Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Welcome to the Digger Archives

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конец эры - Утопия больше не повторится? Диггеры Сан-Франциско - люди, которые умели верить и любить бесплатно. В соавторстве с Алексом, Стивеном и Джоджем: вольная трактовка и свободный перевод с сайта американских диггеров. - Кто такие диггеры, - недавно спросила меня одна симпатичная девушка. Это явно не простой вопрос: и пусть можно вспомнить большую статью в Забрисках (ух, сколько же лет прошло со времени написания той статьи?); или же сослаться на современный сайт в интернет «Архивы Диггеров». http://www.diggers.org/ Пожалуй, «диггеровские архивы» интересны еще и тем, что там много-много фотографий, а за несколько лет своего существования, «архивы» разрослись визуально до неузнаваемости — в самом деле, «копатели» накопали чудесный фотоматериал! И где еще можно посмотреть сканы «бесплатного доллара» и мистических прокламаций, фоторепортажи с театральных диггеровских постановок вроде "Дураки на улице"?

  Начинаем. Сообщение от редактора Стивена, директора научно-исследовательского проекта Хэйт-Эшбери. «Отец Леон Харрис прислал мне несколько статей в 1974 году. Они сохранились в его домашнем архиве, я попросил его переслать копии мне. Я не знаю, кто автор. Но в статьях описываются события, произошедшие в епископальной церкви Всех Святых и на улицах города. Для справки: в апреле 1967 года насчитывалось несколько фракций Diggers, действующих автономно в Хэйт-Эшбери. Тогда можно было встретить самые разнообразные группы, исповедующие нечто свое, даже за пределами самой философии движения. Но эти статьи особенно интересны, поскольку они проливают свет на основные задачи диггеров того времени, классические организационные сложности движения...»
  Далее уместна цитата из первой статьи от 18 апреля, 1967 года.
  «...У диггеров Сан-Франциско раскол. Да, в прямом и переносном смыслах.
  Может быть, это результат нашей деятельности и философии? Тысячи людей тусуют сейчас на улицах, но по состоянию на 18 апреля 1967 года приют в церкви Всех Святых закрыт. Причина: дезорганизация. Нет лидера и никто не хочет сесть за стол переговоров и взять на себя ответственность. Никто ничего не знает, никому нет дела до нашей деятельности. По словам Томми О'Доннелла: "мы самая неорганизованная организация в мире". Таким образом, мусор остается не убранным, пища неприготовленной, на звонки никто не отвечает. 20 апреля преподобный Леон Харрис покинул Сан-Франциско, но обещал вернуться 26 мая. После этого вообще все пошло наперекосяк. Может быть, 26 мая ситуация исправится и снова откроются бесплатная столовая и приют...»
  Цитата из второй архивной статьи Леона Харриса.
  «...Любые обсуждения в группах, специально созданных для работы в
  Хейт-Эшбери должны начинаться с Diggers. Диггеры - это свободно организованная тусовка хиппи, исповедующих что-то вроде утопии. Их деятельность очень сильно влияет на всех хиппи, потому что они как бы обслуживают тусовку. Несмотря на аморфный характер деятельности диггеров, именно они поддерживали все сообщество весной и летом 1967 года.
  Диггеры приняли свое название от английских диссидентов 17 века,
  которые оказывали поддержку (в том числе - предоставляя бесплатную
  пищу) бедным людям. А диггеры Хэйт-Эшбери начали свою работу в конце осени 1966 года, в разгар межрасовой напряженности в Сан-Франциско. Они начали раздавать продовольствие еще в парке Голден Гейт, как символический жест дружбы белых и чернокожих общин Хэйт-Эшбери...»
  «... Диггеры также сделали очень много для организации сейшенов.
  Диггеры не брали деньги за свои услуги, а продовольствие получали от коммерсантов и местных продавцов продуктовых магазинов. Летом 1967 года диггеры кормили не менее 150 человек каждый день. По всей видимости, некоторые диггеры даже открывали собственные фермы. Кроме того, утверждали, что диггеры помогают родителям, чьи дети убежали из дома и тусуются в Сан-Франциско. Диггеры создавали склады для хранения и бесплатного снабжения нуждающихся мебелью, продуктами питания и прочими предметами первой необходимости. Они давали консультации людям, которым требовалась помощь в хаосе жизни Сан-Франциско...»
  Чем же все кончилось? Эх... великий облом! Пипл, мир жесток, люди не любят наивных и добрых!
  «...Еще в начале лета 1967 года многие диггеры покинули Хэйт-Эшбери. Преподобный Леон Харрис продолжал сотрудничать с диггерами, обеспечивая их кухней для приготовления пищи и служебными церковными помещениями. Видимо, диггеры переключили свое внимание на поддержку коммун и семей хиппи...»
  «...Когда диггеры начали отказываться от своих проектов и оставлять Хэйт-Эшбери, отец Леон Харрис был вынужден создать комитет из активных членов церкви для оказания помощи жителям улицы. Эта добровольная комиссия работала в течение всего лета, но осенью прекратила свою подвижническую деятельность. Также летом диггеры из штаб-квартиры (сейчас известна как "Управление по делам общин") организовали в подвале церкви бесплатные завтраки и обеды, возможность отдыха, открыли центр занятости для хиппи. Впоследствии их деятельность продолжила САО...»
  После этой несколько мрачноватой картины, самое время немного порассуждать об идеологии. По мнению Алекса Формана (небезызвестного анархиста, статья из газеты "Анархия" за июль 1967), диггеры смогли соединить в себе две мощнейшее тенденции того времени - битническую и левацкую. Диггеры выросли из хипового чувства солидарности, стремления к жизни в среде себе подобных и культуры ЛСД. Последняя, как считают некоторые теоретики, «помогла преодолеть социальные и расовые различия в Хэйт-Эшбери». Тот факт, что эта любовь была обнаружена частично с помощью ЛСД, создает «отличие» от первых диггеров,
  проникнутых христианским смирением (ну, как им казалось).
  Диггеры стали в каком-то смысле предвестниками новой морали. Этическую силу диггеров можно проследить даже за тем фактом, что когда их вышибли из различных общественных организаций Сан-Франциско, «они нашли поддержку у Церкви». Был ли неизбежным конец истории диггеров? К сожалению, авторы-исследователи единодушны в этом вопросе. Торгашеские мотивы возобладали даже в среде хиппи. Всегда найдутся люди, готовые воспользоваться дармовщиной и\или «потребовать» платы за любовь и музыку. Диггеры также были вынуждены просить помощи и у богатых, влияние последних плохо сказывалось на дух движения.
  Диггеры хотели создать новый мир, но богатые люди отнюдь не стремились бесплатно разбазаривать свои капиталы. Известнейший исслеодватель контркультуры Теодор Роззак также замечает: Сан-Франциско захватила наркомафия. Диггеры вынуждены были «совершить исход», основали по крайней мере две коммуны, где занялись фермерством. Впрочем, если уж на то пошло, то там наверняка было больше любви, нежели у всех наших современных любителей сейшенов на природе...
  Ниже показательный диалог того времени.
  Говорит Рембрандт, вольный художник: Я вижу, что вы, ребята, открываете магазин. Могу вам расписать стены...
  Отвечает Рой, бывший борец за свободу в штате Миссисипи, в настоящее время организатор склада для хранения всяких нужных вещей: Ну, у нас все бесплатно, поэтому мы не сможем заплатить за вашу работу.
  Рембрандт: Я никогда ничего не делаю бесплатно и никто не давал мне ничего бесплатно.
  Рой: Неужели? Бедняга... Смотри, у тебя есть краски, если ты можешь рисовать, значит, они твои. У тебя есть деньги? Держи, здесь хватит на билет.
  Рембрандт: Я не врубаюсь, но это круто!
  Далее Алекс Форман пишет: «Некогда мужчины одной коммуны начали сажать и копать на Сент-Джордж-Хилл. Было это аж в 1649 году. Ерунда? Нет. Что бы мы теперь не говорили, а тогда это был всплеск и кульминация радикальных сил, возникших в результате Реформации в Германии. Уж очень хотелось послать далеко и надолго все лживую идеологию священников римской церкви. Ну и требовались не только азартные проповеди Мартина Лютера. Последний вообще-то оказался весьма умеренным политиком и цивилом. Да-да, История жаждала большего - ей подавай революции и разрушения до основания всемогущества церкви. К слову сказать, диггеры отнюдь не случайно озаботились вопросами питания - власть богатых сосредоточена в самой системе перераспределения еды, даров земли. Тот, кто правит миром, ворует у крестьян пищу, правда? Короче, если вам угодно заняться вопросам истории, изучайте крестьянские восстания Германии, гражданскую войну в Англии.
  Небольшие группы диггеров приобрели известность не только как крестьяне. Они восстали против тирании духовенства, судей, адвокатов, парламента и прочей знати. Они обратились с просьбой передать народу земли короля, когда его казнят.
  А уж народ знает, что следует делать с землей: например, создать коммуну и в содружестве выращивать хлеб и овощи. Но диггеры не были кровожадным большевиками. Они надеялись, что их система окажется мирной, наполненной разумом и любовью. А затем уже вся страна поведется на тамошние лозунги и восторжествует всеобщее счастье.
  Увы, диггеры так увлеклись пацифизмом, что отказались защищать себя с оружием в руках. Думаю, конец их истории для нас очевиден...
  Впрочем, у диггеров были различные аргументы, которые казались тогда актуальными. Например, религиозные - Бог создал землю для всех, поэтому плоды земли должны быть бесплатными.
  С другой стороны, право собственности на землю в Англии устанавливалось с помощью железных мечей и огня, - хотя бы тем же Вильгельмом Завоевателем. Поэтому собственность на землю аморальна, а ее история преступна. Первые диггиры проповедовали, что в природе человека смешались несколько тенденций: самосохранение (отсюда алчность и кровопролитие) и альтруизм, общее самосохранение вида. Альтруизм выше самосохранения, от него идет любовь и святость бессребреничество...»
  Добавим красок к нашей картине. Очень авторитетная газета пишет в статье "Новые игры диггеров" ("Колючка Беркли" от Ноябрья 4, 1966).
  «...Все минувшие выходные диггеры резвились. Они раздали 1500 листовок в Хейт-Эшбери, торжественно объявив начало "полной Луны" празднования Хэллоуина. В течение нескольких недель Diggers кормили всех голодных на импровизированном пикнике. Сценой для их "пищи духа" и "плодов души" послужили 25-футовые высокие желтые деревянные рамы.
  Также мы наблюдали бурную деятельность актеров, которые, нацепив на себя маскарадные костюмы, изображали двух кукол - одна из них уж очень напоминала Роберта Шира, а вторая какого-то конгрессмена.
  Куклы играли замысловатое действо "Дураки на улице". Ну и потом спонтанно возникла игра, ее назвали "Перекресток", где каждый участник пытался встретиться с другим играющим на пересечениях улиц. Некоторые цивильные зрители вылезали из автобусов и машин, чтобы поглазеть на происходящее. И к 4 часам вечера в игре уже участвовали около 600 человек.
  Правда, на карнавал пришли и нежелательные гости - полицейские. И вот так среди гоблинов, эльфов и чертей появились полицейские мундиры и кое-кого из наших повинтили...»
  Живописная сценка из карнавальной жизни выглядела следующим образом. Полицейские: «Мы предупреждаем, если вы не покинете район, мы арестуем вас за нарушение общественного порядка в общественных местах.»
  Куклы орут хором: «Так мы и есть общественность, нас здесь много, кто тут еще общественность?»
  Полицейские: «Сейчас мы начнем проводить аресты!»
  Кукла "сенатора": «Я объявляю себя общественностью. Аз есмь общественность, улицы отныне открыты. Улицы свободны.»
  Короче, полицейские хватают кукловодов и винтят. Кажется, пять человек арестовали «за кампанию». Еще один мужчина был арестован за «протест против арестов». Он пытался сказать что-то вроде «это наши улицы». Затем полицейские призвали толпу разойтись, но все эти 600 человек вяло отреагировали и продолжали играть в свой дурацкий «Перекресток». Диггеры включили магнитофон, под музыку пиплы начали танцевать...
  ...Говорят, диггеры в тюрьме громко пели «Avanti Populi» (песня итальянских коммунистов) и орали известный мотив «Марат, мы бедные» со словами «Хотим революцию сейчас!»
  Несмотря на все вышеуказанные полицейские мероприятия, диггеры продолжили свою работу, и по расписанию снабдили в понедельник 55 человек едой. По выходным диггеры кормят около 200 человек, а в прошлый четверг и пятницу они привезли продовольствие через залив к школе во время «ойклендского бойкота».
  Прим редакции. Обвинения были сняты вчера против всех пяти арестованных. Как нам стало известно, среди задержанных оказались два актера, скульптор, писатель и безработный...
  Еще отрывки из "Колючки Беркли" за октябрь 21, 1966 г.
  «...Нам передают, что диггеры возникли в Хэйт-Эшбери спонтанно в ту трагическую ночь, когда было совершенно убийство одного парня.
  Уже на следующий вечер диггеры появлялись во всех злачных местах Хэйт-Эшбери и призывали класть с прибором на комендантский час. В пятницу диггеры сделали свою первую акцию - чтобы показать пропасть между блаженной психоделией и радикальной политической мыслью.
  Пипл был обрадован слухами, будто диггеры также планируют раздавать бесплатное питание.
  И на сейшн приперлось аж 75 человек с ложками, мисками и котелками.
  Кажется, даже вмешался Департамент здравоохранения, им не понравились санитарные условия, ведь еда раздавалась прямо на траве и среди мусора.
  <...> До сих пор диггеры кормят около 100 человек ежедневно в 4 часа вечера.»
  В другой статье все тот же автор дает нам общее представление о диггерах: «У них большие добрые глаза, они ходят по улицам в рваной одежде и носят талисманы на шее. Некоторые из них подростки, но чаще всего им уже двадцать лет, встречаются и взрослые люди около сорока. Они говорят о чем угодно, всегда беспричинно смеются и бесплатно кормят людей. Они DIGGERS. Когда я увидел их первый раз, я подумал, что попал на пикник. Во второй раз я удивился, а на третьей нашей встрече я сел с ними за общую трапезу. И спросил свою случайную соседку: "кто тут диггеры?"
  Моя собеседница, девушка с голыми ногами и очень длинными волосами лишь улыбнулась: "я не знаю, я не диггер. А вы диггер?"
  - "Е**ать всех диггеров" - заорал какой-то парень, а все засмеялись.
  Я начал уточнять, откуда хавчик. Он сказал, что еда для всех бесплатная.
  - "Да, но кто сделал этот подарок? Кто заплатил за еду?"
  - "Еда бесплатная, она ваша."
  У диггеров нас кормили хорошей здоровой пищей: молоком, салатом, рисом, яблоками, всякими овощами.
  ...Кто-то из хиппи подбросил яблоко в воздух и закричал "ура!" Рядом проезжала патрульная полицейская машина, она остановилась около нашей столовой. Хиппи пригласили полицейских на ужин, но полисы лишь качали головами. Потом они уехали. Пипл резвился: играли на гитарах и флейтах, кто-то включил магнитофон. Начались разговоры о психоделической революции, возвращении к источникам. Есть ли революция? Кто ж знает, это еще предстоит выяснить. Сейчас мы находимся вне времени, в каком-то ином мире, где свободно, а наша юность еще граничит с детством. Гармония и природа. Была такая работка. Называлась она "Идеология неудачи".
  Ага, в то время, когда мы начинаем возвращаться в детство, вспоминаем наше прошлое, пытаемся восстановить все-все в своей изначально простоте. Но есть какое-то напряжение, правда? Поэтому меняется реальность, возникает хаос, мы уходим в лес, на природу. Игра. Игра игрой, но уже молчаливые "мы" сидим в городах на тротуарах, в наших головах полный абсурд. Это компромисс между трусостью и иллюзиями. Да, мы еще делаем музыку с наемниками. Музыканты - наемники, они продают нам свою музыку. Или кто-то торгует кожаными сандалиями за 20 долларов за штуку. Скупка искусства? Психиатры нашептывает проклятые слова нам в уши... Итак, мы остановились, мы просто не будет играть больше. Мы возвращаемся в процветающее общество потребления и отказываемся потреблять. Мы делаем все это даром. По правде говоря, это и есть наш протест. Мы все делаем бесплатно, потому что мы неудачники. А Любовь не танцуют на шоу за 3 доллара. Показать Любовь можно только, если вы согласитесь потерпеть тотальную Неудачу. Сделайте это бесплатно. Сделайте это по Любви.»
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"