ее внучка Нина, младшая дочь Моей бабушки, вспоминая о ней, подчеркивает ее отличную память. Домна М. была безграмотная, умела только расписываться, но при этом знала много наизусть песен и сказок. Даже в свои девяносто она была занята хозяйством, домом, она ничего не выпускала из своих рук. Были ли у нее любимцы, затрудняюсь написать. Возможно, это была только одна внучка, дочь ее сына Ефрема - Людмила, с семейством которой прабабушка и доживала свою жизнь.
   Я хорошо помню ее похороны. Мне было пять лет. Мы уже жили на Почтовой 9, и я одна без бабушки пришла к Путиловым, откуда прабабушку и провожали в последний путь, но не помню ее мертвой. Ее безжизненное лицо не запечатлелось в моей памяти. Я почему-то словила себя на мысли, что лица покойников не остаются в нашей памяти, как бы не была трагична потеря близких нам людей и неважно, сколько нам было лет. В памяти, пока мы живем, человек остается всегда живым.
  
   Домна Мануйловна родилась в 1867 году. Родители ее отдали в покормята, поэтому она выросла и воспитывалась в чужой семье. Она была из бедной семьи. А потом, думаю, ее рано выдали замуж за Коновалова Еразума Михайловича. Коноваловы были из бедняков по тем временам. Приходилось много работать. Жили скромно и в нужде.
   Из всех рожденных ею детей от Еразума выжило только трое: моя бабушка Анна, ее младший брат Ефрем и Зинаида. О Зинаиде уже никто ничего не помнит. Единственное, что я помню из рассказов уже мой бабушки, что Зинаида умерла в расцвете сил от болезни молодой где-то в Сибири. Как она туда попала, и что она там делала, я тоже не знаю. Дети умирали, не доживая до десяти лет- то от воспаления легких, то от аппендицита, то от совсем незнакомой болезни.
   Моя прабабушка стала невольной участницей всех политических событий, которые в целом происходили в то время с ее страной и ее народом. Домна была потомственной крестьянкой.
   Она родилась в д. Зайково. Во многих книгах об Ирбите и его окрестностях 1839год обозначен как время возникновения Зайково, а Семен Зайков считается его основателем. В 1680 году в Зайково насчитывалось 33 двора. Таким образом, село получило название Зайково из-за большого количества поселенцев с этой фамилией.
   Возникновение поселения также можно отнести и ко времени покорения сибирского края Ермаком Тимофеевичем (1584). Многих земляков в то время влекла страсть отыскать "новые землицы" на уральской земле. А земли Ирбитские и плодородные, и лесом богаты. Стройся и живи земелькой. Да и "Народ в Зайковскую слободу шел живой. Беспокойный. Просто смелые, вольнолюбивые люди. Да и крепостного права в Зайково не было". Возможно, родители Домны Мануиловны как раз и были из вольнолюбивых людей, не живших под гнетом крепостного права.
   А возможно, они были переселенцами из Чердынского уезда Бегоцкой волости, как и Мурзины... Откуда бы ее родители ни прибыли, они считались оброчными крестьянами. Земля давалась им под оброк, который устраивал обе стороны. К 1680 году все дворы были с очень высокой обеспеченностью: как рабочим скотом, так и продуктами земледелия и животноводства. Хотя хлеб обмолачивали вручную, жали серпами, т.к. первые молотильные машины с конным приводом впервые в Зайково появились в 1890-1895 годах.
   Политические события в России не проходили мимо моих родственников. Хотя Царский манифест 1905 года никакого политического влияния на зайковчан не оказал. Население не имело понятия о партиях. Моя прабабушка с весны до поздней осени работала в поле, а зимой ткала изо льна одежду. В трудные годы революции в стране, Гражданской войны и разрухи в целом женщины кормили хлебом город, так как их мужчины находились на войнах. Муж Домны погиб на русско-японской войне. После оглашения царского манифеста от 29 января 1904 года о начале военных действий началось формирование Уральских казачьих полков. В составе или 4-го или 5-го казачьих полков Еразум Михайлович в возрасте 37 лет был призван на русско-японскую войну в числе тех 20-ти тысяч ополченцев, жителей Худяково и Зайково, которые воевали в составе Урало-Забайкальской дивизии. С Еразумом Михайловичем был призван на войну Мурзин Семен Антонович, а так же будущий писатель, можно сказать сосед Коноваловых, Новиков - Прибой. Их дома разделял так называемый "косой мостик" События Цусимского сражения Новиков-Прибой описал в своем романе "Цусима". Героями его произведения были вполне реальные люди, мои земляки, в том числе и мой прадед Коновалов Еразум Михайлович. Он был действительным участником боев в Цусимском проливе в 1905 году, где и пал смертью храбрых.. И похоронен он в Китае в окрестностях г. Люйшунь, именно там и была база Порт-Артур. Сопки Маньжурии и сегодня свято хранят память о русских воинах, погибших в смертельной схватке с японцами. А в Храме Христа Спасителя высечены номера частей русских войск, воевавших и погибших на китайской земле. Одним из воинов уральского корпуса был и наш прадед Коновалов Еразум Михайлович, явившимся прообразом одного из героев "Цусимы" Новикова -Прибоя..
   . Я помню тот дом, где родился Новиков-Прибой. Небольшая мемориальная доска, подтверждающая причастность писателя к тому дому, во времена моего детства она часто напоминала о его хозяине. Но я тогда и не могла подумать, что и судьба моего прадеда связана и с его судьбой, и даже не потому, что они были соседями, а потому, что события русско-японской войны, а точнее - цусимское сражение навсегда связали их судьбы.
   Так что Домна Мануиловна хлебнула горя и нужды в своей жизни. Овдовев в 37 лет и оставшись с маленькими детьми на руках, она не опускала руки, но как и все, много работала, чтобы прокормить семью. Такова была доля русской крестьянки, надеяться которой было не на кого. В 1906 году она выходит замуж вторично за Лавелина Философа Григорьевича 1877 года рождения. Он был младше ее на десять лет. По воспоминаниям моей мамы и тети он был мастеровым человеком, все умел делать. Был умен, хотя в переписи значился как полуграмотный. В 1907 году у них родилась дочь Антонида.
  
   Антонида Философовна была единственной их дочерью. Она была младше моей бабушки на 14лет. Почему Философ и Домна отдали ее, как в то время говорили, в покормята брату первого ее мужа Дмитрию, трудно ответить, но можно предположить. Бедность, возраст Домны ?!. Но ведь отец Антониды Философ был не стар, он был в расцвете сил, ему было 36 лет. Или желание пойти навстречу бездетным Дмитрию и Гликерии. Антонида Дмитриевна тоже задавала себе при жизни этот вопрос:
  
   --Мама сама воспитывалась в покормятах, думаю, что с неродной матерью ей было жить не сладко. Почему она мне уготовила такую же судьбу? Как бы они хорошо ко мне ни относились, но я всегда знала, что родная мать живет неподалеку.
  
   Домна Мануиловна прожила тяжелую жизнь русской крестьянки. Но Господь наградил ее даром лечить людей и скотину. Со всей округи приезжали к ней за помощью. Но свой дар она не продавала за деньги. По воспоминаниям моих троюродных сестер Маргариты и Любы, которые в детстве жили вместе со своей прабабушкой, она постоянно была в заботах и делах. В углу висели Иконы, помнят, как она молилась. Помнят и ее серебряный крест. Именно его она опускала в воду и наговаривала молитвами воду для лечения. Маргариту, Любу и Володю крестила сама в бане, и серебряный крест, который она опускала в воду, запомнился девчатам на всю жизнь. У нее была хорошая привычка -подтягиваться на полатях, несмотря на преклонный возраст. Она заботилась о своем позвоночнике. Любила понюхать табачок, при этом приговаривала:
  
   - Где там у меня табачок, что-то глаза помутнели.
  
   На ногах у нее были кожаные обутки. Всегда ходила в длинной черной юбке с фартуком. В последние годы не могла держать на руках младшего правнука Володю - носила его в фартуке.
   Мудрость, ее доброта и умение ладить с людьми и Богом отмерили ей долгую жизненную дорогу. Перед смертью она три дня ни ела и ни пила. Умерла на печке. В свидетельстве о смерти было написано "старческая дряхлость"...
   Коноваловы Дмитрий Михайлович и Гликерия Сергеевна.
  
   Дмитрий Михайлович был грамотным по тем временам человеком. Он закончил земское народное училище, которое было открыто в Зайково в 1879году.Он хорошо разбирался в математике, поэтому и работал впоследствии бухгалтером. Вместе с братом Кириллом они сразу приняли новую власть. 10 марта 1918 года они были приняты в члены РСДРП(б) на Первом волостном съезде. Членские взносы по 50 копеек в месяц вносились ими в г. Ирбит. В переписном подворном листе в строчке - отношение к вероисповеданию,- четко написано " Безбожник" Таким образом, можно сразу сказать, что братьям терять было нечего. Они были родом из бедняцкой семьи. У них не было зажиточных личных подворьев, и поэтому новую власть они приняли всем сердцем и без колебаний. В 1903 году женился на Мурзиной Гликерии Сергеене, поселились в половине дома по у. Сталина 182 и прожили в этом доме до самой смерти
  
1960-е год. Фотография сделана во дворе дома. Дмитрий Михайлович, Лукерья Сергеевна и Антонида Дмитриевна.
  
   . Дмитрий Михайлович был ростом под два метра, широкоплечий, одним словом, из крепких, хорошо сложенных, крестьянских мужиков. Дмитрий по тем временам считался грамотным. Хорошо разбирался в математике. Работал бухгалтером в школе. В 1928 году, получив деньги в банке г. Ирбита, решил расслабиться. Выпил. Был обворован. Не могу ответить на вопрос, как он избежал тюрьмы. Как он расплатился. Что ему пришлось из личного подворья продать, чтобы расплатиться, но знаю одно, что должности бухгалтера он больше уже не занимал. С 1929 года он прошел путь от пожарника до зам. начальника пожарной части с. Зайково. По воспоминаниям его современников, он был очень требовательным и строгим. С честью и ответственностью выполнял свои должностные обязанности. Тот случай в Ирбите во многом изменил его отношение к возложенным на него обязательствам. Они жили очень скромно, как, впрочем, и все жители села в те годы..
   Передо мной подворный переписной лист 1932 года. В переписи их личного хозяйства значится: вишни-2; яблоня-1; крыжовник-6 кустов; малины 20 кустов, земли 15 соток и значится птица разных возрастов в количестве 8 штук.
   Лукерья С работала техничкой в сельпо и была домохозяйкой. Я помню их. Дитрий М. высокий, крепкого сложения, с грубым басом, Лукерья Сергеевна полная, с больными ногами. Я по ее просьбе я ходила в лес за муравьями. Она лечила ими ноги.
   Коновалов Кирилл Михайлович и Матрена.
  
   Кирилл Михайлович родился в 1870 году. Аграрный закон Столыпина от 22 ноября 1906 года о выделении" Хозяйственно сильных мужичков" коснулся и его семьи. Он в числе молодых и крепких мужиков осваивал хутор "Колмаково" Согласно закону на каждого мужчину выделяли по 4гектара земли и в качестве подъемных давали по три тысячи рублей на строительство дома. В Колмаково Кирилл М прожил до 1956года. Матрена , его жена, там и похоронена. У них была дочь, но о ее судьбе мне пока ничего неизвестно. Умерла она рано. В Колмаково была четырехлетняя школа, где и учился мой папа. Он ходил в школу со своего хутора Калиновка. От Калиновки до Колмаково примерно было с километр. Кирилл М. был хорошим скорняком, он мастерски выделывал кожи. Во время Великой Отечественной войны в Колмаково была создана овчинная мастерская, в которой Кирилл Михайлович выделывал кожи, кроил полушубки, а его жена Матрена вместе с другими колмаковскими женщинами шили полушубки и отправляли их на фронт солдатам. Шил мастерски также кожаные обутки. Можно с уверенность сказать, что Домна Мануйловна ходила в обутках, сшитых ею деверем.. После распада Колмаково, овдовев и оставшись один, перевез свой дом в Зайково и доживал у Рустика Кузнецова, двоюродного брата моей мамы. Весной 1960 года он ушел в Колмаково и нашли его летом женщины, косившие траву, на Ермохиной могилке. В последние годы он страдал потерей памяти.
  
   Лавелина-Коновалова-Мурзина Антонида Ф-Д.
  
   Антонида Философовна- Дмитриевна Лавелина -Коновалова-Мурзина родилась 12 марта 1907года в д. Зайково -младшая дочь Домны Мануиловны и Философа Григорьевича.


1939г

  
   Грамотная. Ее детство и юность прошли в очень трудные годы для России и , конечно, для д. Зайково. Муж Мурзин Степан Петрович был военный. Служил на Дальнем Востоке.
  
  
   Антонида Дмитриевна была награждена даром природной интеллигенции. Она знала Библию. По характеру была степенной и величавой. Я любила ее слушать. Мы часто с ней летом ходили в лес за ягодами. По дороге она рассказывала мне о происхождении мира и всего живого на Земле. Именно она впервые познакомила меня с Библией. Ее рассказы сопровождались даже каким-то народным напевом. Вообще, она говорила всегда медленно и убедительно. Антонида Дмитриевна была мастерицей на все руки. Она шила, вышивала, плела крючком
  
   Свое счастье Антонида Дмитриевна встретила в пятьдесят пять лет. Она связала свою судьбу с Киприяном Ефимовичем Крюковым. Образованный, начитанный, один из ярких представителей сельской интеллигенции. Он преподавал русский язык и литературу в Зайковской школе. Человек-энциклопедия. Его жена Евдокия Романовна тоже работала словесником. Всем своим видом эта интеллигентная чета несла жителям нашего села истинные плоды просвещения и дух высокого жизненного идеала.. Их личная библиотека была самой богатой в смысле духовного просвещения на селе . Евдокия Романовна умерла рано, она так и не успела доработать до пенсии. После смерти своей супруги, его верной подруги жизни, Киприян Ефимович потерялся. Стал выпивать и потерял всякий интерес к жизни. Его забрала к себе дочь и увезла из родного села. Он очень скучал по Родине. Дочь Киприяна Ефимовича написала письмо нашей уважаемой Антониде Дмитриевне с просьбой, не сможет ли она разделить одиночество своей жизни с жизнью их отца. Антонида Дмитриевна приняла старого интеллигента и до самой смерти Киприяна она была благодарна судьбе за то, что Господь соединил их сердца. Я помню она говорила мне:
   - Если бы ни Киприян, я бы умерла после первого инсульта. Он меня выходил. Забота, которую он взял на себя, была для меня лекарством. Я только на старости узнала, что такое семейное женское счастье, что значит, рядом с тобой человек, который тебя уважает, ценит и заботится о тебе.
   Похоронив Киприяна Ефимовича, Антонида Дмитриевна еще долго жалела о нем. Хорошим он был человеком. А судьба все равно оставила ее наедине с собой в последние годы ее жизни. Она умерла в 1990году году на 83 году жизни совсем больная в Доме престарелых г. Каменска-Уральска. У нас она жить не захотела, причиной был мой папа, Лизавета Ивановна и Виктор Григорьевич Мурзины , которые в последние годы ухаживали за ней, пока не заболела Елизавета И. Поэтому и пришлось мой тете Тоне ждать и просить смерти рядом с такими, как и она, одинокими, старыми, никому не нужными людьми. Прости нас, дорогая тетя Тоня, мы тебе не оказали при жизни должной человеческой поддержки. Еще раз прости.....
   В последние годы она много общалась с дочерью Елизаветы Ивановны Светланой Мурзиной -Щербаковой. Света и похоронила по ее просьбе в Зайково рядом с Киприяном Ефимовичем. Огромное человеческое спасибо тебе, Света.
   А сегодня лежат они рядом два старых одиночества, нашедшие себя на склоне их лет. Я безмерно благодарна Свете, что она исполнила последнюю просьбу нашей, любимой всеми. Антониды Дмитриевны.
   Я все равно по-своему любила ее за ту природную интеллигентность, грамотность, ее рассудительность, которую она в душе несла по жизни.
  
  
  

   Е.Е. на военной службе.1918г 1967г.
  
   Ефрем Еразумович Коновалов , сын Домны Мануйловны и родной брат моей бабушки и тети Тони, был по тем временам человеком тоже грамотным. Также, как и моя бабушка, он имел пять классов образования. Был трижды женат. Я знала только -Степаниду Л. И Марию. Со Степанидой, матерью его первой дочери, Людмилы, жизнь не сложилась. Он вторично женился в 1929 году на медицинской сестре, красавице Марии Ивановне Коровкиной. Она закончила в г. Ирбите фельдшерскую школу и была направлена работать в Зайковскую больницу. Там они и познакомились. Ефрем Е.обморозил ногу, ему удалили пальцы на левой ноге, он и встретил там фельшерицу Марию Ивановну. Когда они сошлись, у нее тоже был сын Анатолий. Общая их дочь Маргарита умерла в раннем возрасте в 1938г.. Ей не было восьми лет. Умерла от воспаления легких. Анатолий, сын Марии Ивановны, пропал без вести на войне. Долгое время предполагали, что он живет за границей, так как во время войны он пропал без вести, и никаких сведений о нем не было. А КГБ и после войны долго интересовались его местонахождением. Сегодня я нашла информацию о нем в Книге Памяти.
   Родился Анатолий Порошин в д. Худяково в 1922году. В 1922 году пошел в первый класс Зайковской школы. Закончил 7 классов, поступил в Артиллерийское Ленинградское училище, закончил его перед войной . Получил звание кадрового офицера и в первые дни войны 1941года был призван на фронт. В июле 1941 года был ранен в ногу на Смоленском направлении. Проходил лечение в госпитале города Майкопа, откуда был направлен в 56 действующую армию. Был командиром взвода. Анатолий Порошин был в составе 56 Армии. А 56-я армия была в составе Приморской оперативной группы, которая в июльские дни 1942 года вела ожесточенное сопротивление врагу на Ростовском направлении. 24 июля 1942 г.после ожесточенных боев Ростов-на-Дону пал. А 23 июля 1942 года в одном из боев пропал без вести командир взвода Анатолий Порошин..
   Из госпиталя Майкопа Анатолий прислал письмо, и оно было единственным полученным родителями письмом с фронта.
  
   Письмо из Майкопа.
   Здравствуйте , дорогие папа и мама, дедушка и бабушка и Люда.
   Во-первых, шлю вам свой привет и поцелуй и желаю самого наилучшего в вашей жизни.
   Папа, я вам уже писал одно письмо из Калуги. ( данное письмо они так и не получили)
   Теперь пишу письмо из Майкопа.
   Папа и мама, я вам писал уже о том, что я ранен в ногу (значит Анатолий был ранен под Калугой. Правда уже прошло полмесяца, значит он был ранен 1 августа 1941 года. Это самое начало войны) Улучшения пока не вижу. (Здесь он пишет не об улучшении своего здоровья, а о той обстановке, которая разворачивалась на фронтах) Но это в связи с тем, что я еще не доехал до места дислокации, то есть до фронта. Как только я доеду, я сообщу вам свой адрес, и вы мне сообщите, как у вас идут дела. Конечно, хотелось бы встретиться, поговорить кое о чем. Я бы вам рассказал много интересного о героизме нашей армии( это всего-то навсего за 3 8 дней войны)...
   Но пока нет этой возможности. Пишите мне обо всем. Папа, пускай мама не волнуется, у меня все в порядке, и примерно через полтора года я буду дома.( это он в такие рамки определил военную кампанию, развязанную фашистами) На фронт поедем отплачивать за свои ранения. У меня несерьезное ранение, хожу не на костылях. Остаюсь жив и здоров, чего и вам желаю, только , конечно, не ранения. , а спокойной и счастливой жизни.
   Пускай Людмилка больше читает газет и интересуется обращениями пионеров и комсомольцев, пускай учится только на отлично. (Политически подкован, романтик и настоящий патриот своего Отечества)
   Я участвовал в боях на Смоленском направлении против отборных офицерских гитлеровских частей. Пишите, спрашивайте обо всем, что вас будет интересовать. Целую, ваш сын Анатолий Порошин. 16 августа 1941года. Краснодарский край, г. Майкоп, почтовый ящик 55. Лейтенанту Порошину.
   Это было единственное, полученное родителями письмо из госпиталя, от замечательного сына, настоящего патриота, истинного сына своей Родины, офицера Сов. Армии Анатолия Порошина. И никто до сих пор не может ответить, где он пропал, где его тело и, наконец, где его душа обрела Вечный покой. Я посмотрела Боевой путь 56-й Армии за лето 1942 года и вот , что обнаружила. Непосредственно для захвата Кавказа были выделены 17-я полевая , 1-яи 4-я танковые армии.
Группа армий "А", используя свое численное превосходство, во второй половине июля 1942 г. Вышла к нижнему течению Дона. Главный удар противник наносил в направлении Ростова. Войска Южного фронта в ночь на 22 июля начали отход с линии реки Миус. Части 56-й армии
(командующий генерал-майор А.И.Рыжов ) приняли на себя основной удар.
   А 23 июля Анатолий Порошин в составе 56 армии пропал без вести.
  
   В этой смертельной мясорубке, длившейся в течение восемнадцати дней, в одном из кровопролитных боев и пал смертью храбрых кадровый офицер Советской Армии Анатолий Порошин, который еще в начале войны надеялся , что вся эта кампания продлится не более полутора лет. Так и хочется перефразировать строчки стихотворения А. Твардовского: "Я убит подо Ржевом" на: "Я убит под Батайском"...
   А может, и при освобождении Горячего Ключа. 76-я морская стрелковая бригада, последнее его место службы, в июле освобождала Горячий Ключ.
  
  
  
  
  
   Написала Зинаида Малыгина на
   форум сайта
   ЮУРО АГЛ города Челябинска:
  
  
   "Здравствуйте,  Ольга! Я уже писала Вам, что родилась на Урале в
 Свердловской области Ирбитском районе  в с. Зайково. И, конечно, все
 родные по маминой и папиной линии - это уральцы. Я стала собирать о них
 материал. Посылаю Вам свои эссэ. Если можно, то выложите их на
 форуме. Может меня поправят  более опытные в этом вопросе генеалоги.
 С уважением, Зинаида".

--
mailto:MALZIN@MAIL.RU
  
   Щадящее редактирование и электронная версия Щетковой Ольги. 17января 2009 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"