Завершинский Владимир Иванович : другие произведения.

Троицкий округ Оренбургской губернии в конце 19 столетия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  Очерк
  От кого: Владимир Иванович Завершинский <--------------------->
  Кому: Ольга Щеткова
  
  18 сентября, 16:37
  
  5 июля 1888 года благочинный протоиерей Свято-Троицкого собора и благочинный округа Петр Иванович Сементовский с неприятной миссией выполнить указание императора Александра и провести расследование посетил поселок Тарутинский, в то время Кособродской станицы, Оренбургского Казачьего Войска. Обывательскую квартиру для работы и вестовых ему заранее подобрал поселковый атаман Степан Пилюгин, казак. Протоиерей должен был рассмотреть суть претензий церковного старосты, богатого жителя поселка Тимофея Захаровича Завершинского к священнику Михаило-Архангельской церкви Филиппу Петровичу Юстову. Юстов якобы необоснованно отстранил старосту публично от исправления должности, необоснованно якобы обвинив его в распространении свеч ей нецерковного изготовления. Во время службы в храме священник якобы оскорбил Завершинского, а также нанес побои его внуку-Ивану Петровичу Карташову. Попытки примирения со стороны священника к успеху не привели. Завершинский в церкви не появлялся и направил жалобы Императору Всероссийскому Александру, в Священный Синод и в Оренбургскую духовную консисторию. Из-за столь серьезных адресатов дело и было поручено Сементовскому,находившемуся на пике церковной карьеры. Сын бедного дьячка Ярославской епархии,родившийся в 1819 году,большую часть своей жизни Петр Иванович провел в Оренбургской губернии и служил в храме великомученницы Параскевы в Кунравинской станице,в 1876 году Сементовский был перемещен в Челябинск,В Христорождественский собор. Одновременно он был Благочинным женского Одигитриевского монастыря в г.Троицке,служил в Свято-Троицком соборе и был благочинным Троицкого округа. Два сына Сеементовского пошли подуховной линии, два были инженером и врачом. городе Троицке Сементовский П.И. был очень популярен,от прихожан и духовенства имел золотой наперсный крест.А предстояло внушить священнику Юстову, что он без суда и следствия,одним своим произволом удалять из церкви старосту не может,а старосту Завершинского архипасторским внушением надлежало обязать брать свечи с епархиального склада. От поселкового атамана Сементовский знал,что Тимофей Захарович Завершинский в поселке проживал с 1865 года,вместе с родственниками попав под переселенние из станицы Городищенской. 1 Военного отдела Оренбургского Казачьего Войска.С 1878 года он был помощником церковного старосты,а с 1887 года-церковным старостой.Тимофею Захаровичу было 70 лет.Священник Михаило-Архангельской церкви Филипп Петрович Юстов,58 лет.На хорошем счету.Дети устроены.Присяжным листом Петр Иванович обязал атамана и казаков и принял ходатайство священника Юстова отвести от освидетельствования казаков поселка Василия Плетнева и Кондратия Завалишина "так как оба лица состоят в родстве с Завершинским.Конец 19 века был непростым для Русской Православной Церкви.Веками популярные восковые свечи,производимые из пчелиного воска,заменялись более дешевыми стеариновыми,"японским воском".В моду входил стеарин-парафин. Больше было жира и меньше копчения.По сути,с появлением нового сорта свечей,церковь принимала определенные меры,рекомендуя старостам покупку только восковых свечей с епархиальных складов.Но именно рекомендуя,а не запрещая.Именно поэтому прихожане предпочитали более дешевые стеариновые свечи,производство которых для торговцев становилось делом прибыльным.Подмена свечей была масштабным и распространенным явлением.В свой жалобе Тимофей Захарович указывал,что в марте 1888 года,когда он находился на заимке в 12 верстах от поселка,старший сын его Дмитрий Тимофеевич,по примеру одностаничников,купил себе 30 фунтов свечей у заезжего торговца.Квартировал торговец у помощника церковного старосты Дмитрия Ивановича Аристова.В один из дней,после службы,священник Юстов якобы обозвал старосту за применение нецерковных свеч,забрал ключи от церковного ящика и церкви,и по сути якобы выгнал из церкви.Между тем,свечи были куплены,что делали многие.Свечи были куплены сыном не для церкви,а для себя.Поведение священника Юстова жалобщик объясняет личной неприязнью.Год тому назад прямо во время службы священник больно пнул 7-лентнего внука Тимофея Захаровича,о чем имеется свидетельство троицкого местного лазарета.Под присягой Филипп Петрович Юстов заявил,что старосту не отстранял,но "хотел постращать."Из церкви не гнал,Завершиннский якобы "сам ушел по честолюбию".Священник хотел,чтобы свечи покупались в епархиальной лавке.Урядник Кособродской станицы,житель Тарутинского поселка Иван Васильевич Волобоев показал,что свечная выручка при проверке показала наличие денег.Свою осторожную позицию высказали жители поселка Петр Агафонович Болотников,39 лет,Василий Михайлович Плетнев,67 лет,Алексей Васильевич Плетнев,43 лет.Зять Тимофея Захаровича-урядниик Петр Прокопьевич Карташов,47 лет,иззложил происшествие с сыном.Подтвердил факт конфликта казак Пилюгин Федор Петрович и дьякон Михаил Николаевич Бреев. Аккуратно вел себя помощник старосты Дмитрий Иванович Аристов,часто одалживавший у священника Юстова деньги.Всего Сементовский опросилл 27 человек и видимо на громадном житейском опыте вынес устраивавший всех вердикт.Выводы его сводились к следующему:"Отстранение Завершинского от должности произошло в оскорбительной для него форме.По сути,покупка неепархиальных свечей не запрещена,а не рекомендуется.Завершинского от должности старосты не удалять.
  Священника считать по суду оправданным.Наложенное на него взыскание занести в послужной список.Сементовский умер в 1891 году,Завершинский годом позже.Филипп Петрович Юстов служиллв Тарутинской церкви до 1898 года.А после него и до закрытия храма свщенником служил его сын-Иван Филиппович.К началу 20-х годов 20 столетия обида изжила себя и внуки Юстова и Завершинского уже роднились.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"