Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса "Психология жителей столичных городов"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    проект экзотической программы по экопсихологии :)


Программа курса "Психология жителей столичных городов"

Пояснительная записка

   Настоящий спецкурс предназначен для студентов очно-заочной и заочной формы обучения, проходящих подготовку по специальностям "социальная педагогика" и "педагогика и психология" и является факультативным. Спецкурс рассчитан на 14 часов лекционных и 2 часа семинарских занятий. Спецкурс завершается зачетом.
   Спецкурс "Психология жителей столичных городов" является конкретизацией нового прикладного направления в психологии - экологической психологии, которая интегрирует достижения социологии, антропологии, культурологии, социальной, политической и этнической психологии, педагогики и других гуманитарных и естественных наук.
   Целью настоящего спецкурса является ознакомление студентов с современными идеями и исследованиями в области экологической психологии, а также с классическими понятиями и исследованиями в области социальной психологии.
   Соответственно, задачами спецкурса являются:
  -- расширение компетентности студентов в области гуманитарных наук
  -- демонстрация комплексного характера современной гуманитарной науки
  -- стимулирование научно-исследовательского мышления студентов.
  
  
      -- Введение
   Понятие экологической психологии. Комплексный характер экопсихологии как прикладного научного направления. Краткая история экопсихологии. Перспективы развития экопсихологии. Методологические проблемы экопсихологии. "Экология личности" Бронфенбреннера. Социально-психологические эксперименты С. Милгрема: человек в мегаполисе.
  
   Контрольные вопросы:
  -- В чем заключаются методологические сложности экопсихологии?
  -- Что такое "экологическая психология"?
  -- Какие факторы определяют особенности формирования личности?
  -- Какая система социального окружения ребенка определяет все остальные?
  -- Приведите примеры влияния экосистем различного уровня на формирование личности
   Литература к разделу:
   1. Психологический словарь
   2 Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976
  
      -- Урбанизация как социопсихологический феномен.
   Количественные и качественные аспекты урбанизации. Экономико-географические, демографические и социокультулогические характеристики урбанизации. Особенности урбанизации в России. Понятие мегаполиса. Феномен мегаполиса и современное индустриальное общество. Стадии развития мегаполиса. Метасистема города: факторы, влияющие на формирование города.
  
   Контрольные вопросы:
  -- Что такое урбанизация?
  -- Почему феномен урбанизации в настоящее время считают преимущественно социопсихологическим процессом?
  -- Когда появились мегаполисы и почему?
  -- Перечислите стадии развития мегаполиса
  -- Какие вы знаете факторы, формирующие облик города?
  
   Литература к разделу:
      -- Алисов Д.А. Урбанизация и культура. - В сб. Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999
      -- Сайко Э.В. Город в процессах исторических переходов: теоретические аспекты и социокультурная характеристика. М, 2001
  
      -- Город как феномен цивилизации.
   Город - интегратор общественно-исторических отношений социума. Ступени развития общества и города: город античный и средневековый (город традиционного общества); мегаполис индустриального общества и экологические проблемы, урбанизированная среда информационного общества. Город как посредник между человеком и природой. Цивилизация и культура. Город как открытая целеустремленная система. Социопрограмма как фактор, определяющий направление развития города. Социопрграмма как отражение совокупности векторов потребностей горожан. Основные социокультурные характеристики мегаполиса по Р. Сеннету
  
   Контрольные вопросы:
  -- Как вы понимаете высказывание Э. Сайко, что город интегрирует общественные отношения?
  -- Чем отличается город на каждой из трех ступеней общественного развития?
  -- Исчезнет ли город как феномен в информационном обществе?
  -- Что определяет направление развития города? Зависит ли направление развития города от отдельных людей?
  -- Что такое социопрограмма?
  --
   Литература к разделу:
          -- Сайко Э.В. Город в процессах исторических переходов: теоретические аспекты и социокультурная характеристика. М, 2001
          -- Сеннет Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. - Логос, 2002
      -- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. - Логос, N 3, 2002
  
  
      -- Мегаполис с точки зрения теории социальной коммуникации
   Понятие этногенеза по Л. Гумилеву. Социальная память общества: ее структура. Материальная и духовная культура, коллективное бессознательное. Структура сознания большой целевой группы. Социальная память общества и структура общественного сознания традиционного общества. Социальные коммуникации. Значение, ценности и социальные нормы как механизмы регуляции социального поведения индивидов. Классификация культур по М. Мид: постфигуративная культура традиционного общества, кофигуративная культура большой целевой группы, префигуративная культура как феномен урбанизации. Механизмы регуляции социального поведения в традиционном и индустриальном обществе. Вербальная и невербальная коммуникация. Особенности межличностной коммуникации в мегаполисе. Виды невербальной коммуникации как феномен публичности. Мода как феномен социальной коммуникации: публичный и частный аспект моды.
  
  
  
  
   Контрольные вопросы:
  -- Что такое этногенез?
  -- Чем отличается социальная память этноса, толпы и целевой социальной группы?
  -- Сравните основные механизмы регуляции социального поведения индивида традиционного и индустриального общества
  -- Раскройте содержание классификации культур по М. Мид
  -- Каковы особенности коммуникации индивидов в мегаполисе?
  -- Почему мода является феноменом индустриального общества?
  
   Литература к разделу:
   1 . Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли.
   2. Кон И.С. Маргарет Мид и мир детства // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
   3. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
   4. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации.
  
      -- Идустриальный город и феномен толпы.
   "Век толп" С. Московичи. Массовое общество мегаполиса. СМИ как основной агент социального влияния современного урбанизированного общества. Структура СМИ. Виды изменения установок и поведения реципиентов. Манипулирование сознанием. Приемы манипулирования. Реклама. Психология электорального поведения. Психологические свойства толпы. Типология толп. География толпы и приемы управления толпой. Факторы формирования толпы: циркуляторная реакция и слухи. Классификация слухов. Зона влияния слухов. Трансформация информации в зависимости от дальности источника. Слухи как альтернативный СМИ источник социально значимой информации..
  
   Контрольные вопросы:
  -- Что такое "массовое общество"?
  -- Раскройте психологические механизмы толпы
  -- Какова роль СМИ в регуляции социального поведения жителей мегаполиса?
  -- Почему значение СМИ возрастает в индустриальном и информационном обществе?
  -- Каковы причины и механизмы распространения слухов?
  
   Литература к разделу:
   1. Назаретян А.П. Агрессивная толпа; массовая паника; слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Питер, 2004
      -- Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. М. 2004
      -- Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М, 1992
  
  
  
      -- Частная и публичная жизнь жителя мегаполиса.
   Теория социальной идентичности Г. Тэшфела. Публичная и частная жизнь и личностная и социальная идентичность Космополитизм и эскапизм как феномены мегаполиса. Социальная идентичность как способ снижения тревожности. Феномен этнокультурного возрождения в мегаполисе. Психологические причины появления неформальных объединений жителей мегаполиса. Расщепление публичной и частной жизни жителя мегаполиса: невротическая модель. Психопатология жителей мегаполиса. Сравнительная характеристика социально-психологических и этнокультурных факторов, влияющих на формирование личности жителя малого города и мегаполиса.
  
   Контрольные вопросы:
  -- Что такое личностная и социальная идентичность?
  -- Почему социальная идентификация снижает тревожность индивида?
  -- В чем заключается феномен этнокультурного возрождения?
  -- Что такое космополитизм и эскапизм?
  -- Почему космополитизм и эскапизм характерны для мегаполиса?
  -- Почему большой город способствует формированию неврозов у людей?
   Литература к разделу:
  
      -- Агеев В. Психология межгрупповых отношений. М, 1984
      -- Петрушин В.Н. Неврозы большого города М, 2004.
      -- Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - "Флогистон", 1999 г.
      -- Солозобов Ю. Город как деструктивный культ. Август 2002
  
  

Тематический план

  
   Тема
   Лекции (час)
   Семинары(час)
   1. Введение
   1
  
   2.Урбанизация как социопсихологический феномен.
  
   2
   1
   3.Город как феномен цивилизации.
   3
  
   4.Мегаполис с точки зрения теории социальной коммуникации
   3
  
   5.Идустриальный город и феномен толпы.
   3
  
   6.Частная и публичная жизнь жителя мегаполиса
   2
   1
  
  
  
   Основная литература:
  
      -- Агеев В. Психология межгрупповых отношений. М, 1984
      -- Алисов Д.А. Урбанизация и культура. - В сб. Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999
      -- Алисов Д.А., Тучина С.П. Молодежь малого города: кризис самоопределения. В сб. Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999
      -- Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976
      -- Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли.
      -- Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М, 1992
      -- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. - Логос, N 3, 2002
      -- Кон И.С. Маргарет Мид и мир детства // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 .
      -- Назаретян А.П. Агрессивная толпа; массовая паника; слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Питер, 2004
      -- Петрушин В.Н. Неврозы большого города М, 2004.
      -- Сайко Э.В. Город в процессах исторических переходов: теоретические аспекты и социокультурная характеристика. М, 2001
      -- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации.
      -- Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. - "Флогистон", 1999 г.
      -- Солозобов Ю. Город как деструктивный культ. Август 2002
  
  
   Дополнительная литература:
  
      -- Андреева А.Д, Данилова Е.Е. Особенности рентной установки подростков и старшеклассников, проживающих в экологически неблагополучных районах // Тульская школа. - 1995. - N 1
      -- Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. С. 248-267.
      -- Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. М. 2004
      -- Волков С. История культуры Санкт-Петербурга от основания до наших дней. М., Эксмо, 2005
      -- Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского
      -- Кожурин А.Я. Ландшафты "естественные" и городские (ранние опыты "ландшафтологии" в европейской философской традиции) -В сб.: Философия детства и проблемы современного города. Материалы IX международной конференции "Ребенок в современном мире. Дети и город". СПб., Из-во СПбГТУ, 2002. С.72-79.
      -- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
      -- Сеннет Р. Падение публичного человека. Пер. с англ. - Логос, 2002
      -- Ольшанский Д. Политическая психология. М.2004
  
  
   Примечание: курсивом выделены интернет-источники
  

Вопросы к зачету "Психология жителей столичных городов"

  
      -- Предмет экологической психологии
      -- Эволюция города
      -- Метасистема города: факторы, регулирующие развитие города
      -- Социокультурные особенности мегаполиса по Р. Сеннету
      -- Урбанизация как социопсихологический феномен
      -- Город как система
      -- Экология личности Бронфенбреннера
      -- Классификация культур по М. Мид
      -- Особенности традиционного сознания
      -- Особенности сознания жителя мегаполиса
      -- Город как концентратор общественного развития
      -- Эскапизм как феномен мегаполиса
      -- Структура этнического сознания
      -- Космополитизм как феномен мегаполса
      -- Личность жителя мегаполиса
      -- Феномен толпы. Виды толп
      -- Факторы, регулирующие социальное поведение человека традиционного общества и мегаполиса: сравнительная характеристика
      -- Массовые коммуникации и их роль в формировании индивидуального сознания
      -- Публичная и частная жизнь жителя мегаполиса
      -- Слухи и механизмы их распространения
      -- Невербальная коммуникация в условиях мегаполиса
      -- Феномен возрождения этнического сознания в мегаполисе
      -- Неформальные молодежные группы мегаполиса
      -- Мегаполис в индустриальном и информационном обществе: социопсихологические аспекты
      -- Мода как городской феномен
  
   Требования к студенту на зачете: на зачете студент должен продемонстрировать знание основных понятий и проблем психологии жителей мегаполисов и столичных городов, а также знание соответствующих концепций и теорий, объясняющих те или иные аспекты психологии жителей традиционного общества и мегаполиса.
  

Тематика курсовых и дипломных работ

  
      -- Конформизм городского и сельского школьника
      -- Особенности кризиса идентичности в юношеском возрасте в малом городе и мегаполисе
      -- Социальные нормы и ценности неформальных групп молодежи мегаполиса
      -- Мода как социально-психологический феномен индустриального общества
      -- Сравнительный анализ системы ценностей жителей мегаполиса и малого города
  
  Э. Фромм. "Иметь или быть".
  http://www.litportal.ru/genre11/author2128/read/page/1/book10660.html
  
   5
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"