Скалыга Александр Сергеевич : другие произведения.

Секрет Гарри Поттера, или какие книги нужны современным подросткам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.33*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья в некотором роде предисловие к моему роману. Многие суждения и мнения высказанные в ней покажутся спорными, поэтому прошу Вас, не молчите! Буду рад услышать Ваше мнение на поставленные мною вопросы.


Секрет Гарри Поттера, или какие книги нужны современным подросткам

   Тема этой статьи родилась во время моего разговора с одним из директоров сети книжных супермаркетов "Азбука". Меня очень заинтересовал секрет успеха книг о маленьком волшебнике Гарри Поттере. Услышанная в ответ реплика заставила меня призадуматься:
   - Гарри Поттер оказался в нужном месте в нужное время, сейчас катастрофически мало издается книг для возрастной категории от 12 до 16 лет. А те книги, что издаются либо скучные, либо жесткие и не подходят абсолютно для всех.
   - А переиздания старых книг?
   - Дело в том, что мы стали жертвами акселерации, те книги, что раньше выходили для детей пятнадцати лет сейчас читают уже в десятилетнем возрасте, и современные тинэйджеры считают их слишком детскими.
   - Так, что же тогда почитать современному подростку?
   - Хороших книг практически нет, ни у нас, ни на западе. Вот список книг, что мы, на сегодня, предлагаем для подростков:
   1. Дж.К.Ролинг. Гарри Поттер.
   2. Сэм Макбратни. Знаешь, как я тебя люблю?
   3. Ян Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
   4. К.С.Льюис. Хроники Нарнии.
   5. Вера Тименчик. Семья у нас и у других.
   6. Дмитрий Емец. Таня Гроттер.
  
   Ну, запад, западом, но действительно ли у нас (обобщу и на Украине, и в России) нет, что почитать подростку? Ведь я хорошо помнил, сколько прекрасных книг попали мне в руки в 15-16 лет. Кроме классиков я читал Экзюпери, Хайнлайна, Крапивина, Трублаини, Астрид Линдгрен, Нортона, Куприна и еще множество авторов. Хоть и не все их имена сохранила моя память, разве что вот названия некоторых книг: "Когда тебе пятнадцать", "Старая крепость", "Маленькие дикари", "Капитан Сорвиголова", "Дневник старшеклассницы". Эти книги воспитывали мой характер, мои стремления, понятия о добре и зле. Уже после них я стал читать вперемешку и классиков, и фантастику, и детективы. Но все-таки именно те книги воспитывали мой вкус. Они рассказывали о моих сверстниках, о таких же детях как я сам. Должны же сейчас быть книги, что рассказывают о современных детях.
   Я обратился к друзьям и знакомым, чьи отпрыски вступили в столь замечательный возраст, когда уже не дети, но еще не взрослые: "Что читают Ваши дети?" Среди массы названых книг я увидел много фантастики, совсем не детских детективов и любовных романов. При всем моем уважении к перечисленным жанрам, лишь некоторые из них могут дать пищу для юного, пытливого ума подростка. Среди них выделялись лишь несколько книг в жанре фантастики написанных для подростков, это уже названый "Гарри Поттер" и его клоны типа "Тани Гроттер" и "Чарли Бона". Среди "умных" книг назвали малотиражные переводы западных бестселлеров "Я дышу" Анн-Софи Брасм, "Дневник Алисы" типа от первоисточника, Набокова с его "Лолитой".
   - Мда, невеселые книжечки у Ваших детишек, - ответил им я. А то, чему учат эти книги я лучше промолчу. Нет в принципе, все эти книги несут очень глубокие и актуальные мысли: как-то проблемы с родителями, наркомания, гомосексуализм, ранние половые связи. Но уж очень жутко все это подано, да правильное слово, жутко и жестко. Как любит выражаться наша молодежь - ЖЕСТЬ. Фантастика же, наоборот, ничего не учила, так себе, развлекательное чтиво.
   Следующим моим шагом стал поход на книжный рынок, хоть и не люблю я эту толкучку, но все же выбор здесь получше, чем в обычном магазине. Я подходил к продавцам и задавал вопрос:
   - Что у Вас есть почитать современному подростку 14-15 лет?
   Боже, что мне только не предлагали: кроме классиков, те же Гарри Поттеры, Гроттеры, Алисы и Лолиты. Макс Фрай, Злотников, Садов, Орлов, Олди, Панкеева, Громыко, Каменистый и так далее. Многих этих авторов я прочел, и очень многие книги мне понравились, но все же безоговорочно отнести их к подростковым книгам не могу. Приятным исключением стала книга "Клуб девушек в джинсах" Енн Брашарес, тоже перевод с английского, это полностью подростковая книга для девочек (скорее подростковый любовный роман), и все. Четыре похода на книжный рынок и столь плачевный результат.
   - Что же случилось? Почему у нас нет подростковых книг, не издают, не пишут?
   Вот что мне ответили в одном московском издательстве:
   - Все дело в том, что неопределенны точные рамки жанра. Что есть подростковая книга? Это может быть и фантастика, и детектив, и любовный роман. Помните, в конце девяностых была большая мода на детские детективы, тогда издавалось очень много книг, как вы называете, подросткового жанра. Сейчас ситуация поменялась, стало появляться больше серьезных книг для детей, поднимающих очень актуальные и глобальные вопросы позволяющие современным подросткам больше и лучше ориентироваться в современном мире. Это Мари-Од Мюрай "Ох, бой!", "Дневники Алисы", Ребекка Годфри "Рваная юбка", книги уже заслужили мировое признание и заслуженно стали бестселлерами.
   - Что же такого хорошего в этих книгах?
   - Как Вы не можете понять, в них эмоции, крик души подростка, там жизнь без прикрас, так как она есть на самом деле. На западе они включены в школьную программу, они издаются многомиллионными тиражами.
   - А у нас?
   - К сожалению, отечественный читатель пока что не готов к этим книгам.
   После такого ответа, я уже не смог продолжать разговор.
   Как итог могу сказать одно, ни в книжных супермаркетах, ни на книжном рынке, ни даже в издательствах не могут дать однозначный ответ на столь простой вопрос:
   какой должна быть книга, чтобы понравиться обычному подростку?
   Я долго думал над этим вопросом, разговаривал с учителями, детскими психологами с простыми подростками. Совместно мы смогли выработать несколько основных принципов для таких книг.
   Вот главные из них:
      
      1. Современные авторы книг для подростков, главным принципом для своих книг называют то, что их читатели уже не дети. Как результат появление таких книг, о которых я написал выше "ЖЕСТЬ". Я с этим не согласен, да, подростки уже не дети, но не забывайте, что они и не взрослые. Во многих вопросах, их взгляд мало, чем отличается от детского.
      
      2. Каждый подросток считает себя полностью самостоятельным и однозначно взрослым. Если он читает книгу о подростках, в ней главный герой как минимум спасает мир, при чем самостоятельно без взрослых, они только мешают (да и вообще, что они понимают).
      
      3. 14-16 лет это пора любви. В книге обязательно должна присутствовать любовная линия. При чем, чем больше, тем лучше, пусть герои влюбляются, встречаются, расстаются, страдают. Но нельзя опошлять, или стебаться над этим. В подростковом возрасте верят в истинную любовь, и неудачная шутка по этому поводу может испортить всю книгу. Нельзя отнимать у подростка веру в истинную силу любви.
      
      4. Очень не простой вопрос поднятия "сложных", или как еще говорят "актуальных" вопросов в книгах для подростков. Это наркомания, гомосексуализм, ранние половые браки, социальное неравенство, религия и так далее. Наверное, это надо оставить на вкус автора. Дж.К.Ролинг в своих книгах, наиболее острые проблемы просто обошла стороной, чем заслужила язвительные смешки. Р. Годфри и М. Мюрай вывели их на первый план, что отвернуло от них львиную долю потенциальных читателей. Хотя лично мне подход автора книг о маленьком волшебнике кажется более правильным. Ведь о столь сложных вопросах надо судить непредвзято, или скажем так "нейтрально", если автор не может этого сделать, лучше их избегать.
      
      5. В подростковой книге обязательно должен быть счастливый конец. Не смотря на ныне модную борьбу со штампами, когда новоявленные критики на Самиздатовских форумах кричат, что конец должен быть неожиданным, а "Happy end" это секретное оружие американцев. Я твержу - финал любого подросткового произведения должен быть счастливым, или хотя бы дарить надежду. Подросток только начинает жить, и хоть многие скажут, что "пусть дети заранее готовятся к взрослой жизни", я им отвечу - не отнимайте у них надежду.
      
      6. И последнее, наверное самое спорное. Что должна нести в себе книга для подростков? Как и любая другая книга, она должна "сеять вечное, доброе", но не только. Даже читая развлекательное чтиво, подросток должен учится (чего я так и не смог найти у Гарри Поттера, и что с восхищением я нахожу у старого, доброго Хайнлайна), пусть это будут банальные истины: как и почему вращается планета, причины краха Римской империи или кто построил пирамиды. Пусть эти истины спорны, а на поставленные вопросы зачастую нет однозначных ответов, но они возрождают в душе подростка желание прочесть еще, сесть и разобраться. И поверьте, со временем повзрослевший подросток скажет: "Эта книга изменила мою судьбу."
  
   Конечно, это не все, можно часами говорить о том какой должны быть книга для подростков. Назначенные шесть принципов на мое, весьма субъективное мнение, главные. К сожалению, книг, где были бы задействованы все шесть вышеуказанных принципов, сейчас выходит крайне мало. Можно сказать, что их совсем нет. Но не думаю, что так будет продолжаться вечно, и скоро мы увидим новые хорошие книги, столь не простого, подросткового жанра.
  
Оценка: 4.33*13  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"